Падение цен на нефть. Европейский союз создал Центр энергобезопасности НАТО. Россия ЦЭБ НАТО проиграла
©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960). Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991). Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014). Кандидат технических наук. Я родилась 22 февраля 1960 года в Нефтекамске, Краснокамского района Башкирской АССР.
12 января 2016 года
В предновогодней статье о причинах падения цен на нефть я писала о том, что Европа серьезно занялась проблемой Энергобезопасности после «Большой Восьмерки» в России в 2006 году, где Энергобезопасность впервые была включена в Повестку международного форума ( «Голос Тюмени услышит «Большая Восьмерка»).
Т.е. от «Повестки дня» по Энергобезопасности, поднятой в России, но заброшенной, «как кукла у ребенка избалованного игрушками», доходы и выгоды от снижения цен на энергоносители получила Европа («Дипломатия «упала и перевернулась». За то, чтобы не унижаться и люди, и страны готовы дорого платить»).
Организаторы «Большой Восьмерки», не разрабатывавшие лично проблему Энергобезопасности , легко переключились на ложные цели, которые им подсунули те, кто далеко «не семи пядей во лбу», но вполне назойлив. Личные выгоды превзошли интересы компаний и страны, как это всегда бывает у тех, кто «роет корни».
Т.е. одна из причин – неумение дорожить тем, что есть. Легкомысленное и небрежное отношение к Энергобезопасности. Неумение организовать аналитические исследования и решение проблемы.
К теме Энергобезопасности во время «Большой Восьмерки» 2008 года я относила и цены нефть, приемлемые как для Покупателя, так и для Продавца, каковым является Россия ( «Предложения по энергобезопасности для руководителей стран G8»).
Это было за два года до кризиса 2008 года, признаки которого проявлялись уже в 2007 году. Россия не сделала никаких выводов. Повестка Энергобезопасности была практически полностью подменена на экологическую безопасность, что имеет большое отличие. Предупреждения об опасности такого переключения тоже были сделаны мною в 2006 году.
Прямо противоположное отношение к Энергобезопасти прозвучало в декабре 2015 года в статье «Потенциал «энергетической цивилизации» и геополитика»: «Происходящий (фактически – произошедший) перелом в энергетической философии… привел к кардинальным изменениям геополитической ситуации в мире и переходу от политики международного энергетического сотрудничества к политике энергетической самодостаточности основных (или многих) стран-потребителей, о которой уже было сказано. Тем самым проблема глобальной энергетической безопасности, стоявшая на повестке дня саммита G8 в Санкт-Петербурге еще в 2006 г., явно отошла на второй план».
Авторы статьи Ю.К.Шафраник - экс. губернатор Тюменской области. Экс министр топлива и энергетики (1993-1996 г.г.). Председатель Союза нефтегазопромышленников России, Председатель Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК. Неисполнительный директор «Башнефть». Член Российского совета по международным делам (РСМД) с ноября 2015 года, когда РСМД вместо Е.Примакова возглавил С.Лавров.
В.В. Бушуев, Генеральный директор Института энергетической стратегии. Экс заместитель министра топлива и энергетики (1995-1998 г.г.). Работал в министерстве вместе с Ю.К.Шафраником.
А.М. Мастепанов - экс Руководитель Департамента стратегического развития ТЭК Министерства топлива и энергетики РФ (с 1992 г. до ?). Д.э.н., руководитель Аналитического центра энергетической политики и безопасности – заместитель директора Института проблем нефти и газа (ИПНГ РАН). Эксперт Российского совета по международным делам (РСМД), принимавший участие в 2015 году в разработке совместного с Сеулом документа: «Безопасность и сотрудничество в Северо-Восточной Азии: совместный документ российских и южнокорейских экспертов».
Статья больше евразийской направленности. Но я веду речь о конкретном , ближе к финалу статьи, выводе:
«Проблема глобальной энергетической безопасности, стоявшая на повестке дня саммита G8 в Санкт-Петербурге еще в 2006 г., явно отошла на второй план».
Вывод сделан на фоне, в том числе, ЧП на энергообъектах в России и в мире, включая аварии и пожары, что тоже относится к Энергобезопасности, потому что энергобезопасность включает и безопасность объектов энергетики.
«Крым обесточили до Нового года».
Участились аварии на ж/д транспорте и Россию, повторю, это тоже не миновало:
«Угрозы взрывов и «Предвыборные» Аварии при железнодорожном транспорте нефти и нефтепродуктов»
Резко ухудшалась в последние годы ситуация и на информационном рынке, и эти разрушительные процессы в первом ряду причин снижения цен на нефть. Проблема была описана в 2006 году в статье: «Влияние «информационных рейдеров» на энергобезопасность» (Энергобезопасность: для снижения турбулетности мирового нефтяного рынка нужна «солнечная погода» в СМИ и нефтяной аналитике)". Все эти годы нарастал генерируемый внутри России, вследствие бесконтрольности процессов, хаос.
В это же время в Европе, начиная с 2012 года, создавался Центр энергетической Безопасности НАТО (ЦЭБ НАТО).
Создание центра началось после того, как европейским странам несколько зим подряд демонстрировали их зависимость от российского «вентиля».
Не до этого. А после этого был создан ЦЭБ НАТО.
До этих «замерзаний в Европе» Россия считалась надежным поставщиком. И цена на энергоресурсы это отражала.
Россия сама предприняла действия, которые привели к утрате европейского рынка. Произошло это вследствие изменений во внутренней политике России.
В то время, как в России происходили плохо контролируемые государственной аналитикой процессы, в Европе создавался Центр Энергетической Безопасности НАТО – военная международная организация.
Это уровень отношения к проблеме Энергобезопасности - Приоритет № 1 в Европейском союзе.
В это же время в России проблема Энергобезопасности отошла на второй план.
Создание ЦЕБ НАТО было анонсировано в 2012 году.
«Security Centre became NATOs centre of excellence»
Через 2 года, в 2014 году, к Центру энергетической безопасности в Литве присоединилась Великобритания («К действующему в Литве Центру энергобезопасности НАТО присоединилась Великобритания.11 ноября 2014 года).
«К действующему в Литве аналитическому Центру энергетической безопасности (ЦЭБ) НАТО присоединилась Великобритания, сообщило во вторник Минобороны. Представитель Великобритании приступил к работе в Отделе доктрин и концепций.
ЦЭБ НАТО анализирует аспекты военной энергетической эффективности и безопасности, защиты критической энергетической инфраструктуры.
Сотрудники центра также предоставляют рекомендации и вносят предложения относительно операционной энергетической безопасности, применении альтернативных энергоисточников в военном деле и развития щадящих для природы и эффективных военных мощностей... Великобритания стала восьмым государством, которое участвует в работе ЦЭБ и делегирует своих представителей в него. В центре уже работают эксперты из Эстонии, Италии, Латвии, Литвы, Франции, Турции и Грузии».
Обращу внимание вот на это.
«ЦЭБ НАТО анализирует аспекты военной энергетической эффективности и безопасности, защиты критической энергетической инфраструктуры».
Т.е. они анализируют эффективность своих мероприятий и стратегии по Энергобезопасности.
ЦЭБ НАТО в Вильнюсе учрежден в июле 2012 года, в октябре 2012 года ему присвоен статус международной военной организации. центр возглавляет полковник Гинтарас Багдонас.
«Большая Восьмерка» в России в 2014 году была намеренно «провалена». Был осуществлен комплекс мэр, на которые «повелась» Россия, что привело к отказу от проведения «Большой Восьмерки» в Сочи, когда Россия ещё имела шанс остановить процессы, разворачивающиеся в настоящее время.
Низкие цены на нефть нужны тем, кому надо убрать с должности президента В.Путина, потому что у него плохая аналитика.
А плохая аналитика у президента страны, обладающей такими ресурсами и ядерным оружием, опасна.
Плохая аналитика - это самый короткий путь к опасным решениям.
Было два варианта решения проблемы.
Первый - не отставать в уровне аналитики и качественного бюрократического контроля за происходящим в стране.
Поскольку само по себе это не происходило, то встал вопрос: или помогать России с аналитикой или менять президента.
Помощь аналитическая, также как помощь с ценами на нефть уходила нецелевым образом группам, которые были настроены все более агрессивно по отношению к тем, кто удерживал мировые цены на энергоресурсы на высоком уровне. Милитаристы «ели с рук» высокие мировые цены на нефть. И тут же «пугали» кормящих.
Можно привести много примеров «покусывания руки кормящего», но статья - о другом.
Вследствие усугубляющейся ситуации, не получающей должной аналитической оценки внутри страны, мировые цены на нефть пошли на снижение. До изменения внутренней ситуации в России. Т.е. был включен второй вариант.
Какие главные проблемы во внутренней политике России.
В мировой экономике уже давно никто не делает ставку на математическое моделирование. Последние годы, и в 2015 году тоже, Нобелевские премии в экономике давались за Анализ.
Анализ с большой буквы.
Сборище «клоунов», которые воруют в интернете - это не аналитика.
Нет смысла развивать эту тему. Потому что я не вижу того, кому можно это адресовать.
Аналитическая деятельность не была поставлена за 25 лет.
В то время, как Центр Энергетической Безопасности НАТО сделал рывок за два года.
Это другой уровень отношения к ученым, аналитикам и кадрам, которым не надо объяснять, что такие кадры стоят не дешевле, чем топ-менеджеры российских нефтяных компаний, при которых падали цены на нефть и газ, и они теряли рынок Европы.
Первые лица в прежние времена знали, кто является источником интеллектуального продукта, а кто его ворует. Сейчас они не знают этого.
Военные обязаны были защищать аналитиков и ученых. А не использовать свой силовой ресурс, для того, чтобы отобрать у них интеллектуальные труды.
Ещё одна большая проблема внутренней политики родилась из популяризируемой В.Жириновским темы о троечниках.
Суть была в том, что в каждом классе отличников единицы. А троечников много
Троечники это самый многочисленный электорат. И партия В.Жириновского не будет делать ставку на отличников. Тема нашла отклик в электорате троечников. Сделав ставку вот на это большинство В.Жириновский обеспечил себе долгожительство в Думе. К тому же, и многие обладатели крупного капитала из этого же его электората. Вот эти ставки на «электорат Жириновского» , не только самого В.Жириновского, но и тех, кто занимался кадровой политикой, привели к «смерти аналитики».
Российский совет по международным делам (РСМД) был создан в 2010 году, на два года раньше, чем Центр Энергетической Безопасности НАТО.
Но кто-нибудь заметил результаты РСМД, сопоставимые с тем, что сделал ЦЭБ НАТО за три года по обеспечению независимости Европы от поставок энергоресурсов из России?
Авторы статьи «Потенциал «энергетической цивилизации» и геополитика» признают тот факт, что Европа все менее нуждается в России, как в поставщике.
Однако из этого делается иной вывод, с которым я не могу согласиться.
«Проблема глобальной энергетической безопасности, стоявшая на повестке дня саммита G8 в Санкт-Петербурге еще в 2006 г., явно отошла на второй план».
Свою предновогоднюю статью о потере Россией повестки Энергобезопасности, что стало причиной снижения мировых цен на нефть, я писала, не читая ещё этот материал топ-чиновников Министерства топлива и энергетики России в 90-х годах.
Но выводы у нас получились противоположные.
Для меня Энергобезопасность - это и Энергобезопасность внутри России. Это и адекватные цены на бензин внутри России, и безопасность энергообъектов, и связка инфляция - цены на нефть, и безопасность транспорта, не только технологическая, но и от воровства, что приводит к энергореволюциям ( «Отставки и назначения дипломатов в Украине после тарифной революции в Армении, помидоры в повестке дня МИДов и Дипломатический клуб Минэнерго в Киеве»).
Проигрыш России ЦЭБ НАТО показывает, что я права.