Щетициницы (Шецин). Портрет Ярославовой Александры Алексеевны в браке Клементьевой 1777 года и командора М.И.Клементьева – сына Лермонтовой. Родство с Черевиными и Ртищевыми. Урожденных Ярославовых Г.Островский выделил «щетинной кистью»
© Наталья Ярославова – Оболенская
8 декабря 2017 года
В портретной галерее костромской усадьбы «Нероново», начавшейся с портрета контр-адмирала И.Г.Черевина, есть также портрет 1777 года «Незнакомки», который, по моему первому предположению мог портретом Т.Ф.Ярославовой – матери детей Ф.Г.Орлова, что вполне соответствует сведениям доктора наук Р.М.Лазарчук о родстве М.И.Ярославова с Орловыми. Однако портрет "Незнакомки" является портретом именно урожденной Ярославовой. И этой урожденной Ярославовой является Александра Алексеевна Ярославова - супруга М.И.Клементьева сына урожденной Лермонтовой, что соответствует родственным отношениям портретной галереи усадьбы "Нероново" М.М.Ярославовой-Черевиной.
Портрет самого М.И.Ярославова – родственника Г.Г.Орлова также входит в эту серию солигаличских портретов художника Г.Островского, как и его дочери Марии, в браке Черевиной.
Имеет значение в этой истории тот факт, что «живописную манеру» Г.Островского сравнивают с манерой Ф.Рокотова, доверенного художника братьев Орловых. Известен портрет отца детей Т.Ф.Ярославовой - Ф.Г.Орлова руки Ф.Рокотова – «Дунайки», как называли его в семье (Тайны Федора Рокотова. «Портрет Е. Н. Орловой. Фрагмент.»).
Ещё ранее, С.Разгонов в его статье 1973 года в «Советской культуре» обращал внимание на появившуюся с годами европейскую манеру художника: «Ранние работы Григория Островского больше похожи на русские парсуны . Но за 30 лет художник очень преуспел - он блестяще овладел техникой и приемами европейской живописи. Вероятно, его возили в Москву, Петербург, может быть , в Париж».
В 2001 году О.В.Румянцева в её диссертационной работе прямо указывала на «рокотовскую манеру» : «… Генезис «живописной манеры» Г. Островского, с одной стороны, определяют иконописные и парсунные традиции русской живописи середины XVIII века, с другой - работы И. Я. Вишнякова и Ф.С. Рокотова…»
Иоланта Евгеньевна Ломизе искусcтвовед-эксперт отдела экспертизы Государственной Третьяковской галереи, исследовавшая технологию мастера Григория Островского, писавшего портреты родственников: Черевиных, Ярославовых, Лермонтовых и Акуловых, выделила группу из четырех портретов, которые были написаны «щетинной кистью»: М.И.Ярославова, А.М.Ярославова, М.М.Черевиной и портрет «Неизвестной женщины» 1777 года.
Если же учесть, что М.М.Черевина тоже - урожденная Ярославова, то есть все основания сделать следующий вывод: урожденных Ярославовых мастер «Григорь Островский» отделил «выбором кисти» от портретов Черевиных, Лермонтовых и Акуловых.
«Невооруженный рентгеном зритель» отличия в кисти понять не сможет» - об этом пишет Е.Некрасова в её статье, посвященной солигаличским находкам. (Екатерина Некрасове . Загадки Солигаличских находок. «Новые открытия советских реставраторов». Москва. 1976 г. стр. 92-94 книги).
Но «согласно выводам И.Ломизе, исследовавшей технологию мастера, девять подписных работ…. можно разделить по технике на две группы .
В первой - написанные мягко, с лессировками - портреты Е.П.Ч. 1773 года, Н.С. и Д.П.Черевиных 1774 года, А.С.Лермонтовой 1776 года и П.И.Акулова 1775 года.
Во второй-сухие и жесткие, написанные щетинной кистью портреты М.И. и А.М.Ярославовых 1776 года, М.М.Черевиной 1774 года и «Неизвестной»» 1777 года .
Под «подписными портретами» , понимаются портреты , найденные в костромской усадьбе Нероново, которые имели подпись «П.Г.О.» - Подписал Григорий Островский ( Картины Григория Островского).
В дополнение к этому, и по времени, три портрета «щетинной кисти» написаны в 1776-77 годах, в отличие от 1774 «урожайного» года, когда писались все портреты Черевиных, и происходить это могло уже не в костромском Нероново, а в Москве, где жил А.М.Ярославов.
С учетом того, что три портрета, созданные щетинной кистью, принадлежат урожденным Ярославовым, надо сделать вывод, что портрет «Неизвестной женщины», написанный в 1777 году, тоже принадлежит урожденной Ярославовой., не урожденной Ртищевой в браке Т.Ф.Ярославовой («Портрет «Неизвестной Ярославовой» - аристократки из столицы).
«Неизвестная», вне всякого сомнения, - близкая родственница М.И.Ярославова, поскольку портреты в костромской усадьбе относились к супругам: Марии Михайловне Ярославовой и Петру Ивановичу Черевину, а также Окуловым - родственникам сестры Елены Ивановны Черевиной, в браке Окуловой.
Таким образом, «Неизвестная» из урожденных Ярославовых может быть в браке Окуловой или Черевиной, конкретно, в этой Нероновской серии портретов.
Однако иной Ярославовой, в браке - Черевиной, кроме Марии Михайловны Ярославовой не было.
Единственной из вероятных Ярославовых, имеющей сына Окулова, была Татьяна Федоровна, мать детей Федора Григорьевича Орлова.
Основываясь на том, что в «Нероновскую» галерею включен портрет девочки Анны Сергеевны Лермонтовой можно предположить, что «Неизвестная» - это Александра Алексеевна Ярославова в браке Клементьева. Матерью её супруга Михаила Ивановича Клементьева была урожденная Лермонтова Анна Матвеевна, а отцом Клементьев Иван Прокофьевич, сын Матвея Ивановича Клементьева.
Анна Матвеевна Лермонтова (Клементьеа) - родная сестра Юрия Матвеевича Лермонтова.
Девочка А.С.Лермонтова – правнучка родного брата Матвея Лермонтова, чье имя Михаил
В родстве с Лермонтовыми был и А.Ф.Катенин, чей портрет художника Г.Островского датируется 1785 годом. Он создан почти на 10 лет позже, чем все другие портреты.
Если «Неизвестная» - это А.А.Клементьева (урожденная Ярославова), то имеет значение тот факт, что родная сестра Анны Матвеевны Лермонтовой-Клементьевой была в браке Ртищевой.
Пелагея Матвеевна Лермонтова - супруга Якова Петровича Ртищева.
Ртищевой в девичестве была также и супруга старшего брата Ф.Г.Орлова - отца детей Т.Ф.Ярославовой.
Таким образом, Т.Ф. Ярославова была в родстве с Лермонтовыми через Ртищевых. Ртищевы - ещё одна фамилия, которая может объяснить появление портрета «Неизвестной» Ярославовой в усадьбе «Нероново» М.М.Ярославовой – Черевиной («Яринское Нерльского уезда и Ртищевы. Ярославова Татьяна Федоровна,мать детей Ф.Г.Орлова - сестра Орловой Елизаветы Федоровны).
Щетинная кисть, выбранная художником Г.Островским напоминает святую царицу Щетициницу. Cведения о ней я встретила в книге « Русь Мировеева» В.Карпца. Впервые упоминала царицу Щетициницу 1 января 2008 года в статье «Плачущая Украина: Тимошенко атакует дочь Ярослава Осмомысла».
Книгу В.Карпца «Русь Мировеева» называла в статье от 1 июля 2008 года «Лебедия: «Киевский» Лебедь и лебединый герб Москвы...».
В.Карпец не первый занимался исследованием, посвященным царице Щетицинице.
О ней рассказывается в «книге новгородского краеведа и археолога прошлого столетия Василия Передольского (книга была издана только в самом Новгороде в 1898 году и ни разу не переиздавалась ни до, ни после 1917 года)…»
«Краевед…указывает на существование в Новгороде по крайней мере до XIII века Православной церкви во имя святого апостола Петра, служба в которой шла, однако, на латинском языке. Первым же новгородским храмом вообще, по свидетельству Передольского, была православная церковь Праведного Лазаря…»
О церкви святой Щетициницы В.Карпец сообщает следующее:
«В официальном летописном своде сказано: «В 1194 году поставлена бысть в Великом Новеграде церковь древяная святыя Троицы на Софийской стороне, на Редятине улице Щетищи Югорши, а что ныне словет на Новинке. В пергаментном же сборнике под 6673 г. от С. М. записано: поставиша Церковь святыя црця Щетициницы“. Вскоре, однако, именование этой церкви изменили на Церковь Святые Троицы на Щетиницы. Но в честь какой царицы была поставлена церковь и почему именование храма изменилось? Официально утверждалось, что поставили ее немецкие купцы города Штетина»
Великим князем Новгородским в 1194 г. уже повторно был князь Ярослав Владимирович, его называют сыном Великого князя Владимира Мстиславича Псковского, Трипольского, Торопецкого, Торжского и Великолукского, потомком Мстислава Великого.
Князь Псковский Ярослав Владимирович, княживший в Пскове уже в начале XIII века, как раз и является сыном князя Владимира Мстиславича Псковского.
Именно князь Ярослав Владимирович Псковский известен симпатиями к латинянам. И конкретно при нем немецкие купцы из Шецина (Штеттина) могли поставить в Великом Новгороде церковь святой царицы Щетициницы.
Великий Князь Ярослав Владимирович был князем Пскова в годы образования Эзель-Викского епископства. Он состоял в родстве с «Балтийским Папой» Альбертом, которое описывалось мною в статье :
«Князь Ярослав Васильевич Стрига Оболенский - родоначальник князей Ярославовых, был одним из двух Псковских Князей, которого дважды избирало Псковское Вече. За три века до него, т.е. в XII веке, дважды избирался Псковским Вече лишь Князь Владимир (Георгий) Мстиславич, сын Мстислава Ростиславича Храброго из Смоленских Князей, супругой которого была племянница «Балтийского Папы» - Рижского епископа Альберта, дочь Дидриха фон Аполдерна… Его отец получил от Альберта Идумейскую Рижскую область между Ригой и Венденом, который позже брал Князь Ярослав Оболенский во время его Ливонского похода..»….
Как писал о Князе Ярославе Владимировиче (Смоленском) митрополит Евгений Болховитинов в «Истории княжества Псковского»: он «вел жизнь странную по-Рыцарски и скончался в 1245 году»
Достоверной историей создания церкви святой царицы Щетициницы в Великом Новгороде надо признать древнее предание о том, что поставлена эта церковь была купцами из Шецина (Штеттина).
К концу XII – началу XIII века, о котором идет речь, относится следующее повествование из истории Щецина:
«Поселение западнославянского племени поморян на месте современного Щецина появилось в VIII веке. В IX веке были построены укрепления на холме у берега Одера; в поселении находилось Святилище богов Триглава…Во второй половине X века, в результате войны с лютичами за Поморье, польский князь Мешко I занял земли, где расположен современный Щецин, однако в состав польского государства они включены не были. Сохранив независимость, Щецин стал административным и экономическим центром Западного Поморья. Лишь в 1124 году польский князь Болеслав III Кривоустый подчинил Щецин и крестил его жителей. В конце XII века город вошёл в состав Священной Римской империи. Поселение стало центром герцогства Померания-Штеттин; началась германизация населения Щецина, немцами называвшегося Штеттином».
В архивах Алексея Тихоновича Ярославова - отца Александры Алексеевны Ярославовой (Клементьевой), чей портрет исполнен щетинной кистью, как три других портрета урожденных Ярославовых, есть письмо, которое я назвала «криптографическим».
В нем упоминается Мешко I и Болеслав Кривоустый. А само письмо из архива А.Т.Ярославова относится к родословному поиску, который он вел.
«Сохранилось «криптографическое письмо», переписанное А.Т. Ярославовым, с «зеркальными буквами К»… речь идет о Польском короле Мешко и крещении Польши с переходом на польского короля Владислава I Германа - сына Добронеги (Марии - дочери Владимира I ) и Болеслава Кривоустого, о Краковских князьях, о балтийском северном Поморье, т.е. о Померании, и выделяется 1333 год, когда к власти пришел князь Тверской и Микулинский Михаил Александрович.
Дважды упоминается Ераслав (Ярослав). Речь идет, вероятно, о войне между польским королем Болеславом Храбрым и Ярославом Мудрым» («Рюрики Ярославовы: Оболенские, Тверские и Мстиславичи» 17 декабря 2012 года).
Возвращалась к этой же теме я в 2015 году 17 августа в день 770-летия со дня Ярославского сражения на реке Сан в статье о городе Ярославле на реке Сан.
«Криптографическому» письму была посвящена отдельная глава.
ДВОРЯНЕ ЯРОСЛАВОВЫ ГЕРБА ЛЕЛИВА. КРИПТОГРАФИЧЕСКЕ ПИСЬМО О ГЕРОЯХ ПОЛЬШИ И ЧЕРВОННОЙ РУСИ А.Т.ЯРОСЛАВОВА ИЗ ВОЛОГДЫ, ГДЕ В ССЫЛКЕ НАХОДИЛСЯ КНЯЗЬ ОСТРОЖСКИЙ ИЗ РОДА, ПРАВИВШЕГО ГОРОДОМ ЯРОСЛАВ НА РЕКЕ САН
«Персоналии, называемые в этом «криптографическом письме», в частности, Польского короля Мешко, Болеслава Кривоустого, Краковских князей (в т.ч. Стефана), а также упоминание Померании, со всей очевидностью, совпадают с фигурами, названными в истории города Ярослав на Сяне и Галицко-Волынского королевства, представленной в настоящей статье. А «Sanaena Ярославь» в этом письме относится к городу Ярославлю на Сяне (Сане), а не к имени князя.
В статье «Ярославь» справочника к «Слову о полку Игореве», ученые мужи рассуждают о том, почему в ряде случаев идет написание Ярославь вместо Ярославль, в частности там, где им бы ожидалось видеть «Ярославль внук», т.е. внук Ярослава. Но никто из них не обсуждает версию о том, что речь идет о городе Ярославь на Сяне, чье название писалось с мягким знаком на конце, где и происходили ключевые события той эпохи.
Упоминаемый в «криптографическом письме» Стефан Краковский - это Иштван I Святой из династии «королей Святых» - Арпадов, в латинизированном варианте он - Стефан I Венгерский. Династию Арпадов представлял и Кальман I Книжник – предок Ярослава Осмомысла, последнего самостоятельного Галицкого князя.
А поскольку названные фигуры представляют Венгрию, то Арпады - это Лебедия «переехавшая» из предгорья Урала за Карпаты, в IX -X веках и сделавшая при этом остановку на берегах Азова и Черного моря» («Город Ярослав на реке Сан, основанный Ярославом Мудрым на землях, отвоеванных им у польских князей, и 770 лет победы в Ярославском сражении будущего короля Руси Даниила Галицкого»).
Таким образом, Щецин, откуда купцы прибыли в Великий Новгород и поставили церковь святой царицы Щетициницы, был завоеван польским королем Мешко I, упоминаемом в письме из архивов А.Т.Ярославова.
Мешко I - первый польский князь из династии Пястов. Посвящение завоеванию князем Мешко I - Балтийского Поморья сделано мною в ещё одной статье о родословии и истории фамилии Ярославовых:
К теме Померании, где находится город Шецин, я обращалась в 2016 году , в статье об «Ордене Лебедя» в истории о передаче Бранденбургской марки, с чего начался Орден и Елизаветы Померанской
«Фридрих II Бранденбургский, основавший «Орден Лебедя» в 1440 году, был сыном Елизаветы Ландсгут-Баварской, в свою очередь, - дочери правителя Милана Висконти.
Его отец Фридрих I Бранденбургский был братом Джона III (Юхана (Иоанна) Нюрнбергского, женатого на Маргарите Люксембургской - дочери Карла IV Люксембургского (Карела) императора Священной Римской империи, родом из Чехии (Прага).
Маргарита Люксембургская была дочерью от супруги короля Елизаветы Померанской, из потомков Агафьи Святославовны, по матери внучки Великого князя Игоря Святославича и Ефросиньи Ярославны - героев «Слова о полку Игореве».
Таким образом, Бранденбургскую марку отдал Фридриху I Бранденбургскому сводный брат Маргариты Люксембургской - Сигизмунд I Люксембург император Священной Римской империи, который был «одной из движущих сил» Констанцского собора».
Можно сказать, что Бранденбургскую марку отдал сводный брат Маргариты Люксембургской из потомков Ярославны – главной героини статьи «Плачущая Украина: Тимошенко атакует дочь Ярослава Осмомысла», где я обращала внимание на то, что молитва называлась плачем в православии и впервые упоминала царицу Щетициницу.
В этой же статье 2016 года шла речь о епископе Оттоне I Бамберге, имеющем отношение и к истории Шецина.
«Похоронен основатель «Ордена Лебедя» в городе Ридфельд, упоминаемом в 741 году в документах немецкого королевского двора, в 1285 году уже именуемом Нивенштадт (Nivenstadt). В монастыре цистерцианского аббатства, основанном епископом Отто I Бамбергом - «апостолом народа Померании» (славян). К периоду с 1297 года до 1625 года в монастыре относятся захоронения Гогенцоллернов».
Епископ Оттон I Бамберг уничтожил идолов богов Триглава в Щецине, в Померании:
Оттон I Бамберг «В 1124—1125 и 1128—1129 годах руководил миссионерской деятельностью католической церкви в Западной Померании среди местных славян. В 1124 году отправился на миссию в Померанию вместе с духовенством своей епархии, катехизаторами, слугами и вооруженной охраной, предоставленной ему Болеславом III, князем Польши.
В 1128 году Оттону пришлось повторить миссионерскую поездку по просьбе Вратислава I, герцога Померании». Один из участников Миссии Адальберт, будущий первый епископ Померании. Отто умер 30 июня 1139 года в Бамберге, в Священной Римской империи и похоронен в церкви Святого Михаила…»
Из города Бамберг происходили Бабенберги . Это Франкония (север современной Баварии).
Дочерью маркграфа Луитпольда Бабенберга была Ода – мать князя Ярослава Святославича.
«Матерью князя Ярослава Святославича была Ода - дочь маркграфа Луитпольда Бабенберга. При этом Бабенберги (нем. Babenberger) - это первая княжеская династия в Австрии (976-1246). Они происходили из города Бамберг во Франконии (север современной Баварии) и были также герцогами Швабии (1012-1038), Баварии (1139-1156) и Штирии (1192-1246). Воспитывался Ярослав Святославич (Константин) в землях своей матери»
Святой Ярослав Муромский - это ещё один Святой Черниговского княжеского дома. На месте убийства его сына Михаила в Муроме князь Ярослав построил церковь Бориса и Глеба. Когда же язычники хотели убить самого князя он вышел к ним с иконой Богоматери, после чего многие муромцы сами перешли в христианство.
Как видим, Святой Ярослав Муромский понимал «Бориса и Глеба» не только как символ братского предательства, но и как символ гибели от варваров. Ведь варвар - это, по сути, и есть тот, кто идет убивать родную кровь или стравливает кровных родственников, подвигая их к взаимному уничтожению («Масонская табакерка Ярославовой – Брянчаниновой, Академия Наук Петра I, Дубровицы и Архангельское» Ч.3).
В истории церкви царицы Щетициницы в Великом Новгороде В.Карпец упоминает шапку, похожую на шапке Бориса и Глеба на камее, найденной у церкви именно Михаила Малеина. Т.е. Михаила, как убитый князь Михаил Ярославич потомок Оды Штаденской – дочери маркграфа Луитпольда Бабенберга.
Придел Михаила Малеина был в церкви, построенной в «Кораллово» А.М.Ярославовым, изображенным щетинной кистью, как урожденный Ярославов, на портрете Г.Островского из усадьбы «Нероново».
И именно церковь святого Михаила Малеина в Новгороде упоминает В.Карпец в связи с находкой гностической камеи (серебряный брусок).
Он толкует это так:
«Слева на ней «стоит человек с плеткой в правой руке и протянутой левой к другому человеку… Над головой правого - луна, сам он с длинными волосами, одет с поясницы по самые ступни; ноги босые. Надпись на камее такова: «Аз есмь ночь, очуни ее». Сам Передольский утверждал, что это «учение о свете и тьме Зороаштра, внесенное в древний буддизм новгородцев». Гипотеза же В.Карпеца такова: «камея изображает трагедию, постигшую меровингский род на Западе…камея не столько гностическая, сколько «династическая» («Масонская табакерка Ярославовой – Брянчаниновой, Академия Наук Петра I, Дубровицы и Архангельское» Ч.3).
Я от себе добавила, что , по моей интуиции, многие тайны Руси откроются через Михаила Малеина - учителя основателя сети Афонских монастырей, по Уставу которого жила и Спасо-Каменная обитель в «Северной Фиваиде», Сказание о которой написано Паисием (Ярославовым)»
Эта Спасо-Каменная обитель на Кубенском озере, как раз, и основана потомками Оды Штаденской и Луитпольда Бабенберга.
В. Карпец приводит также сведения о монетах клада с изображением мученика в шапке, как у Бориса и Глеба и лилиями:
«В качестве примера, который может послужить дальнейшим путеводителем и ключом ко «вратам отверстым царска дворца затверста», приведем сведения о так называемом Старорусском кладе, найденном в 1892 году в д. Сельцы Старорусского уезда. Среди изображений на монетах этого клада В. С. Передольский, датировавший их XII-XIII вв., обнаружил неизвестного мученика в шапке, как у Бориса и Глеба с Крестом и двумя лилиями по обе стороны от изображения. Кто этот явно царственный мученик с не известными позднейшей русской истории лилиями? ().
Я думаю, речь идет конкретно о князе Муромском Михаиле Ярославиче - сыне Ярослава Святославича Муромского. Он является таким же мучеником, как Борис и Глеб. А Лилии указывают на его особое происхождение.
По матери Ода Штадентская была родственницей Папы Римского Льва IX, одного из последних представителей династии Этихонидов («Березы бенедиктинского Эттальского аббатства императора Людвига Баварского и День Тела и Крови Христовой по видению монахини монастыря дочери Барбароссы»).
Продолжением этой Эттальской истории было мое участие в Процессии крови Христовой в Брюгге в 2017 году («Спасо-Каменный монастырь Глеба Борисовича из рода Папы Льва IX. Бабенберги из Франконии. Этталь»).
Этихониды династии правителей Эльзаса, история которой связана с Меровингами:
«Первые упоминания о династии встречается в pagus Attoariensis около Дижона в северной Бургундии. В середине VII века местный герцог по имени Амальгар и его жена Аквилина упоминаются как основатели и покровители монастырей. С помощью денег, полученных от короля франков Дагоберта I и его отца с целью восстановления их лояльности и в качестве компенсации в связи с потерями, которые они понесли в Бургундии как приверженцы королевы Брунгильды и её внука Сигиберта II, Амальгар и Аквилина основали женский монастырь в Брижиле и мужской в Без. Их владения унаследовал третий ребенок Адальрих, отец герцога Эльзаса Адальриха. Именно Адальрих стал основателем могущества династии в Эльзасе, получив в итоге герцогский титул. Его прозвище Этихо дало имя династии».
Будучи близкими к Меровингам, они могли с ними вступить в родство.
С учетом того, что Отто I Бабенберг был епископом Померании и конкретно Шецина, а церковь царицы Щетициницы основали купцы из этого самого Шецина, крещенного Отто I Бабенбергом, то царицей Щетициницей и была Ода Штаденская – Великая княгиня Киевская и Черниговская. Есть мнение, что её первым мужем был рано умерший князь Новгорода Владимир Ярославич - сын Ярослава Мудрого. И вторым мужем стал другой сын Ярослава Мудрого – Святослав Ярославич.
Этим может объясняться появление церкви Щетициницы в Великом Новгороде.
«Григорием Турским описывается предание, согласно которому, Меровей был рожден в результате соития его матери с морским чудищем. Миф гласит, что при рождении сына мать увидела щетину вепря у Меровея на спине»
Князья Ярославовы-Оболенские (Ярославовы) – потомки Черниговских князей и Святослава Ярославича
Но у него было две жены: Киликия и Ода.
Щетинная кисть, которой нарисованы портреты урожденных Ярославовых, является указанием на то, что они потомки именно Оды Штаденской.
На это же указывало Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном монастыре и особые отношения Ярославовых с этим монастырем.
Все материалы раздела «Я урожденная Ярославова Наталья Борисовна 22.2.60 »