КОГДА СРЕДИ ЯРОСЛАВОВЫХ РОЖДАЕТСЯ ЯРОСЛАВОВ. Василий Косой и его сын Ярослав Князь Пскова. 1436 год: Битва на реке Черемха. «Исчезновение» царя Московского Василия Косого - первое упоминание Ярославова в документах XV века
Е.А.Аркадьев - антиквар и книжник, именем которого названа библиотека в Сызрани www.syzranhistory.ru
© Наталья Ярославова – Оболенская
18 ноября 2018 года
ГЛАВА ВТОРАЯ
Загадочно и одновременно в начале XV века появилось два Василия Косых.
Первый Василий Косой - Великий Князь Московский и Звенигородский, чьей супругой была Анастасия княжна Радонежская и Звенигородская, из потомков Ярослава Ярославича Великого князя Владимирского, Псковского и Тверского.
Второй Василий Косой Князь Тарусский и Оболенский, у которого было несколько жен, одна из них княжна Мария Всеволож из князей Смоленских, дочь Федора Турика. (1,2)
При этих двух Василиях Косых начала XV века, только один из которых настоящий отец князя Ярослава Васильевича Псковского, сама фамилия князей Ярославовых-Оболенских указывает на важное родство с первым Тверским князем Ярославом Ярославичем, названным «прозвищем» Ярославов в «Хронологии Великих князей», составленной уроженцем Твери, антикваром и библиофилом Е.И.Аркадьевым.( 3)
Вне всякого сомнения, между Ярославовыми из Владимиро-Суздальских и Тверских князей и Ярославовыми-Оболенскими есть родство, объединенное общим корнем.
Факты биографии Князя Пскова Ярослава Васильевича – родоначальника князей Ярославовых-Оболенских, а также потомков князей Ярославовых, во многом соответствуют версии о его происхождении от Князя Василия Косого Звенигородского и Московского (4).
Московский Князь Василий Косой - сын Великого князя Московского, Звенигородского и Галицкого Юрия Дмитриевича, чьим святым покровителем был Георгий Победоносец.
Князь Московский Юрий Дмитриевич - крестник Сергия Радонежского покровительствовал Троице-Сергиевому монастырю, где настоятелем в XV веке был Паисий Ярославов (5)
Будущий игумен Паисий с фамилией Ярославов появляется в первой половине XV века, к которой относится тайна имени Ярослав князя Пскова Ярослава Оболенского. Имени, никогда не встречавшегося ранее у князей Тарусских и Оболенских князей.
В переломном в истории Руси Рюриков 1436 году происходит битва на реке Черемха и к этому же 1436 году относится первое упоминание Ярославова в документах XV века, как «Моисея» Ярославова, чье нечетко написанное имя исследователи считают именем Пасея Ярославова, более известного, как Паисий Ярославов - игумен Сергиевой Лавры (6).
В 1436 году «синхронно» царь Василий Косой «исчезает» - появляется первая важная фигура с «фамилией» Ярославов. И то, и другое событие связано, по географии, с Ростовом Великим.
1436 год - кульминация конфликта, начавшегося на свадьбе 1433 года, когда суздальский Золотой пояс с Василя Косого Великого князя Московского сорвала мать князя Василия Васильевича - Софья Витовтовна. Конфликт развивался три года (7,8) .
1436 год - битва на реке Черемха около Ростова и Ярославля потомков Дмитрия Донского: Великого князя Московского Василия Косого и Великого князя Московского Василия II Темного. Проигравший эту битву царь Василий Косой был пленен и упоминания о нем в летописях исчезли. Река Черемха - место ключевой битвы в истории Руси, впадает в Волгу в городе Рыбинске. Более 1000 лет назад Рыбинск был основан в устье реки Черемхи. Самые древние документы Рыбинского архива 1627 года относятся к боярам Ярославовым. На реке Черемха древняя вотчина бояр Ярославовых «Борисово». По данным книги Н.С. Борисова «Окрестности Ярославля»…в Борисовском был «барский дом» - имение, ранее принадлежавшее Ярославовым (9,10,11) . Первое упоминание о нем относится к началу 17 века. История бояр Ярославовых прямо связана с местом битвы на реке Черемха. В Рыбинске нет другой княжеской фамилии, кроме Ярославовых, корни которой так глубоко уходят в его историю. М.И.Гомилевский в его книге «Описание города Рыбынска», подготовленной специально к приезду императрицы Екатерины II (репринтное издание 1837 года), пишет: «Черемха принимает начало в Ярославской губернии, Романово-Борисоглебском уезде, выше села Благовещение, в 5-ти верстах от имения помещика Ярославова…».(12)
1436 год 11 января - первое упоминание Ярославова в документах XV, относящихся к Спасо-Каменному монастырю Кубенского озера и владениям Ярославского князя.
К.В.Баранов в его работе «Заметка о происхождении Паисия Ярославова» пишет о том, что С.В.Стрельников обратил его внимание на упоминаемого в источнике XV в. некого Моисея Ярославова. «Речь идет о духовной Дионисия Глушицкого, также известного постриженика Спасо-Каменного монастыря. Духовная была явлена ростовскому епископу Ефрему 11 января 1436 г.; при «явке» присутствовали бояре ростовского владыки – старец Федор Ростовцев и «Моисей» Ярославов*. …Запись с упоминанием Моисея повреждена, публикатор грамоты И.А.Голубцов не был уверен в правильности чтения этого имени». Не будет ли правильнее предположить, что «Моисей» - это неверно прочитанное публикатором имя Паисия, например, в форме «Пасей» или «Пасея»? (6,13).
Битва произошла именно на реке Черемха .
Выбор местности мог быть связан с тем, что это родина Батыя (сына князя Юрия), выдавшего ярлыки на власть в первой половине XIII века. Это было время Великого князя Ярослава Всеволодовича и его супруги чешской княжны Марии Шварновны (1). Их сыновья Ярославичи: князь Александр Ярославич Невский, князь Ярослав Ярославич, князь Андрей Ярославич (14,15,16,17) .
Хан Батый был родом «града Ярославля от веси Череможския», о чем идет речь в «Житии Федора Ярославского», которое писал монах Пахомий Спасо-Ярославского монастыря. Я узнала об этом из книги Т.А.Рутмана «Храмы и Святыни Ярославля: история и современность», которую купила, будучи в Ярославле. Об этом же пишет и Д.С.Лихачев в книге «Текстология»: «Батый был русский, ярославец, из села Черемхи, и пришел под Ярославль отыскивать своего отца» (18)
Отцом Батыя мог быть Великий князь Юрий Всеволодович, родной брат Константина Всеволодовича и Ярослава Всеволодовича. «В 1212 году князь Владимирский Всеволод Юрьевич отдал Владимирский стол сыну Юрию, в нарушение порядка наследования Лествичного права. А Константину достался Ростов». Возник конфликт между Константином и Юрием. Князь Юрий получил в удел только Городец Радилов на Волге. Туда последовал за ним и епископ Симон. Уже в следующем году Константин отдал Юрию Суздаль и, оставляя Ростовскую землю в наследство своему потомству, признал брата своим преемником на великокняжеском столе. Юрий вторично стал великим князем…». Т.о после смерти Константина Мудрого вновь «завис» вопрос о Ростове. Если Батый был сыном Юрия, то отказ князя Юрия Всеволодовича бороться за Ростов и Ярославль нарушал права его сына Батыя. И Батый мог искать отца с целью оказать ему помощь в возврате Ростовского и Ярославского княжеств. Поэтому он стоял под Ярославлем два с половиной года и требовал встречи с отцом Юрием».
Малая родина Батыя - Черемха стала местом битвы 1436 года.
«Исчезнувший» в 1436 году царь Московский Василий Косой был не только супругом царицы Анастасии, он был сыном царицы Анастасии.
Мать Князя Василия Косого Звенигородского и Московского - Анастасия Смоленская, дочь Юрия Святославича князя Смоленского из потомков Великого Князя Ярослава Муромского по линии Олега Рязанского.
В первую очередь, сам царь Василий Косой и его потомки имели основание особо почитать имя Анастасия, имя Ярослав и , вместе с этим, небесного покровителя князя Юрия Звенигородского - святого Георгия.
В XV веке в Костроме, где правил Василий Косой Звенигородский, лишенный Московского стола, был основан Богоявленско-Анастасьин монастырь(19) .
В Богоявленско-Анастасьином монастыре упоминается «захоронение XV века в подклете собора Никиты Костромского, он же Никита Радонежский. Монастырь основан происходившим из Подмосковья учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского — преподобным Никитой, бывшим настоятелем Высоцкого монастыря в Серпухове, а затем Высоко-Покровского монастыря в Боровске».
Захоронение Никиты Радонежского указывает на посвящение этого монастыря княгине Анастасии Радонежской, Звенигородской и Серпуховской - супруге Василия Косого Звенигородского.
Княгиня Анастасия была дочерью Великого князя Андрея Владимировича Радонежского, Серпуховского и Боровского, третьего сына князя Владимира Андреевича Храброго Донского из потомков Великого князя Александра Ярославича Невского. Супругой Князя Владимира Андреевича Храброго была Елена дочь Великого князя Литовского Ольгерда и княгини Иулиании Тверской правнучки Великого князя Ярослава Ярославича. Царица Анастасия и другие потомки Великого князя Владимира Андреевича Храброго Донского были как потомками Александра Ярославича Невского, так и потомками Ярослава Ярославича первого Тверского князя (1).
Монастырь в Костроме, посвященный Анастасии Римлянинке, был восстановлен в 1990 году при патриархе Алексии II, чья биография связана с Псково-Печерским монастырем (20)
Этой же святой Анастасии Римской посвятил церковь в Пскове, перед его смертью в 1487 году, князь Ярослав Васильевич Оболенский, при котором был основан Псково-Печерский монастырь 1473 года. Он участвовал в освещении первой пещерной церкви Успения Богородицы. Её не решился освящать псковский епископ. (21)
«Богом созданная пещера», где устроили Успенскую церковь, была найдена монахами, пришедшими в Печеру из Юрьева-Дерпта из-за гонений на православие 1472 года (22)
Псково-Печерская Лавра не была «филиалом» и подворьем Киево-Печерской Лавры. Но в ней почитали Киево-Печерских святых.
В 1483 году при князе Пскова Ярославе Оболенском была построена Церковь Георгия Победоносца в Печки, что дало начало названной мною «Георгиевской линии»: «Дорога из Пскова в Псково-Печерскую Лавру, через Сенно, Печки, Корлы, Камно», где было поставлено 6 церквей Георгия Победоносца (23,24) .
В этом же 1483 году при князе Пскова Ярославе Оболенском была построена церковь Афанасия.
Афанасий – имя в крещении Великого князя Ярослава Ярославича, князя Владимирского, Псковского и Тверского, названного Ярославовым антикваром Е.И.Аркадьевым в его «Хронологии Великих князей» в «Словаре Библиофила»(14)
Издание 1890 года дословно называлось «Словарь Библiофила. Т.е. слов, касающихся книжного и печатного дела. Е.И.Аркадьев. Москва. 1890 год». На издании изображен первый книгопечатник Иван Федоров - издатель «Острожский Библии», приглашенный в Острог в Академию, князем К.Острожским, супругой которого была Александра Ярославова - Тышкевич. Такая «Острожская Библия» находилась и в библиотеке М.М.Ярославовой-Черевиной, собственницы усадьбы Нероново под Костромой. А сам К.Острожский подтвердил права на власть царя Дмитрия Ивановича, известного как Лжедмитрий, своей дарственной надписью на книге о Василии Великом.
Было ещё и третье издание 1895 года в Лейпциге (Германия) под названием «Russland. Kirchen-slawische and russische bucher zum theil in interessanten originalbanden. Karl W.Hierseman. Buchhandler and Aniquar. Leipzic». Заголовок на русском - «Россия: Каталогъ Церковно-Славянскимъ и Русскимъ Редкимъ Книгамъ». «Ansient sclavonic and Russian books party in original bindings. On sale by. Karl W.Hierseman.Publisher and international bookseller. Leipzic (Germany).Konigsstrasse 2»(3).
Афанасием в крещении был Князь Ярослав Владимирович Боровский родной брат Великого князя Андрея Владимировича Радонежского и Серпуховского – отца царицы Анастасии, супруги царя Василия Косого.
Дочери этих двух родных братьев были царицами. Мария Ярославна – супруга Василия Темного. Анастасия Андреевна - супруга Василия Косого.
Битва между мужьями двух цариц и двоюродных сестер произошла на реке Черемха в 1436 году.
Если князь Пскова Ярослав Васильевич был сыном проигравшего битву царя Василия Косого Звенигородского и Анастасии (Андреевны), то он был племянником царицы Марии Ярославны.
Самая близкая к царице Марии Ярославне фигура и её опора Паисий Ярославов (25) . Царь был слеп. Наиболее достоверным представляется то, что Паисий Ярославов был родным братом царицы Марии Ярославны и сыном Великого князя Ярослава (Афанасия) Владимировича Боровского.
Вместо княжеского титула в именовании монаха и священника Паисия было княжеское «прозвище» Ярославов, указывающее на отца - князя Ярослава (Афанасия) Боровского.
Первым в истории дома Рюриков князем Ярославом, в крещении Афанасием, был Великий князь Ярослав Ярославич Владимирский, Псковский и Тверской.
Вторым в истории дома Рюриков князем Ярославом, в крещении Афанасием был Великий князь Ярослав Владимирович Боровский.
Если первого князя Ярослава (Афанасия) и одного его сына Михаила Ярославича Тверского в XIII веке именовали Ярославовыми, то и второго князя Ярослава (Афанасия) и одного из его сыновей могли именовать Ярославовыми в XV веке.
Очень близкими и родственными были отношения царицы Марии Ярославны и Паисия Ярославова, что указывает на источник фамилии Паисия - в отцовстве Ярослава (Афанасия) Боровского.
Работе Паисия Ярославова над «Сказанием о Спасо-Каменном монастыре» помогала царица Мария Ярославна (25) . Я называла её в публикациях муромской княжной, чтобы обратить внимание на её предка Великого князя Муромского Ярослава Святославича сына Оды Штадентской(26) .
Основатель Спасо-Каменного монастыря князь Глеб Борисович также был из потомков Великого князя Ярослава Муромского.
Интерес к Спасо-Каменному монастырю у потомков князя Ярослава Муромского был семейный и династический.
Поэтому «Моисей» - Пасей Ярославов присутствовал при сделке обмена земель между Ярославским князем и Спасо-Каменным монастырем 11 января 1436 года, когда впервые в документах XV века был упомянут Ярославов:
«Духовная была явлена ростовскому епископу Ефрему 11 января 1436 г.; при «явке» присутствовали бояре ростовского владыки – старец Федор Ростовцев и «Моисей» Ярославов»(13) .
Князьям Муромским и Рязанским мною посвящалось несколько статей (2,27,28).
Есть историческая связь князей Ярославовых-Оболенских и князей Ярославовых, дворян Ярославовых с Рязанью.
В Рязань, ездил мой отец Б.Р.Ярославов, который начал предпринимать в 90-х годах тот же поиск, который вел в XVIII веке А.Т.Ярославов. Я посвятила этому исследованию более 20 лет.
Родство с Муромскими и Рязанскими князьями у царицы Марии Ярославны происходило по линии её отца Великого князя Ярослава Боровского и Серпуховского, в крещении Афанасия.
В Боровске, в Боровском монастыре до настоящего времени сохранили упоминание Великого князя Тверского Михаила Ярославича, как Михаила Ярославiва Тверского(15). Как Ярославова, а не Ярославича. Возможно, это связано с тем, что Никита Радонежский был настоятелем Высоцкого монастыря в Серпухове, а затем Высоко-Покровского монастыря в Боровске. Последующее его захоронение в Костроме связано с основанием Богоявленского-Анастасьиного монастыря.
Фамилия Ярославов у сына, внуков и правнуков князя Пскова Ярослава Оболенского указывает на его прямое родство по восходящей линии с Великим князем Ярославом (Афанасием) Ярославичем (Ярославовым) Владимирским, Тверским и Псковским.
Не известна судьба княгини Анастасии Радонежской и Звенигородской после битвы на Черемхе 1436 года, в которой был пленен её муж Василий Косой Звенигородский. Нет информации о судьбе потомства Василия Косого и княгини Анастасии.
Дети могли быть усыновлены князем Василием Ивановичем Тарусским и Оболенским. Для сохранения памяти об этом ему могли передать имя Василий Косой.
Либо вдова Анастасия стала одной и из его жен, что тоже могло привести к «переходу» узнаваемого имени «Василий Косой». У этого перехода имени «Василий Косой», несомненно, есть причина.
Отец Василия Косого Великий князь Юрий Звенигородский покровительствовал не только Троице-Сергиевому монастырю крестного Сергия Радонежского. Он покровительствовал Савво-Сторожевскому монастырю, основанному во время его княжения в Звенигороде, Саввой Сторожевским – учеником Сергия Радонежского. Великий князь Василий (Юрьевич) Косой Звенигородский также, как его отец, покровительствовал Савво-Сторожевскому монастырю (29,30).
Булгар был завоеван и платил дань Князю Юрию Звенигородскому. Благословил князя на этот поход Савва-Сторожевский ученик Сергия Радонежского.
Келейная икона Сергия Радонежского - икона Николы Ростовского со скошенными глазами. Я назвала его в своей статье «Никола Косой».
Тем самым мною подчеркивался особый взгляд Николы Чудотворца на иконе Сергия Радонежского. И я выделяла аналогию «Василий Косой» - «Никола Косой» (31)
Я родилась в Николо-Березовке на Каме на месте явления Березовской Чудотворной иконы Николы Закамского с таким же «скошенным взглядом», как у Николы Ростовского.
Иван Грозный, есть такое предание, требовал эту икону себе в Москву, поскольку в народе бытовало мнение, что на ней изображен один из Великих князей, лишенных законной власти.
Икону я изучала, поскольку родилась на месте её рождения. По моему мнению, у Николы Березовского есть аналогия с Николой Можайским.
«В своих статьях я защищала положение о том, что объединяет Николу Березовского и Николу Можайского - Великий князь Юрий Звенигородский и Галичский, которого Савва Сторожевский благословлял на взятие Булгара. Оттого много топонимики, связанной с Саввой, на Каме.
Марийцы, проживавшие на Каме, видели этот образ ещё со времени Великого князя Юрия Звенигородского. Они боялись Великого князя Юрия Звенигородского и Юма для них мог быть, как сам князь, так и образ, с которым он пришел. Возможно, это как раз и был келейный образ Сергия Радонежского, который мог передать Юрию Звенигородскому старец Савва Сторожевский. Отсюда - аналогии между «косым» Николой Березовским и «косым» Николой от Сергия Радонежского, которые я выявила в ходе своих исследований (31) .
Здесь имеет значение ещё и то, откуда сам Сергий Радонежский взял эту икону? Он проживал с родителями в районе Ростова и Ярославля, а уже потом они семьей перебрались в Радонеж»(32)
Поскольку бытовавшее в народе мнение связывало икону с образом князя, то я высказывала предположение, что это мог быть князь Юрий Звенигородский.
Нет информации о том, что у него было косоглазие или скошенный взгляд. Но сына Юрия Звенигородского звали Василий Косой. Это прозвище могло отражать его человеческий образ до битвы на реке Черемха в Ростовском княжестве в 1436 году.
Икона могла быть изображением Великого князя Василия Косого, «исчезнувшего» после битвы на Черемхе. Далее сведений о князе нет.
Сторонником Василия Косого Звенигородского и Дмитрия Шемяки был Михаил Сабуров – отец супруги князя Пскова Ярослава Оболенского - сына Василия Косого.
Он знал тайны. Михаил Сабуров вернул из плена Софью Витовтовну мать Василия II Темного и благодаря этому получил пост дворецкого у Василия II.
Именно он выдал свою дочь за сына Василия Косого - князя Пскова Ярослава Оболенского, родоначальника Ярославовых-Оболенских.
Усыновленным мог быть, теоретически, старший брат князя Ярослава Оболенского - Иван Оболенский, похороненный в суздальском Спасо-Евфимиевском монастыре.
Этому суздальскому монастырю принадлежал Николо-Шартомский монастырь в селе Введенье. Первое документальное упоминание о монастыре находится в духовной грамоте 1425 года (или 1444 г.). Земли были переданы Спасо-Евфимиевому монастырю «удельной княгиней Марией (в монашестве Мариной)». А время передачи относится к периоду конфликта между Василием II и Василием Косым Московским и Звенигородским. В 1553 году Иван Грозный передал Николо-Шартомскому монастырю вотчины князей Горбатых (Шуйских). В 1651 году новый каменный собор был освящён по благословению архиепископа Суздальского и Тарусского Серапиона, в титуле которого и Тарусса, князей Оболенских, и Суздаль, с которым они очевидно связаны.
В Спасо-Евфимиевом монастыре рядом с князем Иваном Стригой Оболенским похоронены князья Пожарские, формировавшие их ополчение в Ярославле во время Смуты.
В названный Свято-Евфимиев монастырь в XVIII веке были «перенесены» некие «легенды» из Николо-Бабаевского монастыря, расположенного между Ярославлем и Костромой, около села Введенское.
В истории Ярославовых упоминается это село Введенское, принадлежавшее Екатерине Михайловне Ярославовой сестре полковника Алексея Михайловича Ярославова собственника Звенигородского имения Кораллово около Саввы-Сторожевского монастыря.
Есть «Документ об отведении земли под новое кладбище с.Введенского, 1799-1801 гг. По ходатайству помещицы Катерины Ярославовой Консисторией согласован отвод церковной земли под новое приходское кладбище…». Второе упоминание относится к Клировой ведомости Р.-Борисоглебского уезда, 1830 г. с.Введенское: «Должность просфирни исправляет оного села Введенскаго дворовая женка Афимья Трофимова, по приказанию помещицы Екатерины Михайловны Ярославовой без платы» (ГАЯО, ф.230, оп.1, д.11223).
В селе Введенском, в монастырском подворье Некрасовского района, проживает часть сестер Ярославского Толгского монастыря. Рядом находится Николо-Бабаевский монастырь, основанный в XV веке.
В XIX веке в Николо-Бабаевском монастыре Святитель Игнатий Брянчанинов построил храм в честь Иверской иконы Божией Матери.
26 мая 1988 года в этом же Николо-Бабаевском монастыре были обретены мощи святителя Игнатия Брянчанинова.
«Будучи в декабрьские дни 2012 года в Ярославском Толгском монастыре я купила ранее неизвестную книгу о нем: «Святитель Игнатий Брянчанинов в Свято-Введенском женском Толгском монастыре» (Посвящается 200-летию со дня рождения святителя Игнатия Брянчанинова).
И неожиданно в этом издании Толгского монастыря - встретила хорошо знакомую мне дату 26 мая 1988 года. Для меня - это памятный день защиты кандидатской диссертации. Символичный вход в «Мир архангела Света и Знания», каковым можно назвать мир честных ученых» – так я написала в своей статье 12 декабря 2012 года «Ярославский Толгский монастырь на Верхней Волге: 700 лет памяти об аристократических корнях, дающих здоровые плоды государственному древу».
Монах-«пилигрим» сын крестьянина Василия в период с 1785 года по 1841 год прошел из Валаама, через Николо-Бабаевский монастырь в Серпуховский Высоцкий монастырь, в Соловецкий монастырь, затем в Троице-Сергиеву Лавру и завершил его жизнь в суздальском Спасо-Евфимиев монастыре, где был похоронен брат князя Пскова Ярослава Оболенского - Иван Васильевич Стрига Оболенский, сам определивший себе это место захоронения.
«Пилигриму» приписывают пророчества. Он много мог узнать в монастырях.
Но то, как исполнялись его «пророчества», похоже на «табакерку». Спланированные акты.
Был только один московский князь Василий Васильевич, и он присутствовал на престоле в нарушение завещания предка Дмитрия Донского. Также в нарушение завещания Дмитрия Донского на престоле оказался Василий I. Ни одного из трех царей Василиев, включая Василия I, Василия II, Василия III, урожденного Гавриила, не должно было быть на Московском троне. Поэтому не получил продолжения на московском столе и Князь Василий IV Шуйский.
Незаконно лишен Московского престола был только царь Василий Косой и его брат Дмитрий Шемяка. До этого отец царицы Софьи Витовтовны Великий князь Литовский Витовт оказывал давление на их отца Великого князя Юрия Звенигородского.
Софью Витовтовну называют Анастасией, которой при смене веры на православие дали в крещении имя София.
Анастасии - княгине Смоленской, матери Великого князя Василия Косого Звенигородского, родившейся в православии, имя не меняли. Также не меняли имя супруге Василия Косого Звенигородского - княгине Анастасии Радонежской и Звенигородской. Однако её бабушка была дочерью Великого князя Литовского Ольгерда. И имя Анастасия видится связанным с этим родством. Княгиня Анастасия была сестрой Василия II Темного Великого князя Московского. Имя перешло от матери Софьи Витовтовны, урожденной Анастасии. Софья Витовтовна в Москве строила свой храм Анастасии.
Имя у княгинь - Анастасия появлялось под влиянием Литвы.
Князя Константина Оболенского убил Великий князь Ольгерд.
И у князей Оболенских не должно быть почитания имени Анастасия, связанного с литовским родством.
Однако князь Пскова Ярослав Оболенский ставит перед смертью церковь, посвященную Анастасии Римлянинке.
Нет сведений о матери Великого князя Василия Тарусского и Оболенского.
Но если её звали Анастасия, она должна была, вместе с этим, быть из потомков Великого князя Ярослава Ярославича Владимирского, Тверского и Псковского, что могло бы дать основание для появления фамилии Ярославов.
Таких Анастасий, с близким родством к Оболенским, в Тверском княжеском доме потомков князя Ярослава Ярославича не просматривается.
Косвенно на Тверь указывает имя Васонофий, Великого князя Василия Косого Оболенского, принятое им перед смертью. Такое имя было у Варсонофия I Тверского ( (ум. 1328/1329, Тверь) , благословившего Князя Михаила Ярославича Тверского на поездку в орду. «Варсонофий отпевал князя при погребении в его в кафедральном Спасо-Преображенском соборе. «Повесть о Михаиле Тверском», созданная вскоре после гибели великого князя в конце 1319 — начале 1320 года, подчёркивает связь Михаила Ярославича с епископом Варсонофием».
Княгиней Анастасией была также супруга Великого князя Тверского Александра Михайловича – сына Михаила Ярославича (Ярославова) Тверского и внука Великого князя Ярослава Ярославича. Она была дочерью Великого князя Галицкого Юрия I Львовича от короля Руси Льва Галицкого. Но княгиня Анастасия Тверская - прапрабабушка княгини Анастасии Радонежской и Звенигородской, супруги царя Московского Василия Косого.
Возможное родство Князя Василия Косого (Ивановича) Тарусского и Оболенского, по его матери, с носителями «прозвища» Ярославов в Тверском княжеском Доме - не объясняет переход имени «Василий Косой».
Не объясняет и одновременное появление двух «Василиев Косых».
Также как и то, что именно в год битвы на Черемхе в 1436 году в документах XV века появляется фамилия Ярославов.
Объясняет это брак с вдовой Василия Косого – княгиней Анастасией Радонежской или усыновление детей Василия Косого Московского. Князь Василий Иванович Оболенский был участником этих событий на стороне Василия II Темного, получившего трон благодаря тому, что он перехватил грамоту из орды о передаче ярлыка на власть Дмитрию Шемяке.
Преображения в 1905 году - в год Первой Русской революции произошли с церковью Святого Георгия на Печках, которая была основана в 1483 году при Князе Пскова Ярославе Оболенском - сыне Василия Косого.
В 1905 году церковь Георгия Победоносца в Печки была переустроена по оригинальному проекту:
«Церковь Спаса Преображения. Псковская область, Печорский район, дер. Печки. По преданию храм в Печках был возведен в честь св. великомученика Георгия Победоносца в 1483 году. В 1905 году было совершено полное его переустройство. Строительство существующего храма началось в 1905 году, освящена церковь в 1910 г. Церковь построена в псевдорусском стиле, в духе архитектуры XVII в. Композиция храма оригинальна. По сути это два храма: Георгиевский и Преображенский. Двухъярусный иконостас Преображенской церкви изготовлен в г.Вильно. На басовом - самом большом колоколе - клеймо с "Георгием-змееборцем".
Обращает на себя внимание иконостас, изготовленный в Вильно - столице Литвы, откуда родом была бабушка княгини Анастасии Радонежской и Звенигородской.
Георгий Победоносец изображался на монетах Юрия Звенигородского. С его покровителем Георгием Победоносцем Великий князь Московский, князь Звенигородский и Галичский Юрий Дмитриевич изображен на фреске XVII века в Архангельском соборе Московского Кремля.
В достижениях князя Пскова Ярослава Оболенского – сына Василия Косого есть безусловное влияние Тверского княжеского Дома от первого Тверского князя Ярослава Ярославича «Ярославова» князя Владимирского и Псковского.
«Вышгород Псковский на реке Лада: Заступниками городов и крепостей являются их первооснователи»
«Грамота наместника Пскова князя Ярослава Оболенского Золотоносцам Ревеля. Оболенск
ССЫЛКИ:
1. (1460) «Тарусско-Оболенские князья. Князь Пскова Ярослав Васильевич - сын Василия Косого. Троице-Сергиева лавра на границе Оболенского удела и Звенигород Михаила Ярославова. Архангел Михаил и двуглавый орел князей Черниговских». 12-23 октября 2018 года
2. (1448) «Князь Ярослав Муромский и князь Пскова Ярослав Оболенский единственный князь с именем Ярослав за 800 лет среди князей Оболенских и Тарусских Черниговского дома. Яр-Туры. Город Всеволож князя Всеволода Ярославича, Туров и Волынь». 3 июня 2018 года.
3. (723) «Бирское «Рюриково городище» и Климент Ярославов - староста Архангельского – Бирь, контролировавший Перевоз через реку Белую». 18 июня 2012 года
4. (778) "Всемирная азиатская торговля в древней Мологе. 17-19 ноября 2012 года
6. (785) «Рюрики Ярославовы: Оболенские, Тверские и Мстиславичи». 17 декабря 2012 года
7. (734) «Наследуемая власть … «Золотое зерно, Золотая Русь», потомки Захария - Зерно и Золотые Новгородские пояса». 26 июля 2012 года
8. (965) «Три депортация «древнего Пскова» и тайны ханской исповеди: Челяднины, Ярославовы, Оболенские и Глинские в Московских дворцах и на реке Белой». 14-17 апреля 2014 года
9.(727) «Пророк Моисей и (Моисей) Ярославов». 27-28 июня 2012 года.
10. (754) «Священники Ярославовы в верхневолжском погосте и Акрополе «Морского Пирата» Николы Чудотворца». 21 сентября 2012 года.
11. (887) «Первая ветка Ярославовых: от XV до XXI века. От Ярославовых, приводивших Ярославское княжество во власть Москвы, - до Рыцаря Ордена Креста Витиса». 16 сентября 2013 года
12. (784) «Ярославский Толгский монастырь на Верхней Волге: 700 лет памяти об аристократических корнях, дающих здоровые плоды государственному древу». 12 декабря 2012 года.
13. К.В.Баранов «Заметка о происхождении Паисия Ярославова».
14. «1000-летие русского монашества в лавре Афанасия Афонского и Афанасьевские монастыри Руси, посвященные крестильному имени первого Тверского князя Ярослава (Афанасия)». 28 мая 2016 года.
15. (546) «Царь Росов» Михаил Ярославiв и его Тверское Православное Братство». 22 февраля - 1 марта 2011.
16. (1239) «История Твери. Князь Всея Руси Михаил Тверской больше не Ярославович. Исправлена ошибка Ковальчука - председателя правления союза художников РФ?». 16 мая 2016 года.
17. (1238) «Сердце» Кашина в Тверском доме: Анна Кашинская, Евдокия Нагая-Старицкая и царица Мария Нагая. Вотчины князей Кашинских и Кашиных-Оболенских-источник власти Романовых». 14-15 мая 2016 года.
18. (797) «Хан и каган Батый был родом из Черемошской веси Ярославского града - родовой вотчины бояр Ярославовых». 27-29 января 2013 года.
19. (1167) «Единорог в Дебрях. Смотрины перед Англией и Литвой в Костроме. 10 ноября 2015 года.
20. «11 ноября в Костроме прошли торжества в честь памяти святой преподобномученицы Анастасии Римляныни».
21.(968) «Всё храмостроительство при Псковском Князе Ярославе Оболенском в Пскове и Москве. Оплоты православия и стратегические погосты. Древнее Псковское зодчество. Церковь Анастасии Римлянки 1487, сентябрь». 24 апреля -3 мая 2014 года.
22. (847) «Юрьевская дань» Ярослава Новгородского в Псковском Договоре с Ливонским Орденом 1473 года». 2-3 июня 2013 года.
23.(835) «Стратегическое положение Псково-Печерского монастыря, где по древней традиции правители испрашивают небесного благословения Божией Матери». 27 апреля - 7 мая 2013 года.
24. (968) «Всё храмостроительство при Псковском Князе Ярославе Оболенском в Пскове и Москве. Оплоты православия и стратегические погосты. Древнее Псковское зодчество». 24 апреля -3 мая 2014 года.
25.(1040) «Паисий Ярославов - игумен Троице-Сергиевой Лавры, основанной Сергием Радонежским, родившимся 700 лет назад, в год основания Толгского монастыря». 7-11 октября 2014 года.
26. (1249) «Березы бенедиктинского Эттальского аббатства императора Людвига Баварского и День Тела и Крови Христовой по видению монахини монастыря дочери Барбароссы». 17 июня 2016 года.
27. (590) «Презентация пророчества великого алхимика Михаила о «Полярной Монархии» - «Aurora Borealis» в «Ярославов День». 3 июня 2011 года.
28. (624) «Ярославичи и Арслановичи, как ключ к пониманию тайны Казанской Богоматери и истории Рязанских князей «Московского княжеского Дома». 21-22 сентября 2011 год.
29. (662) Три древних «Кремлевских» захоронения в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне: чета Ярославовых и грузинский владыка Роман (князь Эристави). 24-26 декабря 2011 года.
31.(1055) «Николы Ростовский и Березовский с «ассиметричными глазами» - келейные иконы Сергия Радонежского и председателя ИППО княгини Елизаветы - супруги Рыцаря Гроба Господня Сергея Александровича». 22-23 ноября 2014 года.
32.(1244) «Великий князь Святослав (Никола) Ярославович с Изборником и Березовская икона Николы Закамского - для марийцев крестьянский Юма бог. Вечный премьер министр и Русский Бог». 26 мая 2016 года.
33. (850) «Великий Князь Ярослав Васильевич Стрига Оболенский - Князь Псковский. Получатель Юрьевской Дани. 9 июня 2013 года.
34.(845) «Вышгород Псковский на реке Лада: Заступниками городов и крепостей являются их первооснователи». 31 мая 2013 года.
35.(827) «Грамота наместника Пскова князя Ярослава Оболенского Золотоносцам Ревеля. Оболенск, Ярославец и Четрековское - вотчины князя Владимира Донского». 17-18 апреля 2013 года
36.(1000) «КНЯЗЬ ПСКОВА ЯРОСЛАВ ОБОЛЕНСКИЙ У ОСНОВАНИЯ ПСКОВСКИХ ЛАВР ХРАМОСТРОИТЕЛЬСТВА В МОСКВЕ И В ЛИВОНСКОМ ПОХОДЕ 1480 ГОДА».7 июля 2014 года