Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Тарс - столица древней Киликии в Анатолии на границе с Сирией и Карелия первого Новгородского князя Святослава из Ольговичей

    • Святослав Ольгович - первый князь Новгородский и Черниговский, внук княгини Киликии. В Чернигове с женой и сыновьями. Последние годы жизни
    • Погосты первого Новгородского князя Святослава Ольговича - внука княгини Киликии на Онеге и Северной Двине, в Обонежье , во Оленеце. Крещение карел Великим князем Ярославом Всеволодовичем в 1227 году. Краткий обзор истории православия в Карелии
    • Киликиевский крест из Киликии вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря, где под спудом в церкви Дмитрия Прилуцкого похоронен Н.А.Ярославов - племянник А.Т.Ярославова
    • Царица Соломония Сабурова - первая супруга Василия III,родственница Ярославовых, и Выпись о втором браке Василия III старца Ферапонтова монастыря Паисия Ярославова. Существует легенда о том, что Соломония родила в монастыре сына Василия III - Юрия (Георгия). Соломония была в ссылке в Каргаполе
    • О том как Иван Грозный выделил Водлозерскую волость в годы опичнины, которую возглавил староста Микула Григорьевич Тяполков. История Верхнего и Среднего Поилексья. Публикация № 751 Носовщина (История края)
    • О деревнях в Водлозерской волости Кирилло-Белозерского монастыря, около которого на Шексне родился А.Т.Ярославов
    • Г.В.Вернадский в статье о дневниках А.Т. Ярославова пишет о рождении его сына в Петербурге в доме капитана А.И.Тяполкова на Петербургской стороне около Петропавловской крепости. Статья 1918 года
    • Информация от октября 2012 года от участника форума Ярославского исторического общества. Ракулское Ф.С.Ярославовой в Вологодском уезде
    • Новгородскому князю Святославу Ольговичу платили дань карелы, в том числе, Рокульский род. Распространение топонима Ракула. Фактически отсутствуют на правобережье Северной Двины (озеро Ракульское IV, вероятно, вторичное образование от Ракула III). Из статьи А.К.Матвеева: История. Заселение Емецких земель.
    • Карта современной Вологодской и Архангельской областей и республики Коми, куда уходит Вычегда приток Двины
    • Тверское княжество обособилось из Переяславского княжества около 1245 года. Первый князь Ярослав Ярославов. Моя статья: Сокрытый царский культ Марии Магдалины Тиверской русских цариц лебединых родов и Худа - Яра. Кудеяр - мифический сын Соломонии Сабуровой. 4 августа - день Марии Магдалины 2012 год
    • О Путилово (Пытилиницах) на Водлозерском пути в Сотной грамоте старосты Тяполкова 1563 года
    • Праздник Тихвинской иконы Божией Матери в Путилово у Храма Тихвинской иконы Божией Матери 8 июля 2014 года. Владыка встретился с министром транспорта РФ, председателем Попечительского Совета храма, Максимом Соколовым и губернатором Ленинградской области, Александром Дрозденко
    • Министр транспорта М.Соколов на празднике Тихинской иконы Божией Матери в Путилово - бывших Пытилиницах, упоминаемых в сотной грамоте 1563 года Тяполкова. Преподнес в подарок митрополиту Варсонофию Казанскую икону Божией Матери - покровительницы Петербурга
    • Губернатор А.Дрозденко на празднике Тихвинской иконы Божией Матери в Путилово - бывших Пытилиницах, упоминаемых в сотной грамоте 1563 года Тяполкова. Перед выборами в 2015 году А.Дрозденко расставлял скамейки счастья
    • Древний список Тихвинского образа Пресвятой Богородицы приходу Путилово подарен зам. министра МВД
    • Моя статья 2006 года: Золотая баба и Золотой Будда, где я высказал предположение, что скандинавская Золотая баба, возможно, Хеттская богиня из региона ,близкого к Киликии и Анатолии. Вечерняя Тюмень» № 7 (399) 06.03.08.г
    • Хеттская богородица, которую я сравнивала с описанием скандинавской Золотой бабы в статье 2006 года: Золотая баба и Золотой будда
    • Тарс - Тарсус столица Киликии
    • Карта древней Киликии около Сирии на Средиземном моря. Kozan ( Sis ) - бывшая столица армянской Киликии, где в замке Льва II - коронационный трон королей Киликийской Армении
    • Козан Сис - столица армянской Киликии, рядом с Тарсом

© Наталья Ярославова – Оболенская
14-15 февраля 2016 года

Первым Новгородским князем при образовании Новгородского княжества в 1137-1138 годах был Великий князь Святослав Ольгович, внук Великого князя Святослава Ярославича и его первой супруги Килликии.

В состав Новгородского княжества входили в т.ч. и земли Карелии, и земли в окрестности Онежского озера.

Святослав Ольгович был князем Новгородским, Стародубским и Белгородским, Новгород-Северским, Туровским и Черниговским. Его сын - знаменитый князь Игорь Святославович, герой «Слова о полку Игореве» и супруг Ярославны.

Потомками родного брата Святослава Ольговича - Всеволода Ольговича являются князья Черниговские и Ярославовы-Оболенские, к каковым относил себя вологодский Алексей Тихонович Ярославов, чья супруга подполковница Федосья Степановна Ярославова владела д. Ракулской Пинковской трети Вологодского уезда (РГДА Ф.350, оп.2, д.704. 1762-1764 ЯрИРО).

Ракулское - топонимика карельских земель, входивших в Новгородское княжество. Вместе с этим, сын этой супружеской пары, почти 30 лет жившей в Петербурге, был рожден “в Питербурхе на Питербурхской стороне в доме капитана Андрея Ильича Тяполкова”, древней новгородской фамилии, о чем рассказывает статья «Дневники Ярославова А.Т.» 1918 года ученого Г.В.Вернадского, защитившего диссертацию на тему «Русское масонство в царствование Екатерины II («Научный Петербург» во времена табакерок Императорского фарфорового завода Елизаветы и Феодосьи Ярославовой. Рождение Тихона Ярославова в доме Тяполкова»).

"Петербургская сторона" - это сторона рядом с Летним домиком Петра I на берегу Невы, рядом с которым начали строить дома его ближайшие сподвижники: А.Меньшиков, братья Р.Брюс и Я.Брюс, и появилась Троицкая площадь (Петербургская сторона). В книге Н.Анциферова "Душа Петербурга" называются дома родовитых князей Ф.М.Волконского, М.Ф.Трубецкого, Ф.А.Голицына, генерал-адмирала Ф.М.Апраксина, Ф.Ефгр.Бутурлина, стольника Ив.Степ.Потемкина, князя Андрея Ф.Вяземского, П.И.Бутурлина. Большая Спасская - это бывшая улица Татарская. След татарской слободки, где стояли юрты тех, кто строил Петропавловскую крепость. Белозерская улица носила имя помещенного здесь Белозерского полка, к которому по месту рождения около Кирилло-Белозерского монастыря и должен был относиться А.Т.Ярославов, чей сын ТТихон родился вот в этой Петербурской стороне.

Поэтому есть смысл уделить внимание ракулской карельской топонимике в Новгородском княжестве, где наместником вместе с его братом в XV веке был Князь Ярослав Васильевич Оболенский, родоначальник Ярославовых-Оболенских.

Дань и десятину с Карелии и иных Новгородских земель первый Новгородский князь Святослав Ярославич собирал в те годы, когда сами карелы крещены ещё не были, но о христианстве знали. Полное же крещение карел состоялось через 90 лет в 1227 году при Великом князе Ярославе Всеволодовиче ( Краткий обзор истории православия в Карелии).

«Христианство начало проникать в Карелию задолго до официального крещения местного населения. Ее территория входила в состав новгородских земель, и первые знания о христианской культуре карелы получали от новгородцев, с которыми их связывало тесное военно-политическое сотрудничество (известно, что карелы участвовали в военных походах Великого Новгорода 1142, 1143, 1149, 1191 гг.)…».

В новгородском Уставе князя Новгородского Святослава Ольговича говорится о карельской территории «на Ракуле» и упоминается Тойвот.

«По видимому, в начале XII века Тойвот был еще ракульским родовым старейшиной; в XV веке потомки его вынуждены были отдавать свои бывшие родовые землей новгородским колонизаторам» Материалы по истории КарелииXII-XVI веков. В.Гейман).

В карельских документах XV века, часто называющих карельскую национальность, упомянуты и названия некоторых из " карельских, родов": «Так например, говорится, что Ховра Тойвутова продала, "отчину свою Рокольского роду" и названы как родичи: "Курольцы", "Ровкульцы" и "Наволоч род".

Впервые род Роуккула документально зафиксирован в актах Соловецкого монастыря XV века:

«В «купчей на земли по реке Выгу, Шуе, Кеми, Поньгаме, в лешей Лопи. На Кильбоосторове, в Соловках. На Кузовых островах» говорится о продаже представительницей карельской племенной знати, владевшей крупными земельными угодьями. Ховрой Тойвутовой женой, дочерью Василья Кокуи, члена Рокольского рода, крупных земельных владений. Доставшихся ей от отца. Новгородскому посаднику Дмитрию Васильеву… Этот документ свидетельствовал о том, что Роккульский род в первой половине пятнадцатого века был едва ли не крупнейшим владельцем земель нынешней Северной Карелии, которые достались по наследству или в приданое дочери Василия Кокуи» (История Ребольского погоста (XVI век – 1922 год).

В исследовании В.Геймана рассказывается об освоении исконных карельских земель и угодий русскими феодалами. «В первой половине XV века, еще при самостоятельности государственной власти Новгорода, этими феодалами являлись представители высшей новгородской знати - новгородские посадники и тысяцкие. Впрочем, уже тогда намечался блок этих светских феодалов с вырастающими на карельской территории феодалами духовными - в данном случае с Палеостровским монастырем, обосновавшимся на северных берегах Онежского озера. В 1415 - 1421 годах новгородский посадник, двое тысяцких и ряд других, несомненно, богатых и влиятельных новгородцев отдают Палеостровскому монастырю острова на Онежском озере.. В 1419 - 1420 годах новгородский посадник Афанасий Есифович купил участка исконной карельской земли по рекам Сороке и Выгу; таким же путем приобрел карельскую землю и новгородский тысяцкий Дмитрий Васильевич; огромные карельские территорий на берегу Белого моря и вглубь материка купил в 1447 - 1454 годах новгородский посадник Дмитрий Васильевич. Многие карельские деревни находились в обладании известной новгородской посадницы Марфы Борецкой и т. д. В 50-х и 70-х годах XV века весьма заметна захватническая политика со стороны новгородского Вяжицкого монастыря. С юго-запада наступал на Карелию Кирилло-Белозерский монастырь. От 1578 гада сохранились три документа, по которым Кирилло-Белозерский монастырь успел захватить деревни в карельской Водлоозерской волости» (Материалы по истории КарелииXII-XVI веков.В.Гейман).

В XV веке начало и конец названного Водлозерского пути держал отец будущей царицы Соломонии – Юрий Сабуров, состоявший в родстве с дочерью влиятельного царедворца Михаила Сабурова - псковской княгиней Сабуровой-Оболенской, родоначальницей Ярославовых-Оболенских и Ярославовых, чьим потомком показывал себя вологодский А.Т.Ярославов, владевший Ракулским вместе с супругой Федосьей Степановной.

Однофамилец же капитана А.И.Тяполкова , в петербургском доме которого Федосья Степановна Ярославова родила сына Тихона, именуется земцем при его упоминании рядом с боярином Юрием Сабуровым в книге В.Н. Вернадского «Новгород. Новгородская земля в XV веке». Их совместный след в истории относится к названному выше новгородскому Николо-Вяжищскому монастырю и Палеостровскому Рождественскому монастырю в Карелии, основанному псковским Корнилием.

Другой Тяполков оставил свой след в его «Сотной грамоте» 1563 года о поселении Путильцы около Водлозерского пути. Ныне это село называется Путилово ( «Праздник Тихвинской иконы Божией Матери в Путилово у Храма Тихвинской иконы Божией Матери»).

И в Путилово весьма активен министр транспорта М.Соколов, по вполне понятным причинам ( О чем В.Путин «сосредотачивался» на Валааме и в Приозерске - шведском приданном Киевской княгини Ингигерды Ярославовой).

Есть более подробное упоминание 1568 года о Тяполковых - в статье «История Верхнего и Среднего Поилексья», в частности, о том как Обонежскую пятину отнесли к опричному Каргополю Водлозерской волости. Старостой Водлозерской волости тогда стал Микула Григорьев Тяполков, происходивший из своеземцев Обонежской пятины большинство которых к тому времени оказались на службе у новгородского архиепископа». Это новое деление на долгие годы породило конфликт между Новгородом и Каргаполем за Водлозерскую волость. А провел реорганизацию Иван Грозный.

Происходило описанное в годы, близкие к продаже карельских земель Ховрой Тойвотовной и в течение нескольких десятилетий после этого.

Названную Ховру Тойвутовну XV века из Рокольского рода считают вероятным прямым потомком Тойвота, упоминаемого в уставе Новгород сконто князя Святослава Ольговича 1137 года, где говорится о карельской территории "на Ракуле".

«После продажи рокульских земель в Беломорское Поморье устремляются русские переселенцы из Новгорода и Пскова, ряда Обонежских погостов, Каргополья и Онежской земли (по реке Оненге), чьи потомки формируют субэтнос русских поморов. Здесь на особых правах остаются жить потомки Давида Тойвета и Ховры Роуккула, упоминающихся в актах Соловецкого монастыря XV века» («История Ребольского погоста в XVI-XVII веках»).

Рокульцы сосредотачиваются в районе Ребольского погоста, на юго-западе Карельского перешейка.

Первые крупные города карельского этноса появились в XIII веке.

Это города Тиверск и Корела.

«Тиверск был типичным поселением военного типа, построенный у порогов на острове реки Вуоксы. Крепость была создана в конце XIII века…. Уже в XIV веке в Кореле имелась башня – новгородский «костер». Сам термин Карельская земля появляется в летописях с 1278 года, и обозначал собой племенную территорию карел…Управление в Кареле осуществлялось русской администрацией…Во главе Карельской земли ставили служилого князя…. Князь, получая в кормление землю, должен был организовать оборону и охрану северо-западных рубежей Новгородского государства»…» («История Ребольского погоста в XVI-XVII веках»).

Интересно созвучие Карел и Кораллово, как называлась усадьба А.М.Ярославова - двоюродного племянника вологодского А.Т.Ярославова. Название Кораллово похоже на коралл. Также, как, впрочем, и карел. По-персидски, корал - марджани, что совпадает с названием казанской мечети(«Случайных Ярославовых нет! Фамилии).

Первым князем Тверским до 1272 года был Великий князь Владимирский и Киевский Ярослав Ярославов - сын Великого князя Новгородского Ярослава Всеволодовича, крестившего карел в 1227 году:

«Годом крещения карел считается 1227, когда отец Александра Невского, великий князь Ярослав Всеволодович крестил карел во время военного похода на прибалтийско-финское племя «емь». В летописи по Лаврентьевскому списку сообщается, что, за малым исключением тогда были крещены все карелы: «Того же лета [6735] князь Ярослав Всеволодович послав крести множество карел, мало не все люди». Это важное событие связано с противодействием Новгорода «латинской экспансии», его борьбой со Швецией, которая стремилась обратить карелов в католическую веру». ( Краткий обзор истории православия в Карелии).

После Великого князя Ярослава Ярославова Великим князем Тверским был Михаил Ярославов Тверской

Я не случайно назвала Тверских княгинь - Тиверскими в статье 2012 года «Сокрытый царский культ Марии Магдалины Тиверской русских цариц лебединых родов и Худа – Яра».

Это созвучно и Твери, и Тверии около Геннисаретского озера, и Тиверску Карельского перешейка, появившемуся одновременно с Тверским княжеством и первым Тверским князем.

Упомянутый в моей статье, о Тиверских русских царицах лебединых родов, мифический сын царицы Соломонии Сабуровой - Георгий или Кудеяр ( по народному), будто бы рожденный после её пострига, "увел" многих читателей в сторону «фантазий о детях лейтенанта Шмидта».

Но меня интересовала, в первую очередь, Тверь и Тверия.

Сам город Тверь старше карельского Тиверска XIII века. Основана Тверь в 1135 году, перед образованием Новгородского княжества при первом Новгородском князе Святославе Ольговиче - внуке Килликии, имя которой совпадало с территорией древней Киликии на границе с Сирией («Потомки Ярославовы и женская линия: Киликия, Киликиевский крест, Ван-«море» и Церковь святого креста»).

Под Киликиевским крестом в Вологде похоронен родной племянник Алексея Тихоновича Ярославова, сын его брата Александра. Его захоронение - под спудом в церкви Дмитрия Прилуцкого, крестного детей Дмитрия Донского.

«В Спасо-Прилуцком монастыре хранился Киликиевский крест - деревянный, восьмиконечный - украшенный медной позолоченной басмой и восьмьюдесятью четырьмя иконками, вырезанными из кости. Иоанн Грозный в 1545 году приезжал в обитель на богомолье, а в 1552 году взял из монастыря Киликиевский крест при сборах в Казанский поход. В настоящее время Киликиевский крест находится в Вологодском музее заповеднике. По преданию, крест вывезен из армянской области Киликия в Малой Азии, отсюда название креста - Киликиевский. В XIV веке этот крест был принесен Дмитрием Прилуцким из Переславля-Залесского и водружен на месте будущего Спасо-Прилуцкого монастыря. Не исключается и то, что крест «был вложен в Спасо-Прилуцкий монастырь Василием III - крестником Паисия (Ярославова)».

В древности главным городом Киликии был Тарс, построенный ассирийским царем Сеннахирибом, завоевавшим Вавилон в 702 году до н.э. на месте уничтоженного им самим в 696 до н. э. средиземноморского порта, связывавшего Анатолию и Сирию. (Асад между Сциллой и Харибдой: может ли сирийский президент стать разменной монетой России и Ирана?).

Столица Киликии - Тарс находилась на юго-востоке Анатолии на Киликийской равнине, в 20 км от Средиземного моря.

Через город протекает река, текущая с Таврских гор . В античную эпоху ее называли Кидн (др.-греч. Κύδνος, лат. Cydnus).

Тарс знаменит тем, что это родина святого апостола Павла.

В 1080—1186 годах город был столицей Киликийского армянского царства.

Это годы, близкие к датам жизни Великого князя Ярослава Святославича, первой супругой которого была Килликия (или Кикилия, Цецилия),

Согласно Мифологии Киликс - имя одного из сыновей царя Седона Агенора (Сын Посейдона, от имени которого Карфаген называется Agenoris urbs). Киликс был отправлен вместе с братьями искать их сестру Европу, украденную Зевсом под видом Быка. Европу они не нашли. Но Килиск - основал Киликию, а его брат Фойникс - Финикию. Третий брат Кадм - основал семивратные Фивы.

Годы жизни Святослава Ярославича: 1027-1076 непосредственно предшествуют созданию Киликийского армянского государства, история которого описана в статье Елены Асланян «Армянская слава: «Киликия» и Киликия», а более точно - в главах «Киликийское Армянское Государство (1080-1375)» и «Армянское царство Киликии».

Во II тысячелетии до н. э. Киликия входила в Хеттское царство … («Потомки Ярославовы и женская линия: Киликия, Киликиевский крест, Ван - «море» и Церковь святого креста»).

Упоминание мною в процитированной статье о Килликии сходства Хеттской богини и украденной «Золотой бабы», о которой я в 2006 году писала отдельную статью, касательно её возможного перемещении вплоть до Оби, породило вторую волну «дочерей лейтенанта Шмидта».

«Первые рассказы о загадочной Золотой бабе…можно обнаружить в исландских и скандинавских странах. По крайней мере, полученная викингами информация о ней заставляла их на протяжении трехсот лет — с 800-х по 1100-е — каждое столетие совершать набеги на Биармию, так они называли территорию нынешней северо-восточной части России. Однако местные жители успевали спрятать свое сокровище и, наученные горьким опытом, переправлять его все дальше на восток. Так с берегов Северной Двины за несколько столетий Золотая баба перекочевала за Урал».

Предположительно территория эта сейчас относится к Ханты-Мансийском округу.

Самого Ханты-Мансийска в XV веке не существовало. Он основан в 1930 году в ОВНО (Остяко-Вогульском национальном округе). Город поглотил ямщицкий Самаровский ям, что дало основание насчитать Ханты-Мансийску около 370 лет. Ямщицкий ям Самарово появился примерно в 1630-1640 годах. Т.е. его не было в то время, когда С.Герберштейн упоминал "Золотую бабу", где-то между Уралом и рекой Обь.

Эти обские земли контролировались по С.Герберштейну, упоминавшему и «Золотую бабу», - Великим князем Киевским Ярославом Мудрым. А затем Великими князьями Новгородскими, в чьё Новгородское княжество входила также и Карелия.

Дипломат С.Герберштейн писал о том, что город Псков назывался также Опсков.

Губа, известная как Обская, вполне могла быть Опской, с учетом подчиненности Рюрикам, т.е. поименованная от названия города Опсков, он же Псков.

Свежий герб с журавлями 2005 года Ханты-Мансийска не имеет никакого отношения к Журавьей горе Изборска, соседнего с Псково-Печерской Лаврой.

Журавлиная топонимика не является столь же уникальной, как Изборск. Она распространена по всему миру и не может быть надежным отличительным признаком.

А история перемен 2005 года похожа на историю с топонимикой Краснокамска и новой Березовки 2006 года около Перми.

Все – «новоделы» времен главы АП РФ С.Собянина из Ханты-Мансийского округа.

Журавья гора здесь - второстепенна.

Упоминание этой псковской Журавьей горы, относящееся к 20 (21?) веку, есть в электронной статье Е.Морозкиной, если это её статья. Написана она нехарактерно небрежно для неё. В книге Е.Морозкиной «Церковное зодчество древнего Пскова» про Журавью гору ничего нет ( «Всё храмостроительство при Псковском Князе Ярославе Оболенском в Пскове и Москве. Оплоты православия и стратегические погосты. Древнее Псковское зодчество»).

Лжи вокруг моей статьи «Золотая баба и золотой будда», где я упомянула хеттскую богиню, было безмерно много за прошедшие 10 лет.

Мой текст «дополняли» тем, что я сама никогда бы в него не включила, безалаберно и безответственно меняя историю («Родословия «от Калиты» для «новых поляков» и «новых французов» России. «Скребущиеся» в Европу «клоны» Корибута, Грозных и Ломоносова»).

Киликас - это Лебедь, а не журавль. А первым Новгородским князем, которому подчинялась и Карелия с её роккульскими родами, был Великий князь Святослав Ярославич - внук Киликии, названной от имени Лебедя.

В общем-то, речь идет о потомках княгини Киликии и её супруга Великого князя Святослава Ярославича - предках первого Новгородского князя Святослава Ольговича.

Деньги, которые чеканились во Фризии, найденные в зарытых кладах карел IX-X века, указывающие, по мнению А.А.Сакса, - на связи между Приладожской Карелией и Фризией, объясняются тем, что сам Рюрик был из Фризии (Княгиня Морган - Оболенская. «История Руси Рюрика и предков князей Оболенских» по заказу Дэвида Б.Моргана).

«Рюрик, также известный в скандинавских исторических хрониках, как Рерик, был уроженец южной части Ютландского полуострова, в районе, известном как "Roestringen" или "Rustringen" (Восточно- Фризский полуостров относится к прибрежному району Северного моря Германии между заливами Долларта и Джейд ).

После смерти Харальда в 837 году Рюрик, в возрасте 27 лет, стал единоличным правителем Фрисландии. Несмотря на помощь от короля Людовика, Рюрик был изгнан из своей земли. В 843 году Фрисландия была отвоевана преемником Людовика I Благочестивого - Лотарем I (Lothaire), но по какой-то причине Рюрик не был восстановлен в своей земле, которая была аннексирована Лотарем ( Lothaire) и сделана частью Священной Римской империи. Разъяренный Рюрик отрекся от христианства и, во главе Inglings, оставшимися ему верными, стал кочующим воином. Он проводил рейды вдоль восточного побережья Балтийского моря. В отличие от других скандинавских воинственных лидеров, чье поведение сделало их нежеланными гостями среди славян, Рюрик вошел на территорию Славян мирным путем» ( «History of the Members of that Family who are the Direct Ancestors of. Mrs. DAVID BRADLEY MORGAN (Princess Darya Alexeyevna Obolensky). Prepared at the request of Mr. David B. Morgan by ALEXIS B. TATISTCHEFF. New York).

Таким образом, монеты, которые чеканились в Фризии, указывают на то, что Рюрик ввел в оборот в карельских землях монеты своей прежней княжеской вотчины.

География рокульской топонимики описана в статье А.К.Матвеева, которую я упоминала в комментарии на ЯрИРО, в ответ на поставленную мне информацию о том, что Ф.С.Ярославова владела Ракулино в Вологодском уезде:

«В статье «История. Заселение Емецких земель» приводится карта этой топонимики. Интересно: имеет ли Кукуйская или Кокуйская слобода (Петра I) отношение к этому Василию Кокуя из рокульцев ? Для Ракульской росписи характерны Лебеди (Ракульская роспись)".

"В упомянутой статье А.К.Матвеева «показано распространение на Севере названий типа Ракула (реже Ракола )… Сколько-нибудь убедительной этимологии у ойконимов Ракула, Ракола нет. Распространены эти названия и в более западной, собственно прибалтийско-финской зоне, в частности, деревня Ракульская фигурирует в обонежских документах XV–XVI веков, а населенный пункт Rackola – в шведской поземельной книге северной части Карельского уезда (1618) Топонимы типа Ракула, Ракола широко распространены на Севере, но и они фактически отсутствуют на правобережье Северной Двины и в бассейне Мезени (озеро Ракульское IV, вероятно, вторичное образование от Ракула III), а также на Емце, в районе Кубенского озера, на Сухоне, Устье…Добавим еще, что деревня Ракульское есть и далеко юго-восточнее в Макарьевском районе Костромской области. Возможно, это свидетельство проникновения отдельных групп прибалтийских финнов дальше на юг вплоть до бассейна Волги, хотя в данном случае нельзя исключить и перенос названия на русской почве".

В другой статье Ракула переводят, как «Чужая деревня на границе». И упоминают деревню Мольбища на левом берегу реки Вологды, записанную в писцовой книге Ракульской волости 1678 года.

Живший в Вологде после Петербурга А.Т.Ярославов родился на р.Шексне недалеко от Кирилло-Белозерского монастыря, которому достались земли Водлозерской волости.

Состязались в XVI веке за Водлозерскую волость и Новгород с Каргаполем (Водлозеро – около Онежского).

На берегу залива Водлозера находится, как сказано выше, бывшее поселение Путильцы, ныне Путилово.

Историю этого Путилово в современной интерпретации тоже связывают с Тяполковым, а также с Каргаполем:

«Поселение на берегу озера Водлозера. Название восходит к славянскому имени Путила. По народным преданиям люди на берега залива переселились из пределов Каргопольского уезда. Впервые поселение на месте Путилово упомянуто в Писцовой книге 1563 года. Деревня называлась Пытилиницы (1 двор, а в нем Ерасимко да Мишук Яковлевы) и принадлежала жене боярина Есипова. В «Сотной грамоте» Тяполкова 1563 года поселение именуется опричной деревней в Путилове Захарьинской. В «Ландратских книгах» поселение зовется государевой деревней Путилово. Указана часовня Сретенья Господня (часовенный праздник – 15.02 н.ст.). Отмечался в деревне и заветный праздник Успенья Пресвятой Богородицы («Пречистиньска» – 21.09 н. ст.). Заметный двухэтажный дом был заколдован колдуном Двойниковым перед вынужденным уходом, чтобы никто и никогда не поселился в его нем…».

Клады, по преданию, заколдовывал Кудеяр - мифический сын Соломонии Сабуровой. Про «Захарьину» же (Путилово Захаринское), пожалуй, это единственное упоминание ( д.Путилово). В других источниках этот же текст приводится без упоминания "Захарьина".

Что важнее в этом сюжете. Путилово, созвучное фамилиям Путилов и Путин ? Каргаполь, куда была сослана царица Соломония, историю сына которой знал дьяк Потат, называемый в современных текстах иногда Путятой, или небольшой храм Тихвинской Божией Матери?

Деревня именуется нежилой, но на службы в неё приезжает митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, епископ Царскосельский Маркелл, епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, М. Соколов председатель Попечительского Совета нового храма Тихвинской иконы Божией Матери, губернатор Ленинградской области А.Дрозденко.

Есиповы – фамилия часто встречающаяся рядом с Тяполковыми. В истории Ярославовых есть усадьба Есипово рядом с селом Игрищи (Пророк Моисей и (Моисей) Ярославов).

«Одним из совладельцев этой усадьбы, в частности, был дворянин Петр Алексеевич Ярославов… «Сведения о населённых местах по Алексейцевской волости Романо-Борисоглебского уезда за 1914 год»…: «Усадьба Есипово Ярославской губернии Романо-Борисоглебского уезда, 2-й стан. На собственной земле дворянина Петра Алексеевича Ярославова… Земский врачебный пункт при усадьбе Есипово» (ГАЯО, ф.642, оп.2, д.96, также - сколько в поселении занятых постройками дворовых мест - 2,мужчин - 10 чел., женщин - 5 чел., итого - 15 чел. с.110)

Сам Петр Алексеевич Ярославов, его предки и потомки, относились к «Богдановской ветке», имевшей общих предков с А.Т.Ярославовым (Рыцари Ордена Креста Витиса: А.Сахаров, Л. Терновский - сын Ярославова, Б.Ельцин…Они умели быть сильными).

Не столь важно, в контексте сказанного выше, владела ли в действительности селом Ракулским Ф.С.Ярославова, урожденная Брянчанинова. Сведения о Ракулском обратили внимание на Карелию в составе Новгородского княжества, а также на то, что первый Новгородский князь Святослав Ольгович выделял и землю "на Ракуле".

В Новгородском кремле, по описаниям, была башня Кокуй на той стороне, где традиционно до христианизации язычники поводили свои праздники.

Так что петровское название Кокуй могло повторять название этой новгородской башни.

К карельским родам, надо обратить на это внимание, относился Калевала. Также - "Калевала" называется поэтический сборник карельских народных эпических песен. "В Калевале нет государства, народа, общества: она знает только семью, и её богатыри совершают подвиги не во имя своего народа, но для достижения личных целей, как герои чудесных сказок".

Не удивительно, что карельские роды стали даниками Новгородского княжества и со временем вошли в состав Руси.

Во времена первого Михаила Романова часть Карельских земель около Выборга переходила к Швеции, по Столбовскому миру (Столбово близ Тихвина).

Но затем Петр I одержал победу над Шведами.

И на Березовом острове, как он именовался в Новгородской летописи в 1348 году, начал строить свой Летний Домик.

Затем этот остров стал Петроградским. Или той самой Петроградской стороной, где в 1752 году родился Тихон Алексеевич Ярославов в доме А.И.Тяполкова («Научный Петербург» во времена табакерок Императорского фарфорового завода Елизаветы и Феодосьи Ярославовой. Рождение Тихона Ярославова в доме Тяполкова»).

Все материалы раздела «История Ярославовых. Камень и вода»

Реклама


© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС