Мировой рынок нефти и газа
- Новая модель управления ресурсами или почему Россия не Норвегия
- Новая модель управления ресурсами
или почему Россия не Норвегия
- "Оставят ли нам ... недра?" Статья 2004 года в "АиФ в ЗС" включена в 2006 году в мою книгу "История недропользования в России: входной билет для эффективной дипломатии" стр. 187-191
- "Оставят ли нам ... недра? Статья 2003 года в "АиФ в ЗС" включена в 2006 году в мою книгу "История недропользования в России: входной билет для эффективной дипломатии" стр. 187-191."Аргументы и факты в Западной Сибири" № 30 2004 г. Рубрика "Не будет доходов - нечего будет делить" - это мои слова из интервью со мной Ярославовой-Оболенской Натальей Борисовной, в 2004 году - Чистяковой Натальей Борисовной (по фамилии бывшего 2-го мужа), которые выведены в название рубрики полос газеты, где опубликовано это интервью "Оставят ли нам ... недра?Год назад в статье «У кого будет «ключ» от недр?» ( «АИФ» в Западной Сибири, № 23 , июнь 2003 года) мы с одним из лучших в нашем регионе экспертов, кандидатом технических наук Натальей Чистяковой обсуждали вопрос о том, останется ли этот «ключ» у округов или будет изъят Министерством природных ресурсов (МПР)
Год спустя уже обсуждаются конкретные поправки к Закону «О недрах», а также Закон «О недрах» в новой редакции, где «второй ключ» все-таки отдается в пользу МПР, Последовательно протестует против изъятия «второго ключа» только Владимир Карасев – заместитель Губернатора Ханты Мансийского округа, курирующий блок недропользования. Может оттого, что в Тюменской области многие публичные политики не имеют инженерного нефтяного образования или соответствующей практики, а специальную подготовку в области управления ресурсами, по тем или иным объективным причинам, тоже не прошли. В результате большинство сосредоточило внимание на статье 26.6. федерального закона № 95, регулирующей, в общем-то, локальные региональные проблемы. После подписания 9 июля договора о разграничении полномочий между областью и округами к проблеме «второго ключа» подключился губернатор Югры Александр Филиппенко. Однако ещё в мае – июне Наталья Комарова – депутат Государственной думы от Ямало-Ненецкого автономного округа и глава комитета Госдумы РФ по природным ресурсам и природопользованию взывала к тюменской общественности с предложением принять участие в экспертизе проекта закона « О недрах» и в парламентских слушаниях по этому закону. Очень интересная и профессиональная прошла дискуссия, особенно в части мнения нефтяных компаний. А вот представители региональных властей в ней как-то ярко и с четкой позицией не проявились
Что касается нашей прошлогодней статьи, где мы в меру покритиковали прежнее руководство МПР, то, как видите, оказались правы и главный менеджмент МПР был заменен.-Наталья Борисовна, Вы считаете более судьбоносным для Тюменской области новый закон «О недрах», а не 95 закон о разграничении полномочий между областью и округами?
-И для Тюменской области и для России всё, что касается нефти и газа намного более судьбоносно. Идея 95-го закона «произросла» из проблемы рационального использования природных ресурсов. Вспомним не столь давнюю историю. Сначала заговорили о том, что у нефтяников остается непропорционально много доходов от добычи нефти и газа, а в погоне за этими доходами нефтяники ведут агрессивную опережающую добычу...
- Делайте ставки, господа!
- Делайте ставки, господа!©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960). Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991). Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014). Кандидат технических наук с1988 (СССР). Я родилась 22 февраля 1960 года в Нефтекамске, Краснокамского района Башкирской АССР. Интервью со мною Ярославовой-Оболенской Натальей Борисовной (экс Чистяковой, экс Годуниной) и по инициативе редакции Тюменских известий. Я представлена: Эксперт комиссии по защите прав инвесторов Госдумы III созыва кандидат технических наук Наталья Чистякова На дату публикации я урожденная Ярославова Наталья Борисовна (22.2.1960) была Чистякова Наталья Борисовна по фамилии бывшего второго мужа, кандидат технических наук с 1988 года. На дату публикации я постоянно жила в Тюмени. С 2007 года я в Петергофе, С-Петербург.
Курсивом в тексте выделено то, что было исключено из текста моих ответов в интервью 2004 года в АиФ в Западной Сибири, но было включено в 2006 году в мою книгу "История недропользования в России: входной билет для эффективной дипломатии". Большая часть тексте этого интервью со мной не была опубликована. В том числе, такое важное предупреждение: Если Тюменская область не поднимется на новый уровень оценки собственного состояния экономики, то появится внешняя аналитика по аудиту экономики Тюменской области. В 2023 году много внешних оценок состояния нефтегазовой экономики, что, в первую очередь, относится к нефтегазовой Тюменской области. Комментарий 2023 года об этом интервью
Их два интервью со мной про Ставки 2003 и 2004. В АиФ ЗС июль 2003. В Тюменских известиях 23.4.2004. Делайте ставки, господа!-интервью 2004, которое волнует в 2023.Нефтяная аналитика-высокие технологии
- "Входной билет" для эффективной дипломатии"- статья в уральском журнале "Директор" № 3 (49) апрель 2004 включена в 2006 в мою книгу "История недропользования в России: входной билет для эффективной дипломатии" с.178-182
- "Входной билет" для эффективной дипломатии" - статья в уральском деловом журнале "Директор" № 3 (49) апрель 2004 года включена в 2006 году в мою книгу "История недропользования в России: входной билет для эффективной дипломатии" стр. 96-97
- Объединение: задача своевременная, но непростая
- Объединение: задача своевременная, но непростая
- После салехардского соглашения заложников у ТЭКа станет меньше
- После салехардского соглашения заложников у ТЭКа станет меньше
- Ставки на Россию сделаны (вокруг «ЮКОСА»)
- Ставки на Россию сделаны
(вокруг «ЮКОСА»)
- "Г-н Глазьев предлагает забрать сверхдоходы у одной монополии и отдать их другой - государству"
- "Г-н Глазьев предлагает забрать сверхдоходы у одной монополии и отдать их другой - государству"
- У кого будет «ключ от недр? Статья 2003 года в "АиФ в ЗС" включена в 2006 году в мою книгу "История недропользования в России: входной билет для эффективной дипломатии" стр. 160-163
- У кого будет «ключ от недр? Опубликовано в «АиФ в Западной Сибири». № 23 , июнь 2003 года. В средствах массовой информации Уральского федерального округа прошла волна противоречивой информации о состоявшемся 21 мая в Екатеринбурге совещания "О ходе устранения нарушений федерального законодательства, выявленных в результате проведенных МПР России комплексных проверок Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа». Кто виноват?. Всё, что происходило на этом совещании, некоторые журналисты назвали политическим обоснованием под изъятие «второго ключа». Читатели АиФ в Западной Сибири внимательно следят за судьбой «второго ключа». Главный вопрос: останется ли он у округов или будет изъят Министерством природных ресурсов в свою либо чью то пользу? Мы попросили прокомментировать ситуацию участника «со стажем» всего процесса разграничения полномочий, начавшегося ещё в 1992 году, кандидата технических наук, эксперта комиссии по защите прав инвесторов Государственной Думы Российской Федерации Наталью ЧИСТЯКОВУ- Если судить по открытой информации о совещании, я бы согласилась с выводами журналистов, считающих что это было в большей степени политическое обоснование. В основном округа обвиняли в том, что на их территориях не соблюдаются некоторые нормы федеральных законов. Я бы даже усилила выводы этого совещания и сказала, что несоблюдение норм федеральных законов отмечается во всех регионах России. Однако, (контроль за соблюдением федерального законодательства это компетенция Прокуратуры. Контроль за исполнением решений федеральных органов власти, в том числе и законов, является также одной из главных задач полномочных представителей Президента. Федеральные налоговые, таможенные и иные органы государственной власти, также контролируют соблюдение соответствующих законов гражданами и юридическими лицами и обладают для этого нужными рычагами воздействия на нарушителей). Как видим, контроль за соблюдением федерального законодательства построен так, что исполнительные органы власти области и округов, явно не включены в этот процесс. То есть исполнительная власть области и округа, также как любое физическое и юридическое лицо должна соблюдать федеральные законы, но вот надзор за соблюдением федерального законодательства - компетенция прокуратуры, а также федеральной исполнительной власти.
-Наталья Борисовна, на совещании шла речь о нарушении законодательства, в основном в сфере, недропользования. В чём суть этих нарушений, и какой орган власти все-таки не исполнил надлежащим образом свои контрольные либо надзорные функции?
- Вся надежда на сибирский характер? (Последствия переустройства в России могут стать для нас важнее войны в Ираке)
- Вся надежда на сибирский характер?
(Последствия переустройства в России могут стать для нас важнее войны в Ираке)
- У нефтяных компаний своя стратегия (на мировом рынке нефти «Момент истины»)
- У нефтяных компаний своя стратегия
(на мировом рынке нефти «Момент истины»)
- Экономика не была на «задворках» Политики
- Экономика не была на «задворках». Политики.Опубликовано в «Московском комсомольце»
в Тюмени» , № 11 12- 19 марта 2003 года. ©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960). Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991). Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014). Кандидат технических наук c 1988 года (СССР). Я родилась 22 февраля 1960 года в Нефтекамске, Краснокамского района Башкирской АССР.«Экономика не была на «задворках» политики» - так я бы охарактеризовала содержание дискуссии и обмена мнениями, состоявшегося в ходе встречи Президента РФ В.В.Путина с политической элитой Тюменской области. Участники встречи четко сформулировали экономические интересы различных сторон недропользования, включая население нефтедобывающего региона, и эти экономические интересы, будем надеяться, станут решающими при принятии дальнейших политических решений. Короткий диалог между Президентом РФ В.В.Путиным и губернатором Ханты-Мансийского округа А.Филиппенко, состоявшийся сразу после его доклада об основных характеристиках социально-экономического развития Ханты-Мансийского округа, свидетельствует о том, что Президента России, безусловно, заинтересовали многие новые выводы и информация, приведенные в этом докладе. В частности он отдельно прокомментировал тенденцию к снятию «сливок» при разработке месторождений, что явилось следствием введения «плоской шкалы налогообложения», не содержащей различия для трудноизвлекаемых запасов и месторождений с хорошими геологическими характеристиками. Не меньший интерес проявлен к проблеме приостановления действия лицензий в случае нарушения условий лицензионных соглашений либо принципов рационального недропользования. Известно, что В.В.Путин является сторонником жесткого контроля за исполнением условий лицензионных соглашений. При общей поддержке этой практики, высказанной в докладе А.Филиппенко, обращалось внимание на недостаточное законодательное регулирование процедуры приостановления лицензии, а также на келейность и «соревнование» в законотворчестве, следствием чего стало появление девяти проектов законов по недропользованию, концепции которых часто вообще не касаются проблем оборота «горного имущества», компенсации недропользователям стоимости имущества, трудоустройства сотрудников компаний, лицензии которых приостановлены и т.п.
- Инвестиции в недропользование: два шага назад
- Инвестиции в недропользование: два шага назад
- Праздничный пирог с нефтяными ценами
- Праздничный пирог с нефтяными ценами
- Реформа электроэнергетики - как катализатор рационального недропользования
- Реформа электроэнергетики - как катализатор рационального недропользования
- Предложения по первоочередным действиям аппарата полномочного Представителя Президента в УрФО: мероприятия, которые необходимо осуществить на федеральном уровне
- Предложения по первоочередным действиям аппарата полномочного Представителя Президента в УрФО: мероприятия, которые необходимо осуществить на федеральном уровне. ©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960). Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991). Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014). Кандидат технических наук. Я родилась 22 февраля 1960 года в Нефтекамске, Краснокамского района Башкирской АССР. Из аналитики для главного федерального инспектора по Тюменской области, август 2000 года.1.Проверить исполнение обязательств по «Соглашению между администрацией Ханты-Мансийского автономного округа, Роскомнедра, Минтопэнерго и Минэкономики о распределении ставок воспроизводства минерально-сырьевой базы между бюджетами автономного округа и Российской Федерации, порядке формирования программ геологоразведочных работ и контроля их исполнения» (от 07.05.1996 г.) в части исполнения обязательств по гарантированному приросту запасов в Ханты-Мансийском автономном округе на уровне 200-250 млн. тонн, что при текущем уровне добычи должно обеспечивать полное воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов. Провести оценку обоснованности направления значительной доли отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы на распределенный фонд недр, а также наличия или отсутствия практики использования указанных ресурсов для оценки состояния выработки запасов. 2.Разрабоатать меры по усилению оперативного контроля за рациональной разработкой месторождений полезных ископаемых. Оценить соответствие содержание заключенных и заключаемых лицензионных соглашений и соглашений о разделе продукции целям рациональной разработки.3. Подключить представителей региона к работе над корректированием концепции Соглашений о разделе продукции, решение об изменении которой было принято в конце августа текущего года во время совещания по СРП на Сахалине .4.Принять решение о строительстве стратегических нефтехранилищ в Тюменской области, необходимых для сохранения достигнутых объемов нефтедобычи в периоды снижения мировых цен на нефть (во избежание остановки и консервации скважин), а также для обеспечения эффективного оказания услуг по транзитному транспорту нефти по территории России.5.Провести оценку правомерности включения инвестиционной составляющей (имеющей признаки налога) в тарифы естественных монополий после введения в действие части первой и второй Налогового кодекса Российской Федерации. Аналогичную экспертизу провести по плате за найм и плате за капитальный ремонт в тарифах на коммунальные услуги. По результатам экспертизы принять одно из нижеследующих решений:- придать указанным платежам статус налогов (с внесением соответствующих поправок в Налоговый кодекс РФ) и определить их распределение между бюджетами различных уровней ; - исключить из структуры тарифов естественных монополий;
-упорядочить участие органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в распоряжении указанным инвестиционным ресурсом, формирующимся за счет инвестиционной составляющей в тарифах естественных монополий.
- О резервах активизации инвестиций в нефтегазовый комплекс Тюменской области
- Зри в недра! Управление нефтегазовыми ресурсами: баланс интересов государства и предприятий
- Зри в недра! Управление нефтегазовыми ресурсами: баланс интересов государства и предприятий ©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960). Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991). Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014). Кандидат технических наук. Я родилась 22 февраля 1960 года в Нефтекамске, Краснокамского района Башкирской АССР.
На дату публикации я урожденная Ярославова Наталья Борисовна была Чистякова Наталья Борисовна по фамилии бывшего второго мужа, кандидат технических наук с 1988 года. Ярославов Борис Романович (27.10.1932 - 16.9.1997) мой отец кандидат геолого-минералогических наук. Н.Чистякова, к.т.н. Б.Ярославов, к-г-м.н. Впервые опубликовано в экономическом еженедельнике «Сибирский посад» № 8,9 за 1995 год/ Баланс интересов государства и предприятий/ Основная цель реформирования системы управления ресурсами - достижение нового баланса интересов государства и предприятий. По мере роста доли частной собственности в капитале нефтегазодобывающих предприятий, они всё менее становятся проводниками государственной политики, и все более заявляют права на собственную стратегию.
Основной интерес государства в период плановой экономики заключался в обеспечении: 1) максимального извлечения нефтегазовых ресурсов из пласта при минимальном воздействии на природу;2) максимальных поступлений в бюджет, включая рублевую и валютную часть; 3) поставки нефти для государственных нужд; 4} социального обустройства районов нефтегазодобычи; 5) безопасности населения. При переходе к смешанной экономике государственный интерес в области нефтегазодобычи не претерпел изменений, но стал делиться на федеральные интересы, интересы субъектов Федерации, органов местного самоуправления и различным образом ранжироваться по значимости на различных уровнях власти. Разногласия между государством и предприятиями в дореформенный период имели место преимущественно по вопросу о целесообразности продолжения добычи нефти на поздней стадии разработки, когда её себестоимость приближалась к отпускной цене, устанавливаемой государством. Для предприятия такая добыча была уже нерентабельна, но для государства экспорт этой же нефти оставался высокорентабельным. Так как вся деятельность предприятия сводилась в основном к производственной, то разногласия урегулировались через совместную работу над проектами разработки и доразработки месторождений, которые затем утверждались ЦКР (Центральной комиссией по разработке). Проекты разработки были обязательной директивой для нефтегазодобывающих предприятий. В них достаточно жестко оговаривалось местоположение каждой конкретной скважины, количество скважин, последовательность разбуривания, способы добычи, методы интенсификации нефтедобычи и пр. На современном этапе предприятия получили право на участие в принятии решений о жизненном цикле и управлении предприятием, маркетинговых, финансовых, кадровых, производственных решений. Работа идет по правилам, диктуемым рынком. Главный приоритет - получение наибольших доходов при минимальных издержках. Основная стратегия предприятий в отношениях с государством, в т.ч. предприятий нефтегазодобывающей отрасли - минимум обязательств при максимальной свободе деятельности и максимальной государственной поддержке.Для государства, в свою очередь, встал вопрос: как трансформировать государственный интерес в права, обязанности и ответственность недропользователей? В какую юридическую форму их облечь: закон, ведомственные акты, лицензионные соглашения, концессионные договоры? Как обеспечить их исполнение, избежав двойного толкования обязательств, непризнания их или отказа от исполнения? Поскольку проекты разработки в их дореформенном понимании регулировали в основном производственную деятельность и это регулирование не предполагало самостоятельности, а диктовало соблюдение государственной дисциплины, то они перестали не только удовлетворять потребности государства в правовом регулировании недропользования, но и сами подлежали преобразованию в иную форму, соответственную ситуации.Если никто в государстве не выражает интереса к рациональному недропользованию, то есть ли у государства такой интерес? Анализ того, в каком порядке «закрывалась» потребность государства в правовом регулировании недропользования, свидетельствует, что, прежде всего, были урегулированы вопросы управления нефтегазовыми предприятиями, акционирования и приватизации, распределения добытой нефти и цен на неё, платежей за право пользования недрами и налогообложения.Сегодня внимание законодателей обращено на финансовую деятельность предприятий: платежи, инвестиции, состав затрат, систему бухгалтерского учета.Но по-прежнему вне «их взора» остаются новые принципы организации производственной деятельности предприятий ТЭКа и отчетности о состоянии выработки запасов.
- Круглый стол CERA 9 июля 1998 «Метрополь». Книга Д.Ергина «о битве в экономике» с дарственной надписью мне Ярославовой-Оболенской Н.Б., экс Чистяковой. Обед и мое общение о политике с Д.Станислоу (Франция). Серия отставок
- 23 декабря 2022 года.Круглый стол CERA 9 июля 1998 года «Метрополь». Книга Д.Ергина президента CERA «о битве в экономике» с дарственной надписью мне Ярославовой-Оболенской Н.Б., экс Чистяковой. Обед и мое общение о политике с Джозефом Станислоу (Франция) - руководителем глобальных исследований КЕРА. Серия отставок9 июля 1998 года состоялся второй Круглый стол CERA в гостинице «Метрополь» в Москве, ровно через год после первого Круглого стола CERA для руководителей высшего уровня в гостинице «Метрополь» 9 июля 1997 года («Круглый стол CERA для руководителей высшего уровня в Москве в гостинице Метрополь 9 июля 1997, приглашение на который я получила 30 июня 1997 как заместитель директора Центра стратегии регионального развития Тюменской области»). Дата 9 июля, 190-й день в году, была выделена дважды. Среда 9 июля 1997 года, четверг 9 июля 1998 года. «Новая динамика нефтяных рынков: значение для России и стран Каспийского бассейна» - название Круглого стола CERA 9 июля 1998 года в Москве .«Метрополь» одна из лучших гостиниц в Москве, 220 номеров. Возможно, имело значение название от 1899 года «Метрополь», что близко к метрополии – государству, обладающему колониями, или имела значение прежняя близость к Китайской стене. Много внимания на Круглом столе CERA 9 июля 1997 года было уделено переориентации на рынки Китая и Азии, рынка Европы (25 лет назад я предупреждала о том, что Россия рискует утратить позиции на европейском рынке и не получить сопоставимой компенсации на азиатском направлении).20 февраля 1905 года гостиница «Метрополь» была открыта после реконструкции. 20 февраля - день президентов США после 1973 года. В 1905 году, когда открывалась гостиница «Метрополь», день президентов США относился к 22 февраля - дате рождения первого президента США Д.Вашингтона, в такую же дату 22 февраля родилась я урожденная Ярославова Наталья Борисовна в 1960 году. Я Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна (22.02.1960), урожденная Ярославова, экс Чистякова Наталья Борисовна в 1997 году, также как и в 1998 году, останавливалась во время участия в Круглых столах CERA в гостинице «Москва», которая снесена в 2002 году. После перемены имени 10 июня 2014 года я Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна. До перемены имени 10 июня 2014 года я была Чистякова Наталья Борисовна, с даты регистрации моего второго брака 14 апреля 1991 года. 14 апреля 1909 года создана англо-персидская нефтяная компания, затем Бритиш Петролеум, которая появилась в Тюменской области уже в 21 веке. Круглый стол CERA 9 июля 1998 года в гостинице Метрополь начался с того, что при регистрации моего участия на Круглом столе CERA я назвала мое имя, в то время я была Чистякова Наталья Борисовна (22.02.1960) по фамилии бывшего второго мужа.Когда 9 июля 1998 года я представилась как Чистякова Наталья Борисовна из Тюмени, женщина на регистрации Круглого стола CERA в гостинице «Метрополь», видимо, сотрудница Московского офиса CERA, сказала: Это не вы ???Это происходит после того, как я получала 26 ноября 1997 года приглашение от президента CERA Дэниэля Ергина со словами «Мы были бы счастливы добавить Ваше имя к этому впечатляющему списку» в контексте выдающихся ораторов, которые приняли приглашение. И это происходит после того, как Дэниэль Ергин 9 июля 1997 года лично дарил мне его книгу «Россия двадцать лет спустя» на Круглом столе CERA в этой же гостинице «Метрополь» в Москве 9 июля 1997 года, после чего я и он коротко обменялись мнениями о наиболее реальном сценарии из тех четырех сценариев, которые Д.Ергин представил в его книге («Круглый стол CERA для руководителей высшего уровня в Москве в гостинице Метрополь 9 июля 1997, приглашение на который я получила 30 июня 1997 как заместитель директора Центра стратегии регионального развития Тюменской области»).Выяснилось из разговора с женщиной на регистрации Круглого стола CERA в гостинице «Метрополь» 9 июля 1998 года, что в московский офис CERA приходила женщина из Тюмени с номером газеты «Тюменские известия» № 137 от 22 июля 1997 года, в котором после моего участия в Круглом столе CERA 9 июля 1997 года была опубликована моя статья «Тюменская область в контексте глобальных нефтегазовых стратегий XXI века».Этот прецедент 9 июля 1998 года, затем быстро исправленный, также как и обед после этого в Метрополь за одним столом с Джозефом Станислоу (Франция) - исполнительным директором и руководителем глобальных исследований CERA, и книга с дарственной надписью мне от Дэниэля Ергина (США) стали главными событиями Круглого стола CERA 9 июля 1998 года.Книга Д.Ергина президента CERA, которую он подарил мне с дарственной надписью 9 июля 1998 года, называется «Командные высоты. Битва за мировую экономику. Награда: в поисках нефти, денег и власти».Битва - военный термин. В военной энциклопедии моего бывшего второго мужа Чистякова А.И., который летал на Ближний Восток во время операции «Буря в пустыне», связанной с нефтью, очень много статей, посвящено битвам. Выпускники военных академий знают эти битвы по датам. Многие битвы были из-за ресурсов.
- Новая модель пользования природными ресурсами
- Новая модель пользования природными ресурсами. Моя статья. Промышленные ведомости № 3 март 2005. ©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960). Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991). Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014). Поправки к Закону “О недрах”, касающиеся изъятия “второго ключа” у регионов, проект новой редакции закона, так же как и новации министра природных ресурсов РФ Юрия Трутнева, существенно меняют сегодняшнюю модель управления природными ресурсами Заплатил налоги и спи спокойно!. Новая модель управления и пользования природными ресурсами полностью пока не сформирована, но некоторые ее важные особенности уже анонсированы. Это аукционы вместо конкурсов на право пользования недрами, централизация полномочий по управлению ресурсами с соответствующим уменьшением роли регионов, “сквозные лицензии”… Государственное участие в этой новой модели, с одной стороны, возрастет, так как, по ожиданиям, увеличится масштаб государственных нефтяных компаний и контролируемых ими запасов. С другой стороны, это государственное вмешательство теоретически должно уменьшиться, поскольку государство не будет формулировать условия конкурсов, а перейдет к аукционам, где главным и единственным критерием для допущенных участников станут деньги. Также планируется отделить предоставление прав пользования недрами от выполнения определенных социальных условий. Отсутствие таких сопутствующих социальных условий характерно для американского подхода: заплатил налоги, спи спокойно! Власть, по мнению сторонников такого подхода, должна решить все социальные проблемы на те деньги, которые заплатили недропользователи в соответствующие бюджеты. Отделение социально-экономических условий от лицензий не исключает благотворительности «по зову души и сердца». Но та модная ныне социальная ответственность не всегда производит впечатление добровольной. Поэтому результат реформирования может быть таков, что социальная нагрузка на нефтяные компании останется, но она не будет привязана к региону нефтедобычи. Социальные подарки получат другие территории, где эта компания присутствует. Скорее всего, это будут Москва и Санкт-Петербург. Произойдет централизация не только полномочий, но и результатов “социальной ответственности”. Таким образом, и американская модель в чистом виде не появится. Аукционы вместо конкурсов.Есть контраргументы и по предлагаемому переходу к аукционам. К примеру, в Великобритании, так же как и в Норвегии, аукционы проводились ограниченно, и от них отказались вовсе. В Великобритании основной формой стали лицензионные раунды. Важнейшие критерии - технический уровень претендента и финансовые возможности. В Норвегии же отдают предпочтение таким неформальным критериям, как репутация, технологический опыт, требования к формированию конкурентной, соревновательной атмосферы. Всем известно, что в России не все деньги добыты праведным путем, а “варваров” к недрам по одному лишь критерию — деньги — допускать нельзя. Если бы тезис о том, что аукционы – панацея от коррупции, был верен, то достаточно было бы заменить конкурсы аукционами, оставив право проводить их на региональном уровне. Но аукционы не защищают от коррупции.
- Экономические реформы «по - черному» и правовая им альтернатива
- Экономические реформы «по - черному» и правовая им альтернатива. Моя статья. Промышленные ведомости №№17-18 декабрь 2004. ©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960). Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991). Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014).Перевод российской экономики на рыночные рельсы начался глобально, с приватизации гигантских нефтяных месторождений. А затем дошла очередь до ЖКХ, где теперь добирают оставшиеся капиталы те, кто все-таки высидел в этом «нужном месте» и сумел здесь же дождаться нужного им времени очередных рыночных перемен. Так что праздник приватизации пришел, наконец, и в российское ЖКХ, привнеся в эту отрасль традиции противоправного реформирования, обогащенные за прошедшие годы «экзотикой» многих отраслей и регионов и «современной теорией» создания капиталов в России. Так сложилось, но отечественные реформы оказались даже не политической целесообразностью. Они явились некой «крышей», индульгенцией на правовую неприкосновенность и амнистию, обеспечив транзит к главной цели, каковой было приобретение избранными права частной собственности на прежние государственные фонды. Акты великого реформирования С необратимостью «Актов великого реформирования», мне довелось впервые столкнуться в начале 1990-х. Тогда, приложив немало патриотизма и юридических стараний, я поучаствовала в составлении анализа того, насколько не вписались в правовое поле процедуры предоставления новым собственникам прав пользования недрами на одном из месторождений Западной Сибири. Гордая своим радением за государственные интересы я тогда составила проект телеграммы первому лицу, ведавшему лицензированием недропользования, и эта телеграмма без купюр, за высокой региональной подписью ушла «наверх». Ответная реакция реформаторов сравнялась со скоростью самолета, на котором незамедлительно прибыли их представители, ставшие моими первыми учителями реформирования. Учителя разъяснили дипломатически непосвященным несопоставимость такой мелочи, как нарушение юридических процедур в сравнении с международным скандалом, который может быть спровоцирован моей депешей. Устыдившись своего неправильного пониманием интересов России, я, как советник, конечно, не возражала против отзыва региональных претензий, решив, однако, впредь взять под личный патронаж проблему конфликта права и интересов России и ее граждан. Ибо, несмотря на молодость, сомнения тогда в доводах моих идеологически более опытных оппонентов все же оставались.
Позже, долгие годы я наблюдала судьбу «Актов великого реформирования» на разных уровнях власти. И почти всегда они носили необратимый характер вне зависимости от того, вписались ли они в конституционное правовое поле России или не вписались.
- Кто должен отвечать за безопасность систем жизнеобеспечения?
- "Кто должен отвечать за безопасность систем жизнеобеспечения?" .«Промышленные ведомости» №7 июль 2005 ©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960). Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991). Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014). Менеджеры РАО «ЕЭС России» уже после энергоаварии в Москве сделали заявление о необходимости принятия специального закона по безопасности, пытаясь представить ситуацию так, будто в юридическом поле России в части, касающейся энергосистем, чуть ли не правовой вакуум. На самом деле все обстоит иначе. Ещё с эпохи Ельцина действует несколько указов Президента РФ об экономической безопасности, согласно которым все решения, касающиеся систем жизнеобеспечения - энерго-, водо- , газоснабжения, систем телефонной связи и др., - должны проходить специальную экспертизу на предмет соблюдения требований безопасности. Это относится и к проектным решениям, и к вопросам собственности на объекты систем жизнеобеспечения, инвестициям и т. п. В 2001- 2002 гг., когда я работала первым заместителем гендиректора ОАО «Тюменская горэлектросеть», мне приходилось трижды для предотвращения угроз аварий, а также и возможных терактов, применять эти указы. В первый раз со ссылкой на них «снималась» программа газификации города Тюмени. Второй раз в контексте этих же указов пришлось готовить экстренное обращение на имя полномочного представителя Президента в Уральском федеральном округе в связи с судебным решением, принятым в отсутствии экспертов-специалистов в области энергоснабжения. Согласно этому решению надо было буквально за несколько дней передать с баланса на баланс несколько тысяч объектов энергоснабжения. При этом обращения к судебным приставам и к суду с просьбой разъяснить порядок исполнения решения оставались безответны. Угроза состояла в том, что передача, например, трансформаторной подстанции с баланса на баланс требует инвентаризации её «внутренней начинки» и пересмотра границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности. Ведь энергоснабжающая организация не имеет права приступить к ремонтным работам на объекте даже в случае аварии, если этот объект находится за пределами её эксплуатационной ответственности и если по объекту не урегулированы права владения, распоряжения, пользования имуществом, в том числе оборудованием.
- Нефтяной менеджмент и нефтедобыча
- Нефтяной менеджмент и нефтедобыча. Моя статья. Промышленные ведомости» . ©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960). Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991). Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014). Дипломатическое заявление Игоря Шувалова о глобальной энергетической безопасности, сделанное им на заседании стран Большой восьмерки в июле этого года, в разъяснении самого Шувалова означает гарантию поставок на мировой рынок нефти в объемах, соответствующих потребностям этого рынка. По прогнозам авторитетных мировых консалтинговых компаний, работающих в области нефтяной аналитики, рост потребности в нефти будет опережать рост предложения и к 2015 году разница между спросом и предложением может достичь 20 млн. бареллей в день. Поэтому России для соблюдения заявленных принципов глобальной энергетической безопасности надо будет поддерживать даже не сегодняшний, а более высокий уровень нефтяной добычи.
Однако, начиная с января 2005 года, объемы нефтяной добычи у нас не росли, а, напротив, несколько падали. Среди традиционных причин снижения нефтедобычи называют отсутствие инвестиций, отставание в темпах геологоразведочных работ и приросте запасов. Причины эти высказываются уже не один год. Однако подобное, несколько упрощенное понимание ситуации как раз и является причиной постоянно накапливающихся проблем в нефтегазовом секторе российской экономики, которые с течением времени не разрешаются, а напротив углубляются и множатся.
В нефтедобыче цели могут ставиться двояко: или при заданном объеме инвестиций обеспечить максимальную нефтедобычу или желаемый объем нефтедобычи обеспечить при минимальном объеме капитальных вложений. Учитывая, что многие месторождения Западной Сибири находятся в стадии падающей добычи, а нефтеотдача приближается к конечным значениям, после которых добыча каждой дополнительной тонны нефти является убыточной, решения об инвестициях и направлениях инвестирования надо принимать более чем обдуманно.
Как известно, конечная нефтеотдача соответствует максимуму на кривой эффекта в координатах осей У - экономическая эффективность и Х - нефтеотдача. Создавая через законы мотивацию к инвестициям, и выделяя государственные ресурсы, требуется учитывать, что все эти инвестиции необходимо будет уложить в прокрустово ложе нефтеотдачи. Поэтому при разработках месторождений постоянному мониторингу должны подвергаться предельная себестоимость, замыкающие затраты, прибыль от добычи 1 т. нефти и др.
- ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НЕФТЕГАЗОВОГО РЕГИОНА 1990 – мой публичный доклад, который был сделан по итогам научно-исследовательских работ в 1988-1989 года, по зарубежным источникам.
- Размещен на моем сайте "Русь и Лебеди" www.yaroslаvova.ru 12 мая 2022 года в 11:09ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НЕФТЕГАЗОВОГО РЕГИОНА 1990 – мой публичный доклад, который был сделан по итогам научно-исследовательских работ в 1988-1989 года, по зарубежным источникам. . Доклад обнародован мною в 1990 году по просьбе ЗапСибжилстрой (С.Таслицкий) перед трудовым коллективом ЗапСибжилстрой (Миннефегазстрой), в здании Тюмень улица 8 марта, д 1.Концепции экологической безопасности нефтеносных объектов высокого риска 1989-1990. Программа работ творческого коллектива Вега В.В.Постников (Миннефтегазстрой, ТюмИИ к.т.н. кафедра СТХ, Н.Б.Годунина ТюмИИ к.т.н. кафедра ПЭНХ, урожденная Ярославова, в настоящее время Ярославова-Оболенская Н.Б..Ещё четыре года назад мы не замечали экологических проблем в Тюменской области так остро, как они встали сейчас. О грозящей экологической катастрофе заговорили даже те, кто только и пришел на эту землю, чтобы превратиь реки в грязные ручьи, в стоки промышленных отходов в погоне за нефтяным валом. Только в прошлом году в воздушный бассейн области было выброшено 3 500 272 тонны загрязняющих веществ, из них 2 920 932 тонны приходится на долю Миннефтегазстроя. Тюменская область является реальным претендентом на I место в РСФСР по валовому выбросу загрязняющих веществ в атмосферу. Основные загрязнители - нефть и нефтепродукты, попутный газ и продукты сгорания. Как считают специалисты, в Западной Сибири при добыче нефти 0,25 -0,3 % всей добытой нефти изливается в окружающую среду. Это происходит по разным причинам, в основном, из-за несоблюдения технологий (1990 г. январь – авария на нефтепроводе «Усть-Балык-Омск», в результате которой на участке 13 километров произошло истечение нефти, около 3 гектаров земли было покрыто нефтью ещё до прибытия комиссии на место аварии. 1990 год - апрель произошла авария близ Сызрани…). Приводить примеров можно множество. В основном происходят малые аварии, они ежедневно подтачивают экологическое состояние региона из-за равнодушия, халатности, безграмотности людей. Трубопровод может находиться под землей или проходить по ее поверхности. При аварии под землей происходит истечение нефти под землю и дальнейшее ее подземное распространение, - при этом нефть может выйти на поверхность где угодно и когда угодно – это почти непредсказуемо. При аварии на поверхности нефть изливается и распространяется по рельефу местности. При этом происходит инфильтрация нефти в грунт, но большая часть ее остается на поверхности. Нефть скапливается в низинах, стекает в болота и водоемы, попадает в почвенные и грунтовые воды, в зону аэрации, в которой происходит насыщение почвы кислородом, необходимым для жизни растений и микроорганизмов. Нормальное состояние почвы нарушается. При попадании нефти в грунт особую роль играют качественные характеристики грунта, его гидрофильные и гидрофобные свойства. Нефть может образовывать пленку на частицах грунта и проникать в грунт. Взаимодействие почвенных вод и нефти уменьшает фазовую проницаемость, как нефти, так и воды. Естественное движение воды «сверху-вниз» при стекании дождевых вод в грунт затрудняется наличием нефтяной пленки и загрязненного грунта, так и при движении воды «снизу-вверх» - при поднятии грунтовых вод на поверхность происходит то же самое затруднение.
- "Мнение эксперта: России - инвестиции, обывателям – инфляция!". "Тюменская линия". Интервью 26.2.2002 со мной Ярославовой-Оболенской Натальей Борисовной, экс Чистяковой Натальей Борисовной на дату интервью
- Мое интервью для "Тюменской линии" от 26 февраля 2002 года размещено 3 мая 2022 года. 20 лет спустя.. "Мнение эксперта: России - инвестиции, обывателям – инфляция!". "Тюменская линия". Интервью 26.2.2002 со мной Ярославовой-Оболенской Натальей Борисовной, экс Чистяковой Натальей Борисовной на дату интервью . Серию контрактов с представителями канадских деловых кругов подписали в Москве губернаторы Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов Александр Филипенко и Юрий Неелов. Переговоры велись во время недавнего визита в Россию премьер-министра Канады. Всего же представители российских и канадских компаний подписали около 50 важных соглашений и контрактов в торгово-экономической сфере на сумму около 1 миллиард долларов, хотя первоначально планировалось, что общая сумма контрактов составит 2 миллиарда. Средства массовой информации широко освещали этот визит канадских бизнесменов. Многие связывают с ним большие инвестиционные надежды и планы. Проанализировать ситуацию корр. "Тюменской линии" попросил кандидата технических наук, эксперта комиссии Госдумы РФ по защите прав инвесторов Наталью Борисовну Чистякову. ]Объем канадских инвестиций в нашу страну, по данным Министерства иностранных дел РФ, в настоящее время составляет около 120 миллионов долларов. По этому показателю Канада занимает место в конце второй десятки – меньше 5 процентов общего объемы инвестиций. Инвестиционная активность всегда повышается в период снижения цен на нефть, перед ожидаемым инфляционным скачком и при повышенных темпах инфляции. Такая инвестиционная активность имела место в начале 90-х, перед финансовым кризисом 98-года и активность подобной же природы отмечается в настоящее время. Я в данном случае подразумеваю все виды инвестиций: и спекулятивные инвестиции в ценные бумаги, и реальные капиталовложения. Инвестиции в рамках Соглашений о разделе продукции (СРП) подчинены этим же тенденциям. Мало кого интересуют преимущества СРП в период высоких цен на нефть. Даже Ю.К.Шафранник - инициатор и идеолог СРП в России, на вопрос, заданный мною в ходе обсуждения презентуемой им книги "Нефтегазовые ресурсы в круге проблем", отметил, что СРП – это механизм привлечения инвестиций для развивающихся стран и этот механизм эффективен в периоды депрессии на мировом нефтяном рынке. "Застой" в СРП, которому многие в последнее время пытались найти объяснение, был обусловлен общим ценовым "раскладом" на глобальном нефтяном рынке и стратегией инвестиций крупных нефтяных компаний. Поэтому сложившийся перевес в Государственной Думе в пользу тех, кто поддерживает СРП, и не считает его "распродажей Родины", не имел, до определенного времени, ожидаемого отклика среди иностранных инвесторов.
Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12