Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

1000-летие русского монашества в лавре Афанасия Афонского и Афанасьевские монастыри Руси, посвященные крестильному имени первого Тверского князя Ярослава (Афанасия)

    • Явление Богородицы Афанасию Афонскому - основателю Великой Афонской лавры
    • Патриарх Антиохский Иоанн молится перед мощами Афанасия Афонского. 2014 год. Фото www.pravoslavie.ru
    • Вид лавры на Афоне. Клеймо иконы Экономисса
    • Афанасий Афонский превращает соленую воду в питьевую.Клеймо иконы Экономисса
    • Богородица с предстоящим Афанасем Афонским и Михаилом Синадским
    • Афанасий Афонский с Николой и Антонием Великим
    • Реплика иконы Афанасий Афонский , Варлаам и Иоасаф. Спасо-Каменный монастырь, Сказание о котором писал Паисий Ярославов
    • Афанасий и Кирилл Александрийские
    • Древний монастырь Афанасия Великого и Кирилла Александрийского в Киеве. Основан Великим князем Всеволодом Ольговичем, имя в крещении которого - Кирилл
    • Ярослав (Афанасий) III Ярославов - Великий князь Псковский , Владимирский, Киевский и первый князь Тверской. Худ.Б.А.Чориков /2/
    • Афанасьевский монастырь в Кремле, где был заточен Гермоген
    • Афанасьевская (Ярославова) Тихвинская икона Божией Матери, хранившаяся в Тихвинском монастыре и перевезенная в Рыбинск
    • Кирилл Белозерский. Икона Дионисия Глушицкого (Дионисиат)
    • Церковь Кирилла и Афанасия в Ярославле 1664 года /4/
    • Афанасьевскиий монастырь на Мологе - бывший Холопий, где хранилась Афанасьевская Тихвинская икона Божией Матери
    • Затопленный Афанасьевский женский монастырь на Мологе. Теперь Рыбинское водохранилище
    • Вологда. Церковь Афанасия и Кирилла, что на Наволоке. Река Вологда

©Наталья Ярославова-Оболенская
28 мая 2016 года

Основанная Афанасием Афонским Великая лавра в эти дни празднует 1000-летие русского монашества на Афоне (Патриарх Кирилл прибыл на Афон. На Святой Горе Предстоятель Русской Православной Церкви вместе возглавит торжества в честь 1000-летия русского монашества на Афоне…")

На Афон прибыл президент России и патриарх Всея Руси и вот теперь им надо вновь вспомнить об Афанасии Афонском ( Пьер Авриль , Le Figaro. Путин протягивает руку православным братьям с горы Афон).

Вспомнить после того, как не один век эту тему «закрывали» большевики, когда топили Афанасьевский Мологский монастырь, и Екатерина II, при которой в Кремле были окончательно стерты руины Афанасьевского монастыря и отдан приказ зарисовать фрески в киевской церкви Афанасия и Кирилла. Тверской Афанасьевский девичий монастырь в Твери был упразднен в 1723 году при Петре I. А Афанасьевская Тихвинская икона оказалась много менее известной, чем более поздняя Тихвинская, явленная над Ладогой.

Именем Афанасий был крещен первый Великий князь Тверской Ярослав Ярославович («Вклад А.Т.Ярославова в Клинскую церковь Никольского. Афанасьевские церкви и Афанасьевская Тихвинская - след Тверского дома Ярослава III (Афанасия)»).

Многочисленные Афанасьевские монастыри и церкви посвящались ему. Афанасий - это символ Тверского княжеского дома. И одновременно - Великой Лавры Афона и учредителя афонского монашества - Афанасия Афонского.

Имя Афанасий - от древнегреческого имени Атанасиос, (поздн. Афанасиос, Атанасиос), происходящего от - "бессмертный" (атанатос, афанатос).

Бессмертный, т.е. противоположный смерти – танатос (фанатос).

Уменьшительное имя - Афон совпадает с названием Святой горы.

Таким образом, Афонская лавра была названа от имени её основателя византийского монаха Афонасия.

Вместе с появлением русского монашества на Афоне культ имени Афанасий и культ святого Афанасия возник и в Киевской Руси.

А затем - с имени Афанасий в крещении Великого князя Ярослава Ярославовича начался Тверской княжеский дом.

Одна из самых известных икон Афонской лавры – «Экономисса». На ней изображено явление Богородицы - Афанасию, когда его из-за голода стали покидать ученики и он, отчаявшись, тоже чуть было не покинул место его подвижничества. Сначала Афанасий подумал, что его искушает дьявол, но Богородица дала ему знак – родник, который начал бить из камня. И вернувшись на месте своего монашества, Афанасий Афонский нашел достаточно еды для себя и для общины. С того самого момента, когда Богородица явилась Афонасию, она ведет экономику Афонской лавры, отчего и названа «Экономиссой». Икона эта с клеймами. На одном из клейм святой Афанасий превращает соленую воду - в пресную.

Епископ с именем Афанасий в 1354 году посвящал в священный сан Сергия Радонежского.

Это Афанасий I - епископ Владимиро-Волынский и Переяславльский.

«В 1354 году к преосвященному Афанасию в Переяславль прибыл преподобный Сергий Раднежский и просил его о назначении игумена в основанную преподобным обитель. На его просьбу святитель ответил: "Отныне будь отцом и игуменом для братии, тобою собранно, в новой обители Живоначальной Троицы!" Затем он рукоположил преподобного Сергия сначала во иеродиакона, затем во иеромонаха и возвел в санигумена…» ( Афанасий I, епископ Владимиро-Волынский ).

В это время Афанасий Владимиро-Волынский замещал святителя Алексия, уехавшего в Константинополь.

К Афанасию Сергий, возможно, пришел ещё и потому, что его отца звали Кирилл.

В Киевском княжестве была и существует в настоящее время древняя церковь святых Афанасия Великого и Кирилла Александрийского.

Афанасий Великий более ранний святой. В его честь, вероятно, и был назван Афанасий Афонский - основатель Афонских монастырей.

Двум вот этим знаменитым Афанасиям: Александрийскому и Афонскому и посвящался Афанасьевский культ на Руси.

Когда в XVII веке началось сокрытие имени Афанасий киевскую церковь именовали уже просто Кирилловской.

Возводил церковь Афанасия и Кирилла Великий князь Черниговский Всеволод Ольгович, чье имя в крещении было Кирилл.

Грандиозное строительство было посвящением его персональному святому - Кириллу, известному по их совместным с Афанасием Великим иконам.

Уже в XIX веке, когда Врубель восстанавливал фрески в киевской Кирилловской церкви, он изобразил «Кирилла и Афанасия по схемам, взятым из фресок Кирилловскаго придела: они стоят на земле, усеянной цветами; в глазах их скрыта тайна».

Для Ольговичей Кирилловский храм стал и фамильной усыпальницей. И именно в этой церкви погребен легендарный князь Святослав – герой древнерусской поэмы “Слова о полку Игореве”, родной брат Великого князя Киевского Ярослава Всеволодовича, крестившего именем Афанасий своего сына Ярослава Ярославовича, ставшего первым Тверским князем.

Т.е. дядя Великого князя Ярослава (Афанасия) был похоронен в церкви Афанасия и Кирилла в Киеве.

Этот факт для меня интересен ещё и тем, что моих предков Ярославовых называли также «Кирилловыми». Кирилловы, суть, - прозвище, потому что официально в документах оно не проходило.

Имя в крещении Афанасий Великого князя Тверского Ярослава Ярославовича, также как и происхождение его супруги Ксении из Черниговского княжеского дома, повлияло на имя их сына – Михаила Ярославовича Тверского.

Великая княгиня Ксения Тверская была из Тарусского княжеского дома, князей Черниговских. Её предок Великий князь Михаил Черниговский.

Учителем святого Афанасия Афонского был Михаил Малеин.

И Афанасий Афонский изображается на иконе предстоящим Богородице вместе с Михаилом Синадским. Глава этого Михаила Синадского, жившего на полтора века раньше, чем Афанасий Афонский, хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне.

Какое-то значение и Михаил Синадский, также как Михаил Малеин, имел в судьбе Афанасия Афонского (Куда ушла София: Яр,«Ярлов ренессанс» и Дом Ярослава Мудрого).

Отсюда и имя Михаил у сына Великого князя Ярослава (Афанасия) - племянника князя Святослава Всеволодовича, похороненного в церкви Афанасия и Кирилла в Киеве.

Церковь Афанасия и Кирилла «Ныне это единственный в Киеве древний храм, не имеющий пристроек; весь первоначальный остов его сохранился от древности целиком… Стены Кирилловской церкви сохранили древнюю фресковую живопись. Все надписи сделаны здесь по-славянски. В росписи храма: богородица, благославляющая Кирилла и Афанасия, сцена , где Св.Кирилл боролся с представительницей языческой философии – Ипатией» (Непростая судьба Кирилловской церкви).

Киевская Церковь Афанасия и Кирилла розовая, что имеет значение. О ней пишут так: «Кирилловская церковь была красива изначально. Представьте себе: здание, которое обложено плитками розового цвета. А внутри все ее стены были покрыты фресками и пол украшен мозаикой».

На описанных фресках изображен розовый саркофаг в сцене «погребения св.Кирилла в розовом гробе (с крестом), напоминающем шиферные саркофаги».

В статье о киевских саркофагах X-XII века указывается, что сам материал - красный шифер (пирофилитовый сланец) добывался в Овруче; из него сделаны были многие архитектурно-декоративные детали в Десятинной церкви и в Софийском соборе …можно найти аналогии и среди плит храма Софии в Охриде и водосвятного фиала лавры Афанасия на "Афоне, основанной в 60-х гг. X века, что свидетельствует об участии греческих мастеров» Происхождение таких саркофагов связывают «с византийским влиянием, шедшим через Балканы» ( Киевские саркофаги X-XII века).

Лавра Афанасия на Афоне, как видим, здесь тоже называется. Кафоликон и упоминаемый водосвятный фиал ныне - в Филоефеевском монастыре Афона (Афон).

Как уже сказано, Афанасий и Кирилл Александрийские на иконах изображаются вместе.

И им совместно посвящена древняя церковь в Киеве.

Также и в московском Кремле вслед за Афанасьевским монастырем появилось рядом и Кирилловское подворье:

«В московском Кремле в XIV веке существовал храм святого Афанасия патриарха Александрийского, упоминаемый в Степенной книге в 1389 году, и Афанасьевский монастырь, возникший вместе с этим храмом.

В кремлевском Афанасьевском монастыре со временем образовалось подворье монастыря Кирилла Белозерского (что на Белоозере), который, ещё, будучи, мирянином, жил в этом Афанасьевском монастыре. Возможно, и имя в постриге ему было дано Кирилл, поскольку память Афанасия и Кирилла архиепископов Александрийских празднуется в один день 31 января».

Братья Радонежские, как известно, были выходцами из Ростова.

Боярин Кирилл – отец Сергия Радонежского был вконец разорен совместными поездками в орду с Ростовским князем и принял решение о переезде в Радонеж.

С учетом дат, речь идет о князе Василии Константиновиче Ростовском, потомке Всеволода Большое гнездо. На годы его правления приходится известие 1316 года о том, что «что этот князь пришёл из Орды с татарскими послами, Казанчием и Сабанчием, которые «много зла сотвориша в Ростове». Полагают, что приход Василия из Орды с татарами был связан с борьбой за великокняжеское достоинство между тверским князем Михаилом Ярославичем и московским Юрием Даниловичем…»

В эти же годы Ростовское княжество разделилось на два удела.

Т.е. у Кирилла - отца будущего Сергия Радонежского были основания для смены места жительства.

Брат Сергия Радонежского – Стефан Радонежский был духовником Симеона Гордого.

Симеон Гордый - старший сын Ивана Даниловича Калиты, пришедшего к власти вследствие того, что Юрий Данилович, проклятый за предательство и наговор Тверскими князьями, не имел потомства.

У Ивана Калиты и Великого князя Юрия Даниловича был младший брат Афанасий Данилович. Афанасий не был Московским князем. Но был посажен на Новгород.

Появление церкви Афанасия в московском Кремле могло быть связано или с рождением сына Афанасия у Великого князя Даниила Александровича.

Или с третьим браком Симеона Гордого, женившегося на княгине Марии Александровне Тверской - дочери Великого князя Александра Михайловича Тверского.

Поскольку все Тверские княгини и княжны имели отношение к тверскому Афанасьевскому девичьему монастырю, то церковь святого Афанасия Александрийского и Афанасьевский монастырь могли появиться в Кремле именно при Тверской княгине Марии Александровне, в память о прадеде Великом князе Владимирском и Тверском Ярославе (Афанасии) III Ярославовиче».

При Рюриках, таким образом, монастыри и церкви назывались - Афанасьевские.

При Романовых, редкими «репликами» - воспоминаниями о Ярославе III (Афанасии) были церкви и монастыри Кирилла и Афанасия Александрийских( «Вклад А.Т.Ярославова в Клинскую церковь Никольского. Афанасьевские церкви и Афанасьевская Тихвинская - след Тверского дома Ярослава III (Афанасия)»).

После 1615 года появился Кирилло-Афанасьевский монастырь в Ярославле. Одноименная церковь в нем была построена в 1664 году

В Мологе ещё до Смуты существовал Холопий монастырь, переименованный в Афанасьевский (женский) в XIX веке, после строительства церкви Афанасия и Кирилла. Этот моложский монастырь, упоминаемый в 1509 году, был затоплен Рыбинским водохранилищем после революции.

Его история связана с Тихвинской иконой Божией Матери , явленной раньше, чем она появилась над водами Ладоги.

Икона именуется Афанасьевская Мологская. Можно перевести, как Ярославская Мологская, если считать, что все , что касалось Афанасьевских монастырей в районе Мологи относилось к Великому князю Тверскому Ярославу Ярославовичу

История первой Тихвинской иконы Афанасьевской - более ранней, чем явленная над Ладогой, рассказывалась мною в статье 2012 года «Всемирная азиатская торговля в древней Мологе, у начала Тихвинской системы. Правда, которую пытались затопить»…:

«До 1370 года (в иных источниках называется 1377 год), когда икона была передана в Афанасьевский монастырь, она принадлежала роду князей Смоленских.

Этой иконой незадолго до своей кончины, в 1298 году, св. князь Феодор Смоленский и Ярославский благословил своего старшего сына Давида.

Последний благословил ей своего сына Михаила на княжение в г. Мологу; сын Михаила Феодор передал эту икону в Афанасьевский монастырь…

К иконе Божией Матери стали во множестве стекаться богомольцы, и в настоящее время икона сия свято чтится всей Мологской страной… Именно в этом бывшем древнем Моложском княжестве, где первым удельным князем был Михаил - сын князя Ярославского (св.) Давида, благословленный на это княжение Тихвинской (Афанасьевской) иконой и жили бояре и помещики Ярославовы, упоминаемые в самом старом фонде Рыбинского архива.

По данным статьи «Рыбинскому архиву 85 лет: слагаемые успеха», 26.10.2006…:

«Самый древний документ, выявленный на сегодняшний день, находится в фонде Ф-103 «Помещики Ярославовы», датированный 1627 годом. Это выпись из писцовой книги (столбец)».

История эта повлияла, видимо, на боярина Михаила Ярославова и его сына Алексея Михайловича Ярославова, построивших церковь с приделом Михаила Маленина в их имении около Звенигорода и монастыря Саввы Сторожевского – ученика Сергия Радонежского.

В ходе «отделения» Афанасия от Кирилла , во времена Романовых стали появляться церкви только Кирилла Александрийского.

Такая редкая церковь Кирилла Александрийского была за Камой в селе Калегино, откуда была родом мать мэра Москвы Ю.Лужкова и моя бабушка Александра Николаевна Ярославова, урожденная Голикова…» (21 мая. Эйнштейн, Гитлер, Сталин, Сахаров, группа Голиковых, Кириенко,Ходорковский, Ройзман)

Вместе с этим в XIX веке вновь стал возрождаться интерес к Афанасьевским монастырям.

Оттого вероятно и Холопий монастырь переименовали в Афанасьевский.

А Врубель реставрировал фрески в церкви Афанасия и Кирилла в Киеве.

Он создал роспись: «Сошествие св.духа, для которого использовав композицию евангелия Гелатского монастыря».

Ущерб фрескам был нанесен их забеливанием по приказу Екатерины II:

«Фрески Кирилловской церкви при Екатерине II были забелены известью; открыты оне в 1860 г. священником П.Орловским…»

По моему мнению, история с «забывчивостью» Романовых об Афанасиях на Руси могла стать причиной недовольства афонских монахов. И для «подавления» этого недовольства Романовы прибывали на Афон.

Историю связывают с имяславием. Но привело это к «расколу» и появлению Нового Афона, куда ушла часть монашества.

В Новом Афоне, где я была, я не заметила акцента на Афанасии Афонском - основателе Великой лавры Афона

Все материалы раздела «История Ярославовых. Камень и вода»

Реклама


© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС