Третий Рим: Петр на Камне, Антоний на Камне и Богородицы на Камне: Табынская и Бугабашская.Никола на Липне, Киевские Никола Мокрый и вековая липа,Ченстоховская королева . Ч.2.
© Наталья Ярославова – Оболенская
11 ноября - день Мартина Турского
2014 года
Часть первая
Часть вторая
Часть третья
Зосима Брадатый, ставший митрополитом Московским и Всея Руси, после отказа Паисия Ярославова возглавить митрополию, первый обнародовал концепцию «Третьего Рима»
История о «Третьем Риме» на Руси началась в 1472 году, когда хан Ахмат осадил крепость Алексин и сжег её, а Иоанн III посетил город Ростиславль, не тронутый в XIII веке Батыем, разорившим тогда Зарайск и все окрестные города.
Есть основания так считать, потому что в этом году византийская княжна Софья Палеолог заочно венчалась с Иоанном III в римской базилике Петра и Павла. После римской церкви, выросшей из катакомб Святого Себастиана, в Пскове Софью Палеолог встречал Князь Ярослав (Себастиан) Псковский и наместник Новгородский. А воспреемником при рождении её детей был постриженик Спасо-Каменного монастыря, с его гробницей Петра Чудотворца, исихаст Паисий Ярославов - игумен Троице-Сергиевой Лавры, родственник которого - Зосима Брадатый (Бородатый) впервые и изложил воззрения о «Третьем Риме», став митрополитом Московским и Всея Руси после того, как сам Паисий Ярославов отказался возглавить московскую митрополию.
«В 1492 году (соответствовавшем 7000 году «от сотворения мира») Зосима составил пасхалию на «осьмую тысящу лет». В предисловии к своему «Изложению Пасхалии» он сформулировал основы концепции «Москва-Третий Рим».
Родственником я назвала Зосиму Брадатого по тому основанию, что его фамилия «Бородатый» включена в название статьи А.В.Кузьмина (Москва): «Новые данные по генеалогии ростовской и ярославской знати в XV в. (К истории дворянских семей Алексеевых, Бородатых и Ярославовых)». Одноименный доклад был представлен 10-11 ноября 2004 г. в Ростове Великом , на Научной конференции «История и культура Ростовской земли», посвященной 160-летию со дня рождения А.А. Титова, в Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль».
Дворян Алексеевых, о которых идет речь в этой статье, считают потомками дьяка Левонтия Алексеева Ярославова, носившего в финале его жизни фамилию Алексеев:
«Дьяк Левонтий …упоминается в истории Спасского Ярославского монастыря (Спасо-Преображенского), где позже было найдено «Слово о полку Игореве», что следует из документа «Исход XV столетия (1495-1497). «Правая грамота докладная Спасскому Ярославскому монастырю на пожню Крестьцы», упоминающая дьяка Левонтия Ярославова, о котором идет речь.
С сыном Князя Пскова Ярослава Васильевича Оболенского – Князем Константином Ярославичем Ярославовым (Оболенским), а также с братом Князя Пскова - Александром Васильевичем Оболенским, дьяк Левонтий Ярославов был в походе Ивана III в Новгород 1495 года.
«Лета 7003-го года (1495 г) «поехал князь великий Иван Васильевич всеа Русии … вотчину свою в Великий Новгород, а с ним внук ево князь Дмитрей Иванович да сын ево князь Юрьи Иванович, да бояре с великим князем … Князь Александр Оболенский. Ондрей Федорович Челяднин … дияки Левонтей Олекееев, Федор Курицын…А князи и дети боярские с великим князем …князь Костентин Ярославов,..князь Михайло Шуйской…» ( «Грамота Паисию Ярославову на земли и воды богини Флоры)
Родство фамилий Ярославовы, Алексеевы, Кузьмины (потомки дворян Ярославовых) указывает на то, что кровные отношения у названных фамилий были и с Бородатыми (Брадатыми).
Влияние старца Паисия Ярославова на назначение митрополитов Московских и Всея Руси при Иване III, когда впервые Зосима Брадатый представил воззрения о «Третьем Риме»
Известны князья Бородатые – Лыковы. Вместе с этим, есть линия Лыковых-Оболенских. А также князья Бородатые-Львовы.
Как и Князей Оболенских - Князей «Брадатых» (Бородатых) относят к Тарусскому княжескому дому потомков Черниговских князей.
Фамилия Бородатых упоминается в докладе «Князья Тарусского княжеского дома» А.Р.Гребенкина, сделанном на 2-й конференции в Тарусе 20-21 декабря 2001 года, проводимой Калужским областным краеведческим музеем и Тарусским краеведческим музеем, и опубликованном в сборнике «Таруса в исследовании Краеведов»:
«Данное сообщение представляет собой выборку из работы “Рюриковичи. История династии»… Согласно родословиям, от Тарусского княжеского дома ведут свои происхождения следующие 29 фамилий: Оболенские,… Кашины, … Лыковы, Нагие, …Репнины,…Стригины, Телепневы, … Ярославовы, Долгорукие,…Бородатые-Львовы, … Власовы…».
Таким образом, идея «Третьего Рима» сформулирована в Черниговском Княжеском доме и обнародована представителем этого княжеского Дома Зосимой Бородатым (Брадатым) – митрополитом Московским и Всея Руси.
Митрополитом Московским и Всея Руси Зосима Брадатый стал после смерти митрополита Геронтия, которым был недоволен Иван III.
В ноябре 1483 года, когда митрополит Геронтий во второй раз удалился в Симонов монастырь, Великий Князь Иван III решил сделать новым митрополитом Паисия Ярославова
После второго удаления Геронтия в Симонов монастырь «Порвав с Геронтием, Иван III предложил старцу Паисию занять митрополичью кафедру. «Князь же великий, — повествует церковный писатель, — поча думати с Паисеею, пригоже ли его (Геронтия. —Р.С.) опять на митрополию, хотяше бо его (Паисия. — Р.С.) одного на митрополию, он же не хотяше…» ( «Иван III» , Р.Скрынников).
Но Паисий Ярослав отказался, о чем Р.Скрынников пишет и в книге «Третий Рим»:
«Одним из главных центров духовности на Руси был Кирилло-Белозерский монастырь. Обитель поддерживала давние связи с Византией. В ее стенах собрались известные книжники. При Иване III большую известность приобрел кирилловский старец Паисий Ярославов, прославившийся своим подвижничеством. Решив низложить Геронтия, государь просил Паисия принять сан митрополита, но тот отказался от такой чести…» ( «О Преподоном Ниле Сорском» из книги «Третий Рим»).
После отказа Паисия Ярославова в 1484 году Геронтий был, по сути, назначен во второй раз:
«Современники хорошо понимали положение Геронтия, когда подчеркивали, что великий князь вторично, возвел его на митрополию. Глубокой осенью 1484 г. владыка смог, наконец, вернуться на свой двор в Кремле», а до этого «Симонов монастырь стал местом заточения главы церкви».
Архимандритом же Симонова монастыря с 1484 года стал Зосима Брадатый, позже он - митрополит Московский и Всея Руси.
А Зосиму Брадатого на московской митрополии сменил Симон Чиж - духовным учителем, которого был Паисий Ярославов (Симон Чиж).
«В 70-е годы XV века в Троицкой обители принял монашеский постриг Софроний (Чиж) , который спустя годы стал её настоятелем (1490-1495). Ему было дано имя Симон, и по «Божьей воле… и по игуменскому благословению». Он был вручен при постриге старцу Паисию. Известный старец учил нового инока «простыми словесами»….Прошли годы , и старец Паисий стал Троицким настоятелем …Старец Паисий последние годы своей жизни провел в Москве, где пребывал возглавлявший в то время Русскую Церковь Митрополит Симон, т.е. духовный сын старца» (Архимандрит Макарий. Троице-Сергиев Посад. «Старец Паисий Ярославов»).
Две фамилии в этой истории: Ярославов и Бородатый, как ясно из сказанного выше, относятся к Тарусскому княжескому Дому. Не исключено, что к этому же княжескому дому относился и Симон (Софроний) Чиж, а также митрополит Варлаам, сменивший Симона.
Черниговский и Тарусский княжеский дом, где сформулирована концепция «Третьего Рима», потомков Князя Святослава (Николы) Ярославича
Доклад «Князья Тарусского княжеского дома» А.Р. Гребенкина, сделанный в Тарусе на конференции Калужского областного краеведческого музея и Тарусского краеведческого музея, посвящен, главным образом, потомкам Константина Оболенского, к каковым относились и Князья Ярославовы-Оболенские:
«Особое место в истории России принадлежит потомству третьего сына Юрия Михайловича Тарусского Князю Константину Оболенскому. Эта семья оставила ярчайший след в русской истории. В ХV-ХVI веках ее представители играли важную роль в управлении государством и покрыли себя военной славой». Внук родоначальника -Константин Иванович погиб в 1368 году в сражении с войсками Ольгерда…Иван Константинович оставил шесть сыновей. От старшего Никиты- пошли Курлятевы и Ногтевы. От второго, Василия, — Стригины, Ярославовы, Нагие и Телепни. От третьего, Михаила, Туренины, Репнины, Ленинские. От четвертого, Семена, Горенские, Золотые, Серебряные, Щепины. От пятого, Владимира, — Лыковы, Кашины. Дети младшего брата Семена и Ивана Константиновичей, Андрея стали родоначальниками: Долгоруких, Щербатых, Тростенских.
Сведения об отце Князя Ярослава-Оболенского - Василии Ивановиче Косом Оболенском приводятся, в основном, известные. В 1445 году наместник Мурома, захватил в плен возвращавшегося из Москвы мурзу Бегича. В 1450 г.‚ …одержал решающую победу над Шемякой под Галичем. В 1456—1462 гг. упоминается при мене земель, в 1462- 1464 гг. при докладе судных Дел у великого князя… Позднее постригся в монахи под именем Варсонофий.
А вот о брате Князя Пскова Ярослава Оболенского – Иване Стриге Оболенском есть новые данные, в частности, о том, что «после смерти Ивана Стриги его московский двор был передан Юрию Ивановичу Дмитровскому».
Родной брат Князя Ивана Васильевича Стриги Оболенского и Ярослава Васильевича Оболенского – Александр Васильевич Стрига Оболенский «в 1501 году, в походе в Ливонию командовал передовым отрядом и погиб в сражении под Гельметом…. Единственный сын Князя Александра Васильевича Оболенского Варлаам постригся в Троицком монастыре».
Гельмет - это замок Ливонского ордена около Феллина, построенный в 1265 году магистром. В истории этого замка отдельно выделен, практически как единственный, тот факт, что в 1502 г. Гельмен успешно выдержал «осаду 1.506 ч. рус. войскъ, подъ нач-вомъ кн. Александра Оболенскаго».
Князь Александр Васильевич Оболенский погиб при осаде замка магистра. А его брат Ярослав Васильевич Оболенский отстоял Феллин и изгнал магистра из замка Венден:.
1471 год «Магистр Ливонского ордена прислал брата своего сообщить, что он намерен переселиться из Риги в Феллин (Вильянди) и желает быть в дружбе с Псковом… На это послу был дан ответ, что магистр волен жить, где ему угодно, что мир … не будет нарушен, но упомянутые места издревле были достоянием Пскова…» ( «Псковский Хиландар» Освещенного Саввы и Магистры»).
«В 1481 году в ходе победоносного Ливонского похода, князь Ярослав Оболенский взял орденский замок Венден и изгнал из него магистра фон дер Борха, бежавшего в Ригу…» ( «Великий Князь Ярослав Васильевич Стрига Оболенский - Князь Псковский. Получатель Юрьевской Дани, Храмостроитель и Победитель Магистра Борха»)
После гибели Князя Александра Васильевича Оболенского и «его московский двор, так же, как на двор старшего брата Ивана Стриги, был передан Иваном Ш Юрию Ивановичу Дмитровскому». Факт очень редкий. И это продублировано двумя братьями или в отношении наследства двух братьев.
Князь Юрий Дмитровский - сын Палеолог наследует «Московские дворы» братьев Ивана и Александра Оболенских. Ярославовы - Оболенские рядом с Юрием Ивановичем
Московские дворы двух родных братьев Князя Пскова Ярослава Оболенского после их смерти переходят к князю Юрию (Георгию) Ивановичу Дмитровскому - второму сыну Софьи Палеолог и внуку царицы Марии Ярославны , воспреемником при рождении которого был Паисий Ярославов, также как и при и рождении Василия III.
Но переходят московские дворы Оболенских не к первому, а ко второму сыну - Юрию, что подтверждает моё предположение о Паисиском кресте (Пасея Ерославова) предназначенном Князю Юрию (Георгию) Дмитровскому ( «Великокняжеский Крест Паисия (Ярославова) для княже Юрия (Георгия)»).
В связи с упоминанием в городе Дмитрове, а также около князя Юрия Дмитровского бояр Ярославовых, в исследовании М.М.Бенцианова «Служилые люди князя Юрия Дмитровского» высказывается предположение о том, что Ярославовы тоже могли быть служивыми людьми князя Юрия Дмитровского. Но я уже представляла свои возражения. Князь Юрий Иванович – крестник Паисия Ярославова. И Ярославовы имели сильные позиции при самом Великом князе. Ярославовыми именовались первые Князья Тверские, которых ставили на Псков.
Причем наследовал Юрий Дмитровский московские дворы родных братьев Князя Пскова Ярослава Оболенского первый раз - при рождении в 1480 году и через два года после смерти Князя Ивана Стриги Оболенского. Переход, вероятно, был более сложный. Второй раз - после 1501 года, когда погиб князь Александр Оболенский при наступлении на замок магистра Гельмет.
После смерти его отца Ивана III, Князь Юрий Дмитровский признал первенство своего брата Князя Василия, будущего Василия III.
Дмитрий же внук – сын Ивана III от первой жены Тверской княгини, венчанный на царство в 1498 году, был в заключении с 1505 года и умер в 1509 году .
В противостоянии «Дмитровцев» (сторонников Дмитрия внука) и «Василевцев» (сторонников будущего Василия III), после немилости к Василию и Софье, верх одержали «Василевсы», сторонники племянницы бывшего Византийского императора и деспота Мореи.
Иван III в последние годы: или «сменив гнев на милость», или под давлением обстоятельств назвал сына Василия государем, великим князем Новгорода и Пскова (1499 год), но какое-то время Дмитрий (внук) еще именовался великим князем Владимирским и Московским.
Т.е. к власти Князь Василий III пришел с позиции Князя Пскова, на которой до него был Князь Ярослав Оболенский , родоначальник князей Ярославовых и его сын Князь Константин Ярославов.
Паисий Ярославов не напрасно беспокоился о его крестнике Юрии (Ивановиче). Дмитрий внук оказался в заключении после смерти Ивана III. А Князь Юрий Иванович Дмитровский - после смерти старшего брата Василия III
«…Сразу после смерти Василия III в 1534 году Юрий Дмитровский по приказу правительницы Елены Глинской был арестован и через два года скончался в заключении, из-за того, что обладал наибольшими правами на престол, после смерти его старшего брата Василия III, в период регентства Елены Глинской при малолетнем Иване IV…».
Наследовать престол должен быть Князь Юрий Иванович – внук Марии Ярославны (Боровской), которому отошли московские дворы братьев Оболенских.
Но все сложилось иначе.
Митрополит Московский и всея Руси Варлаам , преемник Симона (Чижа), возобновивший контакты Московской митрополии с Константинопольским патриархатом, сосланный в Спасо-Каменный монастырь
Сначала духовный сын Паисия Ярославова митрополит Московский и Всея Руси Симон (Чиж) участвовал в венчании на царство Дмитрия внука – сына Ивана Молодого от Княгини Тверской Марии Борисовны из потомков Великого Князя Владимирского и Тверского Ярослава III Ярославова. Происходило это венчание на царство при жизни Паисия Ярославова.
Затем митрополиту Московскому Симону пришлось благословлять Василия III. Хотя процедуры были разные.
После ссылки митрополита Московского и Всея Руси Симона , на митрополию был поставлен Варлаам.
Есть основания предположить, что Валаам - сын Князя Александра Оболенского - это и есть митрополит Московский и Всея Руси Варлаам ( в таком случае, Оболенский), возглавивший митрополию после Симона (Чижа) , духовного сына Паисия Ярославова.
«…Варлаам был близко к нестяжателям, в 1506 году стал архимандритом Симонова монастыря. В 1510 году … сопровождал великого князя Василия III в походе на Псков. 3 августа 1511 году возведен в сан митрополита Московского и всея Руси. В 1521 году Василием III был смещён с митрополии и сослан в Каменный монастырь на Кубенское озеро за то, что протестовал против развода великого князя с Соломонией Сабуровой и женитьбе его на Елене Глинской» ( «Варлаам митрополит Московский и Всея Руси преемник митрополита Симона»).
Историки обращают внимание, что развод был в 1525 году, а ссылка в 1521 году, т.е. до развода. И причина другая.
«Имперский посол в России Сигизмунд Герберштейн (1486–1566 гг.) причиной смещения митрополита называет нарушение клятвы, данной Новгород-Северскому удельному князю Шемячичу, очевидно, при посредничестве митрополита. По его словам, митрополит, возмущенный поступком государя, сам сложил с себя сан, и был отправлен в оковах на Белоозеро».
В иной редакции, произошедшее представляют так:
«Опальный владыка сначала удалился в Симонов монастырь, а затем по повелению Василия III был по существу сослан в Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере».
Этот уход Варлаама (Оболенского) напоминает уход ( протест) архиепископа Иоасафа (Оболенского).
А Спасо-Каменный монастырь в 1521 году становится местом ссылки.
Что же произошло в 1521 году?
Из известных мне событий, которые могли на это повлиять: присоединение к Московскому княжеству древнего города Ростиславля князей Муромских и Рязанских из Черниговского княжеского дома. К этому Черниговскому княжескому дому относился и Князь Муромский Глеб Борисович, построивший по обету Спасо-Преображенский монастырь на Каменном острове Кубенского озера.
Обращает на себя внимание тот факт, что перед смертью Василий III принял монашество под именем Варлаам. Возможно, в честь Варлаама Хутынского, епископом в Новгородском Варлаамо-Хутынском монастыре которого был Киприан Старорусенков первый архиепископ Сибирский и Тобольский, продолживший в Тобольске то, что было начато новгородскими наместниками Князьями Иваном Васильевичем Стригой Оболенским и Ярославом Васильевичем Оболенским , когда они защищали храмы и выступили против Марфы Борецкой вместе с Соловецкими старцами Зосимой и Савватием.
Об авторстве ферапонтского старца Паисия Ярославова на Выпись о втором браке его крестника Василия III - сына Палеолог, который не был признан Святой горой
Отношение к происходящему у священнослужителей было отрицательным.
Был ли жив Паисий Ярославов в годы, когда благословляли на царство Василия III - вопрос открытый.
Паисий Ярославов указан в древних источниках и как автор «Выписи о втором браке Василия III», а этот второй брак относится к 1526 году.
Оценки второго брака Василия III c Еленой Глинской в этой «Выписи…» неблагоприятны. А поскольку старец Паисий Ярославов обладал очень большим авторитетом, то оспаривается его авторство тем, что он умер раньше и называют 1501 год.
Старец Паисий Ярославов был не просто авторитетом.
Он был Крестным Отцом Василия III, о браке которого идет речь, и отвечал за его духовный рост. И даже более точно – Воспреемником при рождении, что связано с обрезанием.
А с обрезания , как раз, и начинается «Выпись Паисия»:
«И инравная философьская "учения творити д не вся глаголем, кая ведаем, ниже вся творим, кая можем, ниже всему верим, кая слышим. Нудит бо мя, нудит и паки нудит словом изглаголати и писанием исписати про державу великаго государя великаго князя Василья Ивановича всеа Русии, нарицаемаго по осмодневному обрезанию Гаврила Тимофеевича…» «А.А.Зимин. «Выпись о втором браке Василия III»)
Как видно из процитированного, автор знает имя Василия III в крещении ( не потому ли, что крестил ?), также как и имя в крещении его отца Ивана III ( не потому ли, что был его духовником ?).
Гавриилом в крещении был Святой Всеволод Псковский , изгнанный новгородскими посадниками. Не оттого ли с Пскова и начинал свой путь во власть Василий III ?
А на Флорищеву пустынь, с которой связан один из списков, упоминаемых А.А.Зиминым, игумен Паисий Ярославов получил несудимую тарханную грамоту от Ивана III, также как на Ярополч.
Подделать год смерти много легче , чем труд.
У «Выписи о втором браке Василия III» 14 списков, на что обращает внимание А.А. Зимин. Он же выделяет в ряду этих списков вышеупомянутый список Флорищевской пустыни, название которого более длинное и включает имя Паисия:
«О сочетании втораго брака, чадородия ради, великаго князя Василия Ивановича всеа Русии. Творение Паисея старца Ферапонскаго».
В Ферапонтовом монастыре с 1488 года до 1514 года находился архиепископ Иоасаф (Оболенский). Он строил храм Рождества Богородицы. А в строительстве принимали участие те же самые псковские зодчие, которые строили в Москве при Паисии Ярославове после 1472 года.
Рядом находилась пустынь Нила Сорского - ученика Паисия Ярославова. И Кирилло-Белозерский монастырь. Около двух часов езды по современным меркам и до Кубены, по опыту моего путешествия. Пешком много дольше.
Но все- вокруг Озера Кубенского.
Преобладающее влияние для оценки, будь то авторство или имена, имеет родство с князьями, принявшими постриг, отношения учителя и духовного сына. Но в большинстве случаев это , как раз, не анализируется.
Линия Псков – Спасо-Каменный Преображенский монастырь. Фамилия Ярославов и Псковское зодчество. Иоасаф (Андрей) Каменский, внук Василия Темного - главный герой Паисиского Сказания
Центральное место в истории о «Третьем Риме», как видим, занимает Псков и Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном монастыре, который отнес к летописанию этого монастыря всё то, что построил сам Князь Глеб Борисович по обету после его спасения на Кубенском озере, а также Дионисий Глушицкий и Иоасаф Каменский, чьи жития писались на основании сведений Сказания Паисия Ярославова, как практически единственного источника, высоко оцененного В.Ключевским.
Особый интерес в этой связи представляет линии: Псков и Спасо-Каменный монастырь.
На очевидную связь Пскова и Спасо-Каменного монастыря указывает фамилия: «Ярославов». Князь Пскова Ярослав Оболенский был родоначальником князей Ярославовых. Фамилию Ярославов носил и автор Сказания о Спасо-Каменном монастыре, игумен Троице Сергией Лавры Паисий Ярославов.
Другая связь – это псковское зодчество на Кубене.
А одна из наиболее интересных фигур, в контексте «Третьего Рима» - Иоасаф Каменский.
«В Сказании … Паисия Ярославова и в Житии Александра Куштского Иоасаф — это внук великого князя Василия II Темного» ( Житие Иоасафа Каменского).
В этом и объяснение того, почему так много внимания уделил автор Сказании Паисий Ярославов, заволжский старец и игумен Троице-Сергиевой Лавры при Иоанне III, внуку Василия Темного и царицы Марии Ярославны.
Само Сказание было написано, как считают, по желанию царицы Марии Ярославны уже после смерти её мужа. А поскольку Иоасаф Каменский был её внуком, то понятно намерение царицы сохранить память о своем потомке.
«Мария Ярославна после смерти мужа приняла на себя многие его дела…тогда-то она и поручила Паисию Ярославову, духовному советнику Василия Темного, написать историю Спасо-Каменного монастыря, что он и сделал… После создания летописи Спасо-Каменного монастыря она какое-то время хранилась в великокняжеской семье в Москве….много внимания в Сказании было уделено описанию посещения этого монастыря членами семьи Московских князей, а также тому: сколько и на какие цели они жертвовали монастырю какие льготы ему давали…В одном из трудов Паисия (Ярославова) есть упоминание и о внуке Василия II Темного, который воспитывался в монастыре» («Великокняжеский Крест Паисия (Ярославова) для княже Юрия (Георгия)»)
«Архив обители…. в целости хранился при Паисии Ярославове, чему свидетельством являются грамоты 30-50 гг. XV в., по ветхости переписанные в XVIII в., но все-таки дошедшие до нас и не погибшие в первом пожаре на Спас-Камне в 1472 г. … Паисий ими, как источниками, пользовался в своей работе над Сказанием» («Свет малой родины. Отчина и дедина» Дементьева В.В. )
Как видим, все тот же самый 1472 год. Пожар в Спасо-Каменном монастыре и въезд Софьи Палеолог через Псков. После этого пожара и восстанавливалась память о Иоасафе Каменском – племяннике Иоанна III, мужа Софьи Палеолог. Не сразу - в 1472 году, а после того, как Паисий Ярославов оставил игуменство в Троице-Сергиевой Лавре. Труд, как полагают, был завершен к 1481-1482 году.
Мотивированное, последовательное и расширяющееся переписывание Сказания Паисия Ярославова в пользу второй династии Ярославских князей из Смоленских, породнивших Менги-Тимура либо Ногая и английских потомков Мстислава Гаральда
Уже позже, началось переписывание истории Иоасафа Каменского. В частности, Житие о нем стало противоречить Сказанию Паисия Ярославова в части происхождения Иоасафа, на что обращают внимание исследователи.
К примеру, «Автор статьи о Житии Иоасафа Каменского в «Словаре книжников и книжности Древней Руси», О. А. Белоброва, отмечает противоречие того, что говорит об отце Иоасафа Житие, со Сказанием Паисия Ярославова: «В тексте Жития Иоасаф называется князем Андреем Дмитриевичем, сыном Дмитрия Васильевича Меньшого и внуком Василия Васильевича Ярославского. В Сказании же Паисия Ярославова и Житии Александра Куштского Иоасаф — внук великого князя Василия II Темного».
Г.Прохоров, посвятивший отдельное исследование Сказанию Паисия Ярославова, признает тот факт, что О.А.Белоброва правильно выявила противоречия. И делает такую ремарку: «здесь автор статьи, однако же, не совсем точна, так как в Сказании Иоасаф называется «княже-Дмитриевым сыном, Заозерского, внуком князя Василия Ярославского» (Г.М.Прохоров «Житие Иоасафа Каменского»).
Текст Паисия Ярославова - духовника Ивана III и крестника его детей, который знал много больше, чем современники , исправляют последовательно и, не редко, бесцеремонно.
Начали с того, что изменили в Сказании имя Князя Глеба Борисовича на Глеба Васильковича , с той целью, чтобы Спасо-Каменный монастырь и связанное с ним влияние отнести к князьям Ярославским из второй Смоленской династии, вместо князей Муромских и Рязанских, род которых представлял князь Глеб Борисович – потомок Князя Ярослава (Константина) Святославича Муромского и Петра Чудотворца Муромского, если он действительно князь Юрий Давыдович Муромский, Давид, как полагают.
Затем стали менять в Сказании родословие вологодского чудотворца Иоасафа Оболенского.
Его представляют внуком Василия Ярославского вместо Великого князя Московского Василия Темного. Но годы жизни Василия Васильевича Ярославского (1339-1380) отличаются от лет жизни Василия Темного (1415 -1462). Иоасаф Каменский умер молодым ок. 1457 года.
Даже если что-то не понятно в тексте Паисия, который надо ещё и правильно перевести на современный язык, то было бы вежливо и научно написать свой текст. А не «исправлять» Паисия Ярославова – очевидца событий, ближайшее лицо Великокняжеского семейства.
«Исправления» в родословии Иоасафа Каменского, также как и в случае с князем Глебом Борисовичем, производятся в интересах Ярославских князей второй династии, членом рода которых представляют Иоасафа вместо Московского княжеского дома.
Мне встречались не один раз статьи краеведов, в которых прямо написано, суть: «исправлю Паисия». И таких склонных к «новоделу» много.
«Исправляется» не только само Сказание, но область «исправлений» расширяется и на родословия всех тех, кто упомянут в этом Сказании Паисия Ярославова. Изменения производятся согласовано, в рамках единой «концепции». Во всех случаях, которые я встречала ранее, в пользу - Ярославских и Смоленских князей.
Последние "исправления" - в пользу Москвы, когда псковское зодчество заменяется на московское.
В заблуждение вводит и камень с надписью Ростиславль около Рославля, со ссылкой на то, что Рославль ранее назывался Ростиславлем. Но построили эти города разные Князья Ростиславы. Город Ростиславль на Оке - князя Муромского. А город Рославль на Осетре - князя Смоленского. Однако камень «Ростиславль» около города Рославля Смоленского князя - все путает. Причем этим Рославлем занимался уже А.С.Пушкин, когда изучал бунт Пугачева. Около названия города он ставил вопрос : Рославль или Ярославль ? Находится и тот, и другой город недалеко от Смоленска.
В названиях этих городов усомнился А.С. Пушкин, поставив вопрос: Рослав, Ярослав ?: «Рославль, город Смоленской области X 123 («Рослав»), 174 (?) («Ярослав») ( Указатели имен в текстах Пушкина)
Возможно, вопрос А.С.Пушкина резонный. Исчез же куда-то "Ярославль Рязанский" ?
Князь Дмитрий Васильевич Озерский - отец Иоасафа Каменского
Я приведу несколько цитат из Жития, где встретила упоминание только Князя Озерского, как отца Иоасафа Каменского. И обращу внимание, что Благоверный - относится к членам семьи монархов.
«Благоверный - лик православных святых из монархов, прославляемых церковью за праведную жизнь и не относящихся к мученикам и страстотерпцам. Изначально этот лик святости возник в Константинопольской церкви …и применялся исключительно при канонизации византийских императоров и их жён»
Таким образом, и в Житии Иоасафа Каменского, написанного на основе Сказания Паисия Ярославова речь идет о потомке правящего Великого князя:
«Отецъ сего блаженнаго отрока, благоверный князь Димитрий Васильевичь Озерской, благоверного и великаго князя Василия Василиевича сынъ меншой».
Да кому уподоблю великаго князя Димитрия Васильевича и его отрасль, благовернаго князя Андрея и настольника великому княжению, и собрателя христианъскаго?
И сего благовернаго князя Димитрия Васильевича убиша во граде Ярославле (нашествиемъ иноплеменных, и в та времена Симова жребия бесерменска языка, рекше Казанские земли татарове).
Житие же имея благоверный князь Димитрей над рекою, зовомою Кубеницею. Храм же име близъ двора, великого мученика Димитрия Селунскаго чюдотворца, иже и доныне есть нами видим. Весь же зовомо Чиркова. К тому прихожаше, и молитвы возсылаше Богу, и великомученика Димитрия на помощь призываше, чтобы ему дароваль Богь плодъ чадородия. Богъ же не презре моления его, но дарова ему сего благовернаго князя Андрея Димитриевича, о немже намъ слово предлежитъ.
Отецъ же сего блаженнаго отрока, благоверный князь Димитрей Васильевичь, состави обитель Пресвятыя Богородица, честнаго и славнаго ея Покрова, иже есть Глушица…».
Как видим, Иоасафа Каменского звали Андрей (Дмитриевич). Он был сыном Благоверного князя Дмитрия Васильевича Озерского. А Князь Дмитрий Васильевич - меньшой сын Благоверного Князя Василия Васильевича.
Благоверным князем Василием Васильевичем был только Василий II Темный – муж Марии Ярославны. Василий I и Василий III носили другое отчество , да и жили в другое время.
Князья Ярославские в тексте Жития Иоасафа Каменского мне не встретились.
Родословием Андрея , что видно по тексту, очень интересовался автор Жития, каковым считают Иринарха Глушицкого, и с вопроса об происхождении и роде Святого он начал свое повествование:
«Откуду сей таковый свътилникъ возсия? Еда от Иерусалима, или от Синая? Ни, рече, но в наших родехъ таковый просия светилник новый, понеже бо Святаго Духа дарованием крестъ Христовъ…».
От Иерусалима или от Синая ? - важный вопрос.
Иринарх Глушицкий: Откуда сей святильник: от Иерусалима или от Синая ?
Сам Иринах - был Глушицким. И упоминает в Житии обитель Покрова Богородицы в Глушицах, которую поставил отец Князя Андрея Дмитриевича.
Причем это упоминание идет сразу после фразы о смерти жены(?) Князя Андрея, после которой он принял постриг и стал Иоасафом Каменским ( нельзя исключать, что речь идет о смерти жены его отца, т.е. матери Андрея ?).
В тексте Жития, представляются как две фигуры : Князь Дмитрий Васильевич (отец) и Дионисий Глушицкий. Мирское имя Дионисия тоже Дмитрий:
«И мало быв, супружница его къ Господу отходит, бывъ с ним лето едино. Он же, свободна зря себе. Отецъ же сего блаженнаго отрока, благоверный князь Димитрей Васильевичь, состави обитель Пресвятыя Богородица, честнаго и славнаго ея Покрова, иже есть Глушица. В та же лета Дионисие изыде ис пострижения своего с Каменного от Спаса и, походивъ многа места, и обрете место, зовомо Глушица, и посылаетъ к сему князю о древоделех».
Важное обстоятельство, о котором уже сказано выше.
Князь Дмитрий Васильевич именуется Озерским в Житии Иринарха Глушицкого о его сыне Иоасафе Каменском, а не Заозерским.
Есть Вологодский Святой Стефан Озерский Комельский, основатель Комельской обители ( Житие Преподобного Стефана Озерского Комельского).
Из этой Комельской обители вышел Корнилий Комельский, постриженик Кирилло-Белозерской обители - современник Нила Сорского , ученика Паисия Ярославова.
Учеником же Корнилия Комельского был Андриан Пошехонец. И , возможно, имя Адриан ему дали в честь Андрея - Иоасафа Каменского.
Адриан Пошехонец известен , как основатель Адриановой обители, о которой я много писала в связи Ионой Пошехонцем и моей родиной Николо-Березовской на Каме, куда Иона Пошехонец пришел с Арсением Мезенцем и основал Спасо-Преображенский монастырь в конце XVI века.
Князья Озерские были в городе Рославле у реки Оки, основанном Князем Ростиславом Ярославичем Муромским, Рязанским и Пронским - потомком Князя Ярослава Святославича Черниговского и Муромского:
«В лето 6661 (1153 год) летописец записал: «Того же лета князь Ростислав Ярославич Рязанский создал во имя свое град Ростиславль у Оки реки» («Полное собрание русских летописей», том 9, стр. 197).
«Древний город был построен в уникальном месте - на правом берегу реки Оки, на мощном утёсе - огромном монолите из крупных плит белого известняка, красной и синей глины. Утёс, как огромный естественный радар, на многие километры вокруг себя излучает уверенность, покой и грозную силу» ( «Путеводитель по Озёрскому району»).
Военная коалиция в Ростиславе Озерского края для похода на волжский Булгар. И каменные кресты в память о корнях (основании) , о женах и матерях
«Следующее известие о Ростиславле датируется 1183 годом. В мае этого года Ростиславль, наряду с Коломной, стал одним из пунктов сбора войск коалиции русских князей, которую организовал для похода на Волжскую Булгарию владимиро-суздальский князь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо» - дед Князя Александра Невского и Князя Ярослава III Ярославова.
Батый во время разорения 1237 года не тронул Ростиславль. Объясняют это защитой лесов, но леса Батыю не были препятствием.
В 1342 году князь Ярослав Александрович Пронский перенёс в Ростиславль столицу Рязанского княжества.
«… В летописном отрывке за 1472 год записано, что г. Ростиславль посетил Великий Князь Иван III…» ( Рославль. А.П.Доронина).
Как видим, вновь 1472 год. Объяснения визита разные. Но я уверена, что значение имеет сам год.
В 1521 году город присоединен к Московскому централизованному государству.
В «словаре» П.Семенова записано: «Ростиславль, в просторечии Расчислово или Рощеслав, погост, Рязанской губернии, Зарайского уезда …. Городище Ростиславля — памятник Республиканского значения, охраняется государством согласно Постановлению Совета Министров РСФСР за № 1327 от 30 мая 1960 года.
И ещё одна интересная информцаия . В 1997 году в Ростиславле был найден «Обломок, по-видимому, намогильного креста…. На одной из его сторон сохранились фрагменты надписи кириллическими буквами. Текст был прочитан следующим образом: «Крест пос(тавихъ) И(ису)С (Х(ристо)С) Комлята г(?)...
по мате(ре)..»… Для Ростиславля это первый образец письменности, найденный на территории города. В общеисторическом плане он интересен тем, что позволил узнать неизвестное ранее древнерусское личное имя "Комлята".Наиболее вероятным временем установки креста представляется вторая половина XII - первая половина XIII вв. По-видимому, каменный крест был установлен вблизи городского собора на краю склона, обращенного к берегу Оки…».
Есть другая версия этой надписи на обломоке «белокаменного креста …, которая по палеографическим особенностям относится к домонгольской эпохе. Надпись на кресте гласила, что он был поставлен человеком по имени Комлята в память по своей матери. Имя Комлята не известно по иным источником, так что Ростиславльский крест стал первым, на котором этом имя упомянуто».
Комлята созвучно Комель . А комель –это нижняя утолщенная часть дерева. Что-то близкое к - «зри в корень».
А когда речь идет о корнях, то это может быть связано с предками.
Крест матери – это тоже крест предкам.
И Комельский монастырь мог быть изначально основан в память о предках.
Также как и монастырь Дионисия Глушицкого - в память о жене (матери?) Иоасафа Каменского.
Продолжение следует
Ссылки:
[1] «Псковские скарабеи и мифы о Зерване. «Третий Рим» из катакомб Святого Себастиана и необычных церквей, которые боялись освящать»
[2] »Грамота Паисию Ярославову на земли и воды богини Флоры, Гороховца и Ярополча князя Ярополка – Петра, коронованного Христом»
[3] Святитель Петр
[4] «Царица Каира» и Богородица «Призри на Смирение» - дар, переданный Иларионом (Алфеевым) - Франциску I. Смыслы - без денег. Деньги - без Смысла
[5] «Потомки Ярославовы и женская линия: Киликия, Киликиевский крест,Ван-«море» и Церковь святого креста»
[6] «Взгляд с башни «Магдала»: геополитическая «Распутинизация» Тюмени и Москвы или «Кто задирает подол нации?»
[7] Фаворское чудо " На горе Фавор преобразился Ты
[8] Википедия
[9] Паломничество в святую землю. Алексеевский монастырь
[10] «Старая Аппиева дорога»
[11] Папский просчет и торжество Третьего Рима
[12] Дом Пресвятой Богородицы.Успенский собор Кремля
[13] Сокрытый царский культ Марии Магдалины Тиверской русских цариц лебединых родов и Худа - Яра
[14] Её высокоблагородие Госпожа Ярославова - мать братьев Орловых: Михаила, Алексея, Григория, Федора и дочери Анны Орловой
[15]Святой благоверный князь Петр, в иночестве Давид,и святая благоверная княгиня Феврония, в иночестве Евфросиния, Муромские чудотворцы
[16]
[17] Инновационные технологии и Успенский собор в Кремле
[18] «Хан и каган Батый был родом из Черемошской веси Ярославского града - родовой вотчины бояр Ярославовых»
[19] «Духовный брак» Печерской церкви и Рюриков. Княгинина власть в доме мужей Ярославовых и Брячиславовых. Москва, рожденная из Спаса на Камне»
[20] Александрийский обряд. Традиции и богослужение Коптской и Эфиопской Церквей
[21] «Спасский путь от Спаса-Преображенного в Коломне до Преображенского монастыря в Николо-Березовке…»
[22] «Святые Борис и Глеб, династическая легитимность и завещание Александра Невского Псковичам о его потомках и «втором распятии жидами Христа»
[23] «Художникам надо нарисовать церковь Бориса и Глеба, с видом на которую жил В.Путин, ведь Украина для нас – братская»
[24] Паисий Ярославов - игумен Троице-Сергиевой Лавры, основанной Сергием Радонежским, родившимся 700 лет назад, в год основания Толгского монастыря
[25] Великокняжеский Крест Паисия (Ярославова) для княже Юрия (Георгия)
[26] «Царь Росов» Михаил Ярославiв и его Тверское Православное Братство
[27] «Савво-Крыпецкий монастырь Иоанна Богослова, основанный при князе Пскова Ярославе Оболенском»
[28] «Всё храмостроительство при Псковском Князе Ярославе Оболенском в Пскове и Москве. Оплоты православия и стратегические погосты. Древнее Псковское зодчество»
[29] Князь Пскова Ярослав Оболенский у основания Псковских Лавр, храмостроительства в Москве и в Ливонском походе 1480 года
[30] Софья Палеолог
[31] Грамота наместника Пскова князя Ярослава Оболенского Золотоносцам Ревеля. Оболенск, Ярославец и Четрековское - вотчины князя Владимира Донского
[32] Сын национального героя Греции и Спаситель Парижа Михаил Орлов - основатель Художественных классов в «Доме Шубина» и Художественного училища на Мясницкой 21
[33] Великая идея (Греция), ложа «Палестина», Эрмитаж и Орден Почетного легиона … Михаила Орлова, спасшего Париж
[34] Псковский Барс-Лев Иоанна Богослова и «Птица Неясыть». «Духовное завещание» города гностиков. Знамения и Слава для России
[35] О камне, на котором сохранился отпечаток ноги Иисуса Христа, ходят легенды, что он не стирается от прикосновения рук и его невозможно сдвинуть с места
[36] Святой Андрей Первозванный
[37] Андрея апостола Скит. Верхний придел Андрея Первозванного монахами Афона переосвещен в честь прп. Антония Великого
[38] Князья Дмитрий Иванович и Владимир Андреевич молятся у могилы святого митрополита Петра в Успенском соборе
[39] Медный Всадник. Памятник основателю Санкт-Петербурга Петру
[40] В Вологодской области отреставрировали иконы 19 века с изображением местных святых (ФОТО
[41] Последние Рюриковичи и закат Московской Руси. М.И.Зарезин
[42] Зосима Бородатый
[43] Хранители истории края. Одинцовский район
[44]Дионисий Глушицкий
[45] Тайны Кубенской обители
[46]Искусство Италии. Бронзовые врата Собора Святого Петра в Риме
[47] Аристотель Рудольфо Фиораванти(1415 - 1486)
[48] Аристотель Фиораванти ( Фьор - значит цветок/ Фьор - а - венти: цветок
[49]Святой благоверный князь Петр, в иночестве Давид,и святая благоверная княгиня Феврония, в иночестве Евфросиния, Муромские чудотворцы
[50] Адриан Пошехонский, Ярославский
[51] «Был ли Чернигов центром самостоятельной церковной митрополии?»
[52] "Табынская икона Божией Матери - самая загадочная икона в России"
[53] "Табынский край"
[54] «Крепость абазгов `АНАКОПИЯ»
[55] Анакопийская крепость
[56]Храм св. Феодора Тирона. Проблемы реконструкции на основе архитектурного исследования
[57] «Москва Уара и побратимы священные Себастополисы: абхазский, крымский и испанский в юбилей Крещения Руси»
[58]
[59]
[60]
Все материалы раздела «Я урожденная Ярославова Наталья Борисовна 22.2.60 »