Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Потомки святых Михаила Черниговского и Федора: Ярославовы и Зузины в масонском Ярославле 18 века

© Наталья Ярославова-Чистякова
12 сентября, Санкт-Петербург

Представляю статью журнала «Русская старина» про Александра Родионовича Зузина - супруга Анны Михайловны Ярославовой и, соответственно, зятя Михаила Ивановича Ярославова - деда мальтийцев Черевиных и родственника графа Орлова. «Через своего тестя М.И.Ярославова Зузин находился в родстве с фаворитами Екатерины II Орловыми» - так эта история описывается в публикуемом исследовании Р.М.Лазарчука. Сам Александр Родионович Зузин представитель древнего рода «властодержателя греческого града Сардинии» и потомок Святого Федора, казненного вместе со святым Михаилом Черниговским в татарской Орде. И если М.И.Ярославов ведет свой род от Михаила Черниговского, то получается, что потомки двух казненных Святых объединили свои судьбы в этом браке, чем он особо уникален. «Отец А.Р.Зузина - премьер-майор Родион Григорьевич Зузин, в мае 1767 г. возглавлял депутацию наиболее уважаемых горожан, направленных в Ярославль для встречи Екатерины II. Он сопровождал императрицу в поездке от Ярославля до Костромы и был одним из организаторов торжеств по случаю её прибытия, он держал речь… И даже вел «Журнал о высочайшем путешествии императрицы Екатерины II от Ярославля до Костромы». Старший сын Александр (наш герой), в ту пору поручик; на праздничном обеде в Ипатьевском монастыре он выполнял почетные обязанности «официанта для принятия тарелок» за столом императрицы… Среди «восьми дам», «отобранных для услуг её величества» (они стояли за столом императрицы во время обеда, данного костромским дворянством в Ипатьевском монастыре) названа и Анна Зузина (Ярославова)». Императрица, как видим, паломничала туда же, куда паломничали все Романовы - в Ипатьевский монастырь, основанный предком князей и бояр Ярославовых Мурзой Четом (Захарией). А Ярославовы с Зузиными, можно сказать и так, встречали её как «хозяева монастыря».

Не Романовы же «хозяева», появившиеся здесь всего лишь в 17 веке и искавшие защиты под покровом Богородицы, которая явилась на этом месте Мурзе Чету. К приезду в Кострому императрицы Екатерины II, в 1767 году, были устроены Северные врата, которые сегодня являются главным входом в Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. «Северный (внешний) фасад увенчан высоким аттиком в основании которого в профилированном карнизе размещен лепной картуш с монограммой Екатерины II (фотография). Со стороны монастырской площади Екатерининские врата имеют вид пилона с проездной аркой и лучковым фронтоном с рельефным изображением «Всевидящего Ока» в тимпане (фотография)».

Статья Р.М.Лазарчука, где излагаются все эти замечательные детали, называется «К биографии «Амфиона» XVIII века (портрет А.Р.Зузина работы художника Д.М.Коренева)». Для самого автора статьи Р.М.Лазарчука наибольший интерес представляет тот факт, что в акростихах А.Р. Зузина называют Амфионом, т.е. именуют именем одного из сыновей -близнецов Зевса -Лебедя, сначала брошенных на произвол судьбы царем Фив - Ликом, а затем захвативших Фивы.

Имя художника Д. Коренева упоминается также рядом с именем художника Г.Островского, рисовавшего М.И.Ярославова и родственников Черевиных, в статье Марины Полывяной «Провинциальный портрет: плоды просвещения» (портреты Ярославова и Черевиных - в публикации «Помни имя свое: Фантом Ярославовых и Черевиных в «Малой Третьяковке» усадьбы Нероново…»).

По поручению первого ярославского губернатора масона А.П.Мельгунова (генерал-губернатор с 1777-1788 гг.) художник Д.М.Коренев создавал серию портретов жертвователей ярославскому Дому Призрения Ближнего, который строился на эти благотворительные деньги. «Строительство этого Дома - факт проявления нового культурного опыта. Купец Иван Кучумов, воскрешая традицию купеческого зодчества «на общее благо», строит не храм, а вносит средства на строительство Дома Призрения Ближнего. Не без влияния идеологии масонской благотворительности, древнехристианский обычай претерпел изменения. Дом становится масонским храмом, откуда будет происходить трансляция новых духовных ценностей».

Серию упоминаемых выше портретов руки Д.Коренева, образуют: композиция из двух больших портретов в рост (губернатора Мельгунова и купца Кучумова) и 17 погрудных изображений благотворителей. В отличие от подобных столичных галерей, эта галерея единственная полностью сохранилась до наших дней. В ней уравниваются в правах и достоинстве не только губернатор и купец меценат, но и художник».

Наряду с портретом А.Р.Зузина представляю упомянутые выше портреты «в рост» А.П.Мельгунова и И.Кучумова (фотографии).

Особо выделяю на портрете А.П. Мельгунова фрагмент с зеркалом и отражением в нем «Всевидящего ока», Иоанна Крестителя и рыцаря-тамплиера, преклонившего колено перед Предтечей (на переднем плане, по - моему, рояль). Здесь несомненная аналогия с картиной Веласкеса «Менины» (отражение в зеркале Филиппа IV Габсбурга) в музее «Прадо» в Испании, перед которой происходит посвящение староевропейская, преимущественно романо-германская родовая аристократия, так называемые «роял - ригл». Её штаб-квартира развернута при короле Испании Хуане Карлосе В непроявленном, тайном, концептуальном и организационном плане прелатура Папского престола - орден «Опус Деи» (Дело Господне) ныне выступает субъектом богатств «человеческого капитала».

К примеру, о ней пишут так: «В ходе государственного визита в Испанию при посещении музея Прадо Д.А. Медведев ритуал остановки перед картиной Веласкеса «Менины» и тем признания «роялами» не прошел («…Анонсирован РАЗВОРОТ … и самоликвидация «тандема спецслужб и олигархов»).

Напомню, что первым королем Филиппом в династии французских королей был сын Анны Ярославны. Она назвала его в честь своих предков по Анне Византийской из династии Александра Македонского. Ранее византийского имени Филипп у королей Франции не было.

Таким образом, сам портрет А.П. Мельгунова указывает на то, что уже в 18 веке Ярославль был центром Просвещения и активности «Ордена Иоанна Иерусалимского». Обращу внимание, что портрет А.П.Мельгунова нарисован до того, как Павел I возглавил «Мальтийский крест» («Ярославовы: генералы, губернаторы и масоны ордена Иоанна Иерусалимского (Мальтийский крест)»).

Однако называть А.П.Мельгунова просто масоном, с моей точки зрения, простовато. Корни здесь «Цистерцианские», я имею много данных, указывающих на это. Вот из этого и надо исходить. Не будем забывать о том, что Ярославская Толгская икона Божией матери явилась в год смерти Жака де Моле -1314 г. («Ярославская Толгская икона Божией матери»)

Сегодня эту икону «патронирует» Газпром, но к посвящению, как видим, это пока не привело… Нужно более глубокое понимание Ярославля …

Итак, представляю статью о потомках Святых, тамплиеров и масонов. И о том, какой судьбой они жили, в т.ч. в 18 веке в лице Ярославовых и Зузиных…

Статью мне прислала в печатном варианте Дарья из рода И.А. Вахромеева - ярославского городского главы в 1881-1887 гг., и 1897-1905 гг. (14 лет). Ранее в электронном виде в интернете этой статьи не было.

Данные статьи позволил дополнить Родословие Анны Михайловны Ярославовой - Зузиной. Ранее я считала, что у неё был только сын Николай Зузин и дочь Клеопатра - в браке княгиня Вадбольская. Возможно, потомком Николая Зузина был предводитель Костромского дворянства в 1908-1914 годах, Михаил Николаевич Зузин. А вот из представляемой ниже статьи ясно, что была ещё дочь Настасья - в браке надворная советница Настасья Алексеева и сестра Серафима Александровна Зузина, у которой не было семьи (Схема Родословия прилагается). Жили они в Ярославле на улице Дворянской.

К биографии «Амфиона» XVIII века

(портрет А.Р.Зузина работы художника Д.М.Коренева)

Р.М.Лазарчук

В Ярославском историко-архитектурном музее-заповеднике находится тринадцать камерных портретов почти одинакового размера, выполненных художником Дмитрием Кореневым (1747-1810-е г.г.). Изображенные на них лица представлены в дворянских мундирах Ярославской губернии - синих кафтанах с черными воротниками и отворотами, с круглыми металлическими пуговицами. К этой серии принадлежит и портрет Александра Родионовича Зузина. Сведения, сообщаемые о нем, лаконичны: действительный статский советник, в 1787-1794 годах предводитель дворянства Любимского уезда/1.

От портрета к воссозданию биографии изображенного лица - таков обычный путь исследователя. Наш случай особый…

Имя Александра Зузина (именно в таком написании/2) встретилось нам впервые в «Собрании стихов, сочиненных во время бытности в Вологде его превосходительства Г.Г.Г. А.П.М. (господина генерал-губернатора Алексея Петровича Мельгунова.-Р.Л.) на разные случаи»/3. Оно прочитывалось из начальных букв срок трех стихотворений (V и VIII- IX), образовавших два акростиха (мы приводим их в приложении к статье). Анализ этих стихотворений не оставляет никакого сомнения в том, что Александр Зузин имеет прямое отношение к открытию театра в Вологде, состоявшемуся в конце декабря 1786 - начале 1787 г./4. Одно из стихотворений (V) так и называется «На открытие театра». Однако, в чем именно состояла роль Зузина, остается загадкой. Был ли он непосредственно причастен к постановке на вологодской сцене десяти пьес, среди которых комическая опера «Роза и Любим» (текст Н.П.Николаева, музыка И.И.Керцелли), комедия «Мещанин во дворянстве»Ж.-Б. Мольера, лирическая драма М.-Ж.Седена (музыка П.-А.Монсиньи) «Дезертер»? Ведь пишет же о Зузине неизвестный сочинитель :

Какого дождались мы в сей град Амфиона!
Старается он в нас пороки обругать.
А чем? - Я не скажу. - Всяк может угадать.
Наставил он людей, чтоб те людей ругали,
Дурные их дела наружу представляли.
Ревнивых, и скупых, и старых волокит,
Завистливых, бродяг, льстецов и чародеев.
Юпитер! Помоги всех перечесть злодеев/5.

Или надворному советнику Зузину принадлежала только идея объединения усилий ярославских и вологодских актеров, создания совместных спектаклей? Может быть именно так следует понимать слова : «Наставил он людей…»? Наконец, почему автор стихов называет Зузина Амфионом? Известно, что сын Зевса и фиванской царевны Антионы обладал божественным даром игры на кифаре. Значит ли это, что столь же необыкновенными музыкальными способностями был наделен наш герой или сводить подобное сопоставление к слишком прямым аналогиям вообще не следует?

Новые находки добавили ещё одну загадку. В документах, связанных со строительством генерал-губернаторского дома в Вологде /6, Дмитрий Коренев, написавший портрет Екатерины II и расписавший театральную залу, назвал «Зузина живописцем» ?/7. Но почему ? Что связывало председателя верхней расправы Ярославского наместничества и художника из купцов ? Только на этом этапе исследования нам стало известно о существовании портрета. Он был создан для Ярославского дома призрения ближнего, в одном из залов которого находилась портретная галерея жертвователей. В списке благотворителей Дома А.Р.Зузин значится под 1786г./8. Столь длинное «введение» понадобилось нам,чтобы объяснить особый интерес к личности человека, изображенного на портрете Д.Коренева.

Биография нашего современника начинается со слов «родился». Человек XVIII в. всегда ощущал за собой предков, и потому живописание Александра Зузина логичнее начать с его родословной.

Александр Родионович принадлежал к старинному роду, известному с XIII в. Зузины вели свое происхождение от Федора, «властодержателя греческого града Сардинии, иже Средиц нарицается»/9. Завоевание города болгарским царем Иоанном Асаном заставило предков Зузиных переселиться сначала в Угры (Венгрию), а потом в Чернигов. Великий князь Михаил Всеволодович почтил его «боярской почестью». Федор служил верно. Вместе с Великим князем он принял мученическую смерть от Батыя «за непоклонение кусту и огню»/10. Внук Михаила - Борис Василькович Ростовский и сопровождавшие князя бояре волю врага исполнили. Карамзин, воссоздавший по летописи этот трагический эпизод русской истории, называет Федора «любимцем» Михаила Всеволодовича. «Церковь признала святыми и великодушного князя, и верного слугу его, которые не имев сил одолеть моголов в битве, редкою твердостию доказали по крайней мере чудесную силу христианства»/11.

Сын благоверного Федора Борис в 1320 г. выехал из Чернигова в Тверь. Великий князь Тверской пожаловал его боярином. От внука Бориса Федоровича Полового -Михаила Федоровича, - по прозвищу Шетень, пошли Шетневы; от правнука Михаила Шетеня Андрея Зузи - Зузины. Зузины служили российскому престолу «наместниками, окольничими в иных чинах»/12. Один из Зузиных Василий Григорьевич был членом Думы в конце царствования Ивана Грозного и знал по -латыни/13, другой - Алексей Иванович служил воеводой на Пелыме (1601-1603), в Польше (1603-1605), в Великом Устюге(1610-1611) и Каргаполе (1612). В 1613 г. по указанию царя Михаила Федоровича он был назначен послом в Англию. Его дипломатическому искусству Россия обязана заключением важного для неё Столбовского мира со шведами. Он выполнял различные поручения Посольского приказа и на досуге писал вирши. Послание А.И.Зузина Стефану Матвеевичу «демонстрирует искушенность автора в технике изящной словесности»/14. Остались в истории и ратные дела Зузиных. Федор Иванович Зузин награжден царем Михаилом Федоровичем за Московское осадное сидение. Стольник Степан Григорьевич (прадед Александра Родионовича Зузина) за храбрость, проявленную в войнах с турецким султаном и крымским ханом пожалован государями Иоанном Алексеевичем и Петром Алексеевичем в потомственное владение землями в Костромском и Вологодском уездах/15.

Сведения о ближайших родственниках А.Р.Зузина немногочисленны и отрывочны. Его дед, майор Григорий Степанович Зузин (1669-1726), имел «крестьян в Костромском,во Владимирском, в Белевском уездах 80 дворов»/16. Отец, премьер-майор Родион Григорьевич Зузин, в мае 1767 г. возглавил депутацию наиболее уважаемых горожан, направленных в Ярославль для встречи Екатерины II. Он сопровождал императрицу в поездке от Ярославля до Костромы и был одним из организаторов торжеств по случаю её прибытия, он держал речь… Её величество оценила усердие премьер-майора, удостоив его беседы и всемилостивейшей благодарности. Рядом с Р.Г.Зузиным его семья… Старший сын Александр (наш герой), в ту пору поручик; на праздничном обеде в Ипатьевском монастыре он выполнял почетные обязанности «официанта для принятия тарелок» за столом императрицы. Он был среди тех немногих, кто «в мундирах, верхами» на богато убранных лошадях сопровождал карету Екатерины II в торжественном шествии по городу. Младший сын Родиона Григорьевича, «гвардии солдат Иван», был Представлен императрице и тут же «высочайшим именным повелением жалован (…) в Измайловский полк, в капралы». Все эти подробности извлечены нами из журнала, которые вел премьер-майор Р.Г.Зузин, обладавший несомненным литературным даром/17. «Журнал о высочайшем путешествии (…) императрицы Екатерины II от Ярославля до Костромы (1767) хранится в Государственном архиве Костромской области/18.

Внуку и сыну Григория Степановича и Родиона Григорьевича повезло больше. Время оказалось к нему милосерднее, сохранив формулярные списки разных лет, дела о награждении чинами и орденами, прошения, судебные иски, письма, -тот разнообразный и довольно обширный материал, который позволяет нам узнать ещё одну человеческую жизнь, пусть только в самых общих чертах.

По-видимому, А.Р.Зузин родился в 1743 или 1744 г. Эта дата установлена на основании формулярных списков, согласно которым в 1781г. ему было 37 лет/19, в 1786-43/20, в 1793-50/21

Биография нашего героя не имела традиционного для дворянского недоросля начала. 4 мая 1756 г. он был записан в Императорский Московский университет. Что заставило Родиона Григорьевича сначала определить сына в недавно открытый университет, а потом (почти год спустя) добиваться его перевода на военную службу, неизвестно. В сюжетах, подобных нашему, исследователь чаще всего обречен только на знание фактов. Военная служба А.Зузина оказалась недолгой : сержант Навагинского пехотного полка с марта 1757 г., адъютант Тенгинского пехотного полка с февраля 1760 г. По указу о вольности дворянства он был отставлен в чине поручика в августе 1763 г., по другим сведениям - в 1764 г. А.Зузин числится в объезжих офицерах коллегии экономии, в 1771 -уволен в отставку, в 1773 и 1778 гг. он выбирался предводителем Любимского дворянства.

Открытие Ярославского наместничества в 1777 г. потребовало расширения штата. Очевидно Зузина уже заметили. В 1779 г. он назначается заседателем верхнего земского суда. Через год (с мая 1780) он будет значиться на должности асессора палаты гражданского суда; через два - с октября 1782 г. - он председатель верхней расправы. В 1783 г. Александр Зузин награжден чином коллежского асессора, в феврале 1786 г. последовал чин надворного советника.

Указом от 5 июня 1788 г. председатель верхней расправы Ярославского наместничества Александр Родионович Зузин был уволен «для излечения болезни»/22. Сохранилось его прошение: «Имею я в себе самые болезненные припадки…»/23. По сведениям, сообщаемым «Месяцесловами с росписью чиновных особ в государстве « в 1788-1793 г.г. надворный советник Зузин был предводителем дворянства Любимской округи/24. Обязанности выборного защитника интересов любимского дворянства он «исправлял с успехом и ревностию»/25.

В 1794 г. А.Р.Зузин возвращается в Ярославль на должность советника по гражданской палаты /26. Но не на долго. В «Списках состоящим в гражданской службе чинам на 1798,1799 гг.» коллежский советник Зузин (этого чина он был удостоен 28 июня 1796 г.) значится «не удел»/27.

1800-м годом открывается последний (самый продолжительный по времени) период жизни Александра Зузина - Владимирский. Он начнет карьеру здесь, на новом месте, в 56 лет с должности губернского прокурора (1800-1807) и завершит председателем Владимирской палаты уголовного суда (1808-1823) в чине действительного статского советника (с 12 декабря 1816 г.) А.Р.Зузин - кавалер ордена св.Владимира ; степени и св. Анны 2 класса/28.

Последние сведения о нем находим в «Списке чинам гражданской службе состоящим первых четырех классов на 1823 год». В «Списках…» на 1824, 1825 гг. А.Р.Зузина нет. Ушел в отставку, находился не удел, уволен по болезни, или умер? Не знаем… Долгая жизнь человека, родившегося в 1743 или 1744 гг., завершилась не ранее 1824 г. 80 лет - и неустанная служба, быть может, до последнего дня. Место погребения Александра Родионовича нам неизвестно.

Таковы сухие «формулярные» данные о нашем герое, но ими едва ли исчерпывается богатство человеческого бытия. Что знаем мы о частной жизни Александра Зузина ? Немного. Он был женат на дочери полковника Ярославова «Анне Михайловне»/29 (РГАДА Ф. 286.Оп.1 Кн.685.Л.31.) Рискнем предположить, что тестем Зузина был тот самый Михаил Иванович Ярославов, чье суровое и важное лицо смотрит на нас с портрета Григория Островского (1776 г.)/30. (Для усадебной галереи солигаличских помещиков Черевиных Г.С.Островский написал портрет деверя А.Р.Зузина Алексея Михайловича Ярославова(1776).О портрете М.И.Ярославова см. Лебедев А.В. Эпоха просвещения и искусство портрета в русской провинции//Культура эпохи просвещения.М.,1993.С183).

Судя по «Журналу о высочайшем путешествии (…) Екатерины II от Ярославля до Костромы, в мае 1767 г. Анна Михайловна и Александр Родионович уже были супругами. Среди «восьми дам», «отобранный для услуг её величества» (они стояли за столом императрицы во время обеда, данного костромским дворянством в Ипатьевском монастыре) названа и Анна Зузина/31. В формулярных списках Зузина упоминается о его сыне Николае. В 1783 г. ему 8 лет, он записан в Преображенский полк каптенармусом/32. В 1793 г.- восемнадцатилетний Николай Зузин «находится в службе лейб-гвардии сержантом»/33. Он рано лишился матери. Анна Михайловна скончалась в конце 1783 или начале 1784 г./34. (См. об этом ГАЯО.Ф.72.Оп.1 Ед.хр. 1748.Л.1; ГИМ ОПИ.Ф.94.Ед.хр.1Л.157 об.(письмо А.Р.Зузина А.П.Мельгунову от 30 мая 1784 г.).

В примечаниях к стихам В.Д.Санковского, посвященным постановке на ярославской сцене трагедии Сумарокова «Синав и Турвор», в которой принял участие И.А.Дмитриевский, А.А.Титов называет супругой надворного советника А.Р.Зузина Клеопатру Александровну Зузину/35. Доверившись авторитету известного краеведа, мы высказывали предположение о том, что «Клеопатра Александровна была второй женой Зузина» и «что брак был заключен незадолго до события, описываемого Санковским» (т.е. до 30 апреля 1786 г.). потому что в послужном списке Зузина, составленном не ранее 1785 г., сообщались те же сведения «вдов»./36. Исправляем свою ошибку. А.Р.Зузин оставался вдовцом и в 1793 г./37. Формулярные списки Зузина разных лет упорно сообщают только о его сыне Николае, однако сам Зузин в письме к А.П.Мельгунову говорит о «детях», о «несчастных сиротах»/38. Но тогда кем же приходится Зузину исполнительница роди Ильмены в том знаменитом спектакле ? Может быть, Клеопатра Александровна его дочь? Или мы опять ошибаемся ?

Из документов видно, что в 1791 г. в шестую часть дворянской родословной книги Ярославского наместничества был внесен не только А.Р.Зузин, но и «род» его. Однако ещё в 1840-х гг., когда по указу сената проводилась проверка всех сведений, обнаружилось, что Зузин не представил в дворянское депутатское собрание «доказательств» о происхождении своих дочерей Серафимы и Настасьи. Отвечая на предписание Ярославского депутатского собрания, Любимский земский суд объявил, что «ни наследников, ни имений» Зузиных « в Любимском уезде не находится». Безрезультатной оказалась и публикация в «Ярославских губернских ведомостях» (21 декабря 1845 г.№51) решения Депутатского собрания об «отыскании надворного советника Зузина « В январе 1848 г. дело за «неотысканием места жительства Зузиных (…) зачислено законченным»/39.

Александр Родионович пережил своего сына. Майор Николай Зузин скончался в конце 1810 г. или в начале 1811 г./40. Никаких сомнений в дворянском происхождении Серафимы и Настасьи Зузиных возникнуть не может. В документах упоминается о «недвижимом имении» (деревня Малыгино Любимского уезда), доставшемуся по наследству после покойной матери нашей Анны Михайловны Зузиной» и «состоящем в общем владении» брата и сестер. К тому времени Настасья Александровна Зузина уже звалась «надворной советницей Алексеевой». Своей семьи у Серафимы не было/41.Имя Клеопатры Александровны в этих документах не упоминается. Между тем в картотеке костромского краеведа А.А. Григорова Клеопатра Александровна значится как дочь Александра Родионовича Зузина, жена князя Варбомского (Вадбольского ?) владелица усадьбы Антипино на реке Сущевке, в 17 верстах от Костромы/42.

А.Р.Зузин имел состояние обычное для среднепоместного дворянина. Однако с годами оно таяло. В1781 г. в Любимском уезде ему принадлежало 500 душ мужского полу/43, в конце 1782 -400/44, в 1793 «в сельце Мещерском в Любимском уезде Ярославского наместничества» за ним числилось всего 180 душ/46. Долги требовали платежа, больших процентов и заставляли делать новые долги, лишали покоя, приводили в отчаяние. Зузин растерян. В поисках спасительного выхода он то дважды беспокоит генерал-губернатора просьбой о «займе четырех тысяч рублей в Вологодском приказе общественного призрения»/46, то подает прошение об опеке над имением…/47. Потом ходатайствует о возвращении «поданного письма» и «оставлении производства» и собирается подать «челобитную об увольнении». Об этом два письма Зузина к А.П.Мельгунову, отправленные с интервалом в два месяца, Тогда, в марте -мае 1784 г., коллежский асессор Зузин не оставил службы. Помог Мельгунов. Спустя четыре года, когда тяжело больному покровителю оставались считанные часы жизни, Зузин добьется увольнения. Расстроенные дела, а не болезнь кажутся нам подлинной причиной его отъезда из Ярославля Шестилетнее затворничество в Любиме(1788-1793) было осуществлением плана, возникшего ещё в 1784 г: вдали от города, «живши без излишеств с детьми моими, могу выплачивать мои долги»/48.

Через своего тестя М.И.Ярославова Зузин находился в родстве с фаворитами Екатерины II Орловыми /49. И все же великое благоволение/50 губернатора к нему объясняется не этим и даже не только тем, что А.Р.Зузин был «знатен и прилежностию в делах противу прочих « заслуживал «особливую похвалу»/51. Любитель и покровитель изящных искусств, человек образованный и интеллигентный, увлеченный идеями Просвещения, А.П.Мельгунов умел находить и поддерживать таланты. Люди, близкие ему духовно, пользовались неизменным дружеским расположением наместника/52.

А.Р.Зузин, судя по всему, был личностью яркой. Напомним, что именно с ним связывали волгожане открытие своего нового театра. Мы находим его имя среди ярославских подписчиков на «Еженедельные известия вольного экономического общества» 1788-1789 гг. (СПб, тип. Горного училища) и «Деяния Петра Великого» И.Голикова (М., Университет.тип. у Н.Новикова. 1788-1789)/53. По-видимому, в собственном доме Зузина на Дворянской улице /54 или в его имении (сельце Мещерском Любимской округи Ярославского наместничества) были не только библиотека, но и оркестр. Среди дворовых людей Зузина - музыкант Василий Крашенинников, и, кажется, неплохой : в 1815 г. его зачислили музыкантом в Санкт-Петербургскую театральную дирекцию. Крашенинников был вольным и в услужение Зузину «вступил по своему желанию». Тем не помещик продал его обер-провиантмейстеру Варенцову за 900 р./55. Что ж, Александр Родионович Зузин был человеком своего «безумного и мудрого» времени и случалось, особенно в молодости, поступал круто. Так, например, в 1779 г. «поручик А.Зузин и его люди» завладели сенными покосами, принадлежавшими экономическим крестьянам Костромской округи/56. Спустя три года он, уже будучи асессором палаты гражданского суда, встретил канцеляриста ведомства межевой канцелярии Николая Варницкого «всякою непотребною и ругательною бранью и увечием»/57. Впрочем, оба дела дальше жалоб пострадавших и явки Зузина в суд не продвинулись. Был ли А.Р.Зузин оклеветан ложным доносом или делу его не дали хода, неизвестно. И то, и другое для того времени - обычное явление …

Однако пора нам вернуться к портрету Коренева. Художник писал А.Зузина с большой симпатией. Доброе лицо, едва заметная смущенная улыбка… Может быть, - от неловкости - ведь портрет создавался для публичного обозрения, для галереи, призванной в назидание потомству увековечить добрые дела своих сограждан. Более ста лет портрет Зузина вместе с портретами других ярославцев, радевших о процветании своего города, находился в доме призрения ближнего. Потом для них наступили недобрые времена. Снятые с подрамников холсты несколько десятилетий пылились в запасниках музея/58.

(Примечание: для увеличения картинок сначала - кликнуть мышкой по картинке. Второй шаг - двигая курсором, найти квадратик со стрелками в нижнем правом углу и кликнуть на него)

Все материалы раздела «Внимание! Угрозы и тенденции»

Реклама


© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС