Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Отставки и назначения дипломатов в Украине после тарифной революции в Армении, помидоры в повестке дня МИДов и Дипломатический клуб Минэнерго в Киеве

    • Иван Кухта покидает Армению. 13 июля 2015 года
    • Иван Кухта - Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Армении. Мы были представлены на инаугурации Л.Ю.Рокецкого в 1997 году, когда он был консулом в Тюменской области
    • Посол Украины посоветовал ополченцам Донецка выращивать помидоры в Краснодарском крае.2014 год www.regnum.ru
    • Глава МИД России С.Лавров подарил Керри Краснодарские помидоры и картошку. 2015 год
    • Юрий Навоян - глава Сотрудничество Армения-Россия (САР), и Владимир Жириновский (ЛДПР)
    • Овсеп Хуршудян: Социальные протесты в Армении могут перерасти в политические
    • 20 июля 2015 года. Посол Украины в Республике Армения И.Кухта вручил дипломы выпускникам Ереванского филиала Тернопольского национального экономического университета
    • 25 августа 2015 года. Президент Армении принял посла Украины

© Наталья Ярославова – Оболенская
10 августа 2015 года

После тарифной революции в Армении во второй декаде июля президент Украины П.Порошенко освободил от должности послов Армении, Турции и Ирландии:

"Президент Петр Порошенко уволил Сергея Реву с должности посла Украины в Ирландии.Как сообщалось, 14 июля Порошенко уволил Ивана Кухту с должности посла Украины в Армении:"Президент Украины Петр Порошенко освободил от должности чрезвычайного и полномочного посла в Армении Ивана Кухта, сообщается в указе на сайте главы государства. «Освободить Кухта Ивана Петровича от должности чрезвычайного и полномочного посла Украины в Республике Армения»,— говорится в документе. О причинах этого решения в указе не сообщается(Уволен посол Украины в Армении)

В середине июня президент уволил послов в Грузии и Литве.Ранее в администрации президента заявляли, что в ближайшее время будут назначены послы Украины в 13 государствах ( Порошенко уволил посла Украины в Германии).

Напомню , что 19 июня в дни Петербургского экономического форума в Ереване начались крупномасштабные акции протеста против повышения тарифов на электроэнергию, организованные гражданским движением «Нет грабежу» (Порошенко наказал посла в Армении за провал "цветной революции"?)

Возможно, на отставки дипломатов повлияло ещё и то, что в Кремле сменился главный куратор Украины. Новым куратором стал Иван Болтенков - бывший первый зампред комитета по тарифам Смольного, назначение которого также было связано с событиями в Армении («Чиновник Смольного стал главным куратором Украины в Кремле»).

"Болтенков входит в федеральный резерв управленческих кадров, его жена Ирина – финансовый директор и главбух хоккейного клуба СКА, президентом которого является Геннадий Тимченко, а вице-президентом – Роман Ротенберг, племянник Аркадия Ротенберга, спарринг-партнера Владимира Путина по дзюдо" (Нефтетрейдер Геннадий Тимченко не порвал с Родиной).

В конце июля президент Украины П.Порошенко также назначил нового посла Молдавии, а должность замглавы Администрации президента по внешней политике занял К.Елисеев, который до того занимал пост посла Украины при ЕС ( Порошенко отменил указ Януковича о назначении посла Украины в Албании).

Новыми послами в Белоруссии и Туркменистане при этом готовятся стать бывшие заместители министра иностранных дел времен В.Януковича (Порошенко назначит послами бывших дипломатов Януковича – источник).

"22 июля Президент Петр Порошенко своим указом уволил Виктора Шишкина с должности судьи Конституционного Суда Украины... Напомним, ранее сообщалось, что Петр Порошенко своим указом уволил Ивана Кухту с должности посла украинского государства в Армении. Ознакомиться с текстом документа можно здесь" (Порошенко решил уволить судью КС).

В конце июля появилась также новость о том, что в Украине «При Минэнерго могут создать дипломатический клуб».

Что касается назначений, то их объяснили отчасти «кадровым голодом».

А вот с объяснением отставок было сложнее. Если посла Украины в Турции освободили, как посчитали, за футболку с изображением президента другой страны, то по поводу послов Армении и Ирландии никто не смог дать каких-либо приемлемых объяснений, за исключением того, что отставки совпали с митингами в Ереване.

"Консул в Турции пострадал за собственную дерзость: в качестве официального лица он посетил презентацию футболиста Сaмюэля Этo'О в городе Анталья в крайне неполиткорректном одеянии.... А посланца Киева в Ереване сместили с должности за чужие высказывания...Кухту отозвали из Еревана еще в прошлом году через два дня после того, как армянский президент Серж Саргсян назвал референдум в Крыму "еще одним примером реализации права народа на самоопределение" (Порошенко отомстил...).

Посла в Армении оговорили? Как понять фразу "за чужие высказывания" ? (День увольнений: Порошенко отправил в отставку двух послов.Своих постов лишились почетный консул Украины в Турции и посол в Армении).

Во всех случаях регионы, где прошли отставки, связаны либо со свежим референдумом , как Ирландия, либо с гражданскими протестами, как Турция, либо с историей о начале развала СССР, как - Армения.

Армения в июне стала «горячкой точкой» после решения о повышении тарифа на электроэнергию почти на 40 % . И посол Украины в Армении И.Кухта попал в сложную ситуацию ( Кухта занимал должность посла в Армении с октября 2010 года).

Я его знаю лично. Он пять лет c 1994-1999 год был консулом Генерального консульства Украины в Тюмени. С этого консульства начиналась его дипломатическая карьера.

1980-81, слушатель ШПР "Артека"
1981-82 гг, вожатый ВПЛ "Артек" ("Лазурный")
1982- 1987 г. Киевский госуниверситет им. Т.Г.Шевченко, преподаватель философии;
2001 г.- Дипломатическая академия при МИД Украины, магистр внешней политики и дипломатии
На дипломатической службе работает с 1994 года.
1994-1999 гг. - консул Генерального консульства Украины в Тюмени.

Уже после Тюмени с 1999-го по 2001 год он был слушатель Дипломатической академии при МИД Украины.

Дипломатическую карьеру в Тюмени в течение пяти лет он начинал один. Его супруга предпочла Киев. Это был её выбор.

И.П.Кухта - тот самый дипломат, танец с которым на инаугурации губернатора Тюменской области Л.Ю.Рокецкого в 1997 году я предпочла "женской экспертизе" М.Прохорова - председателя правления «Онексимбанка», о которой меня просили («Прорыв в «Железный миллиард»: дорогой золота и нефти…»).

Танец имеет большое значение. Пример такого дипломатического танца в канадском сериале Борджиа, который рекомендует смотреть диакон А.Кураев.
Об этом - в статье «Однажды Кремль поймет: то, что они считают духовной скрепой, на самом деле ближе к ржавой скрепке»:
"В интервью он рассказал, что не так с духовенством, какие тревожные сигналы из Кремля поступают главе РПЦ, чего ждут от патриарха Кирилла попы и паства, почему о размере церковной казны знают всего три человека и кому пора посмотреть сериал «Борджиа».

Сейчас и Иван Кухта, и Михаил Прохоров оказались, так получалось, фигурами, близкими к политике энерготарифов ( «Внимательно слежу за Михаилом Прохоровым: Франция и Россия).

Как и российский МИД И.П.Кухта в Тюменской области в 1994-1999 годах уделял внимание торговым отношениям. Коммуникации и связи определялись нефтяной спецификой Тюменской области.

"В это время я была как раз на тех позициях, когда общалась с теми, кто прибывал в Тюменскую область, в т.ч. проходя эту ступень карьеры.

Меня представляли, в частности, и консулу Украины Ивану Кухте, который сейчас является Чрезвычайным и Полномочным Послом Украины в Армении.

Я общалась с ним. Он не относился к тем, кому запрещено говорить. Скорее, он получал указания о темах, которые не стоит обсуждать.

Поэтому я и сейчас обращаю внимание на его интервью. И вижу, что они посвящены именно темам дипломатии. Мне не известно, пишет ли он сам или его пресс-секретарь, но статьи и интервью понятные по позиции и дипломатически выдержанные в слоге: «Украина остается преданной своему европейскому выбору - Иван Кухта 16 сентября».Упоминается его позиция: «Воздерживаться от односторонних шагов» и в связи с проблемой Карабаха, к обсуждению которой вернулись в контексте темы: Армения и Таможенный союз" («Дипломатия «молчащая» и открытая. На передовую линию мировой дипломатии выдвинулись «пресс-секретари», некоторым из них сказать нечего»).

В нефтяной столице И.П.Кухта в начале его дипломатической карьеры всегда соблюдал протокол в одежде. Поэтому в случае посла Украины в Армении причиной перемен футболка стать не могла. Иван Кухта придерживался европейского выбора. И заявления его были вполне мидовские, в частности, и о выращивании помидор в Краснодарском крае, что он посоветовал делать летом 2014 года …( Посол Украины посоветовал ополченцам Донецка выращивать помидоры в Краснодарском крае).

Уже через год глава МИД России С.Лавров подарил выращенные в Краснодаре помидоры с картошкой госсекретарю США Д.Керри.

Занимательное совпадение.

Также как и история с россиянкой С.Давыдовой, сделавшей звонок в Украину, что чуть было не признали госизменой.

Люди, далекие от темы, связали отставку посла Украины в Армении с неудачей "цветной революции":

«Думаю, это не случайное совпадение, что данное увольнение совпало с провалом попытки «цветной революции» в Армении. Мы видели, насколько задействованы были всевозможные активисты, пропагандисты украинского режима в Армении. Не исключено, что увольнение посла Украины стало наказанием за провал организации "цветной революции". Кто знает, что в голове у Порошенко, и кого он хочет пристроить на посольские должности. У него, на самом деле, большой выбор. Еще немало людей из его окружения надо бы отправить в почётную ссылку на должность посла где-нибудь подальше от Украины», - заявил в беседе с НСН Корнилов"(Порошенко наказал посла в Армении за провал "цветной революции"?).

Но они просто не знают Ивана Петровича Кухту в его пятилетний период в Тюмени. У него другой опыт. Он не "активист" цветных революций.

Карьеру И.П.Кухты после Тюмени представляют так:
2001-2003 гг. - 3й секретарь, 1й секретарь, советник, зам начальника Консульского управления – начальник отдела миграционно-визовой политики и евроинтеграции Департамента консульской службы МИД Украины.
2003-2007 гг. – советник, зав консульским отделом Посольства Украины в РФ.
2007-2010 гг. - зам директора Департамента персонала МИД Украины.
26.10.2010 г. – по с.ч. – Чрезвычайный и Полномочный П
осол Украины в Армении
2008 г, награжден Почетной грамотой МИД Украины,
2009 г., – Почетной наградой МИД Украины ІІІ ступени.
Владеет немецким языком.
Имеет дипломатический ранг
Чрезвычайного и Полномочного Посланника 1го класса ( И.П.Кухта)

Это не вся карьера. В Ялте он был комсомольским секретарем в начале его пути. А после Тюмени был в Германии. После Германии вернулся в Россию. В Москву. Я с ним общалась в Москве в 2005 году.

"В 2005 году у меня случилась жесткая по тону и вынуждено затяжная дискуссия с одним осведомленным человеком из Украины, который утверждал, что Россией правит Алла Борисовна Пугачева и достаточно ей один раз «свиснуть», все её фанаты положат на лопатки любого российского политика. Я встречно утверждала, что он недооценивает нефтяные корпорации, чье лобби сильно и де-факто управляет Россией. Надо признать с позиции времени, что если мой оппонент переоценивал Аллу Борисовну, то я её потенциал в политике и политические амбиции недооценивала. Многие известные артисты серьезно потеряли в доходах в дни кризиса из-за непрофессионального управления и политики тех, кого они поддерживали своими раскрученными имиджами и кого вели во власть, выступая в качестве первых номеров («паровозов») в выборных партийных списках. Похоже ещё недавно сверхвысокодоходная артистическая среда вообще мало представляла до какой же степени она сильно зависит от нефтяного бизнеса и мировых цен на нефть....Артисты помогли России лишиться нефтяных доходов! Поэтому сейчас им придется заняться канализацией..." - это общение было с другом И.П.Кухты. Иван Кухта молча слушал( «Момент истины» в шоу-бизнесе наступит раньше, чем экономика достигнет дна").

Энерготарифы, обращу внимание, - это тоже коммунальная энергетика или "коммуналка", как её называют.

Примечательно, что А.Пугачева "умерла" в тот же день 13 июля, когда в отставку отправили И.П.Кухта.

После отставки И.П. Кухта заметно активен в украинско-армянской и даже японской дипломатии.

17 июля 2015 года
"17 июля 2015 года Посол Украины в Республике Армения И.Кухта вручил первый биометрический паспорт гражданина Украины Л.Харатяну"

20 июля 2015 года
Посол Украины в Республике Армения И.Кухта вручил дипломы выпускникам Ереванского филиала Тернопольского национального экономического университета

29 июля 2015 года
29 июля 2015 года Посол Украины в Республике Армения И.Кухта провел встречу с директором Департамента СНГ Министерства иностранных дел Республики Армения А.Гевондяном

30 июля 2015 года
30 июля с.г. Посол Украины в Республике Армения И.Кухта встретился с заместителем Министра культуры Республики Армения Н.Тер-Варданяном

3 августа 2015 года
"3 августа с.г. Посол Украины в Республике Армения И.Кухта провел встречу с новоназначеным Послом Японии в Республике Армения Э.Тагучи":

"Посол Украины в Республике Армения И.Кухта провел встречу с новоназначеным Послом Японии в Республике Армения Э.Тагучи.Проинформировал Посла о современной внутриполитической ситуации в Украине, в частности, выполнении украинской стороной Минских договоренностей. Обменялись информацией об отношениях между Украиной - Арменией и Японией - Арменией".

12 августа 2015 года
«Посол Украины впечатлен реформами образования в Армении»
«Посол: Открытие зала Тараса Шевченко – доказательство армяно-украинских теплых отношений»

«Встреча министра образования и науки Армении Армена Ашотяна с Чрезвычайным и полномочным послом Украины в Армении Иваном Кухтой, который завершает дипломатическую миссию в нашей стране».

25 августа 2015 года
Президент Армении принял посла Украины
Спикер парламента Армении попрощался с послом Украины

Как заметило одно из СМИ, отставка Ивана Кухты произошла перед днем его рождения 15 июля.

Надо сказать, что Иван Кухта на фотографиях выглядит, как ястреб, но у него хорошее чувство юмора. Это очень ценно для дипломата.

Что касается митингующих в Ереване, то провала у них не было. Тариф снижен. Разница между новым и старым тарифов на время энергоаудита будет компенсироваться из бюджета Армении. Хотя экономисты назвали энергоаудит затягиванием решения вопроса и политическим приемом ( «Экономист: Аудит в «Электрических сетях Армении» – это способ выиграть время»).

Протестующие в ответ продумали свои действия:

"Если требование не будет выполнено, то протестующие начнут новую акцию «Шаг вперед», то есть ежедневно будут передвигать баррикады вперед. Об этом сообщило информагентство Armenia Now"... (Митингующие в Ереване дали властям срок до 6 июля)

Компания «Электрические сети Армении» (ЭСА) была выкуплена в 2006 году российским энергетическим гигантом «Интер РАО ЕЭС», она и оказалась под шквалом критики после заявления о повышении тарифов на электроэнергию «На фоне сообщений о растрате и плохом управлении в ЭСА, изначально запросившей повысить тарифы на 40 процентов, многие армяне говорят, что стали жертвами российской коррупции и олигархов…Несмотря на разговоры о «стратегическом партнерстве» и «братстве», жители Армении платят больше всех за электричество на всем постсоветском пространстве.. По мнению армянского политолога и аналитика расположенного в Вашингтоне Jamestown Foundation Армена Григоряна, за «обычное раболепие перед россиянами» армянских чиновников расплачиваются обычные граждане.Российское владение армянскими сетями поставок и распределения газа и электроэнергии не привело к скидкам или повышению качества услуг.Хотя Армения является ключевым оплотом Москвы на стратегическом Южном Кавказе. В Армении расположена крупная военная база России, в этом году Ереван также присоединился к Евразийскому экономическому союзу (ЕЭС) России, Беларуси и Казахстана"( Российский менеджмент армянских энергосетей обвиняют в «грабеже»).

Т.е. борьба с российской коррупцией вновь началась из Армении, как в 1988 году… («Минкульт и РВИО, вспоминающие о Спитаке 1988 года. Год двух Восьмерок прорастает в 2015-й : «Демократия Овчаренко», дело Андропова – Гдляна, РСПП, Шуша и Армения»)

При этом в Армении обратили внимание на 20% потерь в сетях, что не замечают в России:

«Топ-менеджеры российских компаний пытаются переложить свои огромные зарплаты, расходы принадлежащих правящему в Армении клану предприятий, многие из которых вообще не платят за электричество (оно списывалось на потери электроэнергии, которые доходили до 20%), расходы на свои семейные «отпуска» в самых дорогих курортах мира на плечи рядовых граждан Армении. Сейчас Армения превратилась в типичную колонию…» («Электромайдан» в Армении и мой доклад о коммерческих потерях электроэнергии «Энергосбережение и реформирование электроэнергетики» в Санкт-Петербурге 21-23 октября 2002 года, за который меня уволили до того, как я вернулась в Тюмень»).

"Российская компания «Интер РАО ЕЭС», которой принадлежит армянская энергосистема, является одной из крупнейших российских государственных энергетических компаний в части рыночной капитализации. В нее входит более 20 различных компаний, расположенных в более чем десяти странах Европы и Азии. В Армении ей принадлежит также Мецаморская АЭС, производящая около 40 процентов вырабатываемой в стране электроэнергии, и Разданская ГРЭС, подконтрольная российскому газовому гиганту «Газпрома».

Армения зависит от поставок российского газа. «Газпром» доставляет его к армянской границе и продает компании «АрмРосгазпром», в которой «Газпрому» принадлежит доля в 80 процентов. Природный газ покрывает около половины от общего количества потребляемой энергии в Армении, включая около трети ее вырабатываемой энергии".

О протестах в Армении пишут так, что они "носят социальный характер, но могут перерасти в политические, так как власть не готова к реальным уступкам и структурным реформам. О причинах и возможных последствиях «тарифной революции» изданию «Белорусская правда» рассказал член руководящего комитета Форума гражданского общества «Восточного партнерства» Овсеп Хуршудян.

- Американцам принадлежит 10% всех энергетических ресурсов Армении, все остальное – собственность России, - подчеркивает он. - Газовая сеть полностью принадлежит России. Железные дороги принадлежат России. Электрические сети принадлежат России. Проблема заключается в том, что при очень низкой себестоимости электроэнергии (сказывается значительная доля Атомной АЭС и гидроэлектростанций в общем производстве) потребители Армении платят за нее дороже всех на всем постсоветском пространстве.

Гражданское общество в Армении ориентировано на западный путь развития страны, на европейские ценности. Большинство студентов, которые учились за границей, учились в США и Европе и они умеют различать эффективные методы управления, государственного и социального обустройства от средневековых, действующих сегодня в Армении и в России, - говорит Овсеп Хуршудян. - Эти люди формируют общественное мнение. Но надо отметить, что, естественно, интересы Армении они ставят на первое место.

Демонстранты ... отказались от встречи с президентом Сержем Саргсяном, предложив главе государства в прямом эфире отменить решение о повышении тарифов"(Овсеп Хуршудян: Социальные протесты в Армении могут перерасти в политические).

Как уже сказано, 40% электроэнергии вырабатывается АЭС. После землетрясения в Спитаке 1988 года её отключали, потом она снова начала работать.

Повышение тарифов обосновывали "вынужденным простоем Армянской АЭС в декабре 2013 года, продлившемся 88 дней, девальвацией национальной валюты на 20% и низкой производительностью гидроэлектростанций электроэнергии в этом году"(Митингующие в Ереване дали властям срок до 6 июля)

Поэтому встал вопрос о строительстве новой АЭС и, в целом, об отношении к ядерной и возобновляемой энергии:

«Армения подтверждает свой дальнейший ядерный статус»

В Минэнерго рассказали, как Беларусь и Армения будут дружить в сфере мирного атома

Инвестпрограмма по развитию возобновляемой энергетики в $58 млн. стартовала в Армении

Внимательно следит за действиями Армении соседний Азербайджан, Пример взгляда на это в материале Армянская стратегия энергетического рабства - АНАЛИТИКА:

"О сложном экономическим положении Армении и упадке ее энергетического сектора (хотя, вряд ли можно сказать, что он когда-либо был в состоянии подъема) свидетельствует волна недовольства и народных выступлений, связанных с повышением цен на электроэнергию (решение было принято в июне). И без того тяжелое экономическое положение Армении усугубилось осложнением экономической ситуации в России, что связано с падением цен на нефть и применением в ее отношении западных санкций. В свою очередь, относительно незначительное повышение цен на электроэнергию окончательно переполнило чашу терпения народа.

Кстати, сильные волнения, которые имели место в Армении в прошлом месяце, хоть и идут на убыль, до сих пор не угасли. А тем временем в Армении опубликована стратегия развития энергетики на ближайшие 20 лет, составленная при поддержке Агентства международного развития США...

Стоп. Развитие чего? Энергетики?! А есть ли она в Армении?

....Страна находится в значительной зависимости от поставок российского "голубого топлива". Возможно, поэтому Армения связывает надежды с возможностью транзита иранского газа в Европу, после отмены антииранских санкций.

Но сейчас приоритетным направлением энергетической политики ЕС является развитие энергетического коридора, который начинается в Азербайджане и проходит через Грузию и Турцию. И если уж иранский газ пойдет в страны Европейского Союза, то именно по этому маршруту, с которым европейские покупатели связывают большие надежды.

Страна, которая не способна обеспечить свои основные экономические нужды, не является владельцем собственных энергетических мощностей и полностью зависит от поставок газа извне, на данном этапе просто никак не может говорить об энергетической независимости и энергобезопасности. Подобная ситуация будет иметь место еще очень долго. И всем этим Армения обязана сама себе. В результате своей захватнической политики она осталась в стороне от крупных энергетических и инфраструктурных проектов, участником и инициатором которых выступает Азербайджан. И сейчас ей остается только, стоя с протянутой рукой, ждать очередных подачек со стороны.... " - таков, повторю, взгляд представителя Азербайджана.

Немало иронии у авторов из Азербайджана и в отношении Г.Стерлигова, появившегося в Карабахе около Армении в те же самые июльские дни, когда в Ереване началась тарифная революция («Орбикомовский галстук» из британского Шрусбери и Г.Стерлигов «О безраздельно управляющих Россией»)

В эти же дни был подписан указ в России о борьбе с коррупцией в регионах( Путин подписал указ о борьбе с коррупцией в регионах). Но он никаким образом не затрагивает губернаторов, которым недавно продлили их и без того немалое время у власти ещё на два срока.

Как показано выше, митинги и «электромайдан» в Армении спровоцированы ростом тарифов на электроэнергию, в первую очередь, из – за потерь электроэнергии, достигающих 20 %, где сами митингующие выделяют потери коммерческие, т.е. неоплаченное потребление электроэнергии, суть безнаказанное воровство или «энергетический рай» для отдельных групп, чрезмерное расширение применения льготного тарифа…

В 2002 году 21-23 октября в Санкт-Петербурге по приглашению Председателя оргкомитета Я.Б.Данилевича, я участвовала в конференции "Энергоресурсосбережние и экология -2002" (Политехнический университет) под патронажем Санкт-Петербургского научного центра РАН и администрации Петербурга с докладом «Энергосбережение и реформирование электроэнергетики».

Меня уволили ещё до возвращения из этой командировки в Петербург сразу после этого доклада, где шла речь о том, что пока коммерческие потери будут превышать технологические потери, нет смысла внедрять энергосберегающее оборудование, т.к. от ментальности воровства и несправедливого перекладывания затрат на беднейшие слои населения это не спасает.

История об этом увольнении в статье Сверхпроводники власти и проводники высших интересов. Бриллианты, от которых сходили с ума ювелиры, и доходы от ископаемой нефти, которую нельзя добывать.

Меня не только уволили. Меня травили и шантажировали более 10 лет, в т.ч. из-за книги, и - люди, подвязавшиеся оказывать нечистоплотные услуги. В книге по Истории недропользования тоже были статьи по электроэнергетике ( «Перманентная готовность «убрать с политической арены сильного противника» «киберстрелка» А.Кунгурова - участника интриги с шантажом, убеждавшего меня не издавать книгу по Истории недропользования»).

Ниже представляю этот доклад, актуальный для современной Армении.

Но сегодня надо говорить, прежде всего, о том, кто держал открытой эту «лазейку» более 10 лет. Почему все это было воспроизведено в Армении. И почему в Армении этого не замечали, хотя все было уже описано и распознавалась, в частности, при той зависимости в ресурсах и энергетике от России, которая сложилась в этой стране.

Почему это не замечали в России - отдельный вопрос. Это усугубляющаяся проблема отсутствия диалога, в т.ч. по мере роста числа «общественников».

Покажите мне в России общественников, которые 10 лет назад и в течение 10 лет говорили и говорят на темы, поднимаемые сейчас митингующими в Армении ?!

Представляю ниже доклад, в котором сегодняшняя «армянская проблема» раскрыта уже 2002 году, после чего прошло 13 лет. (Доклад делался под фамилией моего бывшего мужа А.И.Чистякова). На моем сайте он был опубликован в 2010 году в статье: Энергосбережение в России надо начинать с тарифной политики... Прохоров прав и не прав

Энергосбережение и реформирование электроэнергетики

2002 год, доклад на международной конференции «Проблемы ресурсосбережения и экология» (Энергоресурсосбережение-экология, Санкт - Петербург, 2002), опубликован в сборнике трудов конференции и в издании РАО «ЕЭС России» - «Энерго-пресс» № 3 (424) от 17 января 2003 года.

Н.Б.Чистякова - первый заместитель
Генерального директора ОАО Тюменская
горэлектросеть» по экономике и финансам,к т.н.
В 2000, 2001 годах в Швеции, Финляндии, Англии
изучала международный опыт в области экологии
и энергосбережения (диплом РАН)

Современные концепции реформирования, в т.ч. концепцию реформирования электроэнергетики, отличает наличие, в ряду приоритетных блоков, - раздела о правовом сопровождении реформ.

Блок законопроектов, отражающих суть реформы, в авангарде которого идет закон по электроэнергетике, обсуждался широко и гласно. Однако, не менее важное значение идеологи реформ отводят и «юридически безупречной системе договоров», которая будет регулировать отношения между участниками оптового и розничного рынка электроэнергии. В настоящее время идет тщательная работа над проектами таких договоров, определяющих взаимоотношения на оптовом рынке электроэнергии. Затем наступит время разработки форм прямых договоров, заключаемых в индивидуальном порядке с крупными потребителями электроэнергии (нефтяными компании и пр.), право на которые отвоёвано ими в ходе дискуссии по реформированию электроэнергетики. С началом институциональных преобразований на рынке, с переходом от имитационных торгов к реальным станет весьма актуальной разработка договоров на энергоснабжение с конечными потребителями, адаптированных (по срокам платежей, по ответственности, по механизму заявок на поставку электроэнергии и резервированию, по условиям страхования, гарантий и пр.) к новым договорам, действующим на оптовом рынке электроэнергии.

Федеральный закон «Об энергосбережении», в отношении которого часто высказываются претензии, касающиеся отсутствия в нем серьёзных мотиваций для внедрения энергосберегающих технологий, отсутствия обязанности внедрять эти технологии, а также отсутствия ответственности за неисполнение рекомендованных мероприятий, например, энергетических обследований предприятий и т.п., также входит в блок законов, принятых и дополненных в связи с реформированием электроэнергетики. Но, к сожалению, эти, предложенные авторами реформ дополнения, касаются только перераспределения полномочий РЭКами и субъектами Федерации и не закрывают тех «правовых ниш», не устраняют тех недостатков, которые были выявлены в ходе практического применения данного закона.

В сложившейся ситуации было бы весьма целесообразно разработать дополнительные поправки в закон «Об энергосбережении», которые «по свежим следам», пока ещё не забылась суть дискуссии по реформе, направить для рассмотрения в законодательный орган Российской Федерации. Исходя из опыта работы в энергоснабжающей организации, мне виделась бы актуальной поправка о распространении действия льготных тарифов на электроэнергию (а реформа не отрицает льготные тарифы для группы бюджетных потребителей на первом этапе) только на те бюджетные организации, которые прошли энергетические обследования, проведенные компаниями, имеющими надлежащие разрешения на осуществление этого вида деятельности и персонал, отвечающий действующим квалификационным требованиям.

Дело в том, что действующая система лимитирования потребления электроэнергии для бюджетных организаций не содержит серьёзных препятствий для использования льготного тарифа при осуществлении предпринимательской деятельности, для распространения льготных тарифов на арендаторов и субарендаторов государственных и муниципальных офисных площадей, для субабонентов- коммерческих организаций. В связи с вышеизложенным, задача энергетических обследований - показать реальную потребность в электроэнергии (без субабонентов, без субарендаторов, без составляющей потребления, необходимой для осуществления предпринимательской деятельности), необходимой исключительно для осуществления государственных и муниципальных функций. В обсуждаемом контексте не столь важно «принудить» бюджетные организации проводить энергетические обследования, сколь важно исключить коммерческое потребление электроэнергии по льготному тарифу. Ведь не секрет, что в России существует дисбаланс цен: и цены на газ, и цены на электроэнергию считаются заниженными, что является «антистимулом», «антимотивацией» в части внедрения энергосберегающих технологий. Поэтому надо признать, что до тех пор пока происходит субсидирование бизнеса через заниженный тариф, а тем более и двойное субсидирование, при котором действует механизм неправомерного приобретения права на льготу к уже заниженному тарифу на электроэнергию (упомянутая выше практика использования льготных тарифов в коммерческих целях), энергосбережение в России не станет насущной потребностью.

В изложенном выше случае, даны краткие аргументы лишь одной из необходимых поправок, разработку же всего комплекса требуемых поправок следует осуществить в рамках специального проекта под патронажем Правительства РФ и РАО «ЕЭС России».

Рассуждая об особенностях подходов к решению проблемы энергосбережения на этапе реформирования электроэнергетики, обращу также внимание на аналогию между рачительным отношением к электроэнергии и рачительным отношением, например, к запасам нефти. В нефтедобыче никто уже не оспаривает, что добыча трудноизвлекаемых запасов, добыча нефти за счет применения методов повышения нефтеотдачи должна идти в особом ( «оффшорном» ) экономическом режиме ( налоги и т.п.). Подобно этому, эффективное использование электроэнергии должно иметь такое же по содержанию экономическое сопровождение. Конечно, будет неизбежная дискуссия о том, в каких границах распространять этот особый экономический режим: в целом к компании, применяющей энергосберегающие технологии, или в объеме, коррелирующемся с объемом инвестиций в энергосберегающие технологии, либо в иных границах. Однако, в любом случае это разрешимая дискуссия, она может и должна иметь положительный итог. При этом, как у всякой другой подобной задачи, требующей новаторских решений, у неё должно быть специальное финансирование под разработку основных подходов и критериев, их апробирование на практике.

Огромный потенциал для внедрения энергосберегающих технологий, в контексте «кнута и пряника», имеют и договоры на энергоснабжение (в перспективе договоры на продажу электроэнергии и её передачу). В них давно уже «напрашивается» раздел по энергосбережению. Если в этом блоке задублировать только лишь нормы, несколько критикуемой сегодня действующей редакции закона «Об энергосбережении», то эти нормы трансформируются в «условия договора», за нарушение которых можно применить общие санкции, включенные в договор. Есть также потенциал и в том, чтобы сделать эти санкции (пени, штрафы, условия ограничения потребления электроэнергии и т.п.) более «жесткими» или более «мягкими» в зависимости от отношения потребителя электроэнергии (Абонента) к энергосбережению (применению либо отказу от энергосберегающих мероприятий). Ещё большие перспективы открываются в том, случае, если добиться применения льготного тарифа в отношении, например, электроэнергии, потребляемой оборудованием, отличающимся эффективным использованием энергии, предварительно четко раскрыв этот термин ( сделав прозрачным его содержание), а также в иных ситуациях, которые надо будет четко очертить в ходе дополнительного исследования проблемы.

В ходе реформирования электроэнергетики договор на энергоснабжение планируется сделать подобным договору купли-продажи. Кроме того, продвигается идея о публичном характере данного договора, что открывает возможности создания типового договора, утверждаемого Правительством РФ, в т.ч. включающего типовой блок или типовые условия, стимулирующие осуществление энергосберегающих мероприятий потребителями электроэнергии. Замечу, что мотивацию к энергосбережению (ресурсосбережению) надо вводить не только в отношении конечных потребителей, но также и в отношении распределительных компаний и компаний-производителей электроэнергии, что также можно решить на нормативном и договорном уровне.

В отношении всех участников оптового и розничного рынка, следует точно фиксировать источник финансирования льгот, особых «экономических режимов» и пр. либо оценивать тот «экономический эффект», который «перекроет» расходы на осуществление энергосберегающих мероприятий. Например, при внедрении современных систем учета электроэнергии органы власти сокращают расходы на оплату электроэнергии бюджетными организациями за счет исключения необоснованного потребления электроэнергии. Для них это удовлетворительный экономический результат. При исключении потребления электроэнергии по льготному тарифу в коммерческих целях (при неизменном тарифе) у энергоснабжающей организации может возникнуть избыточный финансовый ресурс, в связи с переходом в расчетах по некоторым объемам потребления с льготного тарифа на более высокий тариф. В этом случае можно рассуждать о перераспределении возникшего «избыточного» ресурса в пользу промышленных предприятий, осуществляющих энергосберегающие мероприятия. Однако, необходима заинтересованность и энергоснабжающей организации в реализации подобной политики и проявлении подобных инициатив.

Основных финансовых источников всего пять. Иностранные инвестиции, бюджет, тариф организаций, осуществляющих регулируемую деятельность в сфере электроэнергетики, ресурсы потребителей электроэнергии: предприятий и населения.

Средства иностранных компаний имеют своей целью продвижение на рынок собственных разработок в области энергосберегающих технологий, программных продуктов и услуг в сфере энергоаудита. Их «товар» пока не имеет спроса, т.к. тариф на электроэнергию ещё низок, ещё не перекрыты «лазейки» для использования льготного тарифа на электроэнергию в коммерческих целях, а также в целом по России велики коммерческие потери электроэнергии (т.е. несанкционированное и неучтенное потребление электроэнергии), питающие менталитет небрежного и не бережного отношения к энергоресурсам. За ростом тарифа последует рост спроса на предлагаемые ими услуги, возрастет конкуренция, а программы, реализуемые совместно с федеральными Министерствами останутся надежным и быстрым способом продвижения на рынок услуг, предлагаемых иностранными компаниями. Главная перспектива здесь - соединить спрос и предложение в период роста тарифа на электроэнергию, что уже « не за горами».

Чиновники от власти, в первую очередь, «читают» энергосбережение как сокращение затрат на оплату электроэнергии. С этим можно спорить, но с этим нельзя не считаться! В любом случае основным мотивом к энергосбережению является сокращение расходов на оплату электроэнергии и это не стоит игнорировать в дискуссии о соотношении между «эффективным использованием электроэнергии», «энергосбережением» и «сокращением расходов на потребление электроэнергии». В современной России реалии таковы, что «присосавшиеся к бюджету» потребители, пользующиеся оплачиваемыми из бюджета льготами через Абонентов - обладателей прав на льготный тариф, наносят ущерб намного больший, чем технологические потери при передаче электроэнергии и потери от её неэффективного использования. Не случайно, чиновники выводят на первый план проблему оснащения счетчиками бюджетных потребителей, т.к. учет позволяет им выявить необоснованное потребление электроэнергии и сократить бюджетные расходы. Наряду с прочим, в сфере их интересов развитие контролируемого государственного или муниципального бизнеса ( через унитарные предприятия) по реализации счетчиков, а также реализация финансируемых за счет бюджета программ по энергосбережению, т.к. они имеют очень веское экономическое обоснование. Поэтому мы не можем не считаться с тем, что до тех пор, пока финансовые потери от технологических потерь электроэнергии будут намного меньше финансовых потерь от коммерческих потерь электроэнергии ( в бюджете одного юридического лица, в т.ч. и органа власти), до тех пор в России энергосбережение будет трактоваться как сокращение затрат на оплату электроэнергии, а главным энергосберегающим мероприятием будет установка современных приборов учета.

Если рассуждать с точки зрения государственного интереса, то цена природных ресурсов, израсходованных на производство электроэнергии, адекватной технологическим потерям, такова, что пренебрегать этими потерями даже с учетом доминирующего «фискального приоритета» недопустимо. И главным действующим лицом, в данном случае, должны быть федеральные ведомства, т.к. они являются носителями государственного интереса.

Как уже отмечалось выше, при соответствующих поправках в федеральный закон «Об энергосбережении» и разработке соответствующего раздела по энергосбережению для включения в договор на энергоснабжение, могут быть эффективно задействованы также средства предприятий и населения.

Один из наиболее интересных механизмов финансирования может быть создан и в рамках тарифа на электроэнергию, с учетом тех, перспектив, которые уже открыты принятыми в 2002 году документами по ценообразованию в электроэнергетике.

Итак! Для того, чтобы «энергосбережение» развивалось в сторону «эффективного использования электроэнергии», а не в направлении «сокращения расходов на оплату электроэнергии», необходимо изменить соотношение между коммерческими и технологическими потерями, а также потерями от несанкционированного использования льготного тарифа. В данном случае, как мне видится необходима разработка серьезных поправок в нормативную базу по лимитной политике, в т.ч. в Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2000 г. № 296 (уже предварительно сформулированных в ходе практического опыта работы) ; необходима также поддержка инициатив РАО «ЕЭС России» по внедрению АСКУЭ в системах передачи электроэнергии; пропаганда внедрения новых систем учета и контроль коэффициентов трансформации, о чем почти не говорится, но что не умаляет важности этого аспекта. В целом, содействие органам власти в совершенствовании лимитной политики и контроле за потреблением электроэнергии надо обозначить как важный подготовительный этап к развитию и внедрению нормальной, неискаженной «Философии Энергосбережения в России».

Таким образом, в перечень предварительных и основных мероприятий, способствующих развитию и распространению энергосбережения в России, следует включить:

1. Разработку поправок в закон «Об энергосбережении» (создание системы мотиваций и ответственности за нерациональное использование энергоресурсов)

2. Разработку специального раздела по энергосбережению в типовой (рекомендуемый) договор на энергоснабжение (создание системы мотиваций и ответственности за нерациональное использование энергоресурсов).

3. Разработку особого экономического режима для организаций, осуществляющих энергосберегающие мероприятия, по аналогии, например, с льготными экономическими режимами, применяемых ранее при разработке трудноизвлекаемых запасов нефти.

4. Разработку механизмов финансирования энергосберегающих мероприятий, отдельно для каждого источника финансирования.

5. Совершенствование нормативной базы по лимитной политике, создание «режима преференций» для мероприятий, направленных на сокращение коммерческих потерь электроэнергии.

6. Финансирование из федерального бюджета разработок по эффективному использованию электроэнергии ( что отвечает государственным интересам, и не может быть профинансировано из других источников при временном отсутствии финансовой заинтересованности потребителей)

О после Украины в Армении Иване Кухта в статье

«Дипломатия «молчащая» и открытая. На передовую линию мировой дипломатии выдвинулись «пресс-секретари», некоторым из них сказать нечего»

© Наталья Ярославова-Чистякова

26 сентября 2013 года

Дипломаты пишущие и говорящие, и дипломаты, не пишущие и не говорящие – вот так сейчас обстоит вопрос.

В 90-х годах считалось, что дипломатам и консулам для карьеры надо узнать Тюменский регион и побывать в нем в коротких либо длительных командировках.

В это время я была как раз на тех позициях, когда общалась с теми, кто прибывал в Тюменскую область, в т.ч. проходя эту ступень карьеры.

Меня представляли, в частности, и консулу Украины Ивану Кухте, который сейчас является Чрезвычайным и Полномочным Послом Украины в Армении.

Я общалась с ним. Он не относился к тем, кому запрещено говорить. Скорее, он получал указания о темах, которые не стоит обсуждать.

Поэтому я и сейчас обращаю внимание на его интервью. И вижу, что они посвящены именно темам дипломатии. Мне не известно, пишет ли он сам или его пресс-секретарь, но статьи и интервью понятные по позиции и дипломатически выдержанные в слоге: «Украина остается преданной своему европейскому выбору - Иван Кухта 16 сентября»

Упоминается его позиция: «Воздерживаться от односторонних шагов» и в связи с проблемой Карабаха, к обсуждению которой вернулись в контексте темы: Армения и Таможенный союз.

При этом, одноименная публикация «Воздерживаться от односторонних шагов» представляет и иные важные тенденции, рассказывая о следующем: «Московская организация «Сотрудничество Армения-Россия» (САР), в отличие от других НПО, имеет поддержку и со стороны официального Еревана, и со стороны московских армян, в том числе, находящихся на высоких должностях в МИД России. Глава САР Юрий Навоян нашел хорошую поддержку у этих армян, и через них вышел на Кремль … Кроме того, за всеми последними высказываниями Владимира Жириновского стоит САР. Помимо этого Навоян хорошо сотрудничает и с Российским институтом стратегических исследований, который подчинен Иванову, главе администрации президента России.

Эксперт указал, что Навоян также выполняет роль связного между армянским лобби и МИД России. Отметим, что вчера стали известны имена журналистов и общественных деятелей, незаконно посетивших Нагорный Карабах. Как сообщает московский корреспондент АПА, этими людьми являются: бывшая разведчица, в настоящее время ведущая передачи «Тайны мира» на РЕН TB Анна Чапман, член Общественной палаты, журналист Денис Дворников…». Анна Чапман… стала известна после того, как ее депортировали из США. А дальше она потеряла авторитет…»… Далее в цитируемой статье речь идет о том, что «она смешала дипломатию» с возможностью произвести впечатление на мужчин, имеющих отношение к дипломатии, и решить таким образом поставленные перед ней задачи. Однако, поскольку её реноме давно анонсировано, то знакомящиеся с ней в Армении и Карабахе политики делают на это поправку.

В помощь этому проекту, что обращает на себя внимание, выдвинулась «Опора», т.е. коммерсанты среднего и малого бизнеса решили повторить подвиги тайного института «мурзы Чета». Однако в отличие от «четовской тишины» работают они звучно/19/.

«Опора» - это тоже НКО, также как и национальные диаспоры, юридически оформившие свои объединения. И эти НКО, действующие на Кавказе, раньше были объектом изучения В. Нуланд, которая многие годы специализировалась на отслеживании глобальных трендов при всех президентах.

Теперь она займется Россией. А кто в России составит ей пару, с опорой на собственные идеи, вопрос остается открытым.

Все материалы раздела «Невидимые войны 21 века»

Реклама

© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС