Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

«Духовный брак» Печерской церкви и Рюриков. Княгинина власть в доме мужей Ярославовых и Брячиславовых. Москва, рожденная из Спаса на Камне

    • Московская линия Александра Невского и линия Ярослава III Ярославова Тверского и Всея Руси - «Дома Ярослава II Всеволодовича»
    • Великие князья Ярославовы в «Словаре Библиофила» Е.И.Аркадьева рядом с Андреем Ярославичем и Юрием Даниловичем
    • Древо Рогволодовичей - Полоцких Князей от Изяслава Владимировича. «Брячиславов двор» и Всеслав Чародей (Волк)
    • Княгиня Ксения Тарусская с сыном Михаилом Ярославовым Тверским. 700 лет принятия Титула «Великий Князь Всея Руси»
    • Спас-Каменный монастырь сына Марии Михайловны Черниговской и Сказание о Монастыре Паисия (Ярославова). Худ. Комендантов А.А.
    • Moskovia в районе Мологи и Рыбинска. Моисей и Аарон. Все желают быть Аароном. Никто не видит Моисея. ГМИР www.artanimal.ru
    • О Жалованной Грамоте Ивана III игумену Троице-Сергиева монастыря Паисию (Ярославову) на земли и воды Ярополча и Гороховца
    • Ростовский Кремль и Ярославско-Смоленская икона «переехавшая» из Троице-Сергиевой Лавры в Борисоглебск при игумене Толгском
    • Имение Борисоглеб в Мологе А.И.Мусина-Пушкина, опубликовавшего «Слово о Полку Игореве» из Спасского Ярославского монастыря
    • Упоминание великого князя дьяка Леонтия Ярославова в Грамоте Спасского Ярославского монастыря на пожню Крестцы. 1495 г.
    • О Князьях Телятевских, унаследовавших вотчину Леонтия Ярославова Филиповское (выделено зеленым)
    • О браке Ф.Микулинского из кн.Тверских с дочерью Ф.Кошки (1390). И царице Марии Ярославне - дочери Ф.Ф. Кошки (1433)
    • Князь Пскова Андрей Александрович Ростовско-Борисоглебский. Родоначальник Князей Брюхатых (Ростовских)
    • Святые Ярославские князья второй Смоленской династии на Псковском Знамени Б.Полка конных стрельцов

© Наталья Ярославова-Чистякова
27-31 октября 2013 года

Тверское Княжество первого самостоятельного Тверского Князя и «Царя Росов» Михаила Ярославова Тверского вошло в состав Московского княжества вследствие двух родственных браков.

Первый брак: Великого князя Московского Василия II и княжны Марии Ярославны - правнучки Тверской и Литовской княгини Иулиании;

Второй брак: Ивана III и Тверской княжны Марии Борисовны.

При этом, и царица Мария Ярославна, и царица Мария Борисовна, после воцарения которых «Тверь привели во власть Москвы» относятся к потомкам Великого Князя Ярослава II Всеволодовича, сын которого Александр Ярославич Невский по его завещанию, в 1263 году, передал Москву в удел, теперь уже своему сыну, Данилу Александровичу - первому Князю Московскому (Список Князей Московских).

Какое-то время существовало два «конкурирующих» княжеских Дома: Московский и Владимирский (Тверской) от потомков старших и младших сыновей Великого Князя Киевского, Владимирского и Новгородского Ярослава II Всеволодовича, матерью которого была княжна Богемская Мария Шваровна. По другим известиям, его мать была – ясыней, т. е. из города Яссы столицы Молдавии и Валахии. («Род «Смоленского царя» Ярослава II Грозного и линия «Ярослава-Александра», как основа старомосковской политики и Закамской «Александрии»).

Однако со временем, Московский дом «перевесил» Князей Тверских и Новгородских, поскольку «поглотил» последнего Князя Владимирского княжества посредством брака его дочери Евдокии Суздальской с Великим Князем Московским Дмитрием Донским.

Вот после этого «поглощения» потомки Александра Невского и стали «приводить в свою власть» потомков его родного брата Ярослава III Ярославова, до этого княживших самостоятельно и автономно.

Два сына - два брата - два брака.
Московский дом - брак Александра Ярославича Невского
Тверской дом - брак Ярослава III Ярославова
Чем отличаются два эти супружества?

Прежде чем перейти к этой теме, обращу внимание на то, что сам родоначальник - Великий Князь Ярослав II Всеволодович вокняжился в Новгороде на наследии Великого Князя Мстислава – Гаральда и его сына Великого Князя Новгородского и Псковского Всеволода Мстиславича, женатого на дочери Святослава Черниговского - одного из основателей Печерских церквей, более известного, как Никола Святоша («Всемирная азиатская торговля в древней Мологе, у начала Тихвинской системы. Правда, которую пытались затопить»).

Поэтому, вот этот Рост, воспринятый «по эстафете» от Мстиславичей и Черниговцев, в духовных центрах Новгороде и Пскове всегда влиял на судьбу дома «Ярослава II Всеволодовича», ставшего преемником названных «Центров Роста» в вотчинах Ольги Великой («О культе воинов святых, Н. Чистякова IV Международные Александро-Невские чтения»).

Не случайно именно Ярослав II Всеволодович и его сыновья первыми защищали Псков в битвах на Чудском озере («Святые Борис и Глеб, династическая легитимность и завещание Александра Невского Псковичам о его потомках и «втором распятии жидами Христа»)

Не случайно первым после князей Мстиславичей на Княжестве Псковском появился Князь Ярослав III Ярославов, а затем его сын Святослав Ярославич. Князь Довмонт стал Князем Пскова уже после них и благодаря родству с ними.

Названные мною Князья Мстиславичи - это сыновья Мстислава-Гаральда Великого и его потомки в других коленах, в первую очередь, Смоленские князья и Смоленские княгини.

А Ярослав III Ярославов - сын Смоленской и Торопецкой княгини Ростиславы из Мстиславичей, что давало ему право стать Князем Пскова, также как и его брату Александру Невскому (см. схему)

Брак его отца Ярослава II Всеволодовича со Смоленской княгиней из Мстиславичей был заключен, как видится, c «попутной» целью укрепления этой преемственности власти от Мстиславичей.

Псков же я выделяю в этой истории ещё и потому, что именно в Пскове князьями Псковскими в XIII веке, а затем в XV веке были князья Ярославовы из двух «разных» веток: Тверской и Тарусской (Оболенской).

Более того, уже в XV веке, когда фамилия Ярославов «возникла» в непосредственной близости от Московского престола в годы «поглощения» Тверского княжества, рядом с этими московскими Ярославовыми обозначилась фигура, как пишут, «последнего Ярославского князя» Александра Брюхатого. Князь Александр Брюхатый и Ярославовы в начале XV века вели важные переговоры вокруг Спасо- Каменного монастыря и Кубенских земель.

Из книги же митрополита Е.Болховитинова мне стало известно о том, что Князем Псковским два года был также родоначальник Князей Брюхатых - Андрей Александрович Ростовско-Борисоглебский. Князь же Ярославский Александр Брюхатый получил это прозвище «окольными путями».

Таким образом, историю альянса Князей Ярославовых и Князей Брюхатых надо начинать изучать с Пскова. Что и будет сделано ниже.

Сейчас же я выделяю Псков, как город в котором было воспринято наследие Ольги Великой, Мстислава Великого, Святого Всеволода и Николы Святоши, княжившими в нем Ярославовыми, первым из которых был Владимирский Князь Ярослав III Ярославов.

Второе основание для его Княжения в этом Духовном Пскове Ярослав III Ярославов получил уже в его собственном браке с Княгиней Тарусской - Ксенией из того же самого Черниговского княжеского дома, к которому принадлежала дочь Николы Святоши - супруга Князя Псковского Всеволода Мстиславича, известного, как Святой Всеволод Псковский.

В 2006 году в Твери прошла конференция: «К 700-летию принятия на Руси титула «Великий князь всея Руси»: роль Тверского княжества и Михаила Ярославича Тверского в становлении российской государственности» («Царь Росов» Михаил Ярославiв и его Тверское Православное Братство»).

На этой конференции выступал писатель из Таруссы Сергей Михеенков автор книги «Тарусская княжна» о Ксения - матери Михаила Тверского и жене Ярослава III Ярославова, которая была дочерью Князя Юрия Михайловича Тарусского» (Л.Мартинсон «Так кем же была княгиня Ксения?»).

В этом Тарусском происхождении и есть объяснение того, почему Ксения выбрала имя для сына - Михаил. Ведь, она принадлежала к Черниговскому Княжескому Дому, прославленному Святым Михаилом Черниговским («Потомки святых Михаила Черниговского и Федора: Ярославовы и Зузины в масонском Ярославле 18 века»).

Л.Мартинсон автор обсуждаемой статьи о Ксении Юрьевне (Георгиевне) обращает внимание на ссылку Сергея Михеенкова, которую он делает на книгу «Род князей Волконских. Материалы, собранные и обработанные княгинею Е.Г. Волконской», изданную в Санкт-Петербурге в типографии Стасюлевича в 1900 году. В ней дана подробнейшая поколенная роспись князей рода Михаила Черниговского. В двенадцатом колене от Рюрика значится Юрий Михайлович, князь Тарусский. А в тринадцатом, после сыновей, - «… княжна Ксения Юрьевна, за Ярославом Ярославичем, князем тверским». На Тарусское происхождение княгини Ксении обращал внимание и известный отечественный историк М.Д. Хмыров в «Алфавитно-справочном перечне государей русских и замечательнейших особ их крови», изданном в 1870 г.

В цитируемой статье также высказывается версия о том, что будущая княжна Тарусская, великая княгиня Владимирская, Тверская и всея Руси Ксения могла какое-то время воспитываться «в доме своей тетки, сестры князя Юрия Михайловича Марьи Михайловны Ростовской». И это предположение все ставит на свои места :

«Вдова … князя Василька Ростовского, женщина просвещенная и волевая, она была первой русской женщиной-летописцем. Именно она, как утверждал академик Д.С. Лихачев, была автором Ростовской летописи. По ее настоянию канонизирован убитый в Орде князь Михаил Черниговский. Естественно, что в ростовском доме, так же, впрочем, как и в тарусском, существовал и всячески культивировался культ благоверного князя Михаила Черниговского. …Имя Михаил в тверском княжеском доме вообще становится родовым…»

Здесь важно сказать, что именно сын Василько и Марии Михайловны Черниговской - Князь Борис Василькович основал тот самый Спас-Каменный монастырь, на который уже в XV веке претендовали и Ярославовы, и Князь Ярославский Александр Брюхатый. («Наталья Ярославова: мое путешествие в Северную Фиваиду Белоозера»).

Дочь же сына основателя Спас-Каменного монастыря Великого Князя Ростовского Константина Борисовича была супругой второго Московского Князя - Юрия Даниловича, брата Ивана Калиты, чья «Казна Князей» хранилась в Спас-Каменной обители (см. схему Князья Брюхатые).

При этом, первый князь Брюхатый - Андрей Александрович Ростовско-Борисоглебский является как раз прямым потомком Марии Михайловны Черниговской и Василько, а также прямым потомком Константина - старшего брата Ярослава II Всеволодовича. Князь же Александр Федорович Брюхатый не относился ни к прямым потомкам Ростовских князей, ни к прямым потомкам первой династии Ярославских князей. Прозвище «Брюхатый» перешло к нему вследствие брака его брата с ростовско-борисоглебской княжной из «Дома Брюхатых». А титул Ярославского Князя Александр Брюхатый получил от предка Федора Черного Смоленского, ставшего Князем Ярославским посредством брака с Ярославской княжной, не имевшей братьев. Коротко это можно сказать так: Князь Александр Брюхатый не был потомком, по мужской линии, первого Ростовского Князя Константина Всеволодовича Мудрого, от которого пошли князья Ростовские, Ярославские и Углицкие (см. схему Князей Брюхатых)

Быть может, поэтому Князь Брюхатый и попал в странную историю «О краже жены у Князя Брюхатого - Князем Василием Косым», которая носит характер предания и имеет несколько версий. В благодарность за эту кражу молодая жена старого Князя Брюхатого, обретшая счастье с наведывавшимся к ней Василием Косым, основала «Вепрев монастырь» в память о великом чуде в её судьбе – избавлении от нелюбимого мужа.

Одним из мест, где произошла «кража» называется река Черемха - позже родовая вотчина бояр Ярославовых или Которосль, где 6 января 1435 года была знаменитая битва между Ростовом и Ярославлем.

Конфликт между Василием Темным и его двоюродными братьями Василием (Юрьевичем) Косым и Дмитрием Шемякой был, очевидно, связан с названной битвой между Ростовом и Ярославлем и её итогом.

Т.е. вопрос о власти в Москве решался «на стыке» Ярославля и Ростова.

Ну а поскольку вопрос о власти решался с учетом прав Княгини, то у Князя Александра Брюхатого, как версия, и «стащили на время» жену - Ростовскую княгиню, дабы он на наследие Князей Ростовских не претендовал.

Авторы статьи, повествующей вот это полу-предание о «Княжне Брюхатой», затрудняются в распознавании того, кем же был Князь Василий Юрьевич Косой Шемяка, объединяющий и имя Василия Юрьевича Косого, и имя его брата Василия Шемяки (Сказание о семи Семионах, родных братьях).

Эта легенда достойна более пристального внимания исследователей. Потому что в те же годы Василием Косым называли Василия (Ивановича) Косого Оболенского - отца Ярослава Васильевича Оболенского, родоначальника князей Ярославовых, активного участника описываемых событий. Причем и женой Василия (Ивановича) Косого и женой Василия (Юрьевича) Косого Князя Московского были близкие родственницы - княгини Всеволож-Заболоцкие (Смоленские). Одновременно, и того, и другого Василия Косого сопровождали также и истории о воровстве Княгинь. Но в этом, втором случае претензии на власть были связаны с Княгинями Всеволож-Заболоцкими линии Мстислава – Гаральда Великого. Полагаю, что вот это второе имя Косой у Князя Василия Ивановича Оболенского указывало на то, что он был преемником власти от Великого Князя Московского Василия (Юрьевича) Косого через Смоленских Княгинь. Смоленская Княгиня из Всеволож-Заболоцких должна была стать и царицей Московской, но вместо неё царицей Московской и супругой Василия II Темного стала Мария Ярославна. Судьба же несостоявшейся невесты не известна или «запутана», что видно на схеме. («Юрьевская дань» Ярослава Новгородского в Псковском Договоре с Ливонским Орденом 1473 года»).

Что касается предания о краже Ростовской Княгини Феодоры - жены Князя Брюхатого, то вторым из возможных мест, где все это происходило, называется «Дворец» Дмитрия Ростовского недалеко от Ростова Великого. По преданию «Там некогда жил ростовский князь Ратобор-Грива, женатый на дочери новгородского князя Избора».

А Изборский Князь Трувор, обращу внимание, называется первым Князем Псковским.

Но главное в том, что Князья часто считали своими землями - земли их жен - Княгинь. Во всяком случае, они себя видели первыми наследниками на эти земли. Поэтому Федор Ростиславич Черный, Князь Смоленский реализовал свои притязания на Ярославское Княжество его первой супруги. А Иван Калита пользовался Ростовом, как своим, ещё при жизни отца Ростовской княжны, на которой был женат.

Соответственно, Князь Ярослав III Ярославов мог иметь виды или даже считать своим Тарусское (Оболенское) княжество после его брака с княжной Ксенией Юрьевной Тарусской, которому, как считают, способствовали её влиятельные тети Мария Михайловна Черниговская и Феодулия Михайловна, она же Евфросинья Суздальская, основавшая Княгинин монастырь близ Владимира.

«И не влиятельные ли тетки, Марья Михайловна и Феодулия Михайловна, дочери князя Михаила Черниговского, урядили этот столь необходимый для Руси брак?» – задается вопросом Л.Мартинсон, носительница редкой фамилии, которую я уже однажды выводила в название статьи: «Поздравляю весь «царствующий дом» Ярославовых! Письма В.В.Мартинсона о роде Ярославовых и Виленское Братство»

Вот это Тарусское происхождение Ксении Юрьевны, Великой Княгини Владимирской, Тверской и Всея Руси - супруги Ярослава III Ярославова, как раз, и объясняет появление, в последующем, фамилии Ярославов у потомка именно Тарусского князя Василия Ивановича Тарусского и Оболенского - отца Князя Пскова Ярослава Василевича Оболенского.

Т.е. брак Великого князя Владимирского, Тверского и Всея Руси был подобен браку Великого Князя Московского на Тверской Княжне Марии Борисовне, после которого Тверское княжество стало частью Княжества Московского. А Тверские Князья получали право претендовать на Московский престол в первую очередь, после пресечения линии Московских Князей Александра Невского.

Аналогично, Оболенские (Тарусские) Князья получали право претендовать на Княжеский стол, контролируемый Тверскими Князьями линии Ярослава III Ярославова, вслед за ними.

Вторым совпадением, если говорить о двух «ветках Ярославовых» у Князей Тверских и у Князей Тарусских, является то, что и у Ярослава III Ярославова и у родоначальника Князей Ярославовых – Оболенских их матери были Княгини Смоленские, потомки Мстислава – Гаральда Великого.

Смоленские из Мстиславичей и Тарусские (Оболенские) предки или супруги, с учетом сказанного, могли быть одним из необходимых условий для превращения отчества Ярославич в наследуемую фамилию Ярославов.

При этом, повторю, первый раз фамилия Ярославов начинает прописываться, одновременно, с появлением самостоятельного Тверского княжества.

А первым самостоятельным Тверским князем называют Михаила Ярославова Тверского и Всея Руси. Или «Царя Росов» - сына Ярослава III Ярославова и Ксении Тарусской, внучки Михаила Черниговского.

Потомков этого брака на родословной схеме Великого Князя Ярослава II Всеволодовича я показала отдельной линией, начинающейся справа по вертикали и выделила цветом.

Если исходить из того, что возможные амбиции Князей этой, по сути, Тверской линии распространяются на княжеские владения их супруг- Княгинь, то оценивая их права на власть и наследование надо назвать :

Тарусское (Оболенское) княжество Княгини Ксении

Тарусской Кашинское княжество, т.к. женой Михаила Тверского была Анна Кашинская, Галицкое княжество, т.к. женой Александра Михайловича Тверского была дочь Юрия Львовича Галицкого. А в браке за самим Львом Галицким была дочь Ярослава III Ярославова.

Суздальское княжество, т.к. женой Михаила Александровича была Евдокия (Константиновна) Суздальская из потомков Великого Князя Андрея Ярославича

Микулинское, Телятевское, Моложское и Городецкое княжества - это также княжества, связанные с браками потомков Ярослава III Ярославова и определением для них отдельных уделов.

Потомки Великого Князя Тверского, Владимирского и Всея Руси Ярослава III Ярослава вступают в родство с Великими Московскими князьями только в XV веке, когда Мария Борисовна Княжна Тверская, дочь Великого Князя Тверского Бориса Александровича становится супругой Ивана III.

Её родной дядя Ярослав Александрович Тверской тут же получает удел самого Александра Невского - Городецкое Княжество и становится Князем Городецким.

Сыном Великого Князя Ярослава Городецкого, как видится, и является Алексей Ярославич, упоминаемый в статье К.В.Баранова рядом с боярами Ярославовыми, которых считают потомками Алексея Ярославича, на что есть и несколько дополнительных указаний, основанных, в частности, на том, какие уделы и родовые вотчины они позже наследовали («Заметка о происхождении Паисия Ярославова»)

Важным указанием, в контексте сказанного выше, является следующее:

Тверские князья стали Тверскими удельными князьями после брака Марии Борисовны Тверской с Иваном III, конкретно, в лице их сына Ивана Ивановича Молодого.

Позже Удельные Тверские князья разделились на князей Дорогобужских, Городецких, Микулинских.

При этом, от Микулинских выделились князья Телятевские. А уже в конце XV - начале XVI века появились и одноименные бояре. Происходило все это не одно десятилетие, и после пресечения старших веток, из-за отсутствия мужского потомства, представители младших веток по салическому закону предъявляли свои права на родовые вотчины.

Сама Салическая правда была составлена в конце V — начале VI века, так считается, - по инициативе Хлодвига I, и хотя в средние века к ней были сделаны некоторые «азиатские поправки», салический закон оставался консервативным и Русь тоже на него ориентировалась. Дело в том, что на Востоке преимущество в наследовании власти отдается младшему сыну, а не старшему. И есть особенности наследования по женской линии. А поскольку ярлыки на власть выдавали в Орде, то по факту получилась сложная, смешанная система наследования.

Последней отраслью упомянутых выше князей Микулинских называют, как сказано, князей Телятевских. При этом, в документах конца XVI и начала XVII вв. многие из Телятевских проходят как «Микулинские», так как после смерти последнего князя Микулинского в 1544 г. по какой-то салической традиции они унаследовали родовое владение Микулин» (Князья Телятевские и Микулинские).

К князьям Телятевским переходило, обращу внимание, и родовое владение бояр Ярославовых в начале XVI века, что с учетом салической традиции, является ещё одним доказательством того, что князья Телятевские - это потомки (преемники) Тверских князей Ярославовых, каковыми называют Князя Тверского Михаила Ярославова и его отца Ярослава III Ярославова - Князя Киевского, Владимирского и Тверского.

Именно Ярославовы, как они указаны в «Словаре Библифила» Е.И.Аркадьева: Ярослав III Ярославов и его сын Михаил Ярославов.

Микулинским Князем, коль скоро речь идет о них, прямо именовался Князь Тверской Михаил Александрович - родной брат Иулиании Тверской - Великой Княгини Литовской.

Сведения же о предъявленных правах на родовые вотчины бояр Ярославовых со стороны князей Телятевских приводятся в «Актах служилых землевладельцев XV - начала XVII века» (Т. 1 № 146), где говорится:

«… В 1523 году местные старожилы утверждали : « А ту, господине, землю знаем, на которой стоим, то, господине, земля Филиповского села. А было, господине, то село вотчина Леонтия Олексеевича и его детей Федора да Андрея. А как, господине, Леонтия и его детей не стало и князь великий, господине, пожаловал тем селом и деревнями князь Михаило Телятевского и его сына князь Ивана».

Цитируются эти Акты в статье К.В.Баранова «Заметка о происхождении Паисия Ярославова»

Село Филиповское действительно упоминается в первых несудимых Грамотах на земли в Череможской волости Великого князя Московского Ивана III Васильевича (1462 по 1505 г.г.)

«Сё язъ Князь Великий Иван Васильевич пожаловал Есмь Леонтия Алексеева да брата его Василия что их села Борисовское село да Филиповское, да Нестеровское с деревнями в моей вотчине Великого князя в Ярославле…» («Царские Грамоты боярам Ярославовым о жалованных вотчинах и воинских званиях. Ярославовы в годы Шуйских, Сигизмунда III и Семилетней войны»).

Братья Леонтий Ярославов и Василий Ярославов, совместно владели тремя вотчинами : Борисовское Филиповское и Нестеровское.

Филиповское, судя по Актам, принадлежало боярину Левонтию Ярославову, который был одной из ключевых фигур в установлении московской власти в Твери уже при Тверском князе Иване Ивановиче Молодом, сыне первой жены Ивана III Марии Борисовны, дочери великого князя Тверского Бориса Александровича и сестры правящего в Твери Князя - Михаила Борисовича.

Вот это имение Филиповское князья Телятевские, как видим, и наследовали уже не князьям Ярославовым, а боярам Ярославовым (см. иллюстрацию - копию страницы статьи К.В.Баранова).

Обоснование на такое наследование могло быть только в том случае, если бояре Ярославовы – прямые потомки или законные преемники Тверских Князей Ярославовых, включая князей Микулинских и Телятевских.

Первые Князья Тверские Ярославовы - Ярослав III Ярославов и Михаил Тверской Ярославов.

Если у всех мужских потомков этих Тверских Князей в скобках поставить фамилию (Ярославов), также как и у их дочерей, то происходившее в истории Тверского и Московского дома проясняется.

Всех этих (Ярославовых), как сказано выше, я выделила на схеме сиреневым цветом Микулинским Князем, коль скоро о них зашла речь, был также Князь Федор Михайлович (Ярославов) – сын Великого Князя Тверского Михаила Александровича (Ярославова) и племянник Великой Княгини Иулиании Тверской (Ярославовой).

Супругой этого Микулинского князя Федора Михайловича (Ярославова) была Анна Федоровна Кошкина - дочь Федора Андреевича Кошкина – сына Андрея Кобылы (Федор Михайлович, Князь Микулинский)

Вследствие этих родственных отношений князей Тверских Ярославовых и Кошкиных, супругой Василия II стала правнучка Иулиании (Ярославовой) Тверской - Мария Ярославна, из потомков Александра Невского. Её матерью была Мария Федоровна Кошкина, дочь Федора Федоровича Кошкина Голтяя - родного брата Анны Федоровны Кошкиной, ставшей княгиней Микулинской в браке с Федором Михайловичем (Ярославовым) – сыном Великого Князя Михаила Александровича Тверского (Ярославова). У Марии Федоровны и Федора Федоровича Кошкиных был брат Иван Федорович Кошкин, правнуком которого является Роман Юрьевич Захарьин - родоначальник Романовых.

Как видим, Кошкиных в Тверской княжеский дом привели Князья Тверские Ярославовы. Затем из Тверского Княжеского дома, благодаря Иулиании (Ярославовой) Тверской Кошкины «переместились» в Московский княжеский дом, и оказались в родстве с Московским князем Василием II Темным. Спустя века, основываясь на этом браке Микулинского Князя и дочери Кошки, претензии на власть обозначили и Романовы, потомки Кошки в последующих коленах.

Описанное - объясняет, отчего Князья Телятевские стремились обозначать себя именно Князьями Микулинскими в конце XVI века. И отчего князья Телятевские наследовали боярам Ярославовым.

Вышеописанный брак дочери Ф.Кошки с Микулинским князем - прямым потомком Ярослава III Ярославова был судьбоносным в судьбе Дома Романовых («Ярославны - Ярославовы и Романовны – Романовы»).

После того, как пресеклась прямая линия потомков Александра Ярославича Невского стоял вопрос о том, должна ли перейти власть к прямым потомкам Константина Всеволодовича Мудрого - старшего брата Ярослава II Всеволодовича в лице Ростовских и Ярославских князей, наследников по прямой линии. Или власть должна перейти к потомкам линии младшего брата Александра Невского - Ярослава III Ярославова.

Среди Ярославских Князей прямых потомков Константина Всеволодовича Мудрого не было. Среди Ростовских Князей - прямыми потомками были Князья Брюхатые, но к таковым не относился князь Ярославский Александр Федорович Брюхатый и его потомки.

Если говорить о Доме Ярослава II Всеволодовича, то после линии Александра Невского Московский стол должны были наследовать потомки Великого Князя Суздальского Андрея Ярославича, старшего брата Ярослава III Ярославова.

К Суздальским Князьям относились Князья Шуйские, и они были уже во времена Смуты на Московском престоле, после Бориса Годунова, восстановив власть Рюриков.

Надо сказать, что Бориса Годунова не должно было быть на престоле. Потому что, в его случае, впервые имело место наследование власти через сестру по женской линии. Тем более, были живы потомки Дома Рюриков в лице Шуйских (Суздальских), Тверских и Черниговских Князей.

Но таков был Промысел Божий, чтобы Ипаты стали второй Династией после Рюриков, хотя и ненадолго («Ипатьевские тайны: Князья и Императоры Дмитрии Угличские и Великие князья Красные»).

После Великих Московских Князей Шуйских наступала очередь потомков Великого Князя Владимирского и Тверского Ярослава III Ярославова.

Но в родстве с потомками Тверских Ярославовых были Кошкины, имевшие в четвертом колене родственников Романовых.

При этом, был уже пример «Бориса Годунова», времен политического кризиса и Смуты. А вместе с этим примером Романовы воспроизвели регулярное «не Рюриковское» наследование московского стола через дочерей, сестер, жен и т.п.

Надо сказать, что с появлением дочери Федора Федоровича Кошкина - царицы Марии Ярославны на московском престоле был связан первый серьезный конфликт князей внутри самого Московского княжеского дома, когда в битву вступили Василий (Васильевич) II Темный и его двоюродные братья Василий (Юрьевич) Косой и Дмитрий Шемяка.

И вот тогда, в 1435 году, судьбу Московского дома стали решать в битве Ярославля и Ростова на р.Которосли.

Т.е. вопрос решался на границе Ярославского и Ростовского княжества.

Дело в том, что к временам Василия II Темного относится карта, на которой в районе впадения реки Черемхи в Волгу, рядом с современным Рыбинском и затопленной Мологой, стоит слово Moskovia.

Либо «волею случая» эта надпись разместилась вот так в районе Волги.

Либо случилось так, что о Московии на Волге «вспомнили» к тем первым годам XV века, когда конфликтовали между собой Василий II Темный и Василий (Юрьевич) Косой…

Или, сегодняшняя столица Москва, действительно является «вторичной» по отношению к Московии на Волге…

Сказать точно сейчас сложно.

Но известны «переезды» городов с названием Владимир: как-то Владимир Волынский и «младший брат» Владимир на Клязьме

Переезжали также Вышгороды. Первым считают Вышгород Ольги Великой около Киева («Вышгород Псковский на реке Лада: Заступниками городов и крепостей являются их первооснователи»).

Переезжали Дорогобужи. Их тоже несколько

Обычно эти «переезды» топонимики совершались с Юга или Юга-Запада - на Север России или Северо-Восток. И появление одноименных городов связывали с младшими ветками Князей, которые подобным образом выделялись в самостоятельное «младшее княжество», но самим названием показывали свои претензии на княжество старшее.

Не редко «младшие» города даже превосходили их «прототипы». Пример - город Владимир.

Как это происходило в случае с Московией на Волге, говорить однозначно рано. Но упомянутый выше факт о том, что вопрос о Московском Княжестве решался в битве между Ростовом и Ярославлем 1435 года на р. Которосли или Черемхе – родовой вотчине бояр Ярославовых, свидетельствует в пользу позиции Игоря Мошкина, считающего, что Москва – столица современной России - это «младшая сестра Московии на Волге» («Моске и Московии»).

Представляя карту 1420 года, Игорь Мошкин обращает также внимание на то, что не только Московия была в эти годы на Волге, но и Москва на Клязьме существовала в начале XV в.

«Еще на картах 1420 года можно увидеть два города: Московия на Волге и Москва на Клязьме … Князь Моск с племенем приходит с территории Израиля примерно 2000 лет до н.э.на Верхнюю Волгу: «Лета 2373 Мосох, шестой сын Афетов, внук Ноев, шедши от Вавилона с племенем своим абие во Азии и Еуропе над берегами Понтийского и Чорного моря, породи московитов от своего имени, и умножшуся народу, поступая день от дне в полунощные страны за Чорная моря над Доном, Волгой реками».

Цитата встречается не редко. И дискуссия о том, был ли Мосох либо Моск пророком Иезекии?ля или он шестой сын Афетов - многовековая.

Но, очевидно, что речь идет не о чуди, мордве и других малых северных группах в первые 10 веков нашей эры, как это сейчас пытаются представлять.

Хотя подобные попытки отмечались ещё во времена В.К.Тредиаковского, на что он парировал: «Причина сему есть злость и зависть поляков. Когда Руссия от татар разорена и в бессилие приведена была, а более потому, что русские князи, вместо того чтобы объединиться на неприятеля, сами им на своих помогали, тогда Литва, из лесов выйдя и от прежнего подданства русского отрекшись, с князем их многие города русские, а потом чрез много лет Червонную Русь, Волынь и всю Малую или просто Русь захватили, сами князями русскими, а по соединении с Польшею королями русскими писаться стали, о чем Стрыковский поляк точно говорит. И желая то свое насилие утвердить, а славу русскую и честь государей умалить, великим князям русским надлежащий от древности титул дать не хотели, равняя их с удельными князями, по Москве граду престольному московскими именовали, чего мы никогда не принимали. Но поскольку они сего силою удержать не могли, то они употребили лестное коварство ко прельщению».

Эту цитату приводит И.Мошкин в вышеназванной статье «Моске и Московии», ссылаясь на обширный исторический труд В.К. Тредиаковского с подробным, в духе XVIII века, названием: «Три рассуждения о трех главнейших древностях российских, а именно: I о первенстве словенского языка над тевтоническим, II о первоначалии россов, III о варягах-руссах, словенского звания, рода и языка»

Т.е. Князей Росов и Русских пытались умалить в именовании до Князей просто Московского княжества. А русских сузить до - москов.

Ровно эти же попытки делаются и сейчас («Письмо на украинском.Можно подумать весь электорат Украины приравнял себя к Рюрикам,а нас- к москам»).

Однажды мною приводилась легенда о том, что Москва основана Олегом. Встретилось упоминание об этой легенде мне тогда, когда я смотрела опись возвращенных из Нежина фондов Н.М.Михайловского (РАН) с дневниками А.Т. Ярославова («Шидловский, Королев, Якайтис… О родах, родине и «заговоре молчания» на имена тех, кто создавал российскую авиацию и космонавтику»).

Однако сейчас, когда речь идет о нескольких Московиях, действительно актуально задаться вопросом: А о какой Москве (Московии) идет речь в этой легенде об Олеге - основателе Москвы?

Московия на Волге с высокой степенью вероятности могла быть основана Князем Олегом.

Тем более, я самостоятельно пришла к выводу о том, что река Волга – это река Ольга («Летописные колокола и колокол к 1000-летию Ярославля, так и «не поднявшийся с земли». Запрет ЮНЕСКО или светские имена колокольных надписей?»).

Оказывается также её название звучит в стихе «Гимн Послушница Бояна» (перевод А. И. Сулакадзева 18 в.)

«…Олга река и град Родня ростят заступы.»

Самостоятельно я пришла к выводу и о том, что значение Рос близко к значению Архонт.

Цитату об этом же приводит и И.Мошкин в его статье со ссылкой на В.Н.Татищева:

«В греческой 70 переводчиков вместо рось положено архон или высший начальник. Здесь та разность, что роска нет и вместо Мосох Месох и Месех положено. В еврейском же языке рос значит главу, или верховность. И так видимо, что оное слово переводчик славянской Библии, приняв за название, не переведенным оставил, каковых погрешностей в переводе от незнания довольно находится, и из-за того принуждены вновь оную переводить. Еще у Моисея в Бытие, гл. 46, ст. 21, в сынах Вениаминовых во всех оных переводах положен Рос, что и в греческой есть, но в русской пропущено».

Ну и наконец, есть ещё прямое указание на Холопий городок А.И.Мусина -Пушкина, человека в высшей степени осведомленного в тайнах российской истории. Ведь именно он ввел в научный оборот «Слово о Полку Игореве» («Хранители древних знаний - Ярославовы и их вологодский круг»).

Во всяком случае, А.И.Мусин-Пушкин выделил Мологу и Холопий городок так, что прочитывается это, как указание на главный город и узел рек в Российской истории.

Такое указание мне встретилось в книге «Мусины Пушкины в истории России», где рассказывается о том, как в Холопьем городке он построил свою усадьбу Борисоглеб, сделав, тем самым, акцент на линии Бориса и Глеба Черниговского княжеского Дома.

Сведения об интересе известного знатока древностей именно к Мологе представлены в отдельной главе «Мусины-Пушкины на Мологской земле», автора Н.М.Алексеева, копией страниц которой я иллюстрирую настоящую статью.

При этом, и первыми Мологскими боярами времен Ивана III были бояре Ярославовы.

В Рыбинском архиве «Самый древний документ, выявленный на сегодняшний день, находится в фонде Ф-103 «Помещики Ярославовы». Это выпись из писцовой книги (столбец).

Боярин Ярославов Иван Михайлович, там значится в боярских списках Мологского уезда с тремя братьями

Речь идет об архиве Мологи, т.к. перед её затоплением документы вывозили в Рыбинск. Соответственно, уже в Рыбинске и оказались древние документы о боярах Ярославовых из Мологи («Рыбинскому архиву 85 лет: слагаемые успеха»)

Возможно, жили бояре Ярославовы и их предки в Мологе испокон века, ведь истории Мологи 1000 лет.

Или прямо наследовали Тверским князьям от Ярослава III Ярославова, потомком которого был Ярослав Александрович Князь Городецкий, через боярина Алексея Ярославича и дьяков (бояр) Ярославовых (см. схему)

Или это наследование было от Моложской княжны Федоры - бабушки царицы Марии Борисовны и матери Городецкого князя Ярослава Александровича, вышедшей замуж на Князя Тверского Александра Ивановича. Обращу внимание, что речь идет о Феодоре из потомков князя Смоленского Федора Черного и Анны, дочери то ли Батыя, то ли Менги-Тимура, то ли Мамая (много «путают» сейчас по линии этой Анны).

Или, четвертая версия наследования - через Псков, т.е. через Князей Ярославовых -Оболенских, Оболенское княжество которых стало «женской частью» княжества Псковского после брака Ярослава III Ярославова и Тарусской княжны Ксении

Задуматься об «отсчете от Пскова» побуждает следующее.

Первое: Псковское знамя конных стрельцов, на котором изображены Ярославские Святые второй смоленской Ярославской династии, от Федора Чермного, к потомкам которой относилась Феодора - бабушка царицы и тверской княжны Марии Борисовны (см. иллюстрацию).

Великий князь Василий III, который, прежде чем заявить права на Московское княжество, стал Князем Псковским.

Югская Смоленская икона Божией Матери - аналог Тихвинской иконы. Её также называют Смоленская «Одигитрия» (Югская).

Я писала об этой иконе ещё до поездки в Рыбинск и псковский Крыпецкий монастырь.

«Эта икона, подобно Тихвинской иконе Божией матери, в 1616 году сама «попросилась» из Пскова в район Мологи и сама же «выбрала» себе место на слиянии рек Юга Черная и Юга Белая.

«Сток» Белой и Черной рек монах Дорофей и избрал местом для затопленного ныне Югского Дорофеева монастыря, находившегося когда-то в 18 километрах от Мологи и Рыбинска.

В связи с упоминанием о Пскове, где принцем Псковским был князь Ярослав Васильевич Оболенский, родоначальник князей Ярославовых, мне стала интересна эта мистическая Богородичная линия между Псковом и Югским Дорофеевым монастырем, установленная именно с помощью Смоленской Одигитрии Божией Матери, которая проявилась на камне в источнике села Николо-Березовка, на месте моего рождения. В мае с.г. эта Бугабашская икона была даже доставлена в псковский Крыпецкий монастырь, которому покровительствовал опять же князь Ярослав Оболенский» («Богородичный покров и Сети Дюваль… Горящие свечи и лампочки Ильича… Народ-церковь и Политики-корпорации»)

Как видим, икона сама «попросилась» и «переехала» из Пскова в Мологу.

Тем самым, Смоленская-Югская показала движение «виноградной лозы» и её развитие из Пскова.

«Просилась» на новое место и «переезжала» также икона Смоленско-Ярославская или Ярославско-Смоленская. Её называют Ярославская «Одигитрия». Она «переехала» из Москвы в Борисоглебск на берег Волги, на Красный Бор, где для неё был построен Смоленский на Бору монастырь («Ярославско-Смоленская икона Смоленского монастыря,что на Бору.Три Толгских игумена и Самсон Богомол»).

Этот «переезд», с учетом сказанного выше, можно понять и как «переезд» из столицы Московского княжества - в Московию на Волге.

Указание же на Псковских князей Ярославовых - Оболенских и Ярославовых видится в том, что Борисоглебская линия поддерживалась именно князьями Оболенскими Черниговского княжеского дома.

К тому же, икона «переехала» из Троице-Сергиевой Лавры, где игуменом была Паисий (Ярославов). А Богородица в этой истории являлась и давала указания трем игуменам Толгского Ярославского монастыря («Лондон» на Верхней Волге: Ярославский Толгский монастырь: 700 лет памяти об аристократических корнях, дающих здоровые плоды государственному древу).

Это - монастырь Ярославских князей. А князем Ярославским был Александр Ярославов (Оболенский), сосланный Иваном Грозным в Казань («Казанские помещики»: Ярославовы и Екатерина II. «Казанская ссылка» князя Александра Ярославова — Ярославского»).

И Князем Ярославским он именовался более чем через 100 лет, после «последнего ярославского князя Александра Брюхатого», который, де факто, был Князем Смоленским на Ярославском княжестве.

История «переезда» Ярославско-Смоленской иконы из Москвы в «Московию на Волге» удивляет судьбой Самсона Богомола, все потомство которого: сыновья и супруга приняли монашеский постриг («Богомол - Пророк – Жрец»).

Мне известен только один аналог, когда дворянка Александра Ярославова (Клементьева) приняла монашеский постриг с тремя её дочерями в Горицком монастыре опальных цариц («Кириллово-Белозерье и Ярославовы: порт 5 морей, монастыри «заволжских старцев» и «опальных княгинь России»).

У истории Самсона Богомола есть продолжение о лиственном древе, позже изображенном на иконе «Живоначальной Троицы» сыном Самсона для Смоленского монастыря, что на Бору. И это тоже «виноградная лоза».

«Виноградная лоза» прорастает «там и до тех пор», «где и пока» этому благоприятствует Создатель.

Судьбоносным для России, в этом смысле, был брак Александра Невского.

Этот брак Князя Александра Невского уникален тем, что в нем воссоединились «Брячиславов двор» и двор «Мужей Ярославовых».

Как видится, Создатель высоко оценил это воссоединение. Дал могущество линии потомков Ярославовых и Брячиславовых, и линия «Ярослава –Александра» стала стержнем московской власти на несколько сотен лет.

А поскольку в основе было воссоединение «Брячиславова двора» и Двора «Мужей Ярославовых», то без знания их предистории трудно понять происходившее позже в Доме «Мужей Ярославовых – II», если так назвать потомков Великого Князя Ярослава II Всеволодовича - отца Невского.

Предистория же этого воссоединения «Ярославовых и Брячиславовых» была такова.

Из-за доминирования «Дома Ярослава Мудрого», к сожалению, с веками забывали то, что у Князя Владимира Святославича был также сын Изяслав и от него внук Брячислав, который и стал основателем «Дома Брячислава». Матерью Изяслава была Рогнеда Рогволодовна, покушавшаяся на жизнь мужа Владимира Святославича. Рогнеда изначально была невестой Ярополка Святославича и отказала Владимиру, как сыну наложницы, назвав его «робичичем». Однако после убийства Ярополка, против воли, оказалась одной из жен Владимира. «Из-за заступничества за мать Изяслав был вместе с ней был отправлен Владимиром в Полоцкую землю, в построенный специально для них город Изяславль (теперь город Заславль под Минском)». Так родилась Полоцкая княжеская династия.

«В Никоновской летописи даётся высокая оценка Изяславу как человеку и христианину, он первым из восточнославянских князей характеризуется как книжник: «Бысть же сей князь тих и кроток, и смирен, и милостив, и любя зело и почитая священнический чин иноческий, и прилежащее прочитанию божественных писаний, и слезен, и умилен, и долготерпелив».

Историю эту рассказывает статья, написанная в рамках российско-белорусского проекта: «Рогволодовичи (Полоцкая династия скандинавского происхождения)»

«В 1021 году Изяслав пошел на Новгород, захватил его и вывел в Полоцк много пленных вместе с их имуществом и взял заложницей жену Ярослава Ингигерд Шведскую.

После заключенного между князьями согласия, Брячислав получил города Витебск и Усвяты.

До 1026 года Брячислав и Ярослав Мудрый правили Киевской Русью со своих вотчин Полоцка и Новгорода через заместителей в Киеве, что означало признание Ярославом политической независимости Полоцкой земли.

В Никоновской летописи упоминается про существование в Киеве «Брячиславова двора» и двора «мужей Ярославовых».

В 1024 году Мстислав Владимирович захватил Чернигов, а в 1026 году Ярослав разместился в Киеве, что нарушило власть дуумвирата»

Однако Брячислав Изяславич смог существенно расширить границы Полоцкой земли на юг и на север, где был основан город Брячеславль (Брячеслав), теперь Бреслав. Имя Брячислава Изяславовича было известно в скандинавском мире, о чём свидетельствует «Эймундова сага». Сын Брячислава - Всеслав Чародей.

Изяслав, как старший брат, имел больше прав на Киевский престол. Поэтому, когда умер Ярослав Мудрый его сыновья готовились состязаться с потомками Изяслава за Киев. Полоцкий князь Всеслав встречно, «набрал дружину». Борьбу он начал с нападения на Псков. Не захватив его, Всеслав неожиданно пошел на Новгород.

Современники называли Всеслава Чародеем, они считали, что он мог оборачиваться волком и появляться то возле стен Новгорода, то возле Киева» («Родословие Ярославовых-Волковых. Палаты Волковых-Юсуповых, Соколиный дворец и современная дипломатия…»).

В современной России известна внучка Всеслава Чародея, дочь его сына Святослава-Георгия - Ефросинья Полоцкая (Предслава). Именно для неё около 1169 года из Византии была привезена Ефесская икона Богородицы известная как Корсунская икона Божией Матери. С древней Корсунской иконой отождествляют иногда икону Торопецкой Богородицы и считают, что этой иконой благословили на брак княжну Александру Брячиславовну - супругу Александра Невского. Возможно, смена названия иконы с Эфесской и Корсунской - на Торопецкую связана с тем, что матерью Александра Невского была княгиня Торопецкая и Смоленская Ростислава, дочь Мстислава Мстиславича Удатного, женатого на дочери половецкого хана Котяна Сутоевича, принявшего для защиты от Батыя подданство сначала Венгрии, а затем Болгарии при Коломане I. По другой версии брак Александра Невского и Александры Брячиславовны был благословлен Федоровской иконой Божией Матери.

И вот этим благословленным браком, как уже сказано, были воссоединены враждовавшие потомки братьев Ярославова Мудрого и Брячислава.

В итоге, Правящим на Руси стал весь дом отца Александра Невского – Великого Князя Ярослава II Всеволодовича, названный мною выше «Дом Мужей Ярославовых –II».

И продолжатели рода Великого Князя Ярослава II Всеволодовича от других его сыновей стали претендентами на Русский престол «второй очереди». Это в частности, относится к потомкам Великого Князя Владимирского Ярослава III Ярославова, Великого Князя Костромского Василия Ярославича.

Таким образом, правящим на многие века стал Дом Великого Князя Ярослава II Всеволодовича.

Женой Ярослава II Всеволодовича и родоначальницей этого дома была княжна Смоленская и Торопецкая Ростислава - дочь Мстислава Удатного, князя Трипольского, Торопецого, Новгородского, внука Ярослава Осмомысла из Арпадов («Грамота Паисию (Ярославову) на земли и воды богини Флоры, Гороховца и Ярополча князя Ярополка - Петра, коронованного Христом»)

И после становления «Дома Ярослава II Всеволодовича», как «Московского княжеского Дома», уже никакие другие ветки Ярослава Мудрого не допускались до Московского престола, за исключением Смоленских Мстиславичей, к каковым относилась супруга Ярославова II Всеволодовича - Ростислава.

Московским правящим домом - Дом Ярослава II Всеволодовича стал, как уже сказано, после брака Дмитрия Донского и Евдокии Суздальской, отец которой был правнуком Великого Князя Андрея Ярославича, старшего брата Ярослава III Ярославова. Т.е. это опять же Дом Ярослава II Всеволодовича.

Подобная же политическая и государственная логика действовала при выборе всех последующих Московских княгинь.

Они должны были представлять род Князя и Княгини - основателей правящего дома и способствовать достижению мира вместо прошлой вражды.

И если сейчас, с позиции времени, с этой точки зрения проанализировать выбор московских цариц и политические перипетии правящего дома, то можно реконструировать и «белые пятна» родословий и фактически действовавшие правила наследования власти, которые очевидно были более сложными, чем картина наследования, которую сейчас не редко презентуют современникам.

Представляя далее сменявших, одна – другую, Московских цариц после Евдокии Суздальской обращу внимание на Княгинь Смоленских. Как видится, этот выбор был данью уважения родословию родоначальницы Ростиславы - Княгини Смоленской и Торопецкой, и имел целью сохранение близкого родства со Смоленским княжеством в лице потомков Мстислава Великого - Гаральда.

При этом, к Смоленским княгиням относилась и княгиня Заозерская, потому что по генам она была потомком Смоленского Князя Федора Черного, который наследовал Ярославское княжество от его первой жены Марии, воссоединив, тем самым, Смоленск и Ярославль. И это воссоединение, с моей точки зрения, символизирует Ярославско-Смоленская икона Божий Матери, делающая одновременно ещё и акцент на теме Бор (Боровск), поскольку в честь этой иконы, на Волге около Борисоглебска был основан Смоленский на Бору монастырь в Ярославском уделе.

Боровская княгиня, обращу внимание, также была среди цариц Московских после Евдокии Суздальской («Царские Грамоты боярам Ярославовым о жалованных вотчинах и воинских званиях. Ярославовы в годы Шуйских, Сигизмунда III и Семилетней войны»).

Не углубляясь далее в это описание, представлю последовательный ряд передачи «Княгининой власти»

I. Литовская княгиня

Софья Витовтовна – супруга Василия I Дмитриевича. Дочь Бируты и Великого князя Литовского Витовта Кейстутовича, племянника Ольгерда - супруга Иулиании Тверской, дочери Князя Михаила Ярославова Тверского

II. Смоленская княгиня - «Дом князей Смоленских потомков Мстислава Великого»

Анастасия Юрьевна Княгиня Великая Московская - супруга Великого Князя Московского Юрия Дмитриевича. Дочь смоленского князя Юрия Святославича и Алены Ольговны, дочери великого князя Рязанского Олега Ивановича

III. Заозерская княгиня - «Дом князей Смоленских от Мстислава Великого на Ярославле»

Софья Дмитриевна Княгиня Великая Московская - супруга Дмитрия Юрьевича Шемяки. Являлась прямым потомком святых князей Федора Ростиславича Черного Смоленского, Ярославского, Можайского и Князя Давыда Федоровича Ярославского, святые мощи которого обретены при последнем владетельном князе ярославском Александре Федоровиче Брюхатом. Брат - вологодский Святой Иоасаф Каменский. Заозерье — земли, лежащие по северо-восточной и северо-западной сторонам Кубенского озера. Удел Ярославского княжества.

IV. Серпуховская, Радонежская и Боровская княгиня - Дом «Мужей Ярославовых II»

Анастасия Андреевна Великая Княгиня Московская - супруга Василия Косого (Юрьевича) Великого Князя Московского. Дочь прямого потомка Александра Невского - Князя Андрея Владимировича Серпуховского Радонежского и Боровского, матерью которого была Иулиания Тверская – дочь Михаила Ярославова Тверского.

V. Боровская и Ярославская (Ярославецкая) княгиня - Дом «Мужей Ярославовых II»

Мария Ярославна Великая Княгиня Московская - супруга Василия II Темного Великого Князя Московского. Дочь Прямого потомка Александра Невского - Князя Ярослава Владимировича Боровского и Ярославецкого, бабушкой которой была Иулиания Тверская – дочь Михаила Ярославова Тверского. При этом, Мария Ярославна была дочерью второй супруги её отца – Марии Федоровны Кошкиной - Голтяевой

VI. Тверская княгиня - Дом «Мужей Ярославовых II»

Мария Борисовна Великая Княгиня Московская - первая супруга Ивана III, Дочь Князя Бориса Александровича Тверского. Её мать Анастасия - дочь Александра Шуйского Глазатого (Суздальские), потомка Князя Андрея Ярославича Владимирского и Суздальского из Дома «Мужей Ярославовых II». «Суздальско-Нижегородские князья, предки Шуйских, объявляли своим родоначальником второго сына Александра Невского, князя Городецкого Андрея, что делало их старшей ветвью по отношению к Московским Рюриковичам, происходившим от младшего сына Александра Невского — Даниила». Но это не доказано.

VII. Палеологи

Софья ПАЛЕОЛОГ - вторая супруга Ивана III

VIII. Ипаты

Соломония Сабурова – первая супруга Василия III

IX. Литовский род Глинских

Елена Глинская

И далее жены Ивана Грозного и его сына.

Исключение, как видим, было в трех случаях, когда речь шла о невестах их правящих домов соседних княжеств или империи: Софье Витовне – дочери Великого Князя Литовского Витовта ; Софье Палеолог из императорской семьи Палеологов и Соломонии Сабуровой – из дома мурзы Чета - основателя Ипатьевского монастыря.

Когда же невесты подбирались из княжон дома Рюриков, то это были, как уже сказано, потомки Великого Князя Ярослава II Всеволодовича.

Как в частности, Мария Ярославна - дочь прямого потомка Александра Невского.

И Мария Борисовна - дочь прямого потомка Ярослава II Ярославова - Князя Бориса Александровича Тверского (см. схему).

Т.е. власть старались « не выпускать» за границы «Дома Ярослава II Всеволодовича».

И, тем не менее, это произошло в браке с Софьей Палеолог…

Вскоре после этого Линия Александра Невского пресеклась

Но продолжал жить «Дом Ярослава II Всеволодовича»

Все материалы раздела «Новости, комментарии, ремарки»

Реклама

© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС