Ярославль 1-2.12.2012: прогулка в утренней сини. Акценты непосредственного присутствия: от церкви Богоявления к Ярославскому Кремлю. Ярославова-Оболенская Н.Б.
©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960). Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991). Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014). Кандидат технических наук с 26 мая 1988 года. Я родилась 22 февраля 1960 года в Нефтекамске, Краснокамского района Башкирской АССР
6-7 декабря 2012 года
В первые дни декабря заметало не только Петербург, но и Ярославль, и Рыбинск и всю северо-западную Россию. Однако эту поездку: Ярославль -Толга- Рыбинск я запланировала ещё в середине ноября, когда начала писать статью о Мологе, и потому неожиданно начавшаяся в день отъезда метель уже не изменила мои планы. Надо сказать, что в Ярославль и Рыбинск я ехала не ради Мологи, хотя именно она «переполнила чашу». Главный же мотив был иной. И я понимала, что меня ждет большая работа, откладывать которую далее нельзя.
В действительности, меня ждал впереди большой подарок, но когда в 6 утра я выходила из петербургского поезда на перрон ярославского вокзала, об этом мне ещё не было ведомо. Одинокий троллейбус № 6 привокзальной площади Ярославля, напомнил мне о тех счастливых тюменских временах, когда в нефтяной столице ещё были троллейбусы, а неизменный маршрут № 6, начинавшийся от тюменского вокзала, вез меня к дому моего отца в годы его жизни. Поддавшись ностальгии, я села в этот ярославский шестой номер, с означенной в маршруте конечной остановкой - Богоявленская площадь… А - вместо отца меня там «встретил» Ярослав Мудрый, что вообще-то тоже имеет отношение к фамилии. Памятник родоначальника Ярославичей и основателя города Ярославля стоит именно на этой площади.
Рядом - в изразцах и искусно подсвеченная Богоявленская (крещенская ) церковь. Темное зимнее утро, снег по колено, такси почти не ходят и церковь, работающая с семи утра, с роскошным иконостасом, как добрый приют для странников.
И у меня есть чувство, что начинать знакомство с Ярославлем надо именно с этой площади и с этой церкви, деревянная предтеча которой стояла на этом месте ещё в XI веке.
И быть может - вот таким заснеженным темно-синим утром, как это сделала я, зайти во двор Ярославского Кремля, когда там ещё никого нет. Удивиться ярославским «репьям», украшающим звонницу Спасо-Преображенского монастыря. Выйти через Святые ворота, подойти к часовне и скамейке примирения. Прогуляться по снегу вдоль реки Которосли к храму архангела Михаила и далее, далее к знаменитому мысу, к слиянию рек Волги и Которосли… А вокруг - все более и более прозрачная и светлеющая синь…
Церкви, как будто, сопровождают эту встречу рек. И если пройти от площади Богоявления до мыса, а затем прогуляться по набережной, то начинаешь осознавать свое присутствие в городе, который в три раза старше Петербурга.
То, что я сейчас пишу, это одновременно некий анонс будущих публикаций, включая и фотографии, сделанные в предрассветной сини, затем - днем на набережной, и вновь - на набережной Волги, куда я вернулась уже перед отъездом. Ярославцы обратили мое внимание на кувшинообразные купола церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Всенародное достояние - об этом сообщает табличка на её стене.
Я выбрала эти фотографии из многих, как презентацию «идеального маршрута гостя Ярославля» от площади Богоявления, до мыса и вдоль набережной.
Это Старый город и дворянские особняки с видом на Волгу.
В одном из таких живописных особняков находится Музей истории города Ярославля.
Музейные экспозиции, надо сказать, изысканное дополнение к картине моего путешествия. Хотя я была в музее уже во второй день, после Ярославского Толгского монастыря.
Я много писала об Игнатии Брянчанинове и не однажды обращалась к теме Ярославской Толгской иконы Божией матери Но вот только из небольшой брошюры, купленной в Ярославском Толгском монастыре, узнала о том, что покровителем этого известного монастыря, основанного в 1314 году, является Святой Игнатий Брянчанинов («Тайна Табакерки раскрыта: фамилия «её Высокородия» Ф.С.Ярославовой - Брянчанинова!»).
В моей библиотеке более десяти книг авторства самого Святителя и книг, посвященных жизнеописанию Игнатия Брянчанинова, но почему-то в них не упоминался столь важный факт, которому в самом Ярославском Толгском монастыре придается первостепенное значение. Вот это и есть важный «акцент присутствия на месте», т.е. непосредственно в Толге.
Второй «акцент на месте» - это колокола к тысячелетию Ярославля, которые так и остались на земле, хотя прошло уже два года.В августе 2010 года я следила за судьбой этих колоколов, которые отливали специально к тысячелетию Ярославля. На колоколе была изображена ярославская Казанская икона Божией Матери, и Ярославская Толгская икона Божией Матери. В те дни презентовали колокольный звон, ожидающий ярославцев непосредственно в юбилейную дату … Но новостные сообщения так и не появились. Ни через неделю, ни через две недели после юбилея. И вот теперь я узнала, что и спустя два года после юбилейных событий «колокола все ещё на земле», как говорят ярославцы… Почему «на земле» - отдельный разговор. Может быть, Богородичные образы и «приземлили». Причем исчезла и статья «Колокол тысячелетия Ярославля украсят изображения икон», на которую я делала ссылку.
«Не поднявшиеся с земли колокола» ныне около нового Успенского Кафедрального собора, построенного к 1000-летнему юбилею и весьма неоднозначного по своим размерам. К тому же, я осторожно отношусь к храмам без фресок. В некоторых из них бывает такое ощущение, что «вынеси иконостас, как мебель» и здание ничем не будет напоминать храм. В данном случае, это сказано в контексте ответа на вопрос «Что такое Бог?» Святого Бернара Клервоского, который отвечал: «Длинна, ширина, высота, глубина». Однако во многих храмах нет ощущения и божественных пропорций.
В Успенском Кафедральном Соборе в настоящее время находится рака с мощами Святого Федора Черного и его святых сыновей Давида и Константина. Я подошла… при этом помнила,что речь идет о муже и детях крещенной внучки Батыя. Очень сложная история.
У меня сложилось впечатление, что ярославцы разделяют Святых Василия и Константина и Святого Федора Черного с сыновьями. Во всяком случае, в разговоре они задаются таким вопросом: Великие князья Василий и Константин стали Святыми, потому что сражались с Батыем и защищали от монгольских варваров Северо-Запад России. А Великий князь Федор Черный стал Святым, потому что породнился с Батыем - так они это понимают.
Святые Василий и Константин - последние потомки Ярославского князя Всеволода Константиновича. Василий умер в молодости от печали о разоренном Ярославском княжестве. Его брат Великий князь Константин принял мученическую смерть в битве с Батыем около реки Которосли на горе Туге.
«3 (16 н.ст) июля 1267 года татарские отряды подошли к Ярославлю. Князь Константин вместе со своей дружиной вышел им навстречу. На возвышенности у реки Которосли произошла кровавая сеча, во время которой погибло множество воинов
с обеих сторон. Юный князь Константин принял в этом бою мученическую кончину, отдав свою жизнь за православную веру и независимость родины.
Гора, на которой происходило сражение, с тех пор называется Туговой, как место туги (печали) и слез, пролитых осиротевшими ярославцами. Тело благоверного князя Константина было с честью погребено в соборном Успенском храме Ярославля, рядом с телом своего брата благоверного князя Василия.
В 1501 году Ярославский кремль был опустошен пожаром. Когда начали копать рвы для нового соборного храма, обрели два гроба с нетленными мощами. По надписям на каменных плитах узнали, что это святые мощи князей Василия и Константина. После совершения соборной панихиды оба гроба со святыми мощами были опущены в землю. Внезапно поднявшаяся буря с громом и ливнем, продолжавшаяся две недели, устрашила ярославцев. Он приняли это за знамение небесного гнева, потому что не воздали должной почести благоверным князьям своим, которые как бы возвратились к ним своим нетлением через два с половиной столетия… Великий князь московский Иоанн III (1440-1585) тогда же повелел строить каменный собор… («Житие Святых благоверных князей Василия и Константина Ярославских»).
Как видим, раньше в Успенском соборе были мощи Святых князей Василия и Константина.
Теперь мощи Святых князей Федора Черного и его сыновей.
И замечу, ярославцы называют Федора Чермным. С одной стороны правильно. Ведь он из Ростиславичей. Но вот это Чермный (Рыжий) с годами стало устойчивым - Черный…
Книги о самом новом Кафедральном соборе Ярославля не было. Но я обратила внимание на издание о художнике Александре Соколове. Оно оказалось последним. И мне задали вопрос: Знаю ли я Соколова лично? Ответила: Нет, но изучала историю ярославских Соколовых. Возможно, и он потомок менчаковской династии Соколовых.
Женщина рассказала мне о том, что весь иконостас этого нового Кафедрального Собора Ярославля расписывал художник Александр Соколов…
А вот это уже серьезно…
И ещё она обратила мое внимание на икону Александра Соколова «Неупиваемая Чаша», написанную им для города Серпухова.
Конечно, для Серпухова… Именно Серпухов… При этом я думала не столько о Романовых, сколько о Великом князе Андрее Серпуховском и Боровском - сыне Ивана Калиты.
Уникальный случай. Икона стала чудотворной при жизни художника. Уже потом, в книге, я прочитала ответы Александра Соколова на вопросы о том, каково его собственного толкование чудотворения от написанной им иконы.
Тоже разговор отдельный. Но, как выяснилось, около списка именно этой иконы А.Соколова «Неупиваемая чаша» я и стояла в ярославском храме Богоявления Господня - первом, в который я зашла ранним синим утром 1 декабря 2012 года.
И уже из книги «Храмы и святыни Ярославля», 2-е переработанное и дополненное издание Т.А. Рутмана, купленной в церкви Спаса на Городу, я узнала об этой иконе Александра Соколова следующее:
«Образ Пресвятой Богородицы Неупиваемая Чаша был явлен в древнем серпуховском женском Введенском Владычнем монастыре, в 1878 году. К нему стало стекаться множество богомольцев… После закрытия Владычнего монастыря в советское время чудотворная икона и списки с неё были перенесены в Кафедральный собор Серпухова, но в 1929 году был закрыт и он, и все святыни сожжены.
В возрождении почитания этого образа деятельное участие принимал будущий викарный епископ Иосиф, который с 1992 года был настоятелем возобновленного Высоцкого монастыря Серпухова. По его просьбе иконописец Александр Соколов написал икону Богоматери «Неупиваемая чаша», которая тоже прославилась чудесными исцелениями. В 1997 году по благословению патриарха Алексия II она стала всероссийской святыней. C этого образа и был заказан владыкой список, почитаемый ныне в Богоявленском храме Ярославля».
Книга «Храмы и святыни Ярославля» сообщает также о том, что Церковь Богоявления (Крещения) Господня, первая, в которую я зашла ранним утром, была построена у самой реки тысячу лет назад. Именно в ней крестили язычников. И «со времени христианизации города и края сохранялся на протяжении веков обычай устраивать в крещенские праздники близ Богоявленского храма Иордань - прорубь для освещения воды, где и в начале XX века проводилось главное городское богослужение. Первое упоминание о церкви содержится в грамоте Василия Ивановича Шуйского от 1606 года. Каменная церковь строилась в 1684-1693 годах на средства ярославского купца Алексея Зубчанинова. В XIX веке у церкви построен придел Дмитрия Прилуцкого. Церковь была возобновлена и украшена купцом Василием Кузнецовым. Затем церковным старостой Михаилом Вахрамеевым и купцом Павлом Сидоровым. В колокола вложился староста Мартьян Шмелев. И на средства ярославского купца Андриана Коренева на южной наружной стороне было выполнено живописное клеймо с изображением Богоявления Господня. А 29 сентября 2002 года придел Дмитрия Прилуцкого переосвещен в придел во имя благоверных князей Василия и Константина епископом Угличским Иосифом.
И, замечу, опять же ярославцы обратили мое внимание на то, что в этом году Угличскую и Рыбинскую епархию почему-то отделили от Ярославской епархии. Мне представилось, что они озадачены произошедшим.
И действительно:
«15 марта 2012 года решением Священного синода Рыбинское викариатство стало самостоятельной епархией, будучи выделенной из Ярославской епархии с включением в состав новообразованной Ярославской митрополии.
Рыбинская епархия … объединяет приходы на территории Большесельского, Борисоглебского, Брейтовского, Даниловского, Любимского, Мышкинского,Некоузского, Первомайского(Пречистенского), Пошехонского, Рыбинского, Тутаевского и Угличского районов Ярославской области (Рыбинская епархия).
Вот в эту, теперь самостоятельную Рыбинскую епархию лежал мой дальнейший путь.
Хотя я ехала, в целом, увидеть загадочный город Рыбинск, где вся сувенирная продукция посвящена рыбе и стерляди, которой и платили налог царскому двору.
А первым храмом, в котором я побывала в Рыбинске, был храм Святого мученика Георгия на Георгиевском кладбище - единственном, не закрывавшемся ни в годы революции, ни в годы Войны. Вероятно, по той причине, что там де факто госпиталь.
В Георгиевском храме я была 4 декабря - в день Введения Богородицы во храм. («Уже откликнулись поэты»… Пожар в Перми в день Введения во храм Пресвятой Богородицы»).
В росписях пророки, пророки, пророки … Игорь Черниговский, Мария Кесарийская, Преподобный Олег Брянский, Сусанна Мироносица, Блаженный Андрей, Платон исповедник, Тарасий архиепископ Константинопольский царь Лев и царица Феофания, Святой Федор и его дети Давид и Константин. Святой Олег Брянский - это князь Брянский, внук Михаила Черниговского. Его дочь Ольга была супругой князя Глеба Ростиславича Смоленского - родного брата князя Ярославского и Смоленского Федора Ростиславича Черного.
Ярославичи… Ведь второе имя - Мудрый Великий князь Киевский Ярослав получил от его предка византийского императора Льва VI Мудрого - отца Константина Багрянородного,по легенде, крестившего Великую княгиню Ольгу.
И главная икона храма Тихвинская Афанасьевская…
Та самая, которая была явлена раньше Тихвинской Ладожской и которой Святой князь Давид - сын Федора Черного благословил на Моложское княжество своего сына князя Моложского Михаила.
«До 1370 года (в иных источниках называется 1377 год), когда икона была передана в Афанасьевский монастырь, она принадлежала роду князей Смоленских. Этой иконой незадолго до своей кончины, в 1298 году, св. князь Феодор Смоленский и Ярославский благословил своего старшего сына Давида. Последний благословил ей своего сына Михаила на княжение в г. Мологу; сын Михаила Феодор передал эту икону в Афанасьевский монастырь… К этой иконе Божией Матери стали во множестве стекаться богомольцы, и в настоящее время икона сия свято чтится всей Мологской страной» («Всемирная азиатская торговля в древней Мологе, у начала Тихвинской системы. Правда, которую пытались затопить, Ч.1»)…
Поскольку я была в храме Святого Георгия в день Введения Богородицы во храм, то слышала очень красивый перезвон храмовых колоколов…
А уже через несколько дней, ожидая задерживающийся из Ярославля автобус, услышала вновь зазвонившие Георгиевские колокола…
И огромного роста рыбинец с хорошей похмельной отдуловатостью, скорее назову его разгульным заводилой, с двумя «оруженосцами» ему по пояс, повернув голову сказал:
О! Собор Парижской Богоматери…
2024 год ДОПОЛНЕНИЕ. ПЛОХИЕ СОБЫТИЯ В ЯРОСЛАВЛЕ
Художник Соколов Александр, о котором в декабре 2012 года я урожденная Ярославова Наталья Борисовна разговаривала в Успенском соборе Ярославля вскоре умер. Он примерно ровесник Борису Немцову, который был депутатом Ярославской городской Думы в день его убийства 27 февраля 2015 года/ Умер неожиданно в Израиле Рутман, книгу которого о церквях и храмах Ярославля я купила в декабре 2012 года в Ярославле и цитировала ее.
После Серпухова художник Соколов Александр работал в Лондоне. США и Японии. Мои комментарии об этом и о странных смертях нескольких Соколовых:
"Оксфорд. Международные связи РПЦ. Вашингтон, Филадельфия, Япония, Кипр, Польша" 27 ноября 2019 года
"Убийство Б.Немцова 27.2.15 и Синдзо Абэ 8.7.22. Кровь Николая II, покушение в Японии. Метрополь"
О РУТМАНЕ, неожиданно умершем, из моей статьи 2017 года "Ярославль и Вологда. Театр и Комитет по защите Конституционного строя России? Почему не Минобразования и ЦИК?"
Исследователь истории Ярославля А.Рутман умер вскоре после того, как я сделала ссылку на труды Рутман.
В Ярославле, во время упомянутой мною поездки 2012 года, мною было куплено издание Т.А.Рутман «Храмы и Святыни Ярославля: история и современность».
В этом издании я нашла важные сведения о том, что Батый был родом из той же самой Черемхи, где находились родовые владения бояр Ярославовых.
Статья со ссылкой на Т.А.Рутман опубликована мною в 2013 году:
В 2014 или начале 2015 года в 64 года скончался А.Рутман ( «В Израиле умер ярославский книгоиздатель Александр Рутман»). Сообщение было запоздало опубликовано 23 марта 2015 года.
В 2017 году 15 июня умерла супруга А.Рутмана -Т.Рутман, работавшая с ним над книгами ( Умерла Тамара Рутман).
Меня беспокоит быстрый уход из жизни авторов, на которых я ссылалась. Уход в том возрасте, в котором надо ещё жить.
В книге Т.Рутман нет ничего о Ярославовых, но она знаток древностей Ярославля, города, названного именем Ярославава Мудрого. От княжеского имени Ярослава Мудрого произошла и фамилия Ярославовых.
Умер в 2015 году художник А.Соколов 1959 года рождения. И его книгу я покупала в Ярославле. Он исполнял в Ярославле фрески для нового Успенского собора.
В 2012 году, когда я была в Ярославле, художник А.Соколов, работавший в США и Японии, был ещё жив.
Повторю ещё раз. Меня обеспокоят быстрые уходы из жизни знатоков древностей Ярославля и Вологды.
Заинтересованы в этом могут быть только враги истории и государства России.
Одновременно, я сталкивалась c провокациями, связанными с современными Соколовыми в Ярославле. Некто корыстный в отношении культуры писал мне письма с той целью, чтобы я вошла в доверительные отношения с создательницей ярославского музея Соколовой А. Л. и узнала у неё сведения о её родословии.
Я упоминала эту историю в статье о фальсификации родословий 2016 года
Безобразные и поганые интриги.
Все материалы раздела «Я урожденная Ярославова Наталья Борисовна 22.2.60 »