Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Три древних «Кремлевских» захоронения в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне: чета Ярославовых и грузинский владыка Роман (князь Эристави), Ч.2

    • Крест мозаики Предтеченского храма на Пресне, подобный крестам на закладных досках четы Ярославовых, фото А.Савостина
    • Мозаика Баптистерия Альбеньи (Италия), подобная мозаике Предтеченского храма
    • Мозаика свода Баптистерия в Альбеньи и равносторонний крест на венце царя, V век
    • Книга священника Ионна Павлова «Вначале было Слово…», возглавившего создание мозаики Предтеченского Храма
    • «Эммануил в силе» - фреска В.М.Васнецова Предтеченского храма
    • Реставрация фресок В.М.Васнецова в храме Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне
    • Фреска В.М.Васнецова в соборе Святого Владимира Киева, копия которой есть в Предтеченском храме
    • «…Преддверие Рая»: Духовные мечи…, В.М. Васнецов, Третьяковская галерея
    • Композиция «Отечество» Храм Предтечи на Пресне, В.М.Васнецов
    • Распятый Иисус Свято -Владимирского Собора, повторяющий фрагмент картины «Отечество»
    • Саваоф на картине «Отечествие» мозаика В.М.Васнецова в православном храме Варшавы: Лебедь – святой Дух
    • «Замок» Прохорова на Пресне, архитектор Залесский
    • Александр Годунов премьер солист Большого Театра
    • Фильм «Рейс 222», об эмиграции в США солиста Большого театра Александра Годунова

© Н.Б.Чистякова-Ярославова
18 декабря 2011 года - День Саввы Освещенного,
Санкт-Петербург

Равносторонние греческие кресты, известные также как Мальтийские, вот что объединяет две закладные доски четы Ярославовых, на стене самой древней части храма Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне, - с третьей закладной доской в алтаре этого храма, где захоронен владыка грузинский Роман (Эристави) - родственник грузинского царя философа и «звездочета» Вахтанга VI, проживавшего со своей свитой именно в этом районе Пресни, после неудачного Персидского похода Петра I.

Подобные же греческие кресты наряду с гербами и флагами Греции, и Мальты, украшают герб и флаг Швейцарии, а также королевства Тонго на 172-х тихоокеанских островах («Греческий крест»).

Греческий крест, по указу Великого магистра Павла I, появился и на гербе города Кострома с её великокняжеским и царским Ипатьевским монастырем, основанным Захарией -Четом, которому в видении явилась Богородица вместе с апостолом Филиппом и ИпатиемГангрским.

При этом, на гробнице апостола Филиппа в греческом поселении Иераполисе (2000 лет), найденной 28 июля 2011 года, мы видим, точно такой же равносторонний крест, какой отлит и на закладных досках Четы Ярославовых Предтеченского храма на Пресне.

Более того, форму равностороннего греческого креста «в плане» или иначе - при виде сверху имеет всемирно известный Собор Сан-Марко в Венеции, о котором я писала в статье «О тайнах Ипатьевского монастыря и Красных князьях - Дмитриях» в связи со святым Федором Тироном, Дмитрием Солунским, Кириллом Александрийским, Святым Марком, а также коптским святым Христофором Псеглавцем.

Второй храм, имеющий форму Мальтийского креста, если смотреть на него с высоты птичьего полета, - это современный Храм Христа Спасителя.

Мистическую связь с именем Иоанна Предтечи можно объяснить тем, что Ярославовы, через Сабуровых, являются потомками Великого Захарии - мурзы Чета, основателя Ипатьевского монастыря, крещенного именем отца Иоанна Крестителя - Закарии.

Греческий крест, подобный вышеупомянутым равносторонним крестам на закладных досках четы Ярославовых, только много большего размера, украшает небесного цвета мозаику на потолке Храма Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне.

В центре этого креста вписано большими буквами слово БгЪ - Бог.

Крест изображен на фоне двух четырехугольников, символизирующих сотворение мира, более известных по иконам «Неопалимой купины», в «огненной» цветовой гамме.

Эту уникальную Предтеченскую мозаику храма на Пресне исследователи сравнивают с мозаикой баптистерия в Альбеньи (Италия).

Альбеньи здесь связано с ассоциативным рядом Аль-Белл - Белый -Эльба- Лебедь, присутствующим в фресках В.М.Васнецова храма Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне, повторяющих фрески Васнецовав Свято-Владимирском соборе Киева.

А баптистерий - крестильня. Ведь это - Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа, а не наоборот. Поэтому в настоящих храмах Иоанна Предтечи всегда бывают Баптистерии с купелью - специальные помещения для крещения, обязательно украшенные мозаикой.

Есть такой Баптистерий и в храме Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне, на что указывает желоб вокруг круглой и самой древней части храма.

Причем мозаика храма исполнена в технике, ныне уже утраченной, которая в альбоме путеводителе С.И.Матюшина и Е.А.Скоробогачева описывается так:

«Своды, стены, оклады клиросных окон в главном храме выполнены из стеклянной мозаики. Особенно впечатляет центральный свод объема, соединяющего четверик с трапезной частью храма.

Здесь мозаикой выложен равноконечный крест со словом «БОГ» на голубом фоне, крест вписан в перекрещивающиеся четырехугольники - символ сотворенной Вселенной. Иконография восходит к раннехристианским образцам, одним из которых является мозаика V века баптистерия Альбеньи в Италии.

Мозаичные работы в Предтеченском храме выполнены в технике Hinterglassmalerei ( живопись стеклом), в настоящее время секрет этой техники утрачен.

В классической мозаичной технике золото помещается между стеклами, а здесь золото и серебро различных видов нанесено на обратную сторону стекла, что создает эффект зеркальной поверхности. Кусочки стекла имеют различную, часто неправильную форму, в результате чего образуется сложная живописная фактура. Мозаика из подцвеченного стекла, характерная для эпохи модерна, также была излюбленной техникой В.М.Васнецова».

История, описанной выше мозаики, дополняется также в статье Михайлова Б.Б. «Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Пресне»:

К концу Великой Отечественной войны положение Церкви изменилось. «Это выразилось, в частности, в увеличении числа молящихся. По сообщению советского чиновника, на пасхальной заутрени весной 1944 года в тридцати московских церквах было «большое переполнение верующих», в частности, в церкви Иоанна Предтечи на Красной Пресне - до шести тысяч человек, из них до двухсот военнослужащих. Через год посещаемость храма на Пасху возросла до 11 с половиной тысяч. Народу сходилось так много, что было трудно войти в переулок.

С оживлением церковной жизни появилась возможность заняться ремонтом храма…

Сначала растесали массивную арку, отделявшую основной храм от прохода в трапезную и выложили свод прохода мозаикой из подцвеченного стекла с изображением креста и монограммой «БОГ» в центре его на голубом фоне.

Эту же тему развивают расходящиеся от креста радугой и чередованием голубой и белой волны кольцеобразные сферы. Иконография восходит к древнему образцу - мозаике баптистерия Альбеньи в Италии V века (см. фотографию).

Автор пока не установлен. Молва приписывает особую возглавительную роль в исполнении этой мозаики священнику Иоанну Павлову (1881-1951), который служил в … храме с 1935 года

Власти с пристрастием допытывались у него, откуда у церкви деньги на ведение таких монументальных работ…».

Фамилия Павлов, в данном случае, напоминает мне,что фамилия Павлова имеет отношение к супруге Тихона Алексеевича Ярославова - Саратовского Вице-губернатора и сына А.Т. Ярославова - автора «Дневниковых записок Ярославова (Павловича?)», хранящихся в отделе древних рукописей РНБ в Санкт-Петербурге в Михайловских фондах, возвращенных В.Майковым из Чернигова. Особняк этой Е.А. Ярославовой (Павловой) ныне называют «Дом, в котором жил Высоцкий»(как уже было сказано в первый части настоящей статьи). Были в его истории и времена, когда он был «ставкой Сталина». А ныне - Минобороны.

Одновременно, через Павловых, Ярославовы были в родстве с Голицыными, поскольку супругой Б.С. Голицына, внука Бориса Алексеевича Голицына - дядьки-воспитателя Петра I, также была урожденная Павлова.

Презентация этого родства имела место в статье «Масонская табакерка Ярославовой - Брянчаниновой, Академия Наук Петра I, Дубровицы и Архангельское», где отмечалось:

«Дневниковые записки» Алексея Тихоновича Ярославова дали ответы на многие вопросы, связанные далеко не только с «Тайной Табакерки», подаренной в Архангельском Федосье Степановне Ярославовой, урожденной Брянчаниновой.

В частности, из памятных записей выяснилось, что А.Т.Ярославов находился в очень близкой переписке с князем Борисом Сергеевичем Голицыным, из Гедиминовичей…, женой которого была Мария Петровна Павлова (Голицына). Т.е. Голицыны и Ярославовы состояли в родстве через Павловых».

Схема родственных связей Ярославовых и Павловых представлялась также в статье «Ярославичи и Арслановичи, как ключ к пониманию тайны Казанской Богоматери и истории Рязанских князей «Московского княжеского Дома».

И коль скоро я упомянула о Казанской Богоматери, то обращу внимание на то, что Царские ворота в Храме Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне повторяют Царские врата Казанского Собора в Петербурге. В первую очередь, в части, знакомого мне образа Пресвятой Девы художника В.Л.Боровиковского:мадонна без младенца, со скрещенными на груди руками, подобно рукам, скрещенным на груди ВиленскойОстробрамской Богородицы («Рыцарский культ Плачущих Богородиц и Плачущих Ярославн: Филермская икона «Мальтийского креста», Казанская и Огневидная Богоматери (Ч.2)).

В связи с упомянутым фактом близкого родства Ярославовых и Павловых, у меня есть основание полагать, что священник Павлов не случайно появился в храме Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне, отличительной особенностью которого являются закладные доски четы Ярославовых в стене этого Предтеченского храма, поскольку священнические места передавались по наследству или родству, о чем, в частности, говорится и в альбоме-путеводителе:

«Первым настоятелем храма рождества Иоанна Предтечи на Пресне был иерей Варфоломей Кузмин. В то время в большинстве храмов священническое место передавалось по наследству, существовало понятие духовного сословия. Вслед за отцом Варфоломеем в храме последовательно случил его сын и внук, вплоть до 1734 года».

Таким образом, именно при священнической династии Кузминых в храме Рождества святого Иоанна Предтечи появилась первая закладная доска юной Ярославовой, умершей в возрасте 17-19 лет. Её супруг всю свою жизнь хранил ей рыцарскую верность, свидетельством чему является тот факт, что его похоронили рядом с женой спустя сорок лет. Да и мальтийские кресты на закладных досках о многом говорят.

Интересно, что уже в XX веке, в 1914 году потомственная дворянка Елизавета Евгеньевна Ярославова стала супругой Сергея Лаврентьевича Кузьмина студента Московского сельскохозяйственного института из купеческого сословия. Запись об этом сделана в Метрических книгах Крестовоздвиженской церкви г. Ярославля, которая позже дополнена информацией о том, что супруги уехали в Москву.

Выскажу предположение, что А.В.Кузьмин, автор статьи Новые данные по генеалогии ростовской и ярославской знати в XV в. (К истории дворянских семей Алексеевых, Бородатых и Ярославовых), возможно является потомком дворянки Елизаветы Евгеньевны Ярославовой - Кузьминой. Обращу внимание также и на то, что А.В Кузьмина не редко интересует тот же круг вопросов, который интересует и меня, свидетельством чему, к примеру, его статья - «Князья Можайска и судьба их владений в XIII -XIV в. Из истории Смоленской земли». («Масонская табакерка Ярославовой - Брянчаниновой, Академия Наук Петра I, Дубровицы и Архангельское», Ч.6).

Получается, что Храм Рождества святого Иоанна Предтечи мистическим образом воссоединял, в том числе и в браках, фамилии, имеющие отношение к судьбе этого храма, от самого его изначалья.

Круг этих фамилий, от основания храма, можно очертить, для начала, как: Ярославовы, Кузмины, Павловы.

Ведь одним из первых настоятелей храма был, как замечено выше, Кузмин, его сын и внук, а уже в XX веке, настоятелем храма стал священник Иоанн Павлов, который, можно так сказать, воспроизвел кресты с «кремлевских закладных досок Ярославовых» на главной фреске Предтеченского храма, найдя для этого достаточные источники финансирования, оставшиеся загадкой для советских властей.

Речь в данном случае, как я понимаю, идет о священнике Иоанне Павлове - авторе книги «Вначале было Слово. Проповеди», изданной в 2009 году издательством «Оранта».

Так получилось, что я тоже глубоко изучала эту тему. Сначала меня к этому подвигло мое интервью областной парламентской газете «Тюменские известия», которое журналисты назвали «Вначале было Слово...», и мне не понравилось то, что они, как это чаще всего бывает, забыли продолжение: « И Слово было Богом, и Слово было - Бог». Позже, изучая уже тему: кровь -душа -благородство я сделала серьезную статью о Силе Слова, которая произвела впечатление, в первую очередь, на самых просвещенных читателей: «Сверхпроводники власти: Вечный ток - Вечно живая кровь - Вечная память» из серии статей «Нефть мудрецов и Молния в крови».

Если же говорить о священнике Иоанне Павлове, то в том, что он выбрал именно тему «Бог- Слово» я вижу влияние композиции «Эммануил в силах» храма Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне, живописную манеру которой считают близкой к росписи В.М. Васнецова «Единородный сын- Слово Божие»

Авторы альбома-путеводителя по Предтеченскому храмуС.И.Матюшин и Е.А. Скоробогачева обращают внимание на то, что:

«Вершиной религиозного искусства В.М.Васнецова стала роспись собора Святого Владимира в Киеве, под влиянием которой во многом исполнена и живопись церкви Рождества Иоанна Предтечи, что на Пресне…

Увидеть все произведения прославленного мастера в этом храме люди смогли совсем недавно, поскольку большая их часть была сокрыта под слоями живописи советских времен.

Долгое время единственной достоверно принадлежащей Васнецову работой в Предтеченском храме считался образ «Оплакивание Христа». Это произведение близко решению плащаницы, выполненной Васнецовым в 1896 году для Свято-Владимирского Собора в Киеве.

В 2006 году, вскоре после назначения в храм Преосвещенного епископа Амвросия, в день Успения Пресвятой Богородицы это живописное настенное изображение стало мироточить. Когда спустя некоторое время в храме начались реставрационные работы, в ходе которых были открыты другие выдающиеся произведения художника, значение этого знамения стало понятно…

Началось второе обретение живописи автора.

В центре свода, в главном алтаре, размещена композиция «Эммануил в силах». Живописная манера композиции близка росписи В.М.Васнецова «Единородный сын - Слово Божие» и эскизу к ней «Бог-Слово» 1890-1892 годов из собрания Государственной Третьяковской галереи.

Композиция «Эммануил в силах», отчасти канонична, отчасти является новаторством художника.

Виктор Васнецов, согласно иконографии, принятой в XI веке, изображает Спаса Эммануила в виде отрока, отмеченного духовной зрелостью, с серьезным взглядом, широким лбом, волнистыми волосами… Этот образ обращает нас к исполнению пророчества Исаии: «Дева… родит сына, и нарекут имя ему: Эммануил, что значит: Бог с нами»

Орнаментальная живопись, обнаруженная на стенах центрального алтаря, по своим графическим и живописным особенностям … соответствует индивидуальной стилистике В.М.Васнецова…

Внизу размещен стилизованный греческий меандр. Над ним проходит фриз в виде плетеной косы, из которой вырастают белые цветы, напоминающие тюльпаны (лилии?). В нижней части свода Конхи помещен крупнолистный орнамент. Роспись верхнего яруса представляет собой спиралевидную виноградную лозу с крупными гроздьями ягод, что обращено к древней символике … Виноградная лоза - общепринятый символ Христа и христианской веры, основанный на притче Спасителя о виноградной лозе: «Я есть истинная виноградная лоза…»… Виноград в христианском искусстве - это также символ евхаристического вина - Крови сына человеческого.

На западной стене алтаря размещена композиция «Преддверие Рая», стилистически близкая к работе В.М.Васнецова в киевском соборе Святого Владимира…».

Так получилось, что с композицией « Преддверие Рая» я познакомилась почти одновременно в двух версиях. Одна версия - Собора Святого Владимира в Киеве, а вторая версия - храма Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне - в Москве, в стадии реставрации.

Надо сказать, что они совпадают. Также как в росписи собора Святого Владимира два архангела держат в руках «державы». При этом у одного архангела на «державе» - равносторонний греческий красный крест, знакомый нам и по флагам Грузии и по флагам Красного креста, и по закладным доскам Ярославовых на стене Предтеченского храма. У второго архангела крест золотистый и, похоже, имеет ещё одну небольшую перекладину.

Эти фрески росписей собора Святого Владимира прислали мне в связи с моими исследованиями по Лебединой теме, включая тему Лебедь и христианство, которую я развиваю в эксклюзивном для России контексте: «Орден Лебедя» - «Сообщество Божией Матери»

Дело в том, что на всех фресках В.М. Васнецова Силы Небесные изображены как Лебеди.

Более того, на одной из васнецовских фресок Бог Саваоф изображен с образом Лебедя - Святого Духа и, как это видится, на фоне пятиконечной звезды архангела Уриила, если обратить внимание на то, под каким углом находятся расходящиеся над головой Саваофалучи. В данном случае, я веду речь о мозаике «Отечествие» православного собора в польской Варшаве, эскиз которой находится в Государственном Русском Музее, Санкт -Петербурга («Отечествие», Варшава, Польша).

В порядке отклика на статью прислали сюжет лебединых росписей В.М.Васнецова «Радость Праведных о господе. Преддверие рая», где я для себя выделила особо - мечи в руках княгинь, а также - царя Давида с арфой, что напомнило мне Золотые Царские ворота Ипатьевского монастыря от Дмитрия Годунова - дяди царя Бориса («Радость праведных о Господе. Преддверие рая». Третьяковская Галерея, Москва, Россия.)

Во-первых, я писала о том, что Меч в руках хорошо держала княгиня Ярославна - супруга князя Игоря. Причем - в буквальном смысле («Плачущая Украина: Тимошенко атакует дочь Ярослава Осмомысла»).

Во-вторых, легенда о мурзе Чете - Захарии, основателе Ипатьевского монастыря, связана с Золотым мечом, о чем я вспоминала, опять же, недавно, в связи с сенсацией о найденном на острове Хортица в Киеве - мече Святослава («Золотые мечи Святослава и мурзы Чета - создателя Ипатьевского монастыря. Подмена отчеств…»)

На фреске Васнецова мечи находятся в руках княгинь - «перед воротами Рая», что я могу истолковать, как указание на исключительных женщин-княгинь Рюриков, стяжавших Святой Дух.

Пророчество о нисхождении Святого Духа на женщину -уже в наши дни приводилось мною в статье «Женское масонство», «женское Евангелие», женщина - Верховный жрец и Глава церкви».

«Звезда Матери Мира указала срок наступления великого срока. Все Писания свидетельствуют о том, что женщина сотрет главу Змия. Пусть сердце женщины воспламенится этим самоотверженным подвигом, и мужественно и бесстрашно подымет она сверкающий, но и разящий Меч Духа» (Письма, 17.8.34).

«Урусвати! Пора сказать, что так зовем звезду, которая неудержимо приближается к Земле. Издавна она была символом Матери Мира, и Эпоха Матери Мира должна начаться, когда её звезда приблизится к Земле небывало. Еще Нефрит читала это пророчество и, уходя, хотела быть на Земле, чтобы встретить её приход… » («У порога Нового Мира» Е.Рерих, с. 79)».

Иная версия этого пророчества цитировалась в статье «Меровинги возвращаются…»)

«Иоахим Колабрийский( XIII в), один из великих инакомыслящих Раннего Средневековья, тесно связанный с таинственными монахами, создавшими орден Сиона, возвещал неотвратимое наступление Новой эпохи Святого Духа, последующей за эпохами Отца и Сына, причем Святой Дух примет обличье Женщины…»

В восточном своде храма Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне можно увидеть васнецовскую композицию «Бог Саваоф», а также орнаменты храма, «исполненные в необычной технике росписи по коже», близкие по их мотивам к росписям в доме самого художникаВ.М.Васнецова, выполненным по его замыслу, а также усадьбы промышленника и мецената С.И.Мамонтова в Абрамцеве, где также работал В.М.Васнецов.

В альбоме -путеводителе по храму названная композиция «Бог Саваоф» описывается так:

«Когда шли работы по реставрации монументального васнецовского наследия в Предтеченском храме, в ризнице было обнаружено произведение его станкового мастерства - удивительное полотно «Отечество»… Вероятно это произведение предназначалось для размещения в Горнем месте центрального алтаря и предполагало заднюю подсветку … Необычна и композиция шедевра: формат разделен по горизонтали примерно пополам. В верхней части написана фигура Бога Саваофа, близкая по решению монументальной росписи В.М.Васнецова в соборе Святого Владимира и живописи в церкви Рождества Иоанна Предтечи. Над ним изображен Святой Дух в виде голубя.

Внизу предстает распятый Христос в окружении небесных Сил Небесных. Можно предположить, что «Отечество» было написано во второй половине 1890-х годов…

Со временем это удивительное произведение Васнецова будет размещено на почетном месте в нише на южной стороне четверика напротив другого васнецовского творения - «Оплакивание Христа».

Упомянутая выше вторая (нижняя ) половина композиции «Отечество» Предтеченского храма хранится в эскизном варианте росписи для Владимирского Собора Киева - в Третьяковской галерее, в Москве («Распятый Иисус Христос»)

В этой версии Третьяковской галереи, более четко видна лебединая, белая тематика. Тогда как в композиции Храма Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне, крылья у Сил Небесных почему-то огненных цветов… Случайность ? Или указание на Красных князей, на Уриила с огненным мечом и огненную Софию?

Верхняя половина композиции «Отечество» Предтеченского храма также отличается от мозаики «Отечествие» православного храма в польской Варшаве. Там, где мозаика называется «Отечествие», у Бога отца, в области груди изображен Лебедь в розовом круге, как святой Дух (причем изображен справа, а не слева, где сердце). На коленях Бога отца сидит Святой сын с книгой (Библией). При этом обращает на себя характерное для В.М.Васнецова положение рук, когда большой палец соединяется с пальцем Венеры ( безымянным), к которому на левой руке идет вена, прямо от сердца. Поэтому и обручальные кольца посвященные носят на безымянном пальце левой руки. Седая глава Бога отца изображена, как мне видится, на фоне пятиконечной звезды Уриила (Урии),который боролся с Давидом и был отцом -Духом Соломона, также, как и Иисуса.

Получается, что у художника В.М. Васнецова были специальные интерпретации фресок отдельно для Киева, Варшавы и Москвы.

При этом считается, что храм Рождества святого Иоанна Предтечи В.М.Васнецов расписывал после того, как завершил роспись Свято-Владимирского Собора во Владимире. И было это при настоятеле протоиерее Федоре Ремове - отце известного епископа Варфоломея (Ремова).

«В 1986 году Виктор Михайлович вернулся в Москву из Киева, закончив там работы по росписи храма Святого Владимира. Есть основания утверждать, что сам Васнецов работал над роспись церкви Рождества Иоанна Предтечи и выполнял эскизы для данного храма.

Подтверждением данного предположения может служить и тот факт, что В.М.Васнецов был записан в синодиках храма Рождества Иоанна Предтечи на вечное поминовение, а также - воспоминания старейшей прихожанки храма Т.А.Енько.».

Таким образом, храм Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне во все времена имел достаточные средства и для роскошных мозаик, и для фресок В.М.Васнецова.

Ну, я для того, чтобы понять: Откуда деньги у Предтеченского храма, от животворящей благодати которого разбогатело немало московских купцов, надо просто перестать быть атеистами, в частности тем, кто задавал такие вопросы о денежных источниках священнику Иоанну Павлову.

Наиболее яркий пример капитала, полученного от благодати храма Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне - Прохоровский.

История его такова.

В конце XVIII века зажиточный крестьянин, пивовар из Хамовников Василий Иванович Прохоров и купец Федор Иванович Резанов купили березовую рощу у Трех гор, пониже церкви Иоанна Предтечи. В 1799 году на Трех Горах, рядом с грузинской диаспорой, возникла Прохоровская ситценабивная фабрика. Вскоре Василий Прохоров выкупил у компаньона его долю и стал единоличным владельцем… Уже с конца 1830-х годов Прохоровым было присвоено потомственное почётное гражданство. А в начале 1870-х годов семейством Прохоровых было учреждено «ТовариществоПрохоровской Трехгорной мануфактуры». Иван Яковлевич Прохоров был избран директором-распорядителем, а на его брата Алексея Яковлевича возлагалось ведение торговых дел. Последний владелец фабрики Николай Иванович Прохоров в 1912 году был возведён в потомственное дворянское достоинство.

Упоминаемый выше Ф.И. Резанов стал позже церковным старостой Храма Рождества святого Иоанна Предтечи и во многом, очевидно, на его средства была построена колокольня храма. В 1828 году он был также одним из поручителей в прошении о строении трапезной. Здесь же на Пресне рядом с храмом был построен особняк Ф.И. Резанова.

Не отстал от него и совладелец Трех гор - Прохоров, имение которого к концуXIX века называли даже замком Прохорова.

Как пишет автор материала «Трехгорная мануфактура»

«Замок» владельцев Трёхгорной мануфактуры Прохоровых (1884, архитектор В.Залесский), стоящий над высоким обрывом, некогда был одним из самых заметных сооружений Пресни, что видно и по фотографии панорамы 1888 года.Адрес «Замка», согласно яндексу, Рочдельская 26/1 с.2, но С.Величко называет Большой Трёхгорный переулок, 1/30 (26).

По этой Рочдельской улице я довольно долго плутала в поисках Предтеченского храма. Среди огромных мрачных зданий почти без окон на Рочдельской, в той части, которая ближе к улице 1905 года, удивительно респектабельным увиделся мне магазин «Трехгорной мануфактуры». Людей на Рочдельской почти не было. Только дорогие машины и изредка мужчины грузинской внешности, к чему русские женщины относятся настороженно. И я не являюсь исключением. Однако у меня была цель - попасть в храм Рождества святого Иоанна Предтечи, поэтому я стала подниматься по лестницам на Три горы, купленные когда-то первым Прохоровым и Резановым.

Мне не известно: является ли современный обладатель крупных капиталов Михаил Прохоров - потомком тех самых Прохоровых, которые скупили земли на Трех Горах, чуть ниже Храма Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне с «кремлевскими» закладными досками четы Ярославовых, но около года назад я была поражена тем фактом, что его «циклит» на грузинской теме.

Во всяком случае, в альтернативных ответах на личном форуме Прохорова, в дискуссии о возможном названии его автомобиля, команда Прохорова предлагала только Святую равноапостольную Нину, которая крестила Грузию. Соответственно, в дни этой дискуссии, меня и поразили глубокие познания «коллективного Прохорова» по части религиозной истории именно Грузии, а не России.

Мои комментарии и ответы по теме «Мы ищем имя для «городского автомобиля» можно посмотреть на форуме М.Прохорова по ссылкам:

Это была не беседа «сама с собою». «Некто» писал мне ответы, которые не отражались на форуме, но сохранились в моей почте.

И если быть более точной, то эта «грузинская история» была такова.

Увидев в сентябре 2010 года, по воле « не слепого случая» статью о том, что М.Прохоров так и не смог, с первой попытки, выбрать название автомобиля, я спонтанно предложила дать прохоровскому автомобилю имя - Наталья, в честь Святой Натальи - защитницы христианства. Однако тут же, в ответ и в альтернативу мне, выдвинули Первопрестольную Нину.

Текст ответа, в сокращении, звучал так:

«Мне тоже не раз доводилось прогуливаться по Петродворцовому парку, но иная мысль мелькала у меня: Петр, иные цари возводят дворцы и парки для себя, царских семей, вельмож, саны которым определены не Всевышним, а все теми же царями, которые возведены на престол волею случая или Проведения. Но вот незадача, не в силах они удержать на веки своим родам создаваемое чужими руками. Со временем, в лучшем случае, дворцы становятся памятниками истории и культуры, достоянием народа (что позволяет в частности и Вам гулять по парку), в худшем - достоянием новоявленных вельмож (к примеру тех, кто сегодня наслуху:)

Но и им надо помнить слова, выгравированные на кольце царя Соломона.

Что касается женских имен для автомобиля... Есть еще одно женское имя, принадлежащее Первопристольной Нине, принесшей христианство в Грузию. Но какое это отношение имеет к автомобилю г-на Прохорова? Наверное, такое же, как Натали, София, и проч. женские имена. А цифры ... есть более значимые цифры, чем день Вашего рождения или номер группы г-на Прохорова: 1, 3, 7 (если Вы экскурсовод, очевидно знаете их значение)».

Первопрестольной вообще-то называют Москву…

Вероятно, речь шла о святой равноапостольной Нине - Просветительнице Грузии. Хотя, быть может, речь шла о царице Нана.

Есть поверхностность в этом ответе, где перепутав Нину с Нана и сделав её Первопрестольной меня назвали экскурсоводом, а потом пытались объяснять, что такое глобальная экономика.

Форумы допускают такие небрежности, но не в тех случаях, когда человек собирается идти в политику. К тому же, не стоит выступать в роли «Учителя», «плавая» между Ниной и Нана.

Т.е. писал ответ кто-то: либо с быстрым не глубоким умом и не слишком беспокоящийся об имидже М.Прохорова. Или сам М.Прохоров - не потрудившийся с высоты своей «богоподобности» задуматься о том, что человек, которому он отвечает, не менее его знает глобальную экономику («Перечень публикаций по глобальному и российскому нефтяному и энергорынку. Общая картина, Прогнозы, Тенденции»: 2006-2009 годы).

Что же касается цифр 222 - номера группы М.Прохороваи дня моего рождения, как и дня рождения Д. Вашингтона -22 февраля, то ими отмечен род Захарии Мурзы Чета - основателя Ипатьевского монастыря.

Оттого и фильм о солисте Большого театра - Александре Годунове, который эмигрировал в Америку, был назван «Рейс 222»

Не говоря уже о герое Луи Жаколио - Иване Ярославове - члене общества Невидимых № 222 (ссылка).

При этом даты 22 и 7 связаны, как день зачатия Иоанна Крестителя и день его рождения ( по новому стилю)

Поэтому 22 сентября и 7 июля - главные храмовые праздники церкви Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне.

«Однако, 22 сентября, накануне праздника Зачатия честнаго славного Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, Святейший Патриарх снова «ходил на Пресню в новопостроенную слободу и на домовый пруд, что построен подле Новинского монастыря, и по дороге милостыни нищим дано 16 алтын 4 деньги»(Михайлов Б. Б.,Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Пресне ).

Замечу, что новый и старый стили, тоже далеко не случайно «воссоединяют» даты.

Памятной для Пресни является и дата 22 февраля, когда здесь прощались с протоиереем Николаем Ситниковым, прослужившим в Предтеченском храме 45 лет.

Отмечены этими датами 22 и 7 и Натальи рода Ярославовых («Четыре ЯН: Натальи Ярославовы и их Михаилы … От XIII до XXI века»).

Таким образом, если М.Прохоров решил спасать М.Ходорковского, успевшего до ареста роскошно пожить в усадьбе А.М. Ярославова «Отрадное», то ему надо задуматься о том: почему судьба и Прохоровых, и Ходорковских связана с судьбой рода Ярославовых… Тем более, из ответа, процитированного выше, явно просматривается обеспокоенность главным вопросом: как сохранить в собственности рода заработанные капиталы и построенные дворцы.

Ответ короткий - надо правильно понимать, отчего и от кого обогатился род. И отдавать долги тем, от кого получена Благодать, а не тем, кто временно сидит на важном стуле.

Пока же, как показано выше, будь то Просветительница Нина или грузинская царица Нана, они для М. Прохорова явно предпочтительнее, чем святая Наталья - защитница Христианства.

Поняв это год назад, я и озадачилась вопросом: А причем здесь Грузия, если речь идет об автомобиле Прохорова ?

Теперь же, с учетом истории создания Прохоровских капиталов в Трехгорье, где одновременно с Прохоровской мануфактурой размещалась и грузинская диаспора, мне представилось, что любовь М.Прохоровак Грузии - наследственная.

С темой святой Натальи и равноапостольной Нины, я встретилась и второй раз, уже осенью этого года, в контексте истории блокадного Петербурга, когда знакомилась со статьей «Старец-Митрополит Зиновий - молитвенник о граде св. Петра». В ней упоминалось о том, что 900-дневная блокада Ленинграда была прорвана в день Равноапостольной Нины -27 января (не 27 января , а в крещение 18 января 1943 года. 27 января интронизация патриарха Кирилла). Но при этом ничего не говорилось о том, что началась эта блокада 8 сентября в день Святой Натальи, Владимирской иконы Божией Матери и иконы Софии, когда Гитлер был остановлен под стенами Ленинграда, и город ушел в осадную оборону на 900 дней, которую и «держала» Святая Наталья. Ведь ещё Петр I назвал именем Святой Натальи один из главных островов своего города. На галере Святая Наталья император Петр I принимал решение о походе на Яркенд, за золотом Алтая. А на обратном пути из этого похода основал город Омск на месте древнего Асгарда, на сороковой день смерти его любимой сестры - Натальи Романовой («Невьянские тайны» Горного генералитета России: «Могильное золото» персов, как рок Романовых и «казны Форт-Росс»). Ведь в жизни императора Петра I было пять Наталий: мать Наталья Нарышкина, сестра Наталья Алексеевна, две дочери Натальи и внучка Наталья Алексеевна. По этой причине супругу Великого магистра Павла I также крестили именем Наталья Алексеевна («Царское имя Натали от царя Аттилы и мужская Ё (Yo) версия современной политики России»).

И для города Петра нет покровительницы более сильной и верной, чем Святая Наталья.

При этом, обращу внимание, что грузинский царь Вахтанг VI, поселившийся около храма Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне прибыл в Москву именно вместе с Петром I, после его персидского похода.

Поэтому, мне видится, есть односторонность в том, что покровительницей Петербурга презентуют просветительницу Грузии - Нину, а не Святую Наталью. Хотя факты и история города говорят - о другом.

Не исключаю, что такие акценты были расставлены, опять же, во времена грузина Сталина.

Ведь реально блокада длилась: не с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года, а блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года.Но приурочили это к празднику святой Нины - просветительницы Грузии … Хотя помог Спаситель !

Обдумывая вновь эти обстоятельства, уже после того, как я побывала в Храме Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне, считаю возможным высказать предположение о том, что М.Прохоров, по признакам, «путает Моисея с Аароном».

И М.Прохоров,вероятно, считает, что источником богатства Прохоровых является Храм, где похоронен владыка Роман (Эристави) и Три Горы на Пресне, на которых жил грузинский царь. Т.е. везение крестьян и купцов Прохоровых в том, что они оказались посреди грузинской диаспоры.

Если это действительно так, то напрасно М.Прохоров пестует эти заблуждения.

Потому что сначала здесь,на Трех Горах, где раньше поклонялись древнему богу, того самого, Плодородия, у которого отец будущего Крестителя вымолил рождение сына, было выбрано Благодатное место для строительства Храма.

Затем был построен Благодатный храм Иоанна Крестителя, в стене которого появилось и первое «кремлевское захоронение» Ярославовой (1733 год).

И только спустя три года после появления первой закладной доски Ярославовой, это место понравилось грузинским царям и владыкам, выбравшим его духовным центом грузинской диаспоры.

Как мне сказал служитель храма: «Здесь Истина, а потому здесь молиться трудно».

Т.е. вот эта Истина и Благодать уже в 1736 году, т.е. по прошествии - полувека с даты основания Предтеченского храма, обратили на себя внимание грузинского владыки Романа (Эристави) и грузинского царя Вахтанга VI, вместе с которыми здесь и появились грузинские купцы и ремесленники.

Именно такова была последовательность, но не наоборот.

Ведь традиционно - сначала появляется Храм. Потом около него селятся посвященные, цари и владыки. Потом появляются купцы. В случае с Предтеченским храмом - Прохоровы. Ну а затем прибывают и лавочники с менялами. И даже появляется «дворик Павлика Морозова», где сейчас находится здание Правительства РФ.

Так что поклоняться надо тем, на чьих могилах построен этот храм. В этом я утвердилась и во время своего путешествия в Вологду и Белозерье. Там все значительные храмы построены на могилах святых или членов царских родов и фамилий («Наталья Ярославова: мое путешествие в Северную Фиваиду Белоозера»)

И коль скоро, я обсуждаю типичную ошибку тех, кто «путает Моисея с Аароном» или ставит Аарона выше Моисея ( ведь и Роман Абрамович не случайно назвал сына Аароном, что отражает его понимание иерархии), то обращу внимание, что считает Пресню - «Грузинской» не только М.Прохоров, но и автор статьи «Грузинская Пресня» с фамилией Дмитриев - Арбатский, который, судя по фамилии, и месту крещения - в Предтеченском храме, казалось бы, должен видеть это иначе. Если, конечно вот эта его фамилия Дмитриев имеет отношение к Дмитриеву -Мамонтову, учредившему вдвоем с Михаилом Орловым - сыном Т.Ф.Ярославовой «Орден Русских Рыцарей», посвященный «Великой идее Греции», что, замечу, являет собой ещё один яркий пример тяготения Ярославовыхк греческой теме и греческим крестам. Дмитриев -Мамонтов известен также как собственник имения Дубровицы («Масонская табакерка Ярославовой - Брянчаниновой, Академия Наук Петра I, Дубровицы и Архангельское», Ч.1).

Однако в случае с Пресней мы имеем Великий Парадокс: Храм Предтечи с закладными досками четы Ярославовых оказался окруженный не греческой, а грузинской диаспорой !

И я думаю, что ответ, как раз, в том акценте, который сделал в своей статье крещенный в этом Предтеченском храме Дмитриев - Арбатский.

Он, по сути, обратил внимание на то, что второму «объединению» Грузии по Георгиевскому трактату от 1783 года предшествовало первое «объединение» Грузии и России в 1589 году, при царе Федоре Иоановиче - супруге царицы Ирины Годуновой. Однако вскоре после 1605 года из - за Смутных времен на Руси, Грузия «заметалась» и к этому периоду метаний относится вынужденное изгнание грузинского царя Вахтанга VI, проживавшего с 1736 года близ храма Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне в Москве.

Дословно Дмитриев -Арбатский пишет об этом так:

«Собственно говоря, еще за два столетия до Георгиевского трактата жалованной грамотой 1589 года царь Федор Иоаннович принял Грузинское царство (Кахетию) под покровительство России, не забыв тут же прибавить к титулу московских царей «Государь Иверские земли и грузинских царей».

В книге «Война и мир Закавказья за последние три тысячи лет» этот титул именуется ещё более широко: «Государь земли Иверской, грузинских царей и Кабардинской земли, черкасских и горских князей».

При этом обращается внимание на то, что:

«Царь Федор Иоаннович принял кахетского царя Александра II в подданство: отправлены были в Кахетию учительные люди, монахи, священники, иконописцы, чтоб восстановить чистоту христианского учения и богослужения среди народа».

Сделано это было Федором Иоанновичем в ответ на просьбу царя Александра II, действовавшего по опыту царя Кахетии Александра I, который ещё при царе Иване III Великом направил в Москву послов, прося о покровительстве, а в послании к великому князю московскому Ивану III именовал себя «холопом Ивана», которого он называл «Великим Царем». «Это послание свидетельствует о том, что уже в конце XV века в Закавказье понимали, что защитить православных может только Москва».

Таким образом, начиналась вся эта Российско - Грузинская история при царе Иване III, духовником которого был старец Паисий (Ярославов) - игумен Троице-Сергиевой Лавры (до 1482 года).

Вероятнее всего, и первые переговоры о защите грузинского Православия велись при царском духовнике - старце Паисии (Ярославове) - духовном авторитете Заволжских старцев исихастов.

В таком случае, именно этим фактом может объясняться отношение грузинского владыки Романа (Эристави) к исключительному захоронению Ярославовой в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне

Одновременно в этой истории обращает на себя внимание то обстоятельство, что чистоту Православия в средние века хранили уже заволжские исихасты, а не грузины.

В этой связи напомню, что как раз царица Ирина Годунова вела переписку о создании патриархата в России…

«В январе 1589 года Ирина в Золотой царицыной палате приняла Константинопольского патриарха Иеремию, прибывшего в Москву, чтобы учредить в России патриаршую кафедру и поставить на нее Иова - первого русского патриарха.

Патриарх благословил её словами: «Радуйся благоверная и любезная в царицах Ирина, востока и запада и всея Руси, украшение северных стран и утверждение веры православной!»

Упоминание Дмитриева-Арбатского о царе Федоре Иоановиче и царице Ирине Годуновой, надвратная церковь персональных Святых которых находится в Ипатьевском монастыре Великого Захария - мурзы Чета, подвигло меня также к размышлениям о том, что ведь и царь Борис Годунов рассматривал возможность брака царевны Ксении Годуновой и грузинского Царевича Хозрая:

«В 1602 г. царь Борис Федорович Годунов отправил послов в Грузию для возобновления присяги царя грузинскаго Александра, что и учинено сим последним. …Карталинской царь Георгий Симонович дал за себя и за сына своего Иесея присягу в верности царю Борису Федоровичу. Царь Борис требовал от сего последняго, чтобы прислал в Россию дочь свою царевну грузинскую Елену в супружество за царевича сына его Федора Борисовича, а племянника своего Хоздрая отправил бы с послами в Москву для вступления в брак с российскою княжною царскою дочерью Ксению Борисовно … Но случившаяся в том же году кончина царя. Бориса Федоровича намерение сие испровергла; а карталинский царь Георгий отравлен ядом от шаха Абаса».

Т.е. идея присоединить грузинские территории к России посредством брака принадлежит Годуновым - потомкам мурзы Чета - Великого Захарии. Если конечно не считать быстро расторгнутый брак грузинской царицы Тамар с сыном Андрея Боголюбского, у которого было много сторонников в Грузии.

Однако брак Ксении Годуновой с грузинским царевичем не состоялся… В таком случае возникает вопрос: С чего бы грузинским царям селиться около храма Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне, к которому имеет явное отношение история Закарии и Ипатьевского монастыря ?

Второй вопрос в этом же контексте: Если не сбылась мечта Грузии породниться с Годуновыми, то отчего из всех потомков мурзы Чета - основателя Ипатьевского монастыря, Грузия предпочла Ярославовых ?

Это предпочтение очевидно и по тому, что владыка грузинский и царь Грузии Вахтанг VI поселился рядом с храмом Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне, который к этому времени был уже отмечен закладной доской Ярославовой с греческим крестом - поклонения Даждьбогу и Солнцу.

И по тому, что царь Вахтанг VI завершил свой жизненный путь не в Грузии. а в Астрахани, т.е. там, где на островах была ставка Степана Разина и его соратника есаула Михаила Ярославова … («К разговору о казачестве: История гибели разинского есаула Михаила Ярославова близ Свияжских святынь»)

И потому, что грузин Сталин выбрал для своей ставки во время войны особняк Ярославовой…

Примеров много, а суть одна. Из всех веток потомков мурзы Чета посвященные представители Грузии выбрали Ярославовых…

Первая моя версия, согласно сказанному выше, связана с тем, что переговоры о защите грузинского православия со стороны России вел, вероятнее всего, старец Паисий (Ярославов), что предопределило авторитет этой фамилии в царстве Картли и Грузии.

Вторая гипотеза состоит в том, что Ярославовы из Оболенских - это единственный род, помимо московских царей - потомков Дмитрия Донского, где кровь Черниговских князей объединилась с кровью потомков мурзы Чета - Великого Захарии.

Подобное же сочетание крови Ярославовiх, но уже Тверских, с кровью потомков мурзы Чета, было у сына Ксении Годуновой и императора московского Дмитрия - сына царицы Марии Нагой из Ярославовiх, но судьба этого наследника не известна.

Хотя был ещё Дмитрий Ярославов - родоначальник дворян Ярославовых живших в XVIII-XX веках, родословие которого подтверждалось гравюрой с гербом, включающим и рыцарские перья, времен царя Бориса Годунова либо императора московского Дмитрия, т.е. начала XVII века, о существовании которой Ярославовым, уже в начале XX века, сообщил В.В.Мартинсон - антиквар и совладелец финансовой компании «Печенкин и Ко».

Загадочное развитие эта «тема Дмитриев» имеет и в истории Храма Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне:

«В 1811 году в ризнице храма появилась удивительная святыня. Дьякон Введенской церкви подмосковного города Дмитрова, названного в честь Дмитрия Солунского, отец Алексий Васильев собственноручно в технике полуустава переписал Евангелие, а затем украсил его медной вызолоченной чеканной обложкой с финифтью и стразами.

Дьякон разместил весь Евангельский текст на 80 листах. При высоте книги в один аршин (71 см) весь её весьма внушителен - 22 килограмма.

Подаренная святыня была высоко оценена в Предтеченском храме. В дореволюционной описи ризницы это рукописное Евангелие заняло почетное первое место. Хранилось оно в главном алтаре на Горнем месте в специально изготовленном для него футляре. Святыня чудом сохранилась во время большевистского лихолетья и дошла до наших дней

Почему священник Васильев пожертвовал Евангелие именно в храм на Пресне остается загадкой…».

Продолжение следует…

Все материалы раздела «Новости, комментарии, ремарки»

Реклама


© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС