Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Русь «на мате» или Голова у России должна быть одна

22 февраля 2008 года

Русь на мате… Староверы говорят, что мат — это русская защита от дурака… Вроде как есть такая историческая зависимость: чем больше дураков, тем больше мата…

Опять была в дороге и опять наслушалась этого «На…».

Говорят поезда — это «Лицо» города и региона. В принципе и раньше, в моем личном рейтинге тюменские поезда, в частности, и «Тюмень — Москва», и «Тюмень — Санкт-Петербург» были на самой низкой ступени в иерархии сервиса. Почему-то денег на «хорошее Лицо» в виде, действительно, фирменного поезда всегда хватало намного более бедным регионам: Иркутску, Барнаулу, Красноярску, Екатеринбургу, но только не нефтяной столице Тюмени…. Может быть, потому что мэр у нас долгое время был из железнодорожников, а может быть потому, что в Тюмени почему — то все нерентабельно, в отличие от регионов, где есть даже и бюджетный дефицит.

Казалось бы, у тюменцев и северян платежеспособный спрос, теоретически, должен быть выше, чем у жителей Иркутска или Екатеринбурга. Но нет. В том же Барнауле — рентабельно, а у нас не рентабельно. Хотя могу предположить, что и у них не рентабельно, но они «Лицом» города больше дорожат, пусть даже и в убыток, ведь речь идет об имидже всего региона. На этот имидж не мало миллионов и даже миллиардов тратят, финансируя СМИ, а тут даже не лицо, а, с моей точки зрения «Мурло» выглядывает, предлагая в качестве поездного чтива желтую прессу в комплекте Спид-инфо, и газеты с названием, что-то типа «Вор в законе»…

Чему удивляться: пресса, такая же в поезде, каково, в общем-то, и его «Лицо». Тут дисгармонии нет…Только в голове все крутилась русская частушка, которая начинается со слов: «Выражало то Лицо …»

В это время попутчица, тяжело вздохнув, произнесла: «Надоели за эти дни питерские дворцы, убийств хочется…», и, достав киноэпопею «Смерш», начала возвращаться в свою северную реальность.

Впереди её ожидал межпровинциальный поезд на Нижневартовск. Судя по рассказам — «бичевоз», требующий заблаговременной психологической подготовки.

Да, и где ещё почувствовать тюменскую ментальность, если не в поезде «Санкт-Петербург-Тюмень»!

Интересно, что раньше атмосфера «бригады вахтовиков» присутствовала только в северных поездах, теперь эта «субкультура» стала перемещаться в поезда, идущие из Тюмени — в столицы России Москву и Санкт-Петербург.

На фоне все возрастающего сервиса межстоличных поездов (Москва-Санкт-Петербург) все эти метаморфозы с тюменскими поездами шокируют.

Что они отражают: и потоки миграции, и, с моей точки зрения, обнищание населения, и общую философию неуважения к потребителю. По сути, это та же «недопоставка услуг», которая происходит в ЖКХ. И постель, как говорится, соберите сами… Колхозный общепит. Самообслуживание. Даже в плацкарте 60-х, 70-х чай все-таки предлагали.

А здесь все на «На…». Пришлось выслушать и рассказ на ненормативной лексике о том, как «вырубилось все электроснабжение в ресторане и паре вагонов, и электрик вынужден был от самой Вологды включать автоматы после каждого отключения. А систему все коротило, замыкало и искрило, а поезд все ехал и ехал, и электрик с поварами весь этот сюжет посылали на «На..» . Ведь все равно вагона ресторана в поезде «Тюмень — Санкт-Петербург» скоро не будет, также, как в нем уже не стало вагона-купе повышенного комфорта, а СВ, вообще, никогда и не было. Подумалось на автомате: «Вымываются» дорогие услуги и дорогие товары — признаки бедности. Заметила вскользь, сделала своего рода зарисовку. И тут, куда взгляд не кинь, кругом сюжеты для зарисовок…

А потом все сидела и думала: «Что лучше: когда в поезде замыкает проводка или когда вода с потолка льется, как это было, до этого, т.е. по пути следования в Санкт-Петербург, и попутчица тогда рассказывала мне, что вагоны оказывается так замечательно устроены, что сверху у вагона ёмкость с водой, как отличный проводник, а снизу у этого же вагона совсем не мало вольт напряжения, и когда потоки воды соединяют у такого вагона вверх низ…, то наступают, видимо, как раз такие случаи, когда члены комиссии «по расследованию трагедии» умно разъясняют, как это произошло.

Проводник при этом предлагала не грустить и порадоваться тому, что наш «комфорт» в тюменском экспрессе сопровождают не юные девицы. А если бы проводницы были юны, мы бы узнали, в таком случае, и что такое «улица Красных фонарей».

А я бы уже сейчас повесила на этом поезде символ «Ютеир», потому что Ютеир» это уже не авиакомпания, это уже отношение к бизнесу, отношение к безопасности пассажиров, к сервису, к комфорту. Это следствие философии монополий.

Поезд Тюмень-Санкт-Петербург — один. Деться некуда, значит «съедят». А вот от Москвы до Петербурга много конкурирующих составов курсирует, и, как итог, там — все для пассажира.

Низкие доходы граждан — это тоже северное следствие монополий и, так называемых, градообразующих предприятий.

Как пояснили мне в пути, нефтяникам теперь живется плохо. Получают мало. Работают день и ночь . Много странных смертей на Севере. Недавно было якобы и «самоубийством» начальника цеха по подготовке нефти. А жена говорит почерк на предсмертной записке не его… А у меня и моих однокурсников эта тема странных смертей нефтяников болит…

Что же такое происходит на Севере и в Тюмени.

С одной стороны огромные бюджеты, с другой стороны — низкие доходы, пренебрежительное отношение к гражданам, к работникам, к потребителям, к тем же пассажирам.

Помню, не столь давно, меня просили прокомментировать эти самые низкие доходы населения жителей Тюмени, по данным статистики, на фоне почти самой высокой в России бюджетной обеспеченности. И хотя в окончательный текст все, что я сказала, не попало, в интервью сохранилась мысль о том, что Екатеринбург и иные аналогичные города, сохранившие свои производства и структуру экономики, становятся территориями более благоприятными для жизни, чем Тюмень. Т.е. «средний класс», а также класс «ниже среднего» из Тюмени предпочитают уезжать в связи со снижением уровня доходов. (22 Июня 2006 Тюмень — территория теневых доходов).

И, видимо, не только в связи со снижением уровня доходов, но и в с связи с тем, что у города так и не появилось «Свое Лицо».

Десять лет назад, изучая мнение тюменцев о том, каким они хотели бы видеть свой город, мы получили однозначный результат: «Они хотели бы, чтобы Тюмень стала городом со своим Лицом…».

И вот теперь прошло 10 лет, сменилось много мэров, город, по функциям превратился в «транзитный вокзал», и в трамплин для карьер тех, кто не один год лишал нефтяную столицу шансов иметь свой собственный стиль, свое собственное Лицо…

И что мы имеем: транзитный город, транзитная жизнь, «Русь на мате…». Я бы много могла рассказать и о других тревожных знаках. Но о стратегии на вокзалах на говорят...

А радио в поезде, в который раз, ведет православную беседу, к примеру, о российском гербе, две головы которого, теперь, уже по новой догадке, символизируют совсем не Запад и Восток России, как это всегда толковали раньше, а светскую и религиозную власть.

Только вот «новые гении российской геральдики» почему-то не задумались о том, что две головы на одном туловище так и не соединили провинциальный Восток со столичным Западом, а посему такая, «двухголовость» не сулит ничего хорошего и союзу церкви с государством…

Голова у Руси должна быть одна, а если две, то вот и получается … «Русь на мате...»

Да, и ещё решения все-таки надо принимать не в состоянии вечного транзита и вокзального настроения. Ведь единственное, что нам удалось соединить в России — это вокзал и мат.

Все материалы раздела «Новости, комментарии, ремарки»

Реклама

© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС