Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Таллин – Ревель – Колывань в День святого Николая Чудотворца и Адвент

    • Ратуша города Таллина где в 2002 году была найдена Грамота князя Ярослава Оболенского 1487 года - колыванскому бургомистру и Золотоносцам Ревеля. Восьмиграннная башня Ратуши подобна ц.Святого Духа XIII века Таллина
    • Грамота князя Пскова Ярослава Васильевича Оболенского, найденная в Ратуше Таллина. Копия подарена Таллином - музею Пскова
    • Мой год рождения 1960 указан на таллинской Ратуши. В этот год началась реставрация Ратуши и возвращение ей первоначального образа 1404 года. В этот же год в Таллине построена гигантская сцена Певческого поля
    • Архангел Михаил с мечом и весами на стена Ратуши Таллина. Символизирует справедливый суд
    • Статья о барельефах в зале магистрата таллинской Ратуши : Тристан и Изольда, Самсон и Далила и др.
    • Церковь святого Духа в Таллине с восьмигранной башней, повторенной в Ратуше. Алтарь со сценами Сошествия Святого Духа и Святой Елизаветой - худ. Берн Нотке,автор полотна Плясок Смерти
    • Верхний город Таллина - Ревеля - Колывани, где было явлено на небе Красное знамя с белым крестом королю Дании Вальдемару Победоносному, как знак победы над язычниками и сарацинами
    • Николай Чудотворец – покровитель моряков спасает одномачтовое парусное торговое судно – ганзейский когг. На судне красные флаги с белым крестом и черноголовые. Сцены жизни св. Николая. Створка 2 алтаря ц. Нигулисте
    • Святой Виктор Марсельский - епископ Марселя был обезглавлен также, как Дионисий Парижский - епископ Парижа. Алтарь ц. Святого Николая в Таллине. Сцены жизни Виктора Марсельского. Створка 4 алтаря ц. Нигулисте
    • Главный алтарь церкви Святого Николая в Таллине. 1 и 2 створки посвящены сценам жизни Святого Николая, 3 и 4 - сценам жизни Святого Виктора Марсельского - покровителя Таллина
    • Виктор Марсельский - Святой покровитель Таллина, сцены жизни которого изображены на алтаре таллинской церкви Святого Николая - Нигулисте
    • Святой с ножичком, как Виктор Марсельский в церкви Святого Николая на Топоре на Волге, где священником был один из Ярославовых
    • Гогланд - судно, где капитаном был А.Д.Ярославов, названное от острова Гогланд, переселенцы с которого основали в Таллине церковь Святого Николая -Нигулисте
    • Башня Толстая Маргарита, из-за которой виден шпиль церкви Святого Олафа - короля Норвегии и единоутробного брата супруга королевы Елизаветы Ярославны
    • Статья 2003 года о том, что Пскову подарят Грамоту Псковского князя Ярослава Васильевича Оболенского , найденную в Ратуше Таллина
    • Тур-бык около крепости в Раквере, куда на Раковорскую битву князь Владимирский и Тверской Ярослав (Афанасий) Ярославич послал своих сыновей Великого князя Тверского Михаила Ярославича и Великого князя Пскова Святослава Ярославича. XIII век. По линии супруги Ксении Тарусской князь Ярослав (Афанасий) 13 века был родственником князя Ярослава Васильевича Оболенского из князей Тарусских
    • Грамота князя Пскова Ярослава Васильевича Оболенского, найденная в Ратуше Таллина, спустя 10 лет в 2013 году уже не верно именуется грамотой князя Ярослава Ярославича (13 в) в интервью д.и.н. В.Аракчеева - доцента Псковского государственного университета

© Наталья Ярославова – Оболенская
19-22 декабря 2015 года

Богиню Победы в Греции именовали Ника, а в Риме – Виктория. Мужские аналоги этих имен Николай и Виктор. Святой Николай Чудотворец и святой Виктор Марсельский сопутствуют друг другу в Марселе, давшем название «Марсельезе» французской революции, и в Таллине (Ревале), в церкви св. Николая, в настоящее время - музее и концертном зале. Церковь Святого Николая в Таллине именуют также церковь Нигулисте, она основана переселенцами с о.Гогланд. Её главный алтарь - один из самых роскошных средневековых алтарей в Европе. Две его створки из четырех посвящены сценам жизни Николая Чудотворца. А две другие - повествуют об истории страданий Святого Виктора Марсельского. День памяти Виктора Марсельского 21 июля совпадает с днем Казанской иконы Божией Матери и «Утоли мои печали», давшей в России название песне «Утоли мои печали, Натали», что тоже связано с Победой и Викторией - Natalis Solis Invicti ( «Сирийская война за Natalis Solis Invicti - Рождество Непобедимого Cолнца и Наталья Романова - мать Петра, первая из семи русских цариц и царевен Наталий «Дома Романовых»).

Именно Виктор Марсельский и считается покровителем Таллина, именовавшегося ранее Реве(а)лем и Колыванью, бургомистру и рыцарям Золотоносцам которого князь Пскова Ярослав Оболенский направил последнюю в его жизни Грамоту 1487 года, найденную спустя 515 лет на чердаке таллинской Ратуши. Нашел Грамоту археолог В.Соколовский, занимавшийся изучением «Ордена Меченосцев» в Таллине: «Мы знали, где, что и как искать…. позади богадельни Св.Яана (Иоанна)…» -это об ордене ( Орден Меченосцев на Тартуском шоссе). В Ратуше, где известный эстонский археолог В.Соколовский нашел Грамоту псковского князя Ярослава Оболенского, вершили суд. Поэтому на её стене - архангел Михаил с мечом и весами, и год моего рождения - 1960. В этот год в Таллине была начата реставрация Ратуши с возвращением ей облика 1404 года и создана гигантская сцена на Певческом поле, ставшая спустя годы ареной Певческой революции в Эстонии. Т.е. эстонцы, также как французы с «Марсельезой» побеждали песней. Певческая революция в Эстонии - самая мирная, из известных.

Совместное пение характерно было для монахов августинцев, основавших аббатство св. Виктора во Франции. Финальная сцена мучений святого Виктора изображена на алтаре церкви Нигулисте на фоне панорамы средневекового города, предположительно Любека. Автором этого алтаря церкви Нигулисте 1478-1481 года был любекский художник Херменом Роде (1430—1504). Родом из Любека был и художник Берн Нотке - автор «Плясок смерти», черно-белая копия которого есть в ГМИР С-Петербурга. Одно из этих полотен длиной 26 метром утрачено. А фрагмент второго полотна около 7 метров сохранился в церкви Святого Николая Таллина. Алтарь Берна Нотке из Любека - в таллинской церкви Святого Духа.

Святой Виктор Марсельский был обезглавлен также, как Святой Дионисий Парижский. И если Святой Дионисий является епископом Парижа. То Святой Виктор - епископом Марселя. Рядом с Парижем в былые времена существовало аббатство Сен-Виктор, освещенное в честь св. Виктора Марсельского. Сцены из жизни святого Николая в таллинской церкви Нигулисте завершаются изображением Николая – покровителя моряков, спасающего одномачтовое парусное торговое судно – ганзейский когг. На судне красные флаги с белым крестом и «черноголовые». Другие сцены изображают: как св.Николай «жертвует состояние трем бедным девушкам на выданье, избирается епископом Мир Ликийских, спасает трех юношей, является во сне Императору Константину, чтобы тот освободил неправедно осужденных купцов». Красное с белым крестом знамя было явлено в небе Вальдемару Победоносному в Таллине (Колывани). Поэтом красные флаги с белыми висят и на крепостной стене Верхнего города Таллина, именуемого «Сад Датского короля»… Теперь это знамя - «Ордена Данеброг» и флаг Дании («Орден Данеброг» и «Орден Слона» в России. Великие и Мудрые: Вельфы, Ярославы, Вальдемары и Ярославичи, вдохновенные Небом, - против сарацин)

Явление в небе «Сим Победишь» рядом с крестом - императору Константину в Риме и флага Данеброг в небе Таллина (Колывани) Вальдемару Победоносному - это мистический опыт, Знамения. Мистиком был друг Бернара Клервоского - Гильомом из Шампо, основатель аббатства св. Виктора из Парижа. Мощи святого Виктора обретены равноапостольной Еленой - матерью императора Константина I. Поэтому ларец с мощами св. Виктора в Ксантене украшен фигурами Святых Виктора и Елены. Небесные знамения императору Константину, Карлу Великому и Вальдемару Победоносному - послания и знаки небесного воинства в победе над сарацинами. Т.е. знамения о грядущей Нике и о Виктории. Виктор Марсельский - покровитель Таллина изображается с ножичком. Изображение «святого с ножичком», что в церкви Николы на Топоре на верхней Волге, где священником был один из Ярославовых, я однажды назвала «Морской пират Никола Чудотворец». Возможно, это, как раз, Виктор Марсельский, который в Марселе и Таллине сопровождает Святого Николая Чудотворца ( «Священники Ярославовы в верхневолжском погосте Княгини Ольги Перевозщицы и Акрополе «Морского Пирата» Николы Чудотворца»). «Святой с ножичком» из церкви Николы на Топоре роднит это верхневолжское поселение с Марселем, Таллином и островом Гогланд (Готлант), откуда купцы переселились в Колывань или иначе Реваль, и основали церковь святого Николая - покровителя моряков.

Раскопки около этой церкви Нигулисте вел археолог В.Соколовский, нашедший на чердаке таллинской Ратуши уникальную Грамоту князя Пскова Ярослава Васильевича (Оболенского).

Гогланд называлась галера А.Д.Ярославова, затонувшая в 1757 году около Мемеля и находящаяся ныне в литовском музее Клайпеды, что и побудило меня вникнуть в эту историю. Остров Гот(г)ланд – одноименный кораблю А.Ярославова упоминается в книге Беляева «Гиперболоид инженера Гарина». Ставку на этот остров Готланд новгородцы сделали, оказавшись в торговой блокаде, в их отношениях с Киевом. Я уделяла внимание острову Гогланд в статьях:

«Всемирная азиатская торговля в древней Мологе, у начала Тихвинской системы. Правда

«Царские Грамоты боярам Ярославовым о жалованных вотчинах и воинских званиях. Ярославовы в годы Шуйских, Сигизмунда III и Семилетней войны».

На острове Гогланд - два пункта дуги Струве. Астроном В.Струве получил образование в Эстонии, поэтому в Эстонии его почитают также, как мореплавателя и адмирала И.Крузерштерна, мореплавателя и адмирала Ф.Беллинсгаузена, П.Палена, вслед за которым в Таллине появились и Орловы-Давыдовы.

Многие из балтийских немцев «петровского призыва» имели отношение к Кронштадту, также как А.Д.Ярославов с его «не галерой, не судном» - «Гогландом». И двоюродный брат моей мамы Н.Бусыгин – комендант Кронштадта в годы ВОВ. Обо всем этом рассказывала статья «Адмиралы и Транссиб. Князья Мещерские - потомки боярина Артамона Матвеева (Ярославова-Медведя), воспитателя.

Род Струве - директора Пулковской обсерватории продолжил свою историю в «Русском доме» Парижа, рядом с которым в былые времена было основано аббатство Святого Виктора Марсельского – покровителя Таллина, в настоящее время утраченное.

Однако - это «хвосты», финал. А смотреть надо «в корень», в начало истории Таллина – Ревеля – Колывани.

В этом начале таллинской истории - Святой Олаф и башня Святого Олафа - высотная доминанта Таллина. Церковь Олевисте – Олай. Историческая постройка XIII века. В XII веке на этом месте находился торговый двор скандинавских купцов:

«Церковь названа по имени норвежского короля Святого Олафа Харальдссона (995—1030). Первые сведения о церкви Олевисте относятся к 1267 году, как о действующем храме, находящемся под опекой женского цистерцианского монастыря св. Михаила».

Олаф II Святой - это дед Магнуса из династии Беллунгов. Его единоутробный брат - Харальд Суровый - супруг Княгини Елизаветы Ярославны Киевской - Эллисиф («Путь Лебедя» - большая европейская Родня: Виндзорские короли, Булонские графы, Бранденбургские курфюрсты, Саксонские герцоги»).

Королева Елизавета Ярославна - первая из королев Елизавет.

Святая Елизавета изображена на алтаре церкви Святого Духа Таллина, автором которой является любекский художник Берн Нотке.

«В документах ратуши церковь Святого Духа Таллина зафиксирована в 1316 году.

Церковь располагает богатым собранием произведений искусства. Важнейшим из них считается алтарь, изготовленный в 1483 году известным любекским мастером Бернтом Нотке. Многостворчатый алтарь, средняя часть которого изображает сошествие Святого Духа (отсюда название церкви), а боковые створки – сцены из жизни Христа и святой Елизаветы…

Ещё совсем недавно церковь гордилась отлитым в 1433 году мастером Мертеном Зейфертом колоколом Марии: его украшали виноградные лозы и фигуры, а также текст на латыни и нижнесаксонском языке. Надпись гласит: "Бью для всех одинаково верно, как служанке, так и слуге, как госпоже, так и господину - и это никто не может поставить мне в вину". Однако колокол раскололся после пожара 2003 года»

(Церковь святого Духа).

Праведная Елизавета – мать Иоанна Крестителя.

У неё своя важная роль в зачатии Христа и Благовещении.

А святой Олаф – король Норвегии крещен в 1013 году, выступал на стороне английского короля Уэссекской династии, к которой относился и Харальд – предок Великого князя Мстислава Великого.

Церковь северного короля в Колывани – Ревеле –Таллине построили скандинавские купцы, отсюда и король Святой Олаф в стране Норвегии на скандинавском полуострове – покровитель путешественников по Балтийскому морю. А Таллин стоит на берегу Таллинского залива Балтийского моря.

В статьях об уникальной Грамоте князя Пскова Ярослава Оболенского, доклад о которой в Пскове делал эстонский археолог В.Соколовский, князя называют покровителем Крыпецкого монастыря. Однако он был не только покровителем Крыпецкого монастыря («Савво-Крыпецкий монастырь Иоанна Богослова, основанный при князе Пскова Ярославе Оболенском»).

Князь Ярослав Васильевич Оболенский стоял у основания Псково-Печерской лавры.

Монахи лавры изображались в широкополых шляпах и накидках, что ближе к орденским одеждам, чем - к монашеским (Князь Пскова Ярослав Оболенский у основания Псковских лавр, храмостроительства в Москве и в Ливонском походе 1480 года).

Основание Псково-Печерской лавры связано с Юрьевом (Тарту). На Тартуском шоссе в Таллине и проводил раскопки, связанные с «Орденом Меченосцев», археолог В.Соколовский, нашедший также Грамоту князя Пскова Ярослава Оболенского на чердаке Таллинской Ратуши.

Князю Пскова Ярославу Оболенскому сопутствовала Виктория , когда он ходил на замок магистра Борха Вильянди – Феллин («Третий Рим: Петр на Камне).

Но отношения с Ливонскими рыцарями у него были особые.

Папа Римский предостерегал все стороны от конфликтов, т.к. и с той, и с другой стороны - христиане. Псков был также связан с Ливонским орденом Соглашениями. Нарушение соглашений и приводило к конфликтам.

Сложно назвать одну из сторон сарацинами, т.к. речь идет о христианах. Но сарацины - это ещё и варвары, и агрессоры.

В свое время Папа Римский Александр V выступил на стороне князя Миндовга против князя Довмонта, которому пришлось бежать в Псков.

Была Раковорская битва 1268 года, в которой принимали участие сыновья Великого князя Владимирского Ярослава Ярославича - Великий князь Михаил Ярославич Тверской и Великий князь Святослав Ярославич Псковский , а также князь Довмонт.

Против русских князей выступили датчане и ливонцы (Раковорская битва).

За пределами крепости победу приписывают Ярославичам.

Но крепость Раквере, также как и другие крепости, взяты не были.

С 1347 года до 1558 года крепостью владел Ливонский орден. Затем во время русско-ливонской войны она оказалась под контролем русских князей. После этого Литовское княжество объединилось с Польским королевством и крепость Реквери была разрушена поляками. Потерпели неудачу войска Ивана Грозного при попытке взять Ревель (Таллин) в 1577 году. Эта война была отчасти успешной для русского царства только на первом этапе. Потом русским пришлось отодвинуться из Европы ( Потомки Мстислава Гаральда: Основатель Ливонского ордена Вальдемар II, Князь Пскова Ярослав Владимирович и правнук Принца Пскова Князь Александр Ярославов»).

Историю всех этих сложных отношений после Раковорской битвы унаследовал и князь Пскова Ярослав Васильевич (Оболенский), чья Грамота бургомистру Колывани и колыванским золотоносцам 1487 года была найдена в Ратуше Таллина в 2002 году.

Грамота была написана уже после того, как Великий князь Иван III женился во второй раз на византийской Софье Палеолог, въезжавшей на Русь чрез Псков в 1472 году, когда князем Пскова во второй раз стал Ярослав Васильевич (Оболенский).

Грамота князя Пскова Ярослава Оболенского содержит одно из первых упоминаний Золотоносцев в 1487 году.

«Псковские краеведы опубликовали описание и текст Грамоты князя Ярослава Васильевича Оболенского - родоначальника князей Ярославовых, найденной в Таллинской Ратуше в 2002 году. Этой Грамоте и комментариям ученых о ней в декабре 2010 года я посвящала статью «Тайна последнего сенсационного Указа Принца Пскова Ярослава Оболенского - родоначальника князей Ярославовых». Как пишут знатоки Псковской старины, найденный документ касается правового решения спора между псковичами и колыванцем. «Однако формуляр грамоты не вполне традиционный». Грамота была направлена в 1487 г. из Пскова в Ревель (Колывань) от псковского князя Ярослава Васильевича, степенных посадников и «всего Пскова» к ревельскому бургомистру «Ивану Жюперу», членам городского магистрата и «Золотоносцам». Особое внимание авторы обращают на включение в формулу inscriptio Грамоты Золотоносцев, поскольку «в документах русско-ливонских и русско-ганзейских отношений Золотоносцы упоминаются крайне редко». В контексте перечисления должностных лиц и социальных групп Ливонии Золотоносцы встречались только в псковско-ливонском договоре 1509 г.», т.е. уже после смерти князя Ярослава Оболенского - наместника Псковского» («Грамота наместника Пскова князя Ярослава Оболенского Золотоносцам Ревеля. Оболенск, Ярославец и Четрековское - вотчины князя Владимира Донского»).

После того, как мною была опубликована процитированная статья, в электронном доступе появился текст Н.Карамзина, с именованием Золотоносцев, относящимся к 1490 году. Это было также уже после смерти князя Пскjва Ярослава Оболенского. И имело отношение к послу. А также к переговорам о браке.

Упоминание Золотоносцев относится, в частности, к переговорам о возможном браке вдового Максимилиана I - Короля Священной Римской империи и дочери Иоанна III.

Король Максимилиан был правнуком Великой княгини Иулиании (Александровны) Тверской, в свою очередь, - внучки Великого князя Михаила Ярославича Тверского.

Первая супруга Иоанна III тоже была из потомков Великого князя Михаила Ярославича Тверского, поэтому Иоанн III называл Короля Римского Максимилиана своим родственником.

Золотоносцы же у Н.Карамзина упоминаются в следующем контексте:

«Делатор, видев супругу Иоаннову, Софию, поднес ей в дар от Максимилиана серое сукно и попугая; а Государь, пожаловав его в золотоносцы, дал ему золотую цепь с крестом, горностаевую шубу и серебряные остроги, или шпоры, как бы в знак Hыцарского достоинства».

Речь, видимо, идет о рыцарском достоинстве. Делатор - посол императора Максимилиана к великому князю Иоанну Васильевичу III в 1490 году.

«По мнению псковских исследователей, упоминание «Золотоносцев» скорее надо соотнести с «европейскими орденскими знаками отличия XIV-XV вв., носившихся на золотых цепях на груди». При этом, они включают в свой комментарий размышления о том: «Не следует ли рассматривать награждение императорского посла золотой цепью с крестом, следствием которого стало «учинение его (посла) Золотоносцем», в качестве свидетельства попытки Ивана III создать в Московии светский орден, подражающий ордену Золотого руна», учрежденного в 1430 году Филиппом III Добрым по случаю его брака с инфантой Португалии Изабеллой в честь пресвятой девы Марии и апостола Андрея Первозванного, в день Святого Андрея - 10 января» («Грамота наместника Пскова князя Ярослава Оболенского Золотоносцам Ревеля. Оболенск, Ярославец и Четрековское - вотчины князя Владимира Донского»).

Грамота князя Пскова Ярослава Оболенского была найдена в Ратуше Таллина.

В здании этой Ратуши находилось кафе «Тристан и Изольда», посвященное легендарным героям рыцарского романа XII века о «испивших напиток любви».

Древний барельеф «Тристан и Изольда» был в зале Магистрата на втором этаже, также как «Давид и Голиаф» и «Самсон и Далила»:

«На продольных стенах зала расположен барочный деревянный резной фриз, созданный в 1667 г. (мастер Э. Тиле) и в 1696 г. (мастер И. Армбруст). Над фризом люнеты расписаны библейскими сюжетами на темы правосудия (1667, художник И. Акен). Сохранились скамьи для членов магистрата, боковины которых имеют резные изображения морализирующего характера. Боковины скамьи бургомистров, сделанной в 1370-х гг., были затем включены в новую скамью, спинка которой, украшенная «Деисусом», была создана в начале XV в. На одной из ее боковин помещен ажурный рельеф на тему легенды «Тристан и Изольда», исполненный анонимным мастером, а на другой - сюжет «Самсон, разрывающий пасть льва». На боковинах от еще одной скамьи бургомистров изображены сцены: «Давид и Голиаф» и «Самсон и Далила» (начало XV в.) (на изображении слева). Около 1460 г. верхние части обеих боковин этой скамьи были дополнены изображениями Иоанна Крестителя и Спаса Нерукотворного» ( © В. Чантурия, Й. Минкявичюс, Ю. Васильев, К. Алттоа, Белоруссия-Литва-Латвия-Эстония, «Искусство», М., 1986 г. «Городская ратуша»).

История этой любви вдохновила Вагнера на одноименную оперу «Тристан и Изольда».

«Стройная восьмигранная консольная башня Ратуши на восточной стороне построена по образцу башни церкви св. Духа», где алтарь со святой Елизаветой и сценами Сошествия Святого Духа расписывал любекский художник Берн Нотке , чье полотно «Пляски смерти» хранится в церкви Святого Николая в Таллине.

Восьмигранными являются и столбы в бюргерском зале Ратуши.

Вот в эту Ратушу, Золотоносцам и бургомистру в город, где было явлено на небе красное с белым знамя будущего ордена Данеброг, писал князь Ярослав Оболенский незадолго до его смерти.

У одного из псковских авторов - доктора исторических наук В.Аракчеева в его статье (13.03.13) написанной уже после моих публикаций 2010 года, вот эта история о Грамоте князя Пскова Ярослава Васильевича Оболенского, найденной в Ратуше Таллина, передается в такой редакции, что князь Пскова в ней именуется Ярослав Ярославович.

«Если говорить о наименее изученном периоде, то вся история отношений Пскова и Ганзы до конца XV века – сплошное белое пятно. Большинство документов до 1460 года, которые могли бы пролить свет на характер отношений Пскова и Ганзейских городов, утрачено безвозвратно. Уникальные источники информации, документы XIV–XV веков, сгорали в пожарах, уничтожались из-за ветхости, ненадобности. Здесь надежды на какие-то сенсационные находки мало. Правда, случаются и приятные сюрпризы. Десять лет назад при реконструкции ратуши в Таллине в слое глины и птичьего помёта были обнаружены уникальные документы, относящиеся к раннему Средневековью. Среди них оказалась псковская грамота конца XV века от князя Ярослава Ярославовича. Когда-то она была адресована Ревельскому городскому совету, а потом выброшена на чердак, где пролежала многие годы» ( «Археологам ещё предстоит «открыть» Немецкий двор») .

Как видим, речь идет о той самой Грамоте XV века , найденной в Ратуше Таллина. Но князь назван не Ярослав Васильевич, а Ярослав Ярославович.

Князь Ярослав Ярославич Тверской, в крещении Афанасий, родился в 1230 году и умер в 1272 году. Он же был князем Владимирским и Киевским.

Других князей Ярославов Ярославовичей в роду Рюриков не было.

Князь же Пскова Ярослав Васильевич Оболенский был родоначальником князей Ярославовых-Оболенских позже Ярославовых. Но Ярославовичем его никогда не именовали. Его отец Князь Василий Иванович Оболенский.

Общим между Великим князем Тверским Ярославом (Афанасием) Ярославичем (XIII век) и Великим князем Псковским Ярославом Васильевичем Оболенским (XV век) является то, что потомки и Тверского, и Псковского князя именовались Ярославовыми («Духовный брак» Печерской церкви и Рюриков. Княгинина власть в доме мужей Ярославовых и Брячиславовых. Москва).

В XIII века так отличали потомков князя Александра Ярославича Невского от потомков его младшего брата князя Ярослава Ярославича. Потомков Невского называли Ярославичами. А потомков Великого князя Тверского Ярослава (Афанасия) - Ярославовыми.

По мужским генам эти известные два брата Александр Невский и Ярослав (Афанасий) не относились к Черниговским князьям Святославичам, Ольговичам, Тарусским и Оболенским.

Княжной Тарусской была Ксения 2-я супруга Великого князя Тверского Ярослава (Афанасия). Её сын Михаил Тверской и все его потомки были из князей Тарусских по женской линии.

Родство князя Ярослава Васильевича Оболенского из князей Тарусских и потомков Великого князя Тверского и Киевского Ярослава (Афанасия) Ярославича шло вот по этой Тарусской линии.

Но это не дает основание отождествлять по имени князя Пскова Ярослава Оболенского с Тверским князем Ярославом (Афанасием).

Однако именно так получилось у псковского историка В.Аракчеева, приписывавшего Грамоту, найденную в Ратуше Таллина князю Ярославу Ярославичу, упуская при этом, что это князь Оболенский.

Возможно, это оговорка. Но она уже повторена на других сайтах, вместе со статьей.

А такая замена имени отправителя Грамоты в Таллин может привести к тому, что историю с Грамотой в Ратуше Таллина князя Оболенского «припишут» к ветке Александра Невского.

Хотя это совершенно разные ветки Рюриков. Одни Всеволодовичи. Другие - Святославичи. При этом - потомки Ярослава Мудрого. Но всех потомков Ярослава Мудрого не называли Ярославичами. Такого опыт не было.

Фальсификаций в последнее время много:

«Фальсификация фамилий и родословия Ярославовых, судьбы которых связаны с Ропшинским дворцом, Кроншта́дтом и Орденом Андрея Первозванного».

Спровоцировать новые фальсификации могут неточные имена в текстах, как с князем Пскова Ярославом Васильевичем (XV век) , названным Ярославом Ярославичем.

Касательно князей Тарусских, к которым относился князь Оболенский Ярослав, не редко ставят вопрос о созвучии: Тарусский и Тартуский. Это от Тарту (Юрьева) или от Таруса ?

Как уже сказано, именно на Тартуском шоссе эстонский археолог В.Соколовский проводил раскопки, относящиеся к истории «Ордена Меченосцев» («Орден меченосцев на Тартуском шоссе»).

И он же нашел Грамоту потомка Тарусских князей Ярослава Оболенского на чердаке Ратуши Талина-Колывани-Ревеля. Возможно, в вопросе о Тарусе и Тарту (Юрьеве) что то есть, тем более, история Юрьева (Тарту) связана с князем-рыцарем Ярославом Владимировичем.

Ссылки:

1. Рождественский Таллинн. Нигулисте

Все материалы раздела «История Ярославовых. Камень и вода»

Реклама


© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС