Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

«Реквием» Театру? О Сети ресторанов «Драматический Театр города N» и «БТР» на первой русской сцене

© Наталья Ярославова-Чистякова
4 мая 2011, Санкт-Петербург

В Тюмени больше нет старинного Театра Драмы, своего рода «театральной святыни», сцену которой актеры целовали, покидая театр навсегда или расставаясь с ним надолго («Правильной дорогой идем, товарищи!»).

Судьба этого Театра была неразрывно связана с именем мецената и купца первой гильдии А.И.Текутьева («Хранители древних знаний - Ярославовы и их вологодский круг»).

Но отношение к памяти А.И.Текутьева, общего «Текутьевского рода» с госпожой Д.Г. Текутьевой - Мусиной -Пушкиной, в Тюмени резко изменилось в последние годы.

Театр с уникальной историей заменили на «типовой» (по его концепции) бизнес-центр, а на месте «Текутьевского кладбища» регулярно порываются построить тюменский «Дом матери» или «Дворец Бракосочетаний». Это примерно то же самое, как если бы выбрали самое старое и известное кладбище в черте Москвы и решили на этом месте, символизирующем Смерть, построить Родильный Дом. Я не знаю, кто постоянно взбрасывает эту идею в Тюмени, но то, что это явно «человек, обиженный Богом» и лишенный Божественной искры - это точно.

Что же, спрашивается, предложили Тюмени вместо старого, доброго, любимого всеми Театра, вызывавшего благоговение у всех горожан?

Им предложили «Театральный квартал» в центре города, видимо, прообраз того, что будет создаваться вскоре в Москве. Власть активно обозначается около темы Театров. Причем, с моей точки зрения, не очень удачно, потому что Меню ресторанов в новом здании Театра, часто разнообразнее и богаче его Театральной афиши. Да и В.Путин в одном из его последних выступлений сделал акцент на том, что артистам не стоит переквалифицироваться в прорабов … Действительно, Богу-Богово… Президенту - Президентское… Артисту то, что полагается Артисту, а Театру то, что полагается Театру. Почему же тогда Театры превращаются в странные стройки, а артисты вынуждены становиться прорабами и вникать в премудрости строительных профессий? Быть может, потому что ради скорости Театры строятся и реконструируются почти без экспертизы, у артистов «за них сердце болит».

Чиновникам же не хочется, чтобы артисты вмешивались…

Почему власть организует все это так, а не иначе?

Все тот же самый «инвестиционный нетерпеж», который хочется прикрыть благородными помыслами? («Ответственные за Климат» и «инвестиционное недержание»: Кто - Кого?»)

Или они встают «на образа» Театров по тем же мотивам, по которым постоянно высаживают «Голубые ели»?

Или, быть может, дело в каламбуре нынешнего Ярославского губернатора касательно аббревиатуры современного проекта «БТР» - Будущее театральной России («Третий залп БТР»). Его шутка про «БТР», по моему мнению, не слишком хороша для 1000-летней истории Ярославля, если только это не является «сермяжной правдой», а БТР, в конечном - это и есть цель.

Т.е. «театральная реформа» может быть таким же Методом, как и «реформа образования» («Готовится российский апокалипсис»)

Ведь первые Театры создавались для того, чтобы ставить в них пьесы «Нравственно-поучительного содержания».

Они давали «пищу духовную».

Сегодня же наметился тренд превращения Театров - в рестораны с названием «Драматический театр города N».

Я имею право оценивать всё это, потому что треть времени, потраченного мною на изучение истории рода, была посвящена театрам. На основе «Дневниковых моих записок» А.Т.Ярославова было написано исследование «Театральная жизнь Вологды». Сам А.Т. Ярославов по матери был из рода Волковых, именем одного из которых назван Ярославский академический театр им. Федора Волкова - «первой русской сцены». Как минимум, пятеро его потомков - Ярославовых были артистами Ярославского театра. им. Волкова. Павел Николаевич Ярославов артист Большого театра, личный почетный Гражданин- указом генерал-губернатора Москвы - князя В.А.Долгорукова, друг Собинова и Шаляпина.

История Театра в судьбе Ярославовых представлена в публикациях:

При этом Ярославовы были близки к Ярославскому губернатору А.П.Мельгунову, который, в целом, стоял у истоков театральной жизни России («Орден 22 февраля»: Первый Ярославский губернатор и видный масон А.П.Мельгунов»)

И если, конечно, бывший Посвященный мир стал «Профанским миром», то на него могут произвести впечатление такие «Театралы». В ином случае, они смогут дать правильные оценки происходящему.

Таким образом, «Театральная» деятельность бюрократии, в том числе, в рамках «Театральных кварталов», как показывает опыт Тюмени, явно не связана с ультрасовременной концепцией, обращенной в 22 век, как, к примеру, театр, созданный рядом с «Замком Лебедя» Людвига II Баварского.

Об этом речи, как раз не идет. Потому что только «типовые проекты» (!), с минимизированной экспертизой, ускоряют освоение инвестиций.

И в данном случае, пример Тюмени хорош.

То, что в конечном счете, получилось из «Театрального квартала» в Тюмени я отчасти описывала в статье «Виртуальное «Народное Вече»: Отдадим Тюмень в «Хорошие руки»! Долой «сухоруких»! (там же приводила фотографии пожухлых елей, развалин вокруг театра и бывшей площади парка, ставшей, по сути, стоянкой для машин).

Через пол года сменили мэра. Но речь шла не просто о смене мэра. Речь шла о «хороших руках», в которых все растет … И о руководителях, у которых получаются все-таки Театры, как объекты Культуры, если они начинают строить Театры, а не рестораны и не ЗАГСы…

Я имею представление о том, что там происходит. Потому что после смерти отца, по его завещанию, мы поменяли квартиру матери с плохим видом во двор - на солнечную квартиру с видом на парк. Теперь этого парка нет. На его месте новый «театр-ресторан», вместо Текутьевского. Всю ночь этот ресторан живет ресторанной жизнью, с писками, пьяными песнями, визгами тормозов.

Как видно из текста приведенного ниже, никто не обращал особого внимания на мнение граждан, когда принималось решение об этом строительстве.

Моя мама, Заслуженная учительница России Т.А.Ярославова, не была исключением и никому не было интересно, что она уменьшила свою жилую площадь и число комнат, только ради вида на парк… Частный случай… «Издержки модернизации»… Так чиновники Тюмени несут «культуру» в массы…

Хотя вообще-то построение нормальных отношений с обществом - это тоже культура…

Ниже мною приводится историческая справка о том, как Тюмень стала такой «Театральной», как описано выше, актуальная сейчас, наверное, уже более для Москвы, Петербурга, Ярославля и других городов, где ещё не прошла подобная «Модернизация Театральной жизни». Поскольку по Тюмени « БТР» уже прошел…

В ней представлены, в том числе, подходы к формированию нового архитектурного облика Тюмени (см. фото), подходы к зачистке строительных площадок под «Театральные кварталы» и подобные им проекты, а также впечатления зрителей…

I

Особенностям того, как формируется архитектурный облик Тюмени, посвящена статья «Архитектор Станкевский и дизайнер Вершинин презентовали экшн о «распущенной» Тюмени»

Виктор Станкевский - Заслуженный архитектор России, профессор кафедры архитектуры и дизайна Тюменского архитектурно-строительного университета представил фильм «Тюмень обрекают быть столицей деревень»…

На фотокадры он наложил грустный саунд-трек. Представьте, что звучит минорная восточная мелодия. На экране титры: «Это не higtech, это - градостроительная распущенность»

Привожу фотографии из этой статьи, об «архитектурных тенденциях Тюмени последних лет». Они говорят лучше слов.

II

Комментарии, на предмет того, насколько новый тюменский Театр (также как и реконструированная в Тюмени филармония), стали удобны для зрителей приводятся, в свою очередь, в публикации «О кадровых перестановках в театральной Москве», в контексте которых эти темы и обсуждались.

Цитата первая: «Новый драм театр на Площади 400-летия работает как ресторан явно эффективнее. И всю ночь. Так что в Москве людей с театральным образованием заменят рестораторами или финансистами на потоках денег для реконструкции театров

… вложат миллиарды на реконструкцию театральных ресторанов …Можно вообще стулья убрать в зале. Поставить столики, а артистов превратить в официантов».

Цитата вторая: «Вспомните, что с Филармонией сделали. Там при входе было изумительное кафе, где перед концертом можно было романтически пообщаться с друзьями. Теперь все замуровано в скользкий мрамор (ощущение гроба)…

Когда был показ мод выяснилось, что негде поставить подиум. Этот же мозг надо иметь, чтобы предусмотреть то, что в филармонии декорации понадобится ставить… В результате подиумы поставили на спинки стульев. Чтобы увидеть манекенщиц приходилось поворачивать голову на 150 градусов. А со вкусом вообще большие проблемы. Так же как в танцзале. Правильно архитекторы восстали. Слеза течет.

Вся архитектура по замыслу рестораторов…»

Цитата третья: «В реконструкцию филармонии, наверняка, было вложено немало средств. Вот только зрительный зал здорово проиграл и зрители соответственно. От жадности решили убрать центральный проход, а ряды до такой степени поставили вплотную друг к другу, что когда припозднившейся зритель пробирается к своему законному месту, всему ряду приходится вставать.

А никогда не пробовали смотреть спектакль на ложе? Поручни на уровне глаз. Приходится либо шею тянуть, либо вдавливаться в кресло. Храм культуры называется. Первые ряды (самые дорогие) на одном уровне, вместо сюжета на сцене - голова впередисидящего. Короче, если концерты еще можно как то слушать, то на спектакли даже деньги не тратьте. Изуродовали зал. А скользкую плитку м…т, наверное, каждый проходящий мимо, а заодно и всех…, кто хорошо «погрел руки» на реконструкции филармонии».

Цитата четвертая: «Все правильно. Купила дорогой билет на первые ряды, жалела, что не на галерке. С тех пор не хожу принципиально в Филармонию, потому что зал - это верх неуважения к зрителю. А по поводу мрамора тот же ужас, что и в администрации города.

Есть бы хоть кто-то из них буквы читать не ленился, то за 15 минут общения с консультантом по половой плитке узнали бы, что плитка бывает с разным уровнем трения, для разного сцепления с обувью, для разной интенсивности потоков и разных температур. Но прежде чем задать вопрос к консультанту он должен возникнуть в голове.

А где голова? Разве она есть, когда «деньги ляжку жгут»…

Цитата пятая: «Мрамор не самый дорогой материал. От 1000 до 1500 за метр кв. А есть плитка с хорошим сцеплением раза в 2 или 3 дороже. С точки зрения пилить она тоже лучше. Но они слаще пареной морковки ничего не ели, к маркетингу не способны и с времен КПСС у них краше мрамора ничего нет. Это совдеповские вкусы пролетарских лидеров»

Цитата шестая: «Когда Театр превращают в общепит, то он превращается … Тут вы правы. Мы и ведем речь о тех, кто выгоняет талантливых людей, без объяснения причин, как это полагается во том мире, куда они мечтают попасть вместе с ВТО и перед которым выпендриваются пытаясь представить себя людьми, имеющие отношение к театру и цивилизации»

III

Историческая справка о подготовке строительной площадки для театра представлена в статье: «Краткая стенограмма заседания коллегии экологов Общественного совета г. Тюмени от 17 декабря 2006 г.»

Цитата первая: По строительству на площади 400-летия Тюмени не то Драмтеатра, не то Макдональдса собрано более 100 подписей. Люди категорически против строительства Макдональдса и вообще, против уничтожения сквера

Цитата вторая: «…по Текутьевскому кладбищу (оно будет уничтожено).

В этом районе будет построен ЗАКС… Тов. Борисов утверждает, что кладбище облюбовали сатанисты. Они пугают прохожих и студентов, занятых на благоустроительных работах (Напомню, что уничтожение Городского парка культуры и отдыха оправдывалось тем, что там «одни хулиганы»…). Таким образом, уничтожая городскую зелень администрация города хочет одновременно показать себя борцами за правопорядок… Борисову напомнили, что за некоторыми захоронениями на кладбище продолжают ухаживать, там погребены известные, в прошлом, люди нашего города. На что он ответил, что это фикция, за могилами ухаживают противники уничтожения кладбища…»

Цитата третья: «По расширению ул. Республики. На расширение ул. Республики будет потрачено около миллиарда рублей. Проезжая часть расширится перед перекрёстками. Сейчас там вместо газонов автомобильные стоянки. Придётся убирать троллейбусные опоры, троллейбусы всё равно создают пробки (прим: это, очевидно является частью плана уничтожения самого экологически чистого транспорта города. Речь об этом идёт уже давно). По Республике не ожидается большого сноса деревьев (прим: всё уже вырублено за последние годы), много придётся сносить по ул. Мельникайте, где будет убрана разделительная полоса. Борисов высказал предположение, что расширение дороги уберёт пробки (прим: Отчасти, это так. Однако лишь многоуровневые развязки действительно эффективны, а их ставить уже негде. Эта тема обсуждалась на следующем заседании коллегии). Кратко обсудили вопрос о том, что площади под брусчаткой становятся крайне скользкими. Борисов быстро закрыл этот вопрос»

Цитата четвертая: «Планируется создание питомника для ёлок и высадка ёлок в местах постоянных новогодних празднований.

Строительство ресторана. Макдональдс согласовано. Застройщик обещает большие компенсационные высадки (прим: напомню, что при строительстве «Пешеходного бульвара» застройщик обещал высадить деревьев в два раза больше, чем срублено. У меня сохранились соответствующие газетные вырезки из официальных газет.) Проект строительства Макдональдса на пешеходном бульваре ещё не согласован (прим: аппетит приходит во время еды, первоначально на бульваре предполагалось всего 7 постоянных объектов, включая искусственный пруд и «Ледовый дворец»… Прим-е: Ничего это нет и не будет…)

Все материалы раздела «Невидимые войны 21 века»

Реклама

© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС