Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Наталья Ярославова: мое путешествие в Северную Фиваиду Белоозера, Ч.1

    • Кирилло-Белозерский монастырь, съемка с воздуха А.Л.Серебряков
    • Белозерье, съемка с воздуха А.Л.Серебряков
    • Глаза и руки… Подкубенская Богоматерь (Толгская)
    • Подкубенская Богородица, крупный план, начало XIV века
    • Здесь был Соборный мост и дом А.Т.Ярославова. Колокольня с часами Засецких и Софийский собор
    • Икона Иоанна Предтеча в пустыне, XV век, Вологодский музей
    • Церковь Димитрия Прилуцкого, где похоронены князья Углицкие, А.Н.Ярославов и К. Батюшков
    • Муза со свирелью скульптурной композиции Константина Батюшкова на Кремлевской площади
    • Ферапонтов монастырь
    • Богоматерь со свечей… уподобляет Деву Марию - свече. Фрески Дионисия, Собор Рождества Богородицы
    • Василий Великий, разработавший устав Восточного монашества. Фрески Дионисия, Ферапонтово
    • Рождество Николы. Фрески Дионисия, Ферапонтово
    • Убранство Собора Рождества Богородицы, построенного Иоасафом Оболенским, нач. XX века
    • Памятная доска на Соборе Рождества Богородицы, «забывшая» о построившем его Иоасафе Оболенском
    • Церковь Ризоположения из с. Бородавы, Иоасаф Оболенский. Вторая по древности в России
    • Схема родства Константина Батюшкова и Натальи Ярославовой, в браке Бердяевой

© Наталья Чистякова-Ярославова
16 сентября 2011 года - день памяти моего отца Бориса Ярославова
Вологда-Кириллово-Ферапонтово-Петербург

Быть может, ещё свежи воспоминания от Белозерья, но у меня такое ощущение, что никогда в жизни я не видела ничего более красивого и могущественного, чем Северная Фиваида. Даже Лондон и Ноттингем, пожалуй, по насыщенности впечатлений Белозерье не превзошли.

Побывать в Ферапонтовом монастыре и увидеть фрески Дионисия - мечта давняя, также как - подняться на гору Маура, увидеть Шексну, Горицкую обитель «опальных цариц», Киликиевский крест и посетить три захоронения: князей Углицких и А.Н. Ярославова - предводителя Вологодского дворянства в церкви Димитрия Прилуцкого («Потомки Ярославовы и женская линия: Киликия, Киликиевский крест, Ван-«море» и Церковь святого креста»).

Мне посчастливилось объять много больше.

Первым приятным сюрпризом было то, что почти 60 километров от Вологды мы ехали вдоль Кубенского озера и даже в какой-то момент мне повезло увидеть вдали Спасо-Каменный монастырь, плывущий как «Белый Лебедь» над водами Кубены. Это сравнение экскурсовода, а не мое. Культ Лебедя в Вологодчине, как выяснилось, столь сильный, что в Лебедей мастера и мастерицы могут превратить любой материал. Монахини Горицкого монастыря, много более бедного, чем монастыри мужские, сделали, по этой своей бедности, стаю Лебедей из машинных шин. Видела это лично в женской обители на стрелке у полноводной реки Шексна рядом с живоносным источником Тихвинской Божией матери, получившим свое название по дню его открытия - 9 июня, даты памяти Тихвинской Богородицы.

А в Вологодском Кремле меня поразило то, как тайны вологодских кружевниц и кружевных сцепов применены к оформлению беседок, неких подобий гамаков и цветников… Такой кружевной сюрреализм… Европейским дизайнерам «и не снилось».

Ещё более удивил в Кремле - музей древних икон, который превзошел по своему богатству даже музей Кирилло-Белозерского монастыря, виденный мною накануне. И если за день до этого, близ Сиверского озера мне казалось, что лучшего уже быть не может… То на второй день, в Вологде я поняла, что по ценности икон она превзошла даже Кириллово …

Следующий подарок этого путешествия - иконаПодкубенской Богоматери, которая чаще всего бывает в Ватикане и Лувре…

Про неё говорят так : Глаза и Руки … Глаза и Руки …

Причем на этой иконе есть древняя надпись Толгская, с которой до сих пор разбираются искусствоведы. Дело в том, что эта Подкубенская Толгская Богоматерь не совсем похожа на Ярославскую Толгскую Богоматерь… Поэтому вот это слово «Толгская» остается загадкой, также как Глаза и Руки Подкубенской Богородицы …

Обратили на себя внимание в Вологодском Кремле и некоторые здания, я бы сказала, «на Рижский манер». И особенно флюгер с Львом. Эти же львы изображены и на древних прялках из Тотьмы в Вологодском музее…

Львы в Петербурге. Львы в Соборе Пантелеймона Целителя на Новом Афоне. И Львы в Вологде на древних прялках Тотьмы - есть о чем задуматься… («Абхазия - Апостольский удел Богородицы, Львы Северной Венеции и тайное евангелие Святого Марка»).

В дни нашего посещения Вологодского Кремля один из кремлевских внутренних дворов был приуготовлен для проведения ежегодной «Рубцовской осени», на фоне древних декораций в виде намеренно неотреставрированных стен … («На Вологодчину пришла Рубцовская осень»).

Это конечно не совсем так, как в декорациях «BesameMucho- AndreaBocelli», из-за отсутствия внутри Кремля зеркала воды с «её духовным храмом». Но впечатляет… Близкая к этому идея реализована и в Ново-Афонских пещерах, где довольно редко, но бывают концерты Абхазской государственной хоровой капеллы.

Согласно легендам о Соборной горке, на которой стоит описываемый мною Вологодский Кремль, внутри этой горы тоже есть свои вологодские пещеры «с духами» и даже, якобы, подземный ход в три версты до Спасо-Прилуцкого монастыря.

Кремль строил Иван Грозный для себя, не исключая перенос столицы в Вологду.

И, вероятно, только в здесь делается акцент на том, что Иван Грозный жил в Вологде целых 5 лет!

В то время Вологда была опричным уделом Ивана Грозного. И он здесь не просто жил. Он здесь капитально обустраивался. Строил, как уже ясно, Кремль, располагая кремлевскую стену вдоль реки Вологда, а также кафедральный Софийский Собор на Соборной горке.

Но все это могучее строительство, волею случая, было остановлено в один день. Однажды, в уже почти достроенном Софийском Соборе, царю на голову вдруг упал кирпич. А Грозный царь был, как известно, суеверен. И вот таким образом, буквально сразу после удара кирпича о его царскую голову, Иоанн IV разлюбил: как Вологду, так и Вологодский Кремль, чему вологжане были очень рады. Ибо в присказке «Бог высокого, царь - далеко», им очень нравится отдаленность от царского двора во все времена. Благодаря чему, как они считают, в Вологде никогда не было войн. За исключением того, что поляки вокруг «бродили».

Однако Вологодчина и Кирилло-Белозерские земли все-таки царя тянули. Несмотря на неудачу в Вологде и трагедию с его «Кирилловским ездом»(запрещенным ему Ватопедским старцем Максимом Греком), во время которого в Шексне утонул его семимесячный царевич Дмитрий Иоаннович, Иоанн IV перед смертью подстригся в монахи Кирилло-Белозерского монастыря.

В свое время, в «Послании Ивана Грозного в Кирилло-Белозерский монастырь» он писал: «…если Бог даст мне постричься в благоприятное время и здоровым, совершу это не в каком-либо ином месте, а только в этой пречестной обители пречистой Богородицы, созданной чудотворцем Кириллом», причем дважды в своем Послании Грозный повторяет фразу:

«Свет инокам - Ангелы и Свет мирянам - Иноки».

Иван Грозный трижды побывал в Кирилло-Белозерском монастыре, каждый раз высказывая желание постричься в нем в монахи. Это желание, о чем я уже упомянула, исполнилось перед его смертью - постригал Ивана Грозного монах Кирилло-Белозерского монастыря («Кирилло-Белозерский монастырь»).

Мистика же этой истории - в том, что рождение ИоанаIV его отец - царь Василий III и мать Елена Глинская вымаливали именно в Кирилло-Белозерском монастыре, где спустя год, в честь рождения Иоанна Васильевича была поставлена церковь Иоанна Предтечи - патронального святого Ивана Грозного.

Обратила на это внимание ещё и потому, что Иоанн Предтеча имеет большое значение в истории рода Ярославовых («Куда ушла София: Яр, «Ярлов ренессанс» и Дом Ярослава Мудрого»)

Да и в описываемом «Кирилловском езде» я была со своей тезкой Натальей ЯрославовойКемской, которая родилась 7 июля, в день Рождества Иоанна Предтечи, в городе Кеми (Кемского острога), своего рода, «филиала» Кирилло-Белозерского монастыря («Четыре ЯН: Натальи Ярославовы и их Михаилы … От XIII до XXI века»)

В этом смысле, я - Наталья Ярославова Камская, потому что родилась на Каме.

Ну, а посещали мы все эти исторические места, в том числе, и в день Усекновения главы Иоанна Предтечи 11 сентября.

Вот эта история Ивана Грозного, вымоленного в Кирилло-Белозерском монастыре, который трижды там хотел постричься, и которого, в конечном счете, постриг монах Кирилло-Белозерского монастыря, напомнила мне историю Игнатия Брянчанинова, чье рождение тоже было вымолено его родителями в церкви Димитрия Прилуцкого, да и мирское имя ему родители дали - Димитрий (Александрович). Поэтому и судьба И. Брянчанинова, я в этом уверена, почти от самого его рождения до перехода в Вечность, была связана с церковью.

Подобная «Вымоленность деторождения», с многолетними паломничествами и обетами, накладывает свой отпечаток на судьбы людей…

Также как, впрочем, особенными являются и судьбы родов, выпросивших себе власть, в т.ч. и через продолжение рода, в обителях потомков мурзы ЧетаЗахарии, к каковым относится и Кирилл Белозерский - один из Вельяминовых. А Вельяминовы, наряду с Сабуровыми и Годуновыми, являют собой три ветки потомков Захарии-Чета.

И у меня есть давнее ощущение, что именно в судьбе тех, кто продолжает род Великого Захарии, большое значение имеет Иоанн Креститель - тоже сын Захарии, но из рода Аарона.

Не менее значима в их судьбе и Богоматерь, об апостольском служении которой в России почему-то забыли… Хотя мера этой забывчивости разная, в разных весях…

Росписи кафедрального Софийского Собора в Вологде имеют пять рядов, из них три (!) посвящены Богоматери…

Однако даже в Вологде отмечается интересная динамика, на что обратила наше внимание экскурсовод, представляя сравнительный ряд икон и фресок сюжета «Воскрешение - Сошествие во Ад», героями которых являются прародители рода человеческого : Адам и Ева.

На более древних иконах Христос подает руку, как Адаму, так и Еве.

На иконах, написанных несколько позже, Христос подает руку только Адаму. Еве же руки он не подает…

А вот на фресках кафедрального Софийского Собора в Вологде в сторону Евы Христос направляет даже меч !

Ева - всегда в красном… В красном она изображена и на надвратной иконе Горицкого монастыря, тех ворот, которые выходят на Шексну… Т.е. и для них тоже, почему-то выбран сюжет «Воскрешение - Сошествие во Ад».

Если принять во внимание, что меч архангела Михаила, направленный вверх, означает его связь с небесной иерархией, от которой он получает помощь, то меч, направленный в сторону Евы, может означать и помощь, адресованную ей, на острие огненного меча…

Обращу внимание, что описываемые мною фрески Софийского Собора Вологды, где в XVI веке на Ивана Грозного упал кирпич, были сделаны в XVIII веке, когда в городе был уже известен и А.П.Мельгунов, и тайные общества («Орден 22 февраля»: Первый Ярославский губернатор и видный масон А.П.Мельгунов»).

Сам же, задуманный Иваном Грозным Вологодский Кремль, как уже сказано, стоит на Соборной горке Вологды.

И оказывается,как раз рядом с ним, напротив Кафедрального Софийского Собора, находился тот самый Соборный мост, ныне снесенный, рядом с которым в XVIIIА.Т.Ярославов купил дом своей супруге Ф.С.Ярославовой - Брянчаниновой (см. фотографию).

Вопрос об этом самом Соборном мосте - задала экскурсоводу я. И отвечая на него она отметила, что конкуренция за это место была очень высокая, дом здесь могли купить только самые знатные горожане. По меркам Вологды - это аналог собственного дома у Московского Кремля («Театр жизни дворян Ярославовых: Вологда - Архангельское»)

Непосредственно там, где раньше начинался мост, сейчас находится скульптурная композиция, посвященная Константину Батюшкову - поэтическому учителю А.С.Пушкина. Автор памятника В.Клыков. При этом, помимо бронзового человека и коня, в скульптурную композицию входят две небольших фигурки - Афина Паллада и Муза в образе вологодской крестьянской девушки со свирелью. (Памятник Батюшкову).

Когда я увидела эту девушку со свирелью, то назвала её Пастушкой, вспомнив «Надпись на гробе пастушки» поэта К. Батюшкова, которую приводила недавно в статье о Тайнах Ипатьевского монастыря :

«…Подруги милые! В беспечности игривой. Под плясовой напев вы резвитесь в лугах. И я, как вы, жила в Аркадии счастливой; И я, на утре дней, в сих рощах и лугах, Минутны радости вкусила: Любовь в мечтах златых мне счастие сулила, Но что ж досталось мне в сих радостных местах? - Могила!»

И если «Пастушку» официально именуют «Муза в образе вологодской крестьянской девушки со свирелью» - тем лучше, потому что именно с богиней Трех Муз связана тайна Аркадии. («Ипатьевские тайны: Князья и Императоры Дмитрии Угличские и Великие князья Красные, Ч.8»).

В Спасо-Прилуцком монастыре Вологды мне довелось постоять и у могилы К.Батюшкова. В некотором смысле, в этой точке объединились три Натальи Ярославы, с учетом родства К.Батюшкова с нашей тезкой, жившей в XVIII веке.

Захоронений в Спасо-Прилуцком монастыре мало. Однако среди них оказалась надгробная плита некой Натальи - дочери Андрея, рядом с могилой К.Батюшкова. Точно прочитать надпись на этой плите я не смогла, но выделила фразу :

«Наталья, мне имя…»

Что сразу напомнило цветаевское: «Мнеимя - Марина, Я - бренная пена морская…»

Однако строки на могиле Натальи написаны раньше… В 1795 году… И в стихотворении на надгробной плите читаются лишь слова :«Я слышу ангельский хор и… веселье…».

Ну а далее становится понятным, что это Наталья Андреевна - дочь Андрея Ивановича Грязева.

Во время путешествия я встретила эту фамилию ещё раз. Урожденной Грязевой является Варвара Александровна Засецкая (1789-1869) - супруга Павла Алексеевича Засецкого, благодаря которой стали всемирно известными Вологодские кружева («А.Н. Чудецкий - Благочинные обычаи дворян Засецких, владельцев сельца Ковырино»).

Удалось нам посетить и захоронения в церкви Дмитрия Прилуцкого, что как раз и было одной из главных целей моего путешествия.

Согласно данных о захоронениях, которые приводятся в «Русском провинциальном некрополе», опубликованном в Санкт-Петербурге, в 1914 году, в нижнем этаже собора, в церкви Преподобного Димитрия и Преподобного Игнатия Прилуцких, под спудом похоронены князь Иоанн Андреевич Углицкий, Князь Дмитрий Андреевич Углицкий, и вместе с ними третье захоронение - А.Н.Ярославова - предводителя Вологодского дворянства(стр. 255, 329, 991, Списки составлены - краеведами Волковым Л., Маркеловой Е. и др., в1989-1990 годах).

Предводителей дворянства в Вологде было много, но в церкви Преподобного Димитрия и Преподобного Игнатия Прилуцких похоронен только А.Н. Ярославов.

(«Почему Ярославовых при Павле I защищал Мальтийский крест (Орден св. Иоанна Иерусалимского)?»).

Вот потому мне и хотелось посетить Спасо-Прилуцкий монастырь, где находится эта церковь.

День Рождества Ионна Предтечи 11 сентября оказался не совсем удачным для посещения, потому что шла служба, и нижний этаж был закрыт.

Однако «волшебное слово» было сказано и нам в порядке исключения открыли подземное помещение. Но выяснилось, что сами захоронения находятся под спудом (под полом) церкви, т.е. визуально закрыты для верующих. И их оттуда никогда не доставали. В древности на мощах «подспудом», как правило, строились храмы. Пришлось проникнуться тем, что я нахожусь в наиболее близкой точке к этим захоронениям, насколько это возможно.

В самом нижнем этаже церкви преподобного Димитрия Прилуцкого - крестного детей князя Дмитрия Донского и Евдокии Суздальской, а также соратника Сергия Радонежского, находится «рака с мощами» самого Димитрия Прилуцкого и его соратника. Помещение было во тьме, когда я его посещала.Свет проникал только через открытую дверь. При этом 70 % площади в эти дни находится в состоянии незавершенного ремонта. Доступа туда нет. Тем не менее, удалось рассмотреть необычные иконы. Прежде всего, икону Устюжских Чудотворцев, которые изображены с лучами вокруг головы, подобно изображениям борющихся мужчин на кладах Альбрехта Бранденбургского («Клад «Ордена Лебедя» с магическими надписями на иврите и перстнем Альбрехта - Герцога Кенигсберга»)

Хотя, подобным же образом, на золоте изображают и Славу («РУСЬ: в поисках потерянной СЛАВЫ русского народа-церкви!»).

В сравнении с белозерскими монастырями Спасо-Прилуцкий монастырь Вологды более «домашний». На его территории есть небольшой пруд и очень много элементов паркового дизайна с цветниками.

Строить монастырь изначально помогал князь Дмитрий Донской, чей трон находился, напомню, в Ипатьевском монастыре, где он дважды был спасен, и где, по сути, получил власть, также как и Романовы. Т.е. не было бы помощи - Дмитрию Донскому в Ипатьевской монастыре, не было бы: ни Спасо-Прилуцкого монастыря, ни Кирилло-Белозерского монастыря. Вот эти связи надо четко удерживать в памяти.

Почитание Димитирия Прилуцкого и Дмитрия Донского также связано и с почитанием Димитрия Солунского. И если в 1380 году, накануне Куликовской битвы, Дмитрий Донской торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Димитриевского собора - икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба святого, то во времена Иоанна III икона преподобного Димитрия Прилуцкого помогла ему взять Казань: «Иоанн III перед походом на Казаньвытребовал из монастыря образ Преподобного ДимитрияПрилуцкого, почитавшийся чудотворным. После победы в казанском походе он украсил икону золотом и серебром, вернув ее монастырю 3 июня 1503 года».

Я не знаю, чья душа из тех, чей прах покоится в стенах Спасо-Прилуцкого монастыря мне помогла, но буквально через четыре дня после посещения, кладбища и захоронений под спудом церкви Димитрия Прилуцкого мне прислали долго отсутствующую у меня информацию о продолжении той ветки, к которой относится А.Н.Ярославов - предводитель Вологодского дворянства, перешедший в вечность в 1840 году.

Ранее меня удивляло, что у Н.А.Ярославова и А.Н.Аксаковой-Ярославовой был только один сын, и о его потомстве ничего не известно.

Но вот после путешествия в Вологду, выяснилось, что у него было две сестры, одна из которых имела в браке фамилию Куцен (интерпретации Куцын, Куцин).

Эта новая информация была получена из частного объявления

«Вологодских губернских ведомостей», 1840 года (№ 28, стр.223) следующего содержания:

«С душевным прискорбием имеем честь объявить: что брат наш родной Флота Капитан-Лейтенант и Кавалер Александр Николаевич Ярославов помер, после коего мы остались единственными наследницами, - а посему просим кредиторов и должников покойного брата нашего - первых с претензиями, а последних с платежем долгов обратиться из нас к Ирине Куцыной, город Данилов Ярославской губернии.

Подпись :Штабс-Капитанша Ирина Куцен, из дворян девица Елизавета Николаева дочь Ярославова».

И хотя вопрос о том, почему у кавалера А.Н.Ярославова не было наследников, на дату его смерти - остается открытым, важно то, что у него были родные сестры. И одна из этих сестер жила в том самом Данилове, где отец А.Н.Ярославова - Н.А. Ярославов некогда построил Дом инвалидов для раненых офицеров войны 1812 года. Упоминается он в документах вот в таком контексте: «На выставке представлено прошение помещика Н.А. Ярославова губернатору о разрешении открыть в городе Данилове на свои средства инвалидный дом для увечных и раненых воинов» («Родословие Николая Алексеевича Ярославова»).

Однако ещё более важным является для меня то, что данные по родословию А.Н. Ярославова поступили ко мне всего через четыре дня после посещения мною его могилы в церкви преподобного Димитрия Прилуцкого, в Вологде…

Неуместно, в данном случае, говорить о каком-то «механизме», но этот факт ещё раз подтверждает то, что есть нечто, даже не за пределами нашего понимания(потому что мы это стараемся понять), но при этом - много более могущественное в чудесах, чем наши самые выдающиеся человеческие возможности.

После посещения Спасо-Прилуцкого монастыря, во время экскурсии по городу Вологде, наш экскурсовод показала нам, опять же по моей просьбе, дома Батюшковых, Брянчаниновых-Дмитриевских и Засецких, с которыми вологодские Ярославовы состояли в родстве.

Урожденной Брянчаниновой, в частности, была супруга А.Т.Ярославова («Тайна Табакерки раскрыта: фамилия «её Высокородия» Ф.С.Ярославовой - Брянчанинова!»).

Родство Константина Батюшкова и Натальи Ярославовой-Бердяевой (Алексеевны) представлено на схеме, иллюстрирующей настоящую статью. Из этой схемы видно, что дедом К.Батюшкова был Григорий Бердяев, а Наталья Ярославова была супругой племянника Григория Бердяева. Можно назвать её двоюродной теткой К.Батюшкова. Возможно, именно её и подразумевал поэт, когда упоминал в своих письмах «теток Ярославовых». Хотя отчего-то упоминал он их во множественном числе.

Алексей Александрович Засецкий - был названным братом Алексея Тихоновича Ярославова. Однако мне недавно встретились сведения, указывающие на то, что между их семьями было и кровное родство («Ярославовы и мистическая линия «андроповско-горбачевской» Перестройки - 2»).

Речь здесь идет о том самом А.А.Засецком, который переводил книгу Премудрости Иисуса, сына Сирахова, упоминаемую в одном из сюжетов Златых врат Ипатьевского монастыря, изготовленных по заказу Дмитрия Ивановича Годунова. Тираж у книги был небольшой- 17 экземпляров. Возможно, и она издавалась при помощи «Новиковского кружка», с которым был близок А.А.Засецкий. Он также известен как автор книги «Исторические и топографические известия по древности о России и частно о городе Вологде и его уезде, и о состоянии оного поныне, из разных печатных и рукописных российских и иностранных книг, с приобщением примечаний».

В Вологде род Засецких оставил о себе великую память. Потому что на самой высокой колокольне Вологды находятся баснословно дорогие часы, с четырьмя циферблатами на все стороны света, подаренные Засецкими в память городу. Они бьют каждые 15 минут и каждые 15 минут горожане с благодарностью вспоминают Засецких.

Описывается это так :

«…Варварой Александровной Засецкой и её внуком Александром Павловичем Набаловым в 1871 году были приобретены вологодские куранты. Башенные часы были заказаны в часовой фирме братьев Бутеноп (этой же фирмой были ранее установлены башенные часы Большого Кремлёвского дворца в Москве, Спасской башни Московского Кремля). Варвара Александровна Засецкая заплатила за них 1000 рублей, еще 500 рублей пожертвовал Александр Павлович Набалов. Эти часы находятся на колокольне Вологодского Кремля до настоящего времени».

Колокольня, на которой смонтированы эти часы, сделана в форме восьмигранного столпа высотой 78,5 метров и считается самой высокой в Вологодской епархии. В верхнем ярусе колокольни имеется смотровая площадка. Однако нам не посоветовали подниматься, потому что моросил дождь и был туман, т.е. была плохая видимость.

Благодаря Варваре Засецкой стали всемирно известными и Вологодские кружева. В 1820 году Варварой Засецкой была создана первая фабрика кружев. «Вологодский манер - сцепное кружево, состоящее из нескольких фрагментов, что позволяет создавать масштабные композиции, - получил международное признание еще в 1876 году на выставке в Филадельфии!»

Я побывала в музее Вологодских кружев, который открылся буквально в этом 2011 году. И летом этого же года, в Вологде состоялся «Международный фестиваль кружев», после чего Вологда претендует на звание «кружевной столицы Европы» («Губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалёв - о сохранении культурно-исторического наследия региона (интервью альманаху «Русский Меценат»), 11 мая 2011 года»).

Т.е. имя Варвары Засецкой - покровительницы муз, гремит.

В Вологде мне открылся ещё один интересный факт.

Не знала я ранее, в частности, о том, что после разрушения Спасо-Каменного монастыря на Кубенского озере, его монахи и имущество переехали в Вологодский Свято-Духов монастырь, который был после этого переименован в Спасо-Каменный. Причем сама организация этого монастыря, мне очень напомнила Свято-Духов монастырь в Вильне. Вероятно, поэтому Свято-Духов монастырь снесли не просто под уровень земли, а именно - под корень, чтобы не осталось никаких следов. Тогда как почти все другие монастыри и церкви Вологды сохранились.

Удивило то, что экскурсоводы практически не упоминают Паисия (Ярославова) автора «Сказания о Спасо-Каменном монастыре», а цитируют уже производную литературу, к примеру, книгу В.Дементьева «Дом Спаса» и при этом тиражируют его неточность об основании монастыря князем Глебом Васильковичем, тогда как у Паисия (Ярославова) четко сказано, что Спасо-Каменный монастырь основал князь Глеб Борисович из Муромских князей («Родословие князя Ярослава Святославича Муромского»)

Хотя надо признать, что это искажение сделано до В.Дементьева. Дело, как я предполагаю, в том, что князь Глеб Василькович Белозерский относится к потомкам Мономаха. А князь Глеб Борисович - к потомкам Муромских князей и князя Святослава Ярославича. И уже не один век возникла «мода» приписывать Мономаховичам плоды деятельности Муромских и Черниговских княжеских родов.

Меня часто смущают такие вольные поправки современников. При этом они позволяют себе править самого Паисия (Ярославова) - игумена Троицко-Сергиевой лавры, учителя Нила Сорского (Майкова), духовника Ивана III и воспреемника Василия III, который имел доступ ко всем духовным, завещаниям, записям о рождениям и смерти, т.е. был чуть ли не единственным человеком, досконально знавшим все родословие князей. («Великокняжеский Крест Паисия (Ярославова) для княже Юрия (Георгия)»)

То, что писал Паисий (Ярославов) - это не устное народное творчество, которое передавалось на словах.

И мне жаль, что автор вообще-то хорошей книги «Дом Спаса», невнимательно отнесся к личности, в свою очередь, автора «Сказания о Спасо-Каменном монастыре», которое и являлось главным первоисточником для произведения самого В.Дементьева.

Нельзя на основе подтертых и переписанных летописей опровергать или «поправлять» тех, кто был свидетелем событий или работал с подлинниками древних документов.

Вот, в общем-то, об этом я и думала, когда мы ехали вдоль Кубенского озера.

По дороге нам много рассказывали, опять же, про имения Засецких. Известность Засецких в Вологде, как выяснилось, даже больше той, о которой мне было известно из моих исследований. Они также, как и А.Т.Ярославов, были ещё и крупными Управляющими своих сельскохозяйственных вотчин.

Именно такую ипостась А.Т. Ярославова я осознала, когда работала в отделе древних рукописей с его «Дневниковыми записками». Он много упоминает Ярославских коней, и многие страницы его Дневника посвящены бюджету животноводства в его имениях. Доходы, как видится, были не плохими, если они с супругой могли делать подарки ассигнациями своим племянникам в Петербурге.

По дороге на Белоозеро мы проезжали село Воздвиженское, село Новлинское, село Покровское, а также села Владычнево и Шолоховское, откуда идет самая короткая дорога до Кубенского озера. Бассейн этого Кубенского озера связан с Каспийским морем. И этим путем сюда прибывали арабские купцы.

Видела я и дорогу, уходящую на древнее село Волокославинское, которое находится примерно в 30 километрах от Кириллова. Там родился один мой давний коллега по родовому поиску, оказавший мне не малую помощь в моих изысканиях.

«Название села произошло от слова волок. Действительно, уже с X века здесь существовал соединительный путь между бассейнами рек Волги и Северной Двины. Сам волок составлял четыре версты суши, отделяющие Благовещенское озеро от озера Никольского. Какое-то время Словинский волок принадлежал княгине Федосье, жене белозерского князя Федора Романовича, затем перешел к жене Дмитрия Донского - Евдокии Суздальской. С XVI века волок отошел к Кирилло-Белозерскому монастырю» (данные книги «Уездный город Кириллово и его окрестности на почтовых открытках XXвека», составитель Смирнов И.А.)

Современныеволокославинцы особо чтят Е.Н.Преображенского, который в 1942 году со своей морской авиацией бомбил Берлин. В юбилейные даты Е.Н.Преображенского, над с. Волокославино пролетают самолеты морской авиации и «машут крыльями» в память о нем.

Уроженец села ВолокославиноН.С.Бобров написал о своей родине книгу «В сердце Руси Северной».

В этом же селе когда-то особо выделялись дома купцов Потанина и З.И.Маркелова. На каменном магазине была надпись : «Зосима Маркелов с сыновьями». Заведовал магазином приказчик Петр Кириллович Афонин. В Санкт-Петербурге был известен магазин «Вологодское масло Маркеловых».

Хотя считается, что у истоков марки «Вологодского масла» стояли все те же Засецкие, которые первыми привезли из Европы машины и создали систему обучения специалистов. Именно из неё позже выросла Вологодская молочнохозяйственная академия- первая в России.

И вот так, под разговор о давно заочно знакомых мне Засецких, мы прибыли в Ферапонтово, вторым названием которого оказалось -Яршево.

Редким русским туристам, свернувшим с главной магистрали, сначала открывается прекрасное Бородавскоеозерос насыпным островом патриарха Никона и его поклонным крестом, где он провел в молитве 10 лет.

Свое название озеро получило от села Бородава. В этом селе находится ЦерковьРизоположения, основная Иоасафом (Оболенским) - архиепископом Ростовским, Ярославским и Белозерским.

«Имеется только один памятник русского деревянного зодчества, вероятно более древний, чем бородавский храм, - это церковь Воскрешения Лазаря Муромского, построенная на северо-восточном берегу Онежского озера, перенесённая в 1959 году в Кижи, сооружённая, как ранее считалось, в конце XIV века.

Бородавская церковь была освящена 1 (14) октября1485 года в честь праздника «Положение честно?й Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне».

Из первоначального состава икон (непосредственно от Иоасафа Оболенского) сохранились иконы «Святитель Василий Великий», «Великомученик Георгий» и «Великомученик Димитрий Солунский» (это данные Википедии).

Туристам в Ферапонтовом монастыре сначала демонстрируется общий фильм, посвященный, скорее реставрации и сохранению фресок, чем истории самого монастыря. Также выдается общая карта фресок, что позволяет довольно быстро найти знакомые сюжеты фресок Дионисия.

Смутило меня то, что нигде я не встретила упоминания об Иоасафе (Оболенском) - архиепископе Ростовском, Ярославском и Белозерском, основавшем главную церковь Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, в которой как раз и находятся фрески Дионисия.

Информация ограничивается тем, что монастырь основал Ферапонт. Однако в Ферапонтовом монастыре несколько церквей, и они строились в разное время.

Т.е. меня огорчил тот факт, что я не услышала информации, которая приводится в исследовании Е.Стрельниковой на сайте ferapontovo.ru :

«В 1490 году после пожара владыка Иоасаф построил первую каменную церковь - собор Рождества Богородицы - и пригласил для его росписи знаменитого иконописца Дионисия… Владыка Иоасаф провел в Ферапонтовской обители четверть века, последние годы - в совершенном безмолвии.Скончался владыка в 1513 году и был погребен у ног своего наставника - преподобного Мартиниана. Архиепископ Иоасаф не причислен к лику святых, но его память чтилась в монастыре и праздновалась одновременно с обретением мощей преподобного Мартиниана - 7(20) октября». (Архиепископ Иоасаф»)

Несмотря на эту информацию, служащие монастыря мне ничего не ответили на вопрос о месте захоронения Иоасафа Оболенского, и с удивлением вообще слышали его фамилию.

Надо сказать, что на памятной доске, построенной архиепископом Иоасафом Оболенским, церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря также нет его имени, а упоминаются лишь приглашенные им Дионисий с сыновьями (см. фотографию).

Историю архиепископа Иоасафа(князя Саввы-Исаака Михайловича) Оболенского, пригласившего Дионисия для росписи церкви Рождества Богородицы, я изучала с особым вниманием, потому что это двоюродный брат князя Ярослава Васильевича Оболенского («Тайна последнего сенсационного Указа Принца Пскова Ярослава Оболенского - родоначальника князей Ярославовы»)

В годы жизни в Ферапонтовом монастыре архиепископ Иоасаф общался с Нилом Сорским(Майковым) - учеником Паисия (Ярославова), чья Нилова пустынь находится в 15 верстах от Ферапонтова монастыря.

«Семь с лишним лет архиепископ Иоасаф занимал Ростовскую кафедру, а затем, в 1489 году, неожиданно оставил ее и удалился в Ферапонтов монастырь. Считается, что причиной ухода владыки Иоасафа с кафедры было несогласие его с политикой великого князя Ивана III…

О надгробии владыки Иоасафа монастырская опись 1747 года сообщает следующее: «Гроб каменный, а на том гробе покров тканый, лимонного цвета, рядом подсвечник деревянный, точеный, позолоченный, выносной».

В начале ХХ века было решено облицевать надгробие мраморной плиткой. Камень ждали из Москвы, но все работы по реставрации были прерваны начавшейся первой мировой войной.

Примечательно, что Комитет по реставрации Ферапонтова монастыря, созданный в 1912 году, возглавил князь из рода Оболенских - Алексей Васильевич.

Удивительным в судьбе владыки Иоасафа является то, что главные его творения сохранились до наших дней, они оказались по истине живыми. Это и деревянная церковь Ризоположения в подмонастырском селе Бородава, и собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Сохранились в целости не только сами строения, но и почти все иконы из церквей, вошедшие в число лучших из лучших памятников древнерусского искусства. Хотя они находятся в разных музеях, но факт их сохранности уникален. И совершенным чудом являются фрески Дионисия, которые предстают перед нами почти в первозданной своей красоте».

Что касается самих фресок Дионисия, то их надо смотреть. Поэтому я привожу некоторые фотографии. Хотя, чтобы объять всё это умом и эмоциями, надо туда приехать.

В восстановлении Ферапонтова монастыря (до революции) большую роль сыграла игуменья Таисия (Солопова), известная как начальница Леушинской Иоанно-Предтеченской обители. По женской линии она - дочь Виктории Дмитриевны урожденной Пушкиной (Солоповой). И это ещё одна - дарованная богом дочь, чье рождение было вымолено («Игумения Таисия и Ферапонтово»)

Таким образом, Ферапонтово вновь обратило меня к теме Леушинского стояния, которую я начала в статье, написанной 9 июня с.г. - в день памяти Тихвинской иконы Божией матери: «Богородичный покров и Сети Дюваль… Горящие свечи и лампочки Ильича… Народ-церковь и Политики-корпорации».

Так получилось, что за один день 10 сентябряя въезжала дважды на территорию, где Иоасаф Оболенский провел многие годы,.

С гостиницей в Кириллово у нас сломались планы, но взамен удалось договориться о более приличном ночлеге в доме, с видом на озеро и Ферапонтов монастырь, в Яршево (Ферапонтово).

Так что мне представилась возможность постоять ещё и утром на берегу озера и услышать пение петухов Северной Фиваиды, которых я не слышала уже многие десятилетия.

Ну и наконец, ещё одной неожиданностью Ферапонтово оказалась церковь Дмитрия Солунского.

И ему тоже, я уделяла довольно много внимания, в последних перед поездкой публикациях «Ипатьевские тайны: Князья и Императоры Дмитрии Угличские и Великие князья Красные».

Эти Ипатьевские тайны, как уже ясно, напоминали мне о себе многократно за время моего путешествия. И особенно ярко и явно - в Кирилло-Белозерском монастыре, где в Архимандричьих Палатах, выставлены изразцы в сине-белой гамме, подобные: по технике, цвету и содержанию рисунков - изразцовым печам в обители Великого Захарии мурзы Чета.

Продолжение следует…

Все материалы раздела «Новости, комментарии, ремарки»

Реклама

© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС