Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Портреты Рюриков - «Владеющих Славой» и Ярославовых: сравнительные ряды

© Н.Б.Чистякова-Ярославова
23 ноября 2010 года, Санкт-Петербург

Интересную идею мне недавно подал профессор Andrzej Bajor из Rurikid Dynasty DNA Project, ссылаясь на мнение доктора Спенсера Уэллза о том, что форма головы и общие черты передаются по мужской линии - мужчинам. Например, потомки Гедемина имеют такие же самые носы, как и польские короли Ягeллоны на портретах. Учитывая, что около года назад я обращалась с просьбой к Николаю Кирилловичу Голицыну высказать его мнение о двух портретах, в частности, сравнить портреты Д.М.Голицына и А.М.Ярославова (примечание. В книге С.Ямщикова, которую я купила в Пскове в 2013 году, этот портрет назван "Портрет молодого мужчины"), мне представилось интересным провести более расширенное сопоставление образов Рюриков, а также образов Ярославовых из города Ярославля и из Башкирии

(В январе 2010 года эти портреты Д.М.Голицына и неизвестного мужчины, иногда называемого Ярославов, приводила в статье Внимательно слежу за Михаилом Прохоровым: Франция и Россия, энергосбережение и культура).

При этом я несколько расширила эту идею и решила добавить к намеченному сравнению ещё и портрет Ярославова Михаила Ивановича, руки Г.Островского. Получилось достаточно интересно, потому что у меня был такой мифологический и «киношный» образ Рюриков, а вот так, чтобы внимательно в них вглядеться: в их носы, глаза, надбровия - задачу не ставила. Вспомнила при этом, что мое внимание однажды обращали и на то, что наиболее достоверный образ Ивана Грозного - Рюрика хранится в музее Копенгагена.

Предистория же упомянутого общения с профессором Анджеем Бажором по Rurikid Dynasty DNA Project кратко такова. В конце 2006 года журнал «Русский Newsweek» инициировал проект «Чистые Рюриковичи», предполагающий исследования в области генеалогии, основанные на изучении мужской Y- хромосомы. Возможно это было связано с модой на изучение гаплогрупп или с проектом «Генография», с участием доктора Спенсера Уэллза (Spencer Wells), но так или иначе, в России тоже за прошедшие годы накопилась некая база данных по Y- хромосомам мужчин, имеющих «королевские» либо древние фамилии, а также иные указания на принадлежность к «Дому Рюриков».

А в связи с тем, что я тоже часто затрагиваю тему Рюриков и высказала свою идею о трезубце на гербе Рюриков в публикации «Женская троица» Герба Рюрика и священная геометрия «Яблок» Белой Богини», то мое внимание обратили на возможности вышеназванного проекта. Однако по той причине, что мой отец Борис Ярославов, умерший 13 лет назад, был единственным сыном из четырех детей, и у него родилось только две дочери, в одной из последующих публикаций мною была сделана публичная ремарка насчет того, что мужчины с Y- хромосомой Ярославовых, которые могли бы поучаствовать в этом проекте, мне не известны («Перевернутые пятиконечные звезды Франции и России, как знаки «особого рода Божией матери»)

Я не буду сейчас воспроизводить дискуссию, возникшую вокруг проекта «Чистые Рюрики» в связи выяснившимся фактом о том, что Рюрики Святославичи (Ольговичи) имеют якобы "славянское" происхождение (другие гены), а Рюрики Владиславичи (Мономашичи) - финно-угорское происхождение (???), а обращу внимание на статью «Рюрик настоящий и вымышленный» Михала Голденкова, автора романа «Щит Рюрика».

В ней я впервые встретила перевод имени Рюрика, как «Владеющий Славой» (glory imperious), со ссылкой на исследования надписей на камнях Шум горы, где было найдено захоронение. Также в статье называется духовное имя Рюрика в крещении - Георгий. Крестным Рюрика называется Император Священной Римской Империи Людовик Благочестивый. В обсуждаемой статье Рюрик именуется, датско-франкландским королем Рюриком Людбрандсоном и Синьор Рюриком Людбрандсоном Труваром, где Трувар -тождество имени в крещении Георгий. При этом защищается позиция о славянском происхождении Рюрика.

«Владеющий Славой», как толкование имени Рюрик, совпадает с выводами статьи. «РУСЬ: в поисках потерянной СЛАВЫ русского народа-церкви!».

Романовым было известно о связи Рода Рюриков с темой «Владеющих Славой». И отсюда их отношение к Афонскому «ИмяСлавию», как к бунту!

Перейду к образам Ярославых разных веков, в том числе в сравнении с Рюриками.

Я считаю отличительной чертой мужчин Ярославовых - красивый, прямой, классический нос, пропорциональный лицу. Таких носов я практически ни у кого и не видела наяву, кроме как у своего отца. В годы юности моего отца самым красивым мужчиной считался артист Лановой. Но некоторые черты лица отца были даже - более классические. Т.е. у Ярославовых нет, «свисающего вниз» кончика. Такой нос, «свисающий вниз», есть на одном изображении Ивана Грозного, но он не соответствует другому изображению из музея Копенгагена, которое считается более достоверным.

Вторая отличительная черта лиц Ярославовых - широко поставленные миндалевидные серо-голубые глаза. Иногда бывает впечатление, что они даже слегка прищурены. Большое расстояние от глаз до бровей. И такие глаза ещё называют - глазами людей, с аналитическим складом ума.

Хотя и говорят, что черты передаются по мужской линии, но у меня также расстояние между зрачками примерно на 4 мм больше, чем в среднем у других людей.

Третья особенность - голова крупная, примерно 58-59 - размера и совершенно правильной формы.

Четвертая особенность - овал лица в меру вытянутый. При этом, в зависимости от возраста и полноты, овал лица, конечно, меняется, и подбородки становятся - более округлыми.

У моих предков были рыжие волосы по рассказам. Или рыжая борода.

Вообще я считаю, что «Золотой король», как называли настоящих королей Европы, не может характеризоваться лишь только Y- хромосомой.

«Золотой король» - это явление духовное.

И поэтому, когда я увидела портрет Д.М.Голицына (1721- 1793)- посла России во Франции, то мое восприятие его души напомнило мне другой портрет, который я видела раньше. Стала «перебирать» в голове образы и вспомнила про портрет А.М.Ярославова, который раньше называли портретом «Неизвестного мужчины». Т.е. этот портрет не сразу был идентифицирован, как портрет сына М.И.Ярославова, и по нему были какие-то сомнения.

Отсюда я и подумала о том, что, быть может, между «образами» Д.М.Голицына и А.М.Ярославла есть какое-то родство.

К тому же портреты «Ярославовых» руки Г.Островского произвели подобное впечатление не только на меня. Речь идет о дочери Марии Михайловны Ярославовой - Елизавете Петровне Черевиной.

Сам этот портрет дочери М.Ярославовой стал сюжетом уже для второй картины «Московский вечер» (1978) прекрасной московской художницы Татьяны Назаренко»

Повторю его описание, которое уже однажды цитировала в статье «Помни имя свое: Фантом Ярославовых и Черевиных в «Малой Третьяковке» усадьбы Нероново…»

«В мастерской, растворяющейся в сиреневых сумерках и парящей над Москвой, вокруг стола, заваленного старыми журналами, рисунками и фотографиями, сидят молодые люди в состоянии тихой сосредоточенности… Образ прекрасной незнакомки работы мастера XVIII в. стал объединяющим началом для собравшихся художников. Возможно, их сплотили история, единство культуры, памяти, символом которых стал этот возникший образ… В 1976 г. в маленьком краеведческом музее Солигалича была открыта реставраторами целая серия портретов XVIII в., принадлежащих кисти Григория Островского. На одном из них оказалось изображение Елизаветы Петровны Черевиной, той самой незнакомки, проявившейся в мастерской и связавшей современников Т. Назаренко… И если в предыдущих работах Назаренко пыталась определить проблемы взаимопонимания и нравственные принципы отношений современников, то здесь происходит крутой поворот и устанавливается мера, эталон нравственных ценностей, найденный в отечественной истории». (www.nazarenko-art.ru).

Как видим, портреты производили очень необычное впечатление не только на меня, но и на профессиональных художников.

Более того, сам Г.Островский «дорисовался» Ярославовых -Рюриков до того, что начал называть себя Рюриком.

Я наблюдала близкий к этому феномен по своим публикациям. Он требует отдельного осмысления. Но что-то есть… Люди как будто «облучаются»… и начинают «отчасти» быть мною. Быть может, это называется «войти в образ». Сложное явление… Я сначала относила его притворству на сто процентов… А потом поняла, что люди делают это и не по по притворству… Быть может, это загадочная русская сказочность… И готовность быть героем сказки…

Так или иначе, я восприняла портреты Д.М. Голицина и А.М.Ярославова, как «духовно родственные».

Николай Кириллович Голицын оценил их более рационально.

Приведу часть его письма:

«… интересными для меня оказались два портрета, которые Вы мне прислали … - спасибо.
Во-первых, я сразу хочу высказать свое мнение по поводу того - одно или два лица они представляют.
Я считаю, что это два лица.
На первый взгляд, кажется, что они очень похожи. Что их сближает?
Во-первых примерно одинаковый возраст; во-вторых - весь внешний антураж (например парики).
На этом схожесть мне кажется и заканчивается!
Теперь несколько слов о моих «изысканиях».

Портрет № 1(слева А.М.Ярославов) и портрет № 2(справа Д.М.Голицын).
Первое на что я обратил внимание - это на тип лица.
№ 1 Лицо явно аскетического типа: тонкие губы и заостренный подбородок (относится ли это к особенностям портретиста не знаю).
№ 2 Лицо округлое, припухшие губы, особенно нижняя и слегка выступающий округлый подбородок (характерные голицынские черты).
Отношение к одежде, как мне кажется, это очень индивидуальная черта характера и вкуса.
№ 1 Яркая, в теплых тонах и облегающая.
№ 2 В приглушенных холодных тонах и свободного стиля.

И последнее: разгадку можно искать и в датах жизни всех действующих лиц, включая и автора портретов. Ведь на портрете № 1 указана дата (наверное, исполнения) - 1770 год
P.S. Посылаю Вам портрет Д.М.Голицына(наверное 70-е годы ХVIII ст.».

Выделю в этом письме Н.К.Голицына упоминание об «особенностях портретиста». Дело в том, что все портреты Ярославовых -Черевиных написаны так, как будто лица «немного наклонили». Т.е. они «откинуты» назад и поэтому профили получаются - не вертикальными, а «под углом», что затрудняет сравнение. Не исключаю, что это, действительно, такой художественный прием.

Дополнение: О манере художника Г.Островского статья 2014 года. Художник выделил щетинной кистью портреты Ярославовых, отделив их, таким образом, от портретов Черевиных и других в серии портретов усадьбы "Нероново":

"Портрет «Неизвестной Ярославовой» - аристократки из столицы, написанный «щетинной кистью» вместе с портретами других урожденных Ярославовых"

Что же касается дат, то портрет Д.М.Голицына, руки Ф.Рокотова, относится к 1760 году. А портрет А.М.Ярославова, руки Г.Островского, относится к 1770 году.

Ф.Рокотов, также как и Г.Островский, был художником из крепостных. Существует мнение, что Ярославовы -Черевины брали художника Г.Островского с собою в Париж, где он учился мастерству. В близкие к этому годы послом в Париже был изображенный на картине Д.М.Голицын. Он покровительствовал художникам и имел огромную коллекцию живописи. Ну а если вспомнить о том, что фамилии Ярославовых и Голицыных «соединила» табакерка, подаренная сударыне Ярославовой в усадьбе Архангельское, принадлежащей изначально, другому Д.М.Голицыну, более раннему (1665-1737 г.г.), то загадка тут остается.

Возможно, когда-то будет разгадана…

Задачей же этой статьи является сравнение образов Ярославовых из разных веток между собой. И их, « в первом приближении», сопоставление с образами Рюриков…

С моей точки зрения, нос и овал лица моего отца вполне соответствуют этим образам. Вопрос в том, насколько действительны и не приукрашены сами образы Рюриков…

Что же касается сравнения, «в первом приближении», образов Рюриков и образов Ярославовых разных веток, то ниже я привожу их фотографии, копии картин и скульптурные изображения, облегчающие такое сопоставление.

  • Рюрик
    Рюрик
  • Святослав Ярославич Князь Тверской
    Святослав Ярославич Князь Тверской
  • Ярослав Ярославич Тверской
    Ярослав Ярославич Тверской
  • Василий II
    Василий II
  • Василий III Иванович
    Василий III Иванович
  • Иван Грозный, музей Копенгаген
    Иван Грозный, музей Копенгаген
  • Портрет Ивана Грозного
    Портрет Ивана Грозного
  • Александр Невский
    Александр Невский
  • Ярославов Б.Р., Свердловский горный
    Ярославов Б.Р., Свердловский горный
  • Ярославов Б.Р., 40 лет
    Ярославов Б.Р., 40 лет
  • Р.В.Ярославов (Николо-Березовка)
    Р.В.Ярославов (Николо-Березовка)
  • Ярославов М.И., Г.Островский
    Ярославов М.И., Г.Островский
  • Иван Грозный
    Иван Грозный

Все материалы раздела «Финансы, банки, рубль, власть»

Реклама

© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС