Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Сибирская Иродиана. От Софии - до «Скотопригоньевска». В контексте истории Тобольского Кремля. Ч.1.

    • Госдача «Сосновка -1»,арендованная «Эвихон» (ассоциация.С.Собянин), где жил М.Касьянов.Троице-Лыково в княжестве Оболенском,вотчина Князя Лыкова-Оболенского - первого Главы Сибирского приказа
    • Выделившееся из Черниговского ,Княжество Тарусское (Оболенское),включая Калугу,рядом со Смоленском – родиной Мстислава-Гаральда. Троице-Лыково. Дачи "Сосновка".W
    • Сосновка -2,госдача, подаренная Б.Ельциным – А.Солженицыну.Троице-Лыково в княжестве Оболенском,вотчина Князя Лыкова-Оболенского - супруга сестры патриарха Филарета/62/
    • Два стола:Московский и Тюменский контролировать трудно. О прибытии С.Собянина " на хозяйство" в Тюмень
    • Президент В.Путин и С.Собянин (в бытность главой АП РФ) - тюменский губернатор и мэр Москвы. Иллюстрация из книги «Тобольск и вся Сибирь»
    • Деревянный Тобольский Кремль. Из книги «Тобольск и вся Сибирь». 100 лет в дереве и начало в камне, до губернатора М.Гагарина
    • Рисованный план Тобольского кремля. Кон. XVII в.Уже есть каменные строения /13/
    • С.У.Ремезов. Служебная чертежная книга. Град Тоболеск. Из книги «Тобольск и вся Сибирь»
    • Дмитровские ворота Тобольского Кремля, к которым подходит дорога из Москвы и далее - на Омск и Китай. "Ворота в Азию"
    • Павлин в Эрмитаже С-Петербурга, о котором в первую очередь спрашивают тюменцы, возможно, под впечатлением Павлинской башни Тобольского кремля (справа)
    • Московский Гарун-аль-Рашид - так называли Матвея Петровича Гагарина коменданта Москвы и ,одновременно, последнего главы Сибирского приказа , Сибирского губернатора
    • Карта об аренде Сибири,которую спрятал Сибирский губернатор Гагарин.Новое географическое описание Тартарии (1725 г.). Ф. Страленберг,в т.ч. из книги «Тобольск и вся Сибирь». /11, 12/
    • Фреска «Птица неясыть» Псковского Кремля. Реставрация С.Ямщиков. В настоящее время в Эрмитаже tingimata.livejournal.com
  • Крест «Дух мирен». Новгородский Софийский Собор.
    Крест «Дух мирен». Новгородский Софийский Собор.
    • Иллюстрация к главе: Судьбы. Характеры.Из книги «Тобольск и вся Сибирь»
    • Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту (1610 г.). Худ. Павел Чистяков. 1860, музей РАХ, Санкт-Петербург. «От Гермогена- до Гермогена»
    • Архиепископ Тобольский Гермоген (Долганов. 1858-1918),который выступал против Г.Распутина. Канонизирован Собором Русской Православной Зарубежной Церкви в 1981 году. «От Гермогена- до Гермогена»
    • Князь Гагарин,сепаратист и коррупционер. Статья 2013 года
    • Архиепископ Черниговский и митрополит Тобольский и Всея Сибири с 1711 по 1715 год Иоанн (Максимович). Прижизненный портрет и посмертный (труменной). Книга «Тобольск и Вся Сибирь»

©Наталья Ярославова – Оболенская
5 августа 2014 года

Часть вторая

Со времен похода Ермака и до революции в Тюмени и Тобольске было более 70 правителей. Это главы приказа Казанского дворца, главы Сибирского приказа, Сибирские губернаторы, Тобольские губернаторы и Западно-Сибирские генерал губернаторы ( «Главы Сибирского приказа, Сибирские, Западно-Сибирские, Тобольские губернаторы в Тюмени и Тобольске»).

В эти четыре с половиной века управление Западной Сибирью вершилось и из Казани, и из Тюмени, и из Тобольска, и из Омска. Первым самостоятельным Главой Сибири, не починенным Казани и Казанскому дворцу, был Борис Михайлович Лыков-Оболенский, потомок князя Владимира Ивановича Оболенского, младшего брата князя Тарусского и Оболенского Василия Ивановича Косого, воеводы Можайска и Мурома, женатого на смоленской княгине - сестре супруги Великого Князя Московского Василия Юрьевича Косого. Тогда как женой Бориса Михайловича Лыкова-Оболенского - первого главы Сибирского приказа была дочь назначенного Лжедмитрием I патриарха Филарета (Романова). И это было второе родство Кошкиных Захарьевых с Рюриками, после родства с потомками Великого Князя Ярослава III Ярославова через князей Микулинских (Телятевских), на которое они и ссылались, когда речь шла о русском престоле ( «Духовный брак» Печерской церкви и Рюриков. Княгинина власть в доме мужей Ярославовых и Брячиславовых. Москва, рожденная из Спаса на Камне»).

Великого Князя Московского Дмитрия Ивановича, которому патриарх Филарет обязан своим возвышением, иногда именуют «несправедливо названным Лжедмитрием». Не исключаю, что Дмитриевские ворота Тобольского Кремля могли быть посвящены ему или «сосланному» из Великого Устюга - в Тобольск Угличскому колоколу, прозвонившему о смерти царевича Дмитрия Углицкого (Уара) - младшего сына Ивана Грозного от Марии Нагой ( «Ипатьевские тайны: Князья и Императоры Дмитрии Угличские и Великие князья Красные»).

Сейчас название этих Дмитриевских ворот Тобольского Кремля связывают с Дмитрием Солунским – покровителем Ермака. Но Ермак молился «Николе, похожему на Спаса» и победу на Чувашском мысу одержал в день Казанской иконы Божией Матери.

Именем вот этого первого главы Сибирского приказа Бориса Лыкова – Оболенского названо подмосковное Троице-Лыково, известное под его советским названием - «дачи «Сосновка 1-2-3».

И облюбовано это Троице-Лыково сегодня именно теми, кто создавал себе нефтяные капиталы в сибирской вотчине, подчиненной некогда Князю Борису Лыкову-Оболенскому.

Сибирский приказ, с его 1-м главой Князем Оболенским просуществовал с 1637 до 1708 года , когда был преобразован в Московскую канцелярию Сибирской губернии, а в 1710 году в Сибирскую губернию.

Последним главой Сибирского приказа и первым Сибирским губернатором с внешнеполитическими полномочиями стал тогда Князь Гагарин - сторонник «самостийной Сибирской Украины» или «казнокрад—сепаратист», как его называют, казненный позже Петром I.

Но отчего-то конкретно этот губернатор сепаратист и взяточник, единственный казненный из всех сибирских правителей, является любимым героем «тюменско-югорских идеологов», овладевших «интерпретацией» западно-сибирской истории, после того, как в их распоряжении оказались нефтяные деньги: бюджетные и забюджетные ( «Сепаратизма нет? Но все милее губернатор-сепаратист Гагарин. «Призрак ходит по Сибири. Призрак сепаратизма»…)

Каких только заслуг не приписывают «махровому казнокраду» М.Гагарину. И замысел английского инженера Вильяма Перри, по созданию «Епифанских шлюзов» для Ивановского канала, оказывается, - ничто в сравнении с тем, что М.Гагарин руководил заготовкой леса для исполнения этого проекта и замысла царя.

Все открытия «на восток» - «гагаринские». И космонавт Ю.Гагарин встроен в контекст так, что видится лишь продолжателем дела однофамильца, сибирского губернатора-сепаратиста XVIII века.

Швед Страленберг полагал, будто губернатор Гагарин «взял в аренду Сибирь», что и отразил на его карте. Гагарин карту спрятал. Однако её нашли современные тюменско-тобольские почитатели и проиллюстрировали этой картой книгу «Тобольск и вся Сибирь», отчего у читателя может возникнуть ровно такое же ошибочное мнение об аренде Сибири и границах Тартарии, какое было и у шведа Страленберга:

«Князь Матвей Петрович, без сомнения, обогатился в Сибири…Роскошнейший особняк построил Гагарин на Тверской улице в Москве. Внутренние стены гагаринского дворца сделаны зеркальными, а на потолках — огромные бассейны-аквариумы, в которых плавали экзотические рыбы.

Всего шесть лет прослужил князь в Сибири, но не было в России другого губернатора, который бы забрал в свои руки столько власти. Недаром швед Страленберг, живший тогда в Тобольске, решил, что царь Петр отдал князю Сибирь «в аренду». Когда Страленберг, усердно занимавшийся географией и историей Сибири, составил карту Сибири и хотел отослать ее «в Россию» для гравировки, то Гагарин отобрал карту и запретил сообщать о ней кому бы то ни было…» ( "Невьянская башня" Игорь Шакинко) .

Тобольский Кремль – тоже творение М.Гагарина, такое впечатление может сложится по статьям отдельных тюменских авторов. Тогда как на самом деле Тобольский Кремль начинался более чем за 100 лет до Князя Гагарина. И строился он изначально на деньги от доходов поклонения абалакской иконе «Знамение» - копии новгородской.

Ведь совершенно правильно Елена Морозкина задавалась вопросами и по псковским храмам: а на какие деньги они строились ? ( «Всё храмостроительство при Псковском Князе Ярославе Оболенском в Пскове и Москве. Оплоты православия и стратегические погосты. Древнее Псковское зодчество»).

И в Тобольске, в частности, в статье Н.Сухоруковой, упоминается та самая «Птица Неясыть» - прообразом для которой является фреска Псковского Кремля ( «Псковский Барс-Лев Иоанна Богослова и «Птица Неясыть». «Духовное завещание» города гностиков. Знамения и Слава для России»).

Иных упоминаний об этой «Птице Неясыть» я пока в России не встречала. И эта тобольская новость является основанием для задумчивости.

Росписи с псковской птицей «Неясыть» были вырезаны с частью стен разрушенных церквей Псковского Кремля и перевезены в Эрмитаж. Возможно , уже в Петербурге с ней познакомились тобольские историки и краеведы, обратив внимание на сходство с неким образом Тобольского Кремля. В книге о Тобольске нет ни фотографий, ни каких-либо деталей касательно того, существовала ли подпись к этой фреске в Тобольске или сходство - только визуальное.

История Тобольского Кремля наиболее полно представлена в названной выше статье Надежды Сухоруковой «Кремль в веках» книги «Тобольск и вся Сибирь» 2008 года издания.

Место для будущего Тобольского Кремля было заранее разведано монахами Зосимо-Савватиевского монастыря, «построившими свои кельи у впадения Тобола в Иртыш». По времени - это было после Знамений в дни похода Ермака, предшествовавших его победе над Кучумом ( «О Знамениях и огненных столпах, которые вели Германа, Ермаком прослывшего, при взятии Тюмени и Тобольска»).

Т.е. это были годы, с 1582 по 1587: когда сюда прибыло 200 стрельцов, чтобы построить город в соответствии с «православными законами божественного домостроительства».

Сначала Тобольск относился к Вологодской епархии, существовавшей с 1556 года, откуда и присылали первых священников. Это ещё одна важная веха в истории Тобольского Кремля , которую не забыла Н.Сухорукова, в отличие от многих иных авторов.

И , в данном случае, нужна реконструкция вологодской предистории - в судьбе Тобольского Кремля.

С 1589 года, по постановлению собора, кафедра находилась в Вологде, и архиереи, коим подчинен был и Тобольск, именовались Вологодскими и Великопермскими.

Ныне епархия именуется: Вологодская и Великоустюжская, что и объясняет ссылку колокола из Великого Устюга в Тобольск, ведь епархия была одна.

Небесным покровителем Вологды является Дмитрий Прилуцкий ( церковь Дмитрия Прилуцкого).

«Спасо-Прилуцкий монастырь, строился при поддержке Дмитрия Донского, поскольку Дмитрий Прилуцкий (родом из Переславля - Залесского) был крестником детей Дмитрия Донского. А в годы его жизни монастырь даже назывался Лаврой, по подобию Троицко-Сергиевской Лавры в родовых землях Рюриков близ Москвы».

И, таким образом, Дмитриевские ворота Тобольского Кремля могли быть названы в честь Дмитрия Прилуцкого, в вологодскую церковь которого вложил Киликиевский крест Великий Князь Дмитрий Донской ( Потомки Ярославовы и женская линия: Киликия, Киликиевский крест, Ван-«море» и Церковь святого креста).

Под спудом в церкви Дмитрия Прилуцкого вместе с Углицкими князьями похоронен Вологодский губернский предводитель дворянства Александр Николаевич Ярославов, сын Анны Аксаковой и Николая Ярославова ( «Дом Инвалидов «Короля – Солнце» в Париже, где Наполеон вручал ордена Почетного Легиона и Дом Инвалидов, основанный Ярославовым, в городе имени Князя Даниила»).

Сам архиерейский двор в Вологде находился в стенах Вологодского Кремля /1,2,3,4,7,8,9/.

Вероятно, вологодским является и упомянутый Зосимо-Савватиевский монастырь, монахи которого выбрали и освятили место для будущего Тобольского Кремля. В Вологде были одноименные погосты и приходы.

Таким образом, основанию Тобольского Кремля предшествовали изыскания в конце XVI века.

И начинался Кремль, как и все Кремли на Руси - с церкви Троицкой и Вознесенской и острога вокруг них. В 1590 году Тобольский острог получил статус города /10/.

В 1609 году с некоторым «сдвигом», ближе к Иртышу был построен «деревянный рубленный город в форме неправильного четырехугольника».

В 1620 году в Тобольск из Новгородского Спасо-Преображенского Хутынского монастыря прибыл архимандрит Киприан Староруссенков. 8 сентября 1620 года в День Софии Премудрости, он был посвящен в сан первого архиепископа Сибирского и Тобольского.

Для Киприана Староруссенкова «было особенно важным утверждение на сибирской земле новгородских святынь. Прибывший вместе с Киприаном протодиакон Софийского собора Матфей Мартынов создал здесь в 1636 году икону Абалакской Божьей Матери, по образу Новгородской иконы «Знамение Божьей Матери», ставшей главной чудотворной святыней Сибири» /10/.

Напомню здесь, что новгородскую Софию строил Великий Князь Мстислав Великий, родившийся в Смоленске.

«…Новгородские события эпохи Великого князя Московского Ивана III нельзя понять, не вникнув в историю «Обиды Мстиславичей» времен Новгородской революции XII века.

А поскольку Мстиславичи - это потомки англосакского короля Гаральда II Годвінсана, то изначальный Новгород нельзя понять и вне истории англосаков. Князь Киевский Мстислав Великий - Гаральд ставил перед собой задачу закрепить Новгород за своим родом.

Продолжили Мстиславичи дело Ярослава Мудрого и в росписях Софийского собора Новгорода. Но именно из этого Софийского Собора они и были изгнаны в дни «Новгородской революции» XII века, когда власть в городе взяло «Вече».

Никольский храм стал - придворным для Мстиславичей после изгнания из Софийского Собора…» ( «Всемирная азиатская торговля в древней Мологе, у начала Тихвинской системы. Правда, которую пытались затопить»).

Таким образом, если говорить о Софии , изгнанной из Новгорода вместе с Мстиславичами, то принял Мстиславичей, в лице Всеволода и его преемников , как раз, Псков. И София «поселилась» там, в Пскове.

И утверждал Киприан Староруссенков на Тобольской земле то, что было изгнано из Новгорода - в Псков.

Быть может, потому и появилась в Тобольске псковская птица Неясыть.

Символ Новгородской Софии - голубь на кресте - «Дух мирен» ( «Ярославны - Ярославовы и Романовны – Романовы»).

Я всё искала на фотографиях тобольского Кремля этого голубя «Дух мирен», а увидела только ангела…

Но интересная фотография птицы на осколке дерева, сломленного и обожженного молнией, предваряет главу «Судьбы и характеры» книги «Тобольск и вся Сибирь».

Новгородская икона «Знамение», на основе которой была написана Абалакская икона «Знамение», относится к тем временам, когда Князем в Новгороде был Великий Князь Роман Мстиславич (в крещении Борис ) - потомок Мстислава Великого, при котором и строился новгородский собор Святой Софии. По женской линии Роман Мстиславич - потомок Болеслава Кривоустого.

Вот этот первый архиепископ Тобольский и Сибирский Киприан Староруссенков - хранитель традиции поклонения Святой Софии, был , одновременно, и составителем первой летописи об атамане Ермаке, что дает основание по-новому увидеть и самого «Германом прослывшего» Ермака ( «Россия «на границе» Германии с Китаем и Украины с Карелией. Претензии «Окраин» на «Просвещенные территории», Купцов - на Париж Анны Русской»).

В 1643 году деревянный тобольский острог уничтожил пожар. В 1644 году - заложен новый деревянный рубленный город. Он простоял несколько десятилетий.

Глава русского посольства в Китай, Н.М.Спафарий, направленный в это путешествие боярином Матвеевым, проезжая через Тобольск в 1675 году /10/ «описал его весьма лаконично: «А город Тобольск построен на р. Иртыш на высоком месте, на яру, и место зело красиво, и множество церквей» ( «Дорога к единственному Храму княгини Ольги «на Нево» привела к Святой Наталье Никодимийской из Вифинии»).

Как видим, Николай Спафарий место, которое освятили монахи Зосимо-Савватиевского монастыря, назвал Яр. Одно из значений «Яр» - возвышенное место высокой духовности.

Я много внимания уделяла теме «Яр» (Йар), в т.ч. в контексте Софии:

«Куда ушла София: Яр/ «Ярлов ренессанс» и Дом Ярослава Мудрого»

«Европа, освещенная Софией русской Ярославны, и Яр, как «иностранные технологии» масонов для России»

«Яр-Суздаль и Яр-Москва, «Яр-крыша» Донского и ставка Сталина в «особняке Ярославовой».

Каменный Тобольский Кремль начали строить только в 1679 году.

Прибыли мастера каменного дела из Москвы и Устюга - строители Смоленска.

«В 1680 году митрополит Павел обратился к царю Федору Алексеевичу за разрешением построить в Тобольске вместо сгоревшего деревянного новый каменный собор. … Требовалось также прислать железа для связей, которого в Тобольске не было… Митрополит просил разрешить использовать семьсот рублей , принадлежавших приходской Знаменской церкви села Абалак и хранившихся тогда в архиерейском доме. Эти средства были прикладами от паломников к чудотворной иконе Абалакской Божьей Матери…

Митрополит Павел, до назначения на Тобольскую кафедру был архимандритом Чудского монастыря в Москве и ведал строительными делами в Патриаршем разряде» /10/.

Таким образом, деньги на каменный Тобольский Кремль «дала» Абалакская Божия Матерь и её прообраз Новгородская икона Божией Матери «Знамение».

Монастырь же Чуда архистратига Михаила (Чудов) был построен на землях, подаренных ханшей Тайдулой митрополиту Алексию:

«митрополиту Киевскому - Алексию (Бяконту), просвещенная ханша Тайдула, находившаяся в переписке с папой Римским, подарила земли, на которых позже им был построен Чудов монастырь или иначе - монастырь Чуда архистратига Михаила.

Позже в этом же Чудовом монастыре был похоронен заволжский старец, игумен Троице-Сергиевой Лавры Паисий (Ярославов) . В XVII веке архимандритом в Чудовом монастыре был уже будущий святейший патриарх Иоаким, благословивший строительство храма Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне….» ( «Три древних «Кремлевских» захоронения в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне: чета Ярославовых и грузинский владыка Роман- князь Эристави»).

В подземелье Чудова монастыря был заточен Ермоген – сначала сторонник и даже ставленник Великого Князя Московского Дмитрия Ивановича (Лжедмитрия I), затем выступавший против Лжедмитриев.

Что касается Романовых, то можно сказать и так:

«С Ермогена начали – Ермогеном и закончили…»

Недовольство Гермогенов предшествовало и Ипатьевскому монастырю, и Ипатьевскому дому.

Прямой поддержки Гермогеном - Романовых не было.

Да и Гермоген Тобольский в XX веке не выступал против Романовых. Он активно выступил против Распутина, влиявшего на политику царицы Романовой.

«Гермоген в облачении епископа взял в руку крест и сказал «Григорий пойди сюда!»… Распутин приблизился к столу … трясясь всем телом, бледный, согнувшийся, испуганный»… Гермоген схватив «старца» кистью левой руки за череп, правою начал бить его крестом по голове, и страшным голосом кричать… «Дьявол! Именем Божьим запрещаю тебе прикасаться к женскому полу. Запрещаю тебе входить в царский дом, и иметь дело с царицей, разбойник!… Ты гад, губишь, разбиваешь наши священные сосуды - носителей самодержавной власти… Побойся Бога, побойся этого животворящего креста!»… Распутин клялся… Целовал крест… Вышел из епископских покоев жалким мужичонкой, каким был когда-то в Покровском… Вечный мужицкий страх. Впрочем, никакой цены для Распутина та клятва не имела. У него были свои отношения с Богом, недоступные этим князьям церкви»( Э.Радзинский, книга «Распутин») …

Случилось это проклятье 16 (30) января ровно, день в день, за пять лет до убийства Распутина.

Видимо, поэтому Гришка решил позже ставить священников «наших», из мужичков… Забыв о том, что и Никола Мирликийский, и Симеон Верхотурский, благодаря которым он и был принят в Невской лавре - происходили из знатных родов…

Вот это и называется черная неблагодарность…

Получить Благодати у церкви, а потом уничтожать её Благодать…» ( «Взгляд с башни «Магдала»: геополитическая «Распутинизация» Тюмени и Москвы или «Кто задирает подол нации?»).

Символично, что Ермоген (Долганов) был епископом именно в Тобольске, каменный Кремль которого начал строить митрополит Павел, бывший архимандрит Чудова монастыря, откуда обретший Казанскую икону Божией Матери патриарх Московский Гермоген писал свои воззвания к русскому народу в годы Смуты.

В 1680 году в ответ на обращение митрополита Павла … «царь выслал грамоту на имя Тобольского воеводы А.С.Шеина : «Соборную церковь св. Софии Премудрости Слова Божия в Тобольске строить каменную по образу церкви Вознесенского девичьего монастыря, потребную сумму употребить их государственных таможенных в Тобольске доходов…» /10/

«Воевода А.С.Шеин организаторскими способностями был наделен и позже стал первым российским генералиссимусом… Ну а в Тобольске заслугой Шеина стало организованное формирование строительных сил и дефицитных материалов для возведения Софийско-Успенского кафедрального собора» /10/.

В 1683 году рухнул главный купол уже возведенной конструкции. Строительство купола с основанием началось повторно.

Каменный собор был освещен в 1686 году митрополитом Павлом во имя Софии Премудрости Божией.

И, как видим, губернатора М.Гагарина во всей этой столетней истории: от «Знамения» Ермаку и освящения места на яру монахами Зосимо-Савватиевского монастыря в 1582-1586 годах - до 1686 года, когда освятили уже каменный собор Софии Премудрости - ещё нет.

Одновременно со строительством Софийско-Успенского собора возводились стены и башни Софийского двора: Троицкий собор, архиерейский дом, Святые ворота с церковью Сергия Радонежского.

«В конце XVII века на юго-западной оконечности Софийского двора была построена круглая Павлинская башня с шатровым деревянным верхом , единственная, сохранившаяся до нашего времени почти без изменений . На объемном плане Тобольска 1714 года можно ясно увидеть венчающее башню изображение павлина - древнейшей эмблемы бессмертия, ставшей уже для ранних христиан символом Воскресения» /10/.

Ничего не сказано о том, есть ли этот павлин на башне сейчас.

Но интерес, имеющих отношение к PR, тюменцев, конкретно, к павлину в Эрмитаже, может быть связан вот с этой Павлинской башней Тобольского Кремля.

Башня могла быть названа так от имени митрополита Павла и иметь соответствующее посвящение.

Павлом звали моего первого мужа, а одноклассники называли его «Павлин», не только от имени, а от медлительности (плавности, замедленности, вальяжности), что, возможно, определялось родовыми чертами носителей фамилии. На чем-то были основаны эти ассоциации школьных друзей. И не исключено, что на чем-то - коренном.

Апостол Павел проповедовал «бессмертие души». И связь его имени с Павлином - символом бессмертия может быть более глубокая, чем то, как это видится «на поверхности» ( (Апостол Павел о Бессмертии).

При митрополите Павле в Тобольском Кремле были созданы «удивительные по своей красоте кованные ворота… Они украшены насечкой с изображением личин льва, райской птицы неясыть, российского двуглавого орла. Эти знаки-обереги в окружении чудесных трав и цветов призваны охранять храм от всякой нечисти» ( из статьи Н.Сухоруковой).

Птицу Неясыть я понимаю иначе. Это не оберег, если вести речь о народном понимании. Это напоминание о главной Мудрости для человечества:

«Фантастической - можно назвать и птицу Неясыть. Фреска «Птица Неясыть» ранее была на столпе разрушенного храма Псковского Крома, причем именно в Покровской церкви. Иначе она называется «Птица, стоящая на гнезде с птенцами»….Неясыть – это не Орел. Это весь ряд когтистых птиц, которых нельзя есть, т.е. которые - «Не еда». Это и орел, и лебедь, и коршун, и ястреб… Мне встречались такие исключения «не еда», когда я работала над статьями о «Пути Лебедя» ( Путь Лебедя). Я думаю, что «Птица Неясыть» - указание на «Птицу-Душу». И это вполне согласуется с выводом о том, что «Многогрудый Псковский Кром», по его концепции, - Артемида Эфесская – сестра Близнец Аполлона Лебедя. Образ Птицы соответствует Святому Духу или Истине в первом Послании Иоанна Богослова. Нисхождение Святого Духа - Истины дает Знание, как Роману Сладкопевцу. Талант - как мальчику Гусару. Или - «Живую воду»…».

Лев - геральдический символ Владимиро-Суздальских князей, преемниками которых были Князья Новгородские и Псковские (Лев-барс, лютый зверь).

Поэтому в своей статье после поездки в Псков я объединила и Льва, и птицу Неясыть:

«Псковский Барс-Лев Иоанна Богослова и «Птица Неясыть». «Духовное завещание» города гностиков. Знамения и Слава для России».

А цветы - флора , понимание чего дает "Флорищева пустынь" ( «Грамота Паисию Ярославову на земли и воды богини Флоры, Гороховца и Ярополча князя Ярополка - Петра, коронованного Христом»)

Это если говорить о кованных воротах митрополита Павла.

В 1698 году сын боярский Семен Ремезов «приступил к составлению сметы и чертежа каменному городовому строению. Вместе с ним над «росписью» трудились ещё тринадцать человек… С готовой сметой и проектом Ремезов едет в Москву,в Сибирский приказ… В Оружейной палате посланцу из Сибири выдается « в пример строения» «фряжская книга», содержащая различные архитектурные образцы.

Ещё через год шестидесятилетний С.У.Ремезов составляет проект нового каменного кремля, который проходит утверждение в Москве. Проект свидетельствует о грандиозности архитектурного замысла» - это я вновь цитирую статью Надежды Сухоруковой /10/.

Именно этот проект С.Ремезова предусматривал Дмитриевские ворота (Рентерея), а также новые Святые ворота, Сергиевские ворота, часовню Гостиного двора…

«Все это .. в едином стремительном мажорном порыве возносилось на Троицкой горе. Не вызывает сомнения, что Ремезов проектировал» Тобольский кремль «под впечатлением лучших палатных построек тогдашней Москвы. Стремление подражать «царским образцам» объяснялось… сакральным характером самой особы царя..

В 1702-1706 годах …возводится Гостиный двор – первое каменное общественное здание… В ведомости , данной сибирской губернской канцелярией профессору Академии наук Г.-Ф.Миллеру , говорится о том, что уставщиком у строительства Гостиного двора и Приказной палаты был сын боярский Саватей Раньчковский, который мобилизует строительные силы города… и воплощает проекты Ремезова в жизнь.

На рубеже XVII-XVIII веков в результате петровских преобразований происходит смена основополагающих принципов градостроительного искусства… Впервые с истории русской архитектуры преемственность понимается не только как передача практического опыта «от учителя ученику», но как освоение достижений (чертежных и реальных) не только отечественно зодчества, но и накопленного опыта общеевропейской культуры» /10/.

Ремезова в процитированной статье называют «медиатором перехода от старых форм к новым», универсально образованным, владеющим чертежным делом.

И как видим, в те годы , когда Семен Ремезов проходил путь от замысла, к чертежам, сметам, осмыслению новой архитектуры, проекту , его согласованию в Москве и начинал каменное строительство, опять же, не было губернатора Матвея Гагарина , которому приписывают строительство Тобольского Кремля.

М.Гагарин появился, когда был пройдет и нулевой цикл , и многие каменные строения Тобольского Кремля уже созданы.

Возможно он «пас» этот проект, как это часто бывает, в современной практике у поклонников «деяний губернатора Гагарина» ( «Москва, как «прицепной вагон» «паровоза» Тюменской городской Думы и ЦСРР ТО. Тренды экономики и политики»).

При Гагарине каменное строительство в Тобольске приобретает «светское направление». Он «задумывает строительство внушительного военно-административного и торгового комплекса…. Сразу по прибытии в Тобольск губернатор позаботился о том, чтобы создать здесь достойную его высокого имени резиденцию - новый губернаторский двор… Деревянный губернаторский дом был построен на верхнем посаде и занимал целый квартал….». Его называли также «гагаринским дворцом».

В 1712 году с помощью пленных шведов по проекту С.У.Ремезова на Софийском (Прямском взвозе…) начинает строиться каменная воротная башня, известная , как Рентея…Дмитриевская надвратная церковь так и не была построена в результате петровского указа о запрете каменного строительства…»

О недостроенных Дмитриевских воротах не редко пишут в том контексте, что каждый въезжающий в эти ворота отдает дань уважения подвигу Ермака, небесную помощь в победе которому оказал Дмитрий Солунский, чьим именем и названы эти ворота.

В конечном счете, и Дмитрий Донский и вологодский Дмитрий Прилуцкий тоже были названы в честь Дмитрия Солунского. Известна и мозаика Дмитрия Солунского XII века в городе Дмитров. Дмитрий, в данном случае, - это крестильное имя Великого Князя Всеволода Большое гнездо, именем которого назван город. И Святой великомученик Дмитрий Солунский был покровителем Владимирского Великоняжеского Дома ( «Успенский кафедральный собор города Дмитров – 500 лет истории»).

При этом, отчего-то, конкретно, Дмитровские ворота оказались недостроенными в Тобольском Кремле. Возможно, это указание на то, что не всех ещё варваров и милитаристов одолел Дмитрий Солунский на этой территории.

Тюменские авторы - почитатели М.Гагарина нередко подчеркивают, что сибирский губернатор был Рюриком и он потомок Всеволода Большое гнездо от самого младшего сына - Князя Стародубского (Стародуб-Кляземский).

Правящий же дом, обращу внимание, ведет свой род от старшего брата - Великого Князя Владимирского Ярослава II Всеволодовича, в крещении Федора.

Рюриком, вместе с этим, был и Западно-Сибирский генерал-губернатор П.Горчаков, которому Тобольск и Тюмень подчинялись 15 лет: с 1836 по 1851 год, т.е. много дольше, чем М.Гагарину, однако его , также как и многих других сибирских губернаторов, практически на упоминают тюменские историки.

Князья Горчаковы вели свое родословие от перемышльских удельных князей из Черниговского княжеского дома.

Черниговский княжеский дом, имел определяющее значение и для Тобольского Кремля. Это обращает на себя внимание.

Заказчиком иконостаса с виноградной лозой, подобного по содержанию лозе Псковского Троицкого собора, был Филофей (Лещинский), прибывший из Киева ( «Королевский «Flame» с острова Родос. Флемские и Филермская, Златопламенные и Неопалимая, Благородные и справедливо Гневающиеся»).

«И практически весь XVIII век на Тобольской кафедре находились митрополиты – выходцы с Украины» (Н.Сухорукова).

«В 1711 году, когда Филофей (Лещинский) из-за болезни удалился в Тюменский Троицкий монастырь и принял схиму , на его место был поставлен митрополит Иоанн (Максимович), родившийся в городе Нежин Черниговской губернии в 1651 году. Его отец Максим Васильковский, также называемый Васильским или Печерским, происходил из древнего малороссийского дворянского рода» - об этом рассказывает уже статья М.Софроновой «Правда старинных портретов» из книги «Тобольск и вся Сибирь», где описывается два портрета митрополита Тобольского и Сибирского Иона (Максимовича) в голубой мантии и белом клобуке, а также - труменной (посмертный). Изображение в рост, с белым митрополичьим клобуком и в голубой мантии, ранее было и в Софийском соборе Тобольского кремля на правой стороне алтаря.

В Нежин Черниговской губернии вывозились дневники А.Т.Ярославова («Павловича») в составе Михайловских фондов, а затем они были возвращены в Императорскую публичную библиотеку Петербурга В. Майковым (Хранители древних знаний - Ярославовы и их вологодский круг).

И поэтому к теме города Нежина, откуда родом был тобольский митрополит Иоанн (Максимович), я возвращалась не один раз и всегда внимательна к ней.

Одна из последних статей о Нежине, касалась и князей Стародубских и братьев В.Л. Модзалевского и Б.Л.Модзалевского - одного из основателей Пушкинского дома РАН, упоминавших дневники А.Т. Ярославова и занимавшихся его родословием. ( «Борис и Вадим Модзалевские в судьбе Пушкинского дома РАН, Черниговско - Нежинской архивной комиссии и ложи А.С.Пушкина № 11 Grande Loge de France»).

В Тобольске Иоанн (Максимович) - основатель Черниговского коллегиума, «особое значение придавал духовному совершенствованию. Он усовершенствовал школу, открытую ещё митрополитом Филофеем, освящал новые храмы, отправил миссию в Пекин… Однако трудности в управлении был ощутимы, в среде местного духовенства образованные священники были наперечёт» (М.Софронова).

Архиепископ Черниговский, а затем митрополит Тобольский и Сибирский Иоанн (Максимович) умер в 1715 году, и он был первым митрополитом при Сибирском губернаторе М.Гагарине.

В те же годы, когда митрополитом Тобольским и Сибирским был Филофей (Лещинский), М.Гагарин был главой Сибирского приказа, как и первый глава Сибирского приказа - князь Борис Лыков-Оболенский.

Следующим митрополитом Тобольским и всея Сибири был тоже архиепископ Черниговский - Антоний ( Святитель Антоний (Стаховский), митрополит Сибирский и Тобольский).

Но прибыл в Тобольск он уже в декабре 1721 года, после казни М.Гагарина ( Список архиепископов Сибирских и Тобольских).

При митрополите Антонии (Стаховском) в Тобольском кремле была возведена церковь Антония и Федосия Печерских. Почитание этих святых и церковь Антония и Федосия Печерских есть также в Псково-Печерской Лавре, основанной при Князе Пскова Ярославе Оболенском в 1473 году ( «Стратегическое положение Псково-Печерского монастыря, где по древней традиции правители испрашивают небесного благословения Божией Матери»).

В этом смысле, Тобольский Кремль - тоже отрасль Печерская.

При князе М.Гагарине, как сказано выше, велось главным образом светское строительство. А митрополит Тобольский и всея Сибири Иоанн (Максимович) в эти же годы печалился о состоянии душ и морали сибиряков , а также о редких, действительно образованных священниках и чиновниках.

Не удивительно, ведь князя М.Гагарина интересовало главным образом, богатство .

Несмотря на это, в современной трактовке ряда авторов, история каменного строительства в Тобольске, начавшегося задолго до Гагарина и до петровского запрета на каменное строительство, представляется иначе, чем представлено выше :

« …В 1714 году Петр I запретил каменное строительство повсюду кроме Санкт-Петербурга…. Однако настойчивость сибирского губернатора и его обширные связи сделали невозможное: в Тобольске разворачивается строительство кремля, которому суждено было стать архитектурной жемчужиной Сибири… Рассказывая о больших и малых делах Матвея Петровича Гагарина, не следует забывать, что он был, прежде всего, их инициатором и руководителем…» (Первый губернатор Сибири)

Инициатором, как показано выше, первый сибирский губернатор тоже не был. М.Гагарин руководил исполнителями, осуществляющими строительство по проекту С.У.Ремезова. И продолжал дело, начатое за 100 лет до него.

«Вознесенский собор строился по соседству с Рентереей (Дмитриевскими воротами) … Этот монументальный одностолпный храм был заложен губернатором Гагариным явно с целью подчеркнуть высшее покровительство его власти … Вознесенский собор был задуман С.Ремезовым в виде высокого многоярусного сооружения… Столпообразный характер церкви развивал триумфальную тему расположенных рядом Дмитриевских ворот… Так и не будучи до конца завершенным, в 1717 году Вознесенский собор неожиданно развалился, предзнаменовав трагическу судьбу губернатора Тобольска».

)%

Ссылки:

[1] «Северная звезда: Продолжение «реконструкции» круга Вологодского дворянства конца XVIII в.»
[2] Глава масонов из Кадниковского уезда Вологды и некрестьянское восстание «маркиза Пугачева» после раздела Польши и смены фаворитов Екатерины II
[3] Наталья Ярославова: мое путешествие в Северную Фиваиду Белоозера
[4] Схема родственных связей святителя Игнатия Брянчанинова - покровителя Ярославского Толгского монастыря и Ф.С. Ярославовой – Брянчаниновой
[5] Театр жизни дворян Ярославовых: Вологда - Архангельское
[6] «Масонская табакерка Ярославовой - Брянчаниновой
[7] Тайна Табакерки раскрыта: фамилия «её Высокородия» Ф.С.Ярославовой - Брянчанинова!
[8] Кириллово-Белозерье и Ярославовы: порт 5 морей
[9] Федосья Ярославова и ее Архангельское.Некоторые сведения к родословию вологодских помещиков Ярославовых
[10] Надежда Сухорукова «Кремль в веках». Книга «Тобольск и Вся Сибирь»
[11] «Тобольск и Вся Сибирь» 2008 год
[12]Великая Северная экспедиция – русские географические открытия XVIII в. в Сибири и на Дальнем Востоке
[13] Иллюстрации к книге "Крепости центральной России"
[14] «Фотографии епископов – Святых Новомучеников и Исповедников Российских»
[15] Путь в Сибирь. Дорога , создавшая Россию
[16] В России запретили марш за независимость Сибири. Алек Лун , The Guardian

[17] «Сепаратизма нет? Но все милее губернатор-сепаратист Гагарин.Призрак ходит по Сибири...»
[18] e_smirnov:Шедевры Метража (записки экскурсовода)
[19] Павлинская башня . Перед грозой

Все материалы раздела «Внимание! Угрозы и тенденции»

Реклама

© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС