Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Святая Елизавета и Никола Закамский: Староверие Прикамья возобновляет традиции крестного хода по Каме

© Наталья Ярославова-Чистякова
18 июля 2009 года

18 июля день Памяти Святой преподобномученицы Великой княгини Елизаветы (полное имя - Елизавета Александра Луиза Алиса).

В 1918 году, в ночь с 17 на 18 июля, в отработанную шахту под Алапаевском были сброшены Великая Княгиня Елизавета Федоровна Романова, ее крестовая сестра инокиня Варвара и Великие Князья, члены дома Романовых. Сброшены в шахту живьем, забросаны гранатами и скончались от ран только через несколько дней.

Весной 1917 года германский император Вильгельм II через шведское посольство предложил внучке английской королевы Елизавете Федоровне уехать из России. До сих пор влюбленный в нее, он был готов отправить сколько угодно войск для ее спасения. Она отказалась, сказав, что не может бросить сестер в это трудное время («Святая красота»).

Полагая, что княгиня может стать жертвой ненависти к дому Романовых, ей предлагали бежать в старообрядческий скит. Но она вновь не стала скрываться, продолжая открыто вести свою подвижническую деятельность. За что же старообрядцы и староверы так выделяли Елизавету Федоровну среди других Романовых? Дело в том, что Великая княгиня Елизавета Федоровна, теперь прославленная святая, в 1905 году явилась к Николаю II и сообщила ему информацию о запечатанных алтарях староверов и запрет на допуск к ним священников, которую придворные скрывали от императора, отметая все ходатайства на его имя. Тем самым, Елизавета Федоровна сложила ту самую «линию передачи информации», напрямую от народа, которой и сейчас так не хватает России, чтобы «достучаться» до первых лиц. Нет рядом с нашим Премьером и Президентом современной Елизаветы! Как оказалось, Император Николай II понятия не имел о запрете. Он поручил министру внутренних дел подготовить специальный доклад о положении старообрядцев. Доклад потряс Государя, и он повелел открыть алтари старообрядческих храмов. После распечатания алтарей и издания на следующий день указа «О веротерпимости», началось издание старообрядческих газет и журналов. В память этого, и заступничества великой княгини Елизаветы Федоровны, было решено впредь ежегодно совершать крестный ход в Неделю святых Жен-Мироносиц («Юбилей старообрядческой Церкви»).

Память Елизаветы Федоровны высоко несут современные старообрядцы и староверы. Сегодня я получила новость о том, что трудами Виктора Ерастова (сайт www.sarapul.ru) и «по благословению митрополита Ижевского и Удмуртского Николая и архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона возобновляется традиция крестного хода, посвященного чудесному избавлению в 1657 году Сарапула и окрестностей от моровой язвы (чумы) принесением из села Николо-Березовки иконы Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца. 23 июля 2009 года, поcле Божественной Литургии и молебна перед иконами святителя Николая и святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Федоровны совершенных в Никольском храме села Николо-Березовка, начнется Крестный ход на теплоходе «Амур» по реке Каме в город Сарапул (В Сарапуле состоится Крестный ход). Саму же историю иконы Николы Закамского и крестных ходов княгини Елизаветы в Николо-Березовке, а также и сам Храм почти 10 лет назад начал восстанавливать Валерий Григорьевич Тетерев вместе с работниками музеев и архивов города Уфы и села Березовка («Елизаветина кладезь»).

Я посвятила много статей Николе Закамскому и Святой Елизавете, и так случилось, что этот Крестный ход, которому более 350 лет, пришелся на день рождения моего сына 23 июля. Теперь это для меня двойной праздник, потому что одновременно 23 июля и день крестного хода иконы, явившейся в том месте, где я родилась, и день Святой Елизаветы, взявшей под своё покровительство удел Николы Закамского на реке Кама.

Именно так Никола Закамский и Святая Елизавета изображены на присланном мне оформлении Акафиста. Елизавета с Березовским Чудотворным образом Николы Закамского - на одном берегу Камы, и церковь Николы Закамского - на другом берегу Камы. Ровно также, на одном берегу Камы - Николо-Березовка, а на другом берегу - город Сарапул, через который когда-то прошли и староверы, и старообрядцы, и род Ярославовых.

Иногда я сомневалась: правильно ли мне рассказывали отец и его сестры историю рода и, в частности, факты о том, что род Ярославовых в свое время прошел через Сарапул. Оказалось, правда. Только лишь я задала вопрос «Староверам Прикамья», как в архивах старообрядцев они нашли фотографию Ярославова В.В. (www.yaroslavova.ru). Получается, что сохранили историю не только своих родов, но и для других семейных преданий - тоже сделали доброе дело.

Сарапул… Начинающий писатель Андрей Камов (псевдоним), родом из Сарапула, высказывает версию о том, что название города произошло от Сара - Вода…

Действительно Большая вода реки Кама отделяла не только правый и левый берег реки, но и территории, контролируемые Русским царством - от территорий, которые осваивались Строгановыми, шедшими на Восток с иконой Николы Закамского.

Великий вклад в приумножение земель российских внесла эта икона. А вместе с ней шли на Восток стрельцы, казаки, носители веры дониконовских времен.

И историей этой иконы глубоко прониклась внучка английской королевы Елизавета, принявшая православие в России, и выбравшая Николу Закамского, как единую религиозную Святыню, признаваемую европейской и азиатской частью России.

Вот так Удел Николы Закамского по благословению Святой Елизаветы, которую мы сегодня вспоминаем, и стал главным Уделом Русского Бога Николы в России.

Все материалы раздела «Новости, комментарии, ремарки»

Реклама

© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС