Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Схема родственных связей святителя Игнатия Брянчанинова - покровителя Ярославского Толгского монастыря и Ф.С. Ярославовой - Брянчаниновой

    • Святитель Игнатий Брянчанинов –епископ Ставропольский и Кавказский pravmir.ru
    • Мощи Святителя Игнатия Брянчанинова в Ярославском Толгском монастыре molysik.livejournal.com
    • Книга с собственноручной записью Святителя Игнатия Брянчанинова в Святогорской пустыни (УПЦ)
    • Святогорская пустынь. Иоанн Кронштадтский, посещавший Асенефу – внучку Ф.С.Ярославовой-Брянчаниновой в Горицах
    • Надгробный камень на могиле Асенефы - дочери А.А.Ярославовой-Клементьевой. Горицкий царский монастырь
    • Схема родословия Ф.С. Ярославовой, урожденной Брянчаниновой. Родство со Св. Игнатием
    • «Предложение правителя Кавказского и Орловского С.А. Брянчанинова о встрече генерал-губернатора П.С. Потемкина». ГААО
    • А.С. Брянчанинов - губернатор Самарский www.sgubern.ru
    • В.Н. Брянчанинов - поручик Кавалергардского Её Величества Императрицы Марии Федоровны полка booksite.ru
    • Генеалогическое древо, представленное Петром Брянчаниновым booksite.ru
    • Речка Лихтошь, где находилась Михайло-Архангельская церковь и «Архангельское» Ярославовых – Брянчаниновых
    • Книга Р.М. Лазарчук о К.Батюшкове и схема родства поэта с Натальей Ярославовой - Бердяевой
    • Табакера, подаренная Ф.С.Ярославовой, урожденной Брянчаниновой, с Красной печатью Царской

© Наталья Ярославова-Чистякова
23 января 2013 года

В Ярославле на Волге культ святителя Игнатия Брянчанинова - епископа Ставропольского и Кавказского, как мне увиделось, превосходит память о нем непосредственно в Вологде, на его родине. Возможно, это связано с тем, что после канонизации святителя его мощи перенесены в Ярославский Толгский монастырь, Покровителем которого он является.

Небесным промыслом путь свой святитель Игнатий Брянчанинов завершал рядом с Подворьем этого Ярославского Толгского монастыря в Николо-Бабаевском монастыре, близ Некрасово («Лондон» на Верхней Волге: Ярославский Толгский монастырь: 700 лет памяти об аристократических корнях, дающих здоровые плоды государственному древу»).

И если во время моего путешествия в Вологду, я всем задавала вопрос: Где дом Брянчаниновых в Вологде ?. И как - то непосредственно в Вологде никто не мог показать мне след древнего рода дворян Брянчаниновых, ведущего свою историю от Михаила Бренника - оруженосца Дмитрия Донского ( погибшего за него на Куликовом поле, переодевшись в доспехи Великого князя), то в Ярославле я встретилась с Игнатием Брянчаниновым там, где не ждала этой встречи - в Толгской обители («Наталья Ярославова: мое путешествие в Северную Фиваиду Белоозера»).

Вологодское почитание дворян Брянчаниновых связано, в основном, с их загородными имениями : Покровское и Юрово. При этом, более кропотливо и подробно изучены родословия тех веток Брянчаниновых, которые представлены Семеном Андреевичем Брянчаниновым - основателем вологодского Благородного театра и Дмитрием Александровичем Брянчаниновым - Святителем Игнатием. Тогда, как предки Федосьи Степановны, урожденной Брянчаниновой, в браке Ярославовой, оставались в тени, хотя именно её супруга - А.Т.Ярославова называют автором «Энциклопедии Вологодской жизни».

Одной из первых историей этой удивительной супружеской пары занялась Р.М.Лазарчук - профессор Гуманитарного института Череповецкого госуниверситета, доктор филологических наук, защитившая диссертацию в Институте русской литературы (Пушкинском Доме) Российской Академии Наук («Скончалась Римма Михайловна Лазарчук»). Её памяти и посвящена представляемая мною статья О.В.Шигаревской, продолжившей исследование родословия семьи А.Т.Ярославова и Ф.С.Ярославовой, урожденной Брянчаниновой.

Первая публикация О.В.Шигаревской «Федосья Ярославова и ее Архангельское» представлялась мною в феврале 2012 года.

Однако оставался неразрешенным вопрос о родстве Ф.С. Брянчаниновой - Ярославовой и святителя Игнатия Брянчанинова, проживавших в непосредственной близости, в Грязовецком уезде Вологодской губернии («Комельский приход, с. Юровское»).

В этой истории были все признаки общего корня с покровскими Брянчаниновыми, часто посещавшими Ярославовых в их вологодском доме у Соборного моста и Кафедрального Софийского собора (где на Ивана Грозного упал изгнавший его из Вологды кирпич, но не было доказательств этого родства. Теперь эти доказательства есть, и они приводятся в представляемой статье.

При этом, автор продолжила исследования не только Р.М. Лазарчук, но и Л.Д. Соколовой, известной публикацией «Родословие семьи Брянчаниновых» («Ярославовы и священническая династия Соколовых, ярии - соколовяне и «Соколовский хор у Яра…»).

И, судя по данным статьи Л.Д. Соколовой, повторное родство Ярославовых и Брянчаниновых могло быть и через Волковых. Ведь матерью А.Т.Ярославова - супруга Ф.С.Брянчаниновой-Ярославовой была урожденная Волкова («Родословие Ярославовых-Волковых. Палаты Волковых-Юсуповых, Соколиный дворец и современная дипломатия…»).

Сравнивая Ярославское и Вологодское почитание Брянчаниновых, можно сказать, что в Ярославле этот культ носит религиозный характер и центральной фигурой, вне всякого сомнения, является Святитель Игнатий Брянчанинов. А Вологде более интересны светские и дворянские аспекты истории рода Брянчаниновых. Отсюда - интерес и к Семену Андреевичу Брянчанинову, основателю Благородного театра, и к театральной жизни Вологды, описанной в «Дневниковых моих записках А.Т.Ярославова», хотя сам А.Т.Ярославов по его религиозным воззрениям театр не посещал, поскольку это лицедейство (притворство).

Светское от религиозного в истории рода Брянчаниновых часто отделить трудно.

Довольно интересно, что ещё до епископа Кавказского и Черноморского Игнатия Брянчанинова, Правителем Кавказского наместничества в 1790 - 1792 был Сергей Афанасьевич Брянчанинов. На сайте, посвященном астраханским губернаторам, приводится рукописное с его личной подписью: «Предложение правителя Кавказской губернии С.А. Брянчанинова Астраханской городской думе о выделении денег для подготовки приезда в г. Астрахань генерал-губернатора П.С. Потемкина от 17 ноября 1791 г. (ГААО Ф.ф-880. Оп.1. Д.45. Л.12. Астраханские губернаторы).

Брат же Петр епископа Ставропольского и Кавказского Игнатия был Ставропольским губернатором.

А в Святогорской пустыни (УПЦ) хранится книга с собственноручной записью Святителя Игнатия Брянчанинова («Святогорская пустынь»).

В этой же Святогорской пустыни, ныне украинской, хранится редкий портрет Иоанна Кронштадтского, посещавшего в Горицком монастыре старицу Асенефу - внучку А.Т.Ярославова и Ф.С.Ярославовой, урожденной Брянчаниновой, схема родственных связей которых с Игнатием Брянчаниновым представляется в настоящей пуубликации («Масонская табакерка Ярославовой - Брянчаниновой, Академия Наук Петра I, Дубровицы и Архангельское»).

Просматривая сейчас судьбы Брянчаниновых, чей жизненный путь украсил это родовое древо, обратила внимание на грекокатолического священника архимандрита Георгия (Брянчанинова), родившегося 8 июня 1919 года в Благовещенске, участника Русского Апостолата в Зарубежье. Он вел передачи «Радио Ватикана», помогал беженцам и был членом польского Ордена Мариан (Конгрегация Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии), основанного блаженным Станиславом Папчинским и возрожденным в Петербурге (Брянчаниновы)

Рыцарем Божией Матери я назвала и святителя Игнатия Брянчанинова в статье «Капелла Александра Невского и Сергиева пустынь: духовники и рыцари Русских цариц в Петербурге», ещё не зная о родстве Брянчаниновых и Ярославовых.

Надо сказать, что и отношение А.Т.Ярославова к его супруге Федосье Степановне Брянчаниновой - Ярославовой тоже было рыцарским. Возможно, с этим рыцарством связана вторая тайна табакерки с Красной печатью, подаренной Федосье Степановне. Ведь Красными печатями были печати - Царские.

Родовые имения Брянчаниновых в приходе Троицкой Комельской церкви Вологодскогo

Степан Иванович Брянчанинов

Посвящается светлой памяти Риммы Михайловны Лазарчук

© Шигаревская О.В.
14 января 2013 года, город Вологда

Степан Иванович Брянчанинов был отцом Федосьи Степановны Ярославовой - жены подполковника Алексея Тихоновича Ярославова. Это его «Дневные записки», названные ею энциклопедией вологодской жизни начала 1790-х годов, были предметом изучения Риммы Михайловны Лазарчук, что отражено в ряде ее научных работ (1,2). Как мне представляется, именно благодаря ей вообще стало известно о существовании этих Дневников, хранящихся в Российской национальной библиотеке.

Римма Михайловна очень тепло отзывалась об этой семейной паре - Федосье Степановне и Алексее Тихоновиче Ярославовых, проживших вместе долгую жизнь. Как-то она сказала, что чем больше будут знать о них, тем лучше.

Думаю, что ее бы порадовало то, что будет изложено в этой статье. Но, к глубокому моему прискорбию, ей не пришлось узнать новые данные об отце Федосьи Степановны, поскольку они были установлены уже после ее безвременной кончины.

* * *

Ярославовы - это вологодские помещики XVIII века, имевшие в Вологодском (с 1780 года - Грязовецком) уезде имение в селе Архангельском в приходе Михайло-Архангельской Лихтошской церкви и в ряде других мест.

Когда я писала статью «Федосья Ярославова и ее Архангельское» (размещена в Интернете на персональном сайте Н.Б.Чистяковой-Ярославовой) (3), то по материнской линии Федосьи Степановны - Чернцовых и Матафтиных как-то сразу выявились родственные связи, а что касается ее отца - тут никаких данных о нем, кроме имени, не было. Не встретилось ни разу упоминания ни о родителях, ни о каких-то других родственниках Степана Ивановича. А хотелось бы узнать кто был его отец, также как и то, какие родственные отношения связывали его с представителями самой известной - Покровской - линии Брянчаниновых.

В недавнем времени, просматривая в связи с именем другого Брянчанинова - Семена Андреевича опубликованные в Интернете материалы по родословию Брянчаниновых, я не встретила ни в одном из них даже упоминания о Степане Ивановиче.

Не оказалось этого имени и в родословной Брянчаниновых, представленной И.Н.Ельчаниновым в «Материалах для генеалогии ярославского дворянства» (4).

Прибегнув к проверенному ранее способу, решила выяснить по исповедным ведомостям церквей Вологодского уезда, какими деревнями владел Степан Иванович Брянчанинов. Помимо уже указанного села Архангельского, в 20-е годы XVIII века он значился одним из владельцев деревни Селезенцево в приходе соседней Иоанно-Предтеченской Косяковской церкви, но судя по всему, эта деревня, как и село Архангельское, ранее принадлежали Чернцовым и Матафтиным (урожденной Матафтиной была бабушка Федосьи Степановны по матери).

Кроме того, как оказалось, Степану Ивановичу Брянчанинову в 1728-1729 годах принадлежали сельцо Борщевка и деревня Куксимово в приходе Христорождественской Степуринской церкви Вологодского уезда (с 1780 года это - Грязовецкий уезд) (5). Учитывая, что тогда же там значились и другие Брянчаниновы, можно было предположить что эти селения относились к их родовым имениям. За Степаном Ивановичем в Борщевке значились дворовые люди, значит, имение у него там было жилое.

Степан Иванович умер в период с 1731 по 1733 год, в этом году в исповедной ведомости по селу Архангельскому его жена Матрена Ивановна записана как вдова. Данных о возрасте Степана Ивановича нет, но Матрена Ивановна была примерно 1703 года рождения. После смерти мужа право владения на сельцо Борщевка и деревню Куксимово перешло к ней. Именно Матрена Ивановна Брянчанинова значится владелицей этих селений в 1738 году.(6)

По всей видимости, когда, используя выражения того времени, дочь ее Федосья Степановна была «зговорена замуж» за Алексея Тихоновича Ярославова, Матрена Ивановна дала ей «в награждение и в приданство» указанные сельцо и деревню. Начиная с 1760 года, именно он значится их владельцем.(7)

В тех же селениях были и другие помещики с фамилией Брянчаниновы, а именно:

В исповедной ведомости 1729 года значатся помещики сельца Борщевки: вдова Петра Брянчанинова - Ирина Ивановна Брянчанинова и ее сын Матвей Петрович Брянчанинов с женой Евдокией Осиповной.(5) В 1738 году наряду с Матреной Ивановной Брянчаниновой в Куксимове значится Матвей Петрович Брянчанинов.(6) В 1760 году он же имел владения в Куксимове вместе с Алексеем Тихоновичем Ярославовым (7), а в 1766 году один из помещиков в Куксимове, видимо, сын Матвея Петровича - Дмитрий Матвеевич Брянчанинов.(8)

Матвей Петрович тоже оказался в числе тех, чье имя не упоминается в родословных схемах Брянчаниновых.

* * *

Несколькими годами позже 1760 года во владении Алексея Тихоновича Ярославова оказалось сельцо Акинфовицы в приходе Троицкой Комельской церкви того же Вологодского (с 1780 года - Грязовецкого) уезда. Он значится его владельцем в период с 1774 по 1794 годы (9). Алексей Тихонович умер в 1792 году, но, видимо, были какие-то спорные моменты в переходе собственности, которые решились не сразу после его смерти.

После него деревня Куксимово, сельцо Борщевка и сельцо Акинфовицы перешли к Федосье Степановне Ярославовой, а потом к ее наследникам.

Среди владельцев сельца Акинфовицы не было Степана Ивановича Брянчанинова. Поэтому со стопроцентной уверенностью нельзя было утверждать, что к Ярославовым это сельцо перешло в порядке наследования по линии отца Федосьи Степановны. Но с большой долей вероятности это можно было предположить, учитывая то, кому принадлежало это сельцо до 1774 года.

Судя по имеющимся с 1728 года исповедным ведомостям Троицкой Комельской церкви, в сельце Акинфовицы проживала семья Ивана Ивановича Брянчанинова, примерно 1673 года рождения. Жена Ивана Ивановича Мавра Прокопьевна. В 1738 году в семье два сына - Никита и Николай, и четыре дочери - Прасковья, Стефанида, Настасья и Надежда. (10)

Ивану Ивановичу Брянчанинову было в 1764 году уже 90 лет. Видимо, вскоре и он и его жена Мавра Прокопьевна умерли. А к 1774 году, как уже было указано ранее, сельцо Акинфовицы оказалось у Ярославовых. Тут, конечно, возможны разные варианты, в том числе и купля-продажа. Но мне почему-то кажется, что в данном случае имело место именно наследование.

Федосья Степановна, урожденная Брянчанинова, вполне могла иметь основания на получение части этого сельца по наследству после родственников своего отца, а потом могла передать его мужу. Можно было предположить, что Степан Иванович мог быть сыном или братом Ивана Ивановича, но точных данных по этому вопросу не было.

Так же как имя Степана Ивановича, имя Ивана Ивановича Брянчанинова не фигурирует в опубликованных родословных Брянчаниновых, то есть по ним предков этих Брянчаниновых не установить.

* * *

Первоначально некоторая подсказка обнаружилась в одном из дел Грязовецкого уездного суда за 1803 год по спору на право владения земельными участками в Комельской волости между помещиками Петром и Яковом Брянчаниновыми.(11) В этом деле оказалась справка вотчинной коллегии, в которой прослеживается владение некоторыми Брянчаниновыми рядом деревень и пустошей в Вологодском уезде, начиная с писцовых книг 1628-1630 годов.

Упоминалась там наряду с другими и деревня Акинфовицы. В деле фигурировали имена Василия Максимовича Брянчанинова, его сыновей Федора, Богдана, Семена и других Брянчаниновых. Но больше всего меня заинтересовало имя Ивана Семеновича Брянчанинова, которому в какой-то период была выделена половина указанной деревни Акинфовицы. Сразу появилась мысль, что он мог быть отцом Степана Ивановича Брянчанинова. Но его имени в этом деле я не заметила.

Просмотрев вновь работы по родословным Брянчаниновых, увидела там имя Василия Максимовича Брянчанинова. В работе Л.Д.Соколовой «Родословие семьи Брянчаниновых» (12) приводится генеалогическое древо, составленное Петром Александровичем Брянчаниновым, в котором в четвертом поколении показаны два сына Василия Софонтиевича - Максим и Борис. Борис Васильевич был прародителем двух самых известных ветвей этого рода - Покровской и Юровской. Потомки Максима Васильевича в этом древе не показаны.

В публикации Л.Н.Мясниковой «Документы из семейного архива Брянчаниновых» (13) имеется генеалогическая схема, составленная по документам. В этой схеме показаны дети сына Максима Васильевича - Василия Максимовича Брянчанинова - Петр, Иван, Федор, Борис, Богдан и Семен. У Петра Васильевича - сын Константин Петрович, у Семена Васильевича - Яков, Федор и Иван Семеновичи. На них имена потомков Василия Максимовича обрываются.

В представленной И.Н.Ельчаниновым родословной Брянчаниновых в «Материалах по генеалогии ярославского дворянства», нет не только Василия Максимовича и его потомства, но и его отца - Максима Васильевича. Трудно сказать, в силу каких причин, но там вместо имени Максим указано имя Михаил. Видимо, из-за того, что такого Михаила Васильевича вовсе не существовало, нет и его потомков.

Из просмотренных дел и материалов стало ясно, что искать предков отца Федосьи Степановны Ярославовой - Степана Ивановича Брянчанинова нужно среди потомков Максима Васильевича и его сына Василия Максимовича Брянчаниновых. Помогло в этих поисках еще одно спорное дело о земле между Яковом и Петром Брянчаниновыми, которое рассматривалось ранее в Вологодской палате суда и расправы в 1800-1801 годах.

Спорящими сторонами оказались, как и в предыдущем деле, Грязовецкий помещик ротмистр Петр Александрович Брянчанинов и Вологодский помещик титулярный советник Яков Иванович Брянчанинов. А разделить они никак не могли землю в деревне Аксентово в Комельской волости Грязовецкого уезда, при этом каждый настаивал на своих правах, ссылаясь на различные документы о переходе собственности от разных людей и в разное время. Но не в этом суть.

Суть в том, что в этом деле оказались две поколенные росписи той ветви рода Брянчаниновых, которых в таком виде нет ни в одном из опубликованных материалов. Ветвь эта идет от Василия Максимовича Брянчанинова. Первая роспись составлена поверенным служителем Петра Александровича Брянчанинова, который не был представителем этой ветви, и поэтому его роспись явно неполная. Там прослежена линия от Василия Максимовича Брянчанинова до просителя в деле - Якова Ивановича Брянчанинова.(14)

Вторая поколенная роспись, представленная самим Яковом Ивановичем Брянчаниновым, как потомком Василия Максимовича, более развернутая и более полная.(15) Именно в ней и оказалось имя Степана Ивановича Брянчанинова, у которого была жена Матрена. А Матреной (Матреной Ивановной) была мать Федосьи Степановны Ярославовой.

В деле неоднократно упоминается помимо деревни Аксентово ряд других селений, в том числе деревни Акинфовицы и Куксимово, а также сельцо Борщевка. Все они изначально принадлежали представителям ветви Брянчаниновых, идущей от Василия Максимовича, переходя в разное время от одного другому. Деревня Куксимово и Борщевка (тогда еще пустошь) достались в 1649 году Семену Васильевичу Брянчанинову по разделу с братьями Федором и Богданом. В 1681 году вдова Семена Васильевича Афросинья «поступилась» своим поместьем, т. е. отдала его, своим детям Ивану и Федору Семеновичам и внучкам - дочерям Якова Семеновича. Частью этого поместья были доли в деревнях Акинфовицы, Куксимове и сельце Борщевке. (16)

Один из сыновей вдовы Афросиньи - Иван Семенович как раз и был отцом Степана Ивановича Брянчанинова. А Яков Иванович Брянчанинов оказался правнуком брата Степана Ивановича - Петра Ивановича Брянчанинова. Отцом Якова был Иван Матвеевич, а дедом - Матвей Петрович Брянчаниновы. Исходя из этого родства получается, что дед Якова Ивановича Брянчанинова был двоюродным братом Федосьи Степановны Ярославовой. Видимо, семьи их поддерживали тесные взаимоотношения, поскольку имя Якова Брянчанинова многократно встречается в дневниковых записях Алексея Тихоновича Ярославова. Да в общем-то это и не удивительно, ведь Матвей Петрович и его потомки наряду со Степаном Ивановичем и его наследниками владели сельцом Борщевка и деревней Куксимово.

Был у Степана Ивановича и брат Иван Иванович. Вот только его дети в этой росписи не показаны. Но скорее всего, это как раз и есть тот самый Иван Иванович Брянчанинов из деревни Акинфовицы.

* * *

Ниже приводится перечень поколений прямых предков Степана Ивановича Брянчанинова, составленный на основании поколенной росписи, которая была представлена Яковом Ивановичем Брянчаниновым (курсивом указаны предшествующие поколения, которые там отсутствуют, но которые есть в других родословных схемах).

  1. Игнатий
  2. Софоний Игнатьевич
  3. Василий Софонтьевич
  4. Максим Васильевич /у него брат Борис Васильевич/
  5. Василий Максимович
  6. Семен Васильевич, жена у него Афросинья
  7. Иван Семенович, жена у него Парасковья
  8. Степан Иванович, жена у него Матрена

* * *

Имя Степана Ивановича Брянчанинова заняло, наконец-то, свое место в родословном древе рода Брянчаниновых. И это не может не радовать.

Все материалы раздела «Внимание! Угрозы и тенденции»

Реклама


© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС