Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Тайна Табакерки раскрыта: фамилия «её Высокородия» Ф.С.Ярославовой - Брянчанинова!

©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960). Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991). Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014). Кандидат технических наук. Я родилась 22 февраля 1960 года в Нефтекамске, Краснокамского района Башкирской АССР

27 марта 2011 года, Санкт-Петербург
Всемирный день Театра

Тайна «Табакерки Ярославовой», хранящейся в музее М.В.Ломоносова РАН в Петербурге почти раскрыта.

Когда я писала статью «Ярославовы-Голицыны тайны из табакерки в Архангельском», то один из главных вопросов тогда стоял так: Какова девичья фамилия Федосьи Степановны Ярославовой? Также возникал вопрос о том, кто подарил табакерку, и почему Федосью Степановну Ярославову именуют «Её Высокородие…»?

Два года я вела поиск ответа на поставленные вопросы. И если бы этот поиск шел по принципу известной детской игры «тепло-холодно», то уже 12 сентября 2010 года, когда я была на службе в домашней императорской церкви Романовых - капелле Александра Невского, в Петербурге, мне бы сказали: «Тепло, очень тепло». А после того, как я посетила Сергиеву Пустынь, где наместником был архимандрит Игнатий Брянчанинов, добавили бы - «Ещё теплее». Прошедшие осень и зиму я много читала книги Святителя Игнатия Брянчанинова, не однажды возвращалась в Сергиеву Пустынь, фотографировала фрески на стене храма, многократно цитировала его в своих статьях…

Мне нравилось в нем все. Ни одна его мысль не вызвала у меня сомнения и, тем более, протеста. При этом, работая над историей рода, я даже подошла близко к догадке о том, что любовь к писателям может носить и кровный характер. Сделала такое предположение, обдумывая почитание моим отцом Андрея Платонова (Клементьева). Но не успела пролонгировать этот вывод на себя, и задуматься: а какова же природа моей любви к творчеству Святителя Игнатия Брянчанинова.

Однако я сумела четко осознать на многих примерах, тот факт, что Игнатий Брянчанинов с Ярославовыми был очень близок в Петербурге. И отразила все это в статье «Капелла Александра Невского и Сергиева пустынь: духовники и рыцари Русских цариц в Петербурге».

Таким образом, к марту 2011 года мною было пройдено всё, что я могла пройти «своим умом» без помощи «Дневниковых записок» А.Т.Ярославова. И мне предстояли 10 дней работы с «ивритом» автора «Энциклопедии Вологодской жизни» в бывшей Императорской Публичной Библиотеке.

Называю его почерк «ивритом», поскольку он очень мелкий и, на первый взгляд состоит из сплошных «эпсилон» с длинными «хвостами» вверх и вниз.

На входе же в отдел рукописей находится каменная плита с надписями на иврите, а также звездой и луной, расположенными подобно тому, как они расположены на дворянском гербе Ярославовых. Разница лишь в том, что на плите звезда - восьмиконечная.

Всё вместе, как раз, и навевает ассоциации о некотором визуальном сходстве рукописей и других аналогиях.

Сначала мне подумалось, что я вообще не смогу понять этот почерк, тем более прочитать четыре тома и 2000 страниц. Но постепенно, текст стал мне «открываться», и я была вознаграждена за труды.

Уже на первых страницах мне встретились слова «тесть мой Брянчанинов» … (т.1, ед.хр. 090, Л.4-5).

Неужели Федосья Степановна Ярославова в девичестве была Брянчанинова?

Да, это именно так!

Уже через несколько страниц я нашла полное доказательство того, что Федосья Степановна в девичестве была Брянчаниновой!

Запись, которую я предварительно отношу к 28 июля 1790 года такова:

«В 1743 году я женился на девице Федосье Степановне Брянчаниновой. Нашему 47 годов супружеству» («Дневник… для памятных записей Ярославова», ф.487, оп.2,т.1., Ед.хр.090,Л.43-90).

Рядом в тексте, на этой же странице, упоминается «Церковь явления … образа Одигитрии Смоленской», где как я поняла, заключался их брак. А поскольку в Вологде такой церкви нет, то речь, скорее всего, идет о Смоленской церкви Одигитрии в Ростове, Ярославской губернии, где служил в 19 веке священник А.А.Ярославов. Фотография этой церкви и сведения о том, как связаны с её историей дворяне Ярославовы приводились мною буквально в марте, в статье «Реставрация имен, икон и родства: Ярославовы, Платовы и Платоновы».

Во втором томе родословия А.Т.Ярославов приводит также схему родословия своей супруги, из которой выясняется, что она является дочерью Степана Брянчанинова («Дневник… для памятных записей Ярославова», ф. 487, т.2., ед.хр.091, Л. 602-55).

Матерью же Федосьи Ярославовой, урожденной Брянчаниновой, была Мария Ивановна (?) Брянчанинова, урожденная Чернцова. Чернцовы - это древняя вологодская фамилия, в ряду фамилий Волоцкий, Гневашев, Олешев и др. Имеется упоминание о неком Иване Чернцове, относящееся к 1710 году. Девичья фамилия бабушки Федосьи Степановны прочитывается нечетко. Либо Анна Малафева, либо по деду Матвею Яковлевичу Малофлина (?).

Далее в тексте «Дневников Ярославова» неоднократно упоминается прокурор Яков Брянчанинов, который обедает, либо ужинает у Ярославовых, вместе с другими представителями дворянства, как минимум, два-три раза в неделю.

Встречаются не однажды упоминания Грязовца и Покровского - родового имения Брянчаниновых, где позже родился будущий Святитель Игнатий Брянчанинов.

Таким образом, А.Т.Ярославов с супругой состояли в родстве с вологодскими и покровскими Брянчаниновыми, в том числе, и С.А.Брянчаниновым- создателем «Вольного театра» города Вологды.

В этом родстве и есть объяснение того, о чем уже упоминалось в одной из первых публикаций истории рода «Театр жизни дворян Ярославовых: Вологда - Архангельское»:

«Его супруга, дочери и близкие друзья были, как видно из этого исследования, глубоко «погружены» в театральную жизнь «Благородного театра», как называет его в своих дневниках Ярославов А.Т.».

Театров в Вологде было два. В одном из них играли люди благородного происхождения, т.е. дворяне и потому А.Т.Ярославов именует его «Благородным».

Вероятно, как раз в развитие этой традиции дворян-артистов уже в 19 веке, артистом Ярославского театра им. Волкова, а затем - Большого театра в Москве стал Павел Николаевич Ярославов («Ярославль: артисты Ярославовы, костромские Волковы от Кудеяра и Волкова (Андропова)»).

Получается, что увлеченность театром Федосьи Степановны Ярославовой, её дочерей и внучек, определялась, в том числе, и родством с «держащим Вольный театр» С.А. Брянчаниновым.

Что интересно, в дневниках А.Т. Ярославова рядом с упоминанием

«господина поручика Семена Андреевича Брянчанинова» стоит слово «Богомилы» («Дневник… для памятных записей Ярославова», ф. 487, т.2., ед.хр.091, Л. 12-58).

«Поехали в театр Брянчанинова … Семен Андреевича Брянчанинова создателя (содержателя?)» (т.1., Л. 5262-44)

В исследовании же «Театральная жизнь Вологды 1780-1810 -х годов» говорится о том, что Содержателем «вольного театра» был «богатый вологодский помещик», поручик Семен Андреевич Брянчанинов (О. 91. Л. 3 об.). Он принадлежал к Покровской ветви старинной дворянской фамилии… Сын бригадира Андрея Михайловича Брянчанинова (Соколова Л. Д. Родословие семьи Брянчаниновых).»

Далее в исследовании говорится:

«Какой жизненный срок был отпущен Семену Андреевичу судьбою, мы не знаем. Дожил ли он до женитьбы своего сына Александра (1784-1875) на дочери Афанасия Матвеевича Брянчанинова, Софье Афанасьевне (между 1784-1787 - 1832), знал ли о рождении внука Дмитрия (1807-1867), будущего Святителя Игнатия, успел ли увидеть великолепный (в стиле раннего классицизма) барский дом в селе Покровском»

Как видим, речь идет о деде Святителя Игнатия Брянчанинова, с которым били в родстве и близко общались Ярославовы.

В этом факте, также как и в фамилии автора «Родословия Брянчаниновых» - Соколова, объяснение, в частности, и того, почему Игнатий Брянчанинов находился в переписке с Аполлоном Степановичем Соколовым - супругом Фёклы Михайловны Ярославовой, и почему потомок этих Соколовых был похоронен в Сергиевой Приморской пустыни Петербурга, где наместником был архимандрит Игнатий Брянчанинов.

Т.е. ранее неоднократно высказанная мною гипотеза о том, что девичья фамилия Федосьи Степановны Ярославовой совпадает с фамилией человека, имеющее отношение к становлению Театров в России была верна. Только фамилия эта - Брянчанинов, а не Волков.

Волковым же по матери и деду был сам её супруг - Алексей Тихонович Ярославов. И вот отсюда идет родство Ярославовых с Ф.Г.Волковым, именем которого назван театр в Ярославле, и с А.А.Волковым - герольдмейстером и драматургом.

И это родство Ярославовых одновременно с Брянчаниновыми и Волковыми объясняет странный, на первый взгляд, выбор жизненного пути Ярославовых в 19 веке, когда одни из них выбирали для себя артистическую карьеру, а другие - путь священников.

Продолжение следует…

Все материалы раздела «Новости, комментарии, ремарки»

Реклама

© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС