Никола Чудотворец — бессменный «премьер министр», главный «экономист и хозяйственник» Руси
К 22 мая — Дню Николая чудотворца
© Наталья ЧИСТЯКОВА
21 мая 2007 года
У почитаемого мною князя В.Мещерского есть в его Воспоминаниях упоминание о легенде или, иначе, устоявшемся мнении о том, что «Первый министр в России всегда Николай Чудотворец…». Сама книга в некотором смысле «дневник наблюдателя» преобразований и реформ царя Александра II. А поскольку сейчас, также как и в 19 веке, одна реформа следует за другой (ещё не окончившейся), то мне дано хотелось глубже понять эту мысль про «главного экономиста и хозяйственника России» Николая Чудотворца.
И так получилось, что как раз ко дню Николая Чудотворца 22 мая, я получила отклики на свою статью о Березовской чудотворной иконе Николы Закамского (Вторая жизнь с Березовской чудотворной иконой Николы Закамского) от коллекционеров и людей, посвященных в эту тему. Статья написана в вербное воскресенье, «так Душа звала и чудотворная икона Николы Закамского, а душа моя, как и место моего рождения, связаны с этой иконой». Место явления иконы было названо Никольская слобода, позже Николо-Березовка (Никола на Березе). Ещё одно название Никольского — село Ярославка.
Однако, с этой иконой связана не только моя душа, но душа, а также победы Ивана Грозного, который в своё время призывал (забирал) икону к себе в Москву в поход на Казанское ханство. Предчувствуя великие беды России, в начале 20 века к иконе Николы Закамского обращалась и сестра последней императрицы России Елизавета Федоровна. И ведая о том, что икону нельзя забирать «с места ея» ныне святая преподобномученица Великая княгиня Елизавета просила изготовить для неё отдельный список (копию) («Мощи Великой княгини Елизаветы как символ примирения русских Церквей»).
Мне всегда было немного странно как в 15 веке, в отсутствии СМИ, вести об этой иконе дошли до самого Ивана Грозного, и неужели не было в Санкт-Петербурге других икон, которым могла поклониться сестра императрицы России. Почему в сегодняшние дни и славяне, и мусульмане омывают руки и лицо в реке Кама, как будто в реке Йордан, в том месте, где явилась икона. Быть может до Йордана далеко, а быть может другая тайна? Почему Ермак совершил перед этой иконой молебен перед покорением Сибири. И почему Иван Грозный велел нести военное знамя перед иконой Николы Закамского. Вот как это описывается: «Сопровождали икону, и иноки Саввино-Сторожевского монастыря…По приказу царя икона была украшена драгоценной ризой. Ей предшествовало теперь военное полотняное красно-белое знамя, подаренное царем. На нем было изображено золотыми литерами «СЧН», что означало «Святитель Чудотворец Никола». С обратной стороны изображался крест. Государево знамя долго служило иконе и обязательно носилось пред ней во время крестных ходов».
Ответы на вопросы дал сам лик иконы Николы Закамского, который приоткрыл и в целом неведомые многим из нас нам тайны этого Бога.
Коллекционеры посвятили меня в то, что, во-первых, «иконы Николая Чудотворца, различаются по типажу образа: «обыденный вешний», «обыденный зимний», «Зарайский», «Можайский», «Отвратный» и т.д. Во-вторых, вне типажности, коллекция формируется по времени создания образа (век), В-третьих, — по географическому признаку письма: русская, сербская, болгарская, греческая, итальянская и т.д., В-четвертых, по особенностям письма: форма лика, антропологический тип лика, особенности волосяного покрова. Отдельная папка — «исторические» образы, к которым относятся иконы, с коими связанны исторически подтвержденные факты церковной или государственной жизни. Т.е. образов Николы Чудотворца много, а вот именных — Гостунский, Радовицкий, Ратный, Мокрый, Крутицкий, Бабаевский и т.п. — считано.
В «Березовском» образе в первую очередь характерна типажность лица, выраженность скул. Смуглость. Темный «курчавый» волосяной покров и скошенность глаз вправо, также более характерны для греческого письма. Как это прозвучало в обмене мнениями: «Ваш Закамский-Березовский »историчен« и дополнительно образ имеет собственное «имя», как и целый ряд таких икон.
Образ — «оплечный», «зимний» (в митре). Цвета митры и одеяния — редкие сочетания (голубой, желтый), не характерные для иконописцев русских «школ». Очень высоковероятен прототип греческого (византийского) письма. Сам по себе образ совершенно замечательный, очень характерный, я бы сказал «жесткий» — за ним видится гораздо более ранний по отношению к сформировавшемуся в 18-19 веках типажу седовласого «доброго пастыря» русского облика Николы. То есть икона эта не просто именная-местночтимая, но и историческая в полном смысле этого слова. Учитывая то, что освоение Сибири опосредованно связанно с ней, есть и определенная подоплека не только в иконографии собственно иконы («жесткий», «суровый» образ), но и в религиозной «наполненности» образа. Покорять народы и завоевывать территории с образом «шаблонного» Святого Николая невозможно.Идеологически завоевание Сибири принесение жесткой воли и обоснование «нового порядка». Этого Николу «новые подданные» должны были бояться. Это логично с многих точек зрения. Поэтому, высоковероятно, что Никола Березовский может иметь четкую связь с тем, что принято называть «Русский Бог Никола», своего рода его специализированная ипостась… И не важно, что прототипом в его иконографии, скорее всего, послужил греческий образец. Важно не формальное происхождение образа, а, в данном случае, фактическое содержание, то, что «стоит за образом». Важно помнить и то, что имя НиколаЙ (добавлено последнее «Й»), вместе с объяснением из греческого «победитель народа», появился на Руси лишь после никоновских реформ. До этого был только Русский Бог Никола/Микола. А этот самый «Никола» был ох, как не прост, с точки зрения нынешнего «канонического» представления о Святом Николае. Старайтесь найти более ранние списки этого образа, как минимум без митры. Поверьте моему чутью, основанному в т.ч. и на определенных знаниях — этот образ, как и Никола Можайский («Всеможайский»), историчен не только с точки зрения сугубого веропочитания. Под ним есть и более давняя история, и своего рода «природная русскость», и политика. Обязанны быть…».
После такой «подачи» меня достаточно быстро озарило, где я могу найти икону Николы Закамского без миры, которая «по чутью» специалистов должна была существовать. Следы этой иконы я нашла. С абсолютно характерным для иконографии Николы изображением, так называемого, «Никейского чуда». «В его каноническом житии одна из важных (кстати, научно спорная) вех — участие в 1 Никейском соборе, где он «заушил» (нанес пощечину) Ария. После этого его решением собора за «неподобающее для сана действие» отправили в темницу, но, по преданию, некоторым руководителям собора ночью было данно явление, будто бы сам Христос вручил Николе Евангелие, а Богородица поднесла ему омофор (элемент одеяния епископа). Это впоследствии и стало очень часто использоваться в иконографии Николы — Исус с Евангелием и Богородица с омофором».
Отдельно, для сравнения меня познакомили и с несколькими образами Николая Чудотворца. Это икона Николы Отвратного или Миколы Строгого. Икона 14 века, византийское письмо, которая находится в монастыре Хиландар на горе Афон, и икона конца 13 — начала 14 века, псковское письмо, из ц. Николы от Кожи (Псков). Эта, вторая икона знаменита тем, что текст на раскрытом Евангелии начинается как «Евангелие от Николы»(!).
Список фольклорных упоминаний о русском Боге Николе-Миколе — Микуле необъятен. К примеру: &laquРусский Бог Миколка, спаси нас!o;» (Пермский архив, ф. 973, oп. 1, ед. хр.272,с.6). Никола часто занимал в русской иконографии место Иисуса Христа. Было много нательных крестов с изображением Николы и крестное целование 16-17 вв. креста с изображением именно Николы. А вот после Никоновских реформ (реформы патриарха Никона 17 века) Николай Чудотворец получил «немецкое отчество» Мир Ликийский. Против этого восставал Аввакум, считавший, что «Никон »устрояет все по фряжьскому, сиречь по неметцкому», что Спасов образ пишут так, что Спас выглядит, «яко немчин брюхат и толст», что русского Николу начинают звать на немецкий лад Николаем».
Население на Руси запуталось после реформ. Раньше икону Николы нельзя было целовать иностранцам или можно было только тем из них, кто исповедует древнюю Римскую, а не Лютеранскую Веру. После реформы в народе «повис вопрос»: Можно ли целовать Св.Николая иностранцам теперь? Праздник вешнего Николы на Руси долго почитали выше самой Пасхи. Следующим важным праздником после Николы Вешнего было у «суеверных москвичей» Вербное воскресение...Много изменений внес патриарх Никон.
По этой причине иконы достаточно четко делятся на «дониконовский период» и — период после Никоновских реформ. Есть также смысл выделять иконы того периода, когда престол России был у Рюриков и тогда, когда он был у династии Романовых, т.е. условно до Смуты и после Смуты, до того, как византийские знаки появились на гербе России и после этого. История никоновских реформ, времен Петра I и его отца царя Алексея Михайловича, приведших к расколу со старообрядцами (по подобию того, как раскололось церковь на «Красную» и «Белую» в 1917 году) известна. Летопись старообрядчества, менее подвергнутая фальсификации, позволяет одновременно восстановить многие тайны самой России. В разное время, в частности, в правление Екатерины второй, старобрядцам давались и послабления, несмотря на разногласия с «официальной церковью». Дело в том, что они были непревзойденные в своих талантах торговцы и создатели серьезных капиталов. А когда Екатерина II поистратилась на свой роскошный двор, она решила получить доступ к этим капиталам в обмен на политические уступки старообрядцам. Однако Екатерина II лютеранка и её замысел не был реализован. Эта «казна старообрядцев», также как и царское золото в Лондоне всегда находилась в сфере внимания правителей России. Имеют старообрядцы большое тайное политические влияние и до сих пор. По ряду источников, наряду с ложей «Бнай Брит», также и Славянский жрецовый круг. Старообрядцы («Российское подворье») входит в мировую октаэдрическую систему управления. Поэтому урегулирование разногласий и ликвидация раскола, это задача ближайшего будущего.
Пример, Екатерины второй, также как и другие, показывает, насколько серьезно в разные века были переплетены вопросы торговли, финансов, политики и религии. Когда 10 лет назад после смерти отца, по его завещанию, я занялась изучением истории своих корней, то через некоторое время очень четко поняла, что освоение русских земель было прямо связано с продвижением монастырей. Т.е. монахи шли впереди, как первопроходцы — геологи («Найди свои корни: Завещание Бориса Ярославова». Теперь же, вникнув глубже в историю иконы Николы Закамского, я вижу этого так, что часто, даже опережая монахов и монастыри, продвигались в новые земли крупные торговцы. Но впереди торговых людей, образно, «шли» иконы. И одной из икон, в наибольшей степени приумножившей земли России на Востоке, является икона Николы Закамского.
Как пишет Н.М. Карамзин, земли нынешней Николо — Березовки, где явилась икона Николы Закамского, входили в 13-14 веке во владение новгородцев, которые ранее XII века успели завладеть землями между Ладогой, Белым, Карским морями, рекой Уфой и нынешним городом Уфой. Вместе с торговлей они несли сюда и христианскую веру. Однако арабские путешественники X-XI веков, указывают на христианские обычаи среди волжских булгар, существовавшие на два века раньше. Тем более, до XI века значительную часть населения Волжской Болгарии представляли славянорусы, позже часть их приняла ислам.
Новгородские купцы Строгановы, моряки которых первым и увидели на березе камского берега икону Николы Закамского, появились в этих местах в 1480-1490 годах. Земли «Березовские», как уже сказано, в это время считались русскими новгородскими колониями. По совпадению в те же годы, когда купцы Строгановы осваивали закамские земли, наместником в Новгороде был Ярослав Васильевич Оболенский — родоначальник династии Ярославовых — Оболенских. До этого Ярослав Васильевич «наместничал» в Пскове, но в 1474 году «горожане очень жаловались великому князю на поведение наместника, который не только притесняет их, но и, появляясь пьяным на улицах стреляет в людей. Наконец на вече горожане отрешили его от власти, Однако оставил пост князь Оболенский только по приказу великого князя, который переназначил его в Новгород». Вот такой симбиоз демократии (вече) и авторитаризма, в смысле сохранения своих «князей» в обойме, тогда доминировал. И вот из этих новгородских земель, с таким экстремальным типом управления пришли в закамские земли купцы Строгановы.
История рода Ярославовых и носителей фамилии Ярославовы вообще связана с переселением вслед за иконой Николы Закамского. Поскольку фамилия редкая, оценивая географию её упоминания в летописях в хронологии, можно определить и направление миграции. Сначала Москва, Звенигород, Новгород, Псков. Потом Ярославль, Кашин, Галич. Чуть позже Кострома и Вологда. Затем Сарапул, Николо-Березовка, Уфа, Златоуст.
Таким образом, ещё до похода с Иваном Грозным, Никола Закамский прославился тем, что вместе с ним новгородцы «перешли Рубикон», т.е. перешли через Каму и основали первое русское поселение на уральском берегу. Икона также благоприятствовала удержанию длительного контроля над закамскими землями.
В самом лике же Николы Закамского, так получается, за византийской манерой письма «замаскированы» узнаваемые черты Русского бога Николы, приятные и финоугорским народам и славяноруссам. В некотором смысле этот лик был родной для коренных жителей закамских территорий. С другой стороны он одновременно обозначал приход и «византийского начала». Каждый мог найти в этой иконе черты Бога, которому он поклонялся. Т.е. через образ произошло определенное единение «конкурирующих» христианства и дохристианской веры.
Как пишет Б.А. Успенский Если последовательно убирать «напластования на образ» от разных эпох, в том числе, имевшие место на греческой почве, то, устраняя все то, «что было импортировано в процессе христианизации Руси, мы можем получить собственно языческий культурный слой» (Филологические разыскания в области славянских древностей).
Что касается «Смелого лица» Николы Закамского, то недавно в одном из телесюжетов было показано как туземцы, уже в наши дни, не взяли американского путешественника в поход за огромным змеем, по той причине, что ему от рождения не привиты навыки «Делать смелое лицо». Сейчас у чиновников есть выражение «Держать лицо». Навык «Держать лицо» нужен аппаратчику, когда надо удерживать власть. А навык делать «Смелое лицо» нужен первопроходцам, лидерам, приумножающим земли. Т.е. Николу Закамского можно толковать как «nколлективное Смелое народное лицо», в том числе для тех, кто от природы не так уж смел.
Как видим, есть все основания считать, что в зависимости от задач, которые надо решать под покровительством иконы, её лик в разные эпохи писался по-разному. Иконописцы, так же как и летописцы не были, вероятно, полностью свободными. К примеру, когда Петру Первому надо было «прорубить окно в Европу», на одеждах, в образах Николая Чудотворца, появились мальтийская форма крестиков, т.е. черты Европы.
Лик Николы Чудотворца, в разные эпохи отражал ментальность народа, дух народа и задачи стоящие перед ним. Во времена Ивана Грозного получилось так, что лик Николы Закамского отвечал не только задачам русского народа, но и задачам самого царя, а также государства в его лице. Сам народ подсказал Царю: вот этот тот образ, с которым мы победим, и которому покорятся сначала закамские народы, потом казанское ханство. Т.е., видится так, это не Иван Грозный сделал Николу Закамского «военным Николой», а военное знамя, подаренное царем, лишь зафиксировало факт предшествующих успехов в преумножении земель.
Т.е. для местных жителей этот Бог (икону раньше отождествляли Богом), «усилившийся за счет связей с Византией», был авторитетом. Не в этом ли разгадка того, что закамские мусульмане также как и славяне, почитают это святое место на Каме, где, кстати, много веков назад, по данным геологов, было море. А сейчас Кама так велика, что посреди неё есть большой остров, куда и увезли однажды икону на лодке от пожара, полыхавшему по всему берегу. Тобольск ещё один пример, «святого места&raqu одновременно для представителей как мусульманской, так и христианской религии. Такие святые места, как правило, бывают на земных разломах (уфимский разлом) или в местах выхода земной энергии. Их визуальный признак здоровые сильные хвойные леса. Леса вблизи села Николо — Березовка раньше назывались царскими, сейчас эталонными. Подобные же по красоте сосновые леса на Ладоге (к Северу от Санкт-Петербурга).
Связь иконы Николы Закамского с Ладогой и Новгородом, просматривается и по другим o;«историческим линиям». Из этих же земель (ладожский Север) в Николо-Березовку прибыли инок Иоанн Пошехонец и старец Арсений Мезенец. Они построили недалеко монастырь в честь Преображения господня святых Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. Мезенец Александр был старцем-монахом Саввина монастыря в Звенигороде, и самое главное, автором «Крюковой азбуки» (крюковых рукописей Соловецкой библиотеки), главным деятелем комиссии для исправления церковного пения «на речь» (Старообрядчество и «Новое направление»). Суть была и в возврате «русских мелодий», и в сохранении лидерства, так называемого, знаменного распева. «Знаменный распев — это действительно драгоценное сокровище нашей церкви; он — патриарх церковных распевов. Но абсолютизировать его мы не имеем права. В нем есть нечто земное, отчего он и сошел с пьедестала» — таково современное мнение — архимандрита Матфея, регента хора Троице-Сергиевой Лавры. Позицию Александра Мезенца поддерживал царь Алексей Михайлович. Но царь на определенном этапе оказался в конфликте с патриархам Никоном, которому сначала дал статус соправителя, а потом понял, что стремление Никона стать вселенским патриархом угрожает и царской власти самого Алексея Михайловича. Как итог, Александр Мезенец оказался на Соловках. Как результат, Никоновские реформы отразились не только на изменении образа Николая Чудотворца, но и повлияли на изменение «концепции» церковного пения. (На чужом основании никогда ничего не строил ).
А поскольку земли Николо-Березовки были отданы Саввино-Старожевскому монастырю, после явления там иконы Николы Закамского, то логично было и появление бывшего старца этого монастыря Александра Мезенца, пострадавшего от никоновских реформ, в землях, «охраняемых», Николой Чудотворцем, ведущим свою историю также с дониконовских времен. Упомянутый же выше инок Иоанн Пошехонец позже основал церковь Николая Чудотворца в Верхотуринске. Т.е. так этот образ двигался и за Урал, и в Тюменский край. Таким образом, икона Николы Закамского связана и с никоновскими церковными реформами и, не исключаю, с восстанием Стеньки Разина, рассматриваемого историками как одно из следствий этих реформ и объединившего казаков, старообрядцев, а также элиты, попавшие в опалу. Среди организаторов восстания Стеньки Разина, замечу, называются старцы с Волги и Камы. А среди ближайших соратников Стеньки Разина — Михаил Ярославов, ещё один мой однофамилец, история которого, также как и история других Ярославых, связана движением в Закамье вслед за иконами, за иноками и стрельцами («Я пришел дать вам волю», В.Шукшин).
Имея отношение к обширным просторам Руси, икона Николы Закамского, по сути, объединила в один эгрегор, всех тех, кто обращался к ней с молитвой, с мольбой, надеждой, верой; всех тех, кто мигрировал, воевал, жил в эти столетия на территории между Новгородом и Камой, и даже дальше — до Иртыша. Исторически, через эту икону консолидирован мощный народный дух, народные помыслы, связанные с ожиданием новой жизни и освоением новых пространств.
В этом смысле Никола Чудотворец народный Бог и более земной, как и церковная музыка дониконовских времен. А потому, когда говорят на Руси, что «вечным премьер-министром» здесь является Никола Чудотворец, то, по сути, это значит, что вечным премьер- министром и правительством в России является народ. Народ, который каждый раз вытягивает ситуацию, попадая «из огня, да в полымя»: из одной реформы в другую. И спасая себя, русский народ спасает судьбу этих реформ. «На правительство надейся, а сам не плошай!» — так можно переосмыслить русское фольклорное «На Бога надейся, а сам не плошай». По этому принципу, «мимо Власти» и живет Россия веками.
Ещё недавно, когда высокопоставленные члены Правительства говорили о том, что России повезло с высокими ценами на нефть, я не понимала, что они такое говорят: это специальная легенда для СМИ или на самом деле не понимают логики и механизма образования высоких цен на нефть?
А, теперь осмыслив глубже народные тезисы о Николе Чудотворце, пришла к выводу, что чиновники из Правительства, на самом деле «Честные парни». Ведь случай, везение — это действие, которому Некто Х, тот же чиновник, не может найти объяснение, причины. Т.е. это действие, к которому бюрократ, не приложил усилий, это не его результат и он, соответственно, не понимает его причин.
Таким образом, чиновники, рассуждающие о везении в высоких ценах на нефть, тем самым, публично признаются, что высокие цены на нефть и большой нефтяной бюджет России это не их результат! Они пользуются результатом, но результат не их, а чей не знают.
Ответ простой. Это результат народный. Результат геологов, нефтяников, тех, кто вырабатывал систему аргументов для глобальных построений, ведущих к повышению цен на нефть. Поэтому тот, кто вложился в этот Результат, никогда не скажет, что это везение. Он может быть только пойдет к Николе Чудотворцу, укрепит свой дух, очистит помыслы, попросить пути и благословения и пойдет управлять Россией, как часть коллективного народного «Премьер Министра» — Николы Чудотворца.
Поэтому с точки зрения заслуг, вполне верно, включить Николу Чудотворца в «пантеон» преемников власти: в составе премьеров, вице-премьеров и квази-премьеров Правительства.