Старицкое княжество: «Кавказ салам алейкум». Сергиева Лавра, Белая Троица и Татьяны Римские старицкого Свято-Успенского монастыря, возрождаемого фондом Виктора Христенко и Татьяны Голиковой вместе со спонсорами
© Наталья Ярославова – Оболенская
9 мая - 11 мая 2016 года
Самое большое впечатление в городах Тверь, Торжок, Кашин, Старица, в которых я была в годовщину Победы, на меня произвел Борисо-Глебский монастырь в Торжке архитектора Николая Львова. Собор на реставрации. И крест покосился. Но монастырь грандиозный.
Непосредственно в Торжке я была 7 мая 2016 года, также как и в Твери , где в этот день проходил фестиваль «Копье Святого Георгия». В Болгарии в этот день молятся о благоденствии военных . В Дании - день молитвы. А в Швеции – день весны.
Я выделяла эту дату однажды в своей статье: «Россия началась 7 мая 1993 года в день Иверской Богородицы, когда заключили Соглашение по Недропользованию, получившее в ответ - «спецоперацию» Ельцина».
Архитектор Старицкого Борисо-Глебского собора создавал свое творение на реке Волге под влиянием знаменитого Николая Львова - архитектора Борисо-Глебского монастыря в Торжке. М.Чернятин является одновременно и архитектором Спасской колокольни в Старице, в которой также есть подражание Н.Львову.
И этот же архитектор М.Чернятин достраивал двумя приделами Богородице - Рождественскую церковь, вписанную в сложный ландшафт на высоком берегу Волги напротив Свято-Успенского монастыря, расположенного на противоположном низком берегу, где по плану М.Чернятина был построен Троицкий собор. Об этом рассказывает книга А.Шиткова.
Одна из фотографий Свято-Успенского монастыря в Старице - столице Старицкого княжества сделана мною с вершины городищенской горы на противоположном высоком берегу.
Две Богородичные церкви в Старице: друг напротив друга. Но между ними большая разница.
В церкви Рождества Богородицы почти полностью отвалилась штукатурка и нарушены росписи. Она зияет отсутствием окон и дверей.
А собор Успения Богородицы, напротив, уж слишком новый.
Одно из объяснений можно найти в том, что Успенский собор восстанавливался фондом В.Христенко, родившегося 28 августа в день Успения Богородицы.
Я писала про эту дату в 2009 году в "паломничестве по собственной жизни»: «28 августа или Почему меня хранят мужчины, рожденные в Богородичный день". (Утоли мои печали, Натали: «паломничество по собственной жизни».Ч.4)
Но Фонд В.Христенко создан до этой публикации – 24 октября 2001 года.
А о том, что в моей жизни имели значение мужчины, родившиеся 28 августа, знали 1-2 человека, в т.ч. моя сестра, которая примерно с этих же лет «болеет» Татьяной Голиковой, «намекая» социальным чиновникам на некое несуществующее с ней родство по линии бабушки - Александры Голиковой, матери моего отца.
На социальные должности, замечу, выставляют регулярно и Марию Голикову, более известную как Гайдар, правнучку Аркадия Голикова (Гайдара) от второй жены Лии Лазаревны Соломянской. Мария Голикова была замом конкретно по социальным вопросам у Н.Белых. И у М.Саакашвили занималась этими же вопросами до 10 мая, когда подала в отставку (Одесские страсти по Марии Гайдар).
В СПС в 2008 году именно Мария Голикова (Гайдар) повторяла мои действия 2005 года (Торг Маши Гайдар с государством российским).
Мария Голикова - это всего лишь «отрасль» Голиковых в Украине, где родился её прадед Аркадий Голиков.
Помимо даты рождения Виктора Христенко в день Успения Богородицы 28 августа есть и другое объяснение разницы между состоянием церкви Рождества Богородицы на левом берегу Волги и церкви Успения Богородицы на правом берегу Волги.
Нигде в России кроме г. Старицы нет усыпальницы не царского рода, габариты церкви над которой перекрывают главный Успенский собор монастыря Старицы.
Как правило, был собор, а потом захоронения в нем по специальному разрешению.
В случае Старицы, сначала было захоронение, потом - над могилами возведен Троицкий собор, высотою с соседний Успенский.
Против строительства такой огромной церкви по проекту архитектора М.Чернятина несколько лет возражал Тверской архиепископ Мефодий (Смирнов).
А строительство «нескромной по размеру» усыпальницы – «аналога Парижского дома инвалидов» началось только после того, как архиепископа Мефодия перевели в Ригу после войны в 1813 г. И после ухода Наполеона из России. Для того, видимо, и перевели, поскольку не могли преодолеть его сопротивление.
Похоронен архиепископ Мефодий (Смирнов) в Троицком Соборе Пскова, как и князь Ярослав Оболенский, родоначальник Ярославовых-Оболенских (Великий Князь Ярослав Васильевич Стрига Оболенский - Князь Псковский. Получатель Юрьевской Дани, Храмостроитель и Победитель Магистра Борха).
О Парижской доме инвалидов я писала в статье
Дело в том, что Дом Инвалидов для раненых офицеров войны 1812 года строил Н.А.Ярославов:
«…На выставке представлено прошение помещика Н. А. Ярославова губернатору о разрешении открыть в городе Данилове на свои средства инвалидный дом для увечных и раненых воинов. Прошение датировано 1813 годом – враг был изгнан с русской земли, но война продолжалась и жертвы её множились, доживая свой век в городах и селениях» Устав Дома Инвалидов был утвержден Министерством полиции 12 октября 1816 года.
Позже, попечение над Домом Инвалидов продолжил уже сын Н.А. Ярославова и А.Н.Аксаковой - Александр Николаевич Ярославов, помещик Даниловского уезда, Флота Капитан-Лейтенант Александр. Он пожертвовал капитал в 30000 р. ас., … за такую же сумму Император Николай I выкупил «Нескучный сад» с дворцом Ф.Г.Орлова, где он жил с Т.Ф.Ярославовой и где появились их совместные дети в т.ч. и М.Ф.Орлов, подписавший акт капитуляции Парижа…».
А.Н.Ярославов начал строить дом инвалидов в Данилове в том же самом 1813 году , когда сын Тутолмина - старшего приступил к строительству Троицкого собора в Успенском монастыре города Старицы.
Я соприкасалась с темой инвалидов. В ходе моей работы над Программой развития города Тюмени ещё в середине 90-х годов выяснилось, что много более, чем пенсионерам, в России сострадают инвалидам и одиноким матерям (Стратегии, концепции, программы).
И я публиковала статьи, делая на этом акцент. До тех пор пока проблема не решена, я продолжаю делать публикации. К сожалению, это растягивается на десятилетия, как и в случае с инвалидами.
Темой инвалидов в 2012 году занялась и Т.Голикова – супруга В.Христенко,
«В Администрации Президента РФ глава государства поручил Голиковой вести вопросы социально-экономического развития Абхазии и Южной Осетии. В августе 2012 года Голикова возглавила две вновь созданных комиссии при Президенте Российской федерации: по делам ветеранов и по делам инвалидов»(W).
Незадолго до этого, с 2010 года перед 65-летием Победы я тоже занималась проблемой инвалидов войны и Ветеранов ВОВ в связи с обращением ко мне («О «Свободной прессе» и о том, что проявила борьба за права Ветерана ВОВ П.И.Головинова»).
У меня сферы деятельности совпадают с парой В.Христенко и Т.Голикова - учредителей фонда Свято-Успенского монастыря в Старице.
С энергетикой и ТЭК связана вся моя биография.
До 2006 года : Публикации, аналитика, прогнозы, интервью, пресс-конференции, маркетинговые и социологические исследования.
18 лет я занимаюсь Качеством жизни, что относится к социальной политике. Социальная политика входила в мою компетенцию, когда я была советником по экономике Председателя Тюменского областного Совета.
Троицкая церковь Свято-Успенского монастыря Старицы, построенная над захоронением генерала Т.Тутолмина по проекту архитектора М.Чернятина, как уже сказано, имеет архитектурные решения, близкие к архитектуре Дома инвалидов в Париже.
А в Доме инвалидов в Париже находится гробница Наполеона Бонапарта.
Дом инвалидов в Париже связан с орденом Наполеона, кавалерами и орденоносцами которого являются В.Путин, Э.Памфилова, М.Прохоров, В.Матвиенко и многие другие государственные служащие и бизнесмены.
Интерес к «подобию» дома инвалидов в Старицком монастыре был проявлен Виктором Христенко вместе с Татьяной Голиковой уже после того, как президентом России стал Владимир Путин - кавалер Ордена Наполеона.
Так что притяжение к Старице могло быть связано не только с датой рождения Виктора Христенко 28 августа, в день Успения Богородицы.
Но и с Троицким собором, построенным по типу «дома инвалидов», возведение которого началось ещё до завершения войны в 1814 году - подписанием Акта капитуляции в Париже («Михаил Орлов - он подписал акт капитуляции Парижа и стал «Иоанном Предтечей» отмены крепостного права в России»).
В Троицком соборе Старицы, вне всякого сомнения, есть «следы масонства».
И этот опыт Тутолмина мог привлечь Виктора Христенко.
Хотя сам Т.Тутолмин генерал-губернатор Москвы говорил, что «был в масонстве, но ничего интересного не нашел».
Вид усыпальницы в Старице в 1920 году и в 2016 году отличается. Это видно на фотографиях.
И не только отсутствующими скульптурами Веры и Правосудия.
Из-за поломки транспортного средства я задержалась в Свято-Успенском монастыре Старицы на 5 часов.
Ремонтировала не я. Я сидела на берегу при прекрасной солнечной погоде. Смотрела на Волгу.
Потом подумала, что успеха в ремонте, видимо, не дождаться, пока я не схожу и не посмотрю то, мимо чего прошла быстро. Причина - в свежих красках. Я не очень люблю «новодел».
«Новодел» не люблю не только я. Многие об этом говорят. Большие деньги в монастырях не редко осваиваются очень быстро, что наносит ущерб духу монастыря.
И я пошла в Троицкую церковь Свято-Успенского монастыря, которой персонально занимался Виктор Христенко, до 1 февраля 2016 года - Председатель Евразийской экономической комиссии (Состоялась рабочая встреча Владимира Путина с Виктором Христенко).
Начинал Виктор Борисович свой фонд Возрождения Свято-Успенского монастыря в октябре 2001 года, будучи заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Касьянова. После отставки Председателя Правительства Михаила Касьянова временно исполнял обязанности Председателя Правительства РФ. Сохранял свои пост министра промышленности и энергетики и при Михаиле Фрадкове, и при Викторе Зубкове («История о вычленении Минрегионразвития из Минэкономразвития после обращения к экс главе СВР и председателю Правительства РФ "О корректировании реформы ЖКХ в интересах населения").
Несмотря на отчество Борисович, Виктор Христенко не уделил внимания Борисо-Глебскому собору на противоположном берегу Волги в Старице, который стоит в той же разрухе, что и церковь Рождества Богородицы, при том, что архитектор везде один и тот же - Матвей Чернятин.
Только при строительстве Борисо-Глебского собора М.Чернятин подражал архитектору Н.Львову и его творению в Торжке, а не дому инвалидов в Париже.
В отличие от всех соборов Тверской губернии, в Троицкой церкви г.Старицы архитектора М.Чернятина 9 мая 2016 года я не увидела Великого князя Михаила Тверского и княгиню Анну Кашинскую.
В Троицкой церкви «Либеральный культурный слой», который относят по времени примерно к 2012 году (описание современных росписей в интернете начинается с 2014 года).
Из спонсоров только 3 женщины: Т.Голикова, О.Стебунова, Г.Лебедева.
Галина Лебедева, возможно, супруга В.Жириновского. На подъезде к Старице два рекламных щита ЛДПР. И это все, что встретилось на дороге «смерти» из Твери. Я нигде не видела столько памятников погибшим вдоль трассы Тверь-Старица, после которой потребовался ремонт.
Много спонсоров или благотворителей мужчин, фамилии которых - на четырех памятных досках при входе в старицкий Троицкий собор.
«Либералами» их можно назвать в том смысле, что все они богаты и стоят на страже больших капиталов.
По алфавиту некоторые из фамилий благотворителей: Аристов А., Биков.А., Богданчиков С., Вайншток С., Вексельберг В., Керимов С., Лейвиков М., Мазепин Д, Мамаев В., Мантуров Д., Потанин В., Преображенский С., Раппопорт А., Рашников В., Реус А., Сиенко О., Тарнавский А., Федоров А., Федоров Ю., Федулев Г., Фишер Ю., Франк Г., Франк С., Христенко Владимир, Чубайс А., Швецов В., Шитков А., Шишкин А., Титов И., Юшков Н.
Есть в росписи старицкого Троицкого собора князь Александр Невский, но как раз он не был Тверским князем.
Однако Александр Невский ближе к «евразийскому проекту», а Виктор Христенко возглавлял Евразийскую экономическую комиссию.
И Старицкие князья относятся к потомкам Великого князя Александра Невского.
Вторым Старицким князем был Владимир Андреевич, позже Дмитровский - сын Андрея Ивановича Старицкого и внук Ивана III. Это потомки второй супруги Ивана III Софьи Палеолог, которая въезжала на Русь через Псков в 1472 году, когда князем Пскова был избран князь Ярослав Оболенский - родоначальник Ярославовых-Оболенских ( «КНЯЗЬ ПСКОВА ЯРОСЛАВ ОБОЛЕНСКИЙ У ОСНОВАНИЯ ПСКОВСКИХ ЛАВР ХРАМОСТРОИТЕЛЬСТВА В МОСКВЕ И В ЛИВОНСКОМ ПОХОДЕ 1480 ГОДА»)
Княгиню Старицкую Иван Грозный сослал в Горицкий монастырь на реку Шексну. В этот же монастырь в XVII-XVIII веке ушла урожденная Александра Ярославова с тремя дочерями, в браке носившая фамилию Клементьева ( Кириллово-Белозерье и Ярославовы: порт 5 морей, монастыри «заволжских старцев» и «опальных княгинь России»).
Захоронению её дочери Асенефы поклоняются в Горицком монастыре («Наталья Ярославова: мое путешествие в Северную Фиваиду Белоозера. Ч.2»).
Из женщин в новых росписях Троицкого собора в Старице, который восстанавливался при участии фонда Виктора Христенко и Татьяны Голиковой, кроме Богородицы в сцене Благовещения, ещё три святых Татьяны.
Две из них - Татьяны Римские. Комплимент от супруга Виктора Христенко - Татьяне Голиковой, однофамилице моей бабушки А.Голиковой ?
На одном из изображений Римских Татьян в Старице выбран сюжет со львом.
На львах я делала акцент после поездки в Абхазию в августе 2011 года.
«Абхазия - Апостольский удел Богородицы, Львы Северной Венеции и тайное евангелие Святого Марка».
В этой своей статье 2011 года я выделила изображения со Львом: святой Феклы Иконийской, святого евангелиста Марка, Пантелеймона Целителя, Андрея Первозванного и воина Христа.
Льву в статье было сделано отдельное посвящение:
«В алхимии лев символизирует непрерывную борьбу, солнечный свет, утро, королевский сан, победу. Крылатый лев выражает элемент огня - «философский огонь»….Фараона обычно изображали в виде льва….Пророчество Исайи дает библейскую символику льва, мирно покоящегося рядом с овцой, что означает человека, трансформировавшего свою необузданную волю в мужество, силу и любовь…Лев является атрибутом великомучениц Евфимии и Феклы, брошенных на съедение львам, пощадившим их…Лев ассоциируется и с Христом, называемым в Откровении Иоанна Богослова «Львом от колена Иудина»…»
Статья была написана до назначения Татьяны Голиковой помощником президента по Абхазии.
Или можно сказать так: по времени после этой статьи произошло назначение Татьяны Голиковой помощником по взаимоотношению с Абхазией и Южной Осетией.
А о евангелисте Марке мне напомнили 8 мая в Твери, в Белой Троице, подчиненной непосредственно Троице-Сергиевскому монастырю.
Женщина на выходе попросила у меня милостыню и напомнила: «сегодня праздник евангелиста Марка». Спросила, как меня звать. Я ответила: Наташа ( 8 мая – день памяти святого апостола и евангелиста Марка).
Марковой в девичестве была моя бабушка по маме.
А символом евангелиста Марка является Лев.
В 1986 году в Белой Троице в Твери японская кинокомпания снимала фильм «От истока Волги до устья», о чем рассказывает книга В.Симора «Белая Троица» 2015 года со знакомым мне сюжетом по Абхазии про «душу Богородицы» на руках Иисуса.
Была и такая история в названной выше церкви Белая Троица в Твери.
В ней есть придел Татьяны – посвящение умершей сестре от её брата Арсения Обухова, за что он дал церкви 3000 руб. серебром и записал, как вклад усопшей. Придел был создан. Затем в этом же приделе св. Татьяны был похоронен и брат Арсений Обухов со второй сестрой Екатериной. Отсюда и посвящение престола и епископу Арсению Тверскому.
Одна из икон Белой Троицы описана так, что пророчица Анна стоит между Божией Матерью и Иосифом с поднятым указательным пальцем. «Пророчица как бы предупреждает о значительности происходящего события».
Точно также, с поднятым пальцем не пророчица Анна, а Татьяна Римская изображена в росписи Троицкого собора Старицкого Успенского монастыря. При этом она простоволосая и с косой. Т.е. её голова не покрыта. С непокрытой головой иногда изображают св. Екатерину Александрийскую, но её волосы распущены.
Малознакомое на Руси изображение, поскольку оно католическое. На других изображениях руки Татьяны Римской сложены иначе.
Церковь в Твери называется Белой Троицы, т.к. никогда не подчинялась Тверской епархии, а подчинялась Троице-Сергиевой Лавре, игуменом которой был и старец Паисий Ярославов (Паисий Ярославов - игумен Троице-Сергиевой Лавры, основанной Сергием Радонежским, родившимся 700 лет назад, в год основания Толгского монастыря).
Голиковых среди игуменов и настоятелей Троице-Сергиевой Лавры не было.
В Кашине нынешним настоятелем Троице-Сергиевой Лавры называют Патриарха Кирилла.
Настоятелем Тверской Белой Троицы в настоящее время является тот самый митрополит Тверской Виктор, чье имя упоминается рядом с Виктором Христенко на памятной доске в Старицком Троицком соборе. Он же - настоятель Нило-Столбенской пустыни ( «Торжества посвящения прихода Преображения Господнего в Твери Непорочному Сердцу Пресвятой Девы Марии,13-14 октября 2012 - 19 октября 2012 г.»).
Кстати, придел Нила Столбенского, который достроил архитектор М.Чернятин к церкви Рождества Богородицы в Старице, разрушен, как и сама церковь (на противоположном берегу).
Вот такой «конфликт» между Рождеством Богородицы и Успением Богородицы (Вознесением).
Причем этот «конфликт» встречается мне уже не первый раз.
И энергетика тут же.
С учетом «особенностей» восприятия православия госслужащими и чиновниками, обращу внимание, что близко к православному дню Рождества Богородицы 21 сентября родился Владислав Сурков, сменивший Татьяну Голикову на Абхазском и Осетинском направлении.
В этот же день 21 сентября родился и бывший мэр Москвы Ю.Лужков, мать которого родом из той же самой дер.Калегино в Башкирии, где провела детство моя бабушка Александра Голикова ( Лужков рассказал, почему в 2010 г. не пошел на компромисс с федеральной властью).
В 2013 году после Татьяны Голиковой именно Владислав Сурков стал помощником президента РФ по вопросам взаимоотношений с Абхазией и Южной Осетией.
Общий ли это проект Владислава Суркова и Татьяны Голиковой или они конкуренты - я не вникала. К тому же, в аппаратах сегодняшние партнеры завтра могут стать конкурентами.
Но вот интересный сюжет.
Когда я сидела на берегу Волги в день Победы 9 мая и размышляла, как, теоретически, можно выехать из Старицы, по водам Волги плыл большой плот со множеством людей. А на берегу стояла темная девятка с российским флагом, через динамики которой доносилось: «Кавказ салам алейкум, Кавказ наше сердце» ( Кавказ салам алейкум на фон сплава по реке Волго около Успенского монастыря в Старице)
Создавалось впечатление, что это компания на плоту спускается по Волге с мусульманскими приветствиями.
Но потом оказалось, что музыка доносилась из девятки, быстро уехавшей после того, как плот пришвартовался около Свято-Успенского монастыря Старицы и вышло много спортивных ребят с надписью на футболках: сплав в честь Дня Победы: 7 мая- 9 мая.
Кавказ, Абхазия, Грузия – древний центр православия.
Отчего на Кавказ решили приглашать мусульманским салам алейкум ?
Но само сочетание: Старицкий Успенский монастырь и Кавказ вполне соответствуют позициям и проектам Татьяны Голиковой: помощника по взаимоотношению с Абхазией и Южной Осетией и учредителя фонда возрождения Старицкого Успенского монастыря.
Хотя в Твери, в т.ч. в Кашине, был активен и другой помощник по Абхазии - Владислав Сурков. Да и Селигер недалеко.
Только вот придел Нила Столбенского на той стороне Волге в церкви Рождества Богородицы стоит в разрушенном состоянии.
После этих майских праздников напомнила о себе и другая Голикова – Мария Гайдар с двойным гражданством.
И эта Голикова Мария тоже имеет отношение к Кавказу в лице экс президента Грузии Михаила Саакашвили, раскритиковавшего закон, вступивший в силу с 1 мая, по которому М. Голикова-Гайдар вынуждена была подать в отставку. Правда в отставку она подала не 1 мая, а 10 мая.