Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Хранители древних знаний - Ярославовы и их вологодский круг

©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960). Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991). Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014). Кандидат технических наук. Я родилась 22 февраля 1960 года в Нефтекамске, Краснокамского района Башкирской АССР

4 апреля 2011 года, Санкт-Петербург

В «Дневниковых моих записках» А.Т.Ярославова есть несколько упоминаний известной в России фамилии Мусин-Пушкины. В частности, первое упоминание встречается в таком контексте: «приходил ко мне Александр Семенович Мусин-Пушкин … сын (?) Семена, который бывал на первой кавалергарда(?) … графа…» и рядом почему - то фраза: «брат князя Михаила Вадбольского…» (РНБ, ф.487, т.1., ед.хр. 0.90. стр. 3920 -73). Во втором же томе следует уже «памятная запись» о получении письма от Александра Семеновича Мусина - Пушкина (т.2., ед.хр.0.91, стр.11-23).

А поскольку в 18 веке именно граф А.И.Мусин-Пушкин нашел на Ярославской земле «Слово о полку Игореве» и, более того, Мусины - Пушкины владели уникальным сборником - «Книга о славяно-русском народе, о великих князьях русских и ростовских, отколе призыде корень их», то я решила сделать отдельное исследование о «Хранителях Знания» в ближайшем окружении Алексея Тихоновича Ярославова. Также как и о самих Ярославовых - Хранителях знания, поскольку к древним историческим источникам, которыми пользовался Н.М.Карамзин и В.О.Ключевский относятся труды старца Ферапонтова монастыря Паисия (Ярославова).

К тому же, «Летописью Засецкого» Н.М.Карамзин называл список Софийской Первой летописи, в которой им «был найден третий список «Русской правды»». Т.е. Алексею Александровичу Засецкому принадлежал Список Софийской Первой летописи, подаренной им Николаю Михайловичу Карамзину.

Сам же Засецкий был крестным братом А.Т.Ярославова - автора цитируемых мною «Дневниковых записок» («Ярославовы и мистическая линия «андроповско-горбачевской» Перестройки - 2»).

И думаю, совсем не случайно Дневники А.Т.Ярославова хранятся именно в Древнерусских фондах бывшей Императорской Публичной Библиотеки

Софийская первая летопись, о которой идет речь, считается важнейшим памятником русского летописания, положенным в основу всех общерусских летописей второй половины XV-начала XVI века. Наряду с Новгородской четвёртой летописью она восходит к их общему источнику, который А. А. Шахматов назвал Новгородско-Софийским сводом. Первоначально Шахматов датировал этот свод 1448 годом.

В «Дневниковых моих записях» такая фамилия Шахматов упоминается почти ежевечернее (к примеру, т.1 стр. 105-63). О ком идет речь ? Не знаю. Но среди совладельцев и соседей имений Ярославовых также встречается фамилия Шахматов. Например, в Саратове сын А.Т.Ярославова - Тихон Алексеевич Ярославов, Саратовский вице-губернатор имел соседа помещика А. Н. Шахматова.

Как видим, вокруг А.Т.Ярославова был далеко не один однофамилец тех, кто имел отношение к Софийской Первой летописи.

Обладая многими другими раритетными изданиями А.А.Засецкий при этом считал одним из важнейших исторических источников именно труд Паисия (Ярославова) - «Сказание о Спасо-Каменном монастыре».

Хотя «Первым, кто из отечественных исследователей, заинтересовался исторической канвой «Сказания…» Паисия Ярославова, был В.О. Ключевский. В своем знаменитом труде «Древнерусские жития святых, как исторический источник» он подчеркивает, что для анализа нескольких житий северорусских святых «важна летопись Спасского Каменного монастыря, составленная Паисием Ярославовым» (Ключевский. Древнерусские жития… С. 189)».

Одновременно А.А.Засецкий внимательно изучал жития Святых руки заволжского старца Паисия. А также «Выпись о втором браке Василия III» - ещё один труд авторства Паисия (Ярославова), где рассказывается история о том, как царь Василий III расторг свой канонический брак с царицей Соломонией Сабуровой, и заключил второй брак с Е.Глинской.

Интересно, что впервые эту «Выпись» о втором браке Василия III» старца Ферапонтова монастыря» Паисия (Ярославова) упомянул в 1817 г. Н. М. Карамзин, получивший одновременно в подарок от крестного брата А.Т.Ярославова Софийскую Первую Летопись, или «летопись Засецкого», как её называл сам Карамзин, о чем уже сказано выше.

Н.М.Карамзил изложил содержание «Выписи о втором браке Василия III» по Списку XVII века, который оказался в его распоряжении, не исключаю, что из этого же «Братского круга» Ярославов -Засецкий.

Данные о том, что «Выпись о втором браке Василия III» впервые была упомянута Н.М.Карамзиным приводятся в книге «гордости исторической науки» А.А.Зимина. Так его называют. Его мать происходила из рода графов Каменских, а родился он 22 февраля («Орден 22 февраля»: Первый Ярославский губернатор и видный масон А.П.Мельгунов»). Т.е. родились мы с ним в одну дату. Интересно, что и фамилия Каменская есть среди Ярославовых. В частности, Елена Каменская, моя двоюродная сестра, дочь Иды Романовны Ярославовой, в крещении Ариадны.

Книга А.А.Зимина имеет одноименное название «Выпись о втором браке Василия III», она опубликована Институтом Русской литературы (Пушкинского дома) РАН, Отделом древнерусской литературы (odrl.pushkinskijdom.ru).

В приведенной мною выше информации, дважды «всплывает» вопрос о Соломонии Сабуровой - первой жене Василия III, сделавшей «Престол России - Терновым», своим известным проклятьем. Исполнителями же этого проклятья, стал, как считают, князь Феликс Юсупов, граф Сумароков - Эльстонс. Вместе с великим князем Дмитрием Павловичем, В. М. Пуришкевичем, А. С. Сухотиным и С. С. Лазаверт они «приговорили» Григория Распутина. Вскоре и Романовы, правившие Россией 300 лет вместо законных наследников царицы Соломонии Сабуровой, также завершили свой период правления.

Так вот, имя Соломонии Сабуровой, как уже сказано, «всплывает»:

Во-первых, в связи с «Выписью о втором браке Василия III» старца Паисия (Ярославова) Ферапонтова монастыря.

Во-вторых, в связи с гостем и адресатом по переписке Алексея Тихоновича Ярославова, упоминаемым им в «Дневниковых моих записках», - Александром Семеновичем Мусин - Пушкиным.

Не говоря уже о том, что князья Ярославовы, по женской линии, были - из Сабуровых («Сабуровы: Царедворцы и Царица, княгиня Оболенская (Сабурова) - родоночальница князей Ярославовых»).

Названный мною Александр Семенович Мусин - Пушкин - это внук Льва Саввича Мусина Пушкина.

А Алексей Иванович Мусин- Пушкин - внук Якова Саввича Мусина - Пушкина, родного брата Льва Саввича. «В графское достоинство возведен 5 апреля 1797 года. Обер-прокурор Святого Синода (1791-1797 гг.), президент Академии художеств (1794-1797 гг.), член Российской Академии наук, историк, археограф, коллекционер, издатель, владелец одной из самых знаменитых в России в конце XVII - начале XIX веках библиотек и древнерусских рукописей». Именно Алексей Иванович Мусин - Пушкин и нашел, как считают, «Слово о Полку Игореве».

Т.е. речь, в данном случае, идет о троюродных братьях Александре и Алексее («Мусин-Пушкины, Н.М.Алексеев).

Что касается подполковника Александра Семеновича Мусин-Пушкина - гостя А.Т.Ярославова, то он приобрел в 18 веке в Мологском уезде сельцо Часково, деревни Бор-Дорки, Максимовское, Перетягино, в Мышкинском деревню Харинскую.

Однако Мологский уезд, также как и Мышкино - это одновременно и одна из ключевых географий для бояр, а затем дворян Ярославовых, что ясно из статьи «Катакомбная Русь»: крупные феодалы, вотчинники и землевладельцы Ярославовы, XV-XX век».

И как уже ясно по «географии собственности», Александр Семенович Мусин-Пушкин был соседом Алексея Тихоновича Ярославова. Таким образом, его появление на одном из обедов в доме А.Т. Ярославова укладывается в логику этого соседства.

Первой женой Александра Семеновича Мусин - Пушкина была Дарья Григорьевна Текутьева. Эта фамилия хорошо знакома тюменским старожилам. Текутьев - известный купец первой гильдии, основавший первый в Тюмени «Текутьевский театр». Его портрет с нагрудными знаками наводит на размышления… Хотя статья «История Тюменской «Драмы»: от купца Шешукова до купца наших дней», вносит коррекцию в эту версию, уточняя, что первые благородные спектакли были организованы купцом Шешуковым. А эту фамилию - Шешуков носил, что интересно, однокурсник моего отца Николай Шешуков, его друг и коллега, под влиянием которого он и переехал с Камы в Тюмень. Таким образом, фамилия первой жены А.С.Мусина -Пушкина имеет отношение к театральному кругу, тогда как на основе дневников А.Т.Ярославова было написано исследование о театральной жизни Вологды.

Вторая жена Александра Семеновича Мусин-Пушкина - Настасья Николаевна Сухотина. Фамилия Сухотина как раз и напоминает некого «таинственного» А.С.Сухотина - союзника Феликса Юсупова в убийстве Григория Распутина. Исходя из того факта, что все участвовавшие в заговоре владели некой информацией, подвигавшей их к таким действиям, выскажу предположение, что Сухотины также относились к тому узкому кругу, которому была доступна информация от «Хранителей знаний» в ближайшем окружении А.Т.Ярославова.

И статус «подполковника» тут не должен смущать, потому что сам А.Т.Ярославов был полковник, но при этом проявил высочайшую культуру рода, и я бы сказала «культуру летописца», каковую за много веков до него демонстрировал, в превосходной степени, Паисий (Ярославов), и отголоски которой мы видим в дневниках Платона Ярославова из Мышкина и в дневниках его сына Дмитрия Платоновича Ярославова («Реставрация имен, икон и родства: Ярославовы, Платовы и Платоновы»).

Эта же «летописная культура» - в Дневниках Дмитрия Ярославова и в его исторической Сказке «Сон про Облакон», упоминавшейся мною в статье («Дворяне поэты, Белая Дама - Тригла и валлийский «Godоdin»: Дмитрий Ярославов: «Сон про Облакон»).

Дневники вел и мой отец Борис Ярославов. Но он делал памятные записи на тонких картонных карточках и потом складывал их в папки. Эти папки похожи на те, которые я видела в отделе древних манускриптов.

Хорошо сказал об этом А.С.Пушкин: «Привычка свыше нам дана…»

Мои же Дневники по структуре похожи, скорее, на дневники А.Т.Ярославова. И это является хорошей подсказкой мне. Т.е. я понимаю, почему он так делал. И для меня естественно то, что кому-то кажется странным или инородным в этих ежедневных записях.

Т.е. Платон и Дмитрий Ярославовы, выступили вслед за вологодским летописцем А.Т.Ярославовым, летописцами истории города Мышкин.

Как летописца Платона и оценили в Мышкине: «В те времена жил в городе некто Платон Ярославов. Работал счетоводом. И в двадцатых, и в тридцатых годах минувшего века, не мудрствуя лукаво, подобно летописцу он тайно вел хронику города Мышкина». Хотя уверена, это не единственная ипостась Платона Ярославова. Поскольку Ярославовы - казначеи. И опять же, начиная от Паисия (Ярославова), т.к. царская казна хранилась в Спасо-Каменном монастыре. И это ещё одна отдельная тема.

Я, также как и они, стала не только стратегом, но и летописцем вхождения России на глобальный мировой нефтяной рынок. Ведь книга об этом тоже названа мною - «История»

В частности: «История недропользования в России: входной билет к эффективной дипломатии».

Кстати, дипломатия всегда шла рядом с аристократией, о чем говорит и тот факт, что кумиром Внешней разведки является Канцлер Российской Империи Александр Михайлович Горчаков, похороненный в аристократической Сергиевой пустыни Петербурга.

В этом смысле я тоже являюсь коллегой - историкам. Такую мысль пару лет назад провела в обмене мнениями со специалистом по Древней Руси А.В.Майоровым - профессором исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, в связи с публикацией его статьи: «Детективная история или Исторический детектив»: О рукописи, которую многие видели, но никто не разглядел, рассказывает профессор исторического факультета А.В.Майоров».

Летом 2008 года судьба свела нас на одном обеде на пять персон. Вот там я и узнала о его находке «утерянного» Списка Новгородской летописи в Берлине.

История Списка, обнаруженного А.В.Майоровым в Берлине, начинается в 1738 году. Именно тогда он был выполнен по заказу В.Н.Татищева (как раз В.Н.Татищевым и была открыта «Новгородская Первая летопись» в начале XYIII века).

«К рукописи приложено письмо Татищева к неизвестному лицу» - рассказывает об этом А.В.Майоров. «Из него мы узнаем, что Татищев хочет направить список в дар Лондонскому королевскому обществу по развитию знаний о природе, созданному в XYII веке ведущими учеными мира (И.Ньютоном и так далее). «Судя по всему, Татищев тоже хотел стать членом этого общества, рукопись была одним из подарков», - предполагает Александр Вячеславович Майоров, Но … до Лондона рукопись не дошла. Почему - неизвестно. Просто исчезла. Отправить её Татищев отправил, но королевское общество так её и не видело…»

Вероятно, речь идет о Королевском обществе, которое основано Орденом Святого Андрея (Орденом Чертополоха), если ориентироваться на приведенные выше описания от А.В.Майорова («Как нам распознать и поддержать дружественные Ордена и Тайные Общества в Эпоху Водолея»). Ставшим, в конце концов, - Невидимым обществом («Тайное «Общество Невидимых» и единый Славянский корень: Иван Ярославов и два олигарха Михаила»).

При этом обращу внимание на даты. Список выполнен в 1738 году. Когда его хотел направить в Лондон В.Н. Татищев, не ясно.

Но после указанных дат Послом в Лондоне был Алексей Семенович Мусин-Пушкин - родной брат Александра Семеновича Мусина - Пушкина - вологодского гостя и соседа А.Т.Ярославова.

В статье о Мусин - Пушкиных приводятся такие данные о брате Александра Семеновича:

Алексей Семенович Мусин - Пушкин (1730 г. - октябрь 1817 г.) - Действительный тайный советник. Дипломат. Посол в Лондоне. Чрезвычайный и полномочный посол в Швеции. Возведен в графское достоинство Римской империи по диплому Иосифа II (4 июля 1779 г.). Женат на графине Софье Алексеевне Вахтмейстер, позднее на графине Елизавете Федоровне фон Вартенслебен. Детей не имел».

Речь в этой справочной информации идет, вероятно, об Иосифе II Габсбурге. («Фридрих II Гогенцоллерн и Иосиф II Габсбург»). Подобный же диплом имел Г.А.Потемкин: «Диплом императора Священной Римской империи Иосифа II» на княжеское достоинство».

Символично здесь упоминание и о Фридрихе II Гогенцоллерне, рядом с Иосифом II Габсбургом, потому что Фридрих II Великий - автор одной из любимых мною книг «Анти-Макиавелли», которую я не без удовольствия обнаружила в описи фондов Н.М.Михайловского советника Комитета Правления Императорской Академии наук, где она хранится рядом с Дневниками А.Т.Ярославова.

Более того, Прусскому королю Фридриху II Великому мною уделялось много внимания в статьях об «Ордене Лебедя», в частности в четвертой части «Белая Русь: «Орден Лебедя» города «Между Богов» и место паломничества хасидов всей планеты». В это серии публикаций говорилось о том, что первым императором Римской империи был Оттон I, изображаемый с Чашей Грааля, имеющий прямое отношение к Магдебургской Лебединой Деве с яблоком.

Как я понимаю, такой Диплом должен был ассоциироваться с Родом Чаши Грааля и потому имел высокую цену.

Отсутствие детей у Алексея Семеновича Мусин - Пушкина наводит на мысль о том, что он исполнял какой-то обет… И не исключаю, что древние раритеты и Списки Летописей могли попадать в Лондон и через него, судя по тому, как он был инкорпорирован в названные выше структуры.

Но есть ещё и вопрос о том, откуда его троюродный брат Алексей Иванович Мусин-Пушкин получил «Слово о Полку Игореве».

Ответ на этот вопрос я получила, изучая биографию архиепископа Ростовского и Ярославского Арсения Верещагина, с которым А.Т.Ярославов, по данным его «Дневниковых записок» тоже находился в переписке («Тайна Табакерки раскрыта: фамилия «её Высокородия» Ф.С.Ярославовой - Брянчанинова!»).

«Большую коллекцию ростовских и ярославских древностей Мусин-Пушкин получил благодаря знакомству с архиепископом Арсением (Верещагиным), с 1787 возглавлявшим Ярославскую епархию. Среди старинных документов оказалось и знаменитое «Слово о полку Игореве», хранившееся в ризнице Спасо-Преображенского собора упраздненного Спасо-Ярославского монастыря. Находка и публикация этого бесценного памятника древнерусской литературы принесли коллекционеру мировую известность» (Википедия).

Арсений (Верещагин) известен ещё и тем, что благодаря его стараниям в 1789-1791 годах в Ярославле был построен каменный храм святителя Леонтия Ростовского… Почему архиепископ Арсений выбрал именно Леонтия Ростовского - епископа Ростовского и Суздальского? Вероятно дело в том, что он современник Ярослава Мудрого, который чуть ли не в одиночестве крестил Ярославль.

Полагаю в его мотивы надо вникнуть более глубоко, также как и в то, почему у Ярославовых оставлено очень много напоминаний об Одигитрии Смоленской. Одноименную статью, посвященную Смоленской Одигитрии, публиковал в журнале «Уединенный пошехонец» священник А.Ярославов, замечу, из этого же Ростова (Ярославского).

И в этом же «Уединенном пошехонце» публиковался архиепископ Арсений (Верещагин). Более того, он был цензором журнала «Уединенный пошехонец», основанного Ярославским губернатором и масоном А.П.Мельгуновым.

Все это является ещё одним доказательством того, что грань между «Ярославским масонством» и «Хранителями древнего знания Ростова и Белозерья» была почти «стерта». И суть здесь одна и та же - раннее христианство и высшие ценности.

Читая публикации о фонде Н.М.Михайловского встретила размышление о, так называемых, «масонских темах», к которым отнесены все темы «О Высших человеческих ценностях».

К ним, как оказалось, относится и тема «О Славе», которую я поднимала в статье «РУСЬ: в поисках потерянной СЛАВЫ русского народа-церкви!».

А из речей Арсения (Верещагина), часто им произносимых, особо известно: «Слово о истинной славе в день тезоименитства Императрицы Екатерины II» (М., 1779); «Слово при начатии выборов в новые должности, на основании высочайших учреждений»

Арсений (Верещагин) обладал личной библиотекой из нескольких тысяч томов, изданных исключительно на иностранных языках в Европе и России. Ныне большая её часть находится в Ярославском и Ростовском музеях-заповедниках.

Ростов - это и есть исток древнего знания. А Спасо-Каменный монастырь, Сказание о котором писал Паисий (Ярославов) входил в эту Ростовскую епархию, также как и другие Кирилло-Белозерские монастыри.

Ростовскую епархию в XV веке возглавлял архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (князь Оболенский) - племянник Василия Оболенского - Косого, родоначальника князей Ярославовых.

И не удивительно, что на конференции в Ростовском Кремле, уже в 21 веке было сделано два доклада:

Первый - «Новые данные о родословии ростовских и белозерских князей в XIII-первой половине XIV века», А.В. Кузьмин (Москва). Кстати, ссылается он на работы того же самого А.А. Зимина, который посвятил своё исследование авторству «Выписи о втором браке Василия III» и пришел к выводу, что автором является все-таки Паисий (Ярославов) старец Ферапонтова монастыря, как бы это не пытались передергивать.

Второй доклад А.В.Кузьмина «Новые данные по генеалогии ростовской и ярославской знати в XV в. (К истории дворянских семей Алексеевых, Бородатых и Ярославовых).

Замечу, что князья Белозерские, в частности, князья Ухтомские и в 18 веке держались рядом с Ярославовыми.

В «Дневниковых моих записках» А.Т.Ярославова упоминается «Князь Петр Александрович Ухтомский» (том 2, ед.хр. 091, стр. 3021- 29). Есть фраза «Князь Ухтомский Михаил», а также фраза «У Петра Александровича есть брат Михаил Александрович Ухтомский» (Том 2, ед.зр. 091, стр. 3314-8).

По возрасту подходит Петр Александрович Ухтомский (род. 1750 г.) (жена Степанида Михайловна Байгильдеева), у которого был брат Михаил (Ухтомские князья

(существующий род происшедший от белозерских князей)).

Обращает на себя внимание герб Ухтомских князей, а также тот факт, что им принадлежало село Семеновское. Я упоминала об этом селе в публикации о потомках Ярославовых от брака Феклы Михайловны Ярославовой и её мужа Аполлона Степановича Соколова: «Ярославовы - Соколовы: таинственная могила князя Василия, кресты тамплиеров на изразцах и герб Лелива…».

Их сын «генерал-майор Павел Аполлонович Соколов вместе с женой Александрой Яковлевной «имели тесную связь с церковью… пожертвованные Александрой Яковлевной камни … вставлены в венце в ризе Толгского монастыря… план иконостаса в Николо-Ухтомскую церковь архиепископ Ярославский Евгений в 1849 году получил от Павла Аполлоновича Соколова… На родине, в Ярославской губернии, долго помнили заботы Павла Аполлоновича Соколова о церкви села Никольского, что на Ухтоме, где на средства супругов Соколовых был установлен новый иконостас».

В этой статье я упоминала также таинственную могилу князя Василия на Ухтоме и письмо Татьяны Смирновой о её прапрадеде Ильинском Александре Михайловиче, который родился в Никольском на Ухтоме Пошехонского уезда в 1888 году в семье тогда еще псаломщика местной церкви … В описи фонда Н.М.Михайловского я тоже встретила фамилию Ильинский вот в таком контексте: Ильинский Михаил Степанович «Мои мысли. Псков» (ф.487, ед.хр. F 130). Что -то тут есть. Тем более статьи о Ярославовых из города Мышкин тоже пишет автор по фамилии Смирнов.

Да и Псков тут видится не случайным, с учетом названий раритетов Михайловского фонда. Это я в контексте данных вот этой статьи: «Тайна последнего сенсационного Указа Принца Пскова Ярослава Оболенского - родоначальника князей Ярославовых».

В этой же Ростовской епархии поминали, как считают, и сына Соломонии Сабуровой Юрия. Эти факты приводились в статье: «Ипатьевский монастырь Сабуровых и Годуновых»:

«Автор книги «Соломония Сабурова и второй брак Василия III» обращает внимание также ещё на два удивительных поминания некого Юрия Васильевича (Георгия Васильевича), которого исследователи определяют, с высокой вероятностью, как сына Соломонии Сабуровой.

Речь идет о следующих монастырях:

Кирилло-Белозерский монастырь, Сказание о котором писал Паисий (Ярославов) «по заказу» царицы Марии Ярославны.

Ростовский Борисоглебский монастырь. При том, что в Ростове, у архиепископа Ростовского Иоасафа в 1489 году жили старцы Паисий (Ярославов) и Нил Сорский (Майков). Позже здесь были имения Ярославовых. А уже перед революцией маленький набожный мальчик Борис Ярославов прислуживал митрополиту Ярославскому и Ростовскому Агафангелу (Преображенскому) и, по сути, последнему Патриаршему местоблюстителю.

Даты поминания Юрия Васильевича 22 апреля и 1 января».

Надо сказать, что «Ипатьевская летопись» Ипатьевского монастыря, де факто, родовой вотчины Сабуровых, потомков по женской линии князей Ярославовых, - это тоже один из важнейших источников по истории Древней Руси.

Так что, к Софийской Первой летописи, к Слову о полку Игореве, к Сказаниям Паисия (Ярославова) добавляется ещё и Ипатьевская летопись.

И это ещё раз утверждает меня в том, что Паисий (Ярославов) не мог сделать ошибку в отчестве князя Глеба - родоначальника всех князей Белозерских, как это полагает автор книги «Дом Спаса».

Тем более, статья А.В. Кузьмина посвящена как раз уточнению родословия Белозерских князей на основе новых данных опубликованного Ростовского соборного синодика (РСС).

Как видим, и опять источник знания: Ростов и Кирилло-Белозерский монастырь.

В этой статье А.В. Кузьмина меня заинтересовали три сюжета:

ПЕРВЫЙ - «В изданном им РСС дана иная, отличная от Румянцевской и Патриаршей редакций родословных книг, информация о происхождении князей белозерских и их старшей ветви - князей Согорских. Согласно этому источнику «вечная память» отмечалась князьям «Михаилу Глебовичю, Феодору Михаиловичю, Василию Феодоровичю, Юрию Василиевичю, Роману…»

ВТОРОЙ - Г.А. Федоров-Давыдов установил, что потомки Глеба Васильковича даже добились права чеканки собственных имен на монетах Можайского княжества, хотя и без титула. Не удивительно, что я обращалась так много к Можайское теме

ТРЕТИЙ - Василий Сугорский после разделения Белозерского княжества «владел, — по А.И. Копаневу, — всей нагорной зашекснинской половиной». Анализируя данные родословцев и грамот, исследователь приходит к выводу, что «по размещению его потомства можно полагать, что территория Сугорского княжества охватывала р. Кему, Карголому, восточную часть Череповецкой волости». Затем «во второй половине XIV в. Сугорское княжество дробится дальше… Северная часть Сугорья, включая и Кему, осталась в руках третьего сына Василья Романовича — Семена Васильевича. Таким образом, выделилось особое Кемско-Сугорское княжество».

И в итоге, результирующие выводы таковы:

Во-первых, получается, что я использовала правильный подход реконструкции родословия «по размещению потомства»

Во-вторых, я не зря занималась темой «Николы Можайского» («Как МЫ возвращали Икону Николы Можайского и символы священной династии в Кремль»).

В-третьих, А.Т. Ярославов автор «Дневниковых моих записок» родился в Шексне на Белом озере.

И в дневнике его есть запись: «Белоозеро зовут … Гора…» (Т.3, ед.хр.0.92,, стр. 470-52 октябрь 1791).

А это вотчина князей Белозерских от Глеба Васильковича, князя ростовского и белозерского - сына князя-мученика Василия (Васильк?) Константиновича (память 4/17 марта), сына князя Константина Всеволодовича и Марии Михайловны дочери князя-мученика Михаила Черниговского.

«Исследователи считают, что Мария Черниговская принимала участие в составлении Ростовского летописного свода, в который вошли ее рассказы о гибели Василько, о перенесении в Ростов тела погибшего в Ситской битве великого князя Юрия. Также ею было написано «Житие Михаила Черниговского и боярина Федора», погибших в Орде.

Доктор исторических наук Н.Пушкарева в статье «Женщины в исторических судьбах России X - XIX вв.» так написала о Марье Михайловне Черниговской: «Она по-женски эмоционально описала ужасы монгольского завоевания так, что судьба ее семьи и близких предстала малой частью национальной трагедии». С учетом этого замечания уже не такой фантастической кажется высказанная ранее версия, что Марья Черниговская могла быть автором «Слова о погибели русской земли».

И это данные статьи: «Нежные, преданные и талантливые Ярославны».

Все материалы раздела «Внимание! Угрозы и тенденции»

Реклама

© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС