Объединение: задача своевременная, но непростая
На дату публикации я урожденная Ярославова Наталья Борисовна была Чистякова Наталья Борисовна по фамилии бывшего второго мужа, кандидат технических наук с 1988 года.
“Тюменские известия” продолжают публиковать мнения известных в области людей о грядущем объединении области и округов. Или, как говорят сегодня многие, о проблеме “укрупнения”. (Владимир НИКИФОРОВ, генеральный директор “Мега-групп”: Иван НЕСТЕРОВ, советник РАН, лауреат Ленинской премии и Государственной премии Правительства РФ, генеральный директор НИИ геологии и природных ресурсов; Наталья ЧИСТЯКОВА, руководитель Тюменского представительства Ханты-Мансийского регионального отделения академии социальных технологий и местного самоуправления, кандидат технических наук
Областная парламентская газета
Тюменские известия № 76 от 13.04.04 г.
Владимир НИКИФОРОВ, генеральный директор “Мега-групп”:
— Если говорить об укрупнении в привязке к Тюменской области, то в свое время крупнейший в мире Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс удалось создать только потому, что область была единой. Именно в Тюмени находились семь отраслевых главков, в том числе Главтюменьнефтегаз, Главтюменьнефтегазстрой, Главтюменьгеология, Главтюменьгазпром, которые курировали деятельность предприятий не только на Тюменском Севере, но и в Томской области. Их начальники одновременно являлись заместителями союзных министров. Именно в Тюмени была развернута мощнейшая база стройиндустрии, это был центр машиностроения, пищевой и легкой промышленности, рассчитанный на обеспечение Тюменского Севера. Вся транспортная инфраструктура была замкнута на Тюмень. Здесь располагались свыше тридцати ведущих научно-исследовательских и проектных институтов, десяток вузов, медицинские центры.
В самом начале освоения, когда в автономных округах не было ничего, кроме непроходимых болот да тайги с тундрой, особого гонору никто не замечал. А как только на Севере появилось нечто, созданное всем советским народом, автономии при первой же возможности поспешили признать себя самостоятельными. При этом ветераны освоения нефтегазовой целины, первооткрыватели тюменской нефти и газа со своими болячками оказались на юге Тюменской области, а все коврижки в виде платежей за пользование недрами — в северных автономиях. Конечно, это неправильно. Экономическое и административное объединение трех территорий в границах Тюменской области позволит более эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Ведь к снижению добычи нефти и газа необходимо готовиться загодя. Губернской власти предстоит изыскать альтернативные источники налоговых поступлений, трудоустроить и расселить сотни тысяч высвободившихся работников, проконтролировать работы по рекультивации земель, ликвидации скважин... А это весьма нелегкий труд.
Иван НЕСТЕРОВ, советник РАН, лауреат Ленинской премии и Государственной премии Правительства РФ, генеральный директор НИИ геологии и природных ресурсов.
— Прежде всего, я должен сказать, что никакого воссоединения не происходит. (Согласно Конституции РФ Тюменская область определена в существующих границах, следовательно, всегда была единой). На мой взгляд, этот процесс можно назвать переменой политических точек зрения руководства трех субъектов, влекущий за собой, естественно, и экономические последствия.
Думаю, для области в целом грядущие изменения — к лучшему. Так как централизация сосредоточения финансовых средств позволит осуществлять их распределение в нужном направлении.
Сейчас практически вся наука юга финансируется Севером: ЯНАО и ХМАО. Хочется надеяться, что в консолидированном бюджете найдется соответствующая строка. Это будет зависеть не от источника финансирования, а от грамотного подхода в выборе приоритетов того, кто будет стоять “у руля”, его человеческой и гражданской позиции.
Как геолог, уверен, что необходимо создать геологические структуры в качестве самостоятельных юридических лиц. Неплохо было бы восстановить Главтюменьгеологию как производственное объединение. В настоящий момент ситуация такова, что государство потеряло контроль над приростом запасов углеводородного сырья, а частные фирмы в этом не заинтересованы.
Если политика власти — как федеральной, так и региональной, — будет направлена на конструктивное решение данного вопроса, то производство ВВП будет увеличено даже более чем в два раза, я в этом глубоко убежден.
Наталья ЧИСТЯКОВА, руководитель Тюменского представительства Ханты-Мансийского регионального отделения академии социальных технологий и местного самоуправления, кандидат технических наук
Мне уже приходилось быть на острие проблемы единства области в 1993-1994 гг., когда я возглавляла экспертный совет по недропользованию при Тюменском областном Совете народных депутатов. Тогда я разрабатывала и проводила на заседаниях Малого совета ряд документов по разграничению полномочий, во-первых, в отношениях между администрацией Тюменской области и Тюменским областным советом. Между ними тогда тоже была конкуренция. И, во-вторых, между югом области и округами, прежде всего Ханты-Мансийским округом.
Почему не удалось решить проблему разграничения полномочий в 90-х? Федеральная воля была другая. Губернатор области Л.Ю.Рокецкий в тот период тоже был вынужден приостановить этот процесс. Кроме того, Ханты-Мансийский округ эффективно работал “на опережение”: создал команду специалистов, обученных мировому опыту недропользования. Юг не сумел изыскать средств для создания такой команды и финансирования разработки регионального законодательства о недрах. Округа быстрее провели все необходимые решения, быстрее запустили механизм недропользования, быстрее получили платежи за недра, а мы, на юге, оказались аутсайдерами. Экспертный совет по недропользованию был ликвидирован, ибо он напоминал об идее единства области, а это на определенном этапе считалось “плохим тоном”. С позиции времени могу сказать, что победа Югры была позитивна для территории. С той прошлой медлительностью и “вразвалочку” юг мог просто “завалить” многие вопросы, и сейчас разбирательств по поводу прав пользования недрами и т.п. было бы намного больше.
Самое положительное в тех объединительных процессах, за которыми мы все наблюдаем сейчас, — это возобновившаяся конкуренция региональных элит. Такая конкуренция, как правило, сопровождается прорывами в экономике. В 90-х подобный экономический спурт был в округах. Сейчас мои ожидания связаны с югом. Интересно, что сейчас, по сути, конкурируют между собой представители ханты-мансийской элиты, которым “стало тесно” в границах округа. Более молодая команда передислоцировалась на юг, а более зрелая часть региональной элиты Югры пока остается в округе. Замечу, четыре года назад мы сами (я подразумеваю — южане) на выборах губернатора отдали приоритет “ханты-мансийской школе государственного менеджмента”. Это действительно Школа. И если быть точным, то сейчас побеждает не юг. Сейчас побеждает Югра на юге области, и по большому счету то, что происходит позитивно как для округов, так и для юга.
Да, часть платежей за недра централизована в федеральный бюджет в ходе процессов построения вертикали власти и укрупнения. Этим можно спекулировать. Но, во-первых, это временно и может быть компенсировано, в том числе после увеличения налоговой нагрузки на нефтегазовый сектор экономики. Во-вторых, общее состояние экономики территории зависит не столько от доли налогов, изымаемых в федеральный бюджет, сколько от квалификации государственного менеджмента на территории. А именно эта квалификация и возрастает в процессе жесткой конкуренции региональных элит