В 1993 году Конституцию уже меняли ради ресурсов отдельно взятой Тюменской области. Наивно думать, что Югу «повезло» с полномочиями в 90-х и «повезло» с ценами на нефть в 2000-х
©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960). Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991). Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014). Я родилась 22 февраля 1960 года в Нефтекамске, Краснокамского района Башкирской АССР.
экс - советник Председателя Тюменского областного
Совета народных депутатов по экономике и недропользованию
кандидат технических наук «Скважинная разработка нефтегазовых месторождений»
Участник переговоров с «Control Date» по управлению ресурсами
округов в составе Тюменской области. Канада 1993 г.
25-26 ноября 2014 года
Конституцию уже однажды меняли ради одной только Тюменской области. Это было в сентябре - октябре 1993 года. И делалось ради того, чтобы сохранить непрозрачной процедуру перехода прав пользования недрами частным собственникам, а также минимизировать число участников принимающих решения.
События вокруг «разгона» Верховного Совета РФ инициировали после того, как Тюменский областной совет народных депутатов принял пакет документов по организации процесса недропользования и направил его Председателю Ханты-Мансийского окружного Совета народных депутатов Чурилову В.А. с той целью, чтобы в ХМАО впредь не делали вид, что - не в курсе принятых решений и не продолжали в одностороннем порядке выдавать лицензии, на что не имели никакого права /1|2/.
Также В.А.Чурилов был уведомлен о том, что «в настоящее время областным Советом и администрацией ведется работа по созданию пакета документов научно-аналитического центра по обеспечению недропользования; образованию в составе представительных и исполнительных органов подразделений, отвечающих за реализацию полномочий в сфере недропользования, формирование Реестра экспертов по недропользованию ….»/2/.
Последний пункт письма содержал запрос: направить в адрес областного Совета народных депутатов копии всех лицензий (лицензионных соглашений), выданных по состоянию на 15.09.93., в том числе, по пункту 19 «Положения о порядке лицензирования пользования недрами».
Поводом для письма были «партизанские действия» округа, который не информировал Тюменскую область о переговорах и заключенных соглашениях по предоставлению прав пользования недрами, что относилось к совместной компетенции области и округа, а представители округа игнорировали выработку совместных решений в составе рабочей группы, официально созданной решением Советов, и отказывались согласовывать перечень нормативных актов по недропользованию, т.е. создание совместной нормативной базы области и округов.
Текст публикуемого письма составляла я.
В нем упоминается канадская компания «Control Date», в переговорах с которой я участвовала в Канаде в первых числах сентября 1993 года и обсуждавшийся на этих переговорах «Проект управления ресурсной базой Ханты - Мансийского округа», в котором никакой существенной роли Тюменской области в управлении ресурсами не отводилось.
И я тогда в нефтяном клубе Канады сделал заявление о том, что Тюменская область «не выпустит» округа из своего состава, не согласовывая его ни с Главой администрации Тюменской области, ни с Председателем Совета. Так складывалась ситуация, что канадские инвесторы ждали определенности. Я им эту определенность дала, зная стратегию Тюменской области, в выработке которой принимала участие и в успехе которой, в части единства области, была уверена.
В 1993 году офис компании «Control Date» в Москве находился в Международном центре торговли на Краснопресненской набережной 12, известном, как «Хаммеровский центр».
Это было в сентябре 1993 года.
В.Якушев не имел тогда к недропользованию никакого отношения.
А. С.Собянин был мэром Когалыма, его «взлет» до зама председателя окружного совета ХМАО будет через полгода, после принятий новой Конституции, существенно лишившей полномочий советы народных депутатов, начавших создавать инструменты контроля за рациональным использованием недр в интересах населения.
По большому счету, для меня приоритетом было - рациональное использование недр, экология и грамотная торговля нефтью, т.е. экспорт по ценам, отражающим уважение к труду нефтяников и газовиков.
Это была тяжелая борьба и противостояние между областью и округами, что видно по тексту письма, направленного от областного Совета – окружному Совету.
Наивно думать, что Конституцию мог изменить только Борис Ельцин без поддержки крупных мировых игроков, заинтересованных в доступе к российским недрам.
Наивно писать, что область выигрывала у округов только потому, что она область.
Уже не первый раз СМИ, вроде бы, претендующие на объективность, «обрубают» историю взаимоотношений Тюменской области с округами, забывая про период с 1990 года по 2000 год, когда было принято первое Соглашение о разграничении полномочий и п. 3.7. этого Соглашения, касающийся совместного недропользования.
У часто обращающегося к этой теме Ura.ru, не редко «история» начинается с 2000 г. и с С.Собянина, даже когда журналисты этого СМИ берут интервью у В.Ульянова, советником которого по недропользованию я была в областном Совете народных депутатов.
Уверена, что В.Ульянов прекрасно помнит этот период. На моем удостоверении советника № 148 от 7 апреля 1993 года стоит его подпись.
Но интервьюеров интересует время С.Собянина и В.Якушева, которых не было в 1993 году, когда я в Канаде делала перелом.
Председателю Ханты-Мансийского окружного совета народных депутатов Чурилову В.А.
Уважаемый, Валерий Андреевич!
Несмотря на принятие пункта 3.7. «Соглашения о разграничении полномочий», которым осуществление полномочий в сфере регулирования отношений недропользования отнесено к совместной компетенции Тюменских областных и Ханты-Мансийских окружных органов представительной и исполнительной власти, по-прежнему имеет место несогласованность действий при организации процесса недропользования как следствие либо неоднозначности толкования п.3.7., либо обоюдной неинформированности о текущем состоянии дел, что порождает взаимное неудовольствие сторон и наносит ущерб единой политике недропользования.
В целях ненарушения упомянутого Соглашения предлагаю в период до детального
разграничения полномочий в сфере недропользования, порученного рабочей группе из представителей области и округа в соответствии с совместным решением малых Советов, реализовать единую политику недропользования на основе следующих принципов:
1. Соблюдения моратория на осуществление в одностороннем порядке действий в
сфере отношений недропользования: проведение официальных переговоров, совещаний, заседаний и пр., завершаемых подписанием контрактов, соглашений, протоколов намерений, принятием решений, резолюций, меморандумов и иных документов, обременяющих органы власти и управления области и округа различного рода обязательствами, либо документов, регламентирующих недропользование на территории Ханты-Мансийского округа.
2. Взаимного информирования об участии органов власти и управления области и округа в осуществлении полномочий в рамках совместной компетенции с Российской
Федерацией по распоряжению единым государственным фондом недр и регулировании отношений по использованию и охране недр в пределах полномочий, установленных Законом «О недрах».
Представляется, что, до детального разграничения полномочий и в последующем,
реализация единой политики недропользования может осуществляться через
использование процедуры :
- взаимного согласования проектов документов, предлагаемых к принятию
(утверждению, подписанию);
-направления уполномоченных представителей для совместного подписания
документов;
-утверждения документов, принятия решений совместными органами, наделенными определенным статусом и полномочиями, созданными на основе равного
представительства области и округа;
-обязательной ратификации принимаемых документов органами представительной
власти как области, так и округа.
Обращаю Ваше внимание, что неисполнение совместного решения малых Советов о выработке перечня нормативных документов по недропользованию, разграничению полномочий по вопросам недропользования вызвано:
в части разграничения полномочий -
- отказом представителя округа Карасева В.И. участвовать в обсуждении
данного вопроса в рамках рабочей группы;
в части выработки перечня нормативных документов
- отсутствием согласования со стороны округов упомянутого перечня, переданного от областного Совета Карасеву В.И., в связи с чем направляю названный перечень
документов повторно.
Небезинтересно в контексте вышесказанного узнать Ваше мнение о разграничении
полномочий, представленном в «Проекте управления ресурсной базой Ханты- Мансийского округа, обсуждаемого с фирмой Control Date, так как документ официально не утверждался, однако среди его авторов - должностное лицо окружного Совета.
В связи с этим считаю целесообразным взаимное ознакомление с вариантами предполагаемого разграничения полномочий в сфере недропользования: области – с точки зрения округа; округу – с точки зрения области; с последующим обменом мнениями и утверждением окончательного соглашения рабочей группой, представительство в которую официально подтверждено областным и окружным Советами.
Направляю для информации решения областного Совета народных депутатов по вопросам недропользования. Также извещаю: в настоящее время областным Советом и администрацией ведется работа по созданию пакета документов научно-аналитического центра по обеспечению недропользования; образованию в составе представительных и исполнительных органов подразделений, отвечающих за реализацию полномочий в сфере недропользования, формирование Реестра экспертов по различным аспектам недропользования.
Прошу ответно проинформировать областной Совет о решениях Ханты-Мансийского окружного Совета народных депутатов и администрации округа о регулировании отношений по использованию и охране недр; соглашениях и иных документах, официально определяющих порядок осуществления полномочий в рамках совместной компетенции с Российской Федерацией по распоряжению единым государственным фондом недр на территории Ханты-Мансийского округа, в частности:
- по формированию нормативной базы по недропользованию;
- о квотах добычи полезных ископаемых;
- о регулировании объемов и направлений поставок добываемых на территории
округа полезных ископаемых;
- о создании предприятий окружной формы собственности, осуществляющих
недропользование на территории округа,
- о реорганизации и приватизации предприятий нефтегазового комплекса и решении
вопроса подтверждения права пользования недрами в ходе названных
процессов;
- о признании части забалансовых месторождений окружной формой собственности и
программе их приватизации.
Прошу также направить в адрес областного Совета народных депутатов копии всех лицензий (лицензионных соглашений), выданных по состоянию на 15.09.93., в том числе по пункту 19 «Положения о порядке лицензирования пользования недрами»
Председатель областного Совета В.И.Ульянов
Статьи, которые иллюстрировались сканированными копиями решений по организации процесса недропользования в Тюменской области. Решения Тюменского областного Совета народных депутатов: май- сентябрь 1993 года
[1] «От 50-летия – до 70-летия Тюменский области… «У денег глаз нет», 15 августа 2014 года
[2] «Россия началась 7 мая 1993 года в день Иверской Богородицы, когда заключили Соглашение по Недропользованию, получившее в ответ - «спецоперацию» Ельцина», 26 июня 2013 года
[3] «Прорыв в «Железный миллиард»: дорогой золота и нефти…», 19 августа 2010 года
[4] «Два Орла и «Мировой заговор». Орловы в недропользовании…», 19 февраля 2014 года