Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Делайте ставки, господа!

    • Я Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова Наталья Борисовна (22.2.1960). Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991). Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014). Я родилась 22 февраля 1960 года, Нефтекамск, Краснокамского района Башкирской АССР
    • Номер газеты Тюменские известия № 86-87 (3468-3469) от 23 апреля 2004 года, в котором опубликовано интервью со мной Делайте ставки, господа!©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960). Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991). Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014). Кандидат технических наук c 1988 (СССР). Я родилась 22 февраля 1960 года в Нефтекамске, Краснокамского района Башкирской АССР
    • Интервью со мной Делайте ставки, господа!, опубликованное в Парламентской газете Тюменские известия № 86-87 (3468-3469) 23 апреля 2004 года. ©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960). Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991). Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014). Кандидат технических наук c 1988 (СССР). Я родилась 22 февраля 1960 года в Нефтекамске, Краснокамского района Башкирской АССР
    • Преамбула. Это совмещенное интервью . Я урожденная Ярославова Наталья Борисовна в 2004 году Чистякова Наталья Борисовна (по фамилии бывшего второго мужа) как VIP респондент представлена: Эксперт комиссии по защите прав инвесторов Госдумы III созыва кандидат технических наук Наталья Чистякова. Второй VIP-респондент Алексей Янин. Интервью Делайте ставки, господа!, опубликованное в Парламентской газете Тюменские известия № 86-87 (3468-3469) 23 апреля 2004 года. Беседовала корреспондент Светлана Глотова
    • C вопроса о зависимости жизнедеятельности региона от бюджета цитируется мое мнение, как Натальи Борисовны в интервью Делайте ставки, господа!, опубликованном в Парламентской газете Тюменские известия № 86-87 (3468-3469) 23 апреля 2004 года. ©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960). Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991). Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014). Кандидат технических наук c 1988 (СССР). Я родилась 22 февраля 1960 года в Нефтекамске, Краснокамского района Башкирской АССР
    • Вопрос интервьюера ко мне как к Наталье Борисовна: Наталья Борисовна возвратимся в вопросу о просвещенности региональной власти. Интервью Делайте ставки, господа!, опубликованном в Парламентской газете Тюменские известия № 86-87 (3468-3469) 23 апреля 2004 года. ©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960). Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991). Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014). Кандидат технических наук c 1988 (СССР). Я родилась 22 февраля 1960 года в Нефтекамске, Краснокамского района Башкирской АССР
    • Интервью со мной Делайте ставки, господа!, опубликованное в Парламентской газете Тюменские известия № 86-87 (3468-3469) 23 апреля 2004 года. Переопубликовано в моей книге 2006 года История недропользования в России: Входной билет для эффективной дипломатии. Стр. 183. ©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960). Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991). Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014). Кандидат технических наук c 1988 (СССР). Я родилась 22 февраля 1960 года в Нефтекамске, Краснокамского района Башкирской АССР
    • Интервью со мной Делайте ставки, господа!, опубликованное в Парламентской газете Тюменские известия № 86-87 (3468-3469) 23 апреля 2004 года. Переопубликовано в моей книге 2006 года История недропользования в России: Входной билет для эффективной дипломатии. Стр. 184. ©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960). Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991). Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014). Кандидат технических наук c 1988 (СССР). Я родилась 22 февраля 1960 года в Нефтекамске, Краснокамского района Башкирской АССР
    • Интервью со мной Делайте ставки, господа!, опубликованное в Парламентской газете Тюменские известия № 86-87 (3468-3469) 23 апреля 2004 года. Переопубликовано в моей книге 2006 года История недропользования в России: Входной билет для эффективной дипломатии. Стр. 185. ©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960). Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991). Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014). Кандидат технических наук c 1988 (СССР). Я родилась 22 февраля 1960 года в Нефтекамске, Краснокамского района Башкирской АССР
    • Интервью со мной Делайте ставки, господа!, опубликованное в Парламентской газете Тюменские известия № 86-87 (3468-3469) 23 апреля 2004 года. Переопубликовано в моей книге 2006 года История недропользования в России: Входной билет для эффективной дипломатии. Стр. 186. ©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960). Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991). Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014). Кандидат технических наук c 1988 (СССР). Я родилась 22 февраля 1960 года в Нефтекамске, Краснокамского района Башкирской АССР

©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960). Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991). Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014). Кандидат технических наук с1988 (СССР). Я родилась 22 февраля 1960 года в Нефтекамске, Краснокамского района Башкирской АССР

Интервью со мною Ярославовой-Оболенской Натальей Борисовной (экс Чистяковой, экс Годуниной) и по инициативе редакции Тюменских известий. Я представлена: Эксперт комиссии по защите прав инвесторов Госдумы III созыва кандидат технических наук Наталья Чистякова

На дату публикации я урожденная Ярославова Наталья Борисовна (22.2.1960) была Чистякова Наталья Борисовна по фамилии бывшего второго мужа, кандидат технических наук с 1988 года.

На дату публикации я постоянно жила в Тюмени. С 2007 года я в Петергофе, С-Петербург.

Курсивом в тексте выделено то, что было исключено из текста моих ответов в интервью 2004 года в АиФ в Западной Сибири, но было включено в 2006 году в мою книгу "История недропользования в России: входной билет для эффективной дипломатии". Большая часть тексте этого интервью со мной не была опубликована. В том числе, такое важное предупреждение: Если Тюменская область не поднимется на новый уровень оценки собственного состояния экономики, то появится внешняя аналитика по аудиту экономики Тюменской области. В 2023 году много внешних оценок состояния нефтегазовой экономики, что, в первую очередь, относится к нефтегазовой Тюменской области.

Комментарий 2023 года об этом интервью

Их два интервью со мной про Ставки 2003 и 2004. В АиФ ЗС июль 2003. В Тюменских известиях 23.4.2004

Делайте ставки, господа!-интервью 2004, которое волнует в 2023.Нефтяная аналитика-высокие технологии

Делайте ставки, господа!

Интервью с Натальей Чистяковой

Опубликовано в Парламентской газете

«Тюменские известия» № 86-87 , 23 апреля

2004 года

Переопубликовано на сайте www.Severinform.ru

в обзоре межрегионального агентства информации

"Вся Россия" 73 (1152) от 24 апреля 2004 г.

Вопрос предстоящего объединения Тюменской области и разграничения полномочий субъектов РФ все более переходит из политической в экономическую плоскость. Подобно «сиамским близнецам», политика и экономика обречены на взаимозависимость

Многие из VIP-респондентов уже высказали свое мнение относительно интеграционных процессов. Сегодня "ТИ" предлагают вниманию своих читателей продолжение разговора, начатого на страницах газеты, ..с экспертом комиссии по защите прав инвесторов Госдумы РФ третьего созыва кандидатом технических наук Натальей Чистяковой

Жизнедеятельность региона, состояние его бюджета напрямую зависит от эффективности деятельности нефтегазодобывающих предприятий?

Процессы объединения области надо, прежде всего, оценивать в контексте того, как начавшееся перераспределение полномочий скажется на экономике нефтяных и газовых компаний и сопутствующего им сервисного бизнеса. Экономическое благополучие региона практически полностью зависит от ТЭКа: машиностроительный комплекс, мечтающий ещё много лет выполнять заказы нефтяников и газовиков; пищевая промышленность, ориентирующаяся на северного потребителя; банки, обслуживающие нефтяные финансовые потоки. Словом ТЭК – это «экономическое счастье» и от добра - добра не ищут. Не берутся же Канары развивать высокотехнологическое химическое производство, если природно-климатические условия этих островов таковы, что туризм там приносит сверхприбыли. Точно также и в Тюменской области, где сверхдоходы связаны с ТЭКом, не надо думать о другом производстве к тому времени, когда нефти здесь не будет. Тогда когда нефти и газа не будет, никакое иное производство здесь население не удержит и начнется обратная миграция: в теплые страны и в более благодатные земли. Однако эти времена наступят не скоро.

-Как оценить долгосрочные перспективы экономики, если, по Вашему мнению, ни текущие показатели ВВП, ни текущее состояние бюджета не отражают в полном объеме состояние экономики Тюменской области?

Нужны дополнительные показатели, даже новая система показателей, дающая более объективные оценки состояния экономики. Если Тюменская область не поднимется на новый уровень оценки собственного состояния экономики, то появится внешняя аналитика по аудиту экономики Тюменской области.

Я бы сегодня оценивала перспективы экономики Тюменской области по готовности частных инвесторов (т.е. не бюджетных), вкладывать свои средства в ТЭК Тюменской области: в права пользования недрами, в геологоразведку, в новые технологии по повышению нефтеотдачи пластов и т.п. Ещё более «тонкий показатель» состояния экономики – это инвестиции в малый бизнес, в т.ч. в сервисный бизнес ТЭКа.

-Процессы укрупнения в Тюменской области улучшат эти оценочные показатели?

Укрупнение области способствует концентрации полномочий, но это лишь одна желательная составляющая. Инвестиционная просвещенность региональных правителей в данном случае приоритетна. Четыре года назад индикатором либеральной просвещенности было отношение к Соглашениям о разделе продукции. Обращу внимание, что заявление нового министра природных ресурсов Юрия Трутнева по СРП привело нефтяные компании к «тихому ликованию». Он признал, что СРП позволяет власти предъявлять субъективные требования к нефтяным компаниям. Социально-экономические требования соглашений часто толкуются региональными властями очень широко и подобная «широта толкования» шокирующее удивляет нефтяной бизнес. Позиция министра в данном вопросе снимает «страхи» нефтегазовых компаний, касающиеся того, что с уменьшением региональных бюджетов социальная нагрузка на них возрастет.

Федеральная власть, вообще, настроена уменьшить субъективную зависимость предприятий и населения от региональных властей. Именно в связи с этим отменяются многие льготы взамен на компенсации в рамках пенсий и иных социальных выплат. Это новая федеральная тенденция организации власти.

-Наталья Борисовна, возвратимся к вопросу о просвещенности региональной власти.

В этой связи надо сказать, что в Тюменской области сейчас есть ряд «застарелых проблем» ТЭКа. И в процессе укрупнения очень важно, позиция кого из региональных лидеров окажется предпочтительнее.

Что это за проблемы?

Прежде всего, надо разработать новые механизмы финансирования воспроизводства минерально-сырьевой базы. Ностальгия о поступлении средств на все объемы геологоразведочных работ из федерального бюджета. Наблюдается, но подобная практика уже не повторится. Здесь существует две крайние позиции. Нефтяные компании хотят автоматически получать право на добычу нефти или газа на участках, где ими ведутся работы в рамках лицензий на поиск и разведку полезных ископаемых. Противоположная позиция такова, что участки, где выявлены запасы, надо выставлять на общий конкурс, без предоставления преимуществ компаниям, открывшим запасы. Их выгода - лишь в компенсациях за открытия. Между этими крайними позициями надо искать компромисс.

Есть также крайности в вопросе о предоставлении и изъятии лицензий, где наказание за нарушение условий лицензионных соглашений или слишком незначительно (штраф), либо непомерно велико - лишение лицензии. Середины нет. Процедуры приостановления действия лицензий, их аннулирования - не прозрачны – об этом говорил Джон Фаулер, генеральный директор Салым Петролеум Девелопмент на II Международном инвестиционном форуме «Россия: нефть, газ, энергия, прогресс». Контроль за соблюдением условий лицензионных соглашений в законе «О недрах» и ожидаемом кодексе «О недрах» хорошо не прописан. Ассоциации малых и средних нефтегазодобывающих предприятий "Ассонефть" регулярно осуществляет постановку целого ряда актуальных задач по внутреннему ценообразованию, по дифференцированному НДПИ и их также надо решать. В нефтяном бизнесе буквально «клубок проблем», а состояние экономики области, повторюсь, зависит от ТЭКа. Поэтому, для Тюменской области было бы идеальным совмещение идеи «единства области» с руководством, либерально просвещенным в части проблем ТЭКа. -

-Как Вы думаете, какова будет судьба северных инвестиций на Юг?

Если мы доживем до крайнего случая, когда округа будут ликвидированы, то и северных бюджетных инвестиций, как таковых не будет, поскольку не будет бюджетов округов. До ликвидации округов они, как собственники будут финансово поддерживать принадлежащие им предприятия на Юге.

Обращу внимание, стартовые инвестиции уже сделаны два - три года назад, а сейчас наступает этап возврата инвестиций. В какой бюджет они будут возвращаться в случае объединения области и округов - разрешится на техническом уровне.

На сегодня крайне важно достижение соглашения между тремя субъектами. Если же такового не произойдет, то «гордиев узел» проблемы объединения достаточно быстро «разрубят» сверху. Так как в противном случае региональные элиты будут длительно отвлекаться от проблем ТЭКа. Им доверили бюджетообразующий бизнес России и это ответственно.

-Наталья Борисовна, а бюджет и его состояние разве мы не должны оценивать тогда, когда рассуждаем о плюсах или минусах грядущего укрупнения?

Состояние регионального бюджета не всегда точно отражает состояние экономики региона. Региональный бюджет зависит и от налоговых ставок, которые часто меняются, и от того, какая доля налогов изымается в федеральный бюджет. Все понимают, что происходящее уменьшение совокупного бюджета области и округов, не означает худшей работы ТЭКа Тюменской области, чем это было раньше. Напротив, и объемы добычи, и экспорт нефти за два первых месяца этого года увеличились более чем на 10 %, причем экспорт вырос даже больше, чем добыча. По темпам добычи мы стали вдруг приближаться к тем, показателям, которые согласно Энергетической стратегии России должны были достигнуть через пять лет. Однако происходящее, по предварительным оценкам, похоже на то, что нефтяные компании торопятся до изменения законов и налогов получить максимальные доходы. С одной стороны это долгожданный рост ВВП, с другой стороны такая «Неудержимая добыча» является признаком неуверенности в перспективах.

Экономика – это основа бюджета. Нет Экономики в регионе - нет бюджета, и никакой лоббизм в Москве не поможет : меняй налоговые отчисления и ставки или не меняй. Ошибки формирования бюджетов можно исправить достаточно быстро: год-два, а вот ошибки организации экономики сказываются десятилетиями. Поэтому процессы укрупнения Тюменской области надо, прежде всего, оценивать с точки зрения долгосрочных экономических перспектив.

-Как оценить долгосрочные перспективы экономики, если, по Вашему мнению, ни текущие показатели ВВП, ни текущее состояние бюджета не отражают в полном объеме состояние экономики Тюменской области?

Нужны дополнительные показатели, даже новая система показателей, дающая более объективные оценки состояния экономики. Если Тюменская область не поднимется на новый уровень оценки собственного состояния экономики, то появится внешняя аналитика по аудиту экономики Тюменской области.

Можно ли Вас понять так, что объединение области имеет смысл только для концентрации полномочий, что гарантирует быстрое проведение реформ?

За этими процессами могут стоять и другие неозвучиваемые цели. При перемещении центров власти происходи «очищение» и обновление элит. «Матрешечные субъекты» - это российская «управленческая экзотика». Отказ от экзотики и унификация не всегда хороши, но и это тоже может быть неявной целью. Устаревшей конструкцией являются и субъекты Федерации, созданные когда-то по национально-территориальному основанию. Однако все преобразования, все «эпохи перемен», несут в себе и разрушающее начало. Поэтому надо очень точно взвесить. Если положительные достижения экономики Тюменской области превзойдут неизбежные отрицательные последствия, то стоит браться за кардинальное перераспределение власти

Об объединении области рассуждают в контексте поправок к закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», в частности, в контексте ст. 26.6. Прокомментируйте для нашего читателя просто: что сказано в этих статьях…

В поправках повторена конституционная идея о том, что есть совместные полномочия субъекта Федерации и Российской Федерации. На территориях округов нашей области на эти «совместные полномочия» претендует и область, как субъект Федерации, и округ, как субъект Федерации. По Конституции России, область и округ как субъекты Федерации равны в своих правах. В статье 26.6 говорится о том, что области и округу надо договориться, о том кто будет заниматься реализацией совместных полномочий, а если они не договорятся, то первенство в части прав на совместные полномочия остается за областью. По мнению Югры, такая норма закона, отдающая полномочия области, в случае недостижения согласия, нарушает конституционный принцип равенства округа и области. Кроме того, область в этом случае мотивирована к тому, чтобы не заключать соглашение. Юристы области считают, что, напротив, будут ущемлены права области, если отдать округам реализацию совместных полномочий.

Что касается платежей за недра, то вопрос об этих платежах не разрешается в этом широко обсуждаемом законе.

Как видим, закон рассматривает ситуацию, когда округа сохраняются в составе области и продолжают существовать. Они лишаются Большой власти и малого финансирования. Но губернаторы сохраняются, округ сохраняется, бюджет округа сохраняется. Об объединении области, с сопутствующей ликвидацией округов, в этом законе речи не идет. Однако в связи с принятием этого закона и возможной утратой округами важных полномочий возникают размышления о том, стоит ли сохранять округа как субъекты Федерации. Но процедура изменения статуса округов и ликвидации округов это вопрос Конституции и конституционных законов. Такие решения принимаются на референдуме и внешние субъекты Федерации не могут принять решение о ликвидации, к примеру, Ханты-Мансийского или Ямало-Ненецкого округа. Это решение может принять только население самого округа.

Что получается: «патовая ситуация»?

Нет, это не шахматный «пат». Решение будет принимать население. На мнение населения влияют и работодатели, главным образом, нефтяные компании. И мы опять приходим к тому, что население округов и предприятия ТЭК выберут тот сценарий, который будет отвечать их благоприятным экономическим ожиданиям. «Нефтяная аналитика» и «нефтяная журналистика» очень актуальны, но это высокие технологии и у нас в области, несмотря на её нефтяную специфику, они развития не получили. Представьте чиновника, который ведет программу Познера. Это фиаско. Подобно этому бюрократ не может быть сценаристом и ведущим нефтяной или экономической дискуссии, а дискуссия разовьется тогда, когда региональная бюрократия свою жесткую хватку все-таки отпустит.

Беседовала журналист, корреспондент парламентской газеты "Тюменские известия" Светлана Глотова

Все материалы раздела «Мировой рынок нефти и газа»

Реклама

© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС