Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Кириллово-Белозерье и Ярославовы: порт 5 морей, монастыри «заволжских старцев» и «опальных княгинь России»

© Наталья Ярославова-Чистякова
1-3 ноября 2009 года, Санкт-Петербург

«Терновый трон России» - так называла английская королева Виктория российский престол, с которого мало кто из царей ушел добровольно или своей смертью. И доказательством этому можно считать Горицкий «Монастырь опальных княгинь», куда ссылали не только цариц, но и царей в изгнании. Среди опальных великокняжеских персон: Царица Анна Колтовская, Царица Мария Нагая, таинственная Глинская, Царевна Ксения Годунова, Царь Михаил Романов, Княгиня Елена Масальска, Патриарх Никон, Княжна Екатерина Долгорукова... Один из корпусов этого Горицкого монастыря именуется Климентьевским, от фамилии Климентьева, которую в браке носила Александра Алексеевна Ярославова - дочь А.Т.Ярославова из Вологды... Такое имя сохраняется за Клементьевским корпусом монастыря уже не одно столетие по той причине, что приняв, после смерти мужа, решение стать инокиней «Александра Алексеевна (в иночестве Агния) принесла в дар Горицкому монастырю щедрые и богатые вклады - все свое достояние. Но выше всех жертв была жертва самой себя и трех юных дочерей».

Младшая её дочь Раиса ( Клементьева Раиса Михайловна) - внучка А.Т.Ярославова, отданная в монастырь в 14 лет, в последующем стала известной блаженной старицей Асенефой, которую в 1891 году навещал св. праведный Иоанн Кронштадтский. Об этом, в частности, повествует статья «Кронштадтский пастырь в Белозерье».

Каждый раз обдумывая эту печальную историю, не могу скрыть того, что меня потрясло подобное насилие над судьбой и волей трех дочерей со стороны властной и одновременно избалованной богатством и любовью мужа Александры Ярославовой (Клементьевой). Историки сохранили о ней такие воспоминания: «Александра Алексеевна происходила из знатного рода вологодских дворян Ярославовых. В замужестве с Михаилом Ивановичем Клементьевым (надворным советником), она жила в роскоши и неге, и имела четверых детей; старший из них, Никтополион Михайлович, был тайный советник, член совета министров Финляндии, член совета Министерства финансов и сенатор, а одно время - витебский губернатор... (www.novodev.narod.ru).

С какими мыслями пришла Александра Ярославова в Горицкий монастырь и как менялись её взгляды? Какою мудростью она делилась с родственниками, которые не редко посещали её ? Не сожалела ли ? Ведь «куст» монастырей Северной Фиваиды Белозерья, куда входит и Горицкий монастырь хранит все самые сакральные тайны царской власти России! Да и современной тоже. Сюда не только ссылали. Здесь, одновременно, и прятали от гонений. Ротация опальных великих княгинь и князей шла быстро. Кто-то умирал, кого-то миловали. Но все секреты исповеди членов царских семей, тайны их откровенных разговоров, крещений, браков, рождений, смертей и захоронений храняться здесь, близ Белого озера и порта пяти морей - Кириллово. Александра Ярославова пришла не только в Горицкий монастырь ( на горе Горица от глагола «горети» - «светиться», «сиять»). Она одновременно пришла в мир этих Самых главных тайн России. Одно время урожденная А.Ярославова стала даже игуменьей Горицкого монастыря, а вплоть до революции игуменьей была уже ученица её дочери - блаженной старицы Асенефы.

Высокопоставленный сын и брат Никтополеон Михалович Клеменьев часто наведовал дворянок Клементьевых (Ярославовых) в монастыре. Щедро жертвовал, но при этом не мог без скорби смотреть на мать и сестер на монастырских грядках: простоволосых, запыленных и в старых башмаках. Уезжал он всегда с «тяжелым сердцем».

Хотя, если прочитать воспоминания последней Великой княгини России Ольги Александровны, то подобным же «фермерством» она занималась сначала в Дании, а затем в Канаде, поскольку была лишена состояния, в т.ч. и своей, не отличившейся благородством, сестрой. Однако Ольга Романова добровольно не отказывалась от дворцовой роскоши и от статуса. Её этого лишили, в т.ч. и брат Николай II, который отрекся не только за себя, но и за всех Романовых, чем потряс Россию.

Если же искать аналогии, то даже Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова (сестра последней императрицы), основавшая Марфо-Мариинскую обитель и пожертвовавшая для неё свой основной капитал, что произошло тоже уже после гибели её мужа, тем не менее, оставляла себе светские связи.Она не была инокиней.

А тут, в случае с Александрой Алексеевной Ярославовой, так безвозвратно принято решение, и не только в отношении себя. Но и в отношении трех юных дочерей, у которых вся жизнь впереди. Надо сказать, что у двух её дочерей монастырская жизнь оказалась недолгой. Эти лишения были для них тяжелы и они рано умерли.

И читая все это, я испытывала чувства, думаю, подобные тем, которые испытывал Никтополеон Михайлович Клементьев.

Долго размышляла над тем, имела ли право женщина, которая сама познала счастье материнства и мужской любви, лишить всего этого собственных девочек только от того, что она овдовела и не видела больше для себя иных перспектив кроме одиночества? Или были иные причины? Что произошло ? Кто повлиял на её решение ? Какова была духовность той географии и той среды, где она проживала ? Как она была подготовлена к этому решению историей рода Ярославовых...

А история фамилии, обращу внимание, уже за два столетия до этого была очень плотно пересечена с историей Кирилло-Белозерских земель.

И пожалуй, нет другой фамилии на Руси и в России, кроме «Ярославов», которой был бы отмечен каждый из пяти монастырей этой Северной Фиваиды, её скиты и пустыни.

И поэтому судьбу Александры Ярославовой, не имеющую иных аналогичных прецедентов в России, нельзя рассматривать вне истории Паисия Ярославова, близкого к великокняжескому семейству и знавшему тайны нескольких поколений русских царей. Он был настолько авторитетен, что именно к нему обращались за легитимацией власти Великие князья. И именно у него просили благословения « на взятие престола», либо на его возвращение себе после временной утраты ( Василий II).

Паисий Ярославов, как нестяжатель, всегда старался уйти от должностей власти, реалий и статусов. Но так случилось на Руси, что именно к нему шли Великие князья, чтобы он дал им эту власть в руки.

Это очень показательный феномен и для современной России. Интересен он и в части того, как власть делалась легитимной, и в части тайн того столетия предсмутного времени, которыми владел Паисий Ярославов, включая секреты взаимоотношений Константинополя и нынешнего Московского патриархата.

И эти «тайны Паисия Ярославова», известные: как Русской православной церкви (РПЦ), так и Константинопольскому патриархату, уже сегодня определяют контекст политических взаимоотношений Украины и России.

Дело в том, что Заволжские и белозерские старцы нестяжатели были близки к Афону, греческому православию и Константинополю, по той причине, что у основания Спасо-Каменного монастыря в Белозерье стоял пришелец из Константинополя - постриженник Афона Дионисий, впоследствии епископ Ростовский. Он ввел в Спасо-Каменном монастыре устав афонских обителей! По строгому афонскому уставу в монастырь был запрещен вход женщинам. Как многие другие северные обители, Спасо-Каменный монастырь служил местом заточения опальных политических и церковных деятелей.

И именно из-за этой взаимосвязи заволжских старцев с Афоном и Царьградом, они попали в немилость к царю Василию III, практически одновременно с тем, когда началось отдаление Русской православной церкви от Константинополя и греческого православия.

«Рубиконом» здесь оказался тот момент, когда белозерские старцы выступили на стороне его законной супруги Соломонии. История такова, что Василий III под влиянием наушников, желавших заменить ему «жену перед богом», решил отправить Соломонию в монастырь после 20 лет брака, в котором не было детей. Но этот брак с Соломонией был браком, одобренным Константинополем, и потому Константинопольский патриархат не дал согласие на его расторжение из-за нарушения канонического права.

В результате второй брак Василия III c Еленой Глинской оказался неканоническим, т.к. не был одобрен Константинополем и был заключен вопреки его мнению, отчего и начался разлад. Брак был поддержан лишь московским митрополитом Даниилом, сделавшим это и против воли Константинополя, и против мнения белозерских старцев нестяжателей. В результатае Иван Грозный, родившийся в этом втором браке Василия III c Еленой Глинской, постоянно испытывал комплексы от того, что супружеский союз его родителей не был каноническим. Более того, нарушение Василием III клятвы перед Соломонией - «женой перед Богом», вызвало огромный ропот среди бояр и князей.

А отсюда и опричнина Ивана Грозного, который всю свою жизнь старался похоронить память о том, что произошло с царицей Соломонией !

А отсюда и Смута... А отсюда и смена династии Рюриков на династию Романовых...

Интересно, что из всех старцев только у Паисия Ярославова оставались хорошие отношения с Василием III до самой его кончины. Более того, Паисий до самой его смерти оставался для него духовником и воспринял все предсмертные поручения Василия III. Ведь Василий III был крестником Паисия Ярославова, а Паисий Ярославов, соответственно, был его Воспреемником, что близко к понятию Крестный отец.

Как же Паисий Ярославов удостоился такой чести и где он впервые встретился с Василием III - отцом Ивана Грозного ?

А было это как раз в Спасо-Каменном монастыре, расположенном на острове Кубенского озера. В этом первом монастыре Белозерья и был пострижен в монахи Паисий Ярославов (урожденный в древнем Ярославле), и здесь начался его «Путь старца».

Позже Паисий Ярославов стал известен и как автор Сказания о Спасо-Каменном монастыре. Считается, что именно в этом монастыре, куда приезжал «в 1446 г. изгнанный Шемякой из Москвы Василий II Васильевич Темный молиться о возвращении ему великого княжения Московского, он мог встретить и узнать там Паисия Ярославова. В это же время Паисий Ярославов мог сблизиться и сыном Василия II, пятнадцатилетним будущим Иваном III, вернувшимся в этот монастырь повторно в 1452 г. А став великим князем, Иван III просил Паисия Ярославова крестить своего сына Василия III (1479г.). Об этом сказано в древнейшем списке Сказания: «И крести великого князя Василиа Ивановича всея Руси самодержца» (ГПБ, Соф. собр., №1457, сер. XVIв., л.208).

Да история России такова! Паисий Ярославов стал воспреемником великого князя Василия III от святыя купели...

Как видим, Паисий Ярославов был знаком с тремя царями Руси: Василем II, Иваном III, Василием III !

И это далеко не все...

История взаимоотношений Паисия Ярославова с Великокняжеским престолом удивительна и уникальна...

Можно было бы подумать, что Паисий оказался в нужное время в нужном месте, но это не так...

И в этом ещё одна большая тайна «тернового престола России» !

Отчего же все шли к Паисию Ярославову?

Может быть, одна из причин в том, что он находился на перекрестке всех духовных путей России... А может быть, все духовные пути России оказались близ Белозерья и Кириллова как раз по той причине, что там сложилась «школа» старцев- нестяжателей дальних вологодских и белозерских монастырей, именуемых в Москве «заволжскими старцами», у основания которой стоял Паисий Ярославов... и его «ученик» Нил Сорский, чьи идеи нестяжательства были преобладающими в этой сети монастырей. При этом Нил Сорский - первооснователь скитских поселений, включая Нило-Сорскую пустынь в Белозерье. Сегодня из таких поселений наиболее известна Оптина пустынь.

По-моему мнению, Святое место, вместе с горой Маурой и Горицей, «встретилось» (воссоединилось) со Святыми людьми и сложилась Северная Фиваида.

Северная Фиваида, в данном случае, это поэтическое название северных русских земель, окружающих Вологду и Белозерск, появившееся как сравнение с древнеегипетской областью Фиваидой, известным местом поселения раннехристианских монахов-отшельников ( от Фив - столица древнего Египта).

И я специально привожу карту этой местности, чтобы можно было оценить духовность той Северной Фиваиды, куда ушла в монастырь вместе со своими дочерьми Александра Алексеевна Ярославова (Монастыри Белозерского края).

В «куст» этих монастырей близ Белого Озера, горы Маура и Горица, а также города Кириллово входят: Кирилло-Белозерский монастырь, Ферапонтов монастырь, Спасо-Каменный монастырь, Горицкий монастырь, Кирилло- Новозерский монастырь и Нило-Сорская пустынь.

А коль скоро, все названные мною монастыри Северная Фиваиды «окружают» упомянутый мною город Кириллов, то важно дать понять насколько ключевым центром был город Кириллов в те времена.

Этот город называют порт пяти морей ! В России есть ещё только один такой порт. Это Москва!

Через город Кириллов проходит открытый в 1828 году Северо-Двинский канал (он же - канал герцога Вюртембергского), который дает возможность судам проходить из Волги через Шексну в Сухону и далее через Северную Двину в Архангельск. Если добавить к этому систему Волго-Балтийских каналов, то и получается порт пяти морей. (www.towns.ru).

Город Кириллов был и в 16, и 18 веке, на перекрестке всех речных и морских путей России. Т.е. это не только «перекресток» духовных путей России, но и ключевой центр для моряков. И потому Морской бог Никола особо почитался в Кириллово. Учитывая прямые связи этих монастырей с Афоном, а также доминирующую систему взглядов - нестяжательство, могу сказать что именно в Кириллово-Белозерских землях долго сохранялись традиции иконописи Афона и Константинополя, которые, в том числе, отразились на образе березовской чудотворной иконы Николы Закамского ( Никола «темен ликом»). Изучая историю этой иконы, я одновременно изучала историю Ярославовых из Кириллово, к ветке которых принадлежу.

Какое-то время не могла понять, почему о моем предке Василии Семеновиче говорили, например, «пришлый Ярославов Кириллов». И ещё упоминали о том, что в Сарапул они (Ярославовы, Соколовы и пр.) приплыли по «большой воде». Первоначально «Ярославов Кириллов» я воспринимала как двойную фамилию, нечто подобное: Ярославова -Чистякова. Но потом, задавая уточняющие вопросы и собирая детали, поняла, что речь идет о Ярославовых из Кириллово. Не мало мне в этом помогло, как уже сказала, и изучение истории березовской чудотворной иконы Николы Закамского, да и сам Никола Закамский, почти уверена в этом.

Обратила внимание, что в русской истории существует некое «притяжение фамилий» и фамильных родов, так я его назвала. Такими «притягивающимися» между собою родами являются, к примеру, Оболенские и Голицыны, и в известной песне, совсем не случайно, их имена поставлены рядом... «Корнет Оболенский, раздайте патроны, Поручик Голицын, надеть ордена!...».

«Спутниками» рода Ярославовых, по каким -то причинам ( которые ещё предстоит выяснить ), на протяжении многих поколений были представители рода Соколовых.

Вот и в случае с Александрой Ярославовой, к важному решению о принятии иночества, она пришла после совета с, вероятнее всего, близким ей человеком по фамилии Соколов. И этим неординарным человеком был архимандрит Кирилло-Новозерского монастыря Феофан (Соколов), известный подвижник XIX века.

Как уже ясно, Александра Ярославова обратилась к нему за советом и после этого «от отца Феофана вдова поехала в Горицкий монастырь и осталась в нем с тремя дочерьми. Это произошло летом 1816 г.».

«Монастырь опальных княгинь: дворянки Клементьевы» - специальная статья с таким названием посвящена Александре Ярославовой и её дочерям на сайте газеты «Православный Петербург». Но статья дает ответ лишь на часть вопросов из тех, которые меня волнуют.

В частности, из этого повествования и становится ясно, что свое решение о передаче всего богатства, всех земель и имения Несвойское (в 30 км от Вологды), а также о привлечении для монастырского строительства более 300 её бывших крепостных, она приняля под влиянием того, что ей сказал архимандрит Кирилло-Новозерского монастыря Феофан (Соколов).

Названный Кирилло - Новозерский монастырь, сыгравший такую большую роль в судьбе А.А. Ярославовой, основан монахом Кириллом из Кирилло-Белозерской обители

Эта Кирило-Новозерская обитель не первая в Белозерье. Она начала строиться спустя век после того, как со «следового камня», расположенного на горе Маура преподобный Кирилл увидел место, которое указала Богородица для основания Кирилло-Белозерского монастыря. Рядом с камнем ныне воздвигнут Поклонный крест в память преподобных Кирилла и Ферапонта - по случаю 600-летия основанных ими монастырей. Вершину горы украшает часовня и надпись на ней гласит: «Часовня во имя преподобных Кирилла и Ферапонта Белозерских чудотворцев возведена на горе Маура, откуда открылось им место указанное Пречистой Богородицей Преподобному Кириллу в Чудном видении в Симоновом Московском монастыре для устроения святой обители. Здесь в 1397 году Преподобный Кирилл поведал Преподобному Ферапонту об этом необычном видении».

Не могу, в этой связи, не обратить внимание на гору Маура. Однажды я узнала о ней от одного из своих собеседников, в контексте моего поиска, касающегося бога Ура и архангела Уриила. И тогда он мне сказал: Обрати внимание на Святую гору Маура. Может быть это надо читать так: «МА -Ура» и понимать как «Мать Ура...». Ведь археологи считают, что территория горы Мауры была заселена еще в эпоху неолита (IV-II тыс. до н.э). И вот эта гора Маура, ставшая мне известной благодаря Николе Можайскому и архангелу Уриилу, тоже находится здесь, в Белозерье... С неё, согласно сказанному выше, преподобный Кирилл узрел место для строительства Кирилло-Белозерского монастыря. А уже эта обитель положила начало множеству монастырей, скитов, пустыней Северной Фиваиды, как стал называться этот край.

Я давно узнала о Кирилло-Белозерском монастыре, но опять же, не в связи с именем Александры Ярославовой, а в связи с именем - Паисий Ярославов. Потому что в Кирилло - Белозерской обители и в Феропонтовом монастыре он провел многие годы после игуменства в Троицко-Сергиевской Лавре (что располагается близ Москвы). И оттого его называли «кирилловский старец» Паисий Ярославов.

Рядом с третьим по величию в России Кирилло -Белозерским монастырем находится Феропонтов монастырь, внесенный в 2000 году в перечень наследия ЮНЕСКО. Такая высокая оценка монастырю дана из-за Фресок Дионисия, следы которых разыскивались мною и в Можайске, что отражено в серии статей о Петре Первом и Николе Можайском. Увлеченность фресками Дионисия, в свою очередь, возникла, от художника Николая Дронникова (Париж), уже во время переписки с ним, после моего отъезда в Петербург. В одном из писем он советовал мне: «Коль скоро ты там живешь, надо обязательно съездить в Ферапонтов монастырь: «Дионисий - это Матис, это Матис русского средневековья!!! ...». Для тех, кто не соприкасался с этой темой, скажу, что Дионисий - выдающийся иконописец, самый почитаемый художник Руси конца XV - начала XVI веков, современник Рафаэля, Леонардо, Ботичелли, Дюрера.

Важным тут оказалось и знание о мистической связи между Можайском и Белозерьем. Дело в том, что Лужецкий монастырь в Можайске строил старец Ферапонт из Белозерья. «В Лужецком монастыре на месте разоренного безбожниками некрополя водружен ныне поминальный деревянный крест с надписью: «Блаженной памяти священноиноков, всей братии, строителей и благоукрасителей». Вырезан он за много верст от Можайска, - верст, что были пройдены преподобным Ферапонтом шесть столетий назад. Резали крест на Белом озере, в монастыре его друга и сопостника преподобного Кирилла».

В нижнем ярусе колокольни Лужецкого монастыря в Можайске устроена часовня для поминовения усопших. Распятие из белого итальянского мрамора для нее подарил народный художник России скульптор Владимир Владимирович Глебов-Вадбольский в память о своем предке, князе Федоре Федоровиче Вадбольском, в иночестве Феодосии, который с 1702 по 1704 год был настоятелем Лужецкого монастыря. Но, как оказалось, и более давний предок дарителя также имеет отношение к монастырской истории. Княжеский род Вадбольских происходит от князей Белозерских, которые в XIV веке стали подчиняться Московскому князю. Интересно, что князь Юрий Васильевич Белозерский-Сугорский был тем самым наместником Можайского князя Андрея Дмитриевича, который и уговаривал преподобного Ферапонта оставить Белоозеро и прийти в Можайск»...

Приведенная цитата из статьи «Можайский Лужецкий Ферапонтов монастырь. (Часть 3), указывает не только на мистическую связь Можайска, Кириллова, Феропонтово и Белозерья, она вновь напоминает нам о Ярославовых. Ведь одна из внучек М.И.Ярославова (дочь Анны Михайловны Ярославовой-Зузиной) была замужем за князем Михаилом Ивановичем Вадбольским. В первой статье этой серии мною делался акцент на «пересечении» родов Вадбольских и Ярославовых, а также и на «узах брака» между ними.

И теперь мы видим, что не только «кирилловских Ярославовых» тянет эта мистическая линия «Кириллово-Белозерье - Можайск», но и потомка князя Вадбольского, известного народного художника и скульптора В.В.Глебова-Вадбольского.

Но и это далеко не исчерпывающий перечень мистических совпадений и знаков. На территории Лужецкого монастыря находится собор Рождества Пресвятой Богородицы - «Дом Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Рождества и преподобнаго Ферапонта в Лужках в Можайске», настоятелем которого с октября 2005 года является игумен Мефодий (Соколов...)...

Как же тут глубоко не задуматься, встретив, в очередной раз, на пути Ярославовых - священнослужителя Соколова...

В обнародованных мною в 2006 году материалах: «Найди свои корни: Завещание Бориса ЯРОСЛАВОВА Rurikovichi /Jaroslavovi Рюриковичи /Ярославовы, говорилось о том, что « по предсмертным откровениям Бориса Ярославова (умер в 1997 году), в период революции спасали членов семейства Ярославовых представители духовенства. Жену деда, Василия Семеновича Ярославова звали Мария Никоноровна. Она была из семьи священнослужителей. Можно предположить, что её фамилия в девичестве была Соколова, т.к. двоюродный брат Романа Васильевича Ярославова носил фамилию Соколов. Он был священнослужитель. Этот двоюродный брат Романа Ярославова эмигрировал заграницу в период революции. Весьма вероятно, что он не уничтожал историю своего семейства и возможно владеет дополнительной информацией о его тетке Марии Никоноровне (в замужестве Ярославовой)... Ярославовы и представители духовенства по фамилии Соколовы проживали некоторый период период и в Бирске».

Ярославовы и Соколовы... Рюрик и Сокол герба Рюриков...

Отчего они всегда были рядом?! Вот ещё одна загадка рода Ярославовых...

И отчего же Феофан (Соколов) посоветовал Александре Ярославовой уйти в монастырь тогда, когда её горе было ещё велико и эмоции не умиротворились.

Неужели он до такой степени попал под влияние иосифлян - оппонентов старцев-нестяжателей, школа которых начала ослабевать после их опалы у Василия III из-за «тайны тысячелетия» царицы Соломонии !

Я думаю, Александра Ярославова несла в себе идею нестяжательства и потому так легко приняла решение о том, чтобы расстаться со своим состоянием. Мои наблюдения за судьбами Ярославовых 15-18 веков показывают, что они достаточно легко могли расставаться с имуществом и во всех поколениях много жертвовали монастырям. К примеру, Д.Черевин - сын М.М. Ярославовой во время Войны 1812 года отдал все свое движимое имущество в Костромское ополчение и сам возглавил его. Много жертвовал Савва Сторожевскому монастырю Василий Косой Оболенский - основоположник рода Ярославовых. Видимо, такое отношение было связано с ещё оставившими свой след идеями «школы нестяжательства», а также бесконечными войнами, пожарами, опричниной, опалами, которые приучили дворянство особо не привязываться к материальным ценностям и быть готовыми стяжать дух и жить без них.

Но Александра Алексеевна Ярославова (Клементьева) забыла главный постулат нестяжателей: «Обязательное для инока - старцы считали обязательным и для монастыря»

Т.е. если инок должен отказаться от богатства, то и монастырь это богатство принять не может. И раздать это богатство надо было нуждающимся перед уходом в Горицкий монастырь...

Не учла она и того, что Нестяжатели исходили из принципа « Признания права личного и свободного разумения инока. Подвиг нравственного самосовершенствования инока должен быть разумно-сознательным, без принуждений»

А ведь решение дочерей Александры Ярославовой не было сознательным и свободным. Более того, за них все решила мать и для дочерей в этом был акт великого принуждения с её стороны...

В целом Белозерские старцы стояли на следующих основых столпах в своем учении. « Первое: Перевес духовного над внешним и обрядовым. Второе: Иночество должно быть не телесным, но духовным, и требует не внешнего умерщвления плоти, а внутреннего самосовершенствования, т. к. почва монашеских подвигов - не плоть, а мысль и сердце. Третье: Чем жертвовать в церкви, - лучше, по его словам, раздать нищим... Четвертое: Признание права личного и свободного разумения инока. Подвиг нравственного самосовершенствования инока должен быть разумно-сознательным, без принуждений. Пятое: Старцы были энергичными противниками монастырских имуществ и горячими проповедниками первобытной иноческой нищеты.Обязательное для инока - старцы считали обязательным и для монастыря: монастырь есть лишь собрание людей с одинаковыми, одними и теми же целями и стремлениями, и предосудительное иноку - предосудительно и монастырю. Старцы не были догматами и считали что любые религиозные тексты надо читать критическим взглядом...» (www.biografija.ru)

Т.е. нестяжательство состоит не в том, чтобы отдать имущество монастырю, а в том, чтобы отказаться от него в пользу нуждающихся.

И если бы А.А.Ярославова исповедовала взгляды нестяжательства, т.е. изначальной «школы» Кирилло-Белозерских монастырей и Паисия Ярославова, то она бы, возможно, не сделала того, что до сих пор вызывает слищком много вопросов.

Аналогично, если бы служитель монастыря Соколов, к которому она обратилась за советом, исповедовал бы нестяжательство, то он никогда бы не дал ей такого совета. Однако к 18 веку и в систему «заволжских монастырей» проникли взгляды Иосфилян, т.е. сторонников концепции монастырей - собственников и землевладельцев.

И в результате этого несовпадения ментальности и взглядов произошла эта печальная история.

В миру дочерей Александры Ярославовой звали Серафима, Аполлинария и Раиса. (www.library.pravpiter.ru). Мать Агния, инокини Аркадия, Арсения и Асенефа - такие имена получили они в монастыре - после того, как принесли в дар все свое немалое состояние, привлекли на строительство своих дворовых мастеровых людей и оставили после себя многие новые постройки.

Аркадия занималась иконописью и отличалась кротостью и безкорыстием, но скончалась, прожив в монастыре всего пять лет. Мать Агния прожила до 75-летнего возраста и была верной помощницей игуменьи. Инокиня Арсения в 1856 г. была произведена в игуменьи и скончалась от простуды в 1863 г. Инокиня Асенефа стала блаженной, отличалась странным поведением, юродствовала, пряталась от других и была похожа на лишившуюся рассудка. Но, по сведениям, собранным и изданным в г. Кириллове в 1914 г. неким иноком Иоанном (Калининым), имела дар предвидения. Именно её посещал Иоанн Кронштадтский.

Свидетельства о блаженной жизни юродивой Христа ради Асенефы (Клементьевой) записал архимандрит вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря Неофит (Следников), впоследствии епископ Измаильский и новомученик († 1918). Он был свидетелем посещения блаженной старицы св. праведным Иоанном Кронштадтским в 1891 г.

Данный факт описывается в публикации Е.Стрельниковой - «Кронштадский пастырь в Белозерье»:

«В Горицком монастыре св. прав. Иоанн Кронштадтский застал еще в живых известную подвижницу - Христа ради юродивую Асенефу (Клементьеву)... Блаженная до конца донесла свой крест, а прожила она немало - до 92 лет. Записано было множество случаев ее прозорливости и молитвенной помощи страждущим. В конце жизни она стала расслабленной, о чем предсказывала сама, лишилась зрения и заболела ногами. Последние 16 лет лежала на полу в своей келье над холодным подвалом. Там ее посетил св. прав. Иоанн Кронштадтский в 1891 г. «Придя в келлию к м. Асенефе, - пишет епископ Неофит, - он приветствовал ее: «Благослови, матушка; трудись, трудись, сколько лет лежишь?» Она отвечает: «Ты меня не видишь, не знаешь меня?»» Наклонился к ней, благословил, держал головушку, погладил спину, поцеловал блаженную в голову, дал ей платочек: «вот я тебе платочек подарю, прощай». Она спокойно улыбнулась». На следующий год блаженная преставилась» (www.ferapontovo.ru).

Когда читаешь эти строки, то трудно поверить, что речь идет о внучке представителей знатного и богатого рода.

Мне кажется, эти её юродства и неистовства в юности, которые приводили к стаданиям матери, были своего рода ответом Асенефы на то принуждение воли, которому её подвергли, отдавая в монастырь в 14 лет.

Как будто она своими действиями говорила матери: «Ты хотела умерщвления моей плоти! Смотри теперь картину моей агонии и того, как я умещвляю плоть свою... Ты хочешь мне дать лучшую келью... Нет ! Тебе придется видеть меня годами на холодном бетонном полу!»...

И мы видим в монастырских записях описание того самого умерщления плоти Асенефы, против которого выступали старцы нестяжатели...

А потом было великое терпение, прошли годы, не стало сестер и матери... и в сухоньком старушечьем теле родилась Великая Душа...

Это про неё сказала Асенефа Иоанну Кронштадтскому: «Ты меня не видишь, не знаешь меня?»

Что он видел: блаженную старушонку на бетонном полу ?

А ведь в этом теле был Великий Дух - частичка сегодняшней Соборной Души России и «Небесного Кремля»...

У этой истории два лика, как у любой медали.

С одной стороны, трудно принять такое беспрецедентное решение урожденной дворянки Ярославовой, с другой стороны, она сделала нечто такое, что стало Великой Вехой на пути поиска истории рода Ярославовых...

И ориентируясь на эту веху, на перекрестке всех духовных и морских путей в Кириллово и Белозерье, я сегодня ВСПОМИНАЮ... историю своего рода.

Что я могу тут сказать: Вспоминайте Ярославовы - Ярославовых ! Молитесь Ярославовы за Ярославовых ! И помните, что не во всякий Собор, пойдет носитель идей заволжских старцев...

Все материалы раздела «Внимание! Угрозы и тенденции»

Реклама

© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС