Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Три депортация «древнего Пскова»: Челяднины, Ярославовы- Оболенские в Московских дворцах и в Бирске на реке Бирь притоке реки Белой, впадающей в Каму.Ч.2.

    • д.Ярославовой была основана на не замерзающей реке Бирь, Один , что В.Татищев перевел, как Первый./21/
    • Статья 1846 года Взгляд на уездный город Бирск , опубликованная в газете Оренбургские губернские ведомости. Введена в научный оборот М.И.Родновым
    • Маршрут императора Александра I в дни его пребывания в Башкирии.Из статьи Царский круиз по Башкирской глубинке . resbash.ru. /20/
    • Александр I в Уфе. Уфимские губернские ведомости
    • Церковь Александра Невского в Уфе , в основание которой император Александр I заложил камень перед его выездом из Уфы в Бирск ,древний Челяднин./22/
    • О обеде 18 октября 1824 года императора Александра I с Ярославовым уездным вологодским предводителем дворянства в селе Терпелки около Вологды
    • Генерал-адъютант А.П.Ожаровский , сопровождавший Александра I в его поездке по Башкирии. И Анна Францовна Ожаровская - Черевина ,похороненная в костромской усадьбе Нероново урожденной М.М.Ярославовой(18 век), в браке Черевиной. Джордж Доу
    • Католический костел Усекновения главы Иоанна Предтечи , построенный под руководством Адама Ожаровского , где похоронен его брат Франц Ожаровский – управляющий Царского села
    • Ярославские губернские ведомости. О том, как беднели Ярославовы и лишались земель в Рыбинске
    • Четыре сына Г. Ярославова (имя не четко) из дворцовой деревни Ярославовой на реке Бирь: Алексей, Андрей, Василий, Артем
    • Ветки Алексея и Андрея Ярославовых - потомков Г. Ярославова из дворцовой деревни Ярославовой на реке Бирь, которая существовала уже в первой половине 17 века
    • Ветка Василия Ярославова - потомка Г. Ярославова из д. Ярославовой на реке Бирь
    • Потомки Леонтия Ярославова - сына Василия Ярославова из д. Ярославовой на реке Бирь и Печенкино


©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна (с 10.06.2014), урожденная Ярославова (22.2.1960). Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991). Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014). Кандидат технических наук с 26 мая 1988 года. Родилась 22 февраля 1960 года, Нефтекамск, Краснокамского района Башкирской АССР.
18-22 апреля 2014 года

Часть 1
Часть 2

Комментарии 2024 год август об этой статье:

27 августа 2024 года

Sis это стриж на иврите в моей статье 2014.Это не SIS, MI6.Это не криптографы США. И не инициалы СИС

Не было Сосновки, когда 18.10.1824 в Терпелке Александр I встречался с Ярославовым

28 августа 2024 года

«В 2014 я не писала,что в Бирске и в Бирии (Израиль), купленной Ротшильдом в 1893, люди одного рода»

"В статье о Бирске 2014 речь шла о крепости Бирия около Цфата, где в 1946 англичане арестовали евреев перед созданием Израиля 14.5.1948. О том, почему Ротшильд, родившийся 19 августа 1845 года, выбрал эту Бирью около Цфата в 1893 году. Созвучная крепость Аль Бири, право на которую Церкви Гроба Господня подтверждали Готфрид и Балдуин I Иерусалимский, сейчас в Палестине"

"Я убрала из статьи 2014 о Бирске, Бирье (Израиль), Пскове все упоминания Эмина, Нур Султан, Аксаковых, Телепневых, икону "Тобою единсство", топонимику от слова Чистый, "Золотые пояса" и пр."

В 1846 году в газете "Оренбургские губернские ведомости» была опубликована статья о городе, изначально называвшемся именем боярина И.П.Федорова-Челяднина, - Взгляд на уездный город Бирск. В финале этой статьи, в разделе «замечательные события», сообщалось о пребывании в Бирске 18 сентября 1824 года Государя Императора Александра Павловича. Факт этот не является широко известным, также как и сенсационные детали царского визита в Башкирию, уже от 2014 года. В Бирске император был с генерал-адъютантом Адамом Ожаровским - родным дядей Анны Францовны Ожаровской (Черевиной), матери основателя охраны императоров П.А.Черевина - потомка М.М.Ярославовой по линии его отца .

Александр I в дни пребывания в Бирске, отчего-то, дважды посетил храм Архангела Михаила около того самого святого ключа, где Руф Игнатьев наблюдал обряды «праздника знания», которые более нигде в России ему не встречались. Повторное посещение собора Александром I объяснили его набожностью, но в другие храмы он не возвращался утром, после того, как побывал там вечером. Некие дополнительные сведения о храме мог ему сообщить вечером коллежский асессор Брудовский, в квартире которого он останавливался. Либо утром в храме архангела Михаила была назначена встреча с императором , возможно, для знакомства со старыми церковными записями. Ведь Челядино некогда именовалось также, как иные бирские поселения, название которых образовывалось от фамилий, когда рядом с фамилией упоминали и церковь: Челядино - Архангельское тожъ, потому что церковь Архангела Михаила была в Челядино самая первая. Более поздние аналогии: Печенкино - Рождественское тожъ, где была церковь Рождества Христова.

Во всяком случае, что-то заинтересовало императора в этом соборе Архангела Михаила , восстановленном в 1783 году иждивением П.Г.Языкова - начальника пограничных войск Екатерины II в первом городе за Камой - Челядино, а позже - Бирске, которому и посвящалась статья 1846 года в газете "Оренбургские губернские ведомости» - "Взгляд на уездный город Бирск", редактора этой газеты И.П.Сосфенова.

А начинается эта важная краеведческая публикация XIX века с новых сведений о толкования названия реки Бирь, давшей второе имя городу Челяднина уже в 1663 году , после того, как он был сожжен восставшими башкирами и вновь отстроен:

«Татищев, историограф своего времени, производит название реки Бири и г. Бирска от Татарского слова Бирь, один, которое он переводит словом «первый», говоря будто Татары дали городу это название потому, что он первый был в тех местах построен Русскими в 1555 году, присовокупляя, что Русские назвали его «Челядниным» по имени строителя…».

Возможно, упомянутое в статье 1846 года слово «Один» не менее точное передает суть именования - «Бирь», что напоминает русское «Бирюк» или волк-одиночка, тем более, дальше в этой публикации речь, именно об этом, и идет:

«Кроме странности самой причины названия, о подобном словопроизводстве надобно заметить и то, что «первый» по Татарски говорится Биринджа, а не Бирь. От чего достовернее всего положить надобно, что город Бирск получил настоящее своё наименование от реки Бирь, которую Татары и Башкирцы именуют Бирь-су (Бире-суу) то есть Волчья вода….».

Вода в этой реке никогда не замерзает зимой из-за порогов. И в этом смысле, она подобна волку - одиночке , который постоянно в быстром движении и бдит, что вполне соответствует описанию:

«В окрестностях города протекает река Бирь, впадающая в Белую. … К устью её имеются пороги, где вода течёт с большим шумом и стремительностию, а в некоторых местах берега её значительно суживаясь и камнями образуя как бы ворота, пропускают воду с значительным упорством. По причине такой неровности течения река Бирь никогда не замерзает, от чего многие перелётные водяные птицы на ней зимуют, как то: лебеди и утки разных пород…».

Вот эту реку Бирь, как раз, и выбрала, насильственно сосланная в район Челяднино (Бирска) в XVI веке или XVII веке, семья Ярославовых, Одна семья Ярославововых, вместе с её … черёмухой, калиной, ивами, ветреницей алтайской, медуницей, бобрами, гольянами, соловьями, зябликами и иволгами. И починок Ярославовой -в 17 веке Дворцовое село, соответственно, появился на берегу реку Бирь, став , с годами, селом или деревней Ярославовой, жителями которой были уже представители нескольких семей Ярославовых ( Десяткинский порог. Четыре времени года)

Я думаю, что В.Татищев правильно перевел название Бирь. Когда город первый - он всегда один. А если город один, то значит - он первый. Челядино Бирск и был первой крепостцой за Камой, сначала - деревянной, которую потом сожгли. Но все-таки, первой. И оттого - одинокой. При этом , одинокой - в недружественном окружении.

Это тождество «Первый» и «Один» хорошо передает образ «Ведущей» Елены Рерих. Ведущая всегда одна, потому что она нравственный и духовный лидер , намного и надолго опередившая других («Ведущая или Та, которая Ведет»).

Поселение Челяднина было основано в 1555 году. Это были необжитые и пустынные земли на левом берегу Камы и далее на Юг, и - Восток, где и появился будущий город Бирск в 1555 году.

Бирь, Бере, Биря - есть аналогичное название на английском - Birya, около Цфата и горы Мерон в Галилее:

«В Талмудический период, Birya был еврейский городок, который стал домом для многих знаменитых мудрецов. Много позже он стал ареной деятельности раввина Йосефа Каро, одного из великих галахических арбитров в Birya, в 1555 году..».

У иудейского мистика Иосефа Каро, который жил в Birya, было видение Шейхины. Он записал Ее слова: «….Пойди в чистое место, постоянно думая о Торе, не позволяя своим мыслям отклоняться ни на секунду. Придерживайся постоянно своего сердца…. думая только обо Мне… Эти годы Я была без комфорта. Меня бросили в грязь, но Вы восстановили корону на прежнем месте. Узрите, Я - Мишна, Мать, которая наказывает своих детей и Я пришла говорить с вами…» («Видения иудейских мистиков»).

Две Бири в 1555 году , так совпало, оставили память о себе. На реке Бирь- притоке Белой в Казанском ханстве был основан город Челядин, первый за Камой. А в городке Биря завершен известный труд раввина Йосефа Каро «Шульхан Арух», переселившегося сюда вместе с известными раввинами мистиками из Испании и Португалии.

При этом, в Галилее есть не только городок , но и река Бирь в Голубой долине. И этот город в Израиле тоже символизирует начало. Т.е. «Первый» и «Один», к тому же , напоминая о Стрижах и Стригах , как звали князей Оболенских, в т.ч. Князя Пскова Ярослава Оболенского - родоначальника князей Ярославовых:

«…Ступенчатый путь приводит нас к развилке, прилегающей к роще медведя… и к живописному месту, где река падает вниз маленьким водопадом в бассейн…Источник этой воды является недоступным (неизвестным) , «скрытые пружины» и называется " Эйн " Sis после Стрижи (Sis HaHomot на иврите)…На иврите название этих птиц остается что-то из звука арабское название весна - Эйн Sayis, т.е., “Конюха весны.”…Небольшой мост в тени Белой ивы.Весной здесь можно сидеть возле бассейна посреди ковров из цветов. На склонах разбросаны стебли, несущие розовато-лиловые цветы Иерусалимский мудрец» ( Голубой Долине Парк - Цфат, Израиль).

О том, что «Рай» надо защищать, в Бирья напоминают : пушка-давидка. А в крепости Мецудат Бирия рассказывают «о стойкости и героизме тех, кто стоял у истоков создания государства Израиль»:

«Эта земля Бирия (Бирья, Бирай) была куплена в 1893 г. Э. де Ротшильдом. Современная Бирия основана в 1945 г. группой членов движения Бней-‘Акива. В марте 1946 г. в Бирию вступил отряд британской армии, и все жители … были арестованы. Через десять дней по решению Хаганы около трех тысяч молодых евреев из разных частей Галилеи основали на соседней горе поселение Бирия-Бет; оно было разрушено англичанами, но немедленно была построена Бирия-Гимел. В результате упорной борьбы 20 евреям было разрешено остаться в этом районе.»./17/ Статья об установлении еврейского контроля над Цфатом упоминает также о линии арабского снабжения между Цфатом и Сирией, и вместе с этим о том, что "арабы стремились как можно скорее захватить Цфат, «использовав его как трамплин для захвата всей Галилеи», и захватили деревни Бирие и Айн-Зайтуне. /16/

В этих израильских местах, с родственной башкирской Бирь (Бирск) топонимикой, ранее находилась крепость крестоносцев, разрушенная султаном мамлюков Бейбарсом. Руины её средневековых ворот и гиганских стен сохранились до ныне. А «старинные, идущие "кругами" улочки Цфата - на месте засыпанных концентрических рвов вокруг этой, самой большой крепости темплиеров на Святой земле, которую построил главный магистр темплиеров Бенуа де Линьон, с подземельем и гигантским водосборником, единственным в своем роде…»./18/

Эту крепость крестоносцев называли «Ключ к Галилее».

В первом, за Камой городе Челяднино - Бирске не было крепости Магистра тамплиеров, но он был, своего рода, «Ключом к Сибири». И его история отчасти связана с историей Березовской иконы Николы Закамского,

О том, как молитва перед этой иконой спасла Бирск уже в начале 20 века, рассказывала статья "Избавление Бирска от большевистской опасности", опубликованная в журнале "Уфимский церковно-народный голос" 23-25 (12 августа 1918 г.). Её автор - Священник Гавриил Александрович Сперанский, законоучитель местной женской гимназии. А спасли тогда Бирск, после молитвы перед Березовской иконой - чехи, что символично. Поскольку Чехия - в начале реки Эльбы-Лабы, где жили полабские славяне, с веками, появившиеся в Новгороде и Пскове. В , конечном счете, Бирск большевики взяли. Но в этой истории важно то, что жители Бирска уповали на помощь именно Березовского Николая Чудотворца.

Что-то заинтересовало победителя Наполеона - императора Александра I в бирском храме Архангела Михаила. Троицкого собора Бирска в те годы ещё не было. Его начали строить через 10 лет после визита Александра I в Бирск. Почти все жители Бирска, каковых было около 2000 , были прихожанами храма архангела Михаила.

В Бирске, как уже сказано, император остановился у коллежского асессора Брудинского. А на прощание подарил ему бриллиантовый перстень. Об этом рассказывает статья уже 2014 года «Царский круиз по башкирской глубинке».

Ровно через месяц, 18 октября 1824 года , в Вологде император делал подобные же бриллиантовые подарки . И, при этом, обедал с предводителем Вологодского уездного дворянства Ярославовым

«…Дочери надворного советника Шипиловой и княжне Засецкой, подносившим Ему свои работы и крестнице Своей, подпоручице Зубовой, также изволил пожаловать бриллиантовые фермуары….людям же, служившим в комнатах, Его Величество изволил раздать более 1000 рублей…..

«Наконец 18 числа, отслушав литургию во всеградской Спасской церкви , Император оставил Вологду. На первой станции, в селении Терпелке, Государь изволил обедать; к столу Его Величества приглашен был вологодский уездный предводитель дворянства Ярославов. В продолжение всего обеда, Государь разговаривал с ним, не переставая хвалить вологодское общество…» (Император Александр I Благословенный в Вологде. Н.Суворов ).

Знал ли император Александр I будучи в Бирске фамилию Ярославов, при том, что ещё в конце XVII века старостой в Бирске был Клим Ярославов ? - сказать сложно.

Однако ровно через месяц, даже не в Вологде, а в каком –то маленьком селе Терпелке император Александр I вдруг обедает с сыном Ярославова и Аксаковой , при том, что статья «Александр I Благословенный в Вологде» , рассказывающая об этом, не упоминает по имени даже предводителя губернского дворянства, одного из участников общей встречи, названных лишь по должностям.

Совпадение ли это, или следствие его визита в Бирск ?

Но в Бирске, как уже сказано, во время описываемого путешествия император был с генерал-адъютантом Адамом Ожаровским , в будущем - родственником Командира СЕИВ конвоя П.А.Черевина, потомка М.М.Ярославовой:

«Во время путешествия Александра I сопровождали: начальник главного штаба барон Дибич (впоследствии фельдмаршал и граф Забалканский), генерал-адъютант граф Ожаровский и полковник Соломка. Кроме того, в императорском поезде были лейб-медик и метрдотель. Поезд состоял из одиннадцати колясок, запряженных в основном шестериком, то есть шестью лошадьми. В источниках ничего не говорится об охране, в современном понимании этого слова…» ( Царский круиз по башкирской глубинке ).

Генерал - адьютантом из Ожаровских был только Адам Ожаровский, с которым император Александр I сблизился в годы войны с Наполеоном. Его брат Франц Петрович Ожаровский был управляющим Царского села.

Сын Франца Ожаровского - граф Константин Францевич - гофмейстер Двора Его Императорского Величества, похоронен в городе Пушкин: «в костеле Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Царском Селе». Здесь же, в костелe Усекновения Главы Иоанна Предтечи похоронен и дед П.А.Черевина – Франц Петрович Ожаровский.

Католический Костел Усекновения Главы Иоанна Предтечи на Дворцовой улице строился особым комитетом под председательством брата Франца Петровича - Адама Петровича Ожаровского , женатого на Марии Павловне Скавронской ( в первом браке Пален). Начало строительства относят к 1825 году:

«Постройкой заведовал особый комитет под председательством генерал-адъютанта А.П. Ожаровского, а средства на строительство были пожалованы Императором Александром I и Его Семьей».

Таким образом, вернувшись из бывшего Казанского ханства, император Александр I выделил деньги на строительство Католического костела Усекновения главы Иоанна Предтечи в Царском селе, а постройкой руководил сопровождавший его генерал-адъютант Адам Ожаровский.

В описанный круг родственников, усыпальницей для многих из которых стал этот Костел, входили : Пален, Энгельгард, Багратион, Ожаровские и командор «Мальтийского ордена» Ю.Литта, который прибыл в Россию: решать вопрос об Острожском наследстве.

В память о Ф.П.Ожаровском – деде П.А.Черевина была названа улица Ожаровская Царского села.

Князь Александр Ярославов Ярославский – потомок князя Пскова Ярослава Оболенского был сослан в Казань после «заговора» Челяднина, казнен 1568 году. Его история прямо связана с Челядниным, именем которого назван Бирск.

А через год после этой казни была вторая депортация 500 семей псковской знати. Ведь в Пскове правила преимущественно Тверская династия Великого Князя Ярослава III - младшего брата Князя Андрея Ярославича и Князя Александра Невского.

А эти депортации были не только при Иване Грозном, но и при Романовых - потомках боярина Ф.Ф.Кошкина Голтяева, брак внучки которого с Василием II нарушил традицию и правило наследования власти.

Поэтому третья депортация псковской знати произошла сразу после того, как пришли к власти Романовы, в 1615 году. Судя по фамилиям, которые мне встречались в Башкирии, к примеру, известные в Пскове Постниковы, псковичей могли ссылать уже и за Каму при второй и третьей депортации, или перемещать иным образом.

В частности, псковский мастер Постник Яковлев был строителем южных стен ряда башен кремля , начиная с 1556 года, и Благовещенского собора в Казани в 1562 году . Ему приписывается также строительство собора Успенского монастыря в Свияжске в 1555- 1560 году (Успенский собор Свияжска строили псковичи ).

Круг тех, с кем император Александр I был в этой поездк, а также дома, где он останавливался, видится значимым.

Упомянутый в статье «Царский круиз по башкирской глубинке» барон Иван Дибич относился к Силезской (Чешской знати). После того, как император Павел I уволил его со службы, Александр I, «еще будучи наследником, исходатайствовал о возвращении Дибича вновь на службу, при этом он был произведен в генерал-майоры». А уже при самом Александре I, в 1811 году Дибич был назначен директором Первого кадетского корпуса в Санкт-Петербурге».

Полковник Соломка, также названный в этой публикации, был родом из Чернигова. В годы войны с Наполеоном - в главном штабе Александра I. В его биографии есть интересный факт, поясняющий, в т.ч. и характер визита в Бирск : «во время своего посещения Екатеринбурга император поручил Соломке рассмотреть дела о ссыльных и по его докладу возвратить из ссылки около 300 человек». А в Екатеринбурге Александр I был 25 сентября, т.е. через неделю после описываемых событий.

В бирской церкви архангела Михаила, которую Александр I посетил дважды, был вклад крестника Екатерины II и начальника пограничных войск при ней - генерала П.Г. Языкова. Это Тихвинская икона Божией Матери , которую ему подарила Екатерина II.

При Павле I генерал П.Г. Языков был уволен без объяснения причин. А император Александр I вновь вернул его на службу и произвел в генерал – майоры.

1 февраля 1818 года П.Г.Языков был назначен императором начальником 1-го округа Отдельного корпуса внутренней стражи. Это части внутренней армии с двойным подчинением , в функции которой входила : помощь исполнению законов и приговоров суда, поимка разбойников, преследование запрещённых и тайно провезенных товаров, содействие сбору податей и недоимок, сохранение порядка и спокойствия церковных обрядов всех исповеданий, сопровождение казны, помощь при пожарах и разлитии рек…

По сути, функции современных погранвойск, таможни, МВД, МЧС и Минюста. При этом, также : « принятия и провожания рекрут, преступников, арестантов и пленных, отряжения нужных часовых к присутственным местам, тюрьмам и острогам, пересылка осужденных». Эти функции , повторю, объясняют причины, по которым Александра I сопровождал полковник Соломка.

И охрана , на отсутствие которой обращают внимание в статье о его круизе по башкирской глубинке, императору не была нужна, т.к. функции конвоя и охраны были на этой «Внутренней страже».

А потомки ссыльных Суздальских и Ярославских князей, превращенные в мелких «помещиков» , получается, охраняли в Сибири беглых и каторжан на функциях стражников.

Об этом , по сути, и писал начальник Оренбургской экспедиции И.К. Кирилов, побывавший в Уфе в 1735 г. и проводивший сравнение материального положения уфимских дворян начала ХVIII в. с крестьянским. В своем доношении в кабинет он сообщал:«...из лучших уфимских дворян и половина не сыщется которые бы были не лапотники» .

В год назначения П.Г.Языкова начальником 1-го округа Отдельного корпуса внутренней стражи, функции этой внутренней стражи дополнились охраной соляных промыслов, с которых и начиналось освоение закамских земель, но это уже мало изменило положение тех, кто относился к потомкам древней знати.

В книге «Уфимское дворянство в конце XVI – первой трети XVIII вв» уфимского ученого Б.А.Азнабаева, которую я процитировала выше касательно выводов о материальном положении дворян, приводятся примеры дворянского разорения.

Один из таких примеров - дворянский род Писемских, «основатель которого сын боярский И.Б. Писемский был пожалован поместьем на Сутолоке еще в 1592 г. . А в 1705 г. А.С. Тарбеев «откупает с правежу» его правнука Д.Б. Писемского с обязательством «до расплаты долга 3 рублей жить ему, Дементию с женой у него Алексея во дворе с женой и всякую домашнюю работу делать».

Т.е. древняя знать отрабатывала долги трудом. При этом, один из дворян Писемских даже косил сено:

«Двоюродный брат Д.Б. Писемского, М.С. Писемский, в 1706 г. подрядился за взятые у иноземца И.В. Киржацкого 4 рубля накосить сена 150 копен на лугах поручившихся за него родственников».

Ещё один пример - род Совиных, представитель которого подрядился чуть ли не гребцом на лодке, а затем на 13 лет к солдату на домашние работы:

«…В сходном положении оказались и представители уфимской дворянской фамилии Совиных. В 1730 г. А.А. Совин, отец которого за службу был написан в выборный список, нанялся «с иными работными людьми посадскому человеку И. Кормшикову на его лодке-романовке плыть с товаром до Макарьевской ярмарки и обратно. В 1732 г. дворянский недоросль А.И. Совин обязался за взятые 15 рублей у отставного солдата С. Пермякова жить во дворе 13 лет и «всякая домашняя работа делать»».

Однако мне встречались даже и такие случаи, когда дворянин нанимался бурлаком на лето, чтобы отработать долги.

Приведенные примеры относятся уже XVIII веку и в столь печальном состоянии могли быть те, кого Правительство, «вынужденное насаждать колонизацию насильственными мерами, в т.ч. и над своими "колонизаторами" - просто-напросто ссылало их "навечно" на службу в Башкирию….»

И «многие из них "не чаяли" из Уфы выбраться обратно на родину».

Однако мало у кого это получалось, также как и у тех, кто был сослан в Казань в годы Ивана Грозного.

Вот этих первых ссыльных бояр и дворян , а за Камой - « помещиков» отличало место проживания в дворцовых селах, каковой была и дер.Ярославовой:

«… В.А.Новиков, собирая материалы по истории уфимского дворянства, нашёл убедительные факты, доказывающие социальную принадлежность дворян к первым жителям дворцовых сёл. Именно В.А.Новиков впервые ввел в научный оборот некоторые даты основания дворцовых сел…». /27/.

Одно из ранних упоминаний Ярославово, как дворцового села, относится к периоду : «конец XVI — начало XVII вв»:

«В конце XVI — начале XVII вв. возле Уфы появились дворцовые селения: Новая слобода, деревни Кадомцево и Максимовка.... В первой половине XVII в. здесь существовали починок Каргинский, села Богородское, Красный Яр, Покровское, деревни Осиновка, Буручово, Ярославово, Баженове, Юрмаш…. В дальнейшем дворцовые селения принимали новых переселенцев и, в свою очередь, выделяли из своей среды людей для образования новых (дочерних) сел и деревень. К их числу относилось дворцовое село Рождественское («Печенкино тож»)'…».

В упомянутое Печенкино и переехала одна из веток Ярославовых, но произошло это уже позже, в начале XVIII века, также как - в Бирск и в пригород Бирска - Питяково, где в XIX веке тоже проживала одна семья Ярославовых.

В первые же десятилетия они компактно жили в дер.Ярославовой на реке Бирь . Да и годы были сложные.

Дело в том, что вскоре после депортаций и ссылок Ивана Грозного наступили времена Смуты. И если до Смуты, сосланные в Казнь и Казанское ханство князья, бояре и дворяне имели доходы, как служивые люди российской окраины, то в годы неопределенности с властью они вообще никому не были нужны.

Т.е. они были просто забыты за Камой. Причем находились - не в Уфе, которая «присягала Дмитрию», а жили в самых первых крепосцах и острогах, продолжая защищать границу казанского ханства от степи, несмотря на все перемены во власти. Продолжали они защищать и себя , и свои семьи, как некогда, быть может, в Пскове и его окрестностях, в пограничной полосе. Ведь надо было как-то выживать в эти лихие времена.

Когда же власть перешла к Романовым , для тех, кто был сослан за Каму , существовали почти 100 лет ограничения на покупку земель: «….Запрещение (купли земли у башкир) царя Алексея отменено было лишь почти через сто лет: в 1736 г., 11 января, указом императрицы Анны Иоанновны…».

Крепостных почти не было и их среднее число на поместье снижалось. А нанимали на работы беглых и каторжных. Хотя это и запрещалось.

Самыми устойчивыми оказались поместья, имевшие в среднем 15 крепостных. Более крупные помещики разорялись. За исключением таких случаев, как дворяне Гладышевы, которым «раньше других уфимцев (еще в 1639 г.) удалось поверстаться в самый высший разряд провинциального дворянства – в выборный список . Это обеспечило им возможность назначаться на должности воевод в города…Впрочем, нередко Гладышевы действовали и незаконным путем. Как выяснилось в 1666 г. из сказок 3 крестьян С.В. Гладышева, эти крепостные помещика «ранее в старинном холопстве не живали, а жили в Симбирском уезде на государевой пашне, а уфимец Степан Гладышев напоив их допьяна и вязав привез на Уфу и держал в дворе и бил и мучил и женил на своих дворовых девках».

Дополняет эту картину тот факт, что « в Казанском ханстве на момент его завоевания Иваном Грозным находилось 100 тыс. русских пленников».. ( «Колонизация восточного закамья»).

Не желали сдавать свои позиции и местные ханы:

«Помимо часто возникавших башкирских восстаний, перед Москвой стояла еще взрощенная в Башкирии опасность. Это - попытки действительных и мнимых князей потомков ханов, покоренных народов - татар, чуваш, черемис поднять их, а вместе с ними и башкир, и беглых русских на борьбу с Москвой. Установлена связь башкир и их участие и в восстании, поднятом Степаном Разиным. ("Сборник материалов" Новикова, стр. 60-61 и др.).

«С 1647 по 1718 гг. в Башкирии имело место 3 крупнейших восстания, во время которых только Уфа подвергалась осаде 5 раз».

Участником таких восстания Степана Разина был есаул Михаил Ярославов.

Но буквально через десятилетие бирский староста Клим Ярославов получил в аренду перевоз через реку Белую около Бирска.

Контролировать перевоз считалось большой привилегией. Потому что близ Уфы перевоз через реку реку Уфимку контролировал казак Дудкин. Он так и назывался «Дудкин перевоз». А разбогатев - стал дворянином, о чем рассказывает следующая история :

«Прапрадед существовавшей до последнего времени фамилии уфимских дворян Дудкиных снискивал себе пропитание по "царской милости" тем, что неся обязанности и дозорного стража, переправлял через реку на пароме на крепостную сторону башкир, ездивших к уфимскому воеводе по ясачным и прочим делам, облагая их за переправу особым ясаком - в свою пользу…»./28/

Возможно, перевоз на реке Уфимке был доходнее перевоза на реке Белой, потому что Ярославовы не упоминаются в ряду тех, кто сумел создать большие капиталы. Хотя казаки имели преимущества в торговле. Лишь один из Ярославовых был «раскулачен» после революции 1917 года.

Остальные заключали браки с представителями купеческих династий, каковыми были Печенкины и Зиновы. По подобию того, как князья могли жениться и на дочерях посадников. Но чаще это были вторые браки.

Такое впечатление, что Ярославовы были «скованы» какими-то обязательствами по пограничной сторожевой службе или воеводскими и военными семейными традициями. Потому что они были «привязаны» к одному месту. Быть может, это было связано с тем, что:

. «…В 1744 году Бирск вошел в состав Уфимской провинции вновь учрежденной Оренбургской губернии. Еще в царствование Анны Иоанновны при сформировании ландмилиционых полков, в них было зачислено большинство бирских жителей, а крестьяне села Архангельского были выселены в разные места. Бирск, потеряв свое былое значение, стал маломощным». Т.е. бывшее Челяднино, а затем Бирск отчасти потерял свое значение как крепость "острожевц", как рубеж дальнейшего наступления на восток и заслон Казанской области со стороны степи по Закамской линии….»./28/

Под этот проект Анны Иоановны о создании Ландмилиции попали и Ярославовы, на что указывают следующие факты:

Во – первых, именно в Казанской губернии у подушного сбора в 1722 году был капитан ландмилиции Иван Михайлович Ярославов (Род. 1665+1749). Это данные И.Н. Ельчанинова о Роде Ярославовых от князей Ярославовых-Оболенских, представленные в «Материалах для генеалогии дворянства Ярославской губернии. YIII. 1-я половина», 1916 год. ».

Во-вторых, позже, некоторые бирские Ярославовы упоминаются во Внутренней страже, где одним из 8-ми корпусов командовал П.Г. Языков, начальник пограничных войск при Екатерине II, который восстанавливал до этого разрушенный войсками Е.Пугачева храм архангела Михаила в Бирске.

А в начале XIX века один из Ярославовых, судя по упоминаниям, выступая поверенным удельных крестьян, о чем можно судить по следующему сообщению:

«…Аналогичное решение Межевой Канцелярии последовало 21 августа 1818 г. и по прошению С. Ярославова — поверенного удельных крестьян д. Кутькино. Он указывал на несправедливое отмежевание части их угодий в состав казенной земли. Ярославов при этом сослался на наличие арендной записи от 22 мая 1697 г.…». /29/

Это уже близко к годам, когда император Александр I вместе с Адамом Ожаровским были в «круизе по башкирской глубинке».

Если сопоставить материальное положение Ярославовых в Ярославле, Вологде и Рыбинске, с материальным положением Ярославовых в Бирске и пригородах, то надо сказать, что в XIX веке оно зачастую не слишком отличалось.

К примеру, в 1844 году «Ярославские губернские ведомости» № 24 сообщали о том, что

«…За неплатеж Рыбинским помещиком Прапорщиком Дмитрием Ивановым Ярославовым присужденных решением Правительствующего Сената в удовлетворение Г-на Селифонтова по делу за порубку леса в даче его денег 194 руб., по представлению Рыбинского Земского Суда, продаваться будет его, Ярославова, земля, состоящая в городе Рыбинске в 53 квартале на Игуменской улице, имеющая меры в ширину …

Все материалы раздела «Я урожденная Ярославова Наталья Борисовна 22.2.60 »

Реклама

© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС