Некогда «Мальтийский» Каменный остров Петербурга - сосед бывшего Мельгуновского острова, с которого выехало Королевское консульство Дании
© Наталья Борисовна Ярославова – Оболенская
30 апреля - 3 мая 2016 года
Каменный остров я называла для себя условно «Мальтийским», хотя мальтийского на острове после смерти Павла I не столь уж много. Но рядом был Мельгуновский остров - масона А.П.Мельгунова, родившегося 22 февраля, ныне Елагин («Орден 22 февраля»: Первый Ярославский губернатор и видный масон А.П.Мельгунов).
А само название Каменный напоминало мне остров Кубенского озера, о Спас-Каменном монастыре которого писал его Сказание заволжский старец Паисий Ярославов.
Непосредственно Мальтийской на Каменном острове Петербурга была церковь Рождества Иоанна Предтечи, переданная Павлом I ордену святого Иоанна Иерусалимского после того, как он сам возглавил этот орден.
Каменный остров был выкуплен императрицей Екатериной в 1765 году и подарен 11-летнему сыну.
Возведенный после этого на острове Каменоостровский дворец и церковь Рождества Иоанна Предтечи архитектора Ю.Фельтона стали частью этого посвящения от Екатерины II - её сыну Павлу.
С 1765 года до 1801 года, исторически, остров был островом Павла - Великого Магистра Мальтийского ордена в течение последних лет его жизни.
Главная святыня церкви Рождества Иаонна Предтечи, переданной Павлом I Мальтийскому ордену, - икона Андриана и Натальи, которой Екатерина II благословила сына при вступлении в первый брак, а также Ярославская Толгская икона Божией Матери, сопровождавшая в походах Александра I («Никомедия, Никея и Ника. Виги… Гамильтон…Покровители русского и шотландского торгового флота Наталья и Андрей. Три окна св. Барбары и Наталья Бирута»).
В 1799 году при церкви Рождества Иоанна Предтечи было устроено кладбище мальтийских кавалеров, в здании церкви мальтийские кавалеры принимали присягу.
В церкви крестил свою дочь Наталью и сына Григория А.С.Пушкин.
Но после смерти Павла I аристократия потянулась в Петергоф.
Свои островные дачи они стали сдавать «внаём купцам и промышленникам — авангарду нарождавшегося капитализма. На Островах и в окрестностях открылось огромное количество увеселительных заведений. Местом встречи тогдашней золотой тусовки была стрелка Елагина (Мельгуновского) острова. Оттуда на рысаках армада гуляк неслась на поиски развлечений: акробатов, пьянки, хора лилипутов" (Каменный остров)
Это были кардинальные перемены в «социальном составе» островитян.
После революции дворцы и дачи вообще отдали под детские колонии и с подтекстом по этому поводу Каменный остров Петербурга называли «Детский остров».
Кстати, это название «Детский остров» с большой иронией вспомнили СМИ в 2016 году, для чего был дан повод.
Автор часовни Божьей Матери Всецарица на Каменном острове, которая находится рядом с церковью Рождества Иоанна Предтечи и Каменноостровским дворцом, В.Мельников опубликовал статью Камень преткновения, или "Детский остров" вернулся?"" о недопустимости распыления имиджевого потенциала Каменноостровского дворца. Публикация была сделана в связи с решением отдать Каменноостровский дворец некой Академии талантов:
«…Рядом с Каменноостровским дворцом построил свой «замок» принц Ольденбургский, большой радетель и попечитель о детском призрении. Особенно сиротском!
…Эта забота, как эстафетная палочка, после революции перешла в руки Ф.Э.Дзержинского….И последний сумел справиться с нею настолько хорошо, что …Феликсу Эдмундовичу поставили памятник – единственный в мире «детский»….Двухметровая фигура на гранитном постаменте казалась «игрушечной».
После революции на этот «Каменный остров (в его знаменитые особняки) перевели детскую колонию для малолетних преступников…И по этому поводу Каменный остров переименовали в Детский остров…колония просуществовала до 60-х годов прошлого века. Детский остров снова переименовали…»
В декабре 2015 года в Каменностровском дворце вместо резиденции губернатора решили создать Академию талантов. «Федот, да не тот» можно отнести также и к открывшейся Академии талантов в Каменноостровском дворце… Какие же таланты собираются развивать у детей и юношества в Каменноостровском дворце? … Если…информацию от корреспондентов и экспертов изложить в краткой форме, будет похоже на объявление в клубе «12 стульев» Литературной Газеты: «Готовлю в ВУЗ по физике, математике, лужу, паяю, и на фортепьянах …»…. Чем собираются удивлять страну сегодня и завтра «академические таланты» с Каменного острова? Непонятно! …ведь ещё в недалёком прошлом принято было считать верным следующее выражение: «Сначала научись рисовать, как Леонардо да Винчи, а потом рисуй как хочешь». …Особо хочется напомнить о «коворкинге». Корреспондент газеты «Метро» умилился, назвав предполагаемый в Каменноостровском дворце «коворкинг-центр» «особой изюминкой»… коворкинг-центры размещаются, как правило, в пустующих домах, предназначенных для сноса... Мы, петербуржцы-ленинградцы, просто не имеем права распылить по ветру имиджевый потенциал Каменноостровского дворца, накапливаемый веками!...»
Полный текст статьи, в связи с важностью темы, приводится мною ниже.
Но на Каменном острове, очевидно, удивляют и красные флаги с серпом и молотом на частной школе РИД, которая презентует себя международной. Международной в смысле всемирной революции и всемирного интернационала, как после революции 1917 года?
Не слишком ли однозначно распростерли свою власть над Каменным островом чиновники от образования ?
В первые месяцы моей жизни в Петербурге, ещё на Набережной реки Мойки, выбирая для себя предпочтительный район, я изучала и квартиры на Каменном острове. Но приняла другое решение.
Изменило свое мнение о Каменном острове в 2009 году и Королевское консульство Дании. Это было единственное консульство на Каменном острове в течение почти 15 лет, с начала 90-х.
Каменный остров, возможно, был выбран потому, что в Дании завершила свою жизнь императрица Мария Федоровна – хранительница инсигний Мальтийского ордена.
Но в 2009 году Королевское консульство Дании переехало на ту же набережную реки Мойки.
Почему они изменили решение ? - интересный вопрос.
Произошло это в год финиша в Петербурге кругосветной парусной регаты Volvo Ocean Race - 2008/2009.
А в 2010 году вандалы спилили второй «дуб «Петра», посаженный после того, как в 1988 году замерз настоящий дуб Петра I, простоявший 273 года.
О Каменном острове я упоминала в статье о Михайловском замке (Д.Медведев в Михайловском замке Великого Магистра: спасутся ли глобалисты под «Покровом Архангела Михаила»?).
Речь шла о 2-й Березовой улице с самым дорогим жильем в Санкт-Петербурге, которую выбрали для себя представители известного банка «Россия». «…в доме по 2-й Березовой аллее … В.Е. Мячин… «Аброс» (дочерняя банка «Россия»)…Д.И. Горелов - «Петромед» акционер банка «Россия» , …Шамалов Н.Т. - племянник В.Путина (согласно данным газеты «Ведомости»), совладелец «Россия», Кожин В.. Указаны в качестве жильцов дома №19 и Мордашова Е.…, а также Ю.Ковальчук. Более скромный дом - 13/15. С.М.Миронов….»(Каменный остров: Там парк и местные не ждут").
Дом с оранжереями № 19 на 2-й Березовой - это дом купца Елисеева из новой предреволюционной элиты времен Николая II. Теперь их сменили названные имена.
Берез в России много. И нельзя «переносить историю» одного «березового места» на другое «березовое место».
Далеко не один такой прецедент имел место касательно Березовской чудотворной иконы Николы Закамского, явленной на месте, где я родилась: на реке Каме у впадения реки Белой. Деятельность «проходимцев-политтехнологов», занимающихся "переносом" березовых историй" описана в статье: «Двух тюменских губернаторов и президента "вписали" в историю Березовской Чудотворной иконы Николы Закамского» .
Не исключаю, что вдохновить их могла и 2-я Березовая аллея.
Каменный остров сейчас очень неравномерен в роскоши.
Есть и трущобы с граффити.
Одновременно несколько правительственных резиденций.
Старый театр, отданный в распоряжение клуба спортивного бального танца после реставрации.
И на афишах у театра тема "вокруг пьянства".
Внешне запущенная дача принца П.Ольденбургского – внука Павла I, частный владелец которой засекречен в Росреестре, а первым владельцем был Долгоруков.
Разъезжающая по острову белая Победа с тем же номером 020, что и у главы МИД Лаврова в Сочи на встрече с Госсекретарем Д.Керри.
И три пожарные машины с номером 22 у особняка княгини Кугушевой из рода владельцев Сарыклыча – современного Саровского монастыря в городе Саров.
"В 1705 году князь Кугушев, владелец «старого городища», передал отцу Исаакию в дар участок между реками Сатисом и Саровкой для будущей обители. на месте Саровской пустыни г.Сараклыч" ( Сараклыч и Саров)
Особняк княгини Кугушевой - архитектора Прейса, одновременно, главного архитектора Каменного острова и Михайловского дворца («Михайловский замок» О.Форш,проживавшей в флигеле "Плач Ярославны" дома-музея Чистякова в Пушкино).
В настоящее время в особняке Кугушевой располагается художественная школа им. Кустодиева творческого объединения Каменный остров .
О ней рассказывает статья к 40-летию СПб ДХШ им. Б.М. Кустодиева "Творческое объединение Каменный остров" Ушаковой В.А.:
"В Петербурге множество великолепных особняков и дворцов, но среди них есть небольшое старинное здание художественной школы имени Б.М.Кустодиева, являющееся памятником архитектуры, история которого продолжается, и по сей день... Место, приобретенное М.К.Кугушевой, было очень престижно. Некогда, именно этот участок земли принадлежал императорской фамилии, а рядом находились особняки известных петербургских особ. Интересно вспомнить, что Кугушевы – татарский княжеский род, происходивший от князя Бехана, владевшего в конце Х1У века округом и городом Сараклыч (на месте которого впоследствии возник Саратовский монастырь)..."
Вот этот самый особняк кн. Кугушевой отчего-то решил задымиться в тот самый момент, когда я гуляла по Каменному острову перед Пасхой.
И, тем самым, напомнил мне строки стихотворения моего отца:
«…Что это? Пьяный ли угар, Иль заблуждение рассудка, Иль Сатана разжег пожар, И наблюдает зло и жутко?...»
Объект относится к тому же самому творчеству и талантам. Причем художественным талантам. Он много меньше по размерам, в сравнении с Каменоостровским дворцом. Но цели те же.
И вполне вероятно, что у творческого объединения Каменный остров и школы им. Кустодиева возникли проблемы после создания критикуемой академии талантов в Каменноостровском дворце (Камень преткновения, или "Детский остров" вернулся?").
Замысел внедрен чиновниками от образования. А к образованию в России имеет отношение "символический Саров".
Этот Саров мне хорошо знаком. В нем проводился конкурс в Кадровый резерв полпреда С.Кириенко (Погибающие элиты и «Кадровые резервы». «Второго великого Кириенко быть не должно»…).
О непропорциональной активности Фонда Серафима Саровского на месте моего рождения в Николо-Березовке, где была явлена Березовская чудотворная икона Николы Закамского, интересующая полпредство ПФО, шла речь в недавней статье: «Что такое антиконституционный захват власти ? Внутренние документы партий и нарушение Конституции. ЦИК, «Семейный праймериз» и Нефтекамское землячество».
Образование для "символического Сарова" и полпредства ПФО подразумевают тот же самый контекст, что и в фильме "Карточный домик" о выборах американского президента. А все, что описано в статье про академию талантов, скорее имеет отношение к некой "пропагандистской машине".
Не оттого ли и дымится княгини Кугушевой особняк Каменного острова Петербурга?
КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ, ИЛИ «ДЕТСКИЙ ОСТРОВ» ВЕРНУЛСЯ?
31.12.2015 СТАТЬИ ИЗ ГАЗЕТЫ №52 (2015)
ПОЧЕМУ ОСТРОВ ЗВАЛСЯ ДЕТСКИМ?
"Когда-то на Каменный остров (в его знаменитые особняки) перевели детскую колонию для малолетних преступников, известную из литературы как «Республика Шкид». И по этому поводу Каменный остров переименовали в Детский остров.
Во время Великой Отечественной войны 1941 – 45 г.г. к причалу на противоположном от колонии берегу (в створе улицы Даля) швартовался «Морской охотник», на котором лучшие из колонистов проходили обучение моряцкому делу. И становились юнгами Балтийского флота. Аналогично тому, как на Соловках в это время малолетние преступники превращались в юнг Северного флота. Собственно, это были предтечи будущих Нахимовских училищ. Позже и вовсе колонию с Детского (Каменного острова) перевезли лодками на Песочную набережную дом 22 поближе, если не сказать – вплотную, к причалу с «Морским охотником». Там колония просуществовала до 60-х годов прошлого века.
Детский остров снова переименовали…
Но традиции, идущие от цесаревича Павла (будущего императора Павла Первого), продолжали витать в воздухе острова Трудящихся, как его теперь называли.
Стрелка Каменного острова (это там, где от Большой Невки ответвляется Малая) и поляна на ней, были излюбленным местом детских игр цесаревича. Название города «Санкт-Петербург» можно ещё переводить на русский язык как «Город святого камня». И этот камень наглядно торчал из бурлящей воды прямо напротив Стрелки. Вода «бурлила» вокруг, потому что камень рассекал её плавный ход на два течения. Как уже сказано выше, отделял Большую Невку от Малой. Стоящему на Стрелке, омываемой потоками, казалось, что движется остров, а не вода. Что он стоит на носу корабля, резво идущего вперёд и режущего рострой (камнем) «неизведанные воды».
Екатерина Великая распорядилась воздвигнуть на излюбленном месте игр своего первенца Каменноостровский дворец, а при дворце – не просто служебные постройки учинить, а казармы Мушкетёрского (Потешного) полка. Чтобы будущий император твёрдо следовал по стопам своего великого предка Петра Алексеевича, которому в детстве тоже служил «Потешный полк», превратившийся со временем в могучий Преображенский. Между прочим, укрепивший шатающийся трон под самой матушкой Екатериной.
Ансамбль Каменноостровского дворца не заканчивался служебными корпусами: кухонным, оранжереей и прочими.
Наоборот, в его экспликацию под номером 1 входил даже не сам дворец, а его «дворцовая церковь», которая поначалу строилась архитектором Юрием Фельтоном как храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, а потом «опомнившейся» Екатериной Второй была переосвящена в храм Рождества Иоанна Предтечи.
Цесаревич Павел Петрович тоже принял горячее участие в проекте. По его настоянию, «домашнюю церковь» не просто вывели из объёма самого дворца. А поставили в четыре раза ближе к Инвалидному дому. Таким образом, Инвалидный дом, в котором первыми проживали ветераны Чесменской битвы, отделяла только небольшая полянка, по кругу обсаженная деревьями.
История Каменноостровского дворца продолжала «раскручиваться» самым удивительным образом.
Мало того, что Александр Первый с детства привык петь на клиросе ( на «балконе») каменноостровской церкви (там, между прочим, пел и муж будущей Ксении Блаженной), так именно здесь, на каменноостровской террасе, во время бала фельд-курьер вручил царю депешу с известием, что войска Наполеона нарушили границу Российской империи. Александр заплакал. Бал остановили. Когда бал разъехался, Александр отправился в любимую дворцовую церковь молиться. А может быть, и дать обет, что если сразит «непобедимого», — «уйдёт в мир».
Рядом с оранжерейным корпусом Каменноостровского дворца построил свой «замок» и принц Ольденбургский, большой радетель и попечитель о детском призрении. Особенно сиротском! Прибыль от доходных домов на Большой Зелениной улице он тратил на благотворительность.
Эта забота, как эстафетная палочка, после революции перешла в руки Ф.Э.Дзержинского.
И последний сумел справиться с нею настолько хорошо, что в конце Каменноостровского проспекта в Лопухинском садике, что напротив Каменноостровского дворца, на другом берегу, Феликсу Эдмундовичу поставили памятник – единственный в мире «детский».
Двухметровая фигура на гранитном постаменте казалась «игрушечной». Тем более, что обозревать её по большей части приходилось «сверху вниз». А гранитный пъедестал, по легенде, был вырублен из того самого валуна («святого камня»), добытого из-под воды у дворцовой стрелки.
Во времена моего детства по постаменту, как по скале скалолазы, непрерывно ползали дети. Играя с памятником, как с «нетающим снеговиком».
Это в конце проспекта.
А в начале Каменноостровского, перед специально построенным зданием магазина-салона «Болгарская роза», располагался детский сад. Его вскоре снесли, но мимо него ещё успел проехать в открытой машине Фидель Кастро Рус. И детский сад протягивал к нему многочисленные флажки, изображающие флаги двух стран, и цветочки.
Эта сцена на правительственной трассе умилила её свидетеля, скульптора Кочукова. И он решил, что хорошо бы всех, кто ещё проследует в правительственную резиденцию на Каменном острове (дача № 4) глав государств и правительств, приветствовала скульптурная композиция «девушки», вроде той, что стояла на «доте» на Приморском шоссе. Только не с поднятым букетом цветов в руке, а с одним единственным «каменным цветочком», зато вырезанным Данилой-мастером в Уральских горах.
Представляете, сколько сил было потрачено мастером- Кочуковым, чтобы вырубить из гранита вытянутую руку небольшой статуи с каменным цветочком? Скульптуру установили, где задумал автор. Но очень скоро к ней приблизился вандал с ломом, и «сказка» закончилась.
Над диском гранитного плинта сегодня возвышается подарок Франции к 300-летнему юбилею Петербурга – фонтан в виде «свирели». Вероятно, неслышно наигрывающий: «Федот, да не тот! Федот, да не тот!»
АКАДЕМИЯ ТАЛАНТОВ – ВОЗВРАЩЕНИЕ ДЕТСКОГО ОСТРОВА?
Позвольте выразить убеждение, что «Федот, да не тот» можно отнести также и к открывшейся Академии талантов в Каменноостровском дворце… Насколько нам известно, импульсом, побудившим губернатора СПб Георгия Полтавченко отказаться от резиденции — в пользу детей, послужило его знакомство с презентативной экспозицией работ живописца, монументалиста и скульптора Вячеслава Чеботаря, произведшей на губернатора сильное впечатление.
Идея же, высказанная Вячеславом Чеботарём, и приглянувшаяся Георгию Полтавченко, заключается в том, чтобы находить способных ребят в детских домах по всей стране и развивать их таланты, желательно, с пятилетнего возраста, как это было изначально принято в императорской Академии Художеств.
Талант стал бы для ребят не только социальным лифтом, известная Академия Сверхкартины Вячеслава Чеботаря готовила бы из них не художников вообще, а выдающихся «рейнджеров» от искусства.
Сегодня такого участия катастрофически не достаёт в пресных конкурсах на городские памятники.
Государство обязано сиротам. В том числе – и сиротам при живых родителях. И если у этих детей обнаруживается талант, он немедленно должен становиться им на службу.
Наряду с этим, благодаря Академии Сверхкартины, дети, подрастая, будут иметь возможность в качестве граждан с большой буквы войти в элиту российского общества. У Вячеслава Чеботаря, ещё молодого человека, есть масштаб, на наш взгляд, больший, чем у Академии балета Бориса Эйфмана или школы современного танца Аллы Духовой. Проект и в чисто экономическом отношении очень современен. Чеботарь, в отличие от многих, как равный может претендовать на частно-государственное партнёрство.
У автора этих строк многократно в публикациях звучит призыв: «Дворцы – детям!» Но… ради чего? Думаем, прежде всего, для священного понятия «служения Отечеству». Дворцы строились для поддержания «гордости великороссов». А вовсе не как сугубо царские резиденции.
Какие же таланты собираются развивать у детей и юношества в Каменноостровском дворце?
Как сказал губернатор, «дворец настолько хорош, что заслуживает несколько иного применения, чем мы планировали ранее.
Поэтому надо подумать: или использовать его под Музей городского интерьера, или, что ещё более интересно, сделать здесь школу искусств и детского творчества», — заявил он прессе.
«В этом дворце уникальные, очень красивые интерьеры. Дети получат прекрасную возможность заниматься творчеством, рисовать, танцевать, петь, изучать литературу. Это, на мой взгляд, будет самый лучший вариант использования дворца», — заявил Георгий Полтавченко.
Но!.. Дворец передан Комитету по образованию, который под талантами подразумевает следующее:
«…в учреждении появятся научные лаборатории, в которых вместе с преподавателями ребята будут проводить различные опыты по физике, химии и биологии. Кроме того, в академии разместится большой мультимедийный центр, где школьники смогут развивать свой творческий потенциал. Здесь они научатся мультипликации, созданию телепередач и кинофильмов. Для особо творческих молодых людей в учреждение были закуплены диджейский пульт, лазерная установка и оборудование для демонстрации голограмм».
« …Детям заказали манекены для исторических костюмов и виртуальную примерочную. Грубо говоря, это большой монитор с видеокамерой и сенсорами. Экран выступает в роли зеркала и позволяет накладывать на «отражение» изображение одежды, то есть примерять её, не надевая».
А вот мнение экспертов по поводу новаторского использования дворцовых интерьеров. «Эксперты оценивают идею комитета положительно. «Идея дворцов для детей очень продуктивна, на мой взгляд, в плане формирования культуры. Нужны высокие образцы, чтобы «набор файлов» в голове ребёнка не заканчивался бы эстетикой спального района и уличных граффити», — говорит сотрудник ректората СПб ГУ Артём Менумеров.
Однако, дать какую-то конкретную оценку проекту, он затрудняется. «Нужно разделять идею и уровень воплощения. Идея привлекательна – дворец в парке в минутах ходьбы от метро. Уровень воплощения по представленным документам не определить вовсе. Это не сама концепция, а «информация о концепции», — добавляет Артём Менумеров. «В свою очередь, университеты заинтересованы в появлении центров дополнительного образования. «В ближайшее время будет вводиться система «портфолио», и наш университет рассматривает возможность выставления дополнительного балла выпускникам Аничкова дворца», — говорит заместитель директора Центра по работе с талантливой молодёжью РГПУ им. Герцена Татьяна Гдалина.
Именно система дополнительного образования позволяет развить интерес к определённой научной или художественной области, — считает эксперт». Если приведенную выше информацию от корреспондентов и экспертов изложить в краткой форме, будет похоже на объявление в клубе «12 стульев» Литературной Газеты: «Готовлю в ВУЗ по физике, математике, лужу, паяю, и на фортепьянах …».
Сотрудник ректората СПбГУ Артём Менумеров, выступив в роли эксперта, не замечает главной погрешности в концепции функционального наполнения дворца.
«Высокая эстетика» опытов по физике, химии и биологии. А также «хай-тек» создания мультфильмов, кинофильмов и телепередач… Не говоря уже о «диджейском пульте» «для особо творческих молодых людей». Это и есть «набор файлов», роднящий дворец 18 века с нелюбимыми Артёмом «спальными районами» и «уличными граффити»!
В начале 1960-х годов в заштатном городке в Литве автор этих строк смотрел привезённый туда художественный стереофильм. И для этого не надо было приглашать к себе «трёх дураков», как в народе расшифровывают 3-D. Опять же, по части голограмм, Советский Союз являлся мировым лидером. И лучшие работы, каждую за 300 тысяч долларов, готовы были приобрести Соединённые Штаты.
Чем собираются удивлять страну сегодня и завтра «академические таланты» с Каменного острова? Непонятно! Наполнение дворца, как техническое (аппаратурой), так и профессиональное (персоналом) предлагаемое Комитетом по образованию и «экспертами» (подчинёнными этого самого Комитета) , — могут себе позволить в индивидуальном порядке две трети населения Соединённых Штатов Америки. Но они не могут себе позволить «Академию Сверхкартины Вячеслава Чеботаря». Потому что такого энтузиаста и такого энтузиазма больше нет.
Мы, может быть, наивны, полагая, что функция дворца – порождать людей, которые способны собою «красить любое место».
А, по мнению Комитета по образованию и «экспертов» довольно и того , что дворец будет «красить» своих студийцев. Собирать им портфолио.
А ведь ещё в недалёком прошлом принято было считать верным следующее выражение: «Сначала научись рисовать, как Леонардо да Винчи, а потом рисуй как хочешь».
Так нужен Вячеслав Чеботарь как государственный человек (а не только – национальное достояние) или нет?
Или слепая молочно-белая мозаика, состоящая из госслужащих по искусству и образованию, будет по-прежнему предательски тихо «наслаждаться жизнью»? И никто им не мешай?
Особо хочется напомнить о «коворкинге». Корреспондент газеты «Метро» умилился, назвав предполагаемый в Каменноостровском дворце «коворкинг-центр» «особой изюминкой» т.н. академии талантов. В России коворкинг-офис спекулятивно величают «коворкинг-центром». Хотя в коворкинге нет и не может быть ничего «центрального». Наоборот, коворкинг-центры размещаются, как правило, в пустующих домах, предназначенных для сноса, очередь которых ещё не пришла.
Мы, петербуржцы-ленинградцы, просто не имеем права распылить по ветру имиджевый потенциал Каменноостровского дворца, накапливаемый веками! Мы видим в комплексе Каменноостровского дворца: серьёзный взрослый музей и при музее – серъёзную детскую академию. Отнюдь не «понарошечную», для бодрых отчётов наверх Комитета по образованию".
ВСЕВОЛОД МЕЛЬНИКОВ, один из авторов часовни «Всецарица» церкви Рождества Иоанна Предтечи Каменноостровского дворца.