Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

«Птичья Лапа» псковского Иоанна Предтечи Княгинина монастыря, как знак власти Созвездия Лебедя и христиан Святого Иоанна, Ч.1

    • Печать «Птичья Лапа» - «След Лебедя» на Грамоте монастырю Иоанна Предтечи в Пскове. Княгинину. Музей Псков
    • Грамота Иоанновскому Княгинину монастырю. Подворье Савво-Крыпецкого Иоанно Богословского монастыря. Музей Псков
    • Ефросинья - супруга Князя Ярослава Владимировича Псковского и Юрьевского преподносит монастырь Иисусу Христу
    • Подвеска со знаком Рюрика и тождественной ему птицей, найденная при раскопках в Пскове /2/
    • Карта, показывающая место обнаружения подвески Рюрика с птицей и костей птиц в Пскове. «Археология и история» /2/
    • Памятник Князю Борису Всеславичу у Воскресенского собора в городе Борисов (Барисай, Барисау), Минской области
    • Борисов камень, Полоцк
    • Петроглифы, обозначающие Птичью Лапу в районе Рио-Гранде и звезды созвездия Лебедя, тот же знак ( По Миллеру). Э.Коллинз
    • Знак на лбу. Варианты шри тилаки. /3/
    • Изображение вавилонской зоомфорфной богини с ногами – птичьими лапами
    • Церковь Никиты Гусятника, Псков /4/
    • Дионисий. Никита Готский. Фреска Ферапонтова монастыря. Белоозеро
    • Успенский собор в Свияжске, «апсиды которого украшены Псковским орнаментом». Е.Морозкина
    • Ноттингем в Британии с его легендой о Робин Гуде. Музей

©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960). Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991). Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014). Кандидат технических наук с 26 мая 1988 года. Я родилась 22 февраля 1960 года в Нефтекамске, Краснокамского района Башкирской АССР

11 ноября - Мартынов день, день Св. Мартина 2013 год

На Грамоте Псковскому женскому Иоанновскому монастырю 1240 года, именуемому также Княгининым - стоит редкий знак «Птичья Лапа». Это знак женской власти – власти «Небесной Лебеди», «спустившейся из верхних миров в первородный океан, доставшей оттуда соль, которая и стала первой сушей» /1/.

В настоящее время Княгинин монастырь, где похоронена родоначальница князей Ярославовых, является подворьем Иоанно-Богословского Савво –Крыпецкого монастыря, основанного её супругом Князем Ярославом Васильевичем Оболенским. («Савво-Крыпецкий монастырь Иоанна Богослова, основанный при князе Пскова Ярославе Оболенском»).

Знак «Птичья Лапа» на Грамоте о землях и водах монастырю Иоанна Предтечи выделен очень четко: так, как он изображался на древних петроглифах или - как его ставили на лбу воины индейцев скиди пауни (или «волки») во время некоторых обрядов. Они называли «Птичьей Лапой» или «Лапой Индейки» некоторое созвездие ночного неба и этим созвездием было созвездие Лебедя /1/.

Род Рогволодовичей, к которому принадлежала основательница Иоанновского монастыря полоцкая княгиня Ефросинья, известен её дедом Борисом Всеславичем, именем которого назван город Борисов в Белой Руси, а также - прадедом Всеславом Чародеем, богатырем, волшебником, пророком и «волком оборотнем». А «Волчья тропа» - одно из названий Млечного Пути к созвездию Лебедя.

Всеслав Вещий «Волк» - сын Брячислава Изяславича. И это были времена, когда полоцкая ветка Рюриковичей в лице «Брячиславова двора» соправительствовала двору «мужей Ярославовых» в Киеве («Духовный брак» Печерской церкви и Рюриков. Княгинина власть в доме мужей Ярославовых и Брячиславовых. Москва, рожденная из Спаса на Камне»).

Супруг основательницы Иоаннового монастыря, на Грамоте которого «о землях и водах» стоит знак «Птичья Лапа», - Князь Ярослав Владимирович - сын Князя Псковского Владимира Ярослав. И внук Ярослава Владимировича Князя Владимирского и Новоторжского, потомок по женской линии последнего правившего англосаксонского короля Гарольда II и Эдгиты Лебединая шея.

В Англии, королем которой был Гаральд II, знак «Птичья Лапа» хорошо известен. Он называется «След Лебедя»:

А в Шотландии «есть древняя традиция поиска следов святой Брайт воплощенной в птице. Верующие разводят огонь, произносят имя святой ложатся спать, а «наутро в ещё теплых углях ищется отпечаток» Брайд, или Lorg, что означает «след». Это может быть несгоревшая ветка, напоминающая вилку с тремя зубьями или птичью лапу, если след не находится, то единственный способ вернуть расположение святой – немедленно отправиться в место слияния трех ручьев и принести в жертву, закопав в этом месте петуха или курицу»/1/.

На эту «вилку с тремя зубьями» похож знак Рюриков. Причем именно в Пскове на раскопах найдена древняя серебряная подвеска, на одной стороне которой изображен знак Рюриков, а на другой - Птица. На карте же этих раскопок, рядом с местом, где была найдена подвеска, указаны места «закопанных птиц».

Однако сама «Птичья Лапа» - это женская власть - власть Брайт - кормилицы Христа.

Икона «Млекопитательница» отражает идею этого кормления.

«Икона «Млекопитательница» находилась сначала в Лавре Саввы Освещенного, а в настоящее время хранится в Хиландарском монастыре.

В иконографии «Млекопитальница» - Богородица, изображённая кормящей грудью Младенца Иисуса. Этот образ распространён в иконописи Южной Европы - Италии, Греции, на Балканах. На Руси встречается редко. Почитаемый в Италии образ «Млекопитательницы» находится в базилике Сан-Джованни-Эванджелиста Равенне, которую дочь Феодосия Великого посвятила Евангелисту Богослову» - об этом я писала в статье: «Савво-Крыпецкий монастырь Иоанна Богослова, основанный при князе Пскова Ярославе Оболенском».

Главный вывод этой майской статьи и Савво-Крыпецком монастыре был следующий: «Псковский Кром - это Артемида Эфесская!

«Псковский Кром - это «Млекопитательница»!

Т.е. «духовная грудь» Пскова - это Кром.

И это ещё один след власти Лебеди-матери в Пскове вместе со знаком «Птичья Лапа» на Грамоте монастырю Иоанна Предтечи в Завеличье, т.е. «на той стороне реки Великой», напротив Крома.

Уже через полтора месяца после опубликования мною, в начале мая, процитированной выше статьи об иконах «Млекопитательницы », которых нет в России, сербский образ такой иконы был привезен в Александро-Невскую Лавру, о чем сообщала новость от 19 июня: «Список чудотворной сербской иконы "Млекопитательница" привезли в дар к 300-летию Александро-Невской лавры».

Супругой Великого Князя Александра Невского, чье имя носит эта Лавра, была Александра Брячиславовна из того же рода Рогволодовичей («Волков»), к которому принадлежала и основательница Иоанновского Княгинина монастыря – Ефросинья Псковская. Отец жены Александра Невского - Князь Витебский и Полоцкий Брячислав Василькович. Внучка от этого брака – Мария была супругой Великого Князя Псковского Довмонта. И она тоже похоронена в Иоанновском монастыре Пскова, отмеченного знаком «Птичья Лапа» или «След Лебедя».

Это власть «Королевы Лебедей».

И когда королева Англии, из потомков англосаксов по женской линии, ставит знак «Птичьей Лапы» при ежегодном клеймении лебедей, она как бы оставляет «след Брайт», «след Лебедя».

Хотя, в последнее время у меня есть сомнение в этой традиции. Святая Брайт - Бригита является покровительницей независимости и выступает в ипостаси Минервы для защиты этой независимости, а окольцованная птица – это птица, окольцованная.

И почему никто не задумается о том, что вдруг среди этих клейменых и окольцованных птиц окажется воплощенная в птице Святая Брайт - властительница вод?

Недавно я размышляла ещё и о том, что это как-то не правильно, когда в Британии популяция лебедей поддерживается, а в других регионах лебеди погибают от птичьего гриппа («Птичий грипп добрался до Германии и Австрии»).

Лебеди они и есть лебеди, для Небесной женщины и вселенской Лебединой Матери («День Птиц. Невозможно защитить птиц с теми, для кого главными врагами являются Люди-Лебеди»).

А когда «окольцованных» птиц спасают по принципу «своих не бросаем», а другие лебеди на планете гибнут, то Святая Брайт становится Минервой и начинает по легенде борьбу с Вавилоном.

Вот эти мои размышления о спорности принципов избирательной защиты лебедей поддерживает история ещё одной церкви Пскова, очень редкой для России.

Это церковь Никиты Гусятника - ныне снесенная («Никиты Гусятника церковь»)

День Никиты Гусятника празднуется дважды в году

Одна из дат 15 (28) сентября: «В этот день отмечается память святого Никиты Готского, которого православная церковь почитает в лике великомучеников. Никита жил в 4 веке на берегах Дуная. «Мученика приговорили к смерти через сожжение, однако огонь не опалил тело святого. Позже мощи Никиты Готского были перенесены в Константинополь. На Никиту дикие гуси … улетали в теплые края, и охотники выходили на последний промысел. Главным блюдом в этот день был, конечно, печеный гусь, в т.ч. откормленный домашний. Угощали гусем и водяного, так как верили, что именно этот дух охраняет водоплавающих птиц» (Никита Гусятник)

Другая дата Никиты Гусятника - 10 июня

«…10 июня церковь отмечает память преподобного Никиты Халкидонского, известного как исповедник. В народе же святого называли стражем гусей, а попросту — Гусятником. По народному поверью, Никита охраняет преимущественно гусят, а не взрослых птиц, и оберегает их от орлов, ястребов и других хищников. Второе название этого дня — Полудницы. Так величали особых духов, внешне похожих на обычных земных женщин. Статные, красивые, они в жаркие дни летали кругами над полями и завлекали работающих крестьян. Считалось, что они хотят измучить мужиков и лишить их мужской силы. В это время полагалось зажмуриться и сказать: "Господи, спаси меня от соблазна". Однако и сердить этих духов было нельзя, иначе они рассердятся и высушат поля. Беременных же в этот день специально посылали в поле…» (День Никиты Гусятника, Псковское агентство информации.)

Дополню этот псковский рассказ о Никите Гусятнике тем, что епископ халкидонский, пострадал за иконопочитание от Льва Армянина, поскольку в Пскове есть следы влияния Армении и Григория Просветителя Армении («День Григория Просветителя Армении и Учителя Славян … Ему и Федоровской иконе посвящали Китежи»).

Церковь Никиты Гусятника в Пскове снесена. Но находилась она в Выползовой Слободе, в «полуверсте от Великих ворот, на берегу Великой. Прежде здесь был Никитский мужской монастырь, «что в поле». В историческом отношении замечательна тем, что в 1581 г. возле нее, во время осады, помещался штаб Стефана Батория. С ее колокольни Баторий наблюдал за штурмом Пскова».

Что касается названия Выползовой слободы, где находилась церковь Никиты Гусятника, которое встречается мне уже не первый раз,то его объясняет следующая баллада: «Шотландские баллады, записанные по рассказам пожилого населения западных островов фольклористом Александром Кармайклом для его эпического многотомного труда «Carmina Gadelica» (1899), - рассказывают о Брайд в облике змеи, которая «появляется из кургана»; другими словами, она просыпается от зимней спячки и выползает из норы…» /1/

Годы основания церкви Никиты Гусятника указывают в диапазоне дат 1470-1475. Это те годы, года Принцем Пскова был и Великий Князь Ярослав Васильевич Оболенский. («Великий Князь Ярослав Васильевич Стрига Оболенский - Князь Псковский. Получатель Юрьевской Дани, Храмостроитель и Победитель Магистра Борха»).

Сама церковь Никиты Гусятника отчасти является аналогом церкви Покрова в Колбежицах, о чем пишет Вл.В.Седов в статье, посвященной этой церкви Покрова Божией Матери, с колоколом подаренным ей в 1495 году на праздник Троицы от Великого Князя Московского.

Другими аналогами называют храмы «группы Выбут» (Ильи Пророка в Выбутах, Ильи Пророка в Камно, Рождества Богородицы в Новой Уситве, Георгия в Печках 1483 г.). А история Выбут прямо связана с историей Великой Княгини Ольги. («Дорога к единственному Храму княгини Ольги «на Нево» привела к Святой Наталье Никодимийской из Вифинии»).

Автор статьи «Церковь Покрова в Колбежицах» Вл.В.Седов называет время, о котором идет речь, т.е. «1470 год и несколько позднее» - «временем отвердевания собственно псковской архитектурной традиции» («Археология и история Пскова и Псковской земли», Псков, 2010).

Упоминание о псковской архитектурной традиции важно ещё и в том контексте, что псковские мастера именно во второй половине XV века строили храмы и в Москве, распространяя на Москву духовную власть Псковской «Птичьей Лапы» Великой Богини.

В этой Псковской традиции построен и храм Успения Божией Матери на острове Свияжск, недалеко от Казани («К разговору о казачестве: История гибели разинского есаула Михаила Ярославова близ Свияжских святынь»).

В книге Елены Морозкиной «Церковное зодчество Древнего Пскова» приводятся фотографии Успенского собора в Свияжске, «апсиды которого украшены Псковским орнаментом». Этот псковский орнамент включает прямые и перевернутые буквы «V». Хотя это можно назвать и треугольниками, напоминающими летний треугольник созвездия Лебедя. Однако и «Птичья Лапа» это - та самая «V» с дополненной в центре «палочкой».

Вместе с этой псковской архитектурой распространялось и поклонение Великой Богине – Лебеди Матери, чей культ связан с культом Богородицы.

О защите Птиц, т.е. о Птицах, которые - «Не еда» и которых нельзя есть, говорит и фреска Псковского крома «Птица Неясыть». Иначе она называется «Птица, стоящая на гнезде с птенцами».

Т.е. та же самая тема - запрета на «обгладывание» того, что не выросло, запрета топтать ростки, т.е. тех, кто мал.

И эти образы относятся к Людям – Лебедям.

Истории названной фрески я посвящала отдельную статью «Псковский Барс-Лев Иоанна Богослова и «Птица Неясыть». «Духовное завещание» города гностиков. Знамения и Слава для России»

«Фреска «Птица Неясыть» ранее была на столпе разрушенного храма Псковского Крома, причем именно в Покровской церкви. Уникальные фрески были «вырезаны» вместе с частью стены и в настоящее время находятся в Государственном Эрмитаже в Петербурге. А реставрировались они Саввой Ямщиковым.

Неясыть – это не Орел. Это весь ряд когтистых птиц, которых нельзя есть, т.е. которые - «Не еда». Это и орел, и лебедь, и коршун, и ястреб… Мне встречались такие исключения «не еда», когда я работала над статьями о «Пути Лебедя» («Путь Лебедя»).

Я думаю, что «Птица Неясыть» - указание на «Птицу-Душу».

И это вполне согласуется с выводом о том, что «Многогрудый Псковский Кром», по его концепции, - Артемида Эфесская – сестра Близнец Аполлона Лебедя…»

Литовский археолог и специалист по древнейшей истории Мария Гимбутас (1927-1994), «установила, что миниатюрные произведения искусств эпохи неолита из Европы и Западной Азии на самом деле играли роль символического письма. Она идентифицировала птичью лапу, как главный символ, использовавшийся во времен палеолита для обозначения Великой Богини. «Подобно репродуктивному треугольнику и песочным часам, - писала она, - птичьи лапы считались символами, связанными со способностью к воспроизведению…».

Этот комментарий из книги Эндрю Коллинза, который я процитировала, приводится в главе «Пещера Лебедя» о пещере Робин - Гуда по названием Черч-Хоул в долине Кресуэл-Крэгс, между графствами Дербишир и Ноттингемшир на Севере Англии. Доводилось мне бывать в этих местах Робин-Гуда.

Судя по тому, о чем рассказывает книга, названная долина была условно разделена на две части. В пещерах северной части люди жили. А южная часть была предназначена для чего-то другого. Исследователь Пол Петит предположил, что южная часть долины использовалась для проведения обрядов, связанных с царством мертвых. И эту гипотезу Пола Петита автор комментирует так:

«Интересно, что единственное изображение, найденное в северной части долины, - это характерная трехпалая птичья лапа, «когти» которой направлены вверх – именно так её изображали во всем мире (исключение составляет перевернутый символ бардов). Его нашли в пещере Родбин Гуда, большом каменном убежище, использовавшемся, как Жилище»

Небесные птицы созвездия Лебедя, что не менее интересно, нападали на бога вавилонян Мардука.

И Робин-Гуд вероятно уподоблял себя Небесным Стражам.

Птичья Лапа была также символом Риджл ал-Катаи из мифов езидов.

Есть упоминание об этом у мандеев.

Иначе их называют назореи или «христиане Святого Иоанна» - из-за особого почитания Иоанна Крестителя (Иешуа бен Закария).

И, таким образом, название Иоанновского монастыря в Псковском Завеличье, также как и «Птичья Лапа», является прямым указанием на «христиан святого Иоанна»…

Эту замечательную историю о псковской и Мологской «Птичьей Лапе» я продолжу в следующей части статьи.

Далее же представлю главу «Птичья Лапа» из книги Э.Коллинза, что весьма актуально для продолжения темы:

«Мистерия созвездия Лебедя» Эндрю Коллинз

Из главы «ПТИЧЬЯ ЛАПА»

«…Дополнительный вес этой смелой гипотезе придавала работа археоастронома Тадеуша М.Коэна с факультета психологии Государственного университета Канзаса. Он предположил, что многие курганы странной формы представляют собой земные аналоги созвездий - они обращены к небу, их трудно рассмотреть с земли, и они очень велики (один из таких курганов в форме птицы, сооруженный 3500 лет назад в Поветри-Пойнт, штат Луизиана, имеет размах «крыльев» 195 метров). Но ещё важнее делает вывод Коэн (причины мы рассмотрим в главе 6), что многие курганы в виде птиц, в том числе, Орлинный курган в Ньюарке, олицетворяли созвездие Лебедя.

Ещё дальше пошел Джим Брэндон в своей убедительной книге «Возрождение Пана» (1983) о древних и современных тайнах Америки. Он высказывает предположение, что Орлиный курган изображает на птицу, а птичью лапу - удивительная догадка, поскольку в результате исследований, проведенный в библиотеке Нэшвилла, нам удалось выяснить, что индейцы скиди пауни (или «волки») называли одно из созвездий ночного неба «Птичья Лапа» или «Лапа Индейки». Более того, существуют убедительные свидетельства, что этим созвездием было созвездие Лебедя.

Метка в виде птичьей лапы ставилась на лбу воинов во время некоторых обрядов: «Он берет красную мазь и пальцами проводит две прямые вертикальные полосы на правой щеке и две полосы на левой… затем он рисует изображение птичьей лапы у него на лбу. Но это не лапа настоящей птицы; это изображение птичьей лапы на Млечном пути в небесах. Одновременно на голову водружается шар из пуховых перьев, а перо орла прикрепляется к прическе «ирокез».

Напрямую связана с созвездием птичья лапа «звезда в северном конце Млечного Пути, которая охраняла дорогу [и] принимала души мертвых», поднимавшиеся в верхний мир. Идентификация звезды «в Млечном Пути» вызвала жаркие споры, и фон Дел Чемберлен, известный специалист по верованиям скиди пауни, первоначально высказал предположение,что это могла быть любая звезда между созвездиями Лебедя и Персея. Затем он полагал, что это была Дельта Цефея, не очень яркая звезда в созвездии Цефея, которую мир связывал с коронованным правителем. Затем, в качестве возможно кандидата был предложен Денеб из созвездия Лебедя - более логичный выбор, не только потому, что Денеб расположен в пределах Млечного Пути, но и потому, что скиди пауни называли его загадочным именем «Вторая Черная Звезда», что указывает на возможную связь со смертью и загробным миром. Но самым интересным мне показалось то, что скиди пауни путали звезду «в северном конце Млечного Пути»(я был убежден, что это Денеб) с Полярной звездой. Это значит, что скиди пауни считали Денеб более важной звездой, чем Полярная - факт, который не мог объяснить Чемберлен.

В мифологии скиди пауни созвездие Птичья Лапа связывалось с Утренней звездой, которую Чемберлен отождествлял с Марсом, покровителем воинов. Его символ - три прямые линии, сходящиеся в одной точке и образующие нечто в виде буквы V, - носили в тех случаях, когда исполняли редкий обряд посвященный созвездию Лебедя.

Орел и ястреб считались символами Утренней звезды (созвездие Птичья лапа иногда называли «орлиным когтем»).

Созвездие Птичья Лапа было также известно племени (тано) из Аризоны, родственному индейскому племени хопи. Для них это была лапа небесной индейки, птицы, которую высоко ценили крестьяне пуэбло в регионе Фор-Корнерс. В 1916 году этнолог Джон П. Харрингтон писал, что это «легко различимое созвездие, в точности повторяющее лапу индейки», хотя, к сожалению, не идентифицировали его. Этноастрономы считают, что оно, подобно созвездию Птичья Лапа у скидни пауни, было образовано основными звездами созвездия Лебедя. Это вполне логично, потомучто изображение Птичьей Лапы легко получить, соединив Денеб (Альфу Лебедя), Дженах (Ипсилон Лебедя), Садр (Гамму Лебедя) и не имеющую официального названия Дельту Лебедя (см.рис. 12). И действительно, в западной астрономии эти звезды иногда называют «треугольниками» - из-за образованной ими легко различимой фигуры.

Все эти факты свидетельствуют о том, что Орлиный курган в Ньюарке мог изображать не абстрактную птицу, а, как предполагает Джим Брэндон, птичью лапу. В таком случае этот холм мог отождествляться с созвездием Лебедя, и это значит, что люди хоупвеллской культуры, как впоследствии племена скиди пауни и тева (тано), представляли это созвездие как Птичью Лапу или Лапу Индейки. Более того, сам факт ориентации Большого круга в направлении Млечного Пути в самую короткую ночь года, говорит о том, что люди хоупвеллской культуры считали созвездие Птичья Лапа (то есть созвездие Лебедя) тем местом, куда улетает душа после смерти.

Обратившись к мифам индейского племени луисеньо с юго-запада Калифорнии, мы обнаруживаем, что они различали в ночном небе грифа, образованного тремя звездами так называемого «летнего треугольника»- Денебом.

Рис.12 подпись Петроглифы, обозначающие Птичью Лапу из поселения в районе Рио-Гранде (слева), и звезды созвездия Лебедя, образующие этот же знак (по Миллеру) из созвездия Лебедя, Вегой из созвездия Лиры и Альтаиром из созвездия Орла. Это ещё раз подтверждает универсальную идентификацию этих звезд, а также существование области неба, в которой находится та или иная небесная птица. Но существуют ли факты, подтверждающие мою гипотезу, что родиной этой ассоциации с птицей является Евразия?…».

  1. «Мистерия созвездия Лебедя» Эндрю Коллинз
  2. «Археология и история Пскова и Псковской земли», Псков, 2010 год.
  3. Тилак. Как по знаку на лбу узнать «всю правду» о человеке.
  4. Церковь Никиты Гусятника

Все материалы раздела «Новости, комментарии, ремарки»

Реклама

© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС