«Птичья Лапа» псковского Иоанна Предтечи Княгинина монастыря, как знак власти Созвездия Лебедя и христиан Святого Иоанна». Ч.4
©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960). Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991). Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014). Кандидат технических наук. Я родилась 22 февраля 1960 года в Нефтекамске, Краснокамского района Башкирской АССР
1-2 декабря 2013 года
Небесную «Птичью лапу», путем к которой был «Млечный путь» или иначе «Волчья тропа» в древних прарелигиях изображали шестом , на вершине которого седела птица. Такой «шест» также называли насест - столп. И храмы на столпах, с моей точки зрения, - архитектурный след столпов – насестов. Поэтому и выделяют особо шесть столпов в редком шестистолпном соборе Иоанна Предтечи Княгинина монастыря Пскова.
Память об этих столпах хранят и столпники, о каковых рассказывает прихожанам храм «Ольги Великой» со столпообразными колоннами в петербуржском дворцово-парковом комплексе «Михайловское» ( «Дорога к единственному Храму княгини Ольги «на Нево» привела к Святой Наталье Никодимийской из Вифинии»).
Впервые о подобном двухэтажном храме на 12 столпах я узнала, когда писала статью о боярине Артамоне Матвееве
«От боярина Артамона Матвеева до «алхимического» плана Исаака Ньютона для города Петра I».
Столпы , по сути, и есть первый этаж. Второй же этаж храма - посвящен Богородице.
Получается Богородица на Cтолпах.
При этом, ранее на вершине столпа-насеста или «шеста», что созвучно - шесть, изображалась также и звезда или крест:
«Пройдет много лет, и Орфей в заснеженном Крыму будет спрашивать у своей Эвридики: "Каков твой номер?". Номер, естественно, будет "шесть". А Орфей снова не послушается "доброго" совета…»/3/.
Крест, в частности, находился на верхней точке «шеста» герба императора Карла Великого, о чем говорилось в следующем контексте:
«Магдебург первый раз упоминается у Карла Великого, как Франкский замок. Причем герб Карла Великого и герб Магдебурга похожи. Однако у Карла Великого вместо девушки на стене, соединяющей башни, на высоком шесте изображен крест» ( "Сокрытый царский культ Марии Магдалины Тиверской русских цариц лебединых родов).
Т.е. сам шест напоминал «насест», на вершине которого изображают птицу Санджак. «Это тотем езидов, поклоняющихся Мелек-Таусу или Анфару, в виде стилизованного изображения птицы. Санджак олицетворяет божественную птицу на космической оси». При этом, есть малоизвестная картина «Крещение Христа, от Санджак». От других картин её отличает то, что в момент крещения Ангелы направляют в реку много других людей. Иисус в реке - не один. И тема эта связана с созвездием Лебедя, второе название которого - созвездие Креста. Этим и объясняется некая равнозначность Креста и Птицы Лебедя, на «шесте» - «космической оси».
Как видим, в ходе эволюции на вершине символического «шеста» изображались:
Птица; Крест ; Невеста с венком, которая заменила крест с шестом в Магдебурге, и Богородица на высокой башне (столпе) , что на современном языке назвали бы подобием высокой трибуны. К этой же теме, я полагаю, надо отнести и огненные столпы, которые указывали путь Моисею.
Подобным образом, «на башне-трибуне» Богородица изображена в древнем Спасо-Мирожском монастыре Пскова. Мусульмане бы назвали это минарет-маяк.
При этом, в Мирожском монастыре Пскова XII века выстроена удивительная «вертикаль», на вершине которой - Богородица, что хорошо видно на фотографии.
И Мирожский монастырь , о котором идет речь, не только ровесник собора Рождества Иоанна Предтечи в Псковском Завеличье, но и место, куда для защиты Пскова от войск Стефана Батории из Псково-Печерской Лавры шествовала сама Богородица ( "Стратегическое положение Псково-Печерского монастыря, где по древней традиции правители испрашивают небесного благословения Божией Матери").
Поэтому дата одного из двух крестных ходов из Псково-Печерской Лавры – в Псков приходится на день спасения Богородицей Пскова от Стефана Батории, чья ставка была около церкви Никиты Гусятника. Вторая дата крестного хода - 20 октября , когда Псково-Печерская Богородицы защитила Псков от войск Наполеона.
И фрески именно этого древнего монастыря, расположенного на том же берегу реки Великой, где находится и Княгинин Иоанновский монастырь, весьма выразительны в контексте иллюстрации небесной вертикальной оси .
Продолжая разговор о псковских столпах , небесных вертикалях и птицах, представлю несколько древних изображений , как нашей эры, так и до нашей эры , на тему птица на шесте или даже - на руке, где:
Или птица сидит на вершине креста, а по сторонам – два шеста;
Или девушка держит два стилизованных шеста в каждой руке, на вершинах которых изображены птицы;
Или шест держит уже король , на вершине шеста - лабарум , а на другой руке короля - невеста в венке.
Эта же публикация представляет необычный Лабарум, где вместо альфа и омега, стоит знак «птичьей лапы», обращенной вниз , а справа - традиционное омега. Т.е. «птичья лапа» и альфа - это начало.
«Происхождение слова "лабарум" неизвестно (некоторые произносят его laborum). Но….можно предположить генетическую связь этрусского двустороннего "топорика", древнегреческого двустороннего боевого топора, считавшегося атрибутом Зевса, который, впрочем, назывался … лабарума. Слово "лабрис" впервые упоминается в греческой литературе Плутархом…Эпитет "Лабрандский" Плутарх объяснял тем, что "лабрис" на лидийском наречии означает "секира". Лабарум был эмблемой Этрурии до Константина Великого»/3/. Но надо полагать, что Константин Великий увидел Лабарум так , в его видении , как он должен был соответствовать его времени.
Лаба (Laba) , обращу внимание, название реки Эльба в её верхнем течении. И второе название чешского Вышеграда , как Либеград, вероятно, родственно названию реки Лаба ,в которую впадает река Влтава ровно там , где стоит город Прага ( «Путь Лебедя» - большая европейская Родня: Виндзорские короли, Булонские графы , Бранденбургские курфюрсты, Саксонские герцоги» ).
При этом , у этой Лабы в Чехии есть «сестра» или «прародительница» река Лаба (Лабэжъ) , впадающая в современную реку Кубань на Северном Кавказе. Кавказская Лаба образуется из слияния Малой Лабы и Большой Лабы , которая берет начало у перевала Лаба в Абхазии, на границе с Карачаево-Черкессией, недалеко от Красной Поляны /4,5,6/.
Что же касается Эльбы (Лебедь), в определенном смысле , она тоже является рекой «рассекающей» , как «топорик Зевса».
А рукоять топорика Зевса , если его держать вертикально, тоже напоминает шест , на вершине которого «секира с восьмеркой бесконечности», и ею Зевс вполне может пресечь (клюнуть) то, что ему неугодно.
Ещё один важный сюжет на эту же тему:
В ходе этнографической экспедиции в центральную Россию в 1902 году были найдены стилизованные изображения людей, с руками похожими на крест, один из лучей которого удлинен и «переходит в руку» . В другой версии рука завершается подобием трезубца. Но ещё более необычно и тройственно изображена голова окрыленного человека на вышивках , собранных в селе Вышней Залегощи, Новосильского уезда/12/
В дополнение к сказанному, и принимая во внимание тот факт, что главным столпом-насестом во все времена был столп огненный «от земли до неба», представлю в этом же ряду ещё несколько значимых изображений с птицами.
Первое - монета из Газы , Филистии, 4 века до нашей эры.
На монете буквы YHW и Бородатое божество с птицей в руке:
«Бог находится в его вытянутой левой руке. Он носит гиматий, оставляя верхнюю часть тела голой и сидит на крылатом колесе. Правая рука обернута в его одежде. У его ног-это маска».
В описанной монете конкретно мне весьма интересно ещё и изображение «птичьей лапы».
В статье же , рассказывающей о монетах «Yahweh's Image on a 4th Century BC Persian Coin issued for the Province of Yehud (Judah)?» говорится о том, что , с одной стороны, «на влияние греков указывают : Крылатая колесница и маска, что характерно для Дионисия и финикийского или арамейского бога Солнца. С другой стороны , исследователи также продолжают сомневаться , показаны ли это буквы «yhw или yhd». Т.е. идет речь о Яхве, которого называли «Богом Небес» или о Yehud. И это вызвало много вопросов у ученых: Почему мужчина на Крылатой колеснице изображен без названия».
В цитируемой мною публикации представлена, обращу внимание, не одна, а несколько монет с «крылатым колесом» и птицей на руке.
И в связи с разговором о Зевсе –Лебеди и Леде – Млекопитальнице интерес представляет « еврейская монета с крылатым божеством, хранящаяся в Британском музее, которая , как считается издавна, иллюстрирует paganizing - особую форму иудаизма, в котором Yahu поклонялись в образе Зевса…. И «рассмотрение марок» этой монеты убеждает, что три буквы должны быть beyhd, а не yhw..."
Первоначально подобные монеты , которые всплывали на рынках и в коллекциях считали филисто-арабскими. Потом выделили в отдельный ряд из мест «…вблизи Иерусалима». Ни одна из монет не носит фирменного знака монетного двора. На одной есть надпись на арамейском Бааль Tarz, "Господа из Тарса". Скипетр - завершается Лилией. Возможно , указывая на то, что это скипетр власти Бога.
Упоминание этого древнего Киликийского города Тарс указывает, одновременно, на прародительницу Святославичей, Ольговичей, а также Князей Черниговского княжеского дома, которым отошел на съезде Ярославичей 1097 года город Любеч - сестры Лыбеди. («Потомки Ярославовы и женская линия: Киликия, Киликиевский крест, Ван-«море» и Церковь святого креста»).
А поскольку Любеч символизировал примирение Ярославичей, то Черниговские Князья и исполняли миссию умиротворения междоусобных войн, хранили память коварно убитых Святых Бориса и Глеба, а также Вышгородов ( "О культе воинов святых, Н. Чистякова IV Международные Александро-Невские чтения").
Тарс, о котором идет речь, был центром Киликии. Основан он ассирийским правителем до нашей эры. И в этом городе родился апостол Павел. Мощи святой Феклы Иконийской тоже находились в Тарсе.
Является ли «Господином Тарса» Божество с бородой и птицей, на крылатом колесе - не ясно. Но на всех описанных монетах с бородатым божеством , за исключением одной, шеста, как такового, нет .
Однако на каждой из них есть крылатая колесница, которая может «ездить по небу» , что напоминает колесницы, на которых был вознесен Илия с горы Кармель.
Т.е. эта та самая колесница, на которой вероятно можно проехать «Млечным путем» или вдоль «Космической оси», что и символизирует шест.
Со временем «шест» на гербах стал уменьшаться по высоте и, вследствие этого, напоминать некую опору или подставку, расширяющуюся книзу , подобно основаниям ваз. Или , я бы сказала, подобно силовым магнитным линиям , выходящим из полюсов либо входящим в них.
Редко где этот эксклюзивный шест с птицей остался высоким.
Но уникальное изображение птицы на вершине креста, в обрамлении двух столпов справа и двух столпов слева, сохранилось в базилике Св.Севастиана во имя Петра и Павла в Риме на Аппиевой дороге. Фотографию этой птицы над распятым Христом, я приводила в предыдущей главе и повторяю вновь, по той причине, что этот образ наиболее близок образу Христа, совмещенному с изображением созвездия Лебедя на карте звездного неба У.Шикхарда.
Истории Святого Себастина, истыканного стрелами, я уделяла много внимания , потому что именно его именем был крещен Псковский Князь Ярослав- Васильевич Оболенский - родоначальник князей Ярославовых, о чем сообщает книга «История княжества Псковского» митрополита Евгения Болховитинова:
В этой же статье , считаю важным сделать акцент - на стрелах. Потому что «летящая стрела» сопутствует культу «Птичьей лапы».
А память о символических «летящих стрелах» есть не только в крестильном имени Князя Пскова Ярослава Оболенского, но и - на гербе Михаила Сабурова, дочерью которого была супруга Князя , похороненная вместе с сыном Михаилом в Иоанновском монастыре Пскова на берегу реки Великой.
Описание герба Сабуровых следующее :
«…В щите разделённом на три части горизонтально и вертикально, в верхней малой части в красном поле находится серебряная стрела , летящая в правую сторону; в нижней пространной части: в правом голубом поле золотая пика, остроконечием обращённая вверх; в левом серебряном поле орлиная лапа, держащая саблю …».
О подобной же «летящей стреле» рассказывает и книга Э.Коллинза в контексте лебединой Брайт.
«Связь Брайд с символом в виде птичьей лапы также подчеркивается интерпретацией её имени, как «летящая стрела», простейшее изображение которой похоже на лапу птицы. Соблазнительно увидеть «отпечаток», «след» или даже «огненную стрелу» Брайд в четырех главных звездах созвездия Лебедя – Денеб и трех соседних , которые астрономы называют «треугольниками». Это ставит «отпечаток» Брайд в один ряд с верованиями племен коренных американцев , которые видели в созвездии Лебедя группу звезд под названием Птичья Лапа или Лапа Индейки. У валлийский бардов ( это слово переводится как «поэт» или «сказитель») этот же символ (только перевернутый) называется Эйвен . Он напрямую ассоциировался с гальской богиней Минервой , как римляне называли Бригантину или Брайд…
Брайд также властвовала «над огнем, над искусством и над красотой…под небесами и в глубине морей». При этом Бригантина переводят , как «Высокая»…
Большинство источников считают, что имя Брайд имеет древний кельтский корень бриг, что означает «высокий , возвышенный». От него образовано имя Бригантина и древнее ирландское Бригид…, а также «Бри» острова Мэн…».
Упомянутая «огненная стрела», вместе с этим, напоминает историю горы Кармель пророка Илии и кармелитов, которую я представляла в статье:
Дело в том, что после смерти Великого Князя Михаила Ярославова Тверского, над мощами которого всю ночь стоял Огненный столп, Авиньонский Папа на месте, где был явлен этот Столп, создал Маджарскую епархию.
При этом в Маджаре, первым после смерти Тверского Князя, появился именно Орден Кармелитов - Пресвятой Девы Марии с горы Кармель, покровителем которого является вознесенный на огненной колеснице пророк Илия.
История же кармелитов прямо связана со Святым Себастианом и городами , названными его именем:
«В годы гонений со стороны турков-сельджуков монахи монастыря горы Кармель вынужденно эмигрировали на Кипр. В Сицилию, во Францию и Англию. Т.е. монастырь переживал сложные времена и в самые трагические дни его истории генералу Ордена Симеону Штоку явилась в видении Богоматерь. Указывая на свой скапуляр, она сказала: «Это - привилегия для тебя и для всех, кто будет носить его. Кто в нём умрёт - будет спасён!». Этим жестом Мария сохранила орден, выводя его из бурь и опасностей (16 июля 1251 года). В дальнейшем генеральный настоятель издал брошюру «Igneasagitta» - «Огненная стрела», написанную в 1270 году, и призывал к созерцанию и уединению вдали от суеты городов».
С тех пор, для кармелитов обязательно ношение скапулярия. С таким малым скапулярием на правой руке, как у Богоматери на горе Кармель, несколько раз являлась Богородица в городе Сан Себастьян де Гарабандал.
Вот эта «Огненная стрела» - «Igneasagitta» , давшая название брошюре генерала Ордена Кармелитов - и есть суть Брайд – «кормилицы Христа», каковой её называли в Британии.
«В древней Ирландии Бригитта считалась дочерью Ирландского вождя XV века, обращенного в христианство св. Патриком. В Килдэре был построен посвященный ей монастырь, и здесь же девять девушек поддерживают её священный огонь, который символизирует её роль как той, кто «приносит солнечный свет, тепло, рост и изобилие".
Другая легенда представляет её как кормилицу Иисуса Христа… что , по всей видимости, является развитием языческих представлений о ней, как о матери богов. Благодаря этим легендам Иисуса стали называть «приемным сыном Брайд» ,а Вифлеемская звезда превратилась в «rionnag Brideog» или «звезду маленькой Брайд».
Стрелы же индейцев с «птичьими перьями» - это уже земное, максимально приближенное по образу изображение «огненной стрелы Лебединой Брайт».
И эти огненные стрелы очень напоминают предание об Огненных стрелах Великой Княгини Ольги, когда она якобы привязала горючий материал к стрелам, и этими подожженными стрелами обстреляла недругов.
В контексте легенды Брайд история об этих огненных стрелах Ольги Перевозщицы прочитывается совсем иначе. «Огненными стрелами» - могли быть молнии , которые подожги хоромы её обидчиков, после того, как она разгневалась.
Княгиня , основательница Пскова, также как Брайд управляла погодой.
При этом , управляла она Псковской погодой и после перехода в Вечность, о чем рассказывает история Ольгиного моста через реку Великую.
Этот мост - на том месте, где была Ольгина Переправа и церковь Успение на Пароменье, был не угоден Ольге Великой.
Во всяком случае, на отсутствие Ольгиного благословения указывает то, что произошло в день закладки этого моста, который ещё при его строительстве стали называть Ольгинским, а затем это название утвердили официально:
«При закладке моста 14 июня 1909 года чудная погода внезапно сменилась грозой с проливным дождем. При освещении моста 30 октября 1911 года из-за ненастья молебен совершался в особой палатке. Дурные приметы оправдались. За последующие 33 года мост взрывали трижды: в мае 1919 года перед приходом белогвардейских войск, в июле 1941 года перед вступлением фашистов, и в июле 1944 года при их отступлении. И трижды его пришлось восстанавливать. Через четверть века решили , что для современного транспорта непригоден узкий мост с бревенчатой основой , из-за которой постоянно разрушалось асфальтовое покрытие. И в 1969 году началась его разборка...» («Псков на старых открытках» Н.Ф.Левин).
Как видим, несмотря на то, что мост был назван Ольгиным и находился рядом с Псковским Троицким Собором на том месте, где Ольга Великая увидела Знамение трех лучей, расположения самой Ольги к этому мосту, похоже, не было.
Объяснение видится:
И в истории знакомства Княгини Ольги с Князем Игорем.
И в том, что именно Ольга особым образом отделяла сакральные места церквей от торга.
И - в самой легенде о Созвездии Лебедя.
Ведь временный мост из звезд созвездия Лебедя в «летнем треугольнике» складывается только раз в год.
Только раз в год Небесная ткачиха может увидеть своего возлюбленного, встретившись с ним на этой летней переправе - «Небесном броде», в седьмой день, седьмого месяца ( "Диалог о «справедливых ценах» на нефть с «Королем монет»: Встреча на «Мосту Лебедя» 07.07…")
Небесная Принцесса ткачиха - дочь Небесного правителя или Нефритового императора. Её возлюбленный - Пастух, который гнал хозяйский скот вдоль Млечного пути.
Иначе, Небесная Королева - это пророчица, прядущая нити судьбы. А Пастух для человечества на земле – суть Царь земной.
В земной интерпретации это и Княгиня Ольга с князем Игорем.
И основатели Либеграда-Вышеграда княжна Либуше – дочь Князя Волшебника Крака, муж которой был крестьянином, а стал первым царем Чехии, вместе с царицей Либуше.
И главное здесь в том, что мост не может быть постоянным.
Сама переправа через реку имеет сакральный смысл - «Небесного брода».
Реальная встреча Ольги Великой с Игорем произошла, как считают, в Выбутах на берегу реки Великой, но в 12 верстах от будущего Ольгинского моста.
Есть там известный брод, мистическим образом, напоминающий «Небесный брод» дня Лебедя 7 июля:
«Река Великая возле Выбут за многие тысячелетия глубоко прорезала свой путь в известняковой плите, образовав высокие обрывистые скалистые берега . У Выбут, чуть выше по течению реки, ровное плитяное дно лежит неглубоко и стало переправой через реку Великую . Здесь, «на броду от Выбута» дважды в XV веке (в 1407 и 1480) годах Псковичи останавливали наступавших Ливонских рыцарей, не позволив им даже подойти к городу. Этой переправой между современными деревнями Волженец и Кузнецово до сих пор пользуются окрестные жители , перебираясь летом через реку даже на легковых автомобилях с низко расположенным двигателем..
На правом берегу, тоже называемым Ольгинским, у деревни Волженец ( ныне Ядровской волости) население до сих пор пользуется вырубленным в скале под обрывом колодцем с чистой, очень холодной, прозрачной водой. Это - «Ольгин ключ». Он обмелел засушливым летом 2002 года».
Т.е. Великая Княгиня Ольга была Перевозщица. И Переправа имела дня неё философский смысл /7,8,9,10/.
А Мост - это доступность.
Ведь не случайно эту «доступность» обрывали или отсекали , как только начиналась война, будь то война гражданская или внешняя агрессия. И Ольгин мост трижды взрывали.
Поскольку речь идет о Небесном броде и Мостах, которые складываются лишь один раз в год, обращу внимание - на сербский след в Лужецком Ферапонтовом монастыре . Тем более , что и псковский Савво-Крыпецкий монастырь , подворьем которого является монастырь Княгинин на реке Великой, указывает на Савву Сербского и Савву Освещенного ( «Савво-Крыпецкий монастырь Иоанна Богослова, основанный при князе Пскова Ярославе Оболенском» ) .
На одной из плит Лужецкого Ферапонтова монастыря в Можайске изображена «Птичья Лапа». Возможно, это элемент рисунка , но элемент этот именно в форме «лапы птицы».
Существует мнение , что в Можайске в 12-13 веке собрались наиболее стойкие в своей вере язычники.
Однако язычниками называли и кельтов. А кельты поклонялись – Зевсу, что, как показано выше, называют особой формой иудаизма paganizing.
Поэтому ещё в январской статье 2009 года о Петре I, где описывались надгробные плиты Лужецкого монастыря, я усомнилась в том, что в Можайске собрались язычники:
«Именовать их язычниками не совсем верно, потому что они владели знаниями о «родовом кругооброте душ», а такое знание даже в сегодняшние времена относится, опять же, к знанию царскому и сакральному.
Язычников можайских земель, как поясняют старцы, заботило не только рождение новых детей, но и «весь правильный кругооборот душ с их верностью миру великих богов и восхождением души в ирий...Ибо, ежели душа в ирий не попадет, то и обратно оттуда в род не вернется ».
Об этом можно судить по рисункам и сакральной трехгранной резьбе на надгробных плитах, замурованных ныне в фундаменте Лужецского можайского монастыря. Сами плиты, а также присутствующие на них символы звезды с лучами, стоящей на толстом луче или столпе (подземное солнце), и иные «прялкоподобные рисунки».Упомянутая выше традиционная русская прялка, похожая на букву гамма (или на распад элементарной частицы в пузырьковой камере), символизирует собой начало и конец жизни. Скручивающиеся и раскручивающие нити, а также нити сияющие в месте их слияния, означают рождение, жизнь и правильную смерть. Смерть - «есть расплетание нити, расхождение единства души и тела…» ( "Се Бог твой, о Россия... Петр Первый: язычник,масон, Антихрист или «родственник» Христа?").
Как видим, в этом описании тоже упоминается Звезда, стоящая на толстом луче или столпе. И вместе с этим - прялки.
На Руси, Пряха – Макошь, Лебедь Небесная.
Самой известной реальной «пряхой-королевой» была родоначальница английских королей Стюартов – королева Англии Анна Датская , супруга короля Якова I (VI), известного его Библией Якова.
«Одна из легенд о происхождении названия растения «Кружево королевы Анны» (дикая морковь) гласит, что, когда Анна, искусная кружевница, прибыла из Дании в Англию, она предложила придворным дамам попробовать вывязать кружевной узор, такой же изящный, как цветок дикой моркови. Но с королевой не смог сравниться никто...»/11/.
Интересно, что родственный Лужецкому - Ферапонтов монастырь находится в Вологде, также знаменитой его кружевом, а теперь и музеем кружева. Причем создавалось это кружевное мастерство людьми чрезвычайно просвещенными - Засецкими. «Летописью Засецкого» Карамзин называл список Софийской Первой летописи, в которой им «был найден третий список "Русской правды" - на что указывала д.и.н. Р.М.Лазарчук.
А.А.Засецкий- названный брат А.Т.Ярославова, матерью которого была урожденная Волкова ( «Родословие Ярославовых-Волковых. Палаты Волковых-Юсуповых, Соколиный дворец и современная дипломатия»)
И брак родителей Алексея, родившегося на Шексне: боярина Тихона Ярославава и княгини Екатерины Ярославовой , основавшей церковь Казанской Божией Матери в Ступино недалеко от Коломны, был по его генеалогии браком двора «мужей Ярославовых» и «Брячиславова Двора», повторяя в этом смысле брак Александра Невского и Княгини Александры Брячиславовны из того же рода Рогволодовичей («Волков»), к которому принадлежала и первая наставница Иоанновского Княгинина монастыря – Ефросинья Псковская.
В документах о родословии Ярославовых и в их семейных архивах , собранных А.Т.Ярославовым и М.И.Ярославовым, есть письмо , которое я назвала «криптогрофическим», относящееся к истории с сербским следом и «птичьими лапами» в Можайске, на Белоозере и в Пскове.
«Криптографическое письмо» А.Т.Ярославова с «зеркальными буквами К» и упоминанием, вероятно, Ярославля на Сане (Рб. ГАЯО) описывалось мною так:
«Расшифровать я его полностью не смогла, но речь идет о Польском короле Мешко и крещении Польши с переходом на польского короля Владислава I Германа - сына Добронеги (Марии - дочери Владимира I) и Болеслава Кривоустого, о Краковских князьях, о балтийском северном Поморье, т.е. о Померании, и выделяется 1333 год, когда к власти пришел князь Тверской и Микулинский Михаил Александрович…..Дважды упоминается Ераслав (Ярослав). Вероятно, речь идет о войне между польским королем Болеславом Храбрым и Ярославом Мудрым…» ( "Грамота Паисию Ярославову на земли и воды богини Флоры, Гороховца и Ярополча князя Ярополка – Петра, коронованного Христом" ).
В этом тексте упоминаются Краковские князья, в т.ч. Стефан, один из которых был отцом первой Чешской царицы Либуше на реке Лабе и Либеграда.
Также названа Добронега (Мария Владимировна) - мать Светославы Польской в честь коронации которой изготовлен Вышеградский кодекс, где Богородица с поклоняющимися ей волхвами изображена с «птичьими лапами».
И в этом же тексте упомянут первый Тверской Князь, потомок Князя Михаила Ярославова Тверского, Михаил Александрович Микулинский, в лице которого род Федора Кошки породнился с Тверскими Князьями/13/.
Все это близко к Лабе - верхнему течению Эльбы.
Одновременно, в контексте Лужецкого монастыря, имеет значение ещё и то, что название монастырь получил от села Лужки. А лужичанами назывались лужицкие сербы (сорбы, венды, лугии). Историческая область Лужицы входит в состав Германии. И делится на Нижнюю Лужицу - на Севере, в федеральной земле Бранденбург, и Верхнюю Лужицу – на Юге , в федеральной земле Саксония.
Напомню в этой связи, что именно Бранденбургским маркграфом Фридрихом II в 1440 году был основан «Орден Лебедя».
Это были полабские славяне. Занимали полабские славяне обширную территорию от устья р. Лабы (Эльбы) и её притока р. Салы (Зале) на Западе, что, замечу, считается основой могущества рода Асканиев («Путь Лебедя» - большая европейская Родня: Виндзорские короли, Булонские графы, Бранденбургские курфюрсты, Саксонские герцоги»).
При этом, не только название Лужецкого монастыря в Можайске, но и сам рельефный образ Николы Можайского указывает на сербское участие в строительстве этого монастыря:
«Г.К.Вагнер предположил, что в Можайске в конце XIV - начале XV века работали сербские или болгарские зодчие и скульпторы. "Во всяком случае, - замечал он, - фасадная резьба старого Никольского собора была выполнена в сербских мотивах".
Сербская версия происхождения можайского образа, на мой взгляд, вполне правдоподобна.
Сербское царство в 1389 году было захвачено турками. Решающая битва произошла на Косовом поле, которое в конце XX века вновь обагрилось кровью. События тех давних лет потрясли весь православный мир. На Руси в последующие годы строится множество храмов во имя Илии Пророка: согласно преданию, он явился перед неравным боем сербскому князю Лазарю с войском, предложив им выбор между царством земным и Царством Божиим.
Спасаясь от турецкого ига, многие сербы нашли пристанище в русских землях. Кто-то из резчиков, иконописцев мог оказаться в Можайске, где тогда княжил один из сыновей Димитрия Донского - Андрей Димитриевич.
Статуя Николы вырезана из можайского дуба, а разметка ее выдает руку мастера-серба. По мнению многих исследователей, образ, скорее всего, был создан в 1409 году после разорения Можайска золотоордынскими отрядами Едигея.
Язык символов был понятен всем. И кто еще, как не представитель народа, выбравшего Царство Божие, мог на этом языке воззвать к можайскому люду: не забудьте про меч, иначе можете потерять и свой пограничный град, и само государство, как мы потеряли свое...» ( Автор Николы Можайского - серб?. М.Дьяков).
Подобным же образом выделен Меч Князя Пскова Всеволода Мстиславича, основавшего Собор Рождества Иоанна Предтечи в Пскове и похороненного в Троицком Соборе Пскова.
А первым воеводой в Можайске был Князь Василий Иванович Косой Оболенский – отец Князя Пскова Ярослава Васильевича Оболенского, супруга которого похоронена в названном Соборе Рождества Иоанно Предтечи псковского Завеличья.
Псков, также как Можайск, был городом пограничным. И фигура воеводы с мечом – Рыцаря символической «Королевы «Птичьей Лапы» была в нем на первом плане.
Трижды взорванный Ольгинский мост - след этой сложной пограничной географии.
Новый Ольгинский мост начали строить в 1970 году.
Вместо ажурного арочного моста построили безарочный железобетонный мост. «Первоначально конструкция моста включала 2 основные опоры в воде, но ввиду просчётов в расчётах, приведших к деформации сооружения, позже были добавлены ещё 4 дополнительные опоры, доведя таким образом их количество на воде до шести».
И новый Ольгинский мост в итоге стал таким же «шестистолпным» , как шестистолпный Собор Рождества Иоанна Предтечи на берегу реки Великой.
Вновь особым образом при строительстве моста , решалась и судьба старой Анастасиевской часовни, простоявшей к моменту строительства первого Ольгиного моста в 1911 году уже почти 200 лет. Часовня посвящена Святой Великомученице Анастасии. Роспись в ней выполняли по рисункам Н.К.Рериха. При постройке моста в 1970 году часовню пришлось опустить на набережную.
Вот эта часовня , построенная в деревянном варианте в начале XVIII века, видится «репликой» церкви Святой Анастасии, заложенной Князем Ярославом Оболенским –родоначальником князей Ярославовых перед самой его смертью в 1487 году . Как пишут летописи, за месяц до своей смерти, он очень стремительно, буквально в несколько дней, построил церковь Анастасии Римлянки в Пскове.
Статья «Средневековый Псков , о церкви Анастасии Римлянки» , рассказывает об этом так:
«…Эпидемия 1487 года стала причиной возведения сразу двух обыденных церквей: Анастасии Римлянки в Кузнецах и Нерукотворного образа в Козмодемьянском конце. Образскую церковь построили и освятили 26 августа; сообщение о сооружении церкви Анастасии фигурирует в летописи уже под другим сентябрьским годом - 6996-м. Поскольку дальше в летописи речь идет о кончине князя Ярослава, последовавшей 4 октября, уместно предположить, что промежуток времени между строительством двух церквей был минимальным, и церковь Анастасии возникла не позднее 1487 года…»
Летописи сообщают, что была церковь построена в дни большого мора в Пскове. Князь тогда не бросил Псков , а остался верен Псковичам, которым клялся на Вече. И в год этого мора умерла его Княгиня, его сын и он сам.
Настоятель храма священник Евгений Ковалев рассказывает удивительную историю , произошедшую около этой церкви в 1637 году.
«По словам летописи, в 1637 году близ этой церкви совершилось следующее чудесное событие: перед проходившим здесь 12-ти летним мальчиком появился некто «с крилы без ног» и повелел ему сказать жителям, что если они не изменят свою греховную жизнь, то на город обрушится гнев Божий. После сего мальчик был подхвачен как бы сильным вихрем и поднят на воздух выше церковного креста. В 1639 году пристроен придел во имя святой Параскевы. В 1786 году церковь была предназначена к уничтожению, но оставлена».
(«Анастасии Римлянки в Кузнецах, церковь» ).
Как видим, птица с крыльями и головой человека , единожды за 1000 лет была явлена в Пскове и назвала греховными те годы, которые историки именуют «годами преодоления Смуты».
То, что эту Смуту не преодолели , очевидно , из бесконечных войн этого периода. Поляки в 1637 году, как они считали , взяли под контроль Украину. Смоленск остался под контролем Польши. А Князь Ярослав Оболенский был по матери из Смоленских Князей ( «Родословие Ярославовых XVII в. в контексте смены гетманов и гетманских столиц, в «Материалах для генеалогии дворянства Ярославской губернии» 1916 г.» ).
Это к вопросу о том, почему ангел явился именно у церкви Анастасии родоначальника Князей Ярославовых на Кузнецкой улице , ныне Октябрьской.
Э. Коллинз в его книге называет птицу с головой человека - душой усопшего, в частности, об этом идет речь в главе «Боги Нижнего неба».
Египетские поля блаженных, попасть в которые умерший человек мог лишь после того, как его душа превращается в ах (это слово переводится как «сияющая душа») и присоединялся к «Вечным звездам», которые отождествлялись с «Великими на Севере Неба»…
В одном из фрагментов «Текстов пирамид» говорится о том, что умерший фараон во время путешествия в загробный мир соединяется с северным полюсом неба:
… и ты насытишь меня на полюсе , на первейшем из его флагштоков.
Древнеегипетский рай или Сехет-Аару , куда попадают люди после смерти, располагался вблизи звезд , вращавшихся вокруг северного полюса неба. Более того, душу усопшего представляли в виде птицы с головой человека, которая летит на Север , как перелетная птица….»
Летят эти лебединые души предков 11 ноября - в день, который сначала был днем памяти Анастасии Римлянки , затем - Святого Мартина Турского, а после этого - Святого Дмитрия Ростовского.
Вот эта дата 11 ноября , связанная с полетом усопших душ предков , удостоенных Северного Рая, и определила посвящение - Анастасии Римлянке последней церкви , основанной в его жизни Князем Ярославом Васильевичем Оболенским - родоначальником Князей Ярославовых ( "Первая ветка Ярославовых: от XV до XXI века. От Ярославовых, приводивших Ярославское княжество во власть Москвы - до Рыцаря Ордена Креста Витиса").
Ссылки:
2. Дмитрий Ростовский и Анастасия Римлянка
4. Большая Лаба
5. Красная поляна Сочи Малая Лаба
6. Из какого ледника берет начало Малая Лаба ? Лаба берет начало из родников
9. Можно ли обеспечить экономический Рост, воюя с «Запалом в экономике»?
10.God-Land (Годланд) - Земля Бога поставила вопрос об Олеге, Ольге , Лыбеди и Кремле
12.Этнографическая коллекция 1902 год Вологда
13.Федор Кошка: Кошкины, Кашкины, Романовы. В … XVII веке Кошкиных можно было найти в каждом уезде
15.Исток Эльбы
16.Здесь сливаются две реки: Влтава и Лаба- Эльба
17.«Псков на старых открытках» Н.Ф.Левин