Люди и Знаки. Русский символизм. Таллинские знаковые чтения и штамповка знаков "в суе"
Наталья Ярославова - Чистякова
8 января 2014 года
В Таллине (Колывани, Ревеле) в 20 веке, когда стали появляться первые компьютеры, программные языки и началась дискуссия об искусственном интеллекте, проходили чтения по знаковым системам («Музеи и инстинкты. Миллиарды за «компьютерный мозг». Болезни за «атлас мозга живой твари». Бэконы…» ).
Участвовали в них, в т.ч. специалисты по русскому символизму и пушкинисты. Один из наиболее видных ученых - Юрий Михайлович Лотман, написавший более 800 трудов, которые надо рассматривать , прежде всего, с точки зрения эволюции его взглядов. В хронологическом перечне трудов Ю.М.Лотмана я выделила те, которые, с моей точки зрения, являются показательными. И представляю их ниже .
Традиционно «на хвосте» таких дискуссий бывает разведка ( ПРИКАЗАНО ВЫВЕДАТЬ! Объект разработки: духоносное знание и Сила древней русской крови )
И, чаще всего, когда речь идет о духовности, при передаче добытых сведений, «дух» выхолащивается. В результате разговор, к примеру, о четном сознании русских достигает крайнего упрощения, когда тема Чета сводится к тому, что русские любят четные числа , со ссылкой на беглое «соц. Исследование» , которое подтверждает эти выводы.
Однако названные соц. исследования всего лишь отражают верховный культ Чета . И таллинские чтения были бы не нужны, если бы все сводилось к простейшей формуле «русские любят четные числа» - поэтому они Великороссы.
Конкретно я интересовалась Таллином – Колыванью в другом контексте.
Мне этот город интересен тем, что в нем была найдена Грамота таинственным золотоностцам от родоначальника Князей Ярославовых, подлинник которой был передан из Таллина в Псковский музей уже в 21 веке:
«Грамота наместника Пскова князя Ярослава Оболенского Золотоносцам Ревеля. Оболенск.
Супруга родоначальника князей Ярославовых была из рода Четов, что имеет отношение и к лебедю, которого я предлагала сделать главной фигурой Российского герба ( «Лебедия: «Киевский» Лебедь и лебединый герб Москвы...» ).
Поэтому я и уделила внимание теме четности и отразила «спектр проблемы» в статье «Рыцарский культ Плачущих Богородиц и Плачущих Ярославн: Филермская икона «Мальтийского креста».
Цитата:
«По Пифагору:
«Первый Чет, который имеет предел - Двоица.
Двоицы (ДYAE - AДOY) - двойственность, источник и причина противоречий, дифференциации (причина появления нетождественности).
Диада соответствует Земле и всему подлунному миру.
Двоица определяет природу воды, рождает воду. Порождает металлы медь, серебро, золото, она лежит в основе белого цвета, белых водных цветов: кувшинок, лилий и лотосов, из деревьев – ивы, из птиц белых лебедей (гусей, фламинго и аистов), из зверей - оленей».
Как видим, здесь снова появились Лебеди. Хотя и форма Лебедя похожа на цифру - 2.
Лебеди … Лилии, которые напоминают герб Лилива. Его иногда так и называют Лилива (Лилия) … И тут же Лилит - «павшая София»… София ведь действительно связана с новой материальностью, обладание которой многие считают своим счастьем
Да и мурзу Чета не случайно называли человеком Света ( «Первый снег и почти зимняя двойная радуга над Кронштадтом и Финским заливом» ).
Хотя в разговоре о Свете мне всегда вспоминается, что Свет можно увидеть только на фоне Тьмы. Можно сказать и так: Тьма неизбежный фон Света и его вечный «преследователь».
Поскольку двойка связана с рождением новой Материальности, то отсюда и все символы Плодородия вокруг мурзы Чета: Зерно, Велья (живая вода), Сабур (звезда Ура) - это вторые имена его потомков, ставшие затем фамилиями.
Т.е. гипотеза о том, что в именах его потомков была зашифрована некая тайна, получает подтверждение.
К тому же двойка - Чет связана с тем самым удвоением - в «области пересечения двух сфер» (окружностей), внутри которых на иконах и фресках иногда изображают Христа или всевидящее око. Тайны такого удвоения представлены в статье «Перевернутые пятиконечные звезды Франции и России.
Тема сложная , и это конечно " не детские игры" с четными числами .
И не то, что понимают скованные форматом, описанным в статье: «Белая революция России в «прокрустовом ложе» шахматного и твиттерного мышления».
И если кому-то , действительно, хочется понять четное сознание Великороссов, то надо потратить время или на долгие собственные поиски или на чтение трудов Ю.М.Лотмана.
Я не презентую его как абсолютную истину, но я хочу показать вклад Ю.М.Лотмана в таллинскую дискуссию по знаковым системам.
И для того, чтобы принять участие в этом разговоре совершенно недостаточно изобразить двойки, четверки или восьмерки на своей футболке , яхте или названии ресторана:
«Белые Тары» Романовы-Цари Польши. Выставка Минкульта о Фатимском пророчестве к 400-летию 1613 года».
«Проект Счастье»: авторский надзор. Сеть ресторанов «Счастье» и «22:13».
Но предполагаю так и будет.
Кто-то поспешит завтра выбивать заказ на соц. исследование на тему любят ли, к примеру, в Тюмени, Екатеринбурге или Москве четные числа или нет.
Кто-то будет рисовать двойки на книгах. К примеру, так : «Кремль 2222».
Кто-то нарисует двойки на ледоколе ( «Балтийский завод построит атомный ледокол проекта 22220»)
Кто-то издаст книгу Сабуров и будет одобрен в офисе 22 на улице Звенигородской (уже издали)
Но может быть найдутся и те , кто потратит время на то, чтобы понять эволюцию Лотмана.
Далее представляю сведения о трудах Ю.М.Лотмана.
Лотман — один из основоположников структурно-семиотического метода изучения литературы и культуры в отечественной науке и Тартуско-московской семиотической школы
"Член-корреспондент Британской академии наук (1977), член Норвежской академии наук (1987), академик Шведской королевской академии наук (1989) и член Эстонской академии наук.
В марте 1951 года женился на Заре Григорьевне Минц (1927—1990) — литературоведе, специалисте по изучению творчества А. А. Блока и русского символизма, профессоре Тартуского университета"(Википедия).
Опыт комплексной републикации трудов по пушкинистике, напечатанных в тартуских сборниках представляет Pushkiniana Tartuensia.
Впервые широкой читательской аудитории будет представлен корпус «тартуской пушкинистики» в широком смысле. Составители включили в него материалы, публиковавшиеся в серийных изданиях кафедр русской литературы и семиотики Тартуского университета: в «Трудах по русской и славянской филологии», «Трудах по знаковым системам» (PUSHKINIANA TARTUENSIA )
Юрий Михайлович Лотман
Библиографический указатель трудов,
опубликованных на русском языке
Составитель - Л.Н. Киселева
________________________________________
"...1949
1. "Краткие наставления русским рыцарям" М.А. Дмитриева-Мамонова: (Неизвест. памятник агитац. публицистики ран. декабризма) // Вестн. Ленингр. ун-та. - 1949. - № 7.- С. 133-147.
1957
25. Эволюция мировоззрения Карамзина (1789-1803) // Учен. зап. Тарт. гос. ун-та. - 1957. - Вып. 51. - С. 122-166. - (Тр. ист.-филол. фак-та).
________________________________________
1958
29. К вопросу о том, какими языками владел М. В. Ломоносов // XVIII век. - М.-Л.. 1958. -Сб. 3.- С. 460-462.
________________________________________
1959
37. Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов - поэт, публицист и общественный деятель // Учен. зап. Тарт. гос. ун-та. - 1959. - Вып. 78. - С. 19-92. - (Тр. по рус. и славян., филологии; [Т.] 2) .
1960
44. Записи народных причитаний XIX века из архива Г. Р. Державина // Рус. лит. - 1960. - № 3.- С. 145-150.
1961
________________________________________
1964
95. "Человек природы" в русской литературе XIX века и "цыганская тема" у Блока // Блоковский сборник: Тр. науч. конф., посвящ. изучению жизни и творчества А. А. Бл