Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

«Царь Росов» Михаил Ярославiв и его Тверское Православное Братство

©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960). Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991). Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014). Кандидат технических наук c 26.5.1988. Я родилась 22 февраля 1960 года в Нефтекамске, Краснокамского района Башкирской АССР

Ярославова моя девичья фамилия. На дату публикации я была Чистякова Наталья Борисовна по фамилии бывшего второго ( и третьего мужа). После перемены имени 10 июня 2014 года я Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна

© Наталья Ярославова-Чистякова
22 февраля - 1 марта 2011, Санкт-Петербург

В конце XIX века в России было создано «Тверское православное братство святого благоверного князя Михаила Ярославiва». Речь идет о «Царе Росов» - «Basileus ton Rhos» - так он именовался в источниках времен Андроника II Палеолога. А в письмах патриарха Константинограда Нифонта, сам патриарх обращался к нему, как к «Великому князю Всея Руси» /1/.

Первый в истории Великий князь Всея Руси Михаил Ярославiв Тверской относится к династии Святых: Святой Михаил Черниговский, Святой Михаил Ярославiв, Святая Анна Кашинская и даже Святой Казимир, изображенный в ряду шести Королей - Святых, в замке «Короля Лебедя» Нойшванштайн или New Swan («Орден 22 февраля: София Баварская - страсть Лебединого короля Людвига II, воплощенная в замках»).

Канонизированы в лике Святых Мучеников: сын Михаила Тверского - Александр Михайлович и внук Фёдор.

В 2000 году «на Юбилейном Архиерейском Соборе имя Михаила Тверского было названо вслед за именем Апостола Павла, ещё до Сергия Радонежского и других!» / 1/.

«Шапка Мономаха» Михаила Ярославiва до сих пор украшает герб Тверской области. Иногда над этой «Шапкой Мономаха» изображают императорскую корону Романовых. И эти «две короны», подобны двум коронам Виленской Остробрамской Богоматери, прямо связанной с загадками истории «Царя Росов». Ведь сама Виленская икона была привезена из Крыма для внучки князя Михаила Ярославiва - Ульяны Тверской, великой княгини Литовской, её мужем Ольгердом -Альгирдасом Гедиминовичем и завоевана им во время покорения Киевской Руси.

«Царь Росов» Михаил Ярославiв рожден в браке Ярослава III Ярославова с - Ксенией (Оксиньей), дочерью Юрия Михайловича, по одной из гипотез, младшего сына Михаила Черниговского. Во всяком случае, именно с Оксиньей, его матерью, Михаил Тверской предстоит перед Иисусом на древней иконе, что указывает на родословие самой Ксении и на родословие Михаила Ярославива, по женской линии. Именно Ксения дала ему имя Михаил, что в переводе с греческого означает «равный богам». В Твери стараниями княгини Ксении стал особо почитаемым культ Михаила Архангела. Супругой же Михаила Тверского и Великой княгиней Всея Руси стала Анна Кашинская - правнучка святого Михаила Черниговского. Потомками Великого князя Тверского и Владимирского Михаила Ярославiва и Анны Кашинской, по женской линии, являются Польские короли Ягеллоны.

Многократно через «женское семя» и по женской линии в династии Тверских князей и в династии польских королей Ягеллонов возрождалась духовная генеалогия Святого Михаила Черниговского. Ведь не случайно, родство по материнской линии очень чтилось в древней Руси.

Информацию о древнем Братстве, посвященном имени Святого Михаила Ярославiва я узнала от старообрядцев, материалы которых просматривала в связи историей их духовного центра на Урале, в Невьянске. Изучением архивов этого братства занимается также научно-исследовательский Центр церковной истории и православной культуры им. В.В. Болотова, в Твери. В 2007 году, в Москве, в рамках VIII Международной конференции «Старообрядчество: история, культура, современность» был сделан отдельный доклад «Из истории Тверского православного братства св. благ. князя Михаила Ярославива» («Старообрядчество: история, культура, современность».).

И спасибо старообрядцам, они сохранили не только древние иконы и обряды, но и настоящие имена времен Рюриков. В контексте «Царя Росов» речь идет о Михаиле Ярославиве (Ярославiв), а не о Михаиле Ярославиче. Это важная историческая точность, также как и многие другие, в жизнеописании Великого князя Всея Руси Михаила Тверского, которое приходится периодически реконструировать, создавая Братства.

Имя отца Михаила Тверского также пишется: Ярослав III Ярославов. («Хронологическая роспись правителей России).

Первый Тверской князь Ярослав III Ярославов - это единственный русский князь, названный в честь отца при его жизни. По этой причине его отчество оказалось эксклюзивным и, в современном понимании, приобрело значение фамилии.

Более того, имя Ярослав исчезало среди потомков Ярославова Мудрого иногда более, чем на столетие. А называли Великих князей вновь Ярославами, по всем признакам тогда, когда в браках потомков Мудрого повторно «сливались» две крови Мономаховичей и Святославичей. Так было и в случае с Ярославовом III Ярославовым, и в случае с родоначальником князей Ярославовых-Оболенских - Ярославом Васильевичем Оболенским, мать которого была из рода Мономаховичей, Всеволож-Заболоцких, а отец - из Святославичей («Родословие Василия Косого Оболенского и Марии из Мономаховичей»).

В этом смысле, материалы старообрядцев разъясняют и другое обстоятельство, на которое я уже обращала внимание. Фамилия Ярославов у старца Паисия - духовника царя Ивана III и воспреемника царя Василия III в летописях отмечается раньше, чем возникла ветка князей Ярославовых - Оболенских. А поскольку одни из первых бояр и судей Ярославовых появились в городе Кашине, рядом с Тверью, то они могли быть и потомками тверских Ярославивых. В частности, уже в 1503 году Ярославов Яков Медведь - судья из Кашина, был состоявшимся профессионалом в области права, о чем свидетельствуют сохранившиеся о нем архивные данные («Катакомбная Русь»: крупные феодалы, вотчинники и землевладельцы Ярославовы, XV-XX век»).

При этом князь Михаил Ярославив также был славен тем, что в годы его правления реализована задача «представить Тверь носителем правопорядка», свидетельством чего явился изданный при нем сборник «Мерило Праведное», рассматривавший «вопрос «цесарского достоинства» и истинности власти» /1/.

Серебряная рака с мощами Михаила Ярославива Тверского исчезла в годы сталинизма, но что уникально, мощевик Святого Благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, обнаруженный недавно в лефортовском храме апостолов Петра и Павла (ранее храм Николая Чудотворца) находится рядом с мощевиком Святого Преподобного Нила Сорского (Майкова) - ученика Паисия Ярославова. Я уже встречала подобные повторения «духовных союзов». К примеру, в доме Майкова на Малой Дмитровке 12 жил сын Татьяны Ярославовой - легендарный генерал Михаил Орлов, подписавший акт капитуляции Парижа.

Николай Локтев - автор статьи «Мощи Михаила Тверского находятся в Москве» /2/ также увидел символическую связь этой истории с Францией и Парижем. В частности в том, что в Лефортовском сквере рядом с храмом Петра и Павла 10 октября 2007 года президенты России и Франции Владимир Путин и Мишель Саркози открывали памятник летчикам 18-го авиаполка «Нормандия-Неман».

Великим символом родства России и Франции является Анна Ярославна Русская - королева Франции.

Однако недавно Михаил Бульон (Bouillon) из Риги обратил мое внимание на ряд: Оболенский, Бульон, Бульонский, Bouillon, Bulogne, Болонь, Болонья, Оболонь. Как выяснилось, Оболонь была заселена ещё до Рождества Христова («Киев - Оболонь»). А фамилия князей Оболенских произошла от этой вотчины Оболонь рядом с Киевом, название которой совпадает по смыслу и лингвистике с Бульон, Бульонский, звучащих в имени Го?тфрид Бульо?нский и Годфруа де Бульон - предводителя 1-го крестового похода, завоевателя Иерусалима, герцога Лотарингии, имевшего титул «Охранителя Гроба Господня»…

Я уже обращала внимание на тот факт, что изображение Годфрида Бульонского на фресках XY совпадает с изображением русского Яра или Ярия, в части венка на его голове. Но не столь давно, некто в сети прокомментировал это изображение так: Чаша Грааля, Приорат Сиона, Лилии.

«Мифическая родословная Годфрида Бульонского, также как и других представителей европейской знати, делает его потомком рода Грааля, а также - согласно некоторым версиям - сыном или внуком Лоэнгрина - лебедя, и внуком или правнуком Парцифаля» - так это видит известный специалист в области алхимического и герметического символизма Энрике де Висенти («Как нам распознать и поддержать дружественные Ордена и Тайные Общества в Эпоху Водолея»).

Если учесть, что «Чаша Грааля» символизирует «женское семя», то именно женское родословие блестяще и мистически проявляло себя в ветках Тверских и Черниговских князей, где из колена в колено возрождалась Премудрость или София.

На эту связь Михаила Ярославива Тверского с Софией-Премудростью прямо указывает икона Святого Михаила Тверского в Софийском соборе Вологды.

Этот образ прислали мне в развитие темы, поднятой в статье «Портреты Рюриков - «Владеющих Славой» и Ярославовых: сравнительные ряды».

Также мое внимание обратили на «фаюмский портрет, предположительно, Константина Мономаха. Поскольку Михаил Тверской является потомком Мономаховичей по мужской линии. Портрет не столь « известен как другие фаюмские, но по уровню художественного мастерства и мощности изображенной личности он уникален - редкое по силе положительное воздействие на зрителя, что мало кому удается, даже из тех, кто к этому стремится».

Идею самой статьи о портретах Рюриков мне подал польский профессор Andrzej Bajor из Rurikid Dynasty DNA Project, обратив внимание на то, что потомки Гедемина имеют такие же носы, как и польские короли Ягеллоны на портретах.

Однако как раз польские короли Ягеллоны являются потомками по женской линии Ульяны Тверской и князя Михаила Тверского. Их хоть и представляют «из Гедеминовичей», на самом деле, Ягайло на три четверти имел кровь Рюриков. Вопрос тут только в женской и мужской наследственности, что совершенно не учитывает «языческий» проект, как я его называю, основанный на исследовании исключительно гаплогрупп и мужских Y-хромосом.

Спустя несколько месяцев, мне самой интересно перечитать эту статью, потому что в ней воспроизведено более ранее сравнение портрета А.М. Ярославова - сына боярина Михаила Ярославова, жившего в 18 веке, и портрета Д.М.Голицина из Гедеминвичей. Хоть мы и не сошлись во мнениях с Н.К.Голицыным при оценке родства этих портретов, но видимо, как раз, духовное родство я почувствовала. Тогда как Н.К.Голицын анализировал, внешние различия.

После этой публикации тема истинного образа Рюриков получила развитие дважды. Во-первых, стало ясно, что художники могли приукрасить образы Рюриков или создать, так называемые, условные портреты. Во-вторых, подлинный образ мог быть уничтожен намеренно, для уничтожения памяти.

Дело в том, что в это же время мое внимание обратили на публикацию 19 века о том, как жители Николо-Березовски, где я родилась, прятали от Пугачева образ Николы Закамского, также представленный в статье о портретах Рюриков /11/. Они просили сохранить этот образ сарапульцев. А затем долго торговались о его выкупе. Задумавшись о том, почему угрозу уничтожения этого образа считали реальной, я обратила внимание на подпись к одному из портретов самого Пугачева, включающую слова «Подлинный образ…». Т.е. получается, что и сам «самозванец» беспокоился о том, чтобы в истории сохранился именно его «истинный образ». Хотя нельзя исключать и его великой интриги, поскольку он уничтожал альтернативные, настоящие образы, которые считал «конкурирующими».

В порядке описанной выше коллективной работы мне помогли также в поиске образов Михаила Ярославива Тверского.

Тот факт, что этот иконописный образ оказался в Вологде, тоже символичен. Ведь в районе Белого озера находятся самые древние земельные вотчины и имения бояр Ярославовых.

Михаил Тверской также изображён и на памятнике «Тысячелетию России», созданном в 1862 году, рядом с Александром Невским и Дмитрием Донским.

До октябрьских событий 1917 года имя Михаила Тверского - Небесного покровителя Твери было широко известно и ему воздавалось должное нашими предками.

В отличие от проордынского Александра Невского, культ которого в советские времена целенаправленно поддерживал Сталин, отношение Сталина к культу Михаила Тверского было противоположным.

Причина в том, на что обратил внимание в своих трудах ещё К.Маркс: «именно тверская княжеская ветвь первой подняла знамя борьбы против ига иноземного и начала трудную и героическую борьбу с полновластием татарских ханов» /1/. Т.е. причина - в отношении к орде, к ордынским и варварским методам, которые сродни методам сталинизма.

Из-за активных действий по уничтожению памяти Михаила Тверского в годы сталинизма, сведения о «Тверском православном братстве святого благоверного князя Михаила Ярославива» - крайне скудны.

Создание этого братства в XIX веке, по времени, совпало с интересом к феномену Яра, который проявляли и Сергей Есенин, и Сергей Городецкий («Европа, освещенная Софией русской Ярославны, и Яр, как «иностранные технологии» масонов для России»).

Но если творческая интеллигенция увлекалась Яром, то глубоко верующие люди объединились в Православном Братстве Первого князя Всея Руси - Михаила Ярославiва.

Членом этого Братства был последний Тверской губернатор Николай Григорьевич фон Бюнтинг, который вступил в управление губернией 30 апреля 1906 года «помолившись и приложившись к мощам святого благоверного князя Михаила Ярославича». В 1917 году, повторяя подвиг Михаила Тверского и заведомо зная, что он будет «казнен» толпой, последний губернатор Твери в Российской империи не оставил свой пост даже после того, как от короны отрекся император Николай II. В статье «Мученик «великой бескровной» исследователи обращают внимание на то, что это был, пожалуй, единственный в истории случай, когда государственный чиновник исповедовался по телефону и принял добровольно мученическую смерть, имея возможность остаться живым. Однако напомню, он был член Братства Святого Михаила Тверского. Он происходил из древнего прусского рода. И судя по тому, что он поступил достойнее императора России, надо признать, что губернатор Твери оказался королем более чем царь Романов. И потому, полагаю, является правильной версия о том, что Николай Григорьевич фон Бюнтинг был незаконно рожденным сыном баронессы Медем и германского императора Вильгельма I, брата русской императрицы Александры I Федоровны и Фридриха Вильгельма IV, восстановившего деятельность «Ордена Лебедя» в 1843 году («Белая Русь: «Орден Лебедя» города «Между Богов» и место паломничества хасидов всей планеты). Погребли покойного губернатора в пещерах Псково-Печерского монастыря. Затем семья Бюнтингов эмигрировала в Париж /12/.

Среди членов «Тверского православного братства святого благоверного князя Михаила Ярославича «упоминается также Аристарх Павлович Световидов - протоиерей храма Николая Чудотворца в Калязине близ Твери. Храм имел уникальную звонницу. Яблоко и четырёхконечный крест вызолочены «чрез огонь». Древнейший его колокол был «вылит при державе Ея Императорского Величества Анны Иоанновны Самодержицы Всероссийской в Сибири на Невьянских железных Господина Дворянина Акинфия Демидова заводах 1738 года весу 51 пуд 11 фунтов. Лил мастер Яков Гаряев» /8/. Обратила внимание на связь с Невьянском этого Калязинского Никольского храма, поскольку первую информацию о Братстве Михаила Ярославiва узнала, работая с материалами о духовном центре старообрядцев в Невьянске. В ряду замечательных личностей служивших в Николаевском соборе называют: священников Ивана Тимофеевича, Дмитрия Алексеевича и Василия Алексеевича Верещагиных; Ивана Флоренского и его сына Дмитрия Ивановича Флоренского.

Примерно в 1994 году, или как говорят, 20 лет назад в Твери было создано Общество Михаила Тверского. Создано оно, как видно по датам, почти сразу после падения коммунистического режима, уничтожавшего память Святого Михаила. Изначально идея возникла в Тверском драматическом театре, где уже 20 лет идёт моноспектакль «Михаил Тверской». Председателем этого общества стал Н.Г.Пономарев - Заслуженный артист РФ, выпускник Театрального института им. Щепкина при московском Малом театре, автор пьесы о Михаиле Тверском. Именно его статья «Отечестволюбец, Святой, Благоверный Великий Князь… Тверской и Владимирский Михаил Ярославич» неоднократно процитирована мною в настоящем материале. Очень правильно в ней, с моей точки зрения, расставлены акценты и духовно прочитана история.

Редко встретишь такого рода признание, какое я прочитала у Н.Г.Пономарева: «Пожалуй, только к внуку Донского Василию Тёмному можно применить термин Самодержец. Но этого он смог добиться, не благодаря своим исключительным качествам, а благодаря кропотливой работе предшествующих поколений. В.О. Ключевский пишет: «Внук Донского попал в такое счастливое положение, не им созданное, а им только унаследованное». «Предшествующие поколения» бесспорно, начинаются с Михаила Ярославича, который встал на долгий путь будущего объединения Руси…» /1/

Дело в том, что, несмотря на кажущееся преодоление сталинизма, и коммунизма, присвоение результатов кропотливой работы предшественников, или приписывание этого коллективного результата - одному лицу, что характерно для настоящего времени, является верным признаком сохраняющегося в России варварства, ведущего к смутам, гражданским войнам, геноциду, по типу сталинского, и конечно - очередному культу личности.

Однако «Небесная Иерархия» умеет «расставлять точки над i».

Особый интерес к Михаилу Тверскому в России всколыхнули события 1995 года в Буденновске, когда во время начала штурма больницы с заложниками, в небе явилась Богородица. Её видели и заложники, и жителей города, и сами бандиты Басаева. Вот тут все и вспомнили о том, что Буденновск раньше назывался город «Святой крест», а больница находится на месте разрушенного монастыря, а ещё ранее - хлева, где на ночь были заперты останки Михаила Тверского, вывезенные после его казни из Орды на Русь. Тогда, много веков назад, луч света среди ночи осветил этот хлев и многие наблюдали мистическое небесное явление. Через год после событий в Буденновске, в память об этой помощи Богородицы, здесь была построена часовня Михаила Тверского.

Не удивительно, ведь как уже сказано выше, первый в истории Великий князь Всея Руси Михаил Ярославив Тверской был из династии Святых. А его супруга Анна Кашинская - дочь Ростовского князя и правнучка святого Михаила Черниговского, по его дочери Марии Черниговской. Существует версия, что именно Мария Черниговская, первая женщина летописец, является автором «Слова о Полку Игореве»:

« Исследователи считают, что она принимала участие в составлении Ростовского летописного свода, в который вошли рассказы о гибели Василько, о перенесении в Ростов тела погибшего в Ситской битве великого князя Юрия. Также ею было написано «Житие Михаила Черниговского и боярина Федора», погибших в Орде… «Она по-женски эмоционально описала ужасы монгольского завоевания так, что судьба ее семьи и близких предстала малой частью национальной трагедии»… Марья Черниговская могла быть и автором «Слово о погибели Рускыя земли и по смерти великого князя Ярослава» («Нежные, преданные и талантливые Ярославны»)

Продолжая разговор о Ярославнах, обращу внимание, что польские короли породнились с Домом Ярославова Мудрого впервые в лице Казимира I Восстановителя и Добронеги, по одной из версий, сестры Ярослава Мудрого, по другой версии - его четвертой дочери - Марии Ярославны. Их сын Болеслав II Смелый (наполовину Рюрик) вступил в брак с Вышеславой - дочерью, опять же Рюрика - Изяслава I Ярославича. Вот так и появились на престоле Польши, де факто, Рюрики Дома Ярослава Мудрого. Именно по этой причине, они тяготели к княжнам - потомкам Ярослава Мудрого.

Поэтому брак внучки Михаила Ярославива - Ульяны Тверской и литовского князя Ольгерда является закономерным. При этом, польский король Ягайло - Владислав II - основатель династии Ягеллонов - это правнук «Царя Росов» Михаила Ярославива.

«За период XIII-XIV вв. можно насчитать более тридцати браков, совершенных между русскими и литовскими княжескими домами. 16 русских княжон были отданы замуж за литовских князей и, в свою очередь, 15 русских князей женились на литовских княжнах…

Фамильные связи литовского и русских княжеских дворов, по сути, и являли княжеский союз - «Великое княжество Литовское, Русское и Жемайтское (именно таково его полное официальное наименование). Оно объединяло в себе земли сегодняшней Литвы - Вильну, Ковно, Тракай (Жемайтия), нынешней Белоруссии с западными русскими областями, включая Смоленск и Ржев (Литва), а также практически всю территорию бывшей Киевской Руси с Киевом и Черниговом (Русь)» /5/.

Обращает на себя внимание тот факт, что здесь перечислены практически те же самые территории, где в XY-XYI веках проявили себя князья Ярославовы - Оболенские. В частности, Вильна, Великие Луки, Чернигов, названные в статье «Катакомбная Русь»: крупные феодалы, вотчинники и землевладельцы Ярославовы, XV-XX век».

А по большому счету, речь идет о территории: от причерноморского Удела Божией Матери на Буге в Меджибож, до прибалтийского Удела Божией матери близ Кенигсберга и Куршской лебединой косы, где в дни памяти Святого Казимира в Литве, льется ныне колокольный звон («Белая Русь: «Орден Лебедя» города «Между Богов» и место паломничества хасидов всей планеты»).

Оба эти Удела Божией Матери называют «забытыми» в России.

Забытым «Царем Росов» называют также и Михаила Ярославива Тверского…

Странная и избирательная забывчивость…

Как же Князь Всея Руси Михаил Тверской стал «забытым», если он был канонизирован в 1549 году одновременно с его дядей Александром Ярославичем Невским?

Великокняжеский Храм святых князей Михаила Тверского и Александра Невского возвели в древнем городе Ельце, в 1909 году. Карл Брюллов также изобразил рядом князей: Михаила Ярославива Тверского и Александра Невского в Исаакиевском соборе в Петербурге /1/.

Хотя такое их повторяющееся «соседство» удивительно, ведь Александр Невский предал своего брата Ярослава III Ярославича - отца Михаила Тверского… При взятии Переяславля союзники Невского - ордынцы - убили воеводу и жену Ярослава, а детей взяли в плен.

Главную причину такой антибратской политики Невского я вижу в том, что одной из жен Александра Невского была дочь хана Золотой Орды, а он сам стал названным братом Золотоордынского хана Сартака («Тюрки и российское дворянство. Родственники царской фамилии» Ахмет Мурзабулатов, Мукан Аухадиев, Бахтияр Албани).

До 1936 года « прах Михаила Ярославича находился в Спасо-Преображенском соборе Твери. Были изготовлены из чистого серебра две похожие раки высочайшей художественной работы - одна для Михаила Ярославича Тверского, другая - для князя Александра Невского» /2/. Но Спасо-Преображенский собор взорвали. А вот дальше началась детективная история. Мощи Александра Невского сохранились, тогда как мощи Святого Михаила Тверского - исчезли со ссылкой на оккупацию.

Однако почти все артефакты, связанные с Рюриками, исчезали не столько в годы оккупации Гитлера, сколько в 1934-1937 годах.

В миф об оккупации, и об избирательном отношении войск Гитлера к русским Святым мало кто верит,… Хотя как знать, исчезают, как правило, мощи настоящих Святых, а не мнимых, или мощи - особо чтимые.

В эти же самые годы Сталин успевал уничтожать польскую элиту и аристократию («Катынь- 2: Олигархия превращается в «Мутантную демократию»…).

Причину этого, опять же, вижу в том, что кровь некоторых из польских королей была на три четверти - кровью Рюриков дома Святого Михаила Черниговского и родственного ему Тверского княжеского дома.

Гитлер же, подобно Сталину, синхронно уничтожал прусскую аристократию.

«Святой Михаил» - так звали жители Твери Великого князя Тверского и Владимирского Михаила Ярославива. Первый и единственный Святой царь России.

Выезжая в Орду на верную смерть Князь Михаил Тверской, заведомо знал, что он будет казнен. Но Великий князь Тверской и Владимирский знал также и то, что может предотвратить этой казнью карательную акцию Орды в отношении жителей его княжеств. Т.е. он обратил на себя всю агрессию Орды, спровоцированную клеветой некогда проигравшего ему на поле битвы Московского князя Юрия III Даниловича.

Дело в том, что в 1317-1318 годах на стороне опустошавшего тверские земли Юрия Московского, «усилившегося» браком с Кончакой - сестрой ордынского хана Узбека, выступала конница Кавгадыя.

При этом свои опустошительные войны Юрий Московский начал уже после того, как великий миролюбец князь Михаил Тверской без боя и добровольно уступил ему Великое княжение Владимирское. Юрий предъявил дубликат ярлыка на княжение, полученный им в порядке приданного за ханшей. И в сложившейся ситуации двух ярлыков, на уступку, ради жизни русских людей и ради мира в русских земля, пошел князь Михаил, а не Юрий.

Н.Г.Пономарев в его статье называет эти годы - «годами величайшего духовного взлёта Михаила Ярославича».

Однако мне почти не известны в истории случаи, когда люди, одержимые идеей завоеваний и не умеющие дорожить человеческим ресурсом правильно бы истолковывали подобного рода уступки во имя мира. Сообразно своей силовой ментальности они понимают предложение о мире, как трусость, и распоясавшись от такой «трусости» переходят к ещё более активным военным действиям.

Точно также развивались события после уступки Юрию со стороны Михаила Тверского.

Юрий III Московский продолжил наступление вместе с татарской конницей. А князь Михаил Тверской вышел на открытое сражение с ним при Бортенево и одержал блестящую победу, впервые заставив в открытом бою, бежать татарскую конницу от русского оружия /1/.

«Михаил понимал, что кто-то должен будет на Руси первым встать с колен перед Ордою. Но он понимал и другое, что наказание за это будет жестоким. Очевидно, что именно здесь, накануне сражения, Михаил Ярославич принимает своё великое решение в случае победы заплатить не собственной землёю и жизнями своих подданных, а своею собственною жизнью. Он решает показать всем русичам, всему миру, что честь и достоинство существуют, что люди, стоящие на коленях, только тогда станут народом, когда они встанут с колен и защитят свою честь, достоинство и свободу. Это решение не было внезапным порывом, а глубоко продуманным и выстраданным результатом воспитания, результатом всей его жизни» /1/.

После этого проигрыша князю Михаилу Тверскому в бою Юрий Московский не оставил своих интриг. В странной смерти своей супруги Кончаки - родственницы хана, он обвинил в Орде перед ханом Михаила Тверского. Вот тогда и встал вопрос о том, что Михаил Тверской ответил за все! И прежде всего за первый публичный проигрыш Орды - русским дружинам.

По словам летописца, хан колебался, привести ли приговор в исполнение или нет, но Юрий Московский настаивал яро и добивался смерти Михаила. Этому событию посвящен выдающийся памятник древней тверской литературы «Повесть j Михаиле Ярославиче Тверском».

После свершившейся казни Юрий Московский отправил тело князя Михаила в хазарский город Маджары, в Ставрополье. Люди по дороге хотели вносить тело князя Михаила Тверского в церковь, но бояре запретили и сказали, что место для его гроба - в хлеву /3/. Вот на месте этого самого хлева и явился луч света, протянувшийся от неба - к гробу князя Михаила, а спустя века в построенной на землях хлева больнице Богородица защитила заложников от бандитов Басаева.

Таким образом, в сталинские времена с мощами князя Михаила Тверского поступили также, как с ними поступила Орда и Юрий Московский, определившие им место в хлеву. Но даже хлев после этого стал «Святым хлевом» - Святым крестом.

Сам Юрий III Московский был зарублен саблей в этой же Орде сыном Михаила Ярославича Тверского - Дмитрием Грозные Очи, отомстившим за смерть отца и принявшим за это казнь от Орды.

Бог не дал потомства Юрию Московскому, и великое княжение после него перешло к сыну «царя Росов» Михаила Тверского - Александру Михайловичу Тверскому. Однако вскоре двоюродный брат хан Узбека вытеснил сына Михаила Тверского из Твери. Около десяти лет прожил князь Александр Михайлович Тверской в Пскове.

«Там его любили. Однако и в Псков явились послы от князя московского уговаривать Александра ехать на поклон в Орду к Узбеку. Псковитяне не допустили этого, говоря: «Не езди, господин, в Орду; что б с тобой не случилось, умрем, господин, с тобою на одном месте». Тогда Калита придумал уговорить митрополита Феогноста проклясть и отлучить от церкви князя Александра и весь Псков, если они не исполнят требование князей. Средство подействовало, Александр сказал псковичам: «Братья мои и друзья мои, не будет на вас проклятия ради меня; еду вон из вашего города и снимаю с себя крестное целование, только целуйте крест, что не выдадите княгини моей»… Псковичи целовали крест и отпустили Александра в Литву, хотя очень горьки были им его проводы: тогда, говорит летописец, «была во Пскове мука и печаль и молва многая по князе Александре, который добротой и любовью своею пришёлся по сердцу псковичам». Через полтора года Александр вернулся в Псков к супруге Анастасии Галицкой и детям. Однако переживая о том, что не сможет оставить сыновьям родовой княжеский удел Тверь он все-таки отправился с сыном Федором в Орду. Вскоре в Орду прибыли и сыновья Ивана Калиты. После общения с ними Узбек объявил, что Александр должен умереть. Его казнили вместе с Фёдором. При этом Федор успел произнести проклятье сыну Ивана Калиты - Симеону Гордому, у которого, также как у Юрия III Даниловича, оклеветавшего Михаила Тверского, не осталось наследников.

Сын же Александра Тверского - Михаил названный в честь деда Святого Михаила Ярославива Тверского, стал Тверским князем. Князем Холмским и Тверским был сын Всеволод. Андрей стал князем Зубцовским. А Ульяна Тверская - княгиней Литовской, женой великого князя литовского Ольгерда и матерью польских королей Ягеллонов /6/.

Создатель дал великое потомство этой ветке Тверских князей. Тогда как ветки московские князей, якобы выигравших у Тверских при помощи орды - засохли!

Подлостью можно выиграть в границах одной жизни. Но одновременно полностью проигрывает Род во многих коленах, потому что орда, даже золотая, не может излечить от бесплодия и проклятий.

Спустя годы, в том же самом Пскове, где 10 лет спасали детей князя Александра Михайловича Тверского, включая его Ульяну, псковским князем и наместником стал родоначальник князей Ярославовых - Ярослав Васильевич Оболенский Стрига («Тайна последнего сенсационного Указа Принца Пскова Ярослава Оболенского - родоначальника князей Ярославовых»).

Вся эта история Михаила Ярославича Тверского, его сыновей и внука, казненных в Орде, наглядно показывает, что отношения Тверских князей с Ордой существенно отличались от отношений с Ордой князей Московских.

И в этом различии - объяснение того, почему Сталин намеренно создавал культ Александра Невского, но при этом с памятью «Царя Росов» Михаила Тверского поступил также, как с ней когда-то поступили в Орде.

По мнению видного английского слависта профессора Оксфордского университета Джона Феннела, автора книги « Кризис средневековой Руси 1200-1304»:

«вокняжение Александра на владимирском столе в 1252 г. знаменовало «начало новой эпохи подчинения Руси татарскому господству», «иго» началось не с нашествия, а «с того момента, как Александр предал своих братьев» /4/.

Предательство братьев привело, по мнению Дж. Фаннела к гражданской войне. Так он называет смуту 1281 -1304 г. Дж.Фаннел заменяет при этом термином «гражданская война» - термин « междоусобная война». Тут я с ним соглашусь, потому что во все войны удельных князей вовлекались их подданные, и война превращалась - в гражданскую.

Истоки идеализация Александра Невского Дж. Феннел видит также в «официально-патриотической трактовке истории битвы на Чудском озере… в «лучшем учебнике истории СССР» и известном фильме С. М. Эйзенштейна. Дж. Феннел здесь близок к Л. Н. Гумилеву, который со смертью Александра связывает освобождение Руси от ордынской власти.

Таким образом, Дж.Фаннел оценивает ордынскую политику Александра Невского как антирусскую.

Я предполагаю, что именно так её понимал и Сталин. А потому целенаправленно создавал культ Александра Невского.

Прошли десятилетия после «эпохи ГУЛАГов Сталина».

Казалось бы, вместе с развенчанием культа Сталина надо было дать объективную оценку и предательству Невским его родных братьев. Однако в 2008 году, в конкурсе имя России вновь побеждает князь Александр Невский, как «главный герой» всей истории Руси («Александр Невский победил в конкурсе «Имя Россия».

Что это, если не продолжение дела Сталина, в части, искусственного подержания культа явно небезупречной исторической фигуры?

Получается, что конкурс «Имя России» - это «ошибка Сталина», возведенная в квадрат?!

Ведь Сталин, по оценкам профессора Оксфорда Дж. Фаннела, как раз и понимал Русь XII- XIII вв. очень упрощенно и даже примитивно, как «множество самостоятельных полугосударств».

На самом же деле это была «федерация, которая скреплена одной династической скобой».

И политическое единство понималось, как единство княжеского клана, наследование в котором происходило по горизонтальной, боковой (от брата к брату) линии... Сам факт подобной системы наследования… роднит Русь с... Франкским королевством, где до второй половины IX в. действовал принцип «непременного соучастия всех братьев в управлении королевством по смерти их отца, что выражалось в территориальных разделах между ними, создании королевств-уделов… Королевская власть была прерогативой не одной личности, а всего правящего рода». Потом на смену разделам … пришло распадение государства на устойчивые государственные единицы - самостоятельные княжества во главе с той или иной, но постоянной ветвью княжеского рода» /4/.

Такая Федерация, основанная на родстве, выживала только в том случае, если брат не шел на брата и не предавал его, если в ней не было братоубийственных войн, если в ней сохранялись заветы Ярославова Мудрого и прорастало «семя Мудрости», т.е. система ценностей, ориентированная на мир, а не на войну.

И именно «Царю Росов» Михаилу Тверскому удалось создать основы объединенной Руси на принципах миротворчества и кровного родства, затем унаследованные в Европе. Как я понимаю, само имя «Царь Росов» является признанием того факта, что Михаил Ярославив сумел добиться такого объединения на принципах родства, максимально исключающего кровную вражду.

В обязательное условие такой «федрации» - ненападение на брата, явно не вписался Александр Невский, также как не вписался он в историю Бориса и Глеба…

Несмотря на этого Святого князя Александра Невского к конкурсе «Имя России» представлял патриарший местоблюститель митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл…

Но и Кирилл тоже уже был в этой истории…

К житию Александра Невского, по мнению Дж.Фаннела имеет прямое отношение митрополит Кирилл II (XIII век). При написании этого жития он ставил целью «противопоставить культ Александра Невского претензиям тверских князей на владимирский престол в 80-е годы XIII в.»

В «Житии Александра Невского», относящемуся к «татарскому» периоду, ДЖ.Феннел «усматривает характерные черты светских воинских повестей и называет его полусветским агиографическим сочинением, полужитийной биографией». /4/.

Причина такой поддержки в том, что «церковь, пользовалась льготами ханов».

Поддержу эти выводы, потому что ещё при работе над статьей «Великокняжеский Крест Паисия (Ярославова) для княже Юрия (Георгия», с удивлением узнала о том, что «Великие князья, но даже (!) митрополиты и епископы получали ярлыки от ханов. Эта историческая, правда подробно описана в книге «Состояние Русской Церкви от митрополита Кирилла II до митрополита Святого Ионы, или в период монгольский (1240-1448)». Как видим, в статье и я тоже, независимо от Дж. Фаннела? обратила внимание на Кирилла II. Этот факт о том, что церковь тоже получала ярлыки от ханов и пользовалась их привилегиями, мягко сказано, не известен в России.

Таким образом, все, кто получали ярлыки от ханов, были связаны между собой «союзными действиями».

Т.е. «Житие Александра Невского», поддерживаемого Ордой в его действиях против братьев, - это фактически некий «пиаровский фантом» от Кирилла II, созданный ещё в 13 веке с совершенно конкретными политическими целями. В порядке борьбы Московских князей, против князей Тверских, т.е. в порядке борьбы между потомками Ярослава Мудрого, одни из которых имели кровь татарских ханов, а другие - нет. Либо в борьбе против тех, в ком кровь татарских ханов когда-то тоже была, но, как говорится «семя змея» в этой крови было побеждено женским «семенем мудрости».

Обращу внимание, что потомки Мурзы Чета - основателя «Ипатьевского монастыря», в котором, как минимум, половина крови была ханской, не воевали между собой («Ипатьевский монастырь Сабуровых и Годуновых»).

Почему не воевали?

Быть может, потому, что делить было нечего. А также потому, что продвигались снизу - вверх.

Возможно потому, что когда-то Мурзе Чету явилась Богородица и на него снизошла София - Премудрость Божия.

Могло сыграть роль также и то, что в супруги потомков Мурзы Чета выбирались носители Премудрости в их крови, и это положительно сказалось на потомстве.

Ну и наконец, в сталкивании родственников замечены, как раз не русские князья, а ордынские ханы. И потомки Мурзы Чета не были целью тех, кто селил раздоры между родственниками.

Дж. Феннел в этом смысле поддерживает тезис Н. М. Карамзина о том, что «Москва обязана своим величием ханам»… Феннел полагает, что система «контроля» со стороны татар определяла позиции и авторитет русских князей (на современном языке, можно сказать, что это была система патронажа или даже точнее - «крышевания»). Вторым решающим фактором, по мысли Феннела, была церковь, пользовавшаяся льготами ханов и выступающая на стороне великих князей владимирских. Ордынскую политику, как считает Дж. Феннел, направляло враждотворное желание поддержать слабого князя против сильного, в том числе и московских князей против Литвы».

Т.е. ханы сталкивали русских князей, а затем выступали на стороне тех, кто состоял с ними в родстве, или готов был на подлость из-за своей личностной слабости.

В XIV в. на политику ханов оказало воздействие то обстоятельство, что Тверь ориентировалась исключительно на Литву. И русско-литовские отношения определяли политическую ситуацию на Востоке Европы. Отсюда и стратегия орды - «влиться кровью» в московский княжеский дом и поддержать его в борьбе против тверских князей.

Вследствие такой политики орды московский княжеский дом сначала «выиграл» у тверского княжеского дома, а затем и развалился сам, потому что оказался бесплоден по сути, т.е. не смог дать нормального потомства.

Все это и объясняет природу культа Александра Невского, состоявшего в родстве с Ордой, а также тот факт, что в годы сталинизма мощи Александра Невского были сохранены, а хранившиеся с ними рядом мощи Михаила Тверского - исчезли.

Однако, что удивляет…

И в наши дни Культ Александра Невского развивается столь же непропорционально стремительно в сравнении с восстановлением памяти Святого Михаила Ярославива Тверского.

Продолжение следует

  1. «Отечестволюбец, Святой, Благоверный Великий Князь… Тверской и Владимирский Михаил Ярославич»
  2. «Мощи Михаила Тверского находятся в центре Москвы»
  3. «Михаил Ярославич Святой»
  4. «Русь XIII столетия в книге Дж. Феннела»
  5. «Тайны крови»
  6. «Александр Михайлович Великий князь Тверской»
  7. «Мученик «Великой бескровной»
  8. «Калязино, Никольский храм»
  9. «Хронологическая роспись правителей России
  10. «Великому князю Михаилу Ярославичу Тверскому посвящается»
  11. «Как Березовцы икону выручали…»

Обязательная форма ссылки на статью

© Наталья Ярославова-Чистякова, «Царь Росов» Михаил Ярославiв и его Тверское Православное Братство», 22 февраля - 1 марта 2011 года, Санкт-Петербург

(общее правило для других статей: знак авторского права, имя и фамилия, название статьи, дата, ссылка на электронный адрес публикации)

Все материалы раздела «Новости, комментарии, ремарки»

Реклама

© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС