Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Святые Борис и Глеб, династическая легитимность и завещание Александра Невского Псковичам о его потомках и «втором распятии жидами Христа»

    • Святые Борис и Глеб идут на помощь Александру Невскому перед битвой на Чудском озере под Псковом. Невьянская икона
    • Заседание Попечительского совета программы «Александр Невский» Фонда Андрея Первозванного lavra.spb.ru
    • Материалы IV Международных Александро-Невских чтений. Псков, 10-11 июня 2013 г.
    • Моя, урожденной Ярославовой Натальи Борисовны, статья О культе Воинов Святых, в которой мне заменили имя. Вместо Наталья Ярославова (Чистякова) поставили Чистякова Н.О. Кто поймет, что это моя статья? Сборник IV Международных Александро-Невских чтений
    • Мое письмо 24 апреля 2013 года священнику Олегу Тэору, которое стало статьей культ Воинов Святых.Но автором поставили неизвестную Чистякову Н.О.
    • Нет названия моей статьи Культ Воинов Святых в этом Благодарственном письме мне, Чистяковой Наталье от Олега Тэора. Я подписала письмо Олегу Тэору, как Наталья Ярославова, в скобках Чистякова. Чистякова моя фамилия в расторгнутом браке. Олег Тэор настоятель Храма Александра Невского и Ольги Великой. Псков-Выбуты
    • Я подписала письмо Олегу Тэору как Наталья Ярославова 24 апреля 2013 года. Олег Тэор работает священиком в храме Александра Ярославича Невского брата Ярослава III Ярославова, но не знает кто такие Ярославовы. Он задал мне вопрос: Кто вы такая?
    • Путешествие в Париж Олега Тэора - настоятеля Храма Александра Невского в Пскове и Храма Ольги Великой в Выбутах
    • Капелла Александра Невского в Петергофе, где «останавливался» саркофаг императрицы Марии Федоровны – Датской Дагмары
    • «Власть Прошлого» - книга В.Аракчеева и «История княжества Псковского» - книга митрополита Евгения (Болховитинова)
    • Обращение Александра Невского к Псковичам, как особый Политический акт, направленный на укрепление связи Пскова со всей Русью
    • Завещание Александра Невского о почестях и убежище для всех потомков отца Ярослава и «даре» для них, согласно обязательствам
    • Великий Князь Ярослав Всеволодович после разорения татарами Руси восстанавливает города. Отец Ярославичей. Худ.Б.Чориков
    • Князь Ярослав III Ярославич в Новгороде, он же Князь Ярослав III Ярославов согласно Е.А.Аркадьеву
    • Убийство Великого Князя Михаила Ярославича в Золотой Орде. Он же Князь Тверской Михаил Ярославов. Худ.Б.Чориков
    • Великий Князь Андрей Ярославич


©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960). Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991). Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014). Я родилась 22 февраля 1960 года, Нефтекамск, Краснокамского района Башкирской АССР. Женщина Ж/F
Я была Чистякова Наталья Борисовна по фамилии бывшего второго мужа на дату написания статьи и до перемены имени 10 июня 2014 года. Ярославова моя девичья фамилия, я урожденная Ярославова Наталья Борисовна (22.02.1960)

© Н.Б. Ярославова-Чистякова
10-14 июня 2013 года

В Пскове 10-11 июня состоялись IV Международные Александро-Невские чтения «Роль Александра Невского в современном мире» к 750-летию со дня преставления святого благоверного великого князя Александра Невского.

Основные участники и инициаторы этих международных чтений: Псковская религиозная организация православного Прихода храма Александра Невского города Пскова, Псковская Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), Программа «Александр Невский» Центра национальной славы и Фонда Андрея Первозванного, Псковский юридический институт ФСИН РФ и др.

Если говорить об именах, то обращали на себя имена А.Коновалова - Министра юстиции, которому подчинено ФСИН и В.Якунина - председателя Попечительского совета Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы, а также программы «Александр Невский - имя России» Александро-Невского братства /1/.

Я назвала тех, кто присутствует в политике и влияет на политику, поскольку слово политика тоже произносилось в дискуссии и некоторые доклады были даже названы программными, в частности, о «Новой Александрии» Александра Невского. Полное его название такое: «Конец и вновь начало: линия Даниила Галицкого и линия Александра Невского». Его автор Л.Исаков. Сама же «Новая Александрия» напомнила мне петергофский парк «Александрия», названный так в честь Капеллы Александра Невского - домашней императорской церкви царской семьи Романовых. Капеллу в неоготическом стиле, над входом в которую находится объемное изображение Богоматери с императорской короной над её головой, я называю Нотр-Дам /2/. В 2006 году, в дни перезахоронения праха императрицы Марии Федоровны, в Капелле Александра Невского - петергофском Нотр-Даме парка Александрия находился саркофаг урожденной Датской принцессы Дагмар - последней хранительницей реликвий Мальтийского креста (ордена госпитальеров). Прах императрицы прибыл из Копенгагена в Кронштадт, затем - в Петергофа. Дании во времена Александра Невского принадлежала Северная Эстония с Ревелем (Колыванью, Таллинном). «Русские князья часто вели сепаратные переговоры с датскими наместниками и властями Ордена, добиваясь их нейтралитета, пока идут военные действия с другой стороной» («Власть прошлого», В.Аракчеев). Тут давние сложные отношения, связанные с Орденом Данеброг. Хотя сам Л.Исаков об этом не упоминает. Он смотрит «на Восток». Одну из главных заслуг Великого Князя Александра Невского Л.Исаков увидел в том, что при нем православие впервые начало распространяться на Восток.

Политика присутствовала и в приветственном слове В.Н.Туманова - главы Псковского землячества в Москве, заместителя председателя Федерального арбитражного суда Московского округа, Члена правления программы «Александр Невский» Центра национальной славы и Фонда Андрея Первозванного, где прозвучало напоминание о том, что здесь, в этом зале, в начале 90-х годов принималось Обращение : не допустить раскола России, поддержанное Суздалем, Ярославлем и другими древними городами.

«Определив роль Александра Невского в важнейших исторических периодах России, мы должны понять, куда нам двигаться дальше», - отметил Владислав Туманов, комментируя главную тему чтений. Тем самым, он «выделил» Александра Невского из его династии, тогда как сам Александр Невский династическую легитимность ставил выше легитимности личной, о чем сказано в его завещании Псковичам. /12/

По приглашению Олега Тэора - настоятеля псковского Храма Александра Невского в Пскове я приняла в нем участие с докладом «О Культе Воинов Святых», опубликованном в Материалах этих Международных Александро-Невских чтений.

Дискуссия на этих Международных чтениях развернулась вокруг вопроса: Почему именно Александр Ярославич Невский? В чем Величие Александра Невского? Почему не все братья Ярославичи? Почему не отец Александра Невского - Князь Новгородский, Киевский и Владимирский Ярослав Всеволодович, которого автор вышеназванного доклада «О Новой Александрии» именует Ярослав Всеволодович Грозный?

Участники, кто мягко, кто более настойчиво, проводили мысль о том, что в биографии Александра Невского много неоднозначного. А аргументация уникальности Александра Ярославича Невского и его превосходства над братьями Ярославичами и отцом Ярославом на настоящий момент не является вполне убедительной.

Подобный же вопрос: «Почему именно Александр Невский?» - был поставлен и мною, в частности, из-за альянсов Александра Невского с Ордой, которые для одних были хороши, а другим несли тяготы и несчастья.

Дискуссия приняла острый характер прямо на Пленарном заседании, когда историк Л.Исаков, выслушав несколько докладов, в т.ч. «О кротости и смирении» Невского, вышел на позицию «перед аудиторией» и обратил внимание на то, что самой истории почитания Александра Ярославича Невского - несколько веков, но при этом государственность России не один раз распадалась.

Он предложил объективно обсуждать реальную биографию Князя Александра Ярославича Невского, у которого были проявления: и ярости, и жестокости, и гнева. «Нельзя оценивать эту фигуру с точки зрения половины его жизни или 4 % его деятельности».

И уже на следующий день, в своем докладе, он сказал: «Князь существо честолюбивое, жадное и смелое. Князь честолюбец по своему занятию».

Это ближе к реальности, чем «Кротость» в докладе «О Кротости», сделанном непосредственно на Пленарном заседании, на который, в том числе, и среагировал московский историк Л.А.Исаков.

О кротости и смирении шла речь в докладе «Образ Александра Невского в современной гомилетике» Т.Н. Кабинетской. Доклад состоял процентов на 70-80 из цитат Проповедей, посвященных Великому Князю Александру Невскому. Т.е. непосредственно авторский текст - это переходы между цитатами и демонстрация согласия с проповедниками. Собственных выводов мало. А вывод в финальной части доклада спорный :

«Среди русских святых Александр Невский занимает особое положение, как покровитель страны, как покровитель законной власти…».

Однако в этом же ПсковГу презентовалась книга «Власть прошлого. Очерки истории и культуры Псковской земли в XIII - XIX веках» д.и.н. Владимира Аракчеева, где четко проводится мысль о том, что легитимность Князя прямо зависит от легитимности его династии. Династии, а не выборной или назначенной по закону власти.

Поэтому Александр Невский может быть покровителем только его Династии, которая выше любого писанного закона, поскольку здесь вступают в силу законы природные и божественные.

Подбирая цитаты, автор этого доклада выбирала тексты именно о кротости и смирении, сложилось такое мнение, о хорошем характере, поскольку Александр Невский « был радостным» :

«В проповеди патриарха отмечается удивительная особенность жития благоверного князя. Оно повествует о том, что Александр Невский был любвеобильным человеком, что он умел любить людей, что он был радостным…»

Однако в православии и Радость, и Слава, и смирение, и кротость понимаются иначе, чем в светском мире. Это не просто «характеристики» человека, которые легко переносятся из богословского текста в светский мир.

Ещё один из доводов этого же докладчика, сделавшего акцент на смирении, состоял в цитировании того, что «Княжеское достоинство он легко сменил на схиму».

Однако постриг или схиму принимали все Великие Князья, если они не погибали в бою.

История о схиме описывается так: «Приняв схиму под именем Алексия, он 14 ноября 1263 скончался в Городце».

Смирение и кротость монаха - осознанны им.

Смирение же и кротость, если они насильственны - это рабство.

Не думаю, что псковичей надо воспитывать в этой идеологии. Тем более, псковский характер совсем иной.

Если же вести речь о сдержанности Великого Князя, то это проявление волевых качеств и княжеская дипломатия.

Великий Князь не руководит рабами. Он, в первую очередь, взаимодействует с «Золотыми поясами», с боярами и посадниками.

Если же говорить о пути Великого Князя к Святости, о чем упоминалось в контексте Александра Невского, то безупречный пример - Никола Святоша - Великий князь Святослав Давидович, который также имеет отношение к истории Пскова, поскольку его дочь была супругой Псковского Князя Всеволода - Гавриила, похороненного в Троицком Соборе. И Князь Святослав Давидович имеет прямое отношение к становлению Печерской церкви, Псково-Печерская Богородица которой является Покровом города Пскова /6/

В отличие от Великого Князя Александра Невского, Преподобный Никола Святоша провел в монастыре 30 лет, где совершенствовался духовно («Истинно он выше всех русских князей…»).

Отлучался из монастыря Никола Святоша только один раз, в 1142 году, по просьбе великого князя Всеволода Ольговича, для примирения Черниговских князей с их братьями.

Именно к этой теме - отношений с братьями и возвращались авторы докладов IV Международных Александро-Невских чтений.

Одни утверждали, что Князь Александр Ярославич Невский и Князь Андрей Ярославич ненавидели друг - друга. Другие - считают, что факты истории не указывают на их однозначно плохие отношения.

Причем в происходящем вокруг имени Александра Невского, одни стараются «очистить» его от братских и сыновьих отношений, т.е. взять для современного идеологического контекста и пропаганды (надо называть вещи своими именами) исключительно фигуру Князя Александра Невского.

Другие, напротив, уже непосредственно названиями их докладов, по сути, говорят : Нет. Александра Невского нельзя понять вне контекста его родственных отношений с братьями и отцом.

Один из таких докладов: «Младший брат Александра Невского: к истории политики Великого Князя Ярослава Ярославича Владимирского и Тверского» Н.В.Штыкова, кандидата исторических наук, доцента кафедры архивоведения исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета - ученика д.и.н., профессора Ю.Г.Алексеева.

То, что происходит, имеет очень большое значение для современной истории России.

Вышеописанным образом, уже пытались «отделять» Князя Александра Ярославича Невского от Князя Михаила Ярославича Тверского в годы репрессий, предшествовавших нападению на Россию «немецкой орды», которую когда-то победил Невский :

«До 1936 года « прах Михаила Ярославича находился в Спасо-Преображенском соборе Твери. Были изготовлены из чистого серебра две похожие раки высочайшей художественной работы - одна для Михаила Ярославича Тверского, другая - для князя Александра Невского». Но Спасо-Преображенский собор взорвали. А вот дальше началась детективная история. Мощи Александра Невского сохранились, тогда как мощи Святого Михаила Тверского - исчезли со ссылкой на оккупацию» («Царь Росов» Михаил Ярославiв и его Тверское Православное Братство»).

В связи с этой историей Михаила Тверского, в дискуссии о братьях Ярославичах, в качестве довода я привела такой аргумент, уже во второй день Александро - Невских чтений.

Псков силен древней традицией почитания апостола Иоанна Богослова - автора «Духовного Евангелия», состоящего из «Книги Знамений» и «Книги Славы».

Знамение было явлено Великой Княгине Ольге, когда «сошлись» три луча на том месте, где сейчас стоит Псковский Кром.

Знамение было явлено Константину Великому у «Мульвийского моста». Эскизы картины Дж.Романо, посвященной этому Знамению, представлялись в апреле с.г. в «Доме Масона» Пскова /8/

Знамение было явлено, когда «с неба «упал» Датский флаг Данеброг» во время сражения при Линданиссе: «Вальдемар Победитель, подняв голову, увидел огромный алый стяг, застлавший небо, а в самом его центре - белый крест».

Знамение было явлено перед Битвой Александра Невского на Чудском озере - воеводе Князя, богобоязненному мужу, именем Пелгусий (в крещении Филипп), который, «исполняя порученную ему ночную стражу, увидел при восходе солнца плывущий по воде корабль; посреди корабля стояли святые мученики Борис и Глеб в одеждах червленых, гребцы же сидели, одетые как бы мглою. И сказал святой Борис святому Глебу: «Брате Глебе, вели грести, поможем сроднику нашему, князю Александру, против неистовых врагов». История этого Знамения представлена на Невьянской иконе «Александр Невский со сценами», начала XIX века.

Знамение в 1995 году было явлено в Буденновске, там, где некогда находились мощи Великого Князя Михаила Ярославича Тверского. Можно сказать: «делали остановку». Также, как в 2006 году «делал остановку» в Капелле Александра Невского саркофаг императрицы Марии Федоровны, урожденной датской принцессы Дагмар, при перезахоронении её праха, привезенного из Дании в Петербург.

«Особый интерес к Михаилу Тверскому в России всколыхнули события 1995 года в Буденновске, когда во время начала штурма больницы с заложниками, в небе явилась Богородица. Её видели и заложники, и жителей города, и сами бандиты Басаева. Вот тут все и вспомнили о том, что Буденновск раньше назывался город «Святой крест», а больница находится на месте разрушенного монастыря, а ещё ранее - хлева, где на ночь были заперты останки Михаила Тверского, вывезенные после его казни из Орды на Русь. Тогда, много веков назад, луч света среди ночи осветил этот хлев и многие наблюдали мистическое небесное явление. Через год после событий в Буденновске, в память об этой помощи Богородицы, здесь была построена часовня Михаила Тверского» /7/.

Т.е. само современное Знамение в Буденновске указывает на то, что Великий Князь Михаил Ярославич Тверской фигура не менее значительная в истории Руси, чем Князь Александр Ярославич Невский. И вместе они являют гордость династии Ярославичей - потомков Великого Князя Киевского, Новгородского и Владимирского Ярослава Всеволодовича.

Это сильный аргумент.

Другим сильным аргументом является Завещание самого Александра Ярославича Невского, которое не было упомянуто ни в одном докладе Пленарного заседания, также как в тех докладах секций, в т.ч. программных, которые я слышала, и полный текст которых прочитала в Материалах IV Международных Александро-Невских чтений.

Наилучшим образом это Завещание Александра Невского представлено в упомянутой выше книге «Власть прошлого. Очерки истории и культуры Псковской земли в XIII - XIX веках» д.и.н. Владимира Аракчеева:

«В летописях приведено обращение Александра Невского к псковичам, которое без смысловых искажений читается только в Синодальном списке Псковской 2-й летописи:

«Аще кто и напоследи моих племенник прибежит кто в печали, или так приедет к вам пожити, а не приимете, не почстете его акы князя, то будете окаанни и наречетося вторая Жидова, распеншеи Христа».

Ю.Г. Алексеев установил, что «клятву» Александра следует понимать, как особый политический акт, направленный «на укрепление связей Пскова со всей Русской землей, в частности, с политической властью Руси - властью великого князя». Исследователь также полагает, что с событиями 1242 г. могла быть связана и выдача Пскову грамоты об основах княжьего суда и управления. Попытаемся конкретизировать содержание летописной речи Александра Невского. Буквальный перевод его обращения на современный нам русский язык звучит так:

«Если же в будущем кто-либо из моих родственников или потомков прибудет к вам в Псков вынужденно или добровольно и вы его не примете или не окажете ему почестей, приличествующих князю, то уподобитесь окаянным евреям, распявшим Христа».

В данном обращении важнейшее место занимает упоминание «племенник», то есть членов племени, рода, к которому могли относиться все потомки Ярослава, отца князя Александра - Ярославичи в широком смысле слова. Очевидно, что княжеские почести следовало оказывать не только собственно новгородским и псковским князьям, но и всем потомкам Ярослава, волею судьбы оказавшимся в Пскове.

Необходимо заметить, что Господин Псков выполнял «завещание» Александра Невского, невзирая на угрожавшие городу опасности.

В этой связи представляется закономерным передача дара в XV в. не только великим московским князьям, но и таким потомкам Ярослава, как Иван Дмитриевич Шемячич и Федор Юрьевич Шуйский. Князья Шуйские вели свое происхождение от Андрея Ярославича, брата Александра Невского и участника освобождения Пскова от немцев в 1242 г. Таким образом, можно предположить, что одним из пунктов договора, заключенного в 1242 г. между Александром Невским как новгородским князем и Псковом, было условие о предоставлении убежища родственникам и потомкам князя. Вероятно также, что договор содержал пункт о передаче потомкам Ярослава от имени Пскова нерегулярного и не зафиксированного законодательно платежа под названием «дар».

Я процитировала главу «Дар» книги Владимира Аракчеева, что близко к «Бере», описанному мною в Бирской истории («Бирское «Рюриково городище» и Климент Ярославов - староста Архангельского - Бирь, контролировавший Перевоз через реку Белую, Ч.4»).

И автор очень хорошо назвал «Дар» - «реликтовым платежом».

Как видим, сам Александр Невский чтил династию, прежде себя одного.

При этом, он заранее назвал «жидами, во второй раз распявшими Христа» тех, кто будет не гостеприимен к его потомкам, кто не проявит должного уважения и,хуже того, оскорбит их.

И так получилось, что именно эти Международные Александро - Невские чтения стали проверкой Пскова на соблюдение ими Завещания Александра Невского.

24 апреля 2013 года я написала письмо Олегу Тэору - настоятелю Храма Александра Невского и храма Ольги Великой в Выбутах.

И вот именно это письмо, с некоторыми сокращениями Олег Тэор включил, как доклад, в Материалы Александро-Невских чтений.

Название моему докладу выбрали такое: «О Культе Воинов Святых», что вообще-то соответствует содержанию письма, где я описывала историю моего постепенного знакомства с Культом Воинов Святых.

Процитирую отчасти это письмо, ставшее докладом :

«Мне было удивительно встретить культ Воинов Святых в Пскове. Культ, забытый в России. И неожиданно было то, что рядом с Великой княгиней Ольгой в современном Пскове особо выделен князь Александр Ярославич Невский, а не Святой Всеволод Псковский, не братья и племянники Невского и их потомки.

В Пскове, как видится на расстоянии, почитание князя Александра Невского пока не затмевает почитание Великой княгини Ольги. А вот в Петербурге, где я сейчас живу, недавно хотели закрыть последний действующий храм Великой княгини, к княжескому домену которой относились земли и воды Финского залива и Ладоги. И спрятали храм так, что в сентябре 2012 года я еле нашла дорогу к равноапостольной Ольге, единственной на Руси, из шести равноапостольных женщин на всей планете. Князь же Александр Невский возвеличен в Петербурге, не в пример, Великой княгине И мне видится исторически несправедливым, что культ Равноапостольной княгини Ольги «перекрыт» культом Александра Невского, в целом в России.

Я давно хотела побывать в Пскове. И как-то так получилось, много думала об этом перед 18 апреля. И даже было намерение выбрать этот день для своей поездки, но пришлось перенести планы на предстоящие выходные. Поэтому читала много о Пскове, о храмах Ильинском в Выбутах и князя Александра Ярославича Невского, в которых вы являетесь Настоятелем. Так совпало, что решение приняла, получается, в День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере. Посмотрела статьи по «IV Международным Александро-Невским чтениям «Наследие Александра Невского и вызовы современности».

У меня много вопросов по истории Пскова … Мне не встретились следы святого Федора Тирона, именем которого крещен отец Святого Всеволода Мстиславича Псковского, а только святого Федора Стратилата. Тогда как культ Воинов Святых, как мне увиделось, когда я стала его изучать, больше связан с именем Федора Тирона, как миротворца…

Я читала труды профессора Оксфорда Дж. Фаннела об Александре Невском. Это западный автор. И читала книгу М. Хитрова об Александре Невском 1892 года, чрезвычайно лояльную к князю.

Считаю, что Дж. Фаннел прав, когда описывая смуту 1281 -1304 г. заменяет термин «гражданская война» - на термин «междоусобная война». Ведь во все войны удельных князей вовлекались их подданные, и война превращалась - в гражданскую.

Точно также было и в смуту XVI -XVII веков.

Поэтому всецело поддерживая культ Воинов Святых, я думаю, что чрезвычайно важно знать историю всех Святых воинов, потому что все их истории различны, и они дополняют друг друга. Тем более, в Пскове был храм Дмитрия Солунского. А богатырей Великой княгини Ольги назвали «роги».

Вот это мой взгляд человека, который жил не на Западе, чей род несколько веков подвергался давлению с Востока. Тем, кто жил на Западе, надо увидеть происходящее в современной России и глазами Азии…»

Как видим, текст, во многом, был посвящен и Великой Княгине Ольге. И в нем поставлен тот же самый вопрос, который был поставлен и другими участниками Александро-Невских чтений :

Почему Александра Ярославича Невского отделяют от других Ярославичей?

Почему именно Александр Невский?

Поскольку, о чем уже сказано, это было письмо и я подписала его просто : Наталья Чистякова, то именно так я и была указана, как автор. При этом, инициалы поставили: Н.О.

Т.е. получилось Н.О.Чистякова…

Увидев это свое «второе отчество» - Олеговна, я вспомнила один разговор во время своей первой поездки в Псков.

Меня спросили, как я перевожу или толкую имя Ольга.

Я сказала, что есть разные интерпретации : «Ольга, Вольга, Нельга, Волза. Я также встречала публикации о том, что Олга - это вообще может быть имя Кагана…»

Мой собеседник ответно заметил, что Ольга это ещё и - Олегова.

И когда я делала преамбулу к своему докладу, то обратила внимание на то, что отчество указано не правильно.

И вот тут одна негостеприимная участница из Пскова «подорвалась» первый раз.

Продолжая преамбулу к докладу, я рассказала кратко об истории своего личного родового поиска. Назвала свою родовую фамилию - Ярославова. Сказала, что в Псков меня привел интерес к фигуре Князя Ярослава Васильевича Оболенского, потомки которого именовались: Князья Ярославовы - Оболенские, а затем - Князья Ярославовы. Упомянула о том, что я работала в архивах Рыбинска, где бояре Ярославовы показаны потомками Князя Псковского Ярослава-Оболенского.

А в тексте непосредственно доклада была ссылка на то, что Тверского Князя Михаила Ярославича и брата Александра Ярославича Невского - Князя Ярослава III Ярославича антиквар и книжник Е.А.Аркадьев, автор «Словаря Библиофила», именует Ярославовыми. Только одну ветку.

Сказанного было вполне достаточно, чтобы, во всяком случае, вспомнить Завещание Великого Князя Александра Ярославича Невского об уважении конкретно Пскова к его потомкам. Причем не только к потомкам самого Александра Невского, но и к потомкам его братьев - Ярославичей и всем потомкам, и родственникам его отца - Великого Князя Киевского, Новгородского и Владимирского Ярослава Всеволодовича.

Однако для того, чтобы проявить уважение и «не стать жидами», каковыми, глядя вперед через века, назвал таких псковичей Великий Князь Александр Ярославич Невский, надо было знать сам текст этого Завещания и отношение самого Александра Невского к его династии.

«Как подчеркивал М.Блок, в эпоху средневековья идея династической легитимности была развита гораздо сильнее идеи личной легитимности» - на это обращает внимание в его книге В.Аракчеев.

По мнению видного английского слависта профессора Оксфордского университета Джона Феннела, автора книги « Кризис средневековой Руси 1200-1304»:

Русь была «федерацией, которая скреплена одной династической скобой».

И политическое единство понималось, как единство княжеского клана, наследование в котором происходило по горизонтальной, боковой (от брата к брату) линии… Сам факт подобной системы наследования… роднит Русь с… Франкским королевством, где до второй половины IX в. действовал принцип «непременного соучастия всех братьев в управлении королевством по смерти их отца, что выражалось в территориальных разделах между ними, создании королевств-уделов…»

Такая династическая Федерация выживала только тогда, когда между братьями не было предательств и розни. Или они, хотя-бы, вовремя демонстрировали их эволюцию и понимание того, что без братьев - силы нет.

Поэтому здесь и важен пример Николы Святоши, которого Князь Всеволод Ольгович просил отвлечься от его молитв, на время вернуться в мир и примирить Черниговских Князей.

Поэтому и особое почитание Бориса и Глеба характерно именно для Черниговских Князей. Причем географически этот культ имеет отношение к Вышгородам, первым из которых является Вышгород Ольги Великой, где Вышгородским Князем был и Святой Благоверный Князь Всеволод Псковский /10,11/

В письме Олегу Тэору - настоятелю Храма Александра Невского в Пскове речь шла и о Святых Борисе и Глебе, пришедших на помощь Александру Невскому, при этом, в следующем контексте:

«…Однако сосланные 450 лет на Каму ростовские, ярославские и суздальские князья, т.е. те, кто потом стал «казанскими помещиками» и их потомки, видят ситуацию иначе.

Мы на Каме, в том числе и я, в бывшем Казанском ханстве, которое завоевали наши предки, страдали не от Запада, а от потомков Орды и ментальности Орды.

Поэтому для нас героем является князь Михаил Черниговский, князь Андрей Ярославич, князь Михаил Ярославич Тверской.

И история Бориса и Глеба нас учит уважать князей Рюриков, которые отказались от братского кровопролития и предпочли уехать на Запад, оставив свои княжеские уделы.,

Ведь князь Андрей Ярославич был прав, когда воскликнул: «Доколе нам между собой ссориться и наводить татар; лучше бежать в чужую землю, чем дружиться с татарами и служить им!».

Для кого-то князь Андрей Ярославич - «проигравший», как Борис и Глеб, а для кого-то в духовном плане - победитель.

И когда я узнала о том, что на фресках Снетогорского монастыря жители Пскова добавили к авторам ересей в Аду : Ирода, Иродиану, Саломею и Святополка Окаянного, «победившего» братьев Бориса и Глеба, то была глубоко и всем сердцем на их стороне…»

Удивительно, но в докладах IV Международных Александро-Невских чтений «Роль Александра Невского в современном мире» много говорилось о победе Александра Невского на Чудском озере, но мало кто выделил тот факт, что помогли Князю Александру Невскому - Святые Борис и Глеб, изображенные на Невьянской иконе.

И простого упоминания Святых Бориса и Глеба здесь мало. Главный вопрос здесь в том: Почему Борис и Глеб - противники братской розни решили помочь Александру Невскому?

Однако «псковский воспитатель» пыталась сменить направление дискуссии, со ссылкой на то, что это научная конференция, поэтому разговор о Святых, и архангелах, об апостоле Иоанне Богослове - не соответствует теме чтений.

Напомню встречно, что Чтения проводились при участии Псковской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) и Фонда Андрея Первозванного, который тоже является апостолом, как и Иоанн Богослов.

Т.е. это не РПЦ пришло в Псковские университеты, а псковские преподаватели пришли на чтения о Князе - канонизированном Святом.

И если сам Александр Невский дорожил помощью ему Святых Бориса и Глеба, то участникам Чтений, посвященных Великому Князю Александру Ярославичу Невскому надо проявить к этому уважение.

И если сам Александр Невский в его Завещании Псковичам сказал, что он часть династии, то не надо его отделять в рамках этих Чтений от его братьев Ярославичей и его отца Великого Князя Ярослава Всеволодовича, в т.ч. посмертно, как это произошло в случае, когда рака с мощами Великого Князя Михаила Ярославича Тверского исчезла. Более 50 захоронений потомков мурзы Чета - Великого Захарии находится в Ипатьевском монастыре.

А захоронения Ярославичей - все разрознены. И когда их пытаются соединить - происходят истории, подобные истории с серебряной ракой с мощами Михаила Тверского. Вот о чем надо говорить.

Обращу внимание, что Материалы чтений, опубликованные Храмом Александра Невского, составлялись с большим уважением к участникам. Как сказал Л.Исаков, он настаивал на том, чтобы его программный доклад был опубликован полностью. И это его условие было принято. Благодаря этому мне удалось ознакомиться с полной концепцией «Новой Александрии», как я её назвала.

Псков не богатый город. Но это первый за последние годы город, который предложил мне отплатить гостиницу по их собственной инициативе.

Я не воспользовалась этим предложением. Они очень переживали. Но мне было приятно.

Псков, который я узнала со стороны Храма Александра Невского, был ко мне гостеприимен.

Что касается «не знающих завещание Александра Ярославича Невского», то гневное сравнение с «жидами, распявшими Христа» дал им сам Великий Князь.

Их появление в Пскове предвидел Святой Благоверный Князь Александр Невский, они и появились.

Свою преамбулу к докладу, я начала с того, что «Я 30 лет прожила на территории Орды».

Но слышавшие меня не среагировали. А ведь Александр Невский как раз и отличается от своих братьев тем, что именно он максимально долго прожил на территории Орды и смог увидеть происходящее в глобальном мире глазами человека, долго находившегося в Азии.

Такой же опыт, волею судьбы, получила и я.

Поэтому я и написала в письме Олегу Тэору

«Вот это мой взгляд человека, который жил не на Западе, чей род несколько веков подвергался давлению с Востока.

Тем же, кто жил на Западе, надо увидеть происходящее в современной России и глазами Азии…»

Описанные реакции, не знающих или не понявших Завещание Александра Невского, надо сказать, заметно отличались от реакции людей, проникнувшихся Православием.

Но именно благодаря этому единичному псковскому не гостеприимству я поняла, что Великий Князь Александр Невский уникален тем, что он оставил Завещание Пскову об уважении ко всем своим потомкам и родичам, чем усилился сам и усилил Династию.

Тем, что оставил след в истории о быстрой и правильной эволюции его взглядов, которой способствовало долгое проживание в Азии.

Тем, что память о нем прямо связана с памятью Святых Бориса и Глеба, и Ярославичи, таким образом, стали Хранителями-Преемниками этой памяти вслед за Черниговскими родами.

  1. Заседание Попечительского совета программы «Александр Невский» Фонда Андрея Первозванного
  2. «Капелла Александра Невского и Сергиева пустынь: духовники и рыцари Русских цариц в Петербурге»
  3. «Лондон» на Верхней Волге: Ярославский Толгский монастырь: 700 лет памяти об аристократических корнях, дающих здоровые плоды государственному древу
  4. «Схема родственных связей святителя Игнатия Брянчанинова - покровителя Ярославского Толгского монастыря и Ф.С. Ярославовой - Брянчаниновой».
  5. «От Эсмеральды к Нотр Дам де Пари - Собору и имени Нострадамуса - автора пророчества о Великой ДАМе»
  6. «Всемирная азиатская торговля в древней Мологе, у начала Тихвинской системы. Правда, которую пытались затопить, Ч.2»)
  7. «Царь Росов» Михаил Ярославiв и его Тверское Православное Братство»
  8. «Битва у Мульвийского моста»
  9. «Себежский район Псковской области»
  10. Вышгородский храм Бориса и Глеба
  11. Вышгород Псковский на реке Лада: Заступниками городов и крепостей являются их первооснователи
  12. «Александр Седунов: Имя Александра Невского для Псковской земли значимо во все эпохи»

Все материалы раздела «Я урожденная Ярославова Наталья Борисовна 22.2.60 »

Реклама

© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС