От Николы Закамского - до княгини Ольги и святой Елизаветы
© Наталья Ярославова-Чистякова
20 июля 2010 г.
С 19 по 25 июля на Каме проходит второй, после столетнего перерыва, крестный ход с березовской чудотворной иконой Николы Закамского, посвященный чудесному избавлению города Сарапула от моровой язвы 1657 года.
18 июля 2010 года для участия в традиционном Сарапульском крестном ходе выехала делегация Марфо-Мариинской Обители Милосердия с иконой и мощеницей Святой преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны, взявшей, как известно, ещё при жизни, удел иконы Николы Закамского под свое покровительство.
В селе Николо-Березовка, где в 16 веке явилась икона, княгиня Елизавета Федоровна Романовна - Председатель Императорского Православного Палестинского общества (ИППО) создала придел, посвященный Сергею Радонежскому, и своему мужу, погибшему от рук террористов - князю Сергею Александровичу Романову: « 8 июля 1910 года великая княгиня Елизавета Федоровна прибыла в Николо-Березовку на пароходе «Межень» для участия в освящении придела при новом храме во имя прп. Сергия Радонежского в память о покойном великом князе Сергее Александровиче» (Сайт ИППО)
Программа традиционного Сарапульского крестного хода, совершаемого по благословению митрополита Ижевского и Удмуртского Николая и архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона, одновременно включает: молебен в Никольском храме, 20 июля Прп. Фомы, иже в Малеи (Малеин), Божественную литургию в Никольском храме 21 июля, в день Явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, молебен в Ксениевском храме 22 июля Сщмч. Панкратия, еп. Тавроменийского. 23 июля - Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве, 24 июля божественную литургию Равноапостольной Ольги, великой княгини Российской, во Святом Крещении Елены.
Музей истории и культуры Среднего Прикамья в эти же дни, в рамках программы Сарапульского Крестного хода-2010 предлагает паломникам экскурсию по городу «Храмы Сарапула», музейную экскурсию «Сарапул духовный», фотовыставку «Елизавета Федоровна. Вхождение в святость»…
Год назад, когда, впервые после долгого перерыва, вновь состоялся на Каме крестный ход с Березовской чудотворной иконой Николы Закамского, сайт «Русь и Лебеди» посвятил этому событию статьи: «Святая Елизавета и Никола Закамский: Староверие Прикамья возобновляет традиции крестного хода по Каме» и «Волшебная радуга над Камой - в Крестный ход с иконой святой Елизаветы (Романовой) и Николы Закамского. С Рождестом, Никола!!!».
В этих публикациях я сделала и важный лично для себя акцент. В частности, обратила внимание на новые факты, подтверждающие связь истории Староверья, с историей рода Ярославовых и историей иконы Николы Закамского, которая изначально и «вела» меня в моем поиске корней рода, не единожды чудесно помогая в нем.
И вот за истекший год, изучая поразившую Сергея Есенина традицию обращения к Яру в годы эпидемий моровой язвы («Европа, освещенная Софией русской Ярославны, и Яр, как «иностранные технологии» масонов для России») я, во-первых, выделила для себя тот факт, что эти эпидемии всегда приходились на годы Смут.
Посмотрите на год, в который икона Николы Закамского спасала Сарапул и окрестности - 1657! Всего 13 лет отделяет этот год, первого крестного хода вокруг Сарапула, от бунта Стеньки Разина 1670-1671 годов. По сути, это годы: от Минина и Пожарского - до Стеньки Разина и его есаула Михаила Ярославова, в которые ещё свежа была в памяти трагедия «погубленного царского корня». Но ведь и перед революцией 1917 года, судя по есенинскому «Яру», отмечалась подобная же, памятная эпидемия моровой язвы! И вновь впереди были народные бунты… Тут есть над чем задуматься.
Теме Яра была посвящена также глава «Куда ушла София: Яр, «Ярлов ренессанс» и Дом Ярослава Мудрого» из истории рода Ярославовых. И в ней, что удивительно, я много внимания уделила Михаилу Малеину, род которых будет поминаться и в дни крестного хода в лице Фомы Малеина.
Второе небольшое открытие истекшего года - сведения о родовых имениях Ярославова в селе Ёлохова Ярославской губернии в 1823-1860 г, где в конце 19 века находилось местопребывание епархиального архиерея старообрядцев. Оно важно в контексте того, что в восстановлении традиции Сарапульского крестного хода большую роль на начальном этапе сыграл Михаил Борисович Лысков - администратор сайта «Староверы Прикамья». Вероятно, это и объясняет тот факт, что в архивах М.Б.Лыскова нашлась фотография одного из Ярославовых начала 20 века.
С одной стороны, все более часто напоминающая о себе связь между Николой и Яром кажется мне удивительной. С другой стороны, что же тут удивительного, если Николин день - это бывший Ярилин день. И отголоски этого сохранились в истории религии и истории родов.
Если же говорить о главных трудах по восстановлению традиции Сарапульского крестного хода с Березовской чудотворной иконой Николы Закамского, то их принял на себя В.С.Ерастов вице-предводитель Удмуртского отделения Союза потомков Российского Дворянства - Дворянского Собрания Удмуртии. Фотографии прошлогоднего крестного хода, представленные в упомянутых выше статьях, я получила от него.
А вот программа Крестного хода, проходящего в эти июльские дни на Каме представляется мною ниже вместе со специально подготовленной к этим дням программой музеев Сарапула и памяткой паломникам.
Эти материалы получены мною от оргкомитета Сарапульского крестного хода, возглавляемого В.С.Ерастовым.
«УТВЕРЖДАЮ»
Митрополит Ижевский и Удмуртский
08 июля 2010 г.
ПРОГРАММА
движения и пребывания Крестного хода в г. Сарапуле с 19 по 25 июля 2010 года
19 июля, понедельник. Седмица 9-я по Пятидесятнице. Собор Радонежских святых.
Традиционный Сарапульский крестный ход, посвященный чудесному избавлению в 1657 году Сарапула и окрестностей от моровой язвы принесением из села Николо-Березовки иконы святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца совершается по благословению митрополита Ижевского и Удмуртского Николая и архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона.
9:00 паломники направляются из города Сарапула в село Николо-Березовку.
12:00 - прибытие в в село Николо-Березовку. Молебен перед иконами святителя Николая и святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, в Никольском храме села Николо-Березовка.
12:40 - крестный ход двигается на теплоходе «Москва-123» по реке Каме в город Сарапул.
По ходу движения теплохода служатся молебны на берегу:
13:00 - с. Тарасово
14:20 - п. Кама
16:00 - д. Усть-Сарапулка
17:00 - с. Ершовка
18:00 - встреча Сарапульского крестного хода священнослужителями, представителями власти и общественностью на пассажирском причале ОАО «Речной порт «Сарапул».
18:10 - формирование колонны. Начало движения по маршруту: ул. Труда - Красная площадь - ул. Раскольникова - Никольский храм.
18:50 - окончание движения.
19:00 -молебен в Церкви Святителя Николая.
20 июля, вторник. Прп. Фомы, иже в Малеи.
09:30 - молебен в Никольском храме.
16:00 - Всенощное бдение.
21 июля, среда. Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани.
07:30 -Божественная литургия в Никольском храме
15:00 - посещение учреждения № 12 15-ю паломниками (список прилагается). Молебен.
17:00 - посещение стационара Сарапульской городской больницы № 2. Молебен.
18:00 отправление святынь крестного хода в Ксениевский храм.
22 июля, четверг. Сщмч. Панкратия, еп. Тавроменийского.
09:30 -молебен в Ксениевском храме.
15:00 - посещение музейного комплекса мужского монастыря на территории учреждения №5 15-ю паломниками (список прилагается) Молебен.
17:00 - посещение стационара Сарапульской городской больницы № 1. Молебен.
18:00 - формирование колонны. Начало движения по маршруту: ул. Гагарина - ул. Достоевского - ул. Горького - Ксениевский храм.
18:30 - Молебен в Ксениевском храме.
23 июля, пятница. Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве.
09:30 - молебен.
11:00 - формирование колонны. Начало движения по маршруту: ул. Горького - ул. Гоголя - Воскресенский храм.
11:40- окончание движения. Молебен.
24 июля, суббота. Равноап. Ольги, вел. княгини Российской, во Святом Крещении Елены.
Престольный праздник придела равноап. Ольги в Воскресенском храме.
06:30 - ранняя Божественная литургия
09:00 - поздняя Божественная литургия
Крестный ход вокруг г. Сарапула (объезд с иконами на транспорте).
11:00 - начало движения.
11:15 - остановка у часовни великомученика Георгия Победоносца (ул. Трактовая). Лития.
11:24 - остановка у часовни Вознесения Господня (старый ижевский тракт). Лития.
12:30 - остановка у строящегося храма Серафима Саровского (ул. Фурманова). Молебен.
14:00 - остановка на месте Вознесенского собора (Красная площадь, сквер). Молебен.
15:30 - окончание движения в Воскресенском храме.
16:00 - Всенощное бдение.
25 июля, воскресение. Неделя 9-я по Пятидесятнице. Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица».
06:30 - ранняя Божественная литургия в Воскресенском храме.
09:00 - поздняя Божественная литургия в Воскресенском храме.
11:00 - формирование колонны.
Начало движения по маршруту: Воскресенский храм - ул. Гоголя - ул. Советская - Красная площадь - ул. Труда - пассажирский причал ОАО «Речной порт «Сарапул».
12:00 - начало движения крестного хода от г. Сарапула в с. Николо-Березовка на теплоходе.
15:00 - прибытие в с. Николо-Березовка.
Памятка паломника Сарапульского крестного хода
«Крестные ходы совершаются для того, чтобы освятить людей и все, что потребно им для жизни: домы, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников. Все это для того, чтобы обитаемые грады и веси, и вся страна соделались причастными Божественной Благодати, отвергнув от себя все губительное и тлетворное» (Скрижали, 245).
ПАЛОМНИКИ
В старые времена существовал благочестивый обычай ходить к святым местам. Странники доходили до Иерусалима, чтобы поклониться его святыням, тем местам, где Христос родился, жил, принял смерть и воскрес. Паломниками их называли потому, что они приносили из Святой Земли паломы - пальмовые ветви, их широкие листья казались чудом для наших широт. Постепенно словом «паломник» стали называть всех путешественников по святым местам, даже тех, кто не выходил за пределы страны. Паломничество было особым подвигом. Странствие, сопряженное с большими трудностями и лишениями, готовило к духовному восприятию святого места так же, как пост готовит к празднику, скажем, к Пасхе или Рождеству. Чем труднее было путешествие, тем с большей радостью странник достигал цели своего путешествия, тем усерднее молился и благодарил Бога за Его особую милость и благодать. Ибо паломничество является богослужением, духовной работой, очищением души. Цель его - приобщение к вечному Царству Божию, как единственному истинному смыслу человеческого бытия.
Верующий паломник выполняет завет Церкви восхвалять в молитвах дела и подвиги святых, чтить их изображения на иконах, с благоговением поклоняются их святым мощам. И эта честь возносится всецело Богу, благодатью Которого они и достигли святости. А Богу угодно почитание, исходящее от сердца человека, от искренности его чувств. Паломничество - удивительная возможность церковного единения людей (часто из разных приходов) путем совместной молитвы, песнопений, общения, освященных от источников Божией благодати.
САРАПУЛЬСКИЙ (Казанский) КРЕСТНЫЙ ХОД
Сарапульский крестный ход - один из старейших в России проводится с 1657 года в память о чудесном избавлении Сарапула и окрестностей от эпидемии моровой язвы принесением из Николо-Березовки чудотворного образа Святителя Николая, а поскольку совпадал с празднованием Явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани 8 (21 по нов. стилю) июля - назывался «Казанским».
С 2009 года Сарапульский крестный ход совершается и с иконой Святой равноапостольной княгини Ольги в честь престольного праздника 11 (24) июля Ольгиного придела Воскресенского храма г. Сарапула - единственной церкви, не прерывавшей служений в годы богоборчества.
С 2009 года Сарапульский крестный ход совершается с Николо-Березовской иконой святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны с мощеницей.
РЕКОМЕНДУЕТСЯ ВЗЯТЬ С СОБОЙ:
- икону Божией Матери «Одигитрия» (Путеводительница) или чудотворца Николая - покровителя путешествующих;
- молитвослов и Псалтирь;
- тетрадь духовных песен.
- Желательно, чтобы на паломнике был нательный крест.
ПАЛОМНИК ОБЯЗАН:
- взять благословение своего духовника на труд по силам.
- слушать и выполнять распоряжения предстоятеля крестного хода и его помощников.
- получить благословение предстоятеля на присоединение к крестному ходу (если вы идете не сначала) или выход из него.
ВНЕШНИЙ ВИД
Для благочестивого христианина внешний вид имеет большое значение, потому что очень тесно сопряжен с внутренним состоянием. Само благочестие начинается внутри, в душе.
Стремление к чистоте сердечной, естественно, приводит и к внешней опрятности. Смирение и скромность становятся видимы через скромность одежд и кроткое поведение. Тишина душевная приводит человека к тихому разговору, сдержанной жестикуляции и мимике, осторожной речи. Церковный человек стремится во всем - и во внутреннем, и во внешнем - соблюдать меру и порядок. В поведении христианина и его внешнем виде нет случайного, ненужного, лишнего.
Знающих прихожан отличает бережное отношение ко всему - свечам, запискам и даже деньгам. Громкие разговоры и неумеренная жестикуляция в храме и колонне крестного хода не приняты. И конечно, недопустимы сигналы мобильного телефона, а тем более разговоры по нему.
Веками вырабатывался образ православного христианина, по которому его можно узнать издалека. Это образ стал традицией и даже неписаным правилом.
ОДЕЖДА должна соответствовать полу. Женщины должны быть одеты в платье с длинными рукавами или в блузку (также с длинными рукавами) с юбкой, закрывающей ноги так, чтобы никто не обращал на них внимания. Брюки, как преимущественно мужская одежда, не приняты.
Мужчины надевают брюки (но не шорты) и рубашку с длинными рукавами. Джинсы допустимы, если не рваные и не грязные. Вообще вся одежда должна быть чистая и опрятная. По праздникам она может быть и нарядная и соответствовать цветам облачений духовенства и украшению храма.
ЧИСТОТА. Телесная чистота обязательна для всех, особенно для причащающихся. Волосы у мужчин должны быть аккуратно уложены и связаны (если длинные), чтобы не попадали на святыни, к которым он будет прикасаться; у женщин волосы должны быть под платком. Не приветствуется яркая и обильная косметика. Не допускается приходить в храм надушенными сильными, вызывающими ароматами.
ОБРАЩЕНИЕ К ДУХОВЕНСТВУ
Если вам нужно подойти к священнику, можете спросить церковных служителей, пришел ли священник, который вам нужен, и где его найти. Если священник находится в алтаре, вы можете попросить церковнослужителя, чтобы его позвали. Если же священник не может выйти, то вы не должны огорчаться или сетовать на это; когда священник занят подготовкой к богослужению, он не должен отвлекаться.
Когда подойдете к священнику, поклонитесь ему в пояс и попросите его благословить вас.
Для этого сложите ладони крестом: правую на левую, ладонями вверх и преклоните голову. Священник осенит вас крестным знамением. Благословляя, священник складывает пальцы так, что они изображают греческие буквы Iс Хс, что означает Иисус Христос. Получив благословение, поцелуйте руку священника, благословляющую вас, как невидимую руку Самого Христа. После этого вы можете задать вопрос. Если священник торопится, а ваш вопрос безотлагательный, постарайтесь сформулировать его кратко, без лишних подробностей. Если вы хотите поговорить со священником или исповедоваться, то спросите, когда он сможет это сделать. Желательно договориться об этом заранее.
Обращаться к священнику следует так:
- если вы не знаете имени священника, то скажите просто - «батюшка». Это русская форма обращения, она учтива, проста и приятна слуху;
- если имя священника вам известно, то можно назвать его, например «отец Виктор» или «отец Александр». Подобная форма обращения возможна и по отношению к диакону, хотя «батюшкой» его называть не принято. Не принято также распространившееся сейчас обращение к священникам «святой отец».
К чтецам, пономарям и певцам обращаются просто по именам (имени и отчеству). Фамилии в церкви не употребляются.
Если вам придется обращаться к епископу, то к его имени нужно прибавить «Владыко», например «Владыко Николай». Благословения при встрече можно попросить у епископа так же, как и у священника.
Никогда не думайте, что священнику некогда с вами разговаривать и что вы не должны докучать ему своими вопросами, что священнику не до вас. Священник в храме и колонне - ваш пастырь, он должен ответить на ваши духовные запросы, помочь вам. Поэтому важные для себя вопросы, которые без священника вы не можете решить, не скрывайте из ложной скромности. Если же это вопрос, на который может ответить любой прихожанин, не следует задавать его священнику. С некоторыми вопросами можно обращаться и к диакону, а также к пономарю или чтецу. Но вопросы исповеди, покаяния, вопросы сугубо личные, уместно задавать только пастырю, священнику.
ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕСТНОГО ХОДА
Крестный ход, это серьезное мероприятие. Паломников сопровождают автобус для уставших, «Скорая помощь» и милиция. Так что при необходимости смело обращайтесь к ним.
На автомобильных дорогах крестный ход сопровождают сотрудники ГИБДД.
С использованием материалов книги «Что надо знать о церковном этикете»
Музей истории и культуры Среднего Прикамья в рамках программы Сарапульского Крестного хода-2010 предлагает:
Обзорная автобусная экскурсия по городу «Храмы Сарапула»
20, 22, 23 июля в 14.00 и 16.00
Историко - краеведческий музей (координатор Шадрина С.Н.)
Тематическая экскурсия в музее «Сарапул духовный»
20, 22, 23 июля в 14.00 и 16.00
Лекция «Храмы Сарапула»
20, 22, 23 июля в 14.00 и 16.00
Занятие для детей «Прогулка по ул. Вятской»
(через историю семьи Ижболдиных)
20, 22, 23 июля в 14.00 и 16.00
Работает фотовыставка «Елизавета Федоровна. Вхождение в святость»
ХВК «Дача Башенина» (координатор Конюхова В.С.)
Киносалон «С ведома божьего» (храмовая роспись братьев Сведомских)
20, 22, 23 июля в 14.00 и 16.00
Работает мини-выставка «Благотворительность сарапульских купцов»
(П. А.Башенин, Д.Г.Ижболдин, О.И. Ижболдина)
Представлены офорты И.И. Шишкина (из фондовых коллекций музея)
Дом-музей ак. Н.В. Мельникова (координатор Сальникова Е.П.)
Занятие для детей «На просторах Старцевой горы»
20, 22, 23 июля в 14.00 и 16.00
Занятие для детей «Когда заговорил сундук…»
20, 22, 23 июля в 14.00 и 16.00
21.07.10г. в 14.00 -Клуб «Светские беседы на несветские темы». Тема встречи: «Праздник Казанской иконы Богоматери»
Стоимость занятия, тематической экскурсии 250 руб. с группы
Стоимость обзорной экскурсии по городу 700 руб. с группы
Стоимость посещения выставок: взрослый - 50 руб., детский - 30 руб.
Тел. для справок 4-11-68, 3-40-03