Бог в Кике и «Шляпа XXI века» ирландца Филипа Трейси в частном музее Эрарта Санкт - Петербурга. Золотые пояса и поиск исторического факта длиною в жизнь.
©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960). Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991). Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014). Кандидат технических наук. Я родилась 22 февраля 1960 года в Нефтекамске, Краснокамского района Башкирской АССР.
7-9 февраля 2015 года - именины Дмитрия
7 февраля 2015 года посетила открытие выставки знаменитого дизайнера из Ирландии Филипа Трейси «Шляпа XXI века» в частном музее Эрарта С-Петербурга специально для российских ценителей высокой моды. «Цветок, лебедь, птичья клетка… карусель, … корабль, спираль… запястье руки…! Все это — шляпы! Более сотни уникальных предметов, в том числе 75 головных уборов, которые принадлежат монархам и звездам шоу-бизнеса…Все то, чем сегодня восторгается мир!- это из анонса выставки, где были представлены шляпы Ф.Трейси с 1998 года по 2013 год. «Шляпа — это не просто средство защиты от ветра или дождя, а украшение, которое завершает образ, делает его еще прекраснее и отражает вашу индивидуальность» - такие слова Ф.Трейси предваряли этот анонс ( Шляпы XXI века . Выставка Филипа Трейси).
У меня свои отношения со шляпами и головными уборами. Это известно тем, кто знал меня в тюменские годы. По-моему, я единственная в Тюмени носила шляпу, и она была широкополая.
И я шила себе сама меховые головные уборы такие, как это надо было именно мне, с длинными меховыми хвостами. Я была законодатель. В те годы в Тюмени так никто не ходил.
Для этого нужна смелость, уверенность, авангардность, лидерство …
И что интересно, в последний день 2014 года, 31 декабря, уже после обеда, мне в салоне загружали необходимые программы на айпад. И на вопрос, на случай потери пароля: Какая у меня в детстве была любимая книжка?, я ответила: Шляпа. А на вопрос о том, какое у меня в детстве было любимое мужское имя или детская увлеченность?, я ответила - Дима. С первого раза загрузки сделать не получилось, похоже, оператор был уже несколько весел. И когда, уже во второй раз, мы проходили аналогичную процедуру, то исчез вопрос о Диме. Оператор засмеялся : Димы больше нет. Другие подхватили: Привет, Диме… А вот со Шляпой было все нормально.
Я точно не помнила название этой книги из детства. Но помнила , что там был маленький котенок под шляпой, который оттуда выбраться не мог, его все искали. И это была очень трогательная история. Я живо представляла состояние котенка «под колпаком» и это меня в возрасте около 3- х лет впечатляло. Котенок есть, и его нет: он невидимка. Вторая причина в том, что пока папа мне покупал эту книгу про Шляпу, я чуть было не потерялась. И папа уже искал меня по всему магазину. Книжка же называется «Живая шляпа» Н.Н.Носова, что я уточнила позже.
Не думаю, что эта «Живая шляпа» повлияла на мои дальнейшие предпочтения шляп.
Шляпы - это от рождения. И шляпы я любила широкополые. Такие редко появлялись в тюменских магазинах. Но если их туда привозили, то они были мои.
На фотографии - на мне итальянская шляпа. В те годы, когда я работала в Тюменской городской Думе. И фотография сделана рядом со зданием Думы города Тюмени – нефтяной столицы.
На другой фотографии у меня в руках муфта-сумка , созданная мною под необходимые мне функции, и на мне зимний головной убор с хвостом. Он отражает мою идею начала и середины 90-х годов создавать головные уборы из меха в форме женских причесок ©. И я даже в своей домашней мастерской плела косы из меха. «Горела» этой идеей в кругу близких.
Технологически идею в России реализовать было невозможно. К тому же, я была заместитель директора Центра стратегии регионального развития Тюменской области, т.е. посвящала себя созданию бизнес среды, в т.ч. во внешних отношениях во благо бизнеса.
Но идея была. Я её высказала, возможно, раньше, чем Ф.Трейси стал создавать шляпы, имитирующие волосы: Шляпы - волосы. На выставке такие шляпы - из других материалов. Суть та же, но исполнение другое.
Первый показ головных уборов Филипа Трейси на Неделе моды в Лондоне состоялся в 1993 году. В целом на выставке в Петербурге шляпы-волосы не более 5%. Воображение богатое. И очень много направлений. Я получила удовольствие. Последние годы представлены единичными экземплярами. Это понятно. Эти направления ещё в работе и есть вопрос об авторских правах.
Надо сказать, что и выставка дизайнера Филипа Трейси, в этом материале, информационный повод - для разговора об авторских правах.
Моя цель показать на примерах и иллюстрациях, что я не случайно, а закономерно пришла к теме Кики - женского головного убора в статьях о Ипатьевском монастыре и тайнах Ипатьевского монастыря, мимо чего проходили историки. Также как и к теме поясов, и золотых поясов ( «Защищаемые положения, выводы и авторская новизна статьи «Ипатьевский монастырь Сабуровых и Годуновых» от 30 ноября 2010 года»)
На поиск этого факта о Кике - в которой власть, были потрачены далеко не только часы чтения книги об аристократии, имя автора которой я специально упомянула в подписи к иллюстрации. Это Сергей Шокарев. А книга называется «Тайны российской аристократии».
Когда я назвала эту книгу, то уже сделала «львиную долю» дела за тех, кто интересуется названной темой. Потому что книг десятки тысяч. И к нужной книге тоже долгая дорога.
Книга объемная. Факты интересные - на каждой странице. Но я выбрала головной убор – Кику. Почему?
Потому, что я с детства и юности интересовалась темой шляп и головных уборов.
Интерес носил непрерывный характер, и в нем была эволюция.
В советские годы я заказывала шляпы за границу. Свадебная шляпа мне была привезена из Болгарии, моей одноклассницей и однокурсницей Татьяной Чернышовой (Нитовой). Это был 1982 год. Тогда в России была известна только фата.
В более поздние советские годы и первые годы 90-х я покупала шляпы в столицах. Это были дорогие аксессуары.
Они и сейчас дорогие. В частности, шляпа из лебединого пуха на фотографии.
Если же не было возможности купить нужный головной убор, из-за их отсутствия, я их шила. В головных зимних уборах у меня доминировала всегда кожа сверху. Мягкий верх. И мне нравилось, когда полоса меха не очень высокая, т.е. не в виде кокошника. А – на глаза.
Это были ещё годы, когда я не анализировала свои предпочтения в отношении форм предпочитаемых мною головных уборов.
Просто был такой вкус.
Вопросом же: почему мой вкус именно такой, я задалась тогда, когда стала изучать историю рода (История рода Ярославовых)
А вот вопросом о форме головных уборов задалась раньше. Когда стала изучать тему Лебедя и создала общественное движение «Русское национально-культурное объединение Тюменской области «Лебедь» в 2001 году, в Мартынов день - лебединого пира королей.
Лебедь - Кикн.
Кика - головной убор.
Мужская власть в Кике его жены.
Власть у князя - если его жена Лебедь. Вот она основа власти!
Тему: Лебедь головной убор я повела ещё в конце 90-х годов.
Об общественном же движении Лебедь летом 2014 года писала в статье:
«Э.Коллинз не заметил Лебедя в России ( Путь Лебедя).
О Лебеде в России писала я, а не Эндрю Коллинз. И начала заниматься я этим в 1998 году, т.е. за 8 лет до книги Коллинза, когда работала под руководством С.И.Сметанюка в Тюменской городской Думе и учредила общественное движение «Русское национально-культурное объединение Тюменской области «Лебедь», одной из уставных целей которого был - Русский национальный костюм. Страница Устава представляет эти цели более полно».
Статью иллюстрировала книгой «Мода и стиль».
Ещё до создания движения «Лебедь», зарегистрированного 9 ноября 2001 года, в русский Мартынов день, я начала собирать книги о русском национальном костюме.
Одна из первых была: Костюм в России. XV- начало XX века. Из собрания Государственного исторического музея. Под. Ред. Е.Р.Беспаловой. «Арт-родник». Москва – 2000 год.
Представляю фотографии из этой книги:
"Женский головной убор «сорока» с рогатой «кичкой». Спасский уезд. Тамбовская губернии. «Пушки» из гусиного пуха. Твердая основа – рогатая «кичка». Мягкий верх – «сорока». Налобник золотого шитья, ленты с вышивкой на концах".
"Уникальный женский головной убор. Край спускающего сверху «хвоста» окаймлен полосой шитья с овальными зубцами… Ближе всего к нему «сорока», имевшая твердую основу – кичку, и покрывавший её мягкий мягкий верх «с хвостом», спускающимся сзади к плечам. Головной убор XVII века также сшит из красной ткани. Этот цвет имеет в русском костюме сакральное значение и выступает эквивалентом «красивого»".
Как видим, мои предпочтения:мягкий верх, хвост, красный цвет…,ещё до создания этой книги, соответствовали описанному.
И я знала, и изучала кику уже в 2000 году. Поэтому остановилась на тексте, посвященном кике и в книге С.Шокарева «Тайны российской аристократии».
Это была история о Федоре Сабуре, который указал на власть от Бога в кике вновь прибывшим к московскому двору, цитируемая мною в статье 22 августа 2010 года:
«При Василии I на Русь «выехал» князь Юрий Патрикеевич, правнук великого князя литовского Гедемина. Великий князь принял знатного литовца с особым почетом, пожаловал в бояре, выдал за него дочь Анну и упросил «старых» бояр уступить зятю первое место. Дело было нечего и бояре подвинулись. Но когда брат князя Юрия Федор попытался было «пересесть» боярина Федора Сабура, указывая на высокое положение родича, тот отвечал: « У того Бог в кике, у тебя Бога в кике нет», и не уступил. Намек Федора Сабура был довольно прозрачен: кика или кичка, - головной убор замужней женщины и высокое положение князя Юрия Патрикеевича он объяснял не происхождением, а родством с правящей династией…» ( Москва, Кремль: здравствуйте Рюриковичи, Гедеминовичи и Чингизиды !…).
Затем я возвращалась к этой теме в 2012 году, но ссылалась намеренно не на книгу С.Шокарева, а на другой источник, из – за агрессивности преследователей и их неспособности быть аристократами - уметь благодарить.
За тайнами аристократии они гоняются, но аристократичности не демонстрируют. В этой погоне ведут себя, как антиподы благородству.
Раздел статьи 2012 года назывался: «Определение позиции по родовитости жены». Сама статья - «Где С. Сметанюк? «Тайная власть» России, устанавливающая «фильтры» кандидатам в губернаторы». 21 июня 2012 года.
В публикации были также главы: «Определение позиции по ранее занимаемой должности или статусу». И «Статус приобретенный по отчеству» .
Непосредственно ссылалась я на публикацию « «Внутреннее состояние русского общества от кончины князя Мстислава Мстиславича Торопецкого до кончины великого князя Василия Тёмного».
А история была так же, про Федора Сабура и его указание на Бога в Кике, но в другой редакции:
«Князю Юрию Патрикеевичу князь великий место упросил, когда за него дал сестру свою великую княжну Анну (по летописям, дочь Марью). А брат был большой у князя Юрия Патрикеевича — Хованский; и Федор Сабур на свадьбе князя Юрия Патрикеевича брата большого посел Хованского (занял высшее место). И Хованский молвил Сабуру: "Посядь брата моего меньшего, князя Юрия Патрикеевича". И Федор Сабур молвил Хованскому: "У того бог в кике, а у тебя бога в кике нет" — да сел Хованского выше. "У того бог в кике" значит: у того счастье, судьба в кичке; кичка вместо: женщина, жена; князь Юрий получил высшее место по жене."
Через месяц, 26 июля 2012 года я цитировала упоминание о кике из книги Дмитрия Балашова в статье «Наследуемая власть … «Золотое зерно, Золотая Русь», потомки Захария - Зерно и Золотые Новгородские пояса»
«Федор Сабур тех всех выше сидит!
- Выше всех сидел при великом князе Дмитрии Федор Андреич Свибл! - не удержавшись, похвастал Хромой местом опального старшего брата. Шея, хитро скосив глаз, глянул на него. Акинфичи сумели не пострадать после опалы старшего родича, а все же Ивану Хромому говорить того бы не след!
- Выше-то выше, да вишь и не усидел! - возразил он с подковыркою. -
Бога в кике не хватило!
Готовый разразиться спор, впрочем, утих, ибо в покой вступил Иван Федорович, а за ним, опираясь на посох и прихрамывая, его старый отец, бессменный при покойном князе посол ордынский Федор Андреич Кошка. Что, не заратилась Орда?...»
Вот эти примеры, начиная с 2000 года, демонстрируют: как конкретно я последовательно вела поиск фактов о головном уборе кике, что изначально было связано для меня с лебедем и проявляла к нему постоянный интерес.
Но началось все, как уже сказано, раньше.
Быть может, в возрасте около 10 лет, когда у меня появился первый необычный берет.
И затем, когда я разрабатывала идею головной убор-волосы… Т.е. головной убор в форме естественных женских причесок©.
Как уже сказано, я внутри семьи «фонтанировала» этой идеей.
Движение Лебедь было создано мною в 2001 году.
И в этом же году в России появился американский посол Александр Вершбоу.
Я ещё не была в опале. Но уже вложилась в то, чтобы избрать С.Собянина на должность губернатора Тюменской области. И отказалась быть его пресс-секретарем.
Точнее сказать, в 2001 году я ещё не догадывалась, что кто-то начал многолетние последовательные и омерзительные по подлости действия, далеко не только, с целью - выжить меня с территории Тюмени, столицы одного из главных стратегических регионов планеты ( «Леди политика с ароматом от «Диора»…»).
В составе допущенных от народа к встрече с американским послом А.Вершбоу вдруг оказалась моя сестра С.Ярославова.
А вернувшись в Тюмень, она мне рассказывала, как жене американского посла излагала мою идею о меховых головных уборах в форме женских волос©.
Это такие особые встречи с американскими послами, куда может попасть только Света Пеунова, в частности, на встречу к американскому послу М.Макфолу или моя сестра -к американскому послу А.Вершбоу («Ложные минирования» Ленинградской АЭС в дни Магдалины и Святой Татьяны. Светлана Владимировна Давыдова и Царь Давыд, который боролся с Урией»)
Слышала подобное от одного ВИПа, который был на подобной встрече в 90-х. Его супруга там рассказывала о своем рукоделии. Вышивке на платье ручной работы.
Не исключаю, что это такая типовая инструкция МИДа о встрече с иностранными послами, где надо представлять себя рукодельницей и творческим человеком.
И моя идея пошла в ход под эту «инструкцию МИДа».
Но в чужом исполнении.
У меня есть своя давняя позиция, что не является секретом для формирующих делегации к американским послам.
Я считала, что в дипломатии нужна голова, знание. Вкус. Умение одеваться. Но вот мое тело и моя фигура в «дипломатию» вовлекаться не должны.
Я не могу сказать, что я устояла…
Но это было мое личное дело. И за этим не было приказов.
Поскольку я интересовалась темой шляп, то не единожды обращалась к этой теме, не только касательно головного убора - кики.
В начале 2000- городов у меня была статья :
«Меняем «Грусть северных городов» на столичный драйв…». В ней шла речь о главных скачках Англии в Аскот, где женщины появляются в непременных шляпках. Затем рефреном возвращалась к этой теме ( «Ярославовы, Окуловы, Ленины, Ельцины… Кронштадт и Гатчинский дворец»).
Обращалась я также к теме корон разной формы, в том числе, в апрельской статье 2012 года «Золото. Тайна власти»: об исчезающем магнетизме золота, магните сердца и магните устремления». И ранее - в интервью, которое я комментировала в этой публикации. Статью проиллюстрировала «Короной с подвесками на фреске Кирилловской церкви Киева».
«Золотые пояса» - ещё один атрибут «Золотой власти», которой была посвящена моя статья 2006 года «Золотая регенерация подрывает мировое финансовое статус-кво. Золотой президент — 2008».
Но к «Золотыми поясами», также к «Богу в Кике», меня привела любовь к поясам, что, как и в случае с шляпами, соответствовало моему врожденному вкусу.
На фотографиях разных лет, где мне и 24 года, и 44 года я всегда с поясом.
Лишь с годами я заметила, что другие женщины их отчего-то не носят.
Утвердилась в этом своем наблюдении, когда была членом совета директоров на общественных началах на тюменской фабрике Оджен – Одежда для женщин. Я тогда проводила маркетинговое исследование и анализировала ответы анкет. Один из вопросов касался поясов. И выяснилось , что очень маленький процент женщин их выделил, как часть их гардероба. Опрос проводился в 1998 -1999 году. Сейчас предложение женских поясов больше. Но я не часто наблюдаю их на женщинах.
Получается так: была некая "память крови". Она предопределила вкус. И этот вкус к одежде не только привел меня к шляпам и поясам, но и побудил к изучению истории конкретно этих атрибутов женской одежды, к поиску необычных фактов и их анализу.
И тему Шляп я поняла далеко не только как " украшение, которое завершает образ, делает его еще прекраснее и отражает индивидуальность» - о чем сказано в цитате Ф.Трейси, выбранной для анонса выставки.
Но Шляпа - для меня ещё и тема власти, и тема Лебедя - Кикн.
Продолжение следует.
«Где С. Сметанюк ? «Тайная власть» России, устанавливающая «фильтры» кандидатам в губернаторы» 21 июня 2012 года
….
СТАТУС ПРИОБРЕТЕННЫЙ ПО ОТЕЧЕСТВУ:
Из статьи «Дьяки и подьячие второй половины XV», А. Ю. Савосичева
«В средневековом обществе положение человека зависит от статуса, приобретенного по рождению. Возвышение внутри сословия часто зависит от «отечества», дающего первоначальный, а иногда и решающий толчок карьере. Дьяки здесь «класс служилых землевладельцев». Выяснить социальное происхождение дьяков и подьячих часто позволяет анализ карьеры их до перехода на канцелярскую работу. Косвенным признаком для социальной идентификации является сословная принадлежность близких родственников. Показательна фигура зятя, мужа дочери или сестры дьяка, невестки. Брак это, как правило, союз равных. Мезальянс всегда рассматривается обществом как исключение. Более или менее определенные выводы возможны, однако, только тогда, когда речь идет о редкостных фамилиях».
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЗИЦИИ ПО РОДОВИТОСТИ ЖЕНЫ:
«Князю Юрию Патрикеевичу князь великий место упросил, когда за него дал сестру свою великую княжну Анну (по летописям, дочь Марью). А брат был большой у князя Юрия Патрикеевича — Хованский; и Федор Сабур на свадьбе князя Юрия Патрикеевича брата большого посел Хованского (занял высшее место). И Хованский молвил Сабуру: "Посядь брата моего меньшего, князя Юрия Патрикеевича". И Федор Сабур молвил Хованскому: "У того бог в кике, а у тебя бога в кике нет" — да сел Хованского выше. "У того бог в кике" значит: у того счастье, судьба в кичке; кичка вместо: женщина, жена; князь Юрий получил высшее место по жене."
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЗИЦИИ ПО РАНЕЕ ЗАНИМАЕМОЙ ДОЖНОСТИ ИЛИ СТАТУСУ
Существует предание о том, что пытаясь спасти царевну от монастырской участи, один из князей Белосельских, родственник царевны, предложил ей тайно обвенчаться с ним и бежать в Англию под защиту короля Иакова. Ксения ответила категорическим отказом.- Рожденная царствовать, - якобы сказала она, - лучше посвящу себя Богу, чем стану нищей попрошайкой на чужбине..»
Предложение , сделанное ей князем Белосельским было - «Невместным» -так их называют .
«Невместной» - для человека знатного рода, называлась должность - ниже той , которую занимали его предки. Человек из знати , принимавший такое назначение, наносил тем урон не только себе, но и своим потомкам и родичам. В таких случаях, родственники человека, принявшего «невместное назначение» имели право бить челом царю, и требовать наказания за то, что «учиняется поруха роду».
Знавшая силу этих древних законов Царевна Ксения Годунова и , одновременно, - сестра царя Федора II Годунова, не могла стать просто княгиней , поскольку это нанесло бы ущерб её царскому роду…» ( Рыцарский культ Плачущих Богородиц и Плачущих Ярославн: Филермская икона «Мальтийского креста», Казанская и Огневидная Богоматери.Ч.4)
«Наследуемая власть … «Золотое зерно, Золотая Русь», потомки Захария - Зерно и Золотые Новгородские пояса»
© Наталья Ярославова-Чистякова
26 июля 2012 года
Золотые пояса Новгорода
I
«Власть и Воля» … Господа - «Триста золотых поясов», которые управляли Новгородом в конце XV века
Цитата:
«Путешествующий западный рыцарь Гильбер де Ланнуа писал в начале XV
столетия, что реально управляет Новгородом избранная господа - «триста золотых поясов», что город окружен плохими стенами (читай: не каменными, а рублеными и земляными) и что новгородцы могут выставить сорокатысячное конное войско и «бесчисленную пехоту».
II
«Юрий». О том, как переходил Золотой пояс Дмитрия Константиновича Суздальского, подаренный им старшей дочери Анне Суздальской, на её свадьбе с Микулой Вельминовым - сыном великого тысяцкого Москвы. Далее от дочери Анны Суздальской Золотой Пояс перешел к Ивану Дмитриевичу Всеволожскому. Далее - к внучке Ивана Дмитрия Всеволожского и дочери Андрея Владимировича Радонежского. А от неё - Василию Косому - сыну князя Юрия Дмитриевича, взявшего Казань и основавшему монастырь Саввы Сторожеовского
Цитата:
«В доме, скорее, госпожою была мать. И все-таки Косому чего-то не хватало. Терпения? Мудрости?
Семен Морозов спокойно, без улыбки, взглядывал на детей своего господина, как бы взвешивая: сколько стоит ваш батюшка, мне ведомо, а сколько стоите вы? И оттого и Василий Косой, и Дмитрий Шемяка хмурились, изредка бывая у родителя, оба (и Косой - невзирая на прежнюю обиду!) хотели меж тем, чтобы они у отца были первыми, они, а не какой-то там Семен из боковой ветви Морозовых, да кабы и из самой главной! Иван Дмитрич Всеволожский, отлично ведая гордый норов супруга своей внучки (дочери покойного Андрея Владимировича Радонежского), льстил как только мог.
И то, что Василий Косой получил с приданым жены старинный золотой пояс, тоже было лестью дальновидного боярина, пояс, когда-то полученный Всеволожским в приданое за дочерью Микулы Вельяминова (а до того всего - данный в дар самому Микуле, женатому на старшей дочери Дмитрия Константиныча Суздальского - Анне, на младшей дочери суздальского князя, Евдокии, был впоследствии женат сам Дмитрий Иваныч, великий князь московский). Пояс этот уже один раз покидал казну Ивана Всеволожского, когда он выдавал старшую дочь за князя Андрея Владимировича Радонежского, но Андрей умер еще в 1426 году, и когда пришла пора его дочери, внучке Всеволожского, выходить замуж, Иван Всеволожский добился-таки, чтобы пояс был дан теперь ее супругу - Василию Юрьичу Косому.
Роскошный пояс. Чудо ювелирного мастерства. Золотой, украшенный бесценным индийским каменьем. Пояс равного которому, кажется, не было ни у кого больше. (Как же! Старшую дочерь свою как-никак выдавал Дмитрий Костянтиныч за Микулу Вельяминова, сына великого тысяцкого Москвы - и ударить в грязь лицом отнюдь не хотел беднеющий суздальско-нижегородский князь. Пусть Микула ведает, глядя на пояс, - чья дочь стала ему женой! Так думал в ту пору еще самостоятельный, никому не подвластный князь, дерзающий помыслить о великом столе Владимирском. И достал бы, кабы не митрополит Алексий, твердо забравший власть на Москве и подведший ребенка Дмитрия к престолу.)
И ныне повторяется все то же! Владыка Фотий за Василия, а владыке вослед - все прочие мыслят также. Собственно, и сыновей не надеялся Юрий убедить в своем праве на вышнюю власть!»
III
«Власть и Воля» О Золотом поясе отца Василия I Дмитриевича - Дмитрия Донского, который он унаследовал его сыну Василию, будущему царю московскому Василию Темному
Цитата:
«Ну, и конечно, сыну оставлялись добро и округа, животворящий патриарший Филофеевский крест, пресловутая, переходящая из поколения в поколение икона Парамшина дела, да кресчатая цепь, да пояс золот с каменьем, подарок отца, да другой «на чепех, с каменьем же», да третий, на синем ремени. И конечно, та самая сардоничная коробка, по преданию принадлежавшая когда-то римскому цесарю Августу, да золотой ковш, да окованное золотом судно - материн дар, каменная великая чаша, подарок Витовта, да хрустальный кубок, дар короля Сигизмунда. Конинные стада делились пополам между женою и сыном. Замужним дочерям передавались в дар по пять семей холопов с холопками. И заключительные строки духовной звучали так: «А приказываю сына своего, князя Василья, и свою княгиню, и свои дети, своему брату и тестю, великому князю Витовту, как ми рекл, на бозе и на нем, как ся имет печаловати, и своей братьи молодшей, князю Ондрею Дмитриевичу, и князю Петру Дмитриевичу, и князю Семену Владимировичу, и князю Ярославу Владимировичу и их братьи по их докончанию, как и мы рекли. А у грамоты были мои бояре: князь Юрий Патрикеевич, Иван Дмитриевич,
Михайло Ондреевич, Иван Федорович, Михайло Федорович, Федор Иванович Сабур.
А писал сию мою грамоту Олексей Стромилов».