Наталья Ярославова: мое путешествие в Северную Фиваиду Белоозера, Ч.2
© Наталья Чистякова-Ярославова
18 сентября 2011 года - день пророка Захарии и Елизаветы
Вологда-Кириллово-Ферапонтово-Петербург
Кирилло-Белозерский монастырь, в Архимандричьих кельях которого выставлены изразцы, родственные подобным же сине-белым изразцам «с жар-птицами» Ипатьевского монастыря, был основан в конце XIV века Кириллом Белозерским, принявшим постриг в московском Симоновом монастыре. («Ипатьевские тайны: Князья и Императоры Дмитрии Угличские и Великие князья Красные, Ч.5»).
Изначально этот монастырь был посвящен Богоматери и в старину именовался «Дом пречистой Богородицы честного и ставного Её Успения и чудотворца Кирилла». Позже мужчины тихо переименовали его- в мужской, и уже мало кто помнит подлинное название обители - непосредственно от его основателя Кирилла.
Сохранилось только лишь предание о том, что в Симоновом монастыре Кириллу было видение Богородицы, приказавшей ему идти в сторону Белозерья и указавшей в этом же видении то самое место, где он должен был основать новую обитель. Долгие поиски привели его на гору Маура. Именно здесь он, поднявшись на большой камень, увидел берег Сиверского озера, образ которого был дан ему в видении.Вот так, если коротко, на берегу Сиверского озера, в 1397 год Кирилл Белозерский и основал первую церковь Рождества Богородицы, от которой ведет свое начало Кирилло- Белозерский монастырь.
Как видим, и Кирилло-Белозерский монастырь, и Ипатьевский монастырь, были основаны во исполнение Видения Божией Матери представителями одного и того же рода. В одном случае, это был сам основатель рода мурза Чет - Великий Захария, в другом случае - представитель рода Вельяминовых, получивший в постриге имя Кирилл в честь Кирилла Александрийского, владевшего секретом Тайного Евангелия Апостола Марка. Того самого Марка, Собор которого в Венеции описывался мною в статье «Абхазия - Апостольский удел Богородицы, Львы Северной Венеции и тайное евангелие Святого Марка».
Икона Кирилла Белозерского и Кирилла Александрийского прямо указывает на эту «Кирилловскую линию»: от Александрии - до Северной Фиваиды. А можно сказать: от Египетской Фиваиды - до Северной Фиваиды.
Хотя имя Кирилл, обращу внимание, имел и Кирилл Рад*онежский - отец Сергия Рад*онежского. Рад*онежские - это целый род. Были даже князья Рад*онежские.
Полагаю, что и патриарх Кирилл - нынешний глава Московского патриархата, получил свое имя в развитие этой древней «Кирилловской преемственности». И потому, в отличие от многих неверующих, он верит в явление Богоматери в Зейтуне над куполом православного коптского храма в Каире («18 июня и иконы, спасающие от политического и экономического терроризма…»).
Все туристы и паломники, прибывающие в Кириллов, стараются подняться на гору Маура, в семи верстах от города, для того, чтобы посмотреть: и этот Священный камень, и крест, установленный ранее около пещеры -кельи Кирилла и Ферапонта.
Путешествие в гору, в дождь, туристам не рекомендуется и меня долго отговаривали от подобной идеи. Однако это был важный пункт плана моего путешествия. Именно на эту гору убегала из Горицкого монастыря инокиня Асенефа - дочь Александры Ярославовой - Клементьевой, для того, чтобы побыть в одиночестве и посидеть на камне преподобного Кирилла Белозерского.
Поэтому я попросила подождать меня, пока поднимусь на гору Мауру. Однако за мной пошли и другие. В принципе, мы не пожалели, что решились на этот подъем, хотя и промокли. Природа «умытая» и очень красивая. Было довольно тепло. К тому же там есть часовня, с её второго этажа виден тот самый берег Сиверского озера, где Кирилл Белозерский основал свой монастырь. Интересно, что не только я, из поднимавшихся на гору, но и те, кто шли за мной, обратили внимание на огромные муравейники, каковых, наверное, с детства я не видела в русских лесах.
Наш экскурсовод потом долго рассказывала другим экскурсоводам о том, что ей попалась какая-то странная группа, которая не только знает Засецкого, но и пошла на гору Маура в дождь, чего практически не бывает.
Так вот, для того, чтобы понять историю с этим Священным камнем на горе Маура, где, как считают, запечатлена стопа Кирилла Белозерского, и видение Кириллу Богородицы, «инициировавшей» все это строительство, надо вернуться к истории самого Симонова монастыря.
Название он получил от Симона, которому принадлежали земли будущей обители.
Симон - это имя князя Стефана Васильевича Ховрина, потомка императора МануилаКомнина, к временам которого относится второй крестовый поход и появление на Руси Владимирской иконы Божией матери ( по Стефану делают оговорку: личность больше легендарная, чем реальная).
С МануиломКомнином, возможным предком Симона (Стефана), воевал и вел дипломатические переговоры сельджукский (персидский) султан КылычАрсланII - потомок князя Святослава Ярославича по женской линии. Сын КылычАрсланаIIв порядке дипломатической договоренности был, в свое время, оставлен у МануилаКомнина. С Симоновым монастырем эта история связана тем, что Стефан Ховрин, по легенде, в конце XIV века прибыл в Москву, получил здесь земли и отдал их под строительство Симонова монастыря («История СелдьжуковРума»)
Монастырь был основан на том месте, где ныне находится церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове, древний одноглавый храм, в котором похоронены иноки-воины Пересвет и Ослябя.
К истории непосредственно основания монастыря имеет отношение опять же князь Дмитрий Донской, которого спасали в Ипатьевском монастыре; Сергий Рад*онежский, племянник Сергия Рад*онежского - Федор Симоновский (духовник Дмитрия Донского) и митрополит Алексий, вернувший зрение ханше Тайдуле, имевшей свои резиденции на московском Бору. Зрение, как я полагаю, вернули молитвами Дмитрию Солунскому, потому что этот Святой помогает при слепоте. Такая же история прозрения была у Сабуровой -супруги князя Ярослава Васильевича Оболенского. К этой теме: «князь-слепота-прозрение-целительство-Дмитрий Солунский-царские резиденции» я ещё вернусь. Сейчас же продолжу разговор о монастыре.
Т.е. круг участников довольного узкий: семья Дмитрия Донского, их духовники, крестные и воспреемники. При этом сам Федор Симоновский принадлежал к славному семейству « из коего произошли три знаменитых игумена - Стефан, Сергий и сам Федор» - об этом говорится в книге Дмитрия Балашова «Государи Московские».
В продолжение разговора о семье и родственности обращу внимание на то, что в Симоновском монастыре принял постриг один из младших сыновей великого князя Дмитрия - Константин (Кассиан) (поминался 9 и 21 мая).
Под вышеназванным игуменом Сергием, как я понимаю, Дмитрий Балашов подразумевает Сергия Рад*онежского.
Игумен Стефан, вероятно, Стефан Махрищицкий (память 14(23) июля), который родился в Киеве,постригся в Печерской обители, но из-за притеснения папистов вместе с другими печерскими иноками искал убежища в Москве во времена великого князяИвана II Красного, которым он был благосклонно принят. Стефан поставил себе келью в уединенном месте на берегу реки Махрищи, в 35 верстах от обители Сергиевой. Она была приписана к Сергиевской Лавре.
Указанием на то, что речь идет о Стефане Махрищицком является, в частности, биография самого Кирилла Белозерского («Житие преподобного Кирилла, игумена Белозерского»), где говорится:
«…Косм (будущий Кирилл) раздал все свое имущество нищим, после чего игумен Стефан привел его в обитель Симоновскую, только что основанную на новом месте архимандритом Феодором, племянником преподобного Сергия. Св. Феодор с радостью принял Косму, облек его в иноческий образ с именем Кирилл и поручил его подвижнику Михаилу, впоследствии епископу Смоленскому».
Наш экскурсовод тоже называла это имя Махрищицкий, упоминая его как учителя Сергия Рад*онежского.
Тут важно сказать ещё о том, что за 27 лет до основания Кирилло-Белозерского монастыря, Стефан жил близ Вологды на р.Анвеже, где основал пустынную обитель с храмом св. Троицы. Однако Великий князь Дмитрий Иванович прислал пожертвования в эту обитель, а самого Стефана вызвал обратно в Махрищскую.
Дынных об этой реке Анвеже я не нашла. А вот громадное озеро Воже, на котором находится единственный приозерный населенный пункт - таинственная Чаронда, с её «Модлонской мадонной», в Вологодских землях есть. После смерти Ивана IV, Фёдор Иоаннович закрепил её за Дмитрием Ивановичем Годуновым. При нем Чаронда стала крупным торговым центром края, приказчиком Годунова там был построен большой Гостиный двор.В1610-е, во времена окончания Смуты, Чарондская округа была разорена. Т.е. по сути, последними собственниками были Годуновы.
На эту Чаронду, где обнаружены первые свайные поселения на всем Севере, обратил мое внимание местный житель, с которым мне удалось поговорить. Там также есть «куриная лапка» из трех рек: Модлона, Елома и Перечная («Караваевская стоянка»). Ещё одна важная река этой местности - Порозовица.
ОзероВоже - соседнее с Белым озером и в XV веке оно было пожаловано Кирилло-Белозерскому монастырю. Так что Кирилл -Белозерский мог знать о Белозерье от своего наставника - Стефана Махрищицкого из Киево-Печерской Лавры.
Вероятно, тут ещё имеет смысл заметить, что близкое к этому название - Белые Вежи имела древняя важная крепость Сар-кел на Иловлинском волоке между Волгой и Доном. В «Слове о Полку Игореве» Вежа - это что-то типа лагеря из шатров, кибиток и прочих временных строений. Можно сказать - стоянка («Вежа // Словарь-справочник «Слова о полку Игореве». Вып. 1. А-Г. - 1965»)
Вот так и получается, что три семьи: Донских, Рад*онежских и Великого Захария - музы Чета имеют отношение к истории Кирилло-Белозерского, Ипатьевского и Симонова монастыря, а также Троице-Сергиевской лавры.
Т.е. во всех случаях - родственники. И этот факт подтверждает выводы С.Б.Веселовского о необходимости генеалогического подхода к изучению истории.
Причем, Симонов монастырь, также как Ипатьевский и Кирилло- Белозерский, тоже изначально посвящен Богородице !
У этого Симоновского монастыря есть пять главных особенностей, которые я прокомментирую в контексте аналогий с сетью Кирилло-Белозерских монастырей.
Однако прежде, чем перейти к описанию этих особенностей, представлю важные сведения об основателе Симонова монастыря- Федоре.
Писатель Д.Балашов характеризует его как дипломата и разведчика. Эти качества он проявил в то время, когда жил в Константинополе, в связи с кризисом,связанным с патриархом Пименом.
В книге Балашова есть такая фраза: «ФёдорСимоновский, влучшихтрадицияхсуперагентов, сумел, непрошлоиполугода, выяснитьследующее. Патриарх Нил готовился лишить сана Пимена»
Дело было в 1383 году, когда на Руси явилась Тихвинская икона Божией матери. В этот же год на Русь из Константинополя приехал архиепископ Дионисий. Уже в марте 1384 г. этот Дионисий Суздальский был рукоположен в Константинополе в митрополиты всея Руси патриархом Нилом.Ну а Пимена, в связи с этим, вызывали в Константинополь для снятия сана митрополита. Сопровождал его в Константинополь игумен Фёдор Симоновский - основатель Симоновского монастыря и оппонент Пимена.
«После отъезда Дионисия в Киев Федор Симоновский остался в Константинополе. Там он добился у патриарха Нила сана архимандрита и выведения своего монастыря из-под власти митрополитов всея Руси и передачи его непосредственно в патриаршую юрисдикцию».
Таким образом, в ходе переговоров в Константинополе Федор Симоновский сделал свой Симонов монастырь ставропигальным, т.е. подчиняющимся непосредственно Константинополю.
Как уже сказано, Федор Симоновский был оппонентом Пимена. Однако в это время в Киеве князем Владимиром Ольгердовичем был схвачен митрополит Дионисий и вскоре предан смерти. Возникла угроза того, что вместо Пимена появится фигура ещё более худшая. В результате Федор Сиимоновский встал на сторону Пимена и позже от него получил сан Ростовского архиепископа» («Икона раздора»).
Обращу также внимание на то, что во время его пребывания в Константинополе, он в своем паломничестве особо выделял: «Влахерны, где поклонился ризе Богородицы, церковь Двенадцати Апостолов, в которой поклонился гробам императоров Константина Равноапостольного и Феодосия Великого, а также мощам иных праведников и чудотворцев, в том числе Иоанна Златоуста и Григория Богослова» (Д.Балашов «Государи Российские»).
Вот теперь, после того, как я представила Федора Симоновского, станут более понятны и особенности Симонова монастыря, отразившиеся, в том числе, и в особенностях Кирилло-Белозерских монастырей.
Итак, особенности:
ПЕРВАЯ:
В нем хоронили и поминали князей исключительно Московского княжеского дома. Поэтому, как указывают исследователи, анализ Вкладной и Кормовой книги монастыря позволяют увидеть то, как себя идентифицировал сам Московский княжеский дом (как он самоопределялся).
Начало «Дома» - великий князь Даниил Александрович - сын Александра Невского. Финал «Московского дома» -Соломония Сабурова, царевичи Дмитрии и Рязанские князья.
Об этих Рязанских князьях говорится так: «Присутствие в этом ряду имен великого князя Рязанского Василия Васильевича и князя Рязанского Федора Васильевича объясняется их родством с московскими князьями. По этой же причине здесь появляется имя царевича Петра (Кудайкула), женатого на дочери Ивана III Евдокии».
ВТОРАЯ:
В Симоновом монастыре по традициям, заложенным Дмитрием Донским, поминали героев Донской битвы, вДмитровскую субботу - 26 октября, а также 19 мая.
Т.е. в Симоновом монастыре существовал культ Дмитрия Солунского, икона которого была перенесена в Москву перед Куликовской битвой.
Церковь Дмитрия Солунского есть и в Ферапонтово (Белозерье). Придел Дмитрия Углицкого, названного в честь Димитрия Солунского, есть также в Горицком монастыре (Белозерье) в церкви, св. Екатерины. Придел построен по приказу царицы Марфы.
ТРЕТЬЯ особенность:
В этом Симоновоммонастыре значительным былочисло вкладов в обитель от татарских князей, принявших крещение и служивших московским царям, а также царских вкладов по ним. Среди вкладчиков: князья Черкасские, Ахамашуковы, Шейдяковы, Урусовы, Тюменские, Сулешевы, Юсуповы и др.
При этом царские вклады по татарским царевичам, фиксируются задолго до погребения касимского царевича СимеонаБекбулатовича в этом монастыре.
В этом видится ещё одно указание на родство « татарских царевичей» с московским княжеским домом, которое возникло задолго до СимеонаБекбулатовича. При этом, «татарские царевичи» здесь понятие довольно широкое. Оно включает и астраханских царевичей, адыгских и кабардинских князей, крымских мурз.
В сети Кирилло-Белозерских монастырей были следующие аналогии этой особенности Симонова монастыря:
В Горицком монастыре в 1601 году некоторое время жила княгиня Черкасская вместе со своим племянником, будущим царем Михаилом (Романовым).
«Из лиц, живших в Горицком монастыре, в ссылке замечательна также царица Касимовская, ФатьмаСалтансейтовна, мать царевича Василия Ярославича» («Из книги «Воскресенский Горицкий монастырь»).
Под царевичем Василием Ярославичем подразумевается касимовский царевич Сеид-Бурган. Около 1653 года этот владелец г. Касимова (Рязань), касимовский царь Сеид-Бурган принял христианство и был назван в святом крещении Василием Арслановичем (сын Арослана сына Алеевича). Его отец -царь АрсланАлеевич (Алп-Арслан - Храбрый Лев, Росланей) - сын сибирского царя Алия, внук Кучума. Он был взят в плен царем Борисом Годуновым вместе с многочисленными родственниками.
Т.е. потомки Кучума отчего- то оказались в Горицком монастыре. Хотя на Белоозере одно время удерживали и казанского хана Мухаммеда Амина. Того самого, которого периодически возвращал на Казанское ханство- князь Василий Иванович Оболенский - предок князей Ярославовых- Оболенских.
И возможно по этой причине, именно Касимовским царевичам уделял особое внимание Вельяминов-Зернов - потомок основателя Ипатьевского монастыря Великого Захарии-мурзы Чета, посвятивший этому роду даже отдельное исследование «О касимовских царях и царевичах» (1866, Шишкин, «История г. Касимова»,Рязань, 1891).
Нельзя исключать того, что интерес Вельяминова-Зернова к Касимовским царевичам связан с тем, что точно такое же имя Алп-Арслан имел ещё и сельджукский султан в XI веке, одновременно предок султана из Святославичей по женской линии - КылычАрсланаII. Согласно моей гипотезе КылычАрсланIIможет быть предком мурзы Чета.
Хотя, прочитав книгу Вельяминова-Зернова, я обратила внимание на его предупреждение «об игре имен» и неточностях в этих именах. Многие ошибки в своей книге он устранил, благодаря тому, что владел и русским языком и языками Востока.
В этой книге он уделяет много внимание территории Рязанского княжества, где и находился город Касимов с Касимовскими царевичами.
Таким образом, тема Рязанских князей возникает во второй раз.
ЧЕТВЕРТАЯ особенность:
В Симоновом монастыре доминируют вклады древних аристократических родов: Мстиславские, Головины, Ховрины, Бутурлины, что связано с родством с основателем монастыря князем Стефаном.В дальнейшем Симонов монастырь стал, по сути, семейной обителью Мстиславских
ПЯТОЕ:
При Иване Грозном этот монастырь был одним из главных центров поминания казненных в опале. На это указывает С. Б. Веселовский.
Среди опальных, в этом монастыре поминали князя Александра Ярославова-Оболенского. Известным старцем этого монастыря в финале жизни был Михаил Сабуров - отец родоначальницы князей Ярославовых-Оболенских.
Наибольшее количество вкладов по опальным приходится на 1582-1584 гг.
«Царь Иван IV, проводя массовые казни опальных, как правило, стремился лишить своих жертв заупокойного поминания с целью вернее погубить их души» («Вкладная и кормовая книга Московского Симонова монастыря»).
Однако были и исключения. Например, 6 (20) ноября 1569 г. царь дал вСимонов монастырь вклад по душе своего двоюродного брата князя Владимира Андреевича Старицкого, его матери, супруги и дочери 85 руб.
Вот это, выделенное отдельно, поминание Ивана Грозного по князю Старицкому и его семье, имеет прямое отношение к моему путешествию в Кирилло-Белозерье, потому что упоминаемая мать князя Владимира Андреевича Старицкого как раз и является основательницей Горицкого монастыря в Кириллово.
А вклад царем Иваном Грозным был сделал по той причине, что он убил насильственной смертью и своего двоюродного брата, и утопил в реке Шексне княгиню Ефросинью (Евдокию) - основательницу Горицкого монастыря.
Причем, если посмотреть на даты, то вклад в Симонов монастырь Иван Грозный сделал на 40 день после своего злодейства.
В летописи Горицкого монастыря эта история описывается так:
«…Здесь 9-го октября 1569 года Иван Грозный сначала погубил князя Владимира Андреевича Старицкого с его супругой Евдокией и детьми… Но жестокость царя этими несчастными жертвами не ограничилась. Немедленно были посланы гонцы на Бело-озеро в Горы и повелением царя Иоанна Грознаго 11 -го октября, т. е. на третий день страдальческой кончины князя с семьею, были потоплены в реке Шексне княгиня-инокиня Евдокия (мать князя), удельная инокиня Мария, инокиня Александра (в мире княгиня ИулианияДмитриевна) и игумения Анна.
Устное предание добавляет, что будто-бы страдалицы их злыми мучителями были посажены в богато украшенное судно, которое, будучи нагружено камнями, быстро пошло ко дну, вместе с страдалицами, лишь только отвалив от крутого берега, недалеко от монастыря. Тела утопленных были взяты и с честию погребены в стенах монастыря. С тех пор память стариц княгинь-инокинь и игумений Анны свято хранится в монастыре. Один из современников, записывая на память грядущим векам злополучную судьбу самой княгини-инокини Евдокии, называет княгиню «воистинно святою и постницею великою, во святом вдовстве и в монашестве просиявшею».
Когда во время путешествия я стояла на этом берегу реки Шексна, в которой утопили основательницу Горицкой обители царицу Ефросинью Старицкую, то лучшее сравнение, которое я для неёнашла - Грозная. Вероятно, где-то рядом утонул и сын Ивана Грозного - семимесячный царевич Дмитрий.
Давящие ощущения возникают, когда начинаешь думать о том, что это наверное единственное место на планете, где утопили самое большое число цариц и знатных женщин.
Не случайно сюда ежедневного по реке Шексна прибывает несколько многопалубных пароходов с иностранцами, через сеть шлюзов и каналов, благодаря которым город Кириллов называют «Портом пяти морей» («Кириллово-Белозерье и Ярославовы: порт 5 морей, монастыри «заволжских старцев» и «опальных княгинь России»).
От этих туристов, прибывающих из Зарубежья, в маленькой церкви Горицкого монастыря «яблоку упасть негде».
Они с придыханием слушают историю об опальных Царицах Горицкого монастыря.
Для того, чтобы понять происходившее здесь, приведу некоторые имена из «Летописи Горицкого монастыря»
Первая, как уже ясно, царица Старицкая, основательница Горицкого монастыря.
«Ряд именитых инокинь, томившихся в Горицком монастыре, не кончается инокинями-княгинями Евдокией и Александрой. Здесь жила некоторое время царица Анна АлексеевнаКолтовская, четвертая супруга Иоанна Грознаго, в инокинях старица-царица Дарья.Здесь невестка Грознаго, вторая супруга его сына Иоанна, Пелагея Михайловна, в иночестве Параскева. Затем пребывала здесь немного времени царица Мария в иночестве Марфа, последняя супруга царя Иоанна Грознаго, мать царевича Димитрия Иоанновича. Здесь же в Горицах долгое время томилась в заточении дочь царя Бориса Годунова, юная красавица царевна Ксения, в иночестве Ольга… По некоторым данным можно заключить, что вместе с отроком Михаилом, здесь жила и мать его инокиня Марфа, и отсюда уже после переселились они в Костромския свои вотчины.
Кроме княгини-иконини Евдокии, оставила по себе большую память здесь царица Марфа, в мире Мария, мать царевича Димитрия Ивановича убиеннаго. После смерти Грознаго своего супруга, царя Иоанна (1584 г. марта 18), она была выслана со своим двухлетним сыном в Углич, который завещал им в удел скончавшийся царь. В 1591 году в 15 день мая царевич пал жертвою злодейской руки».
Особое внимание наш экскурсовод почему-то обратила внимание на то, что Мария Нагая - мать Дмитрия Улицкого, была невероятная красавица. Возможно её история через царя Дмитрия Ивановича, неправильно названного Лжедмитрием, продолжается в Свияжске, близ Казани. Во всяком случае, в Уфе, через её родственника воеводу Михаила Нагого - основателя Уфы, она продолжается точно («Ипатьевские тайны: Князья и Императоры Дмитрии Угличские и Великие князья Красные, Ч.8»).
История русских царей - варваров, которые сначала выбирали себе самых красивых женщин, а потом топили их в Шексне или убивали их иным способом, потрясает воображение аристократической Европы, прибывающей сюда, к Кирилловскому порту пяти морей.
Хотя, если посмотреть внимательно вышеприведенный список имен, то «Опальные царицы» появились только во времена Ивана Грозного и продолжилась эта практика в годы Смуты.
К сожалению, во время моего путешествия, главный Собор Горицкого монастыря был в строительных лесах. Монастырь женский и бедный.
Сюда больше не приходят дворянки с громадными состояниями, как это сделала Александра Ярославова - Клементьева, чем увековечила себя в Летописи Горицкого монастыря.
«Посетив раз Горицкую обитель, одна из знатных вологодских дворянок, вдова Александра Алексеевна Клементьева, так пленилась скромною тихою жизниюГорицких инокинь…, что решилась и сама быть инокинею сей обители. Скудной в то время материальными средствами Горицкой обители она принесла в дар все свое громадное состояние; но выше всех ея жертв была жертва самой себя и трех юных своих дочерей, из которых младшей было около 14 лет… Они поступили в монастырь в 1816 году».
Что интересно, позже судьба потомков этой Александры ЯрославовойКлементьевой( по её сыну), пересеклась с судьбой Колтовских (фаворитка Павла I), и у них появились общие предки под фамилией Соломирские (Сандомирские), однофамильцы Марии Мнишек Сандомирской - жены московского царя Дмитрия Ивановича, утверждавшего, что он является сыном царицы Марии Нагой, также прошедшей через Горицкий монастырь.
В связи с упомянутой выше реконструкцией Воскресенского Собора Горицкого монастыря мне не удалось увидеть «Придел в честь Божией Матери Смоленской» в Воскресенском храме Горицкого монастыря, который был устроен при помощи инокини Аркадия Клементьевой дочери Александры Алексеевны Ярославовой - Клементьевой и внучки А.Т.Ярославова - автора «Дневниковых моих записок».
Я писала об этой истории в статье «Масонская табакерка Ярославовой - Брянчаниновой, Академия Наук Петра I, Дубровицы и Архангельское», Ч.2:
«…Местныя иконы Спасителя и Божией Матери украшены серебряными ризами - дар монахини Агнии Клементьевой… В этом приделе имеются две особо чтимыячудотворныя иконы: Смоленской Божией Матери и Святителя Николая Чудотворца. Смоленская икона прежде находилась в деревянной часовне, на месте нынешнягоТроицкаго храма… От неизвестной причины часовня эта сгорела, а икона Смоленской Божией Матери среди пламени осталась невредимою … Это чудесное спасение иконы от огня случилось в пятницу пред Ильиным днем (20 июля), и потому с тех пор ежегодно в «Ильинскую пятницу» отправляется торжественное церковное богослужение и крестный ход вокруг монастыря … В большой каменной арке, отделяющей Смоленский придел от Воскресенскаго собора, только еще в недавнее время как-то случайно открыли темное помещение, где, предполагают, в прежнее время, по всей вероятности, была заключена одна из царских узниц».
Вышеописанный факт интересен тем, что Чудотворная Икона Божией Матери Одигитрии, хранившаяся в «Приделе в честь Божией Матери Смоленской», устроенном дочерью Александры Ярославовой-Клементьевой, была привезена в Белозерье из Москвы самим Кириллом Белозерским.
Причем первоначально Придел во имя этой иконы обихаживала сама основательница Горицкой обители царица Ефросинья Старицкая:
«В 1544 году Княгиня Евфросиния деревянную церковь Воскресения Христова заменила новою каменною, тоже Воскресенского с приделом при ней преп. Кирилла Белозерскаго Чудотворца. Тогда же к ней была прикладена другая церковь, во имя Божией Матери Одигитрии, теплая с трапезною.Таким образом, во вновь возникшей Горицкой обители придел при соборном Воскресенском храме и теплая трапезная церковь были сооружены во имя святынь Белозерскаго края - преподобного Кирилла и принесенной им с Москвы на Бело-Озеро Чудотворной Иконы Божией Матери Одигитрии».
Вот эта преемственность: от царицы Ефросиньи Старицкой, которую приняла на себя дочь Александры Ярославовой-Клементьевой в патронаже Смоленской Одигитрии Кирилла Белозерского и её Придела, ещё раз доказывает, что история рода Ярославовых связана с Влахернским Образом Смоленской Божией матери.
На территории Горицкого монастыря бережно сохраняется и могила другой дочери Александры Ярославовой - Клементьевой - Асенефы. Той самой, которая любила сидеть на камне Кирилла Белозерского, горы Маура.
В книге, презентующей Горицкий монастырь, которую я купила в монастырской книжной лавке, говорится о том, что на её могиле у Северной стены Воскресенского Собора был поставлен прекрасный памятник из белого мрамора. К этому надгробию приходили со своими скорбями не только сестры монастыря, но и благочестивые паломники. В советское время кладбище разорили, но осталось основание памятника, которое теперь хранится в обители, как святыня и привлекает к себе молящихся». Привожу фотографию этого памятника в Горицком монастыре Асенефы - внучки А.Т.Ярославова ( по матери - он из Волковых) и Ф.С.Ярославовой, урожденной Брянчаниновой.
Таким образом, в настоящее время в Горицком монастыре действует только небольшая церковь, заполненная, главным образом, туристами из Европы, которым рассказывают здесь, непосредственно на месте, печальную историю русских цариц.
Фотографировать там нельзя, но почему-то я подумала, что если уж дворянки Ярославовы когда-то сделали такие большие вклады в этот монастырь и оставили такую великую память, то право на моей стороне, и я, как урожденная Ярославова, могу себе позволить именно здесь сделать те фотографии, которые хотела бы сохранить в своих архивах.
Я фотографировала минут пятнадцать и было впечатление, что монахини в каком -то сонме и не видят этого. Т.е. вспышки моего фотоаппарата почему-то у них не вызвали протеста. Когда же, после меня, моему примеру попробовали последовать другие, то всполошившиеся монахини немало им выговорили по этому поводу и запретили съемку.
Так что с фотографиями осталась я одна. Надо сказать, что не все снимки получились хорошего качества, т.к. многие иконы под стеклом и везде блики от свечей. Однако на общем фоне вдруг удивительно хорошо получилась одна икона. И коль скоро она так выделилась, я расскажу о ней. Изображен на ней святой Зосима Ворбозомский, при участии которого был основан Горицкий женский монастырь. Он также основал и скит Горицкого монастыря -монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы, на одном из островов многочисленных озер. Этот монастырь входил в число тех пустыней (небольших монастырей), которые, образуя собой так называемое иноческое «Заволжье», располагались вокруг Кирилло-Белозерского монастыря.
Надо сказать, что даже те, кто живет рядом с этим озером не знают про это скит, а узнают они примерно таким чудесным образом, как это описано в статье «Мои размышления о людях и машинах»:
«…Летним днем июля прошлого года к нам в деревню приехал один интересный человек. Батюшка Зосима из Тверьской области. От него мы узнали, что Заброшенный монастырь на одном из островов озера был основан около 500 лет назад преподобнымЗосимойВорбозомским. Заброшенный храм ни что иное, как скит названный в его честь. Самым удивительным оказалось то, что мощи Святого Зосимы Ворбозомского после его смерти были захоронены под одной из стен одноименного скита на острове… Мы прожив 20 лет ничего об этом не знали, как не знали и большинство жителей деревни… Печально, но это факт… Посоветовавшись с отцом и с благословения батюшки мы с отцом возвели небольшой поклонный крест в храме… После всего я заказал через матушку настоятельницу Свято Горицкого женского монастыря икону Святого Зосимы Ворбозомского. Писали ее на заказ в Троицко-Сергиевой Лавре. Теперь она с родителями в нашем доме в той самой деревне».
Почему именно эту иконы «выделил» мой фотоаппарат, я не знаю. Возможно, потому, что речь идет о Благовещении Богородицы и о Твери («Царь Росов» Михаил Ярославiв и его Тверское Православное Братство»)
А может потому что, день его памяти 4 апреля - день рождения Карла Великого, известного идеей глобализма и шахматами, хранящими тайну Великих невидимых, управляющих миром.
В целом, к группе из Петербурга относятся хорошо. Вероятно ещё и потому, что Горицкий монастырь в Кириллово имеет дружественную обитель в Петербурге. С 1845 года монахини Горицкого монастыря помогали в устройстве Воскресенского Новодевичьего монастыря города Петра.
К немаловажным фактам, я думаю, надо отнести и то, что в Горицком монастыре приняли иноческий постриг две родные сестры Вологодского уроженца. преподобного Пимена Угрешкского, прославленного в лике местночтимых святых Московской епархией.
И день празднования Тихвинской иконы Божией матери здесь был открыт источник чистой воды, в которой испытывали большую нужду монахини с самого основания Горицкого монастыря. К этому дню в монастыре приурочен ещё один Крестный ход. Паломники, знающие об этом источнике, набирают в нем воду, также как и в источнике на горе Маура.
Мы не знали этого. И просто омыли лицо и руки, попробовали этой «горицкой воды».
Повторяю упоминание об этом источнике ещё и потому что, Тихвинская икона явилась на Руси в тот год, когда Федор Симоновский - основатель Симоновского монастыря, начал свою миссию в Константинополе. Затем, из этого Симоновского монастыря пришел на Сиверское озеро и Шексну Кирилл Белозерский вместе с Ферапонтом. Так появился Кирилло-Белозерский монастырь, а через год - Ферапонтов монастырь. Горицкая обитель, как уже сказано выше, тоже началась с церкви с приделом Кирилла Белозерского, поскольку царица Старицкая начала свой путь в Белозерье, опять же, с Кирилловского монастыря.
Т.е. вот такая сложилась «эстафета Святости»:от Константинополя и Влахерн - в Москву - Кирилловос Ферапонтовым и Горицы.
И коль скоро, Александра Ярославова (Клементьева) пришла в Горицкий монастырь под влиянием Феофана Новоезерского (Соколова), а Паисий Ярославов был учителем Нила Сорского ( Майкова), упомяну кратко о судьбе Ниловой пустыни и Новоезерского монастыря.
Нилова пустынь разорена, также как и Кирилло-Новоезерский монастырь, где долгое время находилась тюрьма. Причем неверующим «ни в бога, ни в черта» заключенным было видение монахов, шествующих по воздуху в монастырский храм на Божественную литургию под звон колоколов. Видели их и на стенах монастыря.Расположен этот, превращенный в тюрьму монастырь Северной Фиваиды, на Красном острове Нового озера или иначе его называют Огненным. («Белозерский район, Огненный остров»)
Таким образом, ни Нилову пустынь, ни Новоезерский монастырь я не посещала.
После Горицкой обители и горы Маура мы поехали сразу в Кирилло-Белозерский монастырь. И пробыли мы там пять или шесть часов.
Как я уже отмечала в первой части настоящей статьи, одна и та же семья-род стояла у основания Кирилло-Белозерского и Ипатьевского монастыря. Однако экскурсовод ограничивается упоминанием родства с Тимофеем Вельяминовым, не развивая тему. Подобно этому и в других монастырях, основанных в XIY веке, 300 лет периода Рюриков и Годуновых практически выпадают из рассказа. Называется год основания монастыря, для Кирилло-Белозерского - 1397 год. И далее почти сразу «перескок» через 300 лет к разговору о вкладах Романовых в конце XVII века.
Понятно, что ковры развешивать в доме всегда проще, чем выбирать для него место и строить дом… Но прочему-то период Рюриков представлен у экскурсоводов слабо, хотя материалов - достаточно. Аналогичное замечание можно сделать и по проспектам с презентацией Кирилло-Белозерского монастыря. Я их купила много, но полезны в них фотографии, а другая ценная информация - лишь крупицами … Одну книгу купила - на французском. Заметила, что для иностранцев издания лучше, и фотографии эксклюзивных икон в них есть. На русском языке - много беднее. Или считают, что русские покупают более дешевые проспекты «букварного типа», из картинок … Или - полагают, что не поймут… Или знание - не для них…
В Кирилло - Белозерском монастыре, если кто там будет, я бы посоветовала повторить мой путь: выйти и постоять на берегу Сиверского озера, подняться на колокольню, поскольку там открывается невероятно красивая перспектива, к тому же там и музей колоколов. Однако в первую очередь посоветовала бы познакомиться с незабываемой коллекцией древних икон в Архимандричьих Кельях, ставших для меня ещё одним большим подарком.
Ну и наконец, зайти в действующую Церковь Кирилла Белозерского, где под спудом находятся мощи Кирилла Белозерского. Я попала в эту церковь вечером 10 сентября, когда там была литургия и впервые слышала знаменный распев…
Не однажды упоминала о том, что в селе Николо-Березовка, где я родилась, одно время жил старец Арсений Мезенец - главный теоретик этого Знаменного распева. И в 1888 г. «Общество Любителей Древней Письменности» в лице С.В.Смоленского, опубликовало «Азбуку знаменного пения А.Мезенца» С особым вниманием относился к этой музыке и Князь Сергей Александрович Романов.
Подробнее эта история представлена в статье: «Масонская табакерка Ярославовой - Брянчаниновой, Академия Наук Петра I, Дубровицы и Архангельское», Ч.7
Одним из современных центров сохранения этого знаменного пения является Виленский Свято-Духов монастырь.
По этим двум причинам я обращаю на него внимание. К тому же, теперь мне этот знаменный распев довелось слышать довольно долго.
Вышеупомянутое село Никола-Березовка, где икону увидели на березе, объединило своей, почти 500 летней историей: и соловецких старцев, и пещерную церковь, и знаменный распев, и род Аксаковых вместе с «Аксаковским фондом», а также великую княгиню Елизавету Романовну с её супругом - князем Сергеем Романовым - Рыцарем Гроба Господня и главой Императорского Православного Палестинского общества.
Много веков спустя береза выросла почти на самой вершине церкви, построенной на том месте, где был обретен образ Березовкой чудотворной иконы Николы Закамского.
Упоминаю это в связи с историей «Симонова монастыря», где, в общем-то, и началась история монастырей Кирилло-Белозерских.
«В 1930-х годах, когда одновременно с Симоновым монастырём уничтожали и его некрополь, то с разорённого кладбища на Новодевичье переносили останки С. Т. Аксакова и К. С. Аксаковых. Вскрывавших захоронения рабочих поразило то, что из левой части груди Сергея Тимофеевича Аксакова в области сердца рос корень громадной березы, покрывавшей всю фамильную могилу Аксаковых»
Мне не встречалось аналогов такой истории. Я знала, что история села связана с Березой. Знала, что Аксаковы с Ярославовыми были в родстве. Знала, что «Аксаковский фонд» помогал восстанавливать церковь в селе Николо-Березовка…
Но теперь я вижу, что роль березы в истории рода Аксаковых, быть может, даже больше, чем в истории рода Ярославовых. Или береза тут связующее звено ?
Неужели это тема Зерна, которое прорастает! К примеру, Димитрия Александрович Зерно, Иван Дмитриевич Зерно Красный…
Тема Березы звучала в комментариях к одной древней иконе Вологодского музея, но я внутренне не согласилась с толкованием, в котором дуб противопоставляется березе. На этой иконе Маврикиев дуб изображен очень крупным и цветущим, в отличие от его современного, засыхающего состояния. По этой причине, сочли, что икона вообще-то этому дубу и посвящена и обозначает его первенство в сравнении с березой. Хотя березы на иконе нет.
Поскольку поклонение любому дереву характерно для кельтов, то я думаю, речь на иконе идет о Жизни и Цветении! Поэтому дуб - Маврикиев, и Цветущий! На этом и делал акцент иконописец, когда создавал эту икону о Ветхозаветной Троице.
И это не единственный перегиб в толковании данной иконы. Когда Стефан Пермский обращал в крещение зырян, а у них не было письменности, то он создал с целью их просвещения, специальную зырянскую азбуку. Более того, он ещё и создал для них иконы со специальными надписями на зырянском языке. Сейчас некоторые «толкователи» ставят все «с ног на голову» и пытаются эти иконы от Стефана Пермского с зырянскими надписями представить так, как будто зыряне обратили в христианство весь остальной мир.
В Вологодском музее Кремля есть ещё одна икона, на которую обращают внимание. Её редкость в том, что на ней есть «Движение»…
Подобным же образом, «в движении» созданы фрески церкви Ионна Предтечи Вологды. Мы подъехали к этой церкви Ионна Предтечи уже тогда, когда её закрыли, но служащие не успели отойти далеко. Спасибо им, ради нас они вернулись и открыли все многочисленные засовы. Это были уже наши последние часы пребывания в Вологде. В этой церкви Иоанна Предтечи 11 сентября службу вел лично архиепископ Вологодский и Великоустюжский, которого называют ещё архиепископом Северной Фиваиды.
Ну и наконец последним объектом в Вологде, стало Лазаревское кладбище, где похоронен Вологодский молитвенник Александр Баданин. День его памяти установлен почему-то 22 февраля и совпадает с моим днем рождения. Свою карьеру Александр Баданин начал в Солигаличе, а службу всегда служил под иконой Божией матери Троеручницы. Имел дар видеть мысли и намерения людей. Любимым его чтением были Четьи- Минеи святого Димитрия. Духовных детей своих, не обладающих значительными средствами, он заставлял покупать книги «Жизнеописание старца Серафима» (Саровского), описанное его учеником Иоасафом, а также Киево-Печерский патерик. Говаривал батюшка, что будущее России в Сибири. И умирал с глубокою верою в то, что на правом берегу Енисея будет Лавра, которую он называл Енисейскою Киево-Печерскою… Мне этот правый берег Енисея знаком только Минусинском, где заключили брак мои отец и мать.
Эта поездка для меня была связана, в том числе, с желанием посетить места, связанные с историей рода Ярославовых, которой я занимаюсь много лет. И оттого я делаю комментарии касательно этой темы. Для себя из этой поездки я сделала вывод о том, что мне надо уделить внимание Тверской ветке, родству Ярославовых и Аксаковых, а также Рязанским князьям, коль скоро, так много в Горицком монастыре указаний на них.
Тем более, что в истории Рязани, в исследовании «Памятники истории русского служилого сословия конца XIV-конца XVII вв.» выделяются отдельно:
- Ярославов Александр Иванов сын, кн.
- Ярославов Иван Константинов сын, кн.
- Ярославов Михаил Константинов сын, кн.
- Ярославов, см. Оболенский Константин Ярославов сын
- Ярославовы, князья
- Ярославские князья
- Ярославский, см. Великого Гагин Ярослан-мурза («Великие Гаги»)
Да и в «Истории земли Рязанской» говорится, что Рязанские князья были неМономаховичи, как Московские князья, а Святославичи (потомки Святослава Ярославича, сына Ярослава Мудрого). Поскольку Святослав Ярославич был старшим братом Всеволода Ярославича, то и его потомки, Рязанские князья, формально принадлежали к более старшей ветви потомков Ярослава Мудрого, чем Московские князья. Рязанские князья - из семьи Черниговских князей.
Первый собственно Рязанский князь - Ярослав Святославич (сын Святослава Ярославича), ему наследовал князь - Святослав (от него пошла линия Муромских князей), … и последним был Великий Рязанский князь Иван Иванович (княжил до 1521 г.).
Во времена одного из последних Рязанских князей - Федора Васильевича Рязанского ( примерно 1496 год) рязанским городком Касимов владел некий Салтыган сын Нур-Даулета ( иначеСанттагань). Вельяминов Зернов полагает, что его настоящее имя было Сатылган. Необычность этой фигуры состоит в том, что, с одной стороны, его хорошо принимали Литовские князья, с другой стороны, его молили вернуться назад ханы Золотой орды. И они писали по этому поводу письма московским князьям. Причем к князьям обращались, как к тем, кому они выдали ярлыки на власть. А к Нур-Даулету, как к равному им царю, что удивило Вельяминова -Зернова.
Также автора книги о Касимовских царевичах удивил тот факт, что у Рязанских князей были очевидные обязательства перед Касимовскими царевичами. И Вельяминов-Зернов даже задается, примерно, такими вопросами: Не было ли прежде при жизни Улу-Мухамеда каких-либо сделок между Василием и сыновьями ханскими ? Не оказали ли они друг другу какие - либо услуги ?
Действительно, царь Василий Темный, уже после того, как он нарушил клятвоцелование перед Дмитрием Шемякой, попадал в плен к татарским ханам и они сохранили ему жизнь. В первый раз нарушение клятв перед князем Димитрием ему отмаливал Мартиниан Белозерский, мощи которого находятся в Ферапонтовом монастыре, вместе с мощами Иоасафа Оболенского. Во второй раз отмаливать его клятвы никто бы не взялся. Поэтому почти со стопроцентной уверенностью можно сказать, что царь Василий Темный должен был исполнять свои обязательства перед ханами, сохранившими ему жизнь. Сохранили, возможно, и как родственнику, если он потомок Чингизидов через мать Димитрия Донского.
Город же Касимов ханы могли потребовать по той причине, что там скончался Александр Невский. Русские источники не очень любят упоминать о том, что женой Александра Невского была дочь ордынского хана. А вместе этого они просто называют её православное имя в крещении. В то время, когда Вельяминов -Зернов писал свою книгу о Касимовских царевичах, в этом Касимовеещё жили «потомки пророка Мухаммеда, которые ведут свой род от Хусейна сына халифа Алия и дочери Мухаммеда Фатимы».
При этом Вельяминов считает, что в контексте Касимовских царевичей надо писать не род царей крымских и казанских, но упоминать ещё и астраханских ханов, потому что начиналось всё с них. При этом он ссылается на Копенгагенскую рукопись 1676 года.
В связи с этими загадками, обращает на себя внимание история МеглиГирея. Его пленил турецкий хан. И хан затеял казнить его. Но неожиданно не только помиловал, а сделал ещё и ханом крымским. Дело это было в Константинополе. Не менее странно то, что жена этого МенглиГирея посещала Египет. Затем вот эти крымские ханы, из Крыма попалив Россию.
И эта чудная история о спасении у турецкого султана, в очередной раз напоминает историю украденной внучки князя Святослава Ярославича и её сына КылычАрсланаII. Если эти крымские ханы были потомками КылычАрсланаII и сообщили об этом турецкому султану, к которому попали в плен, то он вполне мог, вместе казни, поставить их владыками Крыма и генуэзской Кафы (Феодосии).
Таким образом, вся эта Кирилло-Белозерская история опять вернула меня к временам персидского султана КылычАрсланаII и Михаила Комнина, потомком которого, возможно, является основатель Симонова монастыря, в котором и началась история Кирилло-Белозерским монастырей.
А если взглянуть на все это «с высоты птичьего полета», то главная во всей этой истории - Богородица, которой и посвящались все эти монастыри и крестовые походы.