Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

После салехардского соглашения заложников у ТЭКа станет меньше

    • Я Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова Наталья Борисовна (22.2.1960). Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991). Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014). Я родилась 22 февраля 1960 года, Нефтекамск, Краснокамского района Башкирской АССР

©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960). Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991). Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014). Кандидат технических наук. Я родилась 22 февраля 1960 года в Нефтекамске, Краснокамского района Башкирской АССР

На дату публикации я урожденная Ярославова Наталья Борисовна была Чистякова Наталья Борисовна по фамилии бывшего второго мужа, кандидат технических наук с 1988 года.

Н.Б.Чистякова

Опубликовано на сайте «NewsProm.Ru»

2 апреля 2004 года

23 марта в Салехарде состоялась рабочая встреча губернатора Тюменской области и губернатора Ямало-Ненецкого округа, на которой был подписан проект Соглашения о политической и экономической интеграции. По просьбе интернет-издания начавшиеся в Салехарде интеграционные процессы комментирует Наталья Чистякова — руководитель Тюменского представительства Ханты-Мансийского регионального отделения Академии социальных технологий и местного самоуправления

Ханты-Мансийского регионального отделения Академии социальных технологий и местного самоуправления.

Начнем с мартовского визита делегации Тюменской области на Ямал — встреча в Салехарде интересна не только в контексте технических приемов достижения консенсуса по отдельным конфликтным темам, волнующим конкретные социальные группы, в частности, аборигенов, тех, кто получает дополнительные льготы из бюджета округа и даже чиновников окружной администрации. Она замечательна в том плане, что на ней проявилось отношение двух лидеров региональной элиты Тюменской области ещё и к тому, как будут строиться отношения с отсутствующим официально на встрече в Салехарде Ханты-Мансийским округом, и какие политические комментарии могут возникнуть, а также пролонгироваться в отношении той «медлительной» позиции, которую занимает Югра в «укрупнительных» процессах.

Об Югре в Салехарде прямо почти не говорилось, но она незримо присутствовала и в вопросах, и в тех высказываниях, которые были, по моему восприятию, адресованы и ей. В частности, в проекте готовящегося к подписанию соглашения сказано об ещё не использованном потенциале согласительных процедур, о необходимости встречных усилий и синхронного движения навстречу друг другу со стороны области и округа, об отсутствии места чиновничьим амбициям, а также о том, что договоренности и процессы, подобные «салехардским» возникнут и будут реализованы в отношениях с Ханты-Мансийском.

В чем я могу согласиться с Сергеем Собяниным, так это в том, что потенциал согласительных процедур практически бездонный и мы лишь приступили к разработке этого «миротворческого ресурса». Солидарна с губернатором и в том, что сейчас не место чиновничьим амбициям. Однако бывают ситуации, когда амбиции путают с убеждением и собственным достоинством. К тому, что в Россию возвращается достоинство личности, мы привыкаем трудно. Трудно идет дискуссия и о государственном мышлении. Я, например, уже столкнулась с тенденцией, когда акционерные общества, где хоть один процент акций принадлежит государству, стали именовать себя «Государственными» и, развивая эту логику, они также именуют «государственной политикой» свои действия на рынке. Такой якобы «государственной политикой» нередко прикрывается нарушение прав потребителей и иные нарушения прав граждан, против чего категорически выступает президент РФ Владимир Путин, являясь вообщем-то единственным гарантом Конституции РФ и единственным официальным выразителем государственного интереса.

Суть одного из последних официальных выступлений президента РФ, посвященных НДПИ и недропользованию (уже после выборов 14 марта 2004 года), состояла в том, что намеченные преобразования и реорганизации необходимы, но это ни в коем случае не должно нанести ущерб функционированию топливно-энергетического комплекса. Поэтому и нам следует исходить из того, что социальные проблемы есть во всех субъектах Федерации, а наши субъекты отличаются именно тем, что здесь «живет» ТЭК и это первично.

Про ТЭК на встрече в Салехарде как раз и не говорилось. Но это не потому, что для губернатора Тюменской области эта проблема находится на втором плане — раньше для Сергея Собянина было вообще не характерно публичное рассуждение о проблемах ТЭКа. Эта осторожность могла быть связана, я бы сказала, с ревностным и монопольным отношением к теме ТЭКа губернаторов Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов. Негласно считалось, что это их эксклюзивные темы. Да и нефтяные компании были «в силе», их нельзя было всколыхнуть хоть каким-нибудь заявлением, имеющим признаки новых взглядов и новой политики.

Сейчас ситуация изменилась — губернатор Тюменской области утвердился в своем авторитете, однако я до сих пор не встречала его развернутого комментария, например, о том, как ему видится обновленная и более совершенная модель управления ресурсами в Тюменской области, концепция разрабатываемого Кодекса о Недрах, региональная составляющая Энергетической стратегии. Несмотря на то, что эта стратегия нередко критикуется, в ней есть и прогрессивное начало и показательная аналитика о прогнозе роста ВВП во всем мире, о прогнозе роста спроса на нефть, росте разведанных запасов и запасов, введенных в активную разработку. По этим прогнозам, Тюменская область, как минимум, ещё 40–50 лет будет «закрывать» потребности Европейского рынка в ресурсах и никакая Восточная Сибирь ей в этом конкуренции не составит. По моим оценкам, этот период будет ещё более длительным, поэтому Тюменская область ещё долго будет «заложницей» ТЭКа.

Кстати, конкуренция в дискуссии по теме недропользования и ТЭКа может стать решающей в построении отношений с Ханты-Мансийским округом, включая его избирателей. Особенностью электората Ханты-Мансийского округа является то, что он голосует за «профессионального нефтяника». Это давняя соревновательность между нефтяниками и газовиками — нефтяникам кажется, что газовикам многое достается проще, что газовая разработка легче, а нефтяная требует более изощренного ума. Поэтому в Югре кандидаты, прошедшие школу нефтяного менеджмента, всегда котируются выше.

Все мы понимаем, что происходящие процессы, включая прошедшие переговоры в Салехарде, это одновременно и подготовка к выборам, поэтому всё, что говорится на этих встречах, воспринимается одновременно и как предвыборные тезисы.

Разную специфику «газового округа» и «нефтяного округа» на встрече в Салехарде признал и губернатор Ямала Юрий Неелов. «Округообразующим» предприятием на Ямале является «Газпром», результаты голосования на выборах любого уровня зависят от его позиции. Я уверена, «Газпром» содействовал положительному ходу согласительных процедур на Ямале после маленького «бунта» в начале года коренных народов Ямала, в ряду требований которых был и пункт о включении Юрия Неёлова в состав руководящих органов газового концерна. В Югре ситуация иная — Ассамблея представителей коренных и малочисленных народов Севера не лоббировала Александра Филиппенко в состав руководящих органов какой-нибудь нефтяной компании. Тут дело и в том, что нет в России «округообразующих» нефтяных компаний, сопоставимых по масштабу с «нефтяным округом». Если переговоры с Александром Филипенко проводить в том же контексте, что и с Юрием Нееловым, то ему надо сохранять уровень тех «командных высот», которые он занимает. Мне известна только одна подобная «командная высота», но она занята. Поэтому нужен какой-то новый проект, новые горизонты, новые глобальные задачи, для того, чтобы «предложение» соответствовало «потребностям». Все понимают, что Ханты-Мансийский округ менее зависим от избирательного ресурса конкретной нефтяной компании, там «крутится» больше интересов, и губернатор округа менее ориентируется на мнение какой-либо одной структуры.

Во многом поэтому, выдвинутые в среду требования коренных народов Югры не совпадают с требованиями коренных народов Ямала. Принятое в Ханты-Мансийске обращение отличает, прежде всего, высокий адресат. Малочисленные народы Югры обратились непосредственно к президенту РФ, тогда как ассоциация «Ямал-потомкам» в начале февраля этого года адресовала свое обращение к органам исполнительной и законодательной власти родного Ямало-Ненецкого округа. Отличается и суть обращений. Если югорцы обращают внимание президента РФ на неконституционность поправок в закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», в части вновь принятой ст. 26–6, то на Ямале ограничились территориальными претензиями к соседям, а также претензиями на вакансии в «Газпроме».

Стоит отметить прибытие на Ямал в составе тюменской делегации Натальи Шевчик. Ещё в статусе заместителя главы Тюмени она начала процесс передачи муниципального имущества из собственности города в собственность администрации Тюменской области. Вслед за зданиями больниц и иных социальных объектов поменялась подчиненность бюджетных учреждений, оказывающих социальные услуги. После перехода Натальи Шевчик на должность заместителя губернатора Тюменской области многие ранее городские чиновники оказались чиновниками администрации области, так как области, по сути, было переподчинено несколько структурных подразделений тюменского муниципалитета с одновременным сокращением их численности.

Подобным образом наращивался социальный бюджет области. Ни для кого не секрет, что Наталья Шевчик выступает за оптимизацию бюджетных расходов в социальной сфере, а также специализируется на выравнивании бюджетной обеспеченности.

Почти на 100 % можно утверждать, что на Ямале в кратчайшие сроки пройдут все те же процессы, которые прошли на юге области под патронажем Натальи Шевчик. В собственность Тюменской области могут перейти не только объекты окружной собственности, но и объекты муниципальной собственности в округах. Социальные бюджетные учреждения могут быть также переподчинены области, то есть переподчинение ждет не только часть чиновников, но и отдельных работников социальной сферы.

Натальей Александровной могут быть применены «эксклюзивные техники», при которых консолидированный «социальный бюджет» области в 2005 году даже несколько вырастет за счет увеличения поступлений из федерального бюджета. Дело в том, что есть такие получатели бюджетных средств: «субъекты» и «объекты», «переподчинение» которых влечет за собой изменение направления финансовых потоков. Это льготные категории граждан, социальные объекты, федеральные социальные программы и пр. Если раньше «проводником» этих финансовых ресурсов из федерального бюджета был бюджет Ямало-Ненецкого округа, то теперь будет бюджет Тюменской области. Но в связи с прекращением эффекта «перекрестного финансирования» социальных расходов за счет «газовых доходов» округа могут измениться некоторые расчетные нормативы, используемые при бюджетном планировании и обосновании тех сумм федерального бюджета, которые должны теперь поступить в бюджет Тюменской области. Кроме того, нормативы будут «осредняться» в границах другой территории. Результат 2005 года зависит и от того, какие нормативы отчислений в бюджеты субъектов Федерации по платежам за недра, по НДПИ будут установлены в федеральном бюджете 2005 года. Я обращу внимание, область забирает социальные расходы и финансовые потоки под них. Доходы бюджетов округов — это отдельная тема и решаться она будет отдельно на федеральном уровне. Доходы округов не переходят автоматом вслед за переходом к области 24 полномочий.

Сложность состоит и в том, что одновременно идет работа по возврату к дифференцированной шкале НДПИ, вместо введенной раньше плоской шкалы. Именно Александр Филипенко в марте прошлого года на встрече с Президентом РФ в Тюмени доказывал пагубность «плоской шкалы» для рационального недропользования. Как видим, не под каждый закон надо «брать под козырек». Если норма закона противоречит решению задачи эффективного функционирования ТЭКа, то надо добиваться её изменения.

Если говорить о бюджете Ямало-Ненецкого округа, то он останется и до референдума и после него на переходный период. А вот с точки зрения выборного ресурса, Ямал уже в ближайшее время, вероятнее всего, будет контролироваться областью. Наталья Шевчик специалист и по «предвыборным социальным технологиям». Без неё не обходятся не одни выборы. «Политическая составляющая» делегации в Салехарде была усилена и Сергеем Сарычевым, который сейчас в администрации Тюменской области отвечает за политический блок. Поэтому надо ожидать, что голосование на Ямале и на Юге области будет теперь происходить солидарно при явке 65-75%. Нет сомнений в том, что Ямало-Ненецкий округ и область будут определять итоги выборов губернатора Тюменской области. Они, скорее всего, солидарно проголосуют за объединение, но даже если за объединение проголосует 70 % участников референдума на Ямале и на Юге и в целом по территории области за объединение проголосует более 50 % её жителей это не обеспечит слияния округов. По Конституции и по закону внешние к Ханты-Мансийскому округу субъекты Федерации не могут принять решение об изменении его границ, изменении его статуса или его ликвидации с одновременным слиянием с Тюменской областью. Для объединения надо, чтобы референдум состоялся в Ханты-Мансийском округе, т. е, надо чтобы была явка именно в Югре, и было доминирующее решение «За» именно в округе.

Судьба референдума в Ханты-Мансийском округе зависит от позиции Губернатора округа и от хода «нефтяных дискуссий», прежде всего, от дискуссии о модернизации модели управления ресурсами и региональной составляющей Энергетической стратегии.

В этой ситуации особая миссия возникает у Олега Чемезова, которому доверены все стратегические разработки

Кстати к нему, опять же судя по составу делегации, переходит эстафета «экономического объединения» области. Первая рабочая группа, возглавляемая Владимиром Якушевым, уже в мае может слиться со второй рабочей группой, сопредседателем которой назначен Олег Чемезов. Сейчас много зависит от того, насколько прогрессивно он подойдет к экономическим прогнозам, насколько сумеет он «заглянуть в даль», насколько элегантны будут его сценарии развития, насколько эти сценарии будут соответствовать ожиданиям нефтяных, энергетических и прочих компаний, действующих на территории Ханты-Мансийского округа.

Все материалы раздела «Мировой рынок нефти и газа»

Реклама

© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС