Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Савво-Крыпецкий монастырь Иоанна Богослова, основанный при князе Пскова Ярославе Оболенском, Ч.3

    • Церковь Иоанна Предтечи - Подворье Иоанно-Богословского Савво-Крыпецкого монастыря, основанного при Ярославе Оболенском
    • Княгиня Ефросинья Псковская - супруга Князя Ярослава (Георгия) Владимировича Псковского и в Юрьеве, ц.Предечи, Псков
    • Описание монастырей Иоанно-Богословского Крыпецкого и Рождество –Богородицкого Снеторгорского, «Псковский летописец»
    • О Князе Ярославе Оболенском, давшем Крыпецкой обители крепостную на земли Грамоту с Уставом монастырского строения
    • Храм Рождества Иоанна Предтечи на Красной Пресне - Плодоносящая виноградная лоза и икона «Знамение»
    • Керамиды Псково-Печерского монастыря, основанного при Князе Ярославе Оболенском и закладные доски Ярославовых в храме Предтечи
    • Стена – Перси (Грудь) Псковского Крома, защищенная Барсом (Львом) и мечом Довмонта
    • Артемида Эфесская многогрудая, сестра-близнец Аполлона Лебедя (женское воплощение Лебедя)
    • Река Пскова, омывающая Псковский Кром
    • Снетогорский монастырь Пскова, где была ц.Иоанна Богослова в 1352 году
    • Смоленская Бугабашская Одигитрия, проявленная в святом источнике Н-Березовски - в Крыпецком монастыре
    • Дом Масона. Выставка одной картины «Битва у Мульвийского моста». Напоминание о «Евангелии Знамений» Богослова
    • Пророчествами Корнилия Крыпецкого, предсказавшего «падение Романовых» интересовались в Риге, во время ВОВ
    • Памятная доска об Отречении Николая II на станции Псков. Сбылось пророчество Корнилия Крыпецкого

© Наталья Ярославова-Чистякова

© Н.Б.Чистякова-Ярославова
7 мая 2013 года

Евангелие Знамений и Книга Славы сына Грома

Поклонение Иоанну Богослову, привнесенное в Псков с горы Афон из монастыря Хиландар династии Царей-Святых Саввы I Сербского, о котором упоминает «Житие Саввы Крыпецкого» и которое хранит псковский Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь, за сотни лет истории города Ольги Великой проросло в его «духовной ткани», подобно «Виноградной лозе Неманичей».

Живописное изображение такой виноградной лозы, при этом, - плодоносящей, я видела в церкви Иоанна Предтечи на Красной Пресне в Москве, где в стене баптистерия вмурованы две уникальные закладные доски захоронений супругов Ярославовых («Три древних «Кремлевских» захоронения в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне: чета Ярославовых и грузинский владыка Роман (князь Эристави)»).

Подобные закладные доски - традиция Печерских монастырей. В Пскове их называют керамиды. И наиболее известны керамиды Псково-Печерского монастыря, основанного при князе Ярославе Васильевиче Оболенском - родоначальнике князей Ярославовых («Стратегическое положение Псково-Печерского монастыря, где по древней традиции правители испрашивают небесного благословения Божией Матери»).

Три керамиды хранит Мирожский монастырь XII века. А в древней церкви Иоанна Предтечи Иоанновского монастыря, где сейчас находится псковское подворье монастыря Савво-Крыпецкого, современные таблички о захоронениях Псковских княгинь, есть такое впечатление, - заменили тексты керамид, потому что иерархия гробниц, т.е. их расположение по отношении к алтарю, не одинаково описывается в разных источниках и не всегда так, как я видела это наяву, в описываемом Княгинином монастыре - Крыпецком подворье.

Поиском «забытых страниц» Духовного Евангелия Иоанна Богослова, по сути, и занималась исследователь В.И.Охотникова, когда задалась вопросом о том, не была ли псковская церковь Иоанна Богослова, где игуменом, вероятно, был «исписатель» Василий-Варлаам - автор «Жития Саввы Крыпецкого», подворьем «спрятавшейся» в лесах и болотах удаленной Иоанно-Богословской Савво- Крыпецкой обители, находящейся в 25 километрах от Пскова, к которой и строил мост длиною 3 версты Псковский Князь Ярослав Васильевич Оболенский.

В связи с безусловной актуальностью поставленного исследователем В.И.Охотниковой вопроса, представлю логику её поиска, являющегося, как видится, отражением псковского почитания апостола Иоанна Богослова, наиболее близкого к Богородице, проживавшей в доме его родителей в Эфесе, после Преображения её Сына.

В.И.Охотникова обращает внимание на то, что «На Псковской земле было два монастыря Иоанна Богослова: Крыпецкий монастырь и Котельников монастырь на Мишариной горе, или «на Милявицы».

И упоминает о том, что «В научной литературе давно сложилось и утвердилось мнение, что Василий стал монахом Крыпецкого монастыря». В частности, о 10-м чуде Саввы Крыпецкого он узнал тогда, когда жил в Крыпецкой обители, что следует из редакции текста. Далее идет ссылка на существующее мнение, что «по-видимому, он постригся в Крыпецком монастыре вскоре после написания жития Саввы»

«История создания жития Саввы убеждает в особом отношении писателя к этому псковскому подвижнику и произведению о нем… Постоянные возвращения Василия-Варлаама именно к этому своему произведению убеждают, что он был тесно связан с Крыпецким монастырем» /1/

Отсюда вывод В.И.Охотниковой следующий:

«В свете всего сказанного приписка дьякона Ферапонта об игуменстве Варлаама в монастыре Иоанна Богослова может быть истолкована однозначно - Варлаам был игуменом Крыпецкого монастыря Иоанна Богослова».

После этого, вторая часть статьи В.И.Охотниковой посвящена уже анализу того, как совместить этот её однозначный вывод с тем, что «ни один из известных нам письменных и печатных источников не содержит имени игумена Крыпецкого монастыря Варлаама».

Здесь автор обращает внимание на то, что «в 1555 г. Василий закончил житие Саввы описанием 12 чудес». В 1560 году он дополнил текст жития ещё 5-ю чудесами. Всего, в окончательной версии, чудес 22. При этом «главным действующим лицом «пяти чудес 1560 года» является Феодосий, пономарь церкви Богоявления с Кстовы»

Т.е. В.И.Охотникова обращает внимание на то, что все излечившиеся, имели так или иначе отношение к церкви Богоявления Кстовы:

«Большинство действующих лиц этих рассказов живут в одном районе Пскова - по левой стороне реки Псковы. Не ясно, какая из трех псковских церквей Богоявления имеется в виду, но все они были расположены в одном районе, почти напротив друг друга. Отметим, однако, что церковью «великого Богоявления» называется обычно Кстовская церковь.

О церкви Богоявления с Кстовы известно очень мало.

Собранный …материал дает основание утверждать, что церковь Богоявления с Кстовы играла в духовной жизни Пскова заметную роль и каким-то образом была связана именно с Крыпецким монастырем».

Замечу, что церковь Богоявления играла некую особую роль и в Ярославле, история которого видится все более тесно «переплетающейся» с историй Пскова. («Ярославль: прогулка в утренней сини. Акценты непосредственного присутствия от Богоявления - до Благовещения»).

У Богоявленских церквей проводится зимнее крещение, а Кстов - суть крещение, о чем сказано ниже.

В истории же Савво-Крыпецкого монастыря, Пскова и Юрьева (Дерпта), где в 1472 году были казнены участники праздника Богоявления, это одновременно и напоминание о том, что казнь была назначена на день памяти Григория, епископа Болгарского, по месяцеслову Остромирова Евангелия.

В поисках некой связи, по всем признакам, присутствующей между Крыпецким монастырем и Кстовской церковью, В.И.Охотникова анализирует житие Никандра Псковского (Пустынножителя ), одного из предпочтительных для неё псковских святых, « который ей чрезвычайно импонирует» /4/, в следующей его части:

«И прииде во град Псков, обычей бо бяше преподобному отроку Никону приходите к церкви великого Богоявления… иже есть и доныне стоит в Среднем городе, именуемо во Кстове.» Как раз после упомянутой службы в церкви Богоявления с Кстовы к Никандру и подошел Никола, псковский юродивый, «яко похабся творя, и прорече ему впредь страсти пустынная», о чем рассказывала первая редакция Жития. И «Сразу же за рассказом о пророчестве Николы следовало сообщение о пострижении Никона в Крыпецком монастыре».

Такая последовательность в изложении событий в Житии есть одно из доказательств существовавших отношений между Крыпецкой обителью и церковью Богоявления с Кстовы:

«К сожалению» - пишет автор : «ничего более определенного о характере отношений, которые связывали Крыпецкий монастырь и церковь Богоявления с Кстовы, сказать невозможно. Не исключено, что именно в этом районе Пскова находилось подворье Крыпецкого монастыря; точное местонахождение его неизвестно; одно упоминание о подворье Крыпецкого монастыря есть в Переписной книге Пскова 1585-1587 г.г. - Евстратовский монастырь на Запсковье у Гремячих ворот.

И еще один интересный факт, касающийся церкви Богоявления с Кстовы. В конце XVII в. из церкви Богоявления с Кстовы были вывезены на Печатный двор в Москву 12 служебных миней XII-XIII в. В Сводный каталог славяно-русских рукописных книг XI-XIV вв. включено 5 рукописей из Богоявленской церкви с Кстовы; это единственная церковь в Пскове, (и не только в Пскове, если судить по каталогу), из которой было вывезено такое большое число древних рукописей».

Вышеуказанный факт о работе большого числа книжников в Кстовской церкви Богоявления Пскова позволил В.И.Охотниковой прийти к выводу о том, что в 1560 году Василий-Варлаам, вероятнее всего, стал игуменом Котельникова монастыря Иоанна Богослова в Пскове, расположенного недалеко от церквей, на которые В.И.Охотникова обратила внимание в ходе своего поиска.

Ход её рассуждений следующий:

«Действие рассказа о последнем чуде, записанного Василием-Варлаамом в 1564 г., происходит близ Котельникова монастыря Иоанна Богослова. Значит, память Саввы чтили в Котельниковом монастыре, и у игумена этого монастыря были тесные связи с Крыпецким монастырем. Не мог ли Василий-Варлаам в 1564 г. быть игуменом Котельникова монастыря Иоанна Богослова?…

Участие писца из Котельникова монастыря в работе над Царскими Минеями свидетельствует, что в 50-е г.г. в этом монастыре были известные писцы и книжники, связанные с кругом митрополита Макария. На наш взгляд, это обстоятельство увеличивает вероятность того, что Василий-Варлаам, также связанный в своей литературной деятельности с инициативами митрополита Макария, мог быть игуменом именно Котельникова монастыря….

В 60-е г.г. Василий-Варлаам, вероятнее всего, становится игуменом Котельникова монастыря Иоанна Богослова, расположенного неподалеку от этих церквей. Именно в этом монастыре и создавались последние произведения известного псковского агиографа».

Как видим, автор не называет прямо Котельников монастырь, возможным подворьем Крыпецкого монастыря. Она основывает свои выводы на том, что Савву Крыпецкого чтили в Котельниковом монастыре Иоанна Богослова.

Возможное же подворье, по её мнению, могло находиться около церкви Богоявления с Кстовы, а упоминание о подворье Крыпецкого монастыря, повторю «есть в Переписной книге Пскова 1585-1587 г.г. - Евстратовский монастырь на Запсковье у Гремячих ворот».

Это первое Крыпецкое подворье - Евстартовский монастырь на Запсковье, который до наших дней не сохранился.

Уже «после Смуты к Савво - Крыпецкой обители приписали монастырь Великомученника Пантелеймона, что на Полонище у Красного двора.

В более новые времена (с 1875 года) Крыпецким подворьем в Пскове являлся храм свт. Василия Великого, что на горке (1413 год или XVI век)…

В настоящее время, подворьем Крыпецкого монастыря является Иоанно - Предтеченский Собор на Завеличье («Псковские подворья: Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь»).

Котельников монастырь Иоанна-Богослова и Савво-Крыпецкий монастырь Иоанна Богослова связывает не только почитание к Савве Кыпецкому, но прежде всего, почитание к апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, которому Савва Крыпецкий и посвятил свой монастырь

Вне всякого сомнения, привнесенный в Псков из Хиландара и Сербии культ Иоанна Богослова был у Псковского князя Ярослава Васильевича Оболенского - родоначальника князей Ярославовых, о чем свидетельствует описание Чуда Саввы Крыпецкого «О князе Псковском Ярославе и исцелении его княгини», представленное в книге «Крыпецкая обитель» /5 /

«Благоверный князь псковский Ярослав Васильевич, нареченный в крещении Севастианом, имел глубокую веру к святому Иоанну Богослову и к преподобному отцу Савве пустынножителю. И много жертвовал на устроение монастыря» /19/.

Упоминание о некой церкви Иоанна Богослова в Пскове есть также в книге «История княжества Псковского» Митрополита Евгения (Болховитинова)

Называется она в летописи в связи с трагическим для Пскова событием, когда Великий князь Псковский Василий, будущий Василий III велел снять Вечевой колокол Пскова, о чем объявил его посол дьяк Третьяк : «Вечу не быть, вечевой колокол снять, а быть на Пскове двум наместникам Великого князя».

История такова, что « в 1499 году Великий князь Иван Васильевич дал сыну своему Василию титло Великого князя Новгородского и Псковского (потому что на Великое Княжение Московское короновал уже внука своего Димитрия)» /2/

И вот, имея этот титл Князя Псковского, будущий Василий III приказал: «Вечу не быть».

Псковский летописец описывает:

«И Генваря 13 спустиша колокол Вечной о Святыя Троицы, и начаша псковичи на колокол смотря плакати по всей старине и по всей воли; и повезоша его не Снетогорский двор к Ивану Богослову» /2/

Евгений Болховитинов, который в 1816-1822 годах жил в Снетогорской обители, не уточняет: была ли церковь Иоанна Богослова на подворье Снетогорского монастыря или в самом монастыре.

Сейчас эта информация преподносится так:

«В самом Пскове рядом с Кромом на берегу реки Псковы с середины XIV века существовало подворье монастыря, где в 1352 году была построена церковь ап. Иоанна Богослова. Подворье укрепляло хозяйственные связи монастыря с псковским посадом, кроме того монастырь поддерживал торговые связи с прибалтийскими купцами.

Монахами Снетогорского монастыря были преподобные Евфросин Псковский, Савва Крыпецкий - выходец из Сербии или со Святой горы Афон. Ими были основаны другие, расположенные в окрестностях Пскова, монастыри: Спасо-Елеазаровский и Крыпецкий».

Спегальский Ю.П. также описывает это подворье в его статье «Памятники Псковской гражданской архитектуры XVI века» /6/ :

«Палаты Снетогорского подворья в Пскове, вероятно, были построены вскоре после 1510 г., когда Снетогорский монастырь лишился своего старого подворья в Среднем городе…. Палаты Снетогорского подворья находились на Большой Запсковской улице (ныне ул. Герцена), вблизи церкви Богоявления с Запсковья».

Как видим, здесь упоминается церковь Богоявления, к которой и имели отношение «5 новых чудес 1560 года», дополненные Василием - Варлаамом в Житие Саввы Крыпецкого.

При этом, Кром омывается рекой Пскова, там я много раз прогуливалась лично. На одной и той же стороне реки Пскова сейчас находится: Гремячья Башня, ц. ап. Иоанна Богослова на Мишариной горе, церковь Богоявления. И на этой же стороне начинается дорога к Снятой (Святой) горе и Снетогорскому монастырю.

Таким образом, Василий-Варлаам, мог быть игуменом подворья Снетогорского, а не Крыпецкого монастыря в церкви ап. Иоанна Богослова около Крома (Кремля) и около церкви Богоявления.

В случае, когда речь идет: «О церкви Иоанна Богослова подворья Снетогорского монастыря» и «О подворье Снетогорского монастыря около церкви Богоявления», можно было бы предположить, что это одно подворье, поскольку церковь Иоанна Богослова находилась рядом с церковью Богоявления.

Однако Спегальский Ю.П. упоминает два подворья, в т.ч. Старое в Среднем городе. К тому же, и годы называются разные. Палаты нового подворья - после 1510 года. А церковь Иоанна Богослова на Снетогорском подворье - 1352 года. Т.е. церковь Иоанна Богослова была построена до прихода в Псков в середине XV века Саввы Крыпецкого, с Афона (Святой горы) из монастыря Хиландар, на что есть много указаний. И само имя подвижника - Савва. И известная икона «Евфросин Псковский, Савва Сербский, Иоанн Богослов и Савва Крыпецкий с Житием Саввы Крыпецкого», два клейма которой посвящены Князю Ярославу Оболенскому.

Ещё одно указание - само название Снетогорского монастыря - от горы Снятной. Раньше эта гора называлась Святой, также, как и Афон. Сейчас называние горы объясняют названием рыбы - снетка, которая в изобилии водилась у брода близ Снегорской горы. Однако в этой истории о рыбе снетке видится много иносказаний и аллегории. Рыбы этой, как пишут, было так много, что « можно было поставить в воду весло, и оно стояло». Легенда о Снятной горе напоминает «приумножение рыб».

Приумножение же рыб имеет прямое отношение к истории апостола Иоанна Богослова - из семьи рыбаков, потому что впервые о нем говорится в рассказе о призвании первых апостолов на Галилейском море: «После Петра и Андрея Христос призвал Иоанна Богослова вместе с его братом. Из евангельского рассказа ясно, что братья занимались рыбной ловлей вместе с отцом Зеведеем, которого они оставили, последовав за Иисусом Христом. У евангелиста Луки история призвания апостолов соединена с рассказом о чудесном лове рыб» («Иоанн Богослов»).

Суть же этого «Чудесного лова» рыб в том, что умеющие «ловить рыб» смогут стать и «ловцами человеков». И в данном случае, речь идет не столько об «удвоении», сколько о «Магните», притягивающем рыб и людей («Женская троица» Герба Рюрика и священная геометрия «Яблок» Белой Богини).

В контексте аллегории о «Чудесной ловле рыб», Снетогорский монастырь видится «ловцом рыб» и «ловцом человеков».

А «Крыпа», от которого произошло название Крыпецого монастыря, в переводе с польского означает «рыбачья лодка», опять же напоминая о рыбацком прошлом апостола Иоанна Богослова.

Интересно, что вся эта легенда о «Чудесном лове рыб» около монастыря на Снятной (Святой горе) относится к Псковскому княжеству, чья история, начиная с Великого князя Тверского Ярослава III Ярославова, приходится на правление Тверских, суть - Тиверских князей и их потомков.

При этом, только Иоанн Богослов - единственный из апостолов, знавший иное название Галилейского моря - Тивериадское озеро.

«Родина Марии Магдалины расположена на западном берегу Геннисаретского озера. На месте древней Магдалы (Далмануфа) ныне находится город Эль-Меджел. Он в 5 км северо - западнее Тверии, в отношении которой недавно была высказана инициатива - сделать её побратимом древней столицы Тверского княжества.

«Тивериадское озеро, более известное как Галилейское море, а в современном Израиле как озеро Кинерет (море Киннереф или Хиннерефское, Тивериадское море, Геннисаретское озеро)»

Но родство Твери и Магдалы не только в созвучии Тверия и Тверь. В Твери построена суфийская мечеть в новомавританском стиле…» («Сокрытый царский культ Марии Магдалины Тиверской русских цариц лебединых родов и Худа - Яра»).

Представленная история о связи «Чудесного лова рыб» со Снетогорским и Крыпецким монастырями указывает на то, что почитание апостола Иоанна Богослова - отличало оба монастыря. Причем в Снетогорском монастыре почитание Богослова, по датам, отмечено раньше.

И Снетогорский монастырь - единственный, объединяющий все фигуры : Ефросина Псковского, митрополита Псковского Макария, Савву Крыпецкого, Василия - Варлаама, митрополита Псковского Болховитинова.

Снетогорский монастырь также - более древний, чем другие псковские монастыри. Он был разорен ещё в 1299 году, а затем восстановлен.

На церковь Богоявления, рядом с ц. Ап. Иоанна Богослова, где, как показано выше, находилось искомое подворье Снетогорского монастыря, как раз и обратила внимание В.И. Охотникова в поиске ответа на вопрос : Игуменом какого монастыря Иоанна Богослова мог быть Василий-Варлаам - автор жития основателя Елеазаровского и Крыпецкого монастырей:

«Обратим внимание на одну особенность последних пяти (13-17) рассказов о чудесах. Большинство действующих лиц этих рассказов живут в одном районе Пскова - по левой стороне реки Псковы….Василий-Варлаам был каким-то образом связан именно с этим районом Пскова, со служителями церквей Богоявления с Кстовы и Богоявления с Бродов….Неясно, какая из трех псковских церквей Богоявления имеется в виду, но все они были расположены в одном районе, почти напротив друг друга. Отметим, однако, что церковью «великого Богоявления» называется обычно Кстовская церковь».

Этот вопрос о церкви Богоявления, связанной, прямо или опосредованно, с Крыпецким монастырем, проясняют данные статьи Н.Ф.Левина «Первые археологические раскопки в Пскове»:

« По годовой смете 1699 года возле Кстовской башни размещалась церковь Богоявления, а не Рождества Христова. На плане 1740 года обозначены Богоявленские ворота и Богоявленская батарея».

Цитата отражает дискуссию, связанную с тем, что в 1898 году при выемке земли из вала была случайно обнаружена древняя церковь и высказывалась версия, что это церковь « Рождества на Кстове», либо переписчики перепутали и это - церковь «Рождества на р.Пскове».

Н.Ф.Левитин, с учетом современных данных, поправил, что в контексте Кстовской церкви, речь идет не о церкви Рождества Христова в поле, а о церкви Богоявления. Что же касается созвучия Пскова и Кстова, то ошибки переписчиков здесь нет :

«Со Кстовы» или «со Кстова» является не искажением от реки Псковы, а сокращением от слова «крещение, кщение» (Васильев, 1889, с.80), поскольку праздник Богоявления или Крещения Иисуса Христа отмечается с водоосвятием 6 января, здесь, в Бродах, на Пскове. Наличие в городе на этом месте топонима «Кстово» подтверждается существованием здесь Кстовской башни и Кстовских ворот.

В.Д.Щукин, ссылаясь на книгу Болховитинова, сделал замечание: «Богоявленская каменная церковь со Кстовы в Бродах была построена за оным (Петропавловским собором) на берегу реки Псковы в 1397 году; …в 1710 году была разрушена от взрыва пороха, но потом снова выстроена…». Вместе с Богоявленской церковью был разрушена Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, но восстановлена она не была.

Редкие иконы из этих церквей передали в церковь Петра и Павла. Речь идет прежде всего «о иконе Рождества Пресвятой Богородицы в житии с изображением чудес от иконы Тихвинской Божией Матери».

Именно этот образ Богородицы, позже названный Тихвинским, после его явления на реке Тихвинке в 1383 году, был изображен на обратной стороне Чудотворной иконы Иоанна Богослова, явившегося Батыю и защитившего Иоанно-Богословский монастырь около Рязани, основанный греческими монахами. Монастырь этот стоял на горе со многими пещерами и подземными ходами, подобными Зверинецким, а затем - Печерским в Киеве, или - пещере пророка Илии на горе Кармель. А «двухсторонняя икона» Богородицы и её «приемного сына» Иоанна Богослова, о которой идет речь, была принесена в Рязань от Константинопольского патриарха. Создана она чудесным образом мальчиком сиротой по имени Гусарь».

После явления ему Иоанна Богослова, Батый, «родом из града Ярославля Череможской веси» не только не стал разорять Иоаннов монастырь, но и одел на икону Богослова собственную Батыеву печать, охранявшую её не один век» («Хан и каган Батый был родом из Черемошской веси Ярославского града - родовой вотчины бояр Ярославовых»).

Этим и объясняется моя встреча с настенной росписью «Явление Иоанна Богослова - Батыю» в единственном в Петербурге храме Ольги - Великой Княгини, при которой начался расцвет Пскова, поскольку явление Иоанна Богослова Батыю - это одновременно и явление Богородицы, образ которой был позже назван Тихвинским.

Рядом с Богословом, остановившим Батыя, в Храме Великой Княгини Ольги мне встретилась и Святая Наталья («Дорога к единственному Храму княгини Ольги «на Нево» привела к Святой Наталье Никодимийской из Вифинии»).

При этом, Тихвинский образ в Пскове указывает на любимую Псковичами Княгиню Наталья Бирута, гробница которой находится в ц.Иоанна Предтечи Княгинина монастыря - современного подворья монастыря Савво-Крыпецкого.

«Над гробницей благоверной княгини Наталии - икона Божией Матери Тихвинской, в чудесах, также в виде полукружия, 8 арш. 2 в. в окружности, украшенная жемчугом и бриллиантами, древнего письма» («Иоанно Предтечев Девичий монастырь»).

Старец церкви Иоанна Предтечи на Завеличье в Пскове - подворья Иоанно-Богословского Савво-Крыпецкого монастыря, основанного при его покровителе - родоначальнике Князей Ярославовых, был некогда духовником - Великой Княгини Елизаветы Федоровны Романовой - Председателя Императорского Православного Палестинского общества. А в святом источнике села Николо-Березовка, названном позже именем княгини Елизаветы, на месте моего рождения, поскольку там в XX веке оказались Ярославовы, некогда была проявлена на камне «Бугабашская Смоленская Одигитрия» («Волшебная радуга над Камой - в Крестный ход с иконой святой Елизаветы (Романовой) и Николы Закамского. С Рождестом, Никола!!!»).

Эту редкую нерукотворную икону на камне привозили в Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь в октябре 2011 года («В Крыпецкий монастырь прибывает чудотворная икона Божией Матери Смоленская Бугабашская»).

И непосредственно на эту связь истории Савво-Крыпецкого монастыря с иконой Божией Матери Смоленской Бугабашской указывает икона Зосимы Эннатской Уфимской в Крыпецком подворье - ц. Иоанна Предтечи в Завеличье города Пскова.

При этом последние новости Башкирии упоминают, как о Бугабашской Смоленской Одигитрии, так и о св. Зосиме Эннатской Уфимской.

«27 января 2012 года митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон в ДК «Нефтяник» г.Уфы открыл Первую православную выставку-ярмарку «Крещенская». Торжественный молебен перед чудотворной Смоленско-Бугабашской иконой Богородицы и частями мощей свв. Моисея, Зосимы и Варвары Уфимских возглавил епископ Бирский Николай» («1-я православная выставка-ярмарка «Крещенская»).

Последнее из описанного, в частности, - о Великой Княгине Елизавете Федоровне, относилось уже к XIX - XX веку. И если Княгиня столь близко находилась к Иоанновскому монастырю Пскова, то отчего она столь поздно узнала о пророчестве Корнилия Крыпецкого ? - такой вопрос возникает. Ведь Великая Княгиня Елизавета Федоровна писала о нем лишь в 1917 году, до этого дважды совершив паломничество в с. Николо-Березовку.

Однако есть ещё некая связь истории Великой Княгини Елизаветы Романовой с разрушенными, от порохового взрыва, церквями Богоявления с Кстовы и Рождества Богородицы, где хранилась «Икона Рождества Пресвятой Богородицы в житии с изображением чудес от иконы Тихвинской Божией Матери».

На раскопках 1898 года был найден крест с надписью «I.X.Ц.С. Ника», на другом каменном кресте «Iс Xс Цръ Свы»…

В приделе, в нижних слоях подпольной земли, оказалась масса костей животных, особенно рогов, и два почти полных скелета лошадей. Присутствие коровьих рогов дает основание думать, что они представляли остатки от тех пиршеств, которые в оное время совершались целым приходом близ церквей… Эти рога были зарыты грудами близ самых стен церкви» /3/.

Рога, быть может, указывают на апостола Луку, символом которого является Бык, как «Священнодейственное и священническое достоинство Христа, его крестная жертва».

«Iс Xс Цръ Свы» - «Царь Славы». В образе «Царя Славы» Великая княгиня Елизавета Федоровна - председатель ИППО изобразила Спасителя на иконе «собственноручного письма», которую к Пасхе в апреле 1911 года подарила Камско-Березовскому монастырю. Икона имела большой иконостасный размер. Эту икону «руки Елизаветы Федоровны» доставляли крестным ходом от Уфы в Николо-Березовку точно к дню Пасхи - 15 апреля /7/

«Ника» - «лицо Бога»:

«В день Святой Троицы, когда Святой Дух сошел на апостолов… «вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра… И явились огненные языки и почили (остановились) по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого… Так Дух Святой, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов в виде огненных языков… сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души»… Описание нисхождения Святого Духа совпадает с описанием того как Ника (Лик) Бога - архангел Света Уриил, является к страждущим» /8/

Поскольку «Ольгин культ Троицы» в Пскове прямо связан с нисхождением Святого Духа обращу внимание также на информацию И.К.Лабутиной:

«…по данным 1693-1694 г.г. существовал придел Св.Духа у церкви Рождества с Кстовы, и земли церкви св. Духа были переданы во владение Кстовской церкви». В топографическом указателе к этой книге И.К.Лабутиной, на что обращает внимание Н.Ф.Левин /3/, высказано предположение (со знаком вопроса), что церковь Рождества Богородицы в Кстове - придел церкви Богоявления в Пскове».

В любом случае, земли у них были общие, что подтверждает митрополит Киевский и Галицкий, почетный член РАН Евгений Болховитинов.

Таким образом, вблизи искомого подворья в церкви Иоанна Богослова, игуменом которой мог быть Василий -Варлаам, автор жития Саввы Крыпецкого, есть также следы ранее широко распространенного в Пскове поклонения Святому Духу.

В Пскове был Монастырь сошествия Св.Духа Иглии (Ыглин, Глин) около ц. Климента Папы Римского. Причем основан он, судя по датам (середина 80-г годов XV века), вероятно, при князе Пскова Ярославе Васильевича Оболенском.

Была ц. Святого Духа на Усохе. И «церковь Святого Духа Девичья монастыря каменна». Географическую «привязку» они имели к бывшей Изборской улице и переулку.

Однако Святой Дух снизошел на всех 12 апостолов.

А Уникальность апостола Иоанна Богослова в том, что он был крещен апостолом Андреем Первозванным, «собрал кровь Христа» и «Богородица до успения жила в доме родителей Иоанна Богослова на Елеонской горе …», где Иоанн Богослов получил от Марии книгу с тайнами мироздания и пальмовую ветвь, данную Ей ангелом /10/

Возможно, как раз на основе этой книги Марии о тайнах мироздания Иоанн Богослов и написал «Духовное Евангелие», состоящее из двух книг: «Книги Знамения», т.н. «Евангелия Знамений», и «Книги Славы».

Обращу внимание, что Знамение Трех Лучей в Пскове видела и княгиня Ольга, крещенная именем Елены, напоминающим одновременно о Елене Троянской. Знамение перед битвой у Мульвийского моста видел и Константин Великий. И апрельская 2013 г. выставка одной картины в Пскове, в Доме Масона, посвященная этой битве может быть воспринята как напоминание о «Евангелии Знамений».

Некоторые рукописи указывают на Иоанна Богослова, как на автора «Евангелия о Рождестве Марии и детстве Спасителя», обычно приписываемого Матфею.

В храме Св. Софии Константинопольской хранилась скамья, на которой сидел Иоанн Богослов, создавая свои сочинения. История Иоанна Богослова на Патмосе связана с легендой о райских яблоках, которые он передал морякам.

Иоанн Богослов скончался в 3-й год правления Траяна, т. е. в 100 год. Гробница Иоанна Богослова находится в Эфесе… На месте погребения апостола в Эфесе стоял небольшой храм, по преданию построенный при равноапостольном императоре Константине I Великом.

Господь даровал благодать месту погребения Иоанна Богослова. Согласно апокрифическому сказанию, когда апостол преставился, на небо была взята не только его душа, но и тело, так же как это произошло с пророками Илией, Енохом.

Праздник 21 (8 мая ) связан с исхождением от гробницы Иоанна Богослова в Эфесе некоего целебного праха называемый ими «манна»,

О празднике упоминает русский паломник игум. Даниил, он называет это вещество «персть» и сообщает, что там же, при гробнице, хранился плащ Иоанна Богослова.

Обращу внимание, что подобную же «персть» упоминает и В.И.Охотникова в историях о чудесных исцелениях от персти Саввы Крыпецкого

«… старцы монастыря, они приходили в дом к больному, приносили персть с гроба Саввы …Дьякон взял персть «у некоего христолюбива прозвитера» и принес ее игумену Аникию. Испив воды со святой перстью, игумен исцелился» /1/

«Перси», что созвучно, в Пскове также название Довмонтовой стены - передней стены Псковского Крома.

И «Перси» в данном случае переводят, как Грудь, т.е. «Грудь Псковского Кремля».

С моей точки зрения, более правильное толкование дано в статье «Род Домонтовичей»

«Эту стену впоследствии называли перси, грудь. Если храм символ Бога, то эта стена символ груди Бога и как к груди матери так к груди Бога предстали 18 храмов, на этом маленьком отрезке, которую наши предки называли Довмонтов город. Вот эти фундаменты, который вы видите, является фундаментами 18 храмов»

Мне это напомнило собственные статьи о Маат, манне и Евангелии царицы Млке из Армении - Великой Киликии.

«МА-МА: Мир ждёт МА как МАнны небесной»

«Потомки Ярославовы и женская линия: Киликия, Киликиевский крест, Ван-«море» и Церковь святого креста»

Получается, что Псковское Перси и персти, в том числе, в «Житии Саввы -Крыпецкого» - это духовная Манна

А 18 храмов на «Груди - Перси» Псковского Кремля я считаю символом Артемиды Многогрудой - сестры Аполлона Лебедя («Воплощенный бог» аристократии Аполлоний Тианский, нашедший«Скрижали Гермеса» и заложивший «Магниты эволюции»).

Это прямо следует из образа Многогрудости Артемиды.

Однако ещё и совпадает число храмов Псковского Кремля - 18 и число грудей Артемиды Эфесской, каковых тоже - 18

Статуя Артемиды с 18 грудями находилась в знаменитом Эфесском храме, покровительствовала амазонкам («Артемида Эфесская, тж. Артемида много-грудая»).

Эфес - город, где жил апостол Иоанн Богослов и жила, до её Успения, Богородица.

Псковский Кром - это Артемида Эфесская !

Псковский Кром - это «Млекопитательница» !

Также, как «Троеручница» - игуменья монастыря Халандар, икона «Млекопитательница» находилась сначала в Лавре Саввы Освещенного, а в настоящее время хранится в Хиландарском монастыре.

В иконографии «Млекопитальница» - Богородица, изображённая кормящей грудью Младенца Иисуса. Этот образ распространён в иконописи Южной Европы - Италии, Греции, на Балканах. На Руси встречается редко. Почитаемый в Италии образ «Млекопитательницы» находится в базилике Сан-Джованни-Эванджелиста Равенне (W).

В 1860 году список иконы «Млекпитальница» был привезён в Курскую губернию, где 8 сентября 1295 года найдена икона Курская-Коренная «Знамение».

Таким образом, Псков - это не только след Хиландара и Лавры Саввы Освещенного, но и след Эфесса - родины Богослова и места Успения Богородицы, столицы Римской провинции Азии, известный его древнеримской библиотекой, которую построил для Тиберия Юлия Цельса - Адриан - Император Цезарь Траян Адриан Август, Великий Понтифик, наделённый властью народного трибуна 22 раза, Императора 2 раза, Консула 3 раза, Отец Отечества («Адриан»)

Почитание Иоанна Богослова характерно для Костромы, Вологды и Ростова:

«Согласно Житию прп. Авраамия Ростовского, когда святой отчаялся победить язычество в городе и покинул Ростов, Иоанн Богослов явился ему на пути и вручил посох, с помощью которого святой сокрушил стоявшего в Чудском конце идола Велеса. Позднее чудотворный посох лежал на гробнице прп. Авраамия в ростовском Богоявленском монастыре до 1553 г., когда царь Иоанн IV Васильевич забрал его в Москву перед походом на Казань».

Иоанн Богослов вместе с Богородицей явились Сергию Радонежскому после его молитв о защите Троицкой обители в Москве.

«С Иоанном Богословом связаны несколько сюжетов, восходящих к русским агиографическим источникам. В основе наиболее распространенного из них - «Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому», рассказывающий о посещении его Богородицей после молитвы о заступничестве за Троицкую обитель. Согласно источникам, иконы на этот сюжет существовали уже с 40-х гг. XV в. Богоматерь явилась прп. Сергию в сопровождении апостола Петра и Иоанна Богослова, что, по мнению исследователей, позволяет искать как в самом сюжете, так и в соответствующих ему изображениях символические моменты. Прежде всего, сюжет перекликается с эпизодом из Сказания о Лиддской (Римской) иконе Божией Матери, где повествуется об основании ап. Петром и Иоанном Богословом храма Богоматери в Лидде - Пресвятая Дева обещала апостолам посетить этот храм. Она напутствовала их почти такими же словами, с которыми обращалась к прп. Сергию: «Идите с радостью. Я буду там с вами»/10/

«При этом Лидда - город с греческим названием Diospolis («город богов»), где, как считают, жил и был похоронен Георгий Победоносец. В память об этом до арабского завоевания современный Лод был известен как Георгиополь - «город Георгия»

Городом Георгия является и Юрьев (Дерпт), судьба которого тесно связана с судьбой Пскова.

Смерть Ионна Богослова соотносят со смертью императора Трояна. При этом, день Иоанна Богослова 21 мая - это день славянского божества Трояна. Троян одновременно упоминается в «Слове о полку Игореве», а А.Г.Кузьмин «высказал мнение, что Троян может быть родоначальником русского княжеского дома Рюриковичей».

С моей точки зрения, в сказанном выше, - указание на Адриана - Императора Цезаря Траяна Адриана Августа

А если принять во внимание уникальные праздники приходящиеся на день Иоанна Богослова близ Бирска (Челяндино), нигде более на Руси не встречающиеся и не сохранившиеся, на что обращает внимание И.Г.Игнатьев /9/, и напоминающие при этом особое отношение Иоанна Богослова к воде, как и к превращению воды в вино, то надо признать, что тему Трояна, Трои, Троицы и Трех лучей Ольги Великой следует изучать совместно.

При этом, один из главных выводов представленной истории Иоанна Богослова и Савво-Крыпецкого монастыря, основанного при князе Пскова Ярославе Оболенском, состоит в том, что Иоанн Богослов - Сын Грома (Иоанн Зеведеев)

А Гром на Руси - это Илья Громовник или Илья Пророк.

Тот самый Илья Пророк, которому завещал молиться на Руси пророк Корнилий Крыпецкий, чье предсказание о падении монархии Романовых сбылось в 1917 году, и именно в Пскове, где Николай II подписал его Отречение за себя и потомков.

  1. «Некоторые проблемы биографии и творчества Василия-Варлаама, псковского агиографа XVI в.», В.И. Охотниковой
  2. «История княжества Псковского», Е.Болховитинов
  3. «Первые археологические раскопки в Пскове», Н.Ф.Левин
  4. «Валентина Охотникова: «В человеке Древней Руси более всего ценился ум»
  5. «Крыпецкая обитель», издание седьмое, 2010 год
  6. Спегальский Ю.П. «Памятники Псковской гражданской архитектуры XVI века»
  7. «Камские Чудотворцы поправляют версию «Кода да Винчи» о «родственных отношениях» Меровингов и Христа»
  8. Памяти Андрея Волгина: этим вечером ангелы плакали…»
  9. «Бирское «Рюриково городище» и Климент Ярославов - староста Архангельского - Бирь, контролировавший Перевоз через реку Белую»
  10. «Иоанн Богослов», А. Ю. Виноградов, А. А. Королёв

Все материалы раздела «Внимание! Угрозы и тенденции»

Реклама


© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС