Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Богатые нефтяники просят «Справедливые цены» у тех самых Потребителей, которым они отказали в праве на справедливую Энергополитику два года назад

Н.Б. Чистякова (урожденная Ярославова) - Руководитель Проекта
«Граждане ЗА энергобезопасность: безопасность
поставок энергоресурсов и безопасность
энергообъектов»
18.12.2008 года

Цены на нефть «не услышали» решение ОПЕК, также как, впрочем, они до этого не услышали и тех, кто хотел бы стать создателем новостей на этом рынке и управлять нефтяными ценами, как это говорят: «с голоса».

Мировой нефтяной рынок не любит «проигравших», также как и политика. А проигравшими являются все те, кто в эти месяцы считает убытки от неожиданного для них снижения цен на нефть и не демонстрирует в своих речах понимания причин произошедшего. Это и лидеры стран производителей нефти, и первые лица транснациональных корпораций.

Вот, к примеру, Вагит Алекперов считает, что «Справедливая цена» на нефть: от 70 до 90 долларов».

Но он не учел, что Цены на нефть давно сказали свое «Нет» - «Простым парням нефтяного рынка»: шейхам и «нефтяным королям» корпораций. Ровно год назад в своей публикации «$100 за баррель нефти посвящается!» я совершенно четко указала на нового актора глобальной энергетики, в частности, на «Гражданское общество - как новый субъект золото-нефтяного рынка».

И я вела речь не о бутафорском гражданском обществе, с которым сколь угодно долго и безрезультатно может договариваться глава «Лукойла», и тем более, не о структурах А.Шохина, которые защищают интересы большого бизнеса и никаким образом не выражают интересы рядовых потребителей энергоресурсов планеты.

А цену на нефть сегодня определяет именно коллективный глобальный потребитель, потому что «российского потребителя» практически «укатали» под ноль монополии. И на этот фактор мирового нефтяного рынка также обращалось внимание в апрельской публикации «Погоня за спросом олигархов и «чахнущий российский потребитель» (© Наталья 15.04.2008 г.Чистякова-Ярославова).

Вот эти два главных обстоятельства сегодня и определяют цены на нефть.

Первый - наступила Диктатура граждан - потребителей энергоресурсов.

Второй- этот коллективный глобальный гражданский Потребитель знает свои права.

А, следовательно, сегодня не Вагит Алекперов будет рассказывать Потребителю какую цену на нефть он считает Справедливой. А Потребитель нефти и газа обозначит свое понимание того, какую Энергополитику он считает Справедливой.

Обращу внимание, что речь идет не только о ценах на нефть, а в целом, о мировой Энергополитике.

Эти требования коллективного рядового гражданского Потребителя энергоресурсов прозвучали два года назад на «Гражданской Восьмерке» в Москве. В назначенные сроки ничего не было выполнено. Следующая точка встречи была назначена : «На 50 долларов за баррель нефти по состоянию на 1 декабря 2008 года» (yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=15).

Но и к этой дате ни одного шага в направлении начала переговоров и выполнения требований гражданского общества не сделано.

Транснациональные корпорации могут, конечно, и дальше убеждать себя в том, что мнение гражданского общества ничего не значит, но чем дольше они будут в этом заблуждаться, тем дольше им придется делать откровения о том, что кризис превзошел их ожидания.

Приведу один из примеров возможностей и потенциала гражданского общества: «… В июне 2006 на заседании Круглого стола «Граждане ЗА энергобезопасность.» я публично озвучила прогноз о росте цен на нефть до планки 100$ за баррель и, более того, «решение играть до 100$» было поставлено на голосование и поддержано всеми участниками этого гражданского проекта. Взвесив плюсы и минусы, мы тогда решили, что 100 долларов переживем…»

Реально потенциал Гражданского общества, представляющего рядового коллективного Потребителя энергоресурсов планеты, намного больше. И технологии работы, влияния и достижения гармонии тут намного более сложные, чем показано в этом примере.

В 2006 году мы много говорили : о «ЭнергоСправедливости», о глобальной управленческой инерции главных менеджеров планеты, теперь вот настало другое время и о Справедливости уже рассказывают нам те, кого мы ещё недавно так просили с нами поговорить…

Нам не надо рассказывать о том, какие цены представляются справедливыми для энергомонополий.

С нами надо разговаривать по всему спектру вопросов, которые обозначены уже два года назад. Эти Предложения размещены на сайте «Гражданской Восьмерки» www.civilg8.ru.

Вопросы, обсуждаемые на «Гражданской Восьмерке», отражены в публикации «Энергетическая справедливость предполагает полную оплату энергетического транжирства» (12 Июля 2006) и многих других статьях, в которых мы рассуждали об этой желанной Справедливости, но не были услышаны.

Время! Теперь настало Время ЧИТАТЬ и ПРОСИТЬ для Топ менеджеров энергокорпораций.

Предложения от июня 2006 года

«Граждане ЗА энергобезопасность: безопасность поставок энергоресурсов и безопасность энергообъектов»? www.civilg8.ru

Н.Чистякова

Предложения по материалам «круглых столов» «Граждане ЗА энергобезопасность: безопасность поставок энергоресурсов и безопасность энергообъектов» (10 июня 2006 г. Тюмень) и «Диалог между странами производителями и потребителями - путь к стабилизации мирового рынка нефти» (7 июня 2006г., Москва)

Главной угрозой энергобезопасности в масштабах планеты в настоящее время необходимо признать стремительный рост энерго-сырьевых транснациональных корпораций (ТНК), вызванный резким ростом нефтяных и газовых цен и ужесточением конкуренции за ресурсы, имеющий своим следствием нарушение баланса сил во взаимоотношениях между гражданским обществом и ТНК и, более того, во взаимоотношениях между ТНК и правительствами государств.

Серьезным указанием на разрушения диалога во взаимоотношениях гражданского общества и энерго-сырьевых транснациональных корпораций являются все более наблюдаемые признаки замены этого диалога на принудительное продвижение корпоративных стратегий ТНК во всем мире, усугубляющееся доминирование приоритетов ТНК над приоритетами населения, усилением участия ТНК и мирового энергоменеджмента в мировой политике.

По причине нарушенного диалога глобальный энергоменеджмент не слышит тревожные посылы гражданского общества, своевременно не корректирует свою политику и, по мнению населения, ориентирован на спорную стратегию обеспечения глобальной энергобезопасности по наиболее капиталоемкому и финансово затратному варианту, основанному на строительстве большого числа дополнительных трубопроводов с целью диверсификации путей транспорта и новых мощностей по производству электроэнергии, которые в конечном счете оплатит средний и малый непривилегированный потребитель.

Альтернативные предложения гражданского общества о приоритете сокращения потерь энергоресурсов, приоритете сокращения путей транспорта, отказе от культивирования потребления энергии, реальном, а не пиартехнологическом энергосбережении, реальных инновациях, восстановлении справедливости в платежах за потребленную энергию не редко, по разным причинам, остаются неуслышанными и проигнорированными. Все это приводит к турбулентности в энергетическом и политическом секторе, дестабилизации мировой финансовой сферы, включая цены на энергоресурсы, а также - к росту антиглобалистических настроений.

Как известно, Первых Политиков отличает Видение. Однако, по причине искусственно создаваемой «туманности», на мировом энергетическом рынке произошло «ограничение видимости», что привело к неверному считыванию ситуации и нарушению действия триады «Проблема-Реакция-Решение», в связи с запаздыванием формулирования перечня приоритетных Проблем, требующих реагирования.

В сложившейся ситуации перед гражданским обществом стоит задача восстановления этого Видения, а также совершенствования диалога в отношениях с правительствами стран и энерго-сырьевыми транснациональными корпорациями.

В целях восстановления паритета сил и равноправия в диалоге между гражданским обществом и транснациональными энерго-сырьевыми корпорациями, нарушенных в связи со стремительным ростом масштаба этих корпораций, а также в целях совершенствования диалога с правительствами стран для эффективного разрешения проблемы энергобезопасности, необходимо реализовать нижеследующие предложения и рекомендации, принять во внимание тенденции и угрозы, вызывающие тревожность в гражданском обществе:

1. Для стабилизации мирового нефтяного рынка необходимо, в первую очередь, в мировых ценах на энергоресурсы ликвидировать повышающие составляющие, вызванные, во-первых, ростом «непрофессиональной компоненты» в мировом энергобизнесе, а, во-вторых, пиартехнологическими манипуляциями информационных рейдеров, создающих турбулентность и «туманность» на глобальном энергорынке, т.е. устранить «манипулятивную» составляющую в цене энергоресурсов.

При этом требуется констатировать, что обе повышающие составляющие в ценах на энергоресурсы, также как и иные проблемы, вызваны нарушением паритета сил между участниками глобального энергетического рынка, стремительным ростом масштабов ТНК.

2. Учитывая, что проблема энергобезопасности обусловлена высокими ценами на энергоресурсы и снижение этих цен рассматривается как одно из главных направлений уменьшения остроты возникшей проблемы, необходимо равноправное разрешение вопроса об упущенной выгоде стран-нефтеэкспортеров в случае такого ценового понижения, поскольку доходы на конце «цепочки потребления», т.е. в странах-потребителях, традиционного выше, и убытки от ограничения роста цен принимают на себя экономики стран-производителей нефти (иных ресурсов).

С учетом мнения граждан, распределение «финансовых невзгод» - упущенной выгоды, связанной с гарантией доступности энергоресурсов по уровню мировых цен, должно основываться на глубоко и тщательно продуманной системе критериев, которую требуется разработать с участием наиболее профессиональных экспертов гражданского мирового сообщества.

3. Для обеспечения равновесия сил и равноправного диалога, необходимо признать право стран-нефтеэкспортеров осуществлять экспорт энергоресурсов, добытых на их территории, за валюту этих стран, в России это «экспорт за рубли», либо за иную свободно выбранную ими валюту для обслуживания собственного «энергооборота», и не препятствовать реализации этого права.

4. Стратегия энергобезопасности в глобальном масштабе, по мнению экспертов и граждан, должна основываться на приоритете сокращения потерь энергоресурсов взамен приоритета строительства новых трубопроводов и энергомощностей.

Потери энергоресурсов, с учетом мнения гражданского общества, необходимо, в первую очередь, сокращать при разработке нефтяных и газовых месторождений, в том числе не допуская превращения «технологически извлекаемой нефти» в «технологически неизвлекаемую нефть» из-за агрессивной нефтедобычи, а также при транспорте энергоресурсов (крушение танкеров, порывы трубопроводов, теракты).

5. В целях уменьшения объема инвестиций, требуемого для решения проблемы энергобезопасности, необходимо приложить все усилия для восстановления равноправного диалога по сформировавшимся «осям конфликта интересов» и нарушенного паритета сил, поскольку планы строительства многих новых и, часто, дублирующих энергообъектов, продиктованы взаимным недоверием производителей и потребителей, переходом к всё более жесткой концепции переговоров.

6. В порядке одного из главных приоритетов, обозначенных гражданами, необходимо разработать «Концепцию энергосправедливости», основанную на принципе «Заплати сам за энергоресурсы, которые ты потребляешь», «Заплати сам за новые энергомощности, которые создаются для увеличения твоего энергопотребления», «Заплати сам за свое энергетическое транжирство». При этом, по данным опроса, проведенного для изучения мнения граждан, эти принципы «Концепции энергосправедливости» таковы:

- Тариф для «энергетических транжир», превышающих рациональное суточное потребление (иллюминации и пр.), должен быть выше (повышенный тариф при превышении разрешенного потребления), чем для иных потребителей;

- Основной груз инвестиций на решение проблем «Энергобезопасности» должны принять потребители той страны, которая наращивает энергопотребление и ради которой осуществляются дополнительные инвестиции в энергомощности в стране-производителе энергоресурсов;

- Потребители стран-импортеров энергоресуров должны, в первую очередь, также нести финансовую нагрузку по ликвидации экологических последствий от реализации программы глобальной энергобезопасности, в том числе на территориях стран-энергоэкспортеров, принимающих на себя наибольшие экологические ущербы.

- Необходимо, по возможности, ограничить инвестиции в трубопроводы, приближая территории потребления к территориям производства энергоресурсов. Инвестиции в трубопроводы, имеющие серьезное геополитическое обоснование, должны, по мнению граждан, осуществлять, в первую очередь, частные компании, затем - правительства стран-импортеров и, в меньшей степени, правительства стран-нефтеэкспортеров.

7. Граждане обозначили высокую тревожность, связанную с тенденцией наметившейся профанации внедрения новой техники, технологий и инноваций, имеющих своим следствием не только снижение конечной нефтеотдачи пластов в странах-нефтеэкспортерах, но и необоснованные претензии на налоговые льготы, что, при условиях рекордно высоких цен на энергоресурсы, является парадоксом и отражением «искаженной энергоэкономики».

Внедрение более современной и более дорогостоящей техники и технологий при разработке нефтяных и газовых месторождений (основных энергоресурсов на ближайшее десятилетие) должно приводить к соответствующему росту нефтеотдачи пластов (в сравнении с проектными или стандартными вариантами добычи), поскольку в ином случае происходит снижение конечной нефтеотдачи из-за снижения рентабельности в связи сростом затрат, что обозначено на уровне серьезной угрозы.

На разработку новых технологий, в первую очередь - технологий более рентабельного использования нефти в нефтехимии, биотехнологиях и пр., на разработку новой мировой энергоэкономики, на оказавшийся в забвении анализ и обобщение опыта разработки сырьевых ресурсов, на термоядерные исследования, необходимо направить фиксированную долю энергодоходов в международный бюджет институтов, специально созданных для исследования и решения этих проблем.

8. Актуально создание международного медиа-консалтингового проекта, не ангажированного интересами отдельных стран и энерго-сырьевых транснациональных корпораций, с целью повышения объективности, прозрачности и профессиональности в освещении тенденций и угроз глобального энергетического рынка.

9. Необходимо разработать новые международные антимонопольные требования, ограничивающие участие энерго-сырьевых транснациональных корпораций (ТНК) в деятельности и контроле банковского сектора, институтов гражданского общества, политических партий, СМИ, нефтегазовой аналитики и консалтинга, систем коммуникаций, в том числе путем обновления концепции аффилированности юридических и физических лиц, ограничения совмещения должностей, ограничения финансирования гражданского, политического сектора, СМИ и иных институтов волеизъявления граждан, а также институтов «доставки» гражданам достоверной информации об экономических и политических событиях в мире.

Проблемы энергобезопасности диктуют необходимость создания новых международных антимонопольных институтов, соразмерных по масштабам, власти и влиянию энерго-сырьевых транснациональных корпораций.

10. Актуально обратить более пристальное внимание на то, что деятельность служб безопасности энерго-сырьевых транснациональных корпораций все более часто выходит за границы деятельности этих ТНК и за пределы полномочий, обозначенных им национальными законами стран и международным правом, а также все более часто принимает форму вмешательства в частную жизнь граждан, в том числе в области «правовых ниш», что ведет к росту конфликтности по этой оси и затрудняет диалог между гражданами и энергомонополиями, энергопроизводителями и энергопотребителями.

Необходимо обеспечить международный правительственный, экспертный и гражданский мониторинг этой тенденции, разработать поправки в международное право и национальные законодательства.

В целом, поскольку главные проблемы энергобезопасности вызваны нарушением энергодиалога не только по оси «страны-производители - страны-потребители», но и по оси «гражданское общество-энергомонополии», необходимо обеспечить создание автономных источников финансирования для гражданских институтов, представляющих профессионально и добросовестно гражданские интересы в диалоге с энерго-сырьевыми транснациональными корпорациями, в том числе в связи с правомерной и объективной актуализацией темы о финансовой зависимости и источниках финансирования неправительственного сектора стран (и, в первую очередь, стран-нефтеэкспортеров).

Такие автономные источники финансирования наиболее верно создать за счет отчислений доли нефтяных, газовых и иных энергодоходов в международные бюджеты вышеуказанных вновь создаваемых гражданских институтов, готовых к равноправному диалогу и защите интересов населения планеты, прежде всего, по оси энергомонополии-потребители услуг энергомонополий.

Предложения от марта 2006 года

Общественное движение русское-национально-культурное объединение Тюменской области «Лебедь»

Н.Чистякова

1. При построении глобальной энергетической стратегии исходить из необходимости глобального мирового энергосбережния, главной сутью которого является приближение зон потребления энергоресурсов ( нефти, газа и пр.) к зонам нефтегазодобычи (производства энергоресурсов), что позволит снизить самые значительные потери ресурсов ( до 15 %) при их транспорте, в том числе коммерческие (воровство), технические (аварии, затраты энергии на транспорт и пр.) и террористические(потери в результате террористических актов), а также исключит экологические риски.

Странам Большой Восьмерки необходимо пересмотреть отношение к «мировой карте потребления энергоресурсов» и исходить из того, что в ближайшем будущем население планеты будет и должно сосредотачиваться вблизи «мировых энергетических батареек» (зон нефтегазодобычи и пр.).

2. «Ресурсы - достояние планеты»

Признать крупные нефтяные и газовые месторождения, нефтегазовые провинции - объектами международного значения, состояние и выработка запасов которых требует международного мониторинга, в первую очередь на предмет ухудшения состояния запасов, вследствие некачественного энергоменеджмента компаний и государственных чиновников, по аналогии с контролем МАГАТЭ за состоянием ядерных объектов, контролем состояния памятников культуры и истории всемирного значения.

Необходимо исходить из того, что «Ресурсы с тысячелетней историей их формирования - более вечны, приоритетны и долгосрочны, чем страны, политические системы, идеологии и философии»

3. Осуществлять мониторинг стратегий недропользования (стратегий развития ТЭК), в странах, где сосредоточены основные мировые запасы нефти, газа, иных энергоресурсов, в связи с тем, что рост нефтяных ( газовых доходов) имеет отрицательную корреляцию с состоянием нефтяного менеджмента, т.е. заметно ухудшает его качество вследствие развития кулуарности принятия решений, сужения сферы действия демократических процедур, доминирования фискальной составляющей в ущерб научному и аналитическому сопровождению процесса недропользования и пр. Ухудшение состояния нефтяного менеджмента ведет в свою очередь к ухудшению состояния запасов, агрессивной нефтегазодобыче, росту потерь нефти в пласте и снижению конечной нефтеотдачи.

Организовать специальное международное совещание, посвященное состоянию нефтяного менеджмента в России, приоритетной темой которого обозначить факт снижения среднего коэффициента нефтеотдачи в России за последние годы почти в два раза, по сравнению с 1950 года и в 1,5 раза в сравнении с США, где структура запасов хуже. Более того на 25 % снизился проектный КИН равный в среднем 50-53%( коэффициент нефтеизвлечения) равный в среднем 50-53%. По оценкам академика РАЕН, д.т.н. Е.Козловского потеряно до 15 млрд.тонн потенциально извлекаемых запасов. ( «Увеличение отдачи нефтяных месторождений как стратегия оптимального воспроизводства нефтедобычи», «промышленные ведомости», ноябрь 2005 года, № 11)

Вести мониторинг принятия управленческих решений в сфере недропользования, в том числе контроль прецедентов исключения экспертов из законотворческих и иных процедур принятия важных государственных решений.

Режим усиленного мониторинга включать после того, как доля нефтяных доходов бюджета страны (оцененная экспертами из разных стран, включая доходы экспортеров и перепродавцов ресурсов) превысит 50 % всех доходов бюджета страны, т.е. когда экономика страны приобретает, очевидно сырьевую направленность.

4. Кардинально пересмотреть отношение к Фондам будущих поколений, формируемым за счет нефтяных доходов, в условиях, когда отсутствует «мировой эталон денег», появляются альтернативные мировые валюты, обслуживающие глобальные товарные потоки ( евро и пр.), резко варьирует содержание золота в долларе, нарастает угроза, «сдувающихся в один миг финансовых миров», а цены на запасы растут быстрее, чем котировки и курсовые стоимости мировых валют.

Признать, что в сложившихся современных условиях на мировом финансовом рынке, преждевременная трансформация ресурсов существенно затрагивает интересы и права будущих поколений, а Фонды будущих поколений необходимо сохранять в ресурсах, а в не в денежном эквиваленте.

5. Выработать рекомендации о критической доле нефтяных доходов в бюджетах стран экспортеров нефти. Признать, что превышение критического уровня нефтяных доходов в бюджетах стран является признаком того, что экономические, финансовые, нефтяные государственные менеджеры страны возможно не справляются с управлением государственной экономикой.

Выработать рекомендации по ограничению роста доходов энергетических транснациональных нефтяных компаний (ТНК) в сравнении с бюджетами стран -экспортеров, в которых они осуществляют свою деятельность (в том числе ограничение «процентного соотношения между доходами компании и доходами бюджета» и темпов опережающего роста) в связи глобальной угрозой приближения по влиянию и прочим параметрам, масштабов ТНК к масштабам государств.

Выработать иные критерии, позволяющие сохранять экономический суверенитет стран-экспортеров ресурсов при развитии в них качественного энергоменеджмента.

Организовать разработку системы объективных международных критериев, позволяющих оценить развитие и состояние экономики в сырьевых странах, и состояние нефтяного менеджмента в них.

Разработать систему поощрений для стран-экспортеров, выполняющих рекомендации международного сообщества, нацеленные на сохранение энергетической безопасности.

6. Разработать систему мер для стран-экспортеров нефти, закрепивших в своем законодательстве всенародные выборы Министра топлива и энергетики ( главного нефтяного менеджера страны). По опыту провинции Альберта ( Канада).

Мониторинг принятии управленческих решений в сфере недропользования, в том числе контроль прецедентов исключения экспертов из законотворческих и иных процедур принятия важных государственных решений.

7. Признать несправедливым искусственное нивелирование географических энергетических преимуществ ( подобных - климатическим преимуществам признанных мировых зон отдыха, культурно-историческим преимуществам стран Европы и пр.), заключающееся в осреднении цен по тарифам на электроэнергию, ценам на иные энергоресурсы, через объединение зон потребления и производства ресурсов под единым тарифом или ценой, через закрытые программные обеспечения, иные манипуляции математического и иного характера.

Население нефтедобывающих территорий должно иметь права на «энергетический рай», в условиях не редко «климатического ада», также как эти права сохраняют иные обитатели благодатных земных территорий.

8. «Нам здесь жить»: Учитывая тенденцию миграции среднего класса и беднейших слоев населения в направлении территорий нефтедобычи, которая уже приобретает межгосударственный характер, необходимо усилить внимание к сохранению природы и контролю за соблюдением экологических требований в этих территориях.

9. Необходимо более широко изучить и распространить опыт Финляндии по установлению разных цен и тарифов в зависимости от источников используемой энергии.

10. Разработать систему международных мер, запрещающих использование ресурсов с КПД их трансформации в другие энергоресурсы (газ - в электроэнергию и т.п.) ниже некоторого установленного критического значения. Разработать систему санкций, за эксплуатацию генераций с низким КПД переработки энергоресурсов.

11. Признать бесчеловечным ограничение инфляции в странах экспортерах нефти, путем ограничения доходов беднейших слоев населения, в условиях когда сама инфляция ( в том числе инфляция издержек) обусловлена опережающим ростом доходов менеджеров нефтяных и энергетических компаний, в том числе ростом их спроса и доли их зарплат в цене.

Рекомендовать ограничивать инфляцию в таких случаях, за счет мониторинга роста доходов топ-менеджмеров, а также контроля состояния бюджетов граждан через контроль за покупательной способностью валюты страны-экспортера нефти ( для России -рубль) и сравнение темпов роста доходов гражданина с темпами роста его расходов.

Признать, что социальная ситуация в странах - экспортерах нефти является одной из главных составляющих энергетической безопасности.

12. Признать несовершенными методы «внешнего построения демократий» в странах-экспортерах нефти.

Создать группу экспертов для разработки рекомендаций, проектов международных и государственных решений, позволяющих сочетать право страны-экспортера нефти на экономический и иной суверенитет с её международными обязанностями, в том числе, по развитию гражданского общества, созданию действенной системы защиты гражданских прав сохранению человеческого, интеллектуального, духовного потенциала.

Все материалы раздела «Новости, комментарии, ремарки»

Реклама


© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС