Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Ярославская Толгская икона Божией матери - ей молились в дни засухи, мора и смуты 1612 года …

Посвящается Иде Романовне Ярославовой,
родившейся 8 августа, в день явления иконы
Ярославской Толгской Божией матери
и нареченной именем Ида по настоянию
священников Соколовых, в день её 70-летия

© Наталья Борисовна Ярославова
6 августа 2010 года, Тюмень

Ярославская икона Толгской Божией матери явилась 8 августа 1314 года. Произошло это через несколько месяцев после казни последнего магистра ордена Тамплиеров Жака де Моле. И вероятно по этой причине, Ярославский Толгский монастырь, основанный в тот же день 8 августа, известен ещё и константинопольской иконой Иоанна Предтечи, орден которого преемствовал Храмовникам, а затем передал эстафету от госпитальеров - Мальтийскому ордену. («Яр-Суздаль и Яр-Москва, «Яр-крыша» Донского и ставка Сталина в «особняке Ярославовой»)

Явилась Толгская икона ярославскому епископу Прохору на его пути в борисоглебские земли по возвращении с Кубенского озера. Сказание об этом Кубенском озере позже написал старец Паисий Ярославов. А в Романовском и Борисоглебском уезде сосредоточились родовые имения Ярославовых.

Ночью Прохору привиделся огненный столп и его отражение в водах Волги, по которому он, будто по мосту, перешел на другой берег реки и обрел там икону. День обретения иконы - 8 августа, стал днём празднования в её часть. В этот же день 8 августа на месте её явления, на левом берегу Волги был основан Свято-Введенский Толгский женский монастырь.

«В 1314 году владыка Прохор… «за шесть верст не доехав до града Ярославля и стал на брегу на реке на Волге, на нагорной стране ночевати месяца августа в 8 день». В полночь владыка проснулся и увидел необыкновенный свет…» так повествует Сказание…

И вот уже вскоре, через четыре года, Толгской иконе, также как и Толгскому монастырю, будет 700 лет.

Несколько десятилетий спустя, 16 сентября 1392 года, рядом с Кубеной произошло одно из первый чудес Толгской иконы, когда после слов «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим», из десницы Пречистой начало истекать миро…».

Мне хорошо известна дата 16 сентября. Это день, когда мой отец Борис Ярославов, оставил бренную оболочку и перешел в небесную иерархию…

Среди других чудес иконы известна её помощь России в дни Смуты 1612 года, когда в Ярославль прибыли Минин и Пожарский и в городе начался мор. Тогда был устроен крестный ход с Толгской иконой, и она вдохнула силы в защитников Ярославля и Руси. (Tolgskaya).

Спасала икона Русь и от сильнейшей засухи в 1766 году. Об этом говорит ещё одно из её 18 клейм о чудесах, описанных в исследовании О.И. Добряковой «БОГОМАТЕРЬ ТОЛГСКАЯ СО СКАЗАНИЕМ И ЧУДЕСАМИ В 18 КЛЕЙМАХ»

Ярославская Толгская икона является признанной покровительницей Ярославских земель.

Однако 19 октября 2009 года, ровно в те дни, когда я начала писать первую статью по истории рода Ярославовых к дню рождения своего отца Бориса Ярославова - 27 октября Ярославская Толгская икона «расширила» территорию своего покровительства. 19 октября в Петербург, в Александро-Невскую Лавру был привезен ковчежец с мощами покровителей домашнего очага Адриана и Натальи и чудотворная икона Божией Матери Толгской. Мать Смарагда прокомментировала это так: «Что Матерь Божья появилась в вашем городе, это говорит о том, что она сейчас особенно дерзновенную молитву возносит Господу именно о петербуржцах. Почему? Это знает только промысел Божий» www.spbtv.ru.

Ярославская Толгская икона уже несколько столетий является главной чтимой иконой для рода Ярославовых, наряду с Казанской иконой Божией матери.

И именно эти две иконы уже отлиты на Колоколе тысячелетия, который впервые зазвонит 21 августа 2010 года, т.е. в день ярославской Толгской иконы по новому стилю:

«Колокол тысячелетия появится на Стрелке Ярославля и впервые зазвонит в день миллениума. Работу по его созданию продолжают мастера того самого Борисоглебска (Тутаева), куда направлялся епископ Прохор, которому и была явлена Ярославская Толгская икона. Музыка тутаевских колоколов выгодно отличается от звучания их собратьев, сделанных в заводских, конвейерных условиях. Эти звоны как будто возвращают нас в седую старину» («Колокол тысячелетия Ярославля украсят изображения икон»).

Не взирая на новые и старые стили, паломники вплоть до наших дней сохраняют поклонение ярославской иконе 8 августа по Юлианскому календарю, так как она и была явлена : «Поклониться ей едут со всех уголков страны. 8 августа, в день явления святыни епископу Прохору, в честь нее совершается празднование», так пишет об этом статья «Ярославль отмечает свое тысячелетие».

Подлинник Ярославской Толгской иконы сохранился до наших дней.

Защиту в Толгской иконе видели и все представители рода Ярославовых. Алексей Михайлович Ярославов в своем имении в Кораллово близ Москвы построил домовую церковь Ярославской Толгской иконы Божией матери, с приделом Михаилу Малеину. Так в истории соединились фамилия Ярославов и имя Михаил. Ныне это богатейшая усадьба А.М.Ярославова принадлежит Михаилу Ходорковскому и рокфеллеровско-киссенджерской «Отрытой России». Сын родной сестры Коралловского имения Феклы Михайловны Ярославовой вместе со своей женой княгиней А.Я.Козловской, в браке Соколовой, пожертвовали драгоценные камни для украшения ризы Толгской иконы Божией матери. Генеральша Катерина Ярославова - собственница особняка в Москве на улице «царей и масонов» - Мясницкой ( который спустя век сильно приглянулся Иосифу Сталину) приложила много сил, чтобы выкупить земли для кладбища рядом со Свято-Введенским Толгским монастырем. Право быть захороненными рядом с этим Святым местом имело большое значение для супруги Саратовского вице-губернатора А.Т.Ярославова. И потому в архивах сохранились сотни страниц истории борьбы за эти околомонастырские земли ( информация ЯрИРО). В связи с историей А.Н.Ярославова, сейчас мне известно также то, что на кладбище этого монастыря, за земли которого боролась Катерина Ярославова, захоронены родители Анны Николаевны Ярославовой : ярославский губернатор Аксаков с супругой.

Толгская святая обитель связана с именами знатных людей земли Русской. Здесь принял в 1681 году последнее причастие опальный патриарх Никон, скончавшийся по пути в Москву из многолетней ссылки. Здесь нашли упокоение представители древних княжеских родов - Голицыны, Вяземские, Троекуровы, Урусовы, погребены ярославский генерал - губернатор А. П. Мельгунов, герой Отечественной войны 1812 года генерал Н. А. Тучков. И с этими фамилиями Ярославская Толгская икона связала историю рода Ярославовых.

И как видим, в истории рода Ярославовых большое значение имеют

Три Восьмых числа подряд …

8 июля княгиня Елизавета Романова провела первый крестный ход с Березовской Чудотворной иконой Николы Закамского. Было это в день Казанской иконы Божией матери по старому стилю.

8 августа - день явления Ярославской Толгской иконы Божией матери. «И месяц был восьмой и дни…»

8 сентября - Натальин день и Владимирской иконы … Мощи Натальи и Адриана были привезены вместе с Ярославской Толгской иконой в Петербург, в Александро-Невскую Лавру 19 октября, в 90-летие Иоанна Кронштадтского.

Ниже мною приводится Сказание об иконе, а также а также статья о ней с сайта Православие.ру

Сказание

«В 1314 году владыка Прохор, завершив осмотр обширной Ростовской епархии и возвращаясь водой с Белозерья, «за шесть верст не доехав до града Ярославля и стал на брегу на реке на Волге, на нагорной стране ночевати месяца августа в 8 день». В полночь владыка проснулся и увидел необыкновенный свет, тогда он взял посох, вышел из шатра. И тут «явися владыке за Волгою столп светле, от земля и до небеси неизречене, и мост явися ему чрез Волгу». Пораженный столь необыкновенным явлением, святитель взял посох свой и по чудному мосту перешел Волгу. Здесь увидел он, что свет исходит от иконы Божией Матери, «ни на древе, ни на земли, но на воздусе стоящ». Долго молился святитель перед иконой, наконец по тому же мосту возвратился в свой шатер. Перед отправлением преосвященного в Ярославль служители хватились его посоха, но «не найдоша нигде в стану его и известиша владыке, что с вечера посох был у него в шатре». Преосвященный, «восхоте Пречистой Богородицы образ чудотворный прославити», повелел служителям плыть за Волгу и взять там посох на месте, которое он указал своим перстом. Здесь обрели они икону Богоматери, стоящую «уже на земле в древнем лесе», между деревьями, и там же нашли посох».

Икона Божией Матери Толгская

Празднование 8 / 21 августа

Тайна тайн непостижимая,
Глубь глубин необозримая,
Высота невосходимая,
Радость радости земной,
Торжество непобедимое,
Ангельски дориносимая
Над родной землей…

М.А. Волошин
«Хвала Богоматери» (1919)

В окружении реликтовой кедровой рощи сияют над волжскими водами купола Толгской Свято-Введенской обители. Промыслом Божиим стала она первым женским монастырем, открытым на территории России после многих десятилетий гонений и разорений. С января 1988 года здесь, немного выше Ярославля и на противоположном этому городу северном берегу великой русской реки, поселились первые сестры-инокини, чьим нарочитым служением стал уход за престарелыми и одинокими служителями Церкви. Со временем на Толгу были перенесены и честные мощи святителя Игнатия (Брянчанинова), тонкого религиозного мыслителя и психолога, в своих писаниях приблизившего многовековой аскетический опыт православного подвижничества к разумению современного человека. В своей земной жизни святитель Игнатий не был как-либо особо связан с Толгой: он скончался и был погребен в другой верхневолжской обители, Николо-Бабаевском монастыре, стоявшем на полпути от Ярославля до Костромы.

Исконной же святыней Толги в течение почти семи веков была чудотворная мироточивая икона Толгской Богоматери, в середине 1920-х забранная в Ярославский художественный музей. Некогда же крестные ходы с Толгской иконой совершались отсюда и в Ярославль, и в Ростов Великий с соседним ему Борисоглебом, и в Рыбинск, и в северные, с Вологдой граничащие уезды.

В 1314 году, когда Ярославлем владел князь Давид Федорович, здешний епископ Прохор (в схиме Трифон) возвращался из обители святого Кирилла Белозерского в свой кафедральный город. Путь, пролегавший сперва по Шексне, затем по Волге, был долгим и трудным, и, не добравшись всего семи верст до Ярославля, владыка и его спутники вынуждены были пристать для ночевки к правому возвышенному берегу. Утомленные путники давно уже спали, когда в шатер епископа вдруг просочился яркий свет. Владыка вышел наружу и увидел дивный огненный столп, поднявшийся на противоположном берегу, у устья речки Толги, где в те времена стоял дремучий бор. Отражение столпа в волжской воде образовало световую дорожку наподобие лунной. Пав на колени перед сим таинственным знамением, архипастырь перекрестился и, опираясь на свой святительский жезл, ступил на неземным светом принизанную воду и пошел по ней яко посуху. Перейдя же на другой берег, владыка увидел, что на вершине огненного столпа парит образ Пречистой с Предвечным Младенцем.

Со слезами умиления епископ начал молиться: «Владычице, Ты призираешь на детей Твоих и не забываешь достояния Твоего! Что воздадим, какие дары принесем Тебе?» Изнемогши же, вернулся тем же дивным огненным мостом в свой шатер и до утра заснул. Когда же настало время трогаться в путь, владыка понял, что забыл свой святительский посох на противоположном берегу. И тогда, поведав своим ничего не подозревавшим спутникам о ночном бдении, переправился с ними в заречный лес и узрел стоящую уже на земле икону с лежащим перед нею посохом. Убедившись, что все случившееся в полночь не было сонным видением, архипастырь пал перед явленным образом, а затем взял в руки топор и принялся рубить лес. И пока владыка со своими служителями не выстроили на месте явления Пречистой деревянный храм, в город они не возвращались. Прослышавшие о чуде ярославцы толпами устремлялись на Толгу, чтобы присоединиться к строителям, так что к полудню церковь была готова, а к вечеру освящена во имя Введения.

Прошло более полувека. Вокруг церкви давно уже образовался мужской монастырь, куда стекались благочестивые иноки и прослышавшие о чудесах от иконы богомольцы. 16 сентября 1392 года игумен Герман возгласил за утреней обычные слова из богослужебного чина: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим», и вдруг в тот самый миг из десницы Пречистой начало истекать миро, чье благоухание распространилось по всему собору. Когда же пораженные иноки начали служить молебен по случаю нового чуда, то при пении слов «Владычице, прими молитвы раб Твоих» миро появилось и на левой ножке Младенца. Богомольцы собирали его и разносили по окрестным городам и весям, и всюду толгское миро приносило исцеление больным и скорбным.

Однако вскоре деревянные постройки обители погибли в пламени пожара, не устоял от огня и соборный храм. Икону тогда сочли погибшей, и каково же было удивление иноков, когда они узрели невредимую чудотворную, стоящую в ветвях одного из монастырских кедров.

Вскоре обитель восстановили. В 1553 году царь Иван Васильевич Грозный проездом посетил Толгу и получил неожиданное исцеление от мучивших его болей в ногах. В знак благодарности государь выстроил в обители каменный собор.

Многими чудесами прославилась Толгская икона и в последующие времена; многие государи жертвовали на обустройство монастыря вослед за Грозным: Михаил Федорович, Феодор Алексеевич, Иоанн Алексеевич, Петр I, Анна Иоанновна, Павел Петрович. Совершая свою поездку по Волге, Екатерина II, отстояв молебен у чудотворной, гуляла в кедровой роще.

Старые путеводители по Волге упоминают о благочестивом обычае: всякий проплывавший по главной дороге России пассажирский пароход непременно делал остановку у монастырской пристани, чтобы путешественники смогли присутствовать на молебне у чудотворной.

Мужская обитель просуществовала на Толге до 1926 года. Вскоре в ее стены вселилась колония для малолетних преступников (находилась тут вплоть до 1987 года), а в середине 1930 х неподалеку, у села Норское, силами ГУЛАГа началось было сооружение плотины. Поднятое ею водохранилище затопило бы многие города и села вверх по Волге, включая древний Углич. Однако вскоре от этого проекта отказались и перенесли строительство под Рыбинск, к устьям Шексны и Мологи; только название соседнего с Толгой поселка - Волгострой - напоминает о первоначальном замысле.

Чудотворная же была отдана в музей. По своему иконографическому типу она является «Елеусой» или «Умилением». Изображение Пречистой поясное, соприкасающийся с Ней ланитами Спаситель припал к левому плечу Своей Пречистой Матери, шуйцею же обнимает Ее за шею. По композиции Толгская во всем подобна палладиуму соседней Костромы - Федоровской Богородице - но только в зеркальном отражении. С давних пор с Толгской делались списки, особо чтимыми среди них были иконы в девичьей обители в Нежине, в Воскресенской церкви вологодского села Подкубенское, в Петропавловском монастыре Мценска и в местечке Иллуксте Курляндской губернии.

Тропарь, глас 4

Днесь светло сияет на Толге образ Твой, Пречистая Дево Богородице, и, яко солнце незаходимое, всегда верным подадеся, егоже видев на воздусе, невидимо Ангелы, яко никим, держима, преосвященный епископ града Ростова Трифон тече ко явленному светящемуся столпу огненну, и по водам, яко по суху, прейде, и моляшеся Ти верно о пастве и о людех. И мы, к Тебе притекающее, зовем: Пресвятая Дево Богородице, верно Тя славящих спасай, страну нашу, архиереев и вся российския народы от всех бед избавлях по велицей Твоей милости.

Молитва

О Пресвятая Госпоже, Дево Богородице, Вышшая Херувим и Серафим и Святейшая всех святых! Ты, Всеблагая, на Толге икону Твою многоцелебную блаженному святителю Трифону огневидно явити благоволила еси, и ею многая и неизреченная чудеса соделала еси и ныне содеваеши, по Твоему неизреченному к нам милосердию. Тебе, пред пречистым образом Твоим, припадаем и молимся, Преблагословенная рода нашего Заступнице: в в странствии сем земном, многоскорбнем и многомятежнем, не лиши нас Твоего заступления и покрова державнаго. Спаси и защити нас, Владычице, от разжженных стрел лукаваго врага спасения нашего. Укрепи немощную волю нашу к деланию заповедей Христовых, умягчи окаменелая сердца наша любовию к Богу и ближним нашим, даруй нам сокрушение сердечное и покаяние истинное, да очистившеся от скверны греховныя, возможем принести Творцу благоугодныя Ему плоды добрых дел и сподобитися мирныя христианския кончины и ответа праваго на Страшнем и нелицеприятнем Суде Его. Ей, Госпоже Всемилостивая! В час грозный оный смертный наипаче яви нам Твое многомощное заступление, ускори тогда на помощь к нам безпомощным и державною рукою Твоею исхити нас из власти лютыго миродержца, ибо воистину много может молитва Твоя пред лицем Господа, и ничтоже невозможно ходатайству Твоему, аще токмо восхощеши. Темже на святый образ Твой умиленно взирающе и пред ним яко живей Ти сущей с нами покланяющеся, со упованием благим, сами себе и друг друга и всю жизнь нашу Тебе по Бозе молитвенно предаем и Тя величаем с рождшимся от Тебе Спасителем нашим, Господем Иисусом Христом, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Надежда Дмитриева
Из книги «О Тебе радуется!»
21 / 08 / 2005

Все материалы раздела «Новости, комментарии, ремарки»

Реклама


© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС