Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

КС РФ, «затрудняющий» работу судов и ЦИК. Проблемы легитимации выборов.Досрочное голосование для избранных, как дискриминация на выборах 18 сентября, в нарушение Постановления Конституционного Суда РФ от 15.04.14 № 11-П?

    • Сайт Тюменского областного суда:толкования Конституционного суда нередко существенно отличаются от содержания законодательных актов. Все это затрудняет работу суд
    • Открепительное удостоверение для голосования за кандидата в депутаты Государственной Думы, выданное мне 16 сентября 2016 года в Тюмени,по которому я не смогла проголосовать досрочно и реализовать свое конституционное право
    • Открепительное удостоверение для голосования за кандидата в депутаты областной Думы, выданное мне 16 сентября 2016 года в Тюмени, по которому я не смогла проголосовать досрочно и реализовать свое конституционное право
    • Ни один из телефонов этой горячей линии общественного контроля
    • На выборах тюменская областная избирательная комиссия задействовала 800 телефонов Ростелекома. Зачем ? Если не отвечало даже три телефона горячей линии. Для координации миграции с открепительными удостоверениями между участками?
    • В Малаге и Адехе проходит досрочное голосование в Госдуму
    • О досрочном голосовании в Иркутске
    • О досрочном голосовании 16 и 17 сентября в в Алжире, Афганистане, Египте, Бангладеше, Катаре и Палестине
    • Методические рекомендации о порядке проведения досрочного голосования (утв. пост. ЦИК от 04.06.2014 № 233/1480−6). Приняты менее чем через 2 месяца после принятия Постановления Конституционного Суда РФ от 15.04.14 № 11-П
    • О Порядке представления информации о проголосовавших досрочно (пост. ЦИК от 04.06.2014 № 233/1480-б. Приняты менее чем через 2 месяца после принятия Постановления Конституционного Суда РФ от 15.04.14 № 11-П
    • Постановления Конституционного Суда РФ от 15.04.14 № 11-П
    • Постановления Конституционного Суда РФ от 15.04.14 № 11-П. Продолжение

© Наталья Ярославова – Оболенская
16-19 сентября 2016 года

участница «Гражданской Восьмерки» G8
кандидат технических наук

Я не смогла в Тюменской области реализовать свое конституционное право досрочно проголосовать на выборах, в нарушение международных конвенций и Постановления Конституционного Суда РФ от 15.04.14 № 11-П (которое в апреле 2014 года вернуло гражданам России право голосовать досрочно) «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом Законодательного Собрания Владимирской области», Всеобщей декларации прав человека (статья 21), Европейской хартии местного самоуправления (статья 3), Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках Содружества Независимых Государств (статья 1).

Открепительные удостоверения взяла вечером 16 сентября 2016 года на участке № 2257 в Тюмени по адресу Карская 38, т.к. поезд из Тюмени в Санкт-Петербург был у меня 17 сентября, во второй половине дня.

По состоянию на 16 сентября в Тюменской области открепительные удостоверения получил около 20 тысяч человек. Сколько в день выборов - не известно.

Для сравнения в Красноярском крае уже после выборов обнародованы цифры о 2000 открепительных удостоверениях, выданных в регионе (В Красноярском крае выдано более двух тысяч открепительных удостоверений по выборам в Госдуму)

В Иркутске выдано около 19 тысяч открепительных удостоверений ( «На выборах депутатов Госдумы в Иркутской области было выдано около 18 тыс. открепительных»).

В субботу 17 сентября сделала звонки на все три телефона «горячей линии» областной избирательной комиссии, включая телефон для консультаций, но ни один из них не отвечал.

Телефон общественной «горячей линии» по Тюменской области: (3452) 202-303.Получение консультаций по тел. (3452) 20-17-97, 20-13-83.

( «Информация о работе общественной «горячей линии» Центра общественного контроля за ходом выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и выборов депутатов Тюменской областной Думы шестого созыва 09.09.16»)

Телефоны линий "общественного контроля" не отвечали, несмотря на 800 телефонов Ростелекома, задействованных на выборы для переговоров между комиссиями в Тюмени («ПАО «Ростелеком» сообщает об организации каналов связи для использования в единый день голосования 18 сентября 2016 года»)

При обычном голосовании такая координация между комиссиями не нужна ( «Выборы. Сети. Плагиат. Арест М.Слободина из Вымпелком и 800 телефонов Ростелеком в Тюмени»).

Я хотела узнать, в какой избирательной комиссии более высокого уровня и по какому адресу я могу проголосовать досрочно. Но, как сказано, ни один телефон «горячей линии» 17 сентября 2016 , т.е. за день до выборов не отвечал.

Никто не информировал избирателей о ситуации с досрочным голосованием. В то время, как практически сразу после принятия Постановления Конституционного Суда РФ от 15.04.14 № 11-П. Центральной избирательной комиссией были приняты методические указания о порядке проведения досрочного голосования и информировании:

Методические рекомендации о порядке проведения досрочного голосования (утв. пост. ЦИК от 04.06.2014 № 233/1480−6)

Включая раздел:2. Информирование избирателей о проведении досрочного голосования

О Порядке представления информации о проголосовавших досрочно (пост. ЦИК от 04.06.2014 № 233/1480−6).

Эти методические рекомендации были приняты при "волшебнике" В.Чурове. Т.е. при В.Чурове, не прошло и двух месяцев с даты принятия Постановления Конституционного суда РФ, это Постановление начали исполнять и приводить в соответствие с Конституцией нормативную базу ЦИК.

Однако никакого информирования о ситуации с досрочным голосованием ни 16 ни 17 сентября 2016 года не было.

Не висели перед входом на избирательные участки объявления о том, где можно и где нельзя проголосовать досрочно.

Вследствие молчания телефонов горячей линии общественного контроля, которую рекомендует облизбирком Тюменской области, я решила вновь сделать звонок в участковую избирательную комиссию, где брала открепительные удостоверения.

При повторном звонке в комиссию № 2257 в Тюмени мне сообщили, что в Тюменской области вообще не проходит досрочное голосование.

Т.е. в регионе не исполняют Постановление Конституционного Суда РФ от 15.04.14 № 11-П. «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Постановление Конституционного суда РФ от 15 апреля 2014 года, вернуло гражданам право на досрочное голосование, как этой было в 90-х годах.

"3.1. …. Между тем в Российской Федерации до 1999 года избиратели, которые по тем или иным причинам в день голосования должны были отсутствовать по месту своего жительства и не могли прийти на избирательный участок, на котором они включены в список избирателей, также имели право проголосовать досрочно. В частности, Федеральным законом от 6 декабря 1994 года № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» таким избирателям в течение 15 дней до дня выборов включительно предоставлялась возможность проголосовать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной или участковой избирательной комиссии, на которую возлагалась обязанность обеспечить тайну голосования, сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования, а также исключить возможность искажения волеизъявления избирателя (часть третья статьи 30)...." ( Из Постановление Конституционного Суда РФ от 15.04.14 № 11-П)

При этом, в тексте Постановления КС РФ была учтена практика продолжительного неисполнения Постановлений Конституционных судов Государственной Думой РФ, затягивающей отмену неконституционных норм законов, поэтому в текст Постановления было включено указание на то, как проводить досрочное голосование до изменения редакции неконституционной нормы федеральным законодательным органом:

"Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 71, статьями 72, 74, 75, 78, 79, 86 и 87 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации постановил:

...

2...."Впредь до внесения в избирательное законодательство надлежащих изменений избирателям, которые в день голосования будут отсутствовать по месту своего жительства и не смогут прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, на котором они включены в список избирателей, по такой уважительной причине, как отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно в порядке, аналогичном установленному пунктами 2-9 статьи 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»..."

Постановление Конституционного Суда РФ от 15.04.14 № 11-П в процитированной выше части относилось к редакции пунктов 2-9 закона 67-ФЗ по состоянию на 15 апреля 2014 года.

Но в 2016 году происходит следующее.

9 марта 2016 года принимаются изменения в пункт 3 статьи 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который, как раз, и входит в те самые пункты 2-9, в соответствие с которыми Конституционный суд предписал проводить досрочные выборы до принятия поправок в федеральные законы.

9 марта 2016 года произошло "ретроградное движение".

Была вновь изменена редакция пункта 1 статьи 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и граждан России вновь "лишили" права права на досрочное голосование на уровне формулировок закона.

Лишили я написала в скобках. Потому, что никакой федеральный закон не может отменить Постановление Конституционного суда РФ.

Это законы меняют в соответствии с Постановлениями КС РФ, а не наоборот.

На дату выборов 18 сентября Постановление Конституционного Суда РФ от 15.04.14 № 11-П. «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» должно было соблюдаться. И досрочное голосование должно было быть доступным для всех граждан России.

Доступным, несмотря на принятие "сумбурной" редакции пункта 3 статьи 65, неопределенной в её редакции.

Или отмена досрочных выборов при использовании на выборах открепительных удостоверений относится только к региональным выборам?

Или отмена досрочных выборов относится и к выборам в ГД РФ, когда эти выборы совмещаются с выборами в представительные органы власти субъектов Федерации?

Как бы там ни было, эти мартовские поправки 2016 года отменяющие досрочное голосование для граждан России, противоречат Постановлению Конституционного Суда РФ от 15.04.14 № 11-П. «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Мартовская редакция пункта 1 статьи 65 закона 67-ФЗ вновь ограничила право граждан на досрочное голосование отдельными узкими группами, что и было признано неконституционным в апреле 2014 года

Только те , кто на полярной станции. Только те, кто за границей....

Нет! Сказал Конституционный суд РФ.

"Приведенные конституционные положения соотносятся со статьей 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, в силу пункта «b» которой каждый гражданин должен иметь без какой-либо дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей, и статьей 3 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод...

Такое регулирование, вводящее неравные возможности использования института досрочного голосования на выборах и на референдуме и тем самым прямо противопоставляющее эти институты по объему гарантий реализации права на участие в голосовании, нарушает установленный Конституцией Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя принцип, согласно которому и референдум, и свободные выборы являются высшими формами осуществления народовластия. Кроме того, отказ в праве на досрочное голосование избирателям, которые в день голосования по уважительным причинам, таким как отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья, будут отсутствовать по месту своего жительства и не смогут прибыть на избирательный участок, на котором они включены в список избирателей, ставит их в неравное положение по сравнению с другими гражданами, которые такую возможность имеют."

Все имеют равное право на досрочное голосование. Если досрочное голосование проводится на конкретных выборах в конкретные органы власти.

Разве должен ли Конституционный суд РФ во второй раз признавать неконституционным редакцию пункта 1 статьи в новой мартовской редакции, если она противоречит тому, что уже было сказано в Постановлении Конституционного Суда РФ.

Досрочное голосование на выборах 18 сентября 2016 года была. Но оно ограничилось узкими группами, что противоречило Постановлению Конституционного суда РФ.

И не было никакого информирования граждан и избирателей России о ситуации с досрочным голосованием.

То, что произошло в Тюменской области, где областной избирательной комиссией не было организовано досрочное голосование граждан, т.е. где не было исполнено Постановление Конституционного суда РФ, вполне соответствует ходу судебного процесса в Тюменской области, где я выступаю административным истцом («Подала Кассационную жалобу,в связи неуважением прав собственности контролера выборов С.Ярославовой».

И где в своем иске я ссылаюсь на Конституцию РФ и Постановления Конституционного Суда РФ, а мне в ответ ссылаются на ведомственное разъяснение Росреестра и несуществующую статью ГК РФ из «слитых» в одну редакцию двух разных пунктов кодекса.

При этом, на сайте областного суда http://oblsud.tum.sudrf.ru/ 15 июля размещена тюменская новость о будущем IX Всероссийском съезде судей в декабре 2016 года, где дословно сказано «толкования Конституционного суда нередко существенно отличаются от содержания законодательных актов. Все это затрудняет работу суда….». Не поэтому ли не исполняются и Постановления Конституционного суда на территории Тюменской области, что они «затрудняет работу суда». Председатель Тюменского областного суда А. Сушинских, которому посвящена эта новость, именно к нему я и обращалась по вопросу о затягивании защиты моих конституционных прав собственника, в июльской новости называется титулом : председатель комиссии Совета судей РФ по связям с государственными органами, общественными объединениями и СМИ.

Постановления Конституционного суда затрудняли, видимо, и работу областной избирательной комиссии Тюменской области под руководством И.Халина ( «Главе Центральной избирательной комиссии от участницы «Гражданской Восьмерки» G8).

И досрочное голосование на территории Тюменской области решили не проводить.

Когда мне отказали на 100 % в досрочном голосовании в Тюменской области, несмотря на Постановление КС РФ от 15.04.14 я внимательно прочитала текст открепительного удостоверения.

На нем есть такая фраза:

«получила(а) настоящее открепительное удостоверение и имеет право принять участие в голосовании на избирательном участке, на котором он (она) будет находиться в день голосования»

Т.е. само открепительное удостоверение, его форма, противоречит Постановлению Конституционного Суда РФ от 15.04.14 № 11-П, дающему право гражданам России проголосовать досрочно, если в день голосования они не смогут быть на своем избирательном участке. Процитированная же мною фраза с открепительного удостоверения, полученного в Тюменской области, лишает избирателя права на досрочное голосование в нарушение Конституции России и международных конвенций.

Это право на досрочное голосование вернули избирателям России уже после выборов 2011 года в Государственную Думу РФ, сопровождавшихся митингами несогласных с итогами, обнародованными ЦИК 4 года назад.

Сейчас дело обстоит хуже, с точки зрения соблюдения законов России и международных норм права.

В Постановлении Конституционного Суда от 15 апреля 2014 года сказано именно о досрочном голосовании, т.е. о голосовании в дату до 18 сентября, что я и хотела сделать в Тюмени 17 сентября, когда звонила в областную избирательную комиссию, где не работал ни один из трех телефонов «горячей линии».

Открепительное же удостоверение, которое выдали мне, дает право проголосовать только на каком-нибудь полустанке, где застанет дорога, за совершенно незнакомых людей другого региона.

Но акт голосования гражданина России - это не простое "опускание бюллетеня" в любую избирательную урну за любое неизвестное лицо из предложенного на полустанке бюллетеня.

У законодателя есть обязанность "устанавливать нормативно-правовые и организационные механизмы, которые обеспечивали бы эффективную реализацию гражданами Российской Федерации своих избирательных прав на основе в целом и которые могут быть признаны конституционно обоснованными, только если они надлежащим образом гарантируют равные и справедливые условия осуществления этих прав и легитимацию органов публичной власти, формируемых по итогам демократических выборов, в том числе путем предоставления каждому гражданину, обладающему активным избирательным правом, возможности участия в выборах в качестве избирателя.

Вступая в избирательные правоотношения в качестве избирателей, граждане Российской Федерации реализуют не только свою политическую свободу и связанные с ней субъективные интересы, касающиеся тех или иных политических предпочтений, но и относящийся к основам конституционного строя Российской Федерации принцип народовластия; они участвуют в формировании самостоятельных и независимых органов публичной власти, которые призваны в своей деятельности обеспечивать представительство и интересы народа, гарантировать права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, осуществляя эффективное и ответственное управление делами государства и общества..."

Органы власти в Тюменской области должны обеспечивать и мои интересы. Они их не обеспечивают.

Перед отъездом 17 сентября я опубликовала в Facebook материал о том, что меня в Тюменской области лишили права досрочного голосования. Проиллюстрировала этот материал скриншотами полученных открепительных удостоверений, описала процедуру получения открепительного удостоверения и то, что у меня вызвало вопросы.

18 сентября был звонок из Тюменской области начальнику поезда 73, на котором я возвращалась из Тюмени в С-Петербург.

Меня спросили: у меня ли открепительные ? Я ответила, что они со мной. Предложили проголосовать в Кирове на вокзале.

Но голосование акт осознанный. Мне надо было проголосовать в Тюмени, конкретно за тех, кого я знаю.

А меня лишили моего конституционного активного избирательного права. права выбирать.

Почему я, рискуя отстать от поезда, должна искать избирательную комиссию в Кирове на вокзале и голосовать наспех за неизвестных мне кандидатов?

Я следила внимательно за выборами в Тюмени («Праймериз с 2000 участниками нивелирует ярких лидеров с прошлым опытом, как вице-премьеры и политики, сведения о достижениях которых изымаются в интернете")

Я следила за выборами в Петербурге.

А из Кировских новостей мне известно только об отставке Никиты Белых.

И о том, что на его место и.о. был назначен глава Росреестра, к которому я обращалась 29 декабря 2015 года, прежде, чем подала иск к тюменскому Росреестру.

В ответе на мое обращение к И.Васильеву, как раз, и содержались «слитые» в одну редакцию два разных пункта Гражданского кодекса. Разъяснения ведомства, которое ранее возглавлял И.Васильев, теперь противопоставляются Постановлениям Конституционного суда РФ , конкретно, в Тюменской области, в частности, при рассмотрении моего дела.

Сам текст на открепительных удостоверениях, исключающий досрочное голосование, - противоречит Конституции РФ и Международным конвенциям.

Форма открепительных удостоверений с процитированным текстом, получается, не соответствует избирательному законодательству России.

При этом, когда я брала открепительные удостоверения, меня удивило ещё и то, что открепительное удостоверение для получения бюллетеня при голосовании за кандидатов в депутаты Государственной Думы - с водяными знаками. А открепительное удостоверение для получения бюллетеня при голосовании за кандидатов в областную Думу - без водяных знаков. Такие открепительные удостоверения легко скопировать на цветном сканере. Я уже сталкивалась в Тюменской области с прецедентом фальшивого свидетельства о собственности, когда "лжесобственника" не выгнали из квартиры за незаконное проникновение в чужое жилище, а меня с подлинным документом о собственности в квартиру, половина которой принадлежит мне, не пустили («Эмиссия» удостоверений за подписью С.Ярославовой перед Выборами 2016 для общественного контроля»).

Заявления о получении открепительных удостоверений - на простых белых листах. Для тех, кто во время социологических опросов сам заполняет ответы в десятках анкет, не проблема заполнить и десяток таких заявлений на получение открепительных удостоверений.

На одном бланке заявления - был указан номер участка 2257, на втором - не было. Я дописала номер участка.

Когда расписывалась в журнале, там ясно прописано только слово «получила». Что получила ? Я дописала «открепительное». Мне заметили, что там были буквы ОУ, что на незаверенной бумажке расшифровывалось, как "открепительное удостоверение". Но избиратель этого не знает. Должно быть ясно прописано то, что он получил, а не аббревиатуры, каковых на листке было около десяти.

Женщина в участковой избирательной комиссии «споткнулась» на указанной мною дате 17 сентября – день отъезда. Из общения с ней я поняла, что они ориентированы на то, что такие открепительные удостоверения будут датироваться 18 сентября, т.е. днем выборов.

Хотя это, как раз, и странно. Если человек в день выборов может прийти на свой избирательный участок для того, чтобы взять открепительное удостоверение, то почему бы ему сразу не проголосовать на своем участке за своих депутатов ? Какой резон добропорядочному избирателю 18 сентября, в день голосования, «открепляться» на своем участке и тратить время на то, чтобы прибыть на другой избирательный участок ?

Я просматривала в поезде новости о ходе голосования.

В Испании прошло досрочное голосование.

Т.е. для международной общественности - досрочное голосование есть.

За границей проходит досрочное голосование на выборах в Госдуму

Досрочное голосование, 16 и 17 сентября, прошло в Алжире, Афганистане, Египте, Бангладеше, Катаре и Палестине ( К 12:40 началось голосование на выборах в иностранных государствах — ЦИК)

О досрочном голосовании идет речь в Иркутске:

"На досрочном голосовании в списки избирателей были включены чуть более 12 тыс. человек, однако проголосовали только 4,114 тыс. (34%). «Досрочное голосование задало тренд по явке и почти полностью воспроизвело явку в целом на выборах депутатов Государственной Думы в Иркутской области», - отметил Э. Девицкий. Напомним, итоговая явка составила 33,71%."(«На выборах депутатов Госдумы в Иркутской области было выдано около 18 тыс. открепительных»)

Не оттого ли досрочное голосование было в Иркутске, что глава Управления внутренней политики Администрации Президента РФ, которое курировало выборы 2016 года, родом из Иркутска

Для Тюменской области – досрочных выборов нет.

Так какие же это были выборы в ГД РФ ?

С досрочным голосованием или без досрочного голосования?

Досрочное голосование было за пределами России.

Отсюда вывод - на территории России имела место дискриминация граждан России, когда они были необоснованно лишены права на досрочное голосование, как это произошло конкретно в моем случае.

Т.е. Центральной избирательной комиссией не были созданы процедуры, обеспечивающие " честность, прозрачность, безопасность" выборов и и предотвращающие "возможные злоупотребления, не допуская в отношении граждан, обладающих активным избирательным правом, необоснованных ограничений"

Из Постановления Конституционного Суда РФ

"Применительно к праву избирать как одному из важнейших элементов правового статуса гражданина в демократическом обществе — в силу закрепляющих принцип свободных выборов положений Конституции Российской Федерации и международно-правовых актов, рассматриваемых в контексте приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 22 января 2002 года № 2-П, от 29 ноября 2004 года № 17-П, от 11 марта 2008 года № 4-П, от 7 июля 2011 года № 15-П, от 22 апреля 2013 года № 8-П, от 10 октября 2013 года № 20-П и от 19 декабря 2013 года № 28-П), — это означает необходимость соблюдения при законодательном регулировании порядка проведения выборов и организации голосования на них требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, и установления процедур, которые позволят обеспечивать их честность, прозрачность, безопасность и предотвращать возможные злоупотребления, не допуская в отношении граждан, обладающих активным избирательным правом, необоснованных ограничений, равно как и чрезмерных, вынуждающих к отказу от участия в голосовании обременений...."

Очень много заявлений о нарушениях, в которых упоминаются, конкретно, открепительные удостоверения и автобусы с избирателями.

Сегодняшняя новость.

На Юге Тюменской области - аномально высокая явка. Больше 80 процентов. На селе даже до 90 %.

Эта тот самый Юг Тюменской области, где отменили досрочное голосование, вопреки Постановлению Конституционного суда РФ, который в апреле 2014 года вернул это право на досрочное голосование гражданам России.

И Юг, где ожидали прибытие избирателей за открепительными удостоверениями в день выборов 18 сентября.

Прецедент с тем, что на территории Тюменской области не было досрочного голосования, вопреки Постановлению Конституционного суда РФ, который в апреле 2014 года вернул это право на досрочное голосование гражданам России, имел место именно на Юге Тюменской области, где отмечена аномально высокая явка около 80 % .

Выборы считаются легитимными, если граждане смогла реализовать свои равные для всех права на досрочное голосование. Этого не было 18 сентября 2016 года.

Выборы считаются легитимными, если они были прозрачны и публичны - этого не было 18 сентября 2016 года, в части того, что относится к досрочному голосованию.

Выборы считаются легитимными, если они адекватно отражают волеизъявление граждан. Этого не было. Граждане, которые не смогли быть на избирательных участках в день голосования были лишены права проголосовать, "на основе баланса законных интересов каждого гражданина и общества в целом"

Выборы считаются легитимными, если они проводились на основе закона, соответствующего Конституции РФ, а не на основе повторно принятой в марте 2016 года неконституционной редакции пункта 1 статьи 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

Постановления Конституционного Суда РФ от 15.04.14 № 11-П По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 65 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом Законодательного Собрания Владимирской области

(в сокращении)

Постановление Конституционного Суда РФ от 15 апреля 2014 г. № 11-П

«По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом Законодательного Собрания Владимирской области»

________________________________________

Именем Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

с участием представителя Законодательного Собрания Владимирской области — адвоката С.В. Контарчука, полномочного представителя Государственной Думы в Конституционном Суде Российской Федерации Д.Ф. Вяткина, представителя Совета Федерации — доктора юридических наук А.С. Саломаткина, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации М.В. Кротова,

руководствуясь статьей 125 (пункт «а» части 2) Конституции Российской Федерации, подпунктом «а» пункта 1 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, частью первой статьи 21, статьями 36, 74, 84, 85 и 86 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»,

рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности пункта 1 статьи 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Поводом к рассмотрению дела явился запрос Законодательного Собрания Владимирской области. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации оспариваемые в запросе законоположения.

Заслушав сообщение судьи-докладчика О.С. Хохряковой, объяснения представителей сторон, выступления полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации М.Ю. Барщевского и приглашенных в заседание представителей: от Министерства юстиции Российской Федерации — М.А. Мельниковой, от Генерального прокурора Российской Федерации — Т.А. Васильевой, от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации — М.В. Гришиной, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации установил:

1. Согласно пункту 1 статьи 65 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в случаях и порядке, предусмотренных законом, соответствующие избирательная комиссия, комиссия референдума вправе разрешить провести досрочно (не ранее чем за 20 дней до дня голосования) голосование всех избирателей, участников референдума на одном или нескольких избирательных участках, участках референдума, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях; в случаях и порядке, предусмотренных законом, соответствующая комиссия вправе разрешить провести досрочно в течение нескольких дней (но не ранее чем за 20 дней до дня голосования) голосование групп избирателей, участников референдума, находящихся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено (в труднодоступных или отдаленных местностях, на полярных станциях и в тому подобных местах) и где в связи с этим невозможно провести досрочное голосование в целом по избирательному участку, участку референдума; в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе разрешить провести досрочно (но не ранее чем за 15 дней до дня голосования) голосование всех избирателей, участников референдума на одном или нескольких избирательных участках, участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации, и (или) голосование групп избирателей, участников референдума, проживающих за пределами территории Российской Федерации; на выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, на референдуме Российской Федерации досрочное голосование по иным основаниям, кроме предусмотренных данным пунктом, а также в порядке, аналогичном порядку, установленному в пунктах 2-9 данной статьи, не проводится.

….

По мнению Законодательного Собрания Владимирской области, положения пункта 1 статьи 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 3, 17, 18, 19 (часть 2), 27, 32 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой, исключая возможность досрочного голосования на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления по иным основаниям, кроме предусмотренных данным пунктом, и в порядке, аналогичном установленному в пунктах 2-9 той же статьи, эти положения ограничивают активное избирательное право граждан, которые в день голосования не смогут прибыть на избирательный участок, к которому относится их местожительство и где они включены в список избирателей, по таким причинам, как отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья, которые признаются уважительными применительно к досрочному голосованию при проведении референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, и ставят этих граждан как избирателей в заведомо неравное положение с другими избирателями.

2. Согласно Конституции Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации как демократическом правовом государстве с республиканской формой правления является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (статья 1, часть 1; статья 3, части 1, 2 и 3); граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (статья 32, часть 1), право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (статья 32, часть 2).

В силу общих принципов, лежащих в основе реализации конституционного права гражданина Российской Федерации избирать и быть избранным на подлинных свободных выборах и выраженных в статьях 3 (часть 3), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 60 и 81 (часть 1) Конституции Российской Федерации, существо закрепленного ее статьей 32 (часть 2) права граждан Российской Федерации заключается в участии в свободных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Приведенные конституционные положения соотносятся со статьей 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, в силу пункта «b» которой каждый гражданин должен иметь без какой-либо дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей, и статьей 3 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая в целях реализации гражданами права на свободные выборы предусматривает обязанность государства проводить их с разумной периодичностью путем тайного голосования в условиях, обеспечивающих свободное волеизъявление народа.

Признаваемая и гарантируемая демократическими правовыми государствами возможность участия граждан в формировании органов народного представительства на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании находит свое нормативное воплощение также в положениях Всеобщей декларации прав человека (статья 21), Европейской хартии местного самоуправления (статья 3) и Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках Содружества Независимых Государств (статья 1).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, право избирать своих представителей в органы государственной власти и органы местного самоуправления (активное избирательное право) и право быть избранными в эти органы (пассивное избирательное право) являются необходимой и существенной частью конституционного права граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства и местного самоуправления и потому характеризуются общей направленностью на легитимацию выборных органов и должностных лиц публичной власти путем непосредственного волеизъявления народа Российской Федерации либо населения публично-правового образования; будучи элементом конституционного статуса избирателя, избирательные права являются в то же время и элементом публично-правового института выборов — в них воплощаются как личный интерес каждого конкретного избирателя в принятии непосредственного участия в управлении делами государства, так и публичный интерес, реализующийся в объективных итогах выборов и формировании на этой основе органов публичной власти.

Именно конституционной природой избирательных прав, включая их всеобщий и равный и вместе с тем политический и публично-правовой характер, предопределяется обязанность государства создавать условия, которые гарантировали бы адекватное выражение суверенной воли многонационального народа России посредством осуществления ее гражданами права на участие в управлении делами государства, и, соответственно, обязанность законодателя устанавливать нормативно-правовые и организационные механизмы, которые обеспечивали бы эффективную реализацию гражданами Российской Федерации своих избирательных прав на основе баланса законных интересов каждого гражданина и общества в целом и которые могут быть признаны конституционно обоснованными, только если они надлежащим образом гарантируют равные и справедливые условия осуществления этих прав и легитимацию органов публичной власти, формируемых по итогам демократических выборов, в том числе путем предоставления каждому гражданину, обладающему активным избирательным правом, возможности участия в выборах в качестве избирателя.

Вступая в избирательные правоотношения в качестве избирателей, граждане Российской Федерации реализуют не только свою политическую свободу и связанные с ней субъективные интересы, касающиеся тех или иных политических предпочтений, но и относящийся к основам конституционного строя Российской Федерации принцип народовластия; они участвуют в формировании самостоятельных и независимых органов публичной власти, которые призваны в своей деятельности обеспечивать представительство и интересы народа, гарантировать права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, осуществляя эффективное и ответственное управление делами государства и общества.

Применительно к праву избирать как одному из важнейших элементов правового статуса гражданина в демократическом обществе — в силу закрепляющих принцип свободных выборов положений Конституции Российской Федерации и международно-правовых актов, рассматриваемых в контексте приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 22 января 2002 года № 2-П, от 29 ноября 2004 года № 17-П, от 11 марта 2008 года № 4-П, от 7 июля 2011 года № 15-П, от 22 апреля 2013 года № 8-П, от 10 октября 2013 года № 20-П и от 19 декабря 2013 года № 28-П), — это означает необходимость соблюдения при законодательном регулировании порядка проведения выборов и организации голосования на них требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, и установления процедур, которые позволят обеспечивать их честность, прозрачность, безопасность и предотвращать возможные злоупотребления, не допуская в отношении граждан, обладающих активным избирательным правом, необоснованных ограничений, равно как и чрезмерных, вынуждающих к отказу от участия в голосовании обременений.

3. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает — в развитие предписаний Конституции Российской Федерации и международно-правовых актов, являющихся в силу ее статьи 15 (часть 4) частью правовой системы Российской Федерации, — условия, правила и процедуры, которые призваны надлежащим образом обеспечивать гражданам Российской Федерации участие в выборах и референдумах, проводимых на ее территории.

….

Субсидиарные способы осуществления активного избирательного права, такие как голосование по доверенности, голосование по почте и по сети «Интернет», получили широкое распространение в избирательном законодательстве современных государств, для которого характерна тенденция к усилению юридических, организационных и иных гарантий реализации избирательных прав. Накопленный ими опыт свидетельствует о том, что нацеленное на достижение всеобщности избирательного права разумное увеличение доступных видов электоральных практик способствует и росту числа граждан, принявших участие в голосовании, повышению гражданской активности, однако при этом для обеспечения подлинности и справедливости избирательного процесса и его результатов должны быть гарантированы надежность и эффективность субсидиарных механизмов, применяемых для организации голосования, соблюдение принципов свободных выборов и адекватное отображение волеизъявления избирателей, реализующих в процессе выборов свое право на участие в управлении делами государства.

3.1. …. Между тем в Российской Федерации до 1999 года избиратели, которые по тем или иным причинам в день голосования должны были отсутствовать по месту своего жительства и не могли прийти на избирательный участок, на котором они включены в список избирателей, также имели право проголосовать досрочно. В частности, Федеральным законом от 6 декабря 1994 года № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» таким избирателям в течение 15 дней до дня выборов включительно предоставлялась возможность проголосовать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной или участковой избирательной комиссии, на которую возлагалась обязанность обеспечить тайну голосования, сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования, а также исключить возможность искажения волеизъявления избирателя (часть третья статьи 30).

….

Такое регулирование, вводящее неравные возможности использования института досрочного голосования на выборах и на референдуме и тем самым прямо противопоставляющее эти институты по объему гарантий реализации права на участие в голосовании, нарушает установленный Конституцией Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя принцип, согласно которому и референдум, и свободные выборы являются высшими формами осуществления народовластия. Кроме того, отказ в праве на досрочное голосование избирателям, которые в день голосования по уважительным причинам, таким как отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья, будут отсутствовать по месту своего жительства и не смогут прибыть на избирательный участок, на котором они включены в список избирателей, ставит их в неравное положение по сравнению с другими гражданами, которые такую возможность имеют. Иные же субсидиарные механизмы (голосование по открепительным удостоверениям и по почте) в системе действующего правового регулирования не обеспечивают надлежащим образом реализацию права избирателей принять участие в голосовании и не оправдывают в полной мере своего предназначения в качестве дополнительных гарантий осуществления гражданами Российской Федерации активного избирательного права.

Таким образом, установленные пунктом 1 статьи 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» различия в реализации права на досрочное голосование не имеют разумного оправдания с точки зрения критериев, установленных Конституцией Российской Федерации, ее статьями 3 (части 2 и 3), 19 (части 1 и 2), 32 (части 1 и 2) и 55 (часть 3).

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 71, статьями 72, 74, 75, 78, 79, 86 и 87 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации постановил:

1. Признать пункт 1 статьи 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 3 (части 2 и 3), 19 (части 1 и 2), 32 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в нем положения — в системе действующего правового регулирования — исключают для гражданина Российской Федерации, который в день голосования будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья), возможность проголосовать досрочно на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления в порядке, аналогичном установленному пунктами 2-9 той же статьи.

2. Федеральному законодателю надлежит — исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, — внести в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» изменения, вытекающие из настоящего Постановления.

Впредь до внесения в избирательное законодательство надлежащих изменений избирателям, которые в день голосования будут отсутствовать по месту своего жительства и не смогут прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, на котором они включены в список избирателей, по такой уважительной причине, как отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно в порядке, аналогичном установленному пунктами 2-9 статьи 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

3. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

4. Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Постановление должно быть опубликовано также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

Конституционный Суд

Российской Федерации

Все материалы раздела «Новости, комментарии, ремарки»

Реклама

© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС