О резервах активизации инвестиций в нефтегазовый комплекс Тюменской области
©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960).Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991).Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014)
©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960).Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991).Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014)
О резервах активизации инвестиций в нефтегазовый комплекс Тюменской области
Н.Б.Чистякова – начальник управления
по связям с общественностью
администрации Тюменской области
Статья опубликована в материалах
конференции «Природные, промышленные
и интеллектуальные ресурсы Тюменской
области, Администрация Тюменской области,
РАЕН, 12-13 ноября 1997 года
В последние годы, как в России, так и в Тюменской области преобладали инвестиции в ценные бумаги нефтегазовых компаний.
На первом этапе рост курсовой стоимости акций определялся, главным образом, недооценкой прав пользования недрами. По мере того, как цена акций приближалась к их реальной стоимости - темпы роста замедлялись. Как следствие игроки на рынке ценных бумаг стали наращивать “психологическую “ составляющую в цене акций с той целью, чтобы, удерживая курсы акций в определенном диапазоне, с одной стороны, обеспечить себе желаемый уровень прибыли, с другой стороны - сохранить и скупить контрольные пакеты.
Колебание курсов акций стало заметно коррелироваться с обнародованием (“просачиванием” в СМИ и пр.) информации о предстоящих реорганизациях нефтяных компаний; “прощением”, отсрочкой или реструктуризацией задолженности в бюджеты; планами выпуска векселей и облигаций; приобретением прав пользования недрами на новых нефтегазоносных площадях и т.д.
Число факторов, заметно влияющих на курсы акций нефтяных компаний, резко возросло (стало намного выше, чем в странах с цивилизованной рыночной экономикой). В условиях неразвитой инфраструктуры рынка ценных бумаг, население и мелкие инвесторы полностью дезориентировались относительно возможных изменений котировок акций и, вследствие непредсказуемости ситуации, отказались от попыток получить прибыль на “скачках” цен. Таким образом, население и мелкие инвесторы оказались фактически исключенными из числа конкурентоспособных инвесторов на рынке инвестиций в нефтегазовый комплекс Тюменской области.
Среди реальных “игроков” на этом рынке остались те, кто, способен создавать обстоятельства, влияющие на курсовую стоимость акций; те, кто допущен к оперативному владению и манипулированию информацией об этих обстоятельствах и, главное, те, кто оперирует необходимыми объемами инвестиций.
Сегодня ситуация такова, что основные доходы имеют высшие менеджеры компаний, допущенные к реализации нефти и газа. Ни просто владение акциями, ни “спекуляция” ими не обеспечивают уровня доходов, сопоставимого с доходами от управления нефтегазовыми компаниями.
Инвестиции в нефтегазовый комплекс осуществляются преимущественно с целью владения контрольными пакетами компаний, обладающих правами на разработку “старых” месторождений. Предпочтение освоенным нефтегазовым ресурсам отдается потому, что при сложившихся обстоятельствах текущие доходы, повторюсь, определяются реальными объемами нефти и газа, извлеченными на поверхность, а не остаточными извлекаемыми запасами (ОИЗ) нефти и газа, находящимся в пласте. Однако величина ОИЗ наряду с величиной годовых объемов добычи нефтегазовых ресурсов определяет уровень (порядок) текущих цен на акции компаний, а, следовательно, и цену контрольных пакетов.
Исторически сложилось так, что головные нефтяные компании, образовавшиеся на базе бывших нефтегазовых объединений, обладают правами на разработку нескольких месторождений. Запасы нефтегазовых ресурсов, находящиеся в их распоряжении столь велики, что претендовать на владение контрольными пакетами может очень ограниченный круг крупнейших (в мировом масштабе) инвесторов. Это - Shell , Exxon и т.п. Российские компании, для того, чтобы составить конкуренцию Shell и Exxon вынуждены вступать в альянсы. Так в преддверии приватизации “Роснефти” в СМИ появилась информация о возможных союзах ОНЭКСИМбанк - “Сургутнефтегаз” и Лукойл - “Газпром”, поскольку “поодиночке российские структуры миллиарды за “Роснефть” выложить не могут”.
Данное и аналогичные ему обстоятельства свидетельствуют о том, что и средние инвесторы, даже профессионально ориентирующиеся на рынке ценных бумаг, сегодня также исключены из числа конкурентоспособных участников на рынке инвестиций в нефтегазовый комплекс Тюменской области.
Принимая во внимание те факторы, которые привели к исключению из инвестиционного процесса мелких и средних инвесторов, к резервам активизации инвестиционного процесса следует отнести не только цивилизацию рынка ценных бумаг и совершенствование налогового режима, для улучшения финансовых результатов деятельности компаний, но и снижение “планки” инвестиционного капитала, требуемого для контроля над управлением ограниченными нефтегазовыми ресурсами.
Для снижения размера требуемого инвестиционного капитала необходимо ввести “в оборот” на рынке нефтегазовых ресурсов небольшие лицензионные блоки в виде отдельных участков нефтегазовых месторождений, уже находящихся в разработке.
Отсутствие предложения таких участков на настоящий момент обусловлено тем, что нефтяные компании обладают правами пользования недрами “старых” месторождений, которые осваивались в период плановой экономики и разрабатывались по единым проектам. В период лицензирования права пользования недрами на эти месторождения подтверждались в целом. На начальном этапе реорганизации недропользования никто не озадачивался тем, что это может быть иначе.
Новые нефтегазовые месторождения также оформлялись в виде единых лицензионных блоков: или вследствие господствующего менталитета, или как отражение интересов стратегических инвесторов.
Поступление в оборот небольших лицензионных блоков, диктуемое необходимостью снижения “инвестиционной планки”, возможно в ходе реструктуризации задолжности бюджетам и погашения её посредством возврата части запасов нефти или газа, находящихся в пользовании компаний, а также в результате изъятия “простаивающих” или нерационально разрабытываемых участков недр по результатам совершенствования контроля за исполнением условий лицензионных соглашений.
Представляется, что активизация инвестиционного процесса за счет возврата среднего инвестора на рынок инвестиций в нефтегазовый сектор, посредством “выброса” небольших лицензионных блоков, даст более близкий и реальный результат, чем предстоящая нам очень длительная борьба за цивилизованный рынок ценных бумаг и совершенный налоговый климат.