Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Священники Ярославовы в верхневолжском погосте Княгини Ольги Перевозщицы и Акрополе «Морского Пирата» Николы Чудотворца

    • Древний папирус, в котором упоминается Жена и Иисус. Копты obozrevatel.com
    • Памятник архистратигу Михаилу в Оболони
    • Погост Новый Топор на карте
    • Роспись конхи алтарной части Никольской церкви в селе Никольском, что на Топоре. Сюжет: Троица — Отечество. Фото Чуприн М.В. temples.ru
    • Медальон церкви Николо на Топоре «с ножичком». Фото Чуприн М.В. temples.ru
    • Никола Чудотворец на медальоне церкви Николо Топор. Мальтийский крест. Фото Чуприн М.В. temples.ru
    • Медальон с образом Богородицы на южном фасаде Никольской церкви. Фото Чуприн М.В. temples.ru
    • Господь Вседержитель. Фреска с.Никольское, что на Топоре. Фото Чуприн М.В. temples.ru
    • Алтарная апсида Никольской церкви в с.Никольском, что на Топоре. Фото Чуприн М.В. temples.ru
    • Южный портик Никольской церкви, Николо-Топор. Фото Чуприн М.В. temples.ru
    • Никольская церковь в бывшем селе Никольском на Топоре, Мышкинский уезд. Фото Чуприн М.В. temples.ru
    • Никольская церковь с колоннами Мышкин. Падунский
    • Церковь Успения Пресвятой Богородицы, И.Манфрини. Падунский

© Наталья Ярославова-Чистякова
21 сентября 2012 года - Православное Рождество Пресвятой Богородицы

Газета The New York Times опубликовала статью Лори Гудстина: «В выцветшем фрагменте папируса говорится о жене Иисуса». «Находку обнародовала Карен Кинг, историк, опубликовавшая несколько книг о находках апокрифических евангелий, в Риме на Международном конгрессе коптских исследований». Сенсация стала достоянием гласности буквально через несколько дней после того, как изучая киевский район Оболонь я встретила легенду о ковше, который приплыл по «подземной реке» из Йордана в эту самую Оболонь - древний удел князей Оболенских или Оболонских, как называют их в Киеве.

Легенда о ковше, «всплывшем в колодце Никольской церкви», относится к женскому «Ерданскому монастырю чудотворца Николая» киевской Оболони. Возможно, ковш в легенде символизирует Макошь Небесную Богородицу - Богиню Лебедь («Путь Лебедя»).

Причем основан этот монастырь был даже не Оболенскими, как таковыми, а ещё князьями Ольговичами - их предками. Позже монастырь был передан Кирилловской обители, опять же, князей Ольговичей.

«Крайний северный район древнего Киева раскинулся вдоль так называемых Кирилловских высот. Там, где Бабий яр выходил в долину Днепра, на высокой горе Всеволод Ольгович около 1140 г. основал Кирилловский монастырь и построил в нем каменную церковь. По примеру черниговских соборов она была украшена аркатурным портиком, а также фресковой росписью. Строился храм для князей черниговской династии и на протяжении всего XII в. был их усыпальницей. В 1179 г. в соборе была похоронена жена Всеволода Ольговича Мария, в 1194 г.- сын - великий киевский князь Святослав Всеволодович, один из главных героев «Слова о полку Игореве». Немного ниже Кирилловского монастыря «под святым Кириллом», где сходились пути из Чернигова, Вышгорода, Белгорода и где, по словам летописи, «земля бе кровию польята», находились Дорогожичи…» («Древнекиевская околица»)

Имя - Ольговичи, вместо Олеговичи, подчеркивает наследственность и преемственность от княгини Ольги, муж и сын которой разгромили хазариат. («Перевозщики: Один, Кий, Ольга … Саксы, франки, люди - Лебеди»)

Хотя хазары могли и сами подчинится, признавая первенство колена Иссахар («Бирское «Рюриково городище» и Климент Ярославов - староста Архангельского - Бирь, контролировавший Перевоз через реку Белую»).

Между рекой Йордан, где по легенде паломник потерял дорогой серебряный ковш, и горой Кармель, на которую указывает Испанский Христофор, находится долина Изреельская - удел колена Иссахар. К колену Иссахар относится Мария Магдалина, вокруг которой и оживилась дискуссия о том, была ли она женой Иисуса. Есть несколько оснований предположить, что и княгиня Ольга могла относиться к колену Иссахар. Во-первых, Йорданский женский монастырь в Оболони (Obolon, Abalon), где некогда «В пристани Почайны или Ручая великая княгиня Ольга заставила греческих послов стоять с судами и ожидать решения их участи» - об этом рассказывает статья «Оболонь - северный Киев». Во-вторых, статус Перевозщицы и сборщицы дани, контроль междуречий и прибрежных земель. В-третьих, Ольгино «Чудо с яблоками», характерное для Покровительницы Моряков. В-четвертых, шестилучевая звезда, украшающая Покров Богородицы в Храме Великой княгини Ольги в Михайловском, известная и как символ колена Иссахар.

Поскольку я обратилась к истории Великой княгини Ольги, изучая историю князей Ярославовых - Оболенских и князей Ярославовых, потомков Ольговичей, то в связи новым информационным поводом на Международном конгрессе именно коптских исследований, хочу представить рассказ об одном древнем Ольгином погосте, ставший мне известным в день памяти моего отца Бориса Ярославова, уже после завершения трех, посвященных княгине Ольге, глав статьи о «Бирском «Рюриковом городищe» («Бирское «Рюриково городище» и Климент Ярославов - староста Архангельского - Бирь, контролировавший Перевоз через реку Белую»)

Несколько раз меня возвращали мои исследования к исторической фигуре священника А. Ярославова из города Ростова Великого - автора статьи «Церковь Одигитрии Смоленской Божией Матери в г. Ростове», опубликованной в «Губернских ведомостях» в 1850 г. («Реставрация имен, икон и родства: Ярославовы, Платовы и Платоновы»)

А.Ярославов печатался в одном журнале с И.С.Аксаковым - сыном С.Т.Аксакова из башкирского Белебея, а в Ярославле интересовался историей сел, к которым имеют отношение Ярославовы. Например, Сулость. Её совладельцем был полковник Ярославов вместе с Голицыным.

И вот, поскольку этот священник А.Ярославов из Ростова, оказался связующей фигурой, то мне хотелось узнать: к какой ветке он принадлежит.

В одном источнике я даже нашла его двойные инициалы: А.А.Ярославов и начала склоняться к тому, что священник - родной брат Апполинария Алексеевича Ярославова и Евгения Алексеевича Ярославова (А.А.Ярославов)

Однако, как уже сказано, в день памяти моего отца выяснилось, что ростовский священник А.Ярославов - сын Антона Егоровича Ярославова.

Об этом свидетельствует запись о бракосочетании метрической книги города Ростова от 28 апреля 1848 года, Церкови Василия Одигитрия Божия Матери Смоленския. При этом, таинство венчания совершил: Одигитриевский священник Алексей Антонов Ярославов.

Из записи следует, что Александр Антонович Ярославов женился на Екатерине Федоровне Поповой, которая в браке стала Екатериной Федоровной Ярославовой. При этом свидетелями были Александр Разумовский, Сергей Шестеренин, Дмитрий Попов и Евгений Попов.

Упоминается также отец братьев Алексея Антоновича Ярославова и Александра Антоновича Ярославова - Антон Егорович Ярославов - пономарь с.Никольского, что на Топоре, Мышкинского уезда, Ярославской Епархии.

Вот это самое, заинтересовавшее меня, Никольское на Топоре и является древним погостом Великой княгини Ольги Перевозщицы. Причем Никольская церковь не менее удивительна, чем церкви и храмы города Мышкин.

А сохранившиеся в ней фрески, в том числе, «Никола с ножичком», как морской пират, мне ранее нигде не встречались, также как и изображение превращения «одного - в троицу» (см. иллюстрации)

Как пишет краеведческая газета «Кацкая летопись»

«В старые-стародавние времена на месте Николо-Топора располагалась дубовая роща. …Но однажды появились гости очень важные…

Грозная Киевская княгиня Ольга, объезжая страну, утверждала всюду погосты - места, куда подвластное ей население должно свозить дань. В Кадке погост устроили в священной роще: туда как раз народ для молений собирается … Сдавая дань, трудяги кацкари прихватывали с собой больше положеного. Излишки продавали - так возник небольшой торг. Ярмарка в Николо-Топоре собиралась ежегодно 21-23 мая и в документах прослеживается до конца XVIII века («Я зачата в Николин и Ярилин день 22 мая и рождена там, где явился Никола Закамский…»)

937 год - легендарное основание Николо-Топорского погоста и вхождение волости Кадки в состав Киевской Руси. Погост - в Старой России: отдельно стоящая церковь с кладбищем.

Действительно, в Николо-Топоре жили исключительно семьи священнослужителей, крестьянских дворов в нем не было.

Правильнее надо бы сказать «Николо-Топорские церкви», потому, что на самом деле под одной крышей расположились целых три храма. Главный храм был освящен в честь Николы Чудотворца. …В зимнем храме располагались две дополнительные церкви-приделы: придел Тихвинской Божией Матери и придел Угличского царевича Дмитрия…»

В связи с приделом Угличского царевича Дмитрия, важно напомнить, что предводитель Вологодского дворянства, сын Анны Аксаковой и Николая Ярославова - А.Н.Ярославов похоронен рядом с князьями Углицкими, под спудом церкви Дмитрия Прилуцкого Спасо-Прилуцкого монастыря («Ипатьевские тайны: Князья и Императоры Дмитрии Угличские и Великие князья Красные»).

Что же касается церкви Николая Чудотворца в Николо на Топоре (1827-1854 гг.), то о ней пишут следующее:

«Для сельской местности храм редкой масштабности. По оси восток-запад 56 метров, по оси север-юг 32 метра. То есть, по своим размерам он не уступает соборам ближних городов, а в ряде характеристик превосходит многие храмы малых уездных городов. Так, по оси восток-запад он превосходит монументальный Успенский собор города Мышкина.

Никола-Топор - символ огромного Кацкого стана, охватившего западные территории трех нынешних районов - Мышкинского, Угличского, Некоузского

В нем… колоннада из мощных, подчеркнуто полновесных колонн оказывается и внутри алтарной апсиды… Будучи в алтаре, она неожиданно создает облик если не древнеегипетского, то несомненно древнегреческого святилища. И сам характер каждой колонны портиков и обеих колоннад отсылает нас именно в те времена, ибо колонны Николы-топора относятся не к излюбленному в Мышкинской уезде «Тосканскому ордеру», а скорей - к дорическому, к явной воспоминательности о классической архаике…

Николо-Топор, эти кацкие «Афины», точнее этот кацкий Акрополь.» (Гречухин В.А. «Кацкий» Акрополь»)

В связи с презентацией этой необычной церкви в с.Николо-Топор повторю описание ещё одного Никольского храма с колоннами в городе Мышкин, которое уже приводилось мною в статье «Три древних «Кремлевских» захоронения в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне: чета Ярославовых и грузинский владыка Роман (князь Эристави)»

«Удивительный храм Николы Чудотворца в городе Мышкин. В Пошехонье и Мышкине вообще храмы, соборы и церкви с колоннами: «Церковь начали строить в 1805-м, в год Аустерлица, а закончили в 1820-м, за год до смерти Буонапарте. Представьте: Александр I и Наполеон беседуют на плоту посреди Немана, а её строят; французы форсируют Березину, а её строят; русские казаки кричат «Быстро!» парижским трактирщикам, а её строят; союзники чудом выигрывают битву при Ватерлоо, а её строят, низвергнутый император на пустынном острове сокрушается, что не стал властителем Индии, а её всё ещё строят…» (Мышкин, Падунский).

Теме мышкинских храмов, а также связи Мышкинского Верхневолжья со Свияжском, Николо-Березовкой и Бирском также посвящалась статья:

«Бирское «Рюриково городище» и Климент Ярославов - староста Архангельского - Бирь, контролировавший Перевоз через реку Белую»

Поскольку история об Ольгином Погосте открылась мне в связи с историей проживавшего там Антона Егоровича Ярославова, то я воспроизведу полностью запись из метрической книги

«Ростовский филиал ГАЯО, ф.196(р), оп.1, д.1657. Метрические книги г.Ростова.

Церковь Василия Одигитрия Божия Матери Смоленския. О бракосочетавшихся.1848 г.Л.л.12об.-13. 28 апреля.

Ярославской Епархии Мышкинского уезда с.Никольского, что на Топоре, пономаря Антона Егорова сын, служащий в Ярославском правлении V округа путей сообщения, канцелярский чиновник, коллежский регистратор Александр Антонов Ярославов, первым браком, 24;

Умершего титулярного советника Федора Никифорова Попова дочь, девица Екатерина Федорова, первым браком,18 л.

Кто совершал таинство венчания: Одигитриевский священник Алексей Антонов Ярославов.

По женихе: коллежский регистратор Сергей Шестернин, коллежский регистратор Александр Разумовский.

По невесте: коллежский регистратор Димитрий Федоров Попов, коллежский регистратор Евгений Федоров Попов» (Ирина Леонидовна)

Антон Егоров Ярославов, возможно сын Егора Алексеевича Ярославова совладельца имения Борисовское близ Рыбинска:

Я упоминала его в том числе в статье: «Пророк Моисей и (Моисей) Ярославов»

«По данным книги Н.С. Борисова «Окрестности Ярославля» рядом с селом Благовещенье находятся дд. Поздеевское и Борисовское. В Борисовском был «барский дом» - имение помещика Кладищева, ранее принадлежавшее Ярославовым (первые упоминания - начало 17 века). Собственниками имения были

???- Князь Федор Вяземский,

??? - Егор Алексеевич Ярославов,

1779 г. - Михаил Иванович Ярославов (супруга Акулина Федоровна),

1795 г. - надворный советник Иван Михайлович Ярославов (супруга Ольга Николаевна)

??? - вдова генеральша Катерина Александровна Ярославова,

1835 г. - вдова надворного советника Ольга Николаевна Ярославова,

1837 г. - генерал-майор Петр Алексеевич Кладищев и вдова генеральша Катерина Александровна Ярославова»

Принимая во внимание тот факт, что жених Александр Алексеевич Ярославов был служащим в Ярославском правлении V округа путей сообщения, канцелярским чиновником и коллежским регистратором, можно предположить, что вот это сообщение «Журнала Ярославского уездного земского собрания 1867 года» относится к его жене: Екатерине Федоровне Ярославовой.

«Заявление Екатерины Федоровой Ярославовой, переданное чрез председателя управы, о выдаче ей единовременного пособия 100 руб., необходимых для проезда в С.-Петербург для выдержания экзамена на звание акушерки, каковую ссуду она обязуется возвратить земству службою в звании акушерки. Собранием единогласно постановлено: в ходатайстве г-жи Ярославовой о выдаче ей 100 руб. из земских сумм отказать.»

Важным является тот факт, что проживали эти Ярославовы на той же самой улице Дворянской в городе Ярославле, где в XVIII веке проживала Ярославова Анна Михайловна, в браке Зюзина, - дочь Михаила Ивановича Ярославова, совладельца имения Борисовское («Потомки святых Михаила Черниговского и Федора: Ярославовы и Зузины в масонском Ярославле 18 века»)

Об этом свидетельствуют данные «Адрес-календаря Ярославской губернии» за 1875 г., где есть запись: Ярославль… Акушерки…, Младшая городовая бабка Екатерина Федоровна Ярославова проживает на Дворянской улице в доме Жданова» (ИрИс)

Историю погоста Николы на Топоре, как уже сказано, представляет краеведческая газета «Кацкая летопись».

И далее я привожу более подробный рассказ «Кацкой летописи» о погосте Великой княгини Ольги в Николо-Топоре и Никольской церкви в нем

ПОГОСТ НИКОЛО-ТОПОР

Приходская столица - Николо-Топор… самый большой в Кадке … Странное расположение: в стороне от деревень, в центре Хоробровии … Батуринская дорога

Николо-Топорский приход велик и богат угодьями. Особенно много здесь леса … Хоробровские, арендовали пустошь Платониху.

Текут Никольские реки себе потихоньку по залоинам, часто даже увала порядочного не имеют. В водополицу грозные, а летом - перепрыгнешь, не надо и лав. Вот и приходилось жителям прихода обзаводиться искусственными водоёмами: особенно известны пруды в Апраксине, Дьяконовке, Сидоровке и Филине. Они считались ражими: ни стирать в них с кладок, ни купаться не разрешали - воду использовали исключительно для питья.

В старые-стародавние времена на месте Николо-Топора располагалась дубовая роща. А дубы наши далёкие предки почитали за священные деревья. Приходили к ним молиться: просить у богов помощи и благодарить за оказанную милость - от каждой-то кацкой деревни вела сюда заветная тропинка.

Но однажды появились гости очень важные. Грозная Киевская княгиня Ольга, объезжая страну, утверждала всюду погосты - места, куда подвластное ей население должно свозить дань. В Кадке погост устроили в священной роще: туда как раз народ для молений собирается, да и до кацкой столицы - Хороброва - недалеко.

Сдавая дань, трудяги кацкари прихватывали с собой больше положеного. Излишки продавали - так возник небольшой торг. Ярмарка в Николо-Топоре собиралась ежегодно 21-23 мая и в документах прослеживается до конца XVIII века.

937 год - легендарное основание Николо-Топорского погоста и вхождение волости Кадки в состав Киевской Руси.

Погост - в Старой России: отдельно стоящая церковь с кладбищем.

Действительно, в Николо-Топоре жили исключительно семьи священнослужителей, крестьянских дворов в нем не было. Но место все равно оставалось людным (почему?). Здесь открылись церковно-приходская школа и мелочная лавка, в которой торговал крестьянин деревни Дьяконовки Василий Андреевич Румянцев.

Николо-Топорская церковь…

Пустые глазницы окон, рухнувшая крыша, прогнивший пол, изъеденная дождём и ветром стенная роспись - ну и пусть. Всё равно это самая главная наша достопримечательность, наша святыня, краса (пусть поруганная, но краса) земли Кацкой.

Но появилась она не сразу.

В X веке здесь были языческий храм, погост, ярмарка. Спустя некоторое время появились в наших краях первые священники-христиане: крестили детей; строили церкви. А чтобы народ не бегал тайком молиться прежним богам, вырубили дубы и поставили на их месте церковь. Остатки тех дубов до сих пор находят в русле Топорки, а в народной памяти это событие отобразилось своеобразной легендой:

- Рубил мужик дуб-от, рубил - и толи топор у него с топорища свалился, толи целиком в реку улетел. Никак не достать. «Ну и Бог с ним, - сказал мужик, - пусть тогда река называется Топор!»

Ну а старинные документы застают тогда ещё деревянный погост Никольский на Топоре таким:

«На речке на Топорке, на земле государя царя и великого князя всея Руси Михаила Фёдоровича, погост, а на погосте церковь Николы Чудотворца. Церковь деревянная, строена клетью, а в ней образы, и колокола, и книги, и ризы…»

Во второй половине XVIII века деревянная церковь сменилась каменной, но простояла первая каменная Николо-Топорская церковь недолго. Наступила середина XIX столетия. Апраксинский помещик Башмаков был человеком военным, службу закончил в чине капитан-лейтенанта и очень кичился своим положением. Посещал исключительно Хоробровскую церковь - самую древнюю и славную в округе и требовал от тамошнего священника особенного к себе почтения. Но Хоробровский поп и сам был не прост - никак не хотел выделять среди прихожан заносчивого помещика. «Ну погоди же, - вскричал Башмаков, - да я на зло тебе построю церковь лучшую!» Так рассказывают в народе о начале современного Николо-Топорского храма.

Сохранились рассказы и о строительстве церкви: «Как строили, по деревням ходили, яйца собирали - били да в извёстку клали. А построили, стали подымать кресты - народу много собралося; все стояли на коленях и крестились: «Спаси, Господи! Спаси, Господи!»

1632 год - первое письменное упоминание о погосте Никольском на Топоре,

1841 - 1853 годы - Афанасий Иванович Башмаков возводит каменный храм Николы

Высота колокольни 23 метра. В народе рассказывают, что когда выстроили церковь, вдруг разразилась страшная гроза; молния ударила в колокольню, и она растрескалась.

На колокольне висело 7 колоколов, самый большой весил 2 тонны 342 килограмма; они звонили и созывали народ на молитву. Старожилы утверждают, что в былые времена по одному только колокольному звону можно было отгадать церковь: в Хороброве колокола звонкие, веселые, а у Николы - глухие, печальные.

Нижний этаж колокольни назывался притвор- там до сих пор радуют глаз на удивление яркие, сочные фрески. А перед колокольней раньше было деревянное крылечко - паперть, на фотографии это хорошо заметно.

Вот мы говорим «Николо-Топорская церковь», а правильнее надо бы «Николо-Топорские церкви», потому, что на самом деле под одной крышей расположились целых три храма. Главным считался тот, что под куполом, помещенном на высоком барабане с 12-ю окнами по кругу и полуколоннами между ними. В главный храм ведут два великолепных каменных крыльца с колоннами - портики: Южный портик и Северный портик. С востока пристроена полукруглая апсида, где находился алтарь и хранились церковные святыни.

Главный храм был освящен в честь Николы Чудотворца. По другому его называли летним, или холодным, храмом - это потому, что он не отапливался, и верующие собирались в нем только летом.

А в холодное время года молились в зимнем, или в теплом храме - в том, что между колокольней и летней церковью. В настоящее время у него провалилась крыша, а вот печи хорошо сохранились до сих пор. В зимнем храме располагались две дополнительные церкви-приделы: придел Тихвинской Божей Матери и придел Угличского царевича Дмитрия.

Николо-Топорская церковь считалась богатейшей в округе. В ней хранились частицы мощей Николая Чудотворца и других святых; было много серебра, а икон - никак не меньше 195-ти.

Все материалы раздела «Внимание! Угрозы и тенденции»

Реклама


© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС