Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Гробик с Мантией и пылью Филофея Лещинского и Плащь с перстью Иоанна Богослова. Кто и когда раскопал могилу Филофея Лещинского в Троицком монастыре Тюмени и где его прах?

    • Станислав I Лещинский. Король Польский и Великий князь Литовский менее года. В 1733 -1734 годах. При Спитеке Ярославском во времена епископа Рафаила Лещинского, была построена в городе Ярослав соборная церковь
    • Филофей Лещинский, строивший в камне Троицкий Преображенский монастырь Тюмени и похороненный на территории монастыря перед входом в Троицкий собор
    • Завещание Филофея Лещинского. Из книги настоятеля Троицкого монастыря Тихона (Бобова)
    • Успение Божий матери Киево-Печерская. Упоминается в завещании Филофея Лещинского. cirota.ru
    • Свенская Печерская икона Божией Матери с предстоящими Антонием и Федосием Печерскими. Филофей Лещинский был настоятелем в Свенском Брянском монастыре
    • Великий князь Владимир.Фреска Троицкого Преображенского монастыря Тюмени. Из книги епископа Ишимского и Аромашевского Тихона (Бобова)
    • Георгий Победоносец. Филофей Лещинский был назначен в Тюмень Петром I, отождествившим себя с Георгием Победоносцем на звезде-медальоне на иконе Николы Можайского
    • Дмитрия Солунского Филофей Лещинский называл Ангел Сибири
    • Монах Киево-Печерского монастыря Нестор Летописец.Фотография в Троицком монастыре Тюмени. 8 сентября 2016 года. Наталья Ярославова-Оболенская
    • Савватий Соловецкий. Фреска Троицкого Преображенского монастыря Тюмени. Из книги епископа Ишимского и Аромашевского Тихона (Бобова)
    • Икона Успение Псково -Печерская Новая
    • Видение старца Дорофея-о заступничестве Псково-Печерской Божией Матери, защитившей Псков от войск Батории
    • Памятная табличка Собора о его основании в 1473 году, когда князем Пскова был родоначальник князей Ярославовых
    • Врата Небесные. Об основании Псково-Печерского монастыря при Князе Ярославе Оболенском
    • Пещеры Псково-Печерского монастыря, в которых князь Пскова Ярослав Оболенский решился освещать церковь Успения Богородицы, после того как отказались новгородские священники

© Наталья Ярославова – Оболенская
16 сентября 2016 года - день памяти моего отца Ярославова Бориса Романовича

До революции 1917 года никто не нарушал захоронение Филофея Лещинского у входа в Троицкий собор Свято-Троицкого Преображенского монастыря Тюмени, где он был похоронен, согласно завещания.

Когда я прочитала о завещании Филофея Лещинского - похоронить его на дороге в храм, перед входом в собор, который он строил, то подумала, что это буддийский способ захоронения.

Подобное было и в районе Пскова, когда захоронениями становились горшки с костями вдоль дорог:

В книгах по археологии тема захоронений встречается часто, и я увлекалась буддизмом до того, как стала православной, поэтому знаю о захоронениях у дороги и под дорогой. Для района Пскова были характерны захоронения, когда людей сжигали на кострах и сожженные кости в глиняном горшке зарывали именно у дороги ( «Трасса М 54 - путь к Белому Царю. Белоцарск - Центр Азии - Кызыл… Гнев охранительницы буддизма»).

Буддизмом интересовался и Филофей Лещинский.

«В 1707 году святитель Филофей направлял миссию в Китайскую Монголию к великому кутухте (так монголы называли одного из семи буддийских первосвященников, подчиненного тибетскому ламе). Целью поездки было узнать о буддийской вере. … Миссионеры возвратились от кутухты к митрополиту Филофею также с дарами и с письмом в восточном вкусе: «Старому ламе (священнику), великому ламе, над ламами ламе, Филофею ламе челом бью, и прочь». Два молодых человека, оставленные для изучения монгольского языка и буддизма, вернулись. Протоиерей Александр Сулоцкий замечал: Верно, тогда ещё не настало время прозреть духовно поклонникам Будды» - об этом рассказывает книга бывшего настоятеля Троицкого монастыря епископа Ишимского и Аромашевского Тихона (Бобова).

Было ли это задание Петра I, снаряжавшего экспедицию в Яркенд, или личный интерес святителя Филофея, документов на этот счет я не встретила ( «Невьянские тайны» Горного генералитета России: «Могильное золото» персов, как рок Романовых и «казны Форт-Росс»)

Поездка миссионеров к кутухте, в любом случае, дала новую информацию.

И также, как буддисты и древние жители псковских земель, завещал похоронить себя «на пути в храм» святитель Филофей.

Похоронен он перед входом непосредственно в Троицкий собор на территории монастыря.

И, как сказано, до 1917 года это захоронение никто не нарушал. Да, и не могли позволить себе такое.

Это очень сложная процедура и в ней много участников. Было перезахоронение Корнилия Крыпецкого, согласно его же пророчества, в Савво-Крыпецком монастыре, основанном при князе Пскова Ярославе Оболенском - родоначальнике Ярославовых-Оболенских («Савво-Крыпецкий монастырь Иоанна Богослова,основанный при князе Пскова Ярославе Оболенском» ).

Но сразу, как только перезахоронили, возникло предположение, что опять не всё соответствует его пророчеству.

Пророчество ещё понять надо. Причем, перезахоронение Корнилия Крыпецкого связано с его другим пророчеством о падении монархии Романовых ( «О пророке Илии, с началом поминания которого во всех церквях возродится Россия, защищенная от возмездий молний).

Обращу внимание, что примеров прозорловости Корнилия Крыпецкого приводится много больше, чем в книгах о Филофее Лещинском.

Старец Корнилий Крыпецкий не занимался хозяйственными делами.

Прозорливость об изменении погоды - это опыт наблюдения за природой и знание православного календаря. Такой пример прозорливости Филофея Лещинского, о похолодании на следующий день, приводится в книге. И это практически исчерпывает примеры его прозорливости.

Филофей Лещинский был строитель, эконом, имеющий очень сильную школу монашества Киево-Печерской лавры.

Есть икона «Экономисса». Богородица сама - «Экономисса» Афонских монастырей («1000-летие русского монашества в лавре Афанасия Афонского и Афанасьевские монастыри Руси, посвященные крестильному имени первого Тверского князя Ярослава (Афанасия) )

В Преображенском монастыре, переименованном Филофеем Лещинским в Свято-Троицкий, у него был культ Печерских святых.

Сведения об этом приводятся в той же книге бывшего настоятеля Троицкого монастыря епископа Ишимского и Аромашевского Тихона (Бобова) – «Апостол Сибири. Святитель Филофей (Лещинский) и Тюменский Свято-Троицкий монастырь» (2016 год).

В его завещании святитель Филофей упоминает: придел в память Успения Пресвятой Богородицы Печерской. Антония и Федосия Печерских. Свенскую Печерскую икону Божией Матери. Святитель Филофей был наместником в Свенском Брянском монастыре. На верхнем втором этаже - придел Преображения. Он называет в завещании придел Георгия и Дмитрия Солунского.

Именем св. Георгия был крещен Ярослав Мудрый сын Владимира («Крестильное имя Георгий князя Ярослава Мудрого и король Георг - первый в Ганноверской династии. Мой любимый цветок Георгин и глобальное Гео»).

В Троицким соборе Тюмени сохранилось редкое изображение Великого князя Владимира («Невозможно повторить путь Владимира Крестителя Руси, если не полюбить и не сделать ставку на святых Бориса и Глеба так,как их любил отец - князь Владимир Киевский, отдавший скипетр власти Борису»).

Для росписи монастыря Филофей Лещинский приглашал киевских живописцев.

Дмитрия Солунского он называет Ангелом и покровителем Сибирским. В день, близкий ко дню Дмитрия Солунского, Ермаком была одержана победа над Кучумом ( «О Знамениях и огненных столпах, которые вели Германа, Ермаком прослывшего, при взятии Тюмени и Тобольска»).

Сохранилась также фреска Нестора Летописца – монаха Киево-Печерской лавры, откуда был и сам святитель Филофей. Я цитировала Нестора летописца в статье о Борисе (Романе) и Глебе (Давыде), убитых Святополком Окаянным.

1000 – лет со времени этого убийства исполнилось в 2015 году.

И ещё одна фреска - Савватия Соловецкого. Но она относится, скорее, к наследию основателя монастыря Нифонта Казанского из Раифской пустоши около Казани, основанной Филаретом, прибывшим из Москвы в Казанский Спасо-Преображенский монастырь.

Воспитанники Тобольской духовной семинарии предпринимали экспедицию на Соловки ещё до революции.

Почитал Филофей Лещинский апостолов Петра и Павла. Отдельная церковь, посвященная апостолам, есть в Преображенском Троицком монастыре Тюмени.

Вот такая была Печерская традиция у святителя Филофея, выбравшего Троицкий монастырь Тюмени для его захоронения: на пути верующих, которые будут идти в собор этого монастыря.

Уже после революции, в 1922 году вокруг мощей Филофея Лещинского началась странная история, у которой почти нет свидетелей.

Многое строится на показаниях одного – двух человек, в словах которых есть основание сомневаться.

Данные тюменских архивов относятся к 1918-му, а затем - к 1923 году, когда 11 августа было принято решение о закрытии Свято-Троицкого монастыря в Тюмени.

Выписка из протокола №84 президиума Тюменского РИКа

г. Тюмень. 11 августа 1923 года:

«на основании постановления Наркомюста от 24 августа 1918 г. и циркуляра Административно-организационного Управления Наркомвундел № 22 от 26 января 1923 г. за несоблюдение пункта договора и скрытие монастырского имущества, Тюменский мужской монастырь – закрыть» ( ГУ ГАТО. Ф.4. Oп. 1. Д. 1252. Л.48. Машинопись. Копия.)

Через месяц начинается загадочная история с Видениями милиционеру на посту в закрытом Свято-Троицком монастыре.

Сообщение от 11 сентября 1923 года, переданное в Москву в Информотдел ГПУ:

«В связи с закрытием в гор. Тюмени мужского монастыря, о последнем среди местной обывательщины распространяются слухи, как-то:

о звоне колоколов по ночам в монастыре, о музыке, которая слышится из монастыря и о видении в образе человека, издающего свет, который ходит несколько ночей по монастырскому кладбищу и вокруг монастыря.

Милиционер, стоявший на посту около монастыря, видел человека, который ночью появился у дверей монастыря со стороны кладбища. Милиционер стрелял в последнего, но с испугу не попал. Губрозыском в отношении появления видения в виде человека ведется наблюдение, поставлена засада, ничего до сих пер не обнаружено» (Зам. нач. ГО ГПУ В.М. Ванд Нач. Инфаго И. В. Недорезов ГАОПОТО. Ф. I. Оп.5. Д.57. Об. л. 154. Машинопись. Заверенная копия.)

Обращу внимание на год Видения. 1923-й!

Наибольшей святостью, из захороненных в Троицком (Преображенском) монастыре Тюмени, обладал святитель Филофей Лещинский.

Он больше всего беспокоился об этом монастыре. Все его завещание было посвящено этому монастырю.

В связи с закрытием монастыря могло быть Видение только Филофея Лещинского и собора Печерских Святых, которым он посвятил основное его храмовое строительство на территории Троицкой Преображенской обители в Тюмени.

Именно 10 сентября:

«Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (преподобного Феодосия) почивающих».

Ночью с 10-го на 11-е милиционеру было Видение, а 11 сентября 1923 года отправлено сообщение в ГПУ в Москву.

В 1704 году при самом Филофее Лещинском происходило перезахоронение останков Симеона Верхотурского, чему я посвящала статью 2014 года:

«Через 50 лет в 1692 году его гроб стал подниматься из земли. У нетленных мощей Симеона Верхотурского отмечались многочисленные исцеления, в основном, болезней глаз…. Мощи святого Симеона были перенесены в Николаевский Верхотурский монастырь при митрополите Филофее Лощинском, для чего 8 сентября 1704 года их переложили в новую раку. Его посмертные нетленные мощи выглядели так, как у киево- печерских старцев. «Тело праведника совершенно цело, только не сохранилось перстов на руках. Глава, перси, ребра, стан и ноги — все оставалось в целости, кожа словно приросла к костям, только немногое обратилось в персть» («Симеон Верхотурский (князь Черниговский?). День памяти 31 декабря»).

Я обращала внимание в этой публикации на персть Саввы Крыпецкого.

И делала акцент на том, что «подобную же персть упоминали русские паломники к гробу Иоанна Богослова в Эфесе, от которого исходил некий целебный прах, называемый «манна», а паломник игум. Даниил, называл это вещество «персть» и сообщал, что там же, при гробнице, хранился плащ Иоанна Богослова. При этом, именно Иоанн Богослов являлся с Пресвятой Богородицей к Сергию Радонежскому после его молитв о защите Троицкой обители в Москве».

В другой статье я высказала предположение, что Симеоном Верхотурским мог быть князь Симеон Болховский, направленный Иваном Грозным на смену Ермаку, почти все стрельцы которого умерли от голода под Тобольском. Мемориальный памятник захоронения стрельцам С.Болховского - в Абалаке.

Не поэтому ли именно в Абалаке явлена икона - по иконографии Оранта (Знамение) с изображёнными по сторонам иконы Николаем Чудотворцем и Марией Египетской.

«Князья Болховские относились к потомкам святого Михаила Черниговского. Вотчина князей Болховских - город Болхов Черниговского княжества недалеко от Орла на притоке Оки – Нугрь» ( «Смерть от угара 4 детей у священника храма Бориса и Глеба на дороге к Николе и Симеону»).

В этой истории на защиту Троицкой обители является Иоанн Богослов с Пресвятой Богородицей к Сергию Радонежскому.

И в этом я вижу аналогию с Видением в Троицком монастыре Тюмени 10-11 сентября 1923 года в «Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (преподобного Феодосия) почивающих».

Поскольку на Абалакской иконе Мария Египетская, то обращу внимание на следующее:

«Церковь Марии Египетской стояла рядом со Сретенской церковью, которую строили псковские зодчие, также как «святую Троицу в Сергееве монастыре, и Ивана Златоустаго, и Ризположение на митрополиче дворе, и Благовещение на великого князя дворе». Она называлась Сретение на поле и была на том месте, где в 1395 году встречали Владимирскую икону для защиты Москвы от Ахмата. В церковь делали значительные вклады представители рода Наталья Гончаровой

"...в 1385 г. поставили деревянную церковь святой Марии Египетской, а в 1482 г.- каменную. Известно, что в 1700 г. сюда были помещены мощи святой Марии, привезенные из Константинополя послом Емельяном Украинцевым».

Фамилия названного посла Емельяна Украинцева рядом с фамилией купца Ярославова встречалась мне ранее в статье о церкви Святой Троицы на Хохловке в Москве (ныне Хохловский переулок близ Покровки).

Церковь Марии Египетской сохранилась до 20 века и её фотографии есть. А вот церковь Сретения на поле разобрали в XVII веке» ( «Всё храмостроительство при Псковском Князе Ярославе Оболенском в Пскове и Москве. Оплоты православия и стратегические погосты. Древнее Псковское зодчество»).

В изданном в Италии двухтомнике Е.Морозкиной «Церковное зодчество древнего Пскова», купленном мною в Пскове, есть фотография церкви Марии Египетской на фоне Владимирского собора. На дату этой фотографии церковь Сретения на поле была уже снесена, позже снесли и церковь Марии Египетской.

Выше мною представлены сведения из этого издания Е.Морозкиной.

А Владимирская икона раньше называлась Вышгородской, откуда её вывез Андрей Боголюбский, и она имеет связь с Киевом.

В приведенных данных о храмах, которые строили Псковские зодчие в Москве, называется святая Троица в Сергиевом монастыре. И упоминается Троицкая церковь в Хохловке.

Основатель Троицкого, а изначального Спасо-Преображенского монастыря в Тюмени - Нифонт Казанский, прибыл, о чем сказано выше, из Раифской пустыши, основанной Филаретом. А первой целью Филарета в Казани был - Спасо-Преображенский монастырь.

Псковский зодчий Постник Яковлев участвовал в строительстве и этого казанского Спасо-Преображенского собора в Казани, куда из Москвы прибыл Филарет:

«Тем же летом 1555 года в Казань прибыли псковские мастера Постник Яковлев и Иван Ширяй «с товарищи».Постник и Иван…построили такие выдающиеся памятники архитектуры, как кафедральный Благовещенский собор, Успенский собор монастыря в Свияжске и, к сожалению, утрачен Преображенский собор Спасо-Преображенского монастыря (от него остались только подвальные помещения)» ( Святитель Гурий, архиепископ Казанский и Свияжский).

Вместе с принятием решения в 1923 году о закрытии Свято-Троицкого Преображенского монастыря, встал вопрос об останках митрополита Филофея Лещинского.

Конкретно: об их перенесении.

Отчего возник такой вопрос, если святитель Филофей по завещанию похоронен перед входом в собор ?

Т.е. останков на поверхности не было.

При этом, в данных тюменских архивов нет прямых сведений о том, что останки святителя Филофея выкопаны после революции.

Есть незавершенный рассказ члена 2-го Всероссийского Поместного Собора В. Марсова.

Маловероятно, что ГПУ вникало в завещание Филофея Лещинского.

А обратило внимание из-за Видения милиционеру и последующей инициативы В.Марсова.

Докладывал вопрос о перенесении мощей В.Марсов, обновленец, представитель «Живой церкви», которая в Тюмени была создана 24 июля 1922 года. «Обновленцы организовали свое высшее церковное управление», пользуясь арестом патриарха Тихона.

«В связи со слухами, быстро распространившимися в городе о Видении, и с закрытием монастыря обновленцы в лице своего лидера протоиерея Марсова ходатайствовали о перенесении останков бывшего основателя Троицкой обители Филофея, захороненного около 200 лет назад» (Издание к 280-летию преставления митрополита Филофея Лещинского).

После доклада В.Марсова - настоятеля Вознесенской (Георгиевской) церкви появилась выписка из протокола Исх. № 2554 14 сентября 1923 года:

«Заслушав заявление члена 2-го Всероссийского Поместного Собора В. Марсова о Передаче останков митрополита Филофея, захороненного в притворе бывшего монастырского храма, в Вознесенскую церковь для предания их земле. Постановили: разрешить церковному Совету Вознесенской церкви предание останков митрополита Филофея».

17 сентября 1923 года датируется секретное сообщение:

«Сегодня, 17 сентября с.г. в 4 часа вечера, согласно разрешения Президиума Губисполкома, Епархиальному Совету предположено приступить к работам по изъятию останков митрополита Филофея, похороненного в бывшем монастырском храме Затюменкой, и завтра 18-го сентября в 6 часов утра перенесение таковых в Зареченскую Вознесенскую церковь». Сообщая об изложенном прошу командировать для наблюдения за сим своих уполномоченных. Зав. административным п/отделом А.О. Земит (ГУ ГАТО. Ф.2. ОП.2.Д.17. Л.156. Машинопись. Подлинник).

17 сентября 1923 года, т.е. в этот же день, имело место и Заявление настоятеля Тюменской Вознесенской (Георгиевской) протоиерея В А. Марсова в отдел Управления Тюменского Губисполкома он предполагает к работам «приступить сегодня в 4 часа вечера и совершить перенесение останков митрополита Филофея завтра в 6 часов утра из бывшего монастыря в Вознесенскую церковь (ГУ ГАТО. Ф.2. Оп.2.Д.17. Л. 157. Скоропись гражданского письма. Карандаш. Подлинник.)

После этого сообщений нет.

Нет самого главного. Перенесли останки на другой берег Туры или не перенесли в ночь с 17 сентября на 18 сентября 1923 года ?

Где в притворе бывшего монастырского храма искали останки Филофея Лещинского: под землей или в раке с мощами ?.

Не вводил ли В.Марсов специально в заблуждение ГПУ, чтобы у них сложилось впечатление, что останков Филофея Лещинского на территории монастыря больше нет?

В таком случае, они остались на территории Троицкого монастыря и не были тронуты.

Это очень вероятно.

В издании 2007 года сообщают о том, что «В 2000 году, когда были предприняты первые попытки по обретению мощей, раскопки производились на месте прежнего захоронения останков святителя Филофея в 7-8 метрах от входа в Троицкий собор монастыря. Был обнаружен пустой кирпичный склеп».

Сочли, что это склеп архипастыря.

Теоретически, желание быть захороненным на территории монастыря мог высказать и кто-то из тех настоятелей. Из тех, что были до Филофея. Монастырь до него существовал 80 лет.

В издании 2007 года, процитированном выше, сообщение о планирующемся перенесении мощей включает уже новые дополнительные слова:

«в 4 часа 17 сентября вечера могила Филофея была разрыта, мощи вынуты из склепа, а на рассвете, в 6 часов утра, чтобы не быть замеченным народом, обновленцы перенесли их в Вознесенскую церковь и тайно скрыли в земле».

В сообщении В.Марсова, относящемся к будущему времени, к ещё только планируемому перенесению мощей, не могло быть сведений о том, что они тихо ночью уже перенесены. Но ссылка под номером 12 указывает: Там же л. 156, 157.

«Там же» - т.е. вот этот же источник, названный выше: ГУ ГАТО. Ф.2. Оп.2.Д.17. Л. 157.

Отсутствующие сведения о том, как все прошло ночью 17-18 сентября 1923 года, очень важны.

Но их нет.

И если их не оказалось в книге настоятеля Троицкого монастыря Тихона (Бобова) 2003 года, то отчего они появились в 2007 году ?

И почему так «скомкано», о таком важном событии.

Что за склеп ?

Каким образом всего за несколько часов ночью удалось найти захоронение, если не было известно: где оно точно на территории монастыря?

Почему пришлось что-то разрывать, если в донесениях шла речь только о перенесении мощей.

Отчего новое захоронение в Вознесенской церкви тоже стало тайным?

Ведь все делалось под надзором ГПУ. Следы этого взаимодействия с ГПУ сохранились в архивах.

Обоснование перенесения мощей для населения - закрытие монастыря.

А вот полностью перерытый Троицкий монастырь и исчезновение мощей после их перенесения могли вызвать новые волнения в Тюмени.

Видение же милиционеру, как раз, должно было остановить верующего В.Марсова от нарушения завещания Филофея Лещинского, но все произошло наоборот.

Через несколько лет , по данным тюменских архивов, мантия Филофея Лещинского из Вознесенского (Георгиевского) монастыря оказалась в музее. Потом было принято решение её сжечь.

Данных о том, что Мантию Филофея Лещинского сожгли - тоже нет. Также как нет информации о том, что произошло в ночь с 17 на 18 сентября 1923 года.

Нет сведений и о дате появления этого музейного экспоната.

Для того, чтобы передать Мантию Филофея Лещинского в музей, надо было раскопать уже новое захоронение в Вознесенской (Георгиевской) церкви.

Но оно же было тайным?

По версиям книг, изданных после 2005 года, захоронение вообще нашли только в 2005 году.

Получается, кто-то перед передачей мощей в музей обнаружил тайное место захоронения, выбранное В.Марсовым?

Документа о передаче в музей Мантии, как сказано, тоже нет.

Это ещё одно «белое пятно».

Но есть Акт обследования музейного экспоната «гробик», именуемого «Мантия митрополита Филофея Лещинского» от 29 мая 1946 года.

Следов мощей, по Акту, в гробике не было:

«Никаких частей человеческого тела, как-то: костей, волос или человеческой кожи не обнаружено. Кроме надписи на гробе - «Ман(и-л)ия Филофея» никаких документальных данных, что все эти, вышеперечисленные предметы относятся к гробу митрополита Филофея -не имеется».

«Гробик» маленький. И у экспоната два номера. Музейный номер № 1647.

И ещё второй номер: № 2244 – внутри гробика:

«Музейный экспонат за № 1647 представляет витрину стеклянную… Внутри витрины помещается: гробик размером: низ - длина 43 см., ширина - 17,5 см.; верх - длина 47,5 см., ширина - 23,5 х 17 см.; высота - 12 х 9,5 см. Гробик помещается на 4-х ножках высотой 2 см. каждая. Гробик снаружи надписей не имеет. Внутри гробика имеется следующая надпись № 2244.

На крышке гробика имеется крест, изображенный черной масляной краской. На боковых сторонах крышки имеется надпись: «Мантия Филофея». В слове «мантия», частица «ли» - слегка заштрихована. На одной ИЗ боковых сторон на эту надпись сделана наклейка с надписью «Мантия Филофея». Внутри крышки гробика имеется идентичная надпись №2244. Внутреннее содержание гробика (гробик полный)…» (Архив Тюменского областного краеведческого музея. Экспонат № 1647. Машинопись. Подлинник).

Но полон гробик просто вещами…..

Одна из подписей на документе: Местный благочинный Сычугов. Т.е. в 1946 году Сычугов был в Тюмени. Через 30 лет, в 1976 году, он умрет в Новосибирске («Митрополит Тобольский и Сибирский Филофей Лещинский и его связь с Тюменским Свято-Троицким монастырем 1621-2003. Библиография, историография, документы»).

Я обращу внимание на пункт 3. и на подпункт «и», все остальные подпункты Акта перечисляют вещи.

А вот пункт «и» имеет такую редакцию

«и) значительное количество темно-бурой пыли…».

В сочетании с Мантией Филофея Лещинского вот это значительное количество темно-бурой пыли напоминает описание плаща Иоанна Богослова и персти, что цитировалось выше:

«подобную же персть упоминали русские паломники к гробу Иоанна Богослова в Эфесе, от которого исходил некий целебный прах, называемый «манна», а паломник игум. Даниил, называл это вещество «персть» и сообщал, что там же, при гробнице, хранился плащ Иоанна Богослова. При этом, именно Иоанн Богослов являлся с Пресвятой Богородицей к Сергию Радонежскому после его молитв о защите Троицкой обители в Москве».

Я не видела персть. Но пыль костей выглядит примерно так, как описано: «значительное количество темно-бурой пыли».

«Прах. пыль; то, во что всё превращается после смерти, разрушения; труп человека, останки».

Вместе с явлением светящегося контура человека в ночь с 10 на 11 сентября, в собор Печерских святых, после принятия решения о закрытии Троицкого монастыря Тюмени - это можно принять за событие, в чем-то подобное явлению Иоанна Богослова в защиту Троицкого собора Москвы.

На фотографии издания 2007 года: визуально то, что доставали из склепа в 2000 году, - похоже на фотографии костяной пыли.

Фотография называется: работа по очищению склепа. Стр. 49.

Я обращу на неё внимание.

Склеп был закрыт. В нем не должно было быть какого-то инородного строительного «мусора».

Хотя, в издании речь идет о двух склепах, разделенных рекой. Но фотографии, как я поняла, относятся к Троицкому монастырю.

Есть также фотография «Внутреннее содержимое склепа. Видны истлевшие части гроба и материя, покрывающая останки».

Те, кто производил вскрытие захоронения в 1923 году, могли быть не готовы к тому, что кости превратились в пыль.

И возможно в персть.

Поэтому и названо то, что было в гробике:

«значительное количество темно-бурой пыли».

Если это была персть с Мантией (Плащем) Филофея Лещинского, то особое значение имеет: сожгли ли этот «гробик» и Мантию.

Точные сведения отсутствуют.

Обследование мантии происходило в мае 1946 года, в декабре гробик вместе с содержимым было решено сжечь, т.к. им не заинтересовалась церковь.

Решение о сожжении «Мантии Филофея Лещинского» упоминается в документе с названием:

«Ответ уполномоченного совета по делам РПЦ при Тюменском облисполкоме об «Останках митрополита Филофея Лещинского», хранящихся в областном краеведческом музее под № 1647 г. Тюмень. 6 декабря 1946 года»

Директору Тюменского областного краеведческого музея тов. Бобылевой Н, Копия: Благочинному Тюменских церквей Родионову Д.А. …. от изъятия экспоната из музея Церковь отказалась. Поэтому рекомендуется Вам означенный экспонат из обозрения в музее изъять и уничтожить путем сожжения (гробика и содержимого) в топке музея, составив на это внутренний акт, копию которого просим выслать в облисполком. Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Тюменской области И.Тихомиров (Архив Тюменского областного краеведческого музея. Машинопись и резолюция чернилами на фирменном бланке за № 41-349 от 6/XII-46 г. Подлинник»).

Обращает на себя внимание фраза:

От изъятия экспоната из музея Церковь отказалась.

В чьем лице отказалась ?

В лице благочинного А.Сычугова, который присутствовал в мае 1946 года при экспертизе Мантии святителя Филофея, когда в гробике было обнаружено много «пыли» ?

Или в лице упомянутого Благочинного Тюменских церквей Д.Родионова !

В музеях и церквях сейчас с большим почтением относятся к личным вещам Святителей.

Насколько истинно верующим был А.Сычугов – участник событий 1946 года, если церковь после его экспертизы не заинтересовалась Мантией Святителя Филофея Лещинского ?

И почему этот же А.Сычугов, который пренебрег Мантией святителя Филофея Лещинского и гробиком с его вещами, теперь главный герой книг о Филофее Лещинском, заменяющих даже книги о Троицком монастыре ?

Популяризируют в книгах не только Сычугова, но также и его дочь.

За что ?

За его невнимание к церковным раритетам?

К этим событиям 1946 года есть комментарий редакции книги епископа Тихона (Бобова), которую я цитирую.

«Первые два музейные документа от 1946 года не вызывают сомнений. Единственно, отсутствующий у нас акт сожжения экспоната № 1647, не приведен здесь по той причине, что директор Тюменского областного краеведческого музея (ТОКМ) Исламова Т.М. просто отказала в его копировании, даже не ответив на официальный запрос Тюменского Свято-Троицкого монастыря. Подноготная этого безкорректного действия директора ТОКМ объясняется просто. Г-жа Исламова была в натянутых (даже враждебных) отношениях с монастырем, который настоятельно просил администрацию области - освободить все занимаемые музеем объекты на его территории….»

Упоминаемая Исламова Т.М. – стала директором музея уже после 90-х.

Не ясно, когда ей сделал запрос настоятель Троицкого монастыря Тихон (Бобов). При губернаторе Л.Рокецком или при С.Собянине.

В августе 1999 года на настоятеля Троицкого монастыря Тихона (Бобова) завели дело за нарушения при реставрации монастыря, которого он сам добивался.

21 февраля 2000 года он был оправдан решением суда:

«Бобова Виктора Дмитриевича по ч. 2 ст.243 УК РФ оправдать за отсутствием в его действиях состава преступления».

История довольно странно совпала со сменой Президента России.

К 2000 году, когда был этот прецедент, ещё не появилась и «альтернативная» история с мощами Филофея Лещинского.

Выстроена эта альтернативная версия на показаниях всего одного человека: дочери А.Сычугова – Ираиде Александровне, так её называет бывший настоятель Троицкого монастыря епископ Тихон (Бобов).

В детской книжке 2015 года Ираиду Александровну называют уже не Ираида, а Арианда:

«Пришла к отцу Тихону таинственная старушка, представилась старинным именем Ариадна Александровна. Поздоровалась, благославилась, да протягивает батюшке конверт старый престарый. А на конверте том ничего не написано – ни кому письмо, ни в какой город его отправили. Отец Тихон спрашивает: кому же письмо ?. Да вам батюшка. Когда мой отец, священник Александр Сычугов умирал, он мне завещал передать это письмо первому монаху, который появится в Троицком монастыре после запустения монастыря».

Но «первый монах» со времен СССР появился в монастыре в 1995 году:

Решением Священного Синода от 22 февраля 1995 г. иеромонах Тихон назначен наместником Свято-Троицкого мужского монастыря г. Тюмени ( Тихон епископ Ишимский и Аромашевский).

Произошло это, получается, в мой день рождения 22 февраля ( «Орден 22 февраля: София Баварская - страсть Лебединого короля Людвига II, воплощенная в замках»)

А Ира(о)ида Александровна подзадержалась на 8 лет со «старым престарым письмом», как рассказывают детям.

Ираида - приравнивают, скорее, к Раисе, чем к Ариадне.

В книге для взрослых 2007 года Ираиду Александровну тоже называют Ариадна.

Ариадна Анкудинова(Александровна).

У моего бирского прапредка Захария Ярославова, вместе с его сыновьями, на воспитании находился пасынок Анкудинов, фамилия которого явно совпадала с фамилией Шуйского-Анкундинова. Причем Анкундинов - Шуйский был из Вологды, где силен корень Ярославовых, столетиями живших около Кубенского озера («Бирское «Рюриково городище» и Климент Ярославов - староста Архангельского – Бирь, контролировавший Перевоз через реку Белую»).

В издании 2007 года то, что принесла Ираида Александровна Сычугова, называется уже завещание.

«передала отцу Тихону письменное завещание своего отца, в котором содержались важные сведения, касающиеся захоронения честных останков митрополита Филофея».

Указана колонна, но не указан придел Вознесенской церкви.

Называется та же самая Вознесенская Георгиевская церковь, что и в истории с В.Марсовым.

В комментариях к книге 2003 года на этот счет сказано:

От ред.: Комментарий, который невольно напрашивается: Содержание очень запутанных "Данных о перезахоронении честных останков схимонаха" от 04.08.2003 г. Из них явствует, что в перезахоронении последних главная роль отводится священнику-расстриге А.Г. Страхову, а не обновленцу-протоиерею В.А. Марсову….».

В настоящее время в книгах легализована «альтернативная версия» Ираиды Александровны Сычуговой - дочери того самого А.Сычугова, который в мае 1946 года присутствовал при Акте обследования музейного экспоната «гробик» «Ман(и-л)ия Филофея» и того , что называли: «и) значительное количество темно-бурой пыли…».

Как сказано выше, в сочетании с Мантией Филофея Лещинского вот это значительное количество темно-бурой пыли напоминает описание плаща Иоанна Богослова и персти.

После участия в экспертизе А.Сычугова тюменские церковники отказались от этого музейного экспоната № 1647 и № 2244 на внутренней стороне гробика.

Теперь со ссылкой на этого самого А.Сычугова, которого не было при перенесении останков в 1923 году, и после его смерти представляется другая версия .

По этой «альтернативной версии» в 1922 году мощей Филофея Лещинского уже не было на территории Троицкого монастыря.

С учетом Видения 1923 года - в этом есть большие сомнения.

Но читателям предлагают такую историю:

В Тюмень в 2003 году «прибыла» некая копия с копии машинописного текста, датируемая 4 августа 2003. - это согласно издания 2003 года «Митрополит Тобольский и Сибирский Филофей Лещинский и его связь с Тюменским Свято-Троицким монастырем 1621-2003. Библиография, историография, документы».

О том, что это рукописное письмо лично протоиерея А.Сычугова нигде не сказано.

О сверке почерка в письме с почерком А.Сычугова тоже не упоминается. Печатными машинками для частных писем редко пользовались даже в 90-х.

Тем более, у священников своя культура. Но в 2003 году текст назывался машинописный. «Письменным завещанием» он стал в 2007 году.

Если в 1976 году письмо печатал сам А.Сычугов, что, повторю, не характерно для священников, то где он взял печатную машинку?

Я защищала диссертацию в 1988 году и печатала её на печатной машинке. Машинок печатных даже в конце 80-х годов у частных лиц не было. Это была печатная машинка кафедры института.

Все печатные машинки состояли не только на учете и балансе юридических лиц, у них даже шрифты были на учете в КГБ.

Рассказ «про дочь А.Сычугова от 2003 года» в комментариях к книге, которую я цитирую, назвали, ещё раз обращу внимание, «очень запутанными данными о перезахоронении честных останков схимонаха».

Рассказ, действительно, очень запутанный. В нем нет важнейших деталей.

Суть рассказа такова:

Дочь А.Сычугова в 2003 году передала свое собственное письмо или письмо её отца(?) А.Сычугова, умершего в Новосибирске в 1976 году, в котором передается рассказ старосты Троицкого собора А.Мешкова, услышанный А.Мешковым от А.Страхова - священника Вознесенской (Георгиевской), якобы, выкопавшего мощи Филофея Лещинского в 1922 году.

Расстрига А.Страхов, выделю ещё раз дату, будто-то бы, выкапывал мощи Филофея Лещинского в 1922 году, за год до Видения и свечения в Троицком монастыре 11 сентября 1923 года - в день Собора преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (преподобного Феодосия) почивающих.

Страхова А. именуют священник-расстрига

Он снял с себя сан и стал директором музея после революции.

Выкапывал мощи святителя Филофея Андрей Страхов один ( если это имело место в 1922 году).

Свидетелей нет !

Когда умер экс священник директор музея А.Страхов ? Ведь в 1946 году А.Сычугов был в музее на экспертизе.

Были ли они знакомы ? Почему появился между ними посредник Мешков?

После 2005 года всё строится на «показаниях» вот этого «расстриги» А.Страхова, переданных по «глухому телефону».

Копией с копии новосибирского машинописного письма неясного авторства со ссылкой на А.Страхова оперируют сегодня книги о Филофее Лещинском, заменяющие книги о Троицком монастыре.

Кем написано это письмо, «копией с копии» которого оперируют ? - вернусь к этому вопросу.

Когда напечатано это письмо ?

Напечатано письмо самим А.Сычуговым незадолго до 1976 года, когда он умер ?

Или оно напечатано в названную дату 4 августа 2003 года дочерью А. Сычугова - Ираидой Александровной?

Это принципиальная разница.

Дата не случайная.

4 августа православный день Марии Магдалины.

Имеет значение: печатал ли А.Сычугов сам этот текст. Или ему его печатала секретарша ? Если секретарша, то ещё один посредник в передаче информации.

В случае, если текст печатала дочь А.Сычугова уже в 2003 году, через почти 40 лет после смерти отца, то она могла что-то подзабыть. И опять же, откуда печатная машинка?

Важные детали мог забыть и сам А.Сычугов, если записывал прежние разговоры около 1976 года в Новосибирске.

По новой версии, в ходе исповеди, А. Сычугову передал сведения староста Троицкого собора И.Мешков ещё в Тюмени.

А.Мешков слышал это от Страхова. И Мешков не был свидетелем раскрытия захоронения святителя Филофея. Андрей Страхов это делал один.

Единственный источник этой информации - Ираида Александровна Сычугова, которая появилась в 2003 году.

Ещё серия вопросов:

В каком городе набирался текст на машинке?

В Новосибирске, где умер А.Сычугов, на сведения которого о захоронении Филофея Лещинского теперь ссылаются ?

Или в Тюмени ?

В отличие от версии В.Марсова, никаких документальных подтверждений рассказа Ираиды Александровны нет, кроме «копии с копии».

Суть рассказа такова:

«И.Мешков исповедовался перед А.Сычуговым. А Сычугов несколько десятилетий назад что – то записал. Дочь А.Сычугова через несколько десятилетий вспомнила о записанном. Причем вспомнила не к 95-му году , когда появился первый иеромонах, а к 2003 году.

Информация передавалась четыре раза и каждый раз свидетелей не было. .

О такого рода передаче информации был, касательно Суерской иконы был

Указ № 6243 Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского из Тобольской Духовной Консистории настоятелю Тюменского Св.-Троицкого монастыря, отцу архимандриту Антонию 10 мая 1871 года:

«знамения и чудеса бывшие от помянутой иконы, описываемые в рукописи, никем не засвидетельствованы… «Священнику Лапину дать знать, что прославление икон от человеческих воззрений и молений никогда не зависело и не зависит, и особенно от устных преданий о первых, якобы бывших от них знамениях. Тогда и во всякое время должны быть форменные следствия и притом с разрешения Епархиального начальства, коему и должны быть [даны] форменные донесения с описанием самих знамений от икон. Без сего он, Лапин и всякий другой священник, не имеет права заносить те или другие сказания о знамениях даже и в церковный журнал…»

Что интересно, сейчас эта Суерская икона включена в православный туристический маршрут park72.ru/russia/95897/, «Российский туризм. «Ингальская долина» — путешествие по загадочному краю»

«В Тюмени состоялся пресс-тур для журналистов и туроператоров на тему «Развитие туризма в рамках проекта «Ингальская долина»». Организаторы Департамент инвестиционной политики Тюменской области, приготовили автобусную экскурсию по туристическим объектам Упоровского и Исетского районов Тюменской области, входящим в достаточно масштабную местность, под загадочным названием «Ингальская долина»…. А вот и первый объект нашего тура — Суерский Храм Серафима Саровского, памятник истории и культуры. Суерская чудотворная икона, благодаря которой, по словам Валентины Колуниной — помощника настоятеля храма, жителям села удалось миновать многие беды в разные времена…».

Быть может, со временем, после тщательного сбора информации что-то изменилось. Но фотографии в репортаже, в основном, про фазанов.

История же 2005 года имела такое продолжение.

Около одного из столпов в Вознесенско-Георгиевской церкви в 2006 году сначала под трухлявыми досками было найдено что-то завернутое в тряпку. Работы приостановили. 21 августа 2006 года началась работа по вскрытию захоронения.

Был найден гроб длиной 130 см. и шириной 35 см. с истлевшей тканью голубого цвета (издание 2007 года).

Под истлевшей крышкой гроба шелковая зелено-голубая ткань с нашитым крестом, отодвинув которую, нашли серебряный крест (равносторонний , примерно 7-8 см). Крест лежал на епитрахили (греч— то, что вокруг шеи — принадлежность богослужебного облачения православного священника и епископа — длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь), у верхнего края которой был виден череп.

Вывод о том, что это перезахоронение сделали на следующем основании: Склеп 20 века, косточки лежат беспорядочно. Останки более раннего периода, чем склеп. И это захоронение священника.

Уверена, не только у меня вопрос: почему гроб 130 сантиметров.

Такой маленький гроб сделал А.Страхов священник -расстрига при перезахоронении 1922 года ? Но в выводах сказано, что гроб старше склепа.

Сам Филофей Лещинский был высокого роста.

Считаю невероятным, чтобы высокого святителя Филофея похоронили в гробу 130 сантиметров.

Никаким образом не отражен вопрос о том, что в Вознесенской церкви могли быть и другие захоронения. И что могли быть также другие перезахоронения в начале XX века.

В 2006 году можно было уже провести генетические исследования.

Лещинские - известный род («Город Ярослав на реке Сан, основанный Ярославом Мудрым на землях, отвоеванных им у польских князей, и 770 лет победы в Ярославском сражении будущего короля Руси Даниила Галицкого»).

Станислав I Лещинский был Королем Польским и Великим князем Литовским.

В 1733 -1734 годах, при Спитеке Ярославском во времена епископа Рафаила Лещинского, была построена в городе Ярослав на реке Сан соборная церковь.

Но о генетических исследованиях вопрос не ставился тоже.

Также как забыли вопрос о гробике с Мантией Филофея Лещинского.

Этот вопрос настоятель Троицкого монастыря Тихон (Бобов) задавал директору краеведческого музея Т.Исламовой , но она позволила себе не ответить на официальный запрос.

Быть может, тут примешался вопрос веры ?

В 2003 году надо было, прежде всего, вернуться к Мантии.

Это не поздно сделать и сейчас - в год 400-летия Троицкого Преображенского монастыря.

Все материалы раздела «Внимание! Угрозы и тенденции»

Реклама

© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС