Погоня за спросом олигархов и «чахнущий российский потребитель»
©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960). Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991). Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014). Кандидат технических наук. Я родилась 22 февраля 1960 года в Нефтекамске, Краснокамского района Башкирской АССР.
© Наталья Чистякова-Ярославова
15.04.2008 г.
Российский потребитель более не интересен главным российским монополиям. Подобно тому, как главы регионов любят только крупных налогоплательщиков, монополии предпочитают «крупных и богатых покупателей». Газпрому, к примеру, нравится Европа, апологетам нефтяной отрасли — автозаправочные сети Америки. Платежеспособные потребители стран с развитой демократией намного более привлекательны для тяжеловесов российских экономики. К тому же, основной внутренний «Платежеспособный российский спрос» также выехал в Европу и Америку вместе с узкой прослойкой самых богатых граждан России. Как итог, вслед за российскими монополиями на Европу теперь поглядывает и весь прочий российский бизнес. Отечественный же потребитель им все более в тягость. Он беден, почти семьдесят процентов едва сводит концы с концами. А тех, кто входит в оставшиеся 30 % , видимо, скоро также доведут до кондиции бедных, с помощью «доильных аппаратов ТСЖ». Как обиженно заметила супруга одного из депутатов, комментируя работу управляющих коммунальных компаний: «Своих же доят». А кого им ещё Доить, если у «Не своих» уже давно денег нет… В таких случаях в группе «Своих» начинают выделяться касты «привилегированных Своих» и «просто Своих». Вот привилегированные и будут делать деньги на «просто Своих». Другого не дано.
Рассуждая о российских потребителях, я отличаю их от российских граждан. Российский потребитель это тот, кто потребляет на территории России. Те же граждане России, которые давно живут и потребляют на территории Европы — это теперь уже европейские потребители. Т.е. это потребители развитых стран, за которыми теперь «бегают» российские монополии. А когда монополии начинают «бегать» за потребителем, то, как раз и происходит смена рынка Продавца на рынок Покупателя (или рынок Потребителя), т.е. цены начинает диктовать Покупатель, а не Продавец.
Вот так российские монополии, «отжавшись» на российском Потребителе, стали «заглядывать в глаза» Потребителю европейскому.
У платежепособного потребителя можно культивировать потребности. У бедного — нельзя. Бедный ограничивает свое потребление. Ему можно продать что-то только силой (включая запрещенное психологическое воздействие) или обманом (мошенничеством). Отсюда в странах с бедными потребителями возникает экономика «Силовых продаж». Это «Силовая экономика». Это «Экономика Диктатуры». Гражданам навязывают услуги, в том числе государственные и коммунальные. Гражданам навязывают платежи, в том числе за непотребленные услуги. В торговой сети начинают доминировать товары низкого качества из стран, как правило, с авторитарными режимами. Ведь , чем более авторитарным является режим в стране, тем меньше в этой стране уважают права граждан, тем меньше в ней уважают и права Потребителя, и тем более низкого качества товары и услуги этому Потребителю предлагают.
Достаточно понаблюдать, как товары европейского производства вытесняются из сети российских магазинов, для того, чтобы понять, что происходит с платежеспособным спросом в нашей стране. Ассортимент товаров из Развитых стран, заменяется на ассортимент товаров из Развивающихся стран. И все это наглядно показывает, что наш российский Спрос уезжает в Европу.
Когда — то в советские времена мы уже ходили в «товарах для быдла», сапогах советских обувных фабрик и многокилограммовых пальто на ватине. И общая масса людей всегда выглядела серо и тоскливо. Сейчас надо сказать основная масса россиян тоже не выходит за пределы черной цветовой гаммы.
Есть все признаки того, что Внутренний спрос в состоянии глубокого кризиса. А ведь именно этот Внутренний спрос и определяет устойчивость экономики любого государства! Именно на оценках состояния Внутреннего спроса государства строят сегодня прогнозы об устойчивости экономик этих государств ведущие мировые экономисты.
В связи с такой постановкой вопроса А.Кудрин, долго державший паузу, наконец, недавно заявил, что внутренний спрос в России сейчас ещё поддерживается за счет бюджета, но при снижении цен на нефть, это поддержка может иссякнуть.
Таким образом, и без того проблемный Внутренний спрос России, сейчас находится ещё и под угрозой серьезного сокращения.
По большому счету Спрос не может поддерживаться подаяниями из бюджета. Спрос также не может поддерживаться исключительно за счет доходов граждан, работающих в бюджето-государственном секторе экономике или секторе экономике, живущем за счет бюджетных заказов. Это не правильно выстроенная экономика, но в России она сейчас функционирует именно так.
Как итог, российский потребитель не интересен крупному российскому бизнесу. А потому, вслед за спросом олигархов отечественные компании перемещаются в Европу и начинают подумывать о поглощении бизнеса, который гарантирует себе доходы на наших апологетах списка Форбс.
Проблема же Европы сейчас состоит в том, что с ментальностью нашего бизнеса совсем не долго и европейского потребителя довести до кондиции полуобглоданного монополиями российского покупателя. К тому же с нашим менеджментом и креативом недолго и разорить компании, обслуживающие сегодня главные Кошельки планеты.
Как видим, ментальность транснациональных корпораций выводит их на такой уровень, когда даже коллективного мирового потребителя может уже не хватить для подкормки подобных гигантов.
Таким образом, корпорациям уже сегодня надо думать о сохранении среды обитания, о культивировании Потребителя, а не его потребностей.
Ведь «чахнущий потребитель» — это следствие монополизации и ментальности силовой экономики. А потому этот самый «чахнущий потребитель» будет преследовать российский бизнес везде: и в России, и в Америке, и в Европе, если сам российский бизнес не начнет уважать тех, на ком строится его многомиллиардный бюджет, т.е. для начала — потребителей России.