Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Город Ярослав на реке Сан, основанный Ярославом Мудрым на землях, отвоеванных им у польских князей, и 770 лет победы в Ярославском сражении будущего короля Руси Даниила Галицкого

    • Делегация города Ярослав перед Папой римским Иоанном Павлом II. Площадь Святого Петра 25 октября 2000 года. Фото:www.jaroslaw.pl/
    • Бенедиктинское аббатство св. Николая и св. епископа Станислава города Ярослав на реке Сян,изображенное на картине, которую дарит Папе Римскому Иоанну Павлу II - Почетному гражданину города Ярослав в 2000 году городская делегация
    • Князь Киевский Ярослав Мудрый с войском, основавший город Ярослав на холме св. Николая. Родился за 10 лет до крещения Руси. Начало княжения Ярослава Мудрого
    • Крещенный именем Николай сын Ярослава Мудрого - князь Киевский Станислав Ярославич со второй женой Одой Штадентской - родственницей Папы Римского Льва IX и императора Генриха III. Князь Святослав (Николай) - предок Черниговских и Оболенских князей. Известен Изборником Святослава. На первом плане сын Ярослав Святославич - будущий князь Муромский и Рязанский
    • Город Ярослав. Современная карта.
    • Памятный камень истока реки Сан в Карпатах, на берегах которой Ярославом Мудрым был основан город Ярослав
    • Византийская империя времен основания города Ярослав на реке Сян князем Киевским Ярославом Мудрым
    • Византийский император Василий II чьим в честь которого крещен князь Владимир. Брат Анны Византийской - супруги князя Владимира Киевского, при которой крестили Русь. Потомки Льва VI Мудрого и Василия I Македонянина автора Базилик
    • Свв. князья Владимир, Борис и Глеб. Софийская таблетка. Конец XV в. Музей-квартира П.Д.Корин /23/
    • Город Ярослава в Киеве. Верхний город. Ярослав расширяет Киев. Миниатюра из Радзивилловской летописи XV в. Фото nado.znate.ru
  • [24]Jarosław
    • Криптографическое письмо вологодского А.Т.Ярославова с упоминанием Ярославля на Сане, Мешко I , Болеслава Кривоустого и др. Рб. ГАЯО
    • Монумент захоронения короля Польши Мешко I и Болеслава I Храброго, захватившего Киев
    • Король Руси Данило Галицкий, одержавший победу в Ярославском сражении 17 августа 1245 года
    • Ядвига Анжуйская королева Польши,вернувшая формально Ярослав под власть короны польской и отдавшая город Ярослава Мудрого в собственность князей Тарновских герба Лелива. Супруга Ягайло внука Иулиании Тверской
    • Ярославские из рода Тарновских герба Лелива – от Яна с Тарнова, владевшего городом Ярослав, воеводы Сандомирского. Основатель рода Ярославских его сын Спитек (XV век. 1436-1519). В т.ч. графы Священной Римской империи и основатель Тернополя
    • Минск Мазовецкий герба Лелива
    • Русское воеводство на карте Польши, в котором находился город Ярослав. Начало XVII века.1635 год
    • Бенедиктинское аббатство в городе Ярослав на реке Сян
    • Остробрамская икона Божией матери. Бенедиктинское аббатство в городе Ярослав на реке Сян
    • Коллегиат тела Господня в городе Ярослав, ныне находящемся в Польше. (фото с сайта города)
    • Ярослав. Аббатство. Чудом уцелевшая в пожаре святая Дева Мария Снежная - Снежная Богоматерь , защитница римлян. Копия иконы из римской базилики Санта Марии Маджоре /20/
    • Колонна на площади базилики Санта Мария Маджоре - Непорочного зачатия, где выпал снег и хранится подлинник иконы Святой Девы Марии на снегу. Луна (месяц) расположена как на гербе Лелива
    • Александр Острожский (1570-1603) сын Константина-Василия Острожского и Софьи Тарновской, дочери основателя Тернополя. В 1592 году заключил брак с католичкой Анной Костка. В качестве приданого невесты был получен город Ярослав в Галиции, где он провел большую часть жизни
    • К.К.Острожский второй сын Софьи Тарновской и К.В.Острожского - киевского воеводы. Его супругу Александру Тышкевич именуют в источниках Александра Тышкевич-Острожская-Ярославова-Язловецкая. Правильно - Ярославская
    • Ян Замойский первый супруг Марии Казимир королевы Польши
    • Марии Казимиры де Лагранж д’Аркьен. (1641-1716) в окружении детей. Супруга короля польского и великого князя литовского Яна Собеского.Худ. Е. Семигиновский-Элеутер.
    • Кавалер Ордена святого Духа и Золотого руна Якуб Собеский - сын Марии Казимиры и Яна Собеского - польского короля. В городе Ярослав была церковь Святого Духа. Королем Польши не стал. Преемник его отца Дм.Вишневецкий.W
    • Станислав I Лещинский. Король Польский и Великий князь Литовский менее года. В 1733 -1734 годах. При Спитеке Ярославском во времена епископа Рафаила Лещинского, была построена в городе Ярослав соборная церковь.
    • Аллегория на первый раздел Польши. Город Ярослав остался в составе Польши. Слева императрица Екатерина II. Приоратcкий дворец Павла I. Гатчина
    • Адам Ежи Чарторыйский из потомков собственников города Ярослав. Был близок к Александру I. Входил в Негласный комитет. Повлиял на решение о войне с Наполеоном. Был министром иностранных дел. Поддержал польское восстание 1830 года за что Николай I лишил его Меджибожа
    • А.А.Сандомирская (Соломирская) - праправнучка А.Т. Ярославова из Вологды автора криптографического письма о городе Ярослав в Польше, польском короле Мешко I и времени брата Иулиании Тверской
    • Герб города Ярослав на реке Сан в Карпатах, где началась Галицко-Волынская Русь. Без огненного меча архангела Михаила в отличие от Ярославского уезда (повята)
    • Старинная гравюра Бенедиктинского аббатства города Ярослав с ещё не рухнувшей башней архангела Михаила
    • Тарновские в имении Качановка П.А.Румянцева-Задунайского. Рисунок А.Волоскова /29/
    • Оплавленные стены черной часовни Бенедиктинского аббатства в городе Ярослав после взрыва устроенного по приказу Гитлера при отходе войск. Единственная в мире. От температуры выше 1000 градусов кирипичи стекали со стен
    • Потолок черной часовни Бенедиктинского аббатства св. Николая и св. епископа Станислава в городе Ярослав после взрыва устроенного по приказу Гитлера
    • Чудотворная статуя Мадонны времен Ядвиги Анжуйской. В настоящее время в Бенедиктинском аббатстве св. Николая и св. епископа Станислава на оборонном холме города Ярослав. Старый город.
    • Башня Девы Марии в оборонной стене Бенедиктинского аббатства
    • Многочисленные подземные ходы города Ярослав под Никольским холмом и рыночной площадью
    • После взрыва аббатства по приказу Гитлера одна из башен начала падать и башни св. Николая и св.епископа Станислава наклонились друг к другу. В настоящее время падение остановлено
    • 10 июня 1997 года. в Кросно
    • На Площади Святого Петра. Фотографии взяты из специального выпуска Информационного Бюллетеня Города Ярославля с апреля 2005 г
    • Монета города Ярослав 2006 года
    • В городе Ярослав. 21 век

© Наталья Ярославова – Оболенская
11 августа - Рождество Николая Чудотворца 2015 года
17 августа 2015 года - 770 лет со дня Ярославского сражения

.

ЯРОСЛАВЛЬ I НА РЕКЕ САН. КНЯЖЕСКИЙ ГОРОД ЯРОСЛАВА МУДРОГО

Ярослав (Jaroslaw) - польская интерпретация названия княжеского города Ярославль на реке Сан – западного форпоста Руси, основанного Ярославом Мудрым, ныне входящего в состав Ярославского уезда в Подкарпатском воеводстве государства Польши.

Город Ярослав расположен на пути из Львова (1228 г.) в Краков (1000 г).

Также встречается написание Ярославь, Ярославль, Jaroslaw.

Киевский князь Ярослав Мудрый отвоевал земли Червонной Руси для «города своего имени» Ярослав у польских князей.

В X веке на земли будущего города имени Ярослава Мудрого претендовали Пясты в лице польского короля Мешко I, принявшего христианство по латинскому обряду в 966 году. Незадолго до смерти король Мешко I издал загадочный текст Dagome iudex, который трактуется так, что Польша была объявлена ленным владением папы Римского.

Король Мешко I и город Ярослав упоминается в «криптографическом письме» вологодского А.Т.Ярославова, перевод и комментарий текста которого я делала.

Город был основан на холме святого Николая, где находился первый замок и деревянная церковь Николая Чудотворца. Возможно, церковь св. Николая была посвящена сыну князя Ярослава - Святославу Ярославичу, в крещении Николаю, родившемся в 1027 году, от Ингигерды (Ирины) Шведской, за 4 года до основания града и крепости Ярослав.

Ранее в землях «над рекой Сан», где был основан город Ярослав, жили представители Лужицкой культуры, выходцы из Фракии и Селезии.

Город Ярослав, после его основания, определил границу Польши и Червонной Руси, водораздел бассейнов европейских рек, одни из которых впадают в моря Атлантического океана, другие — в Средиземное море. Он обозначил и «раздел» двух ветвей христианства.

В Ипатьевской летописи , включающей Галицко-Волынскую , город Ярослав впервые упомянут под 1152 год, почти за 100 лет до Ярославского сражения, и в 1231 году.

При этом, история города прямо связана с историей Галицко-Волынского княжества и Ярославского сражения 1245 года, когда были разрешены более чем двухвековые споры, длившиеся с даты основания города Ярослава Мудрого.

После победы под Ярославом на Сяне князь Даниил Романович Галицкий объединил свое огромное княжество в единое целое и по-настоящему стал Королем земель Галицко-Волынского княжества. В 1254 году Даниил Галицкий - победитель Ярославского сражения принял в Дорогочине титул «короля Руси» от папы римского Иннокентия IV.

ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ - НАСЛЕДНИК ВТОРОГО ИМЕНИ ВИЗАНТИЙКОГО ИМПЕРАТОРА ЛЬВА VI МУДРОГО. ОСНОВAТЕЛЬ ГОРОДА ЕГО ИМЕНИ В 1031 ГОДУ

«Ярослав, основан Ярославом Мудрым «во имя свое» в 1031 году» /5/.

Год основания города Ярослава 1031-й близок к году основания города Юрьева (Дерпта, Тарту) в 1030 году. Юрий - одна из интерпретаций имени Ярослава Мудрого в крещении – Георгий ( в иностранных летописях , в т.ч. Iarizlavus).

Ярослав на реке Сан, возможно, первый исторический Ярославль. С учетом вероятности того, мог ли до смерти своего отца князя Владимира (Василия) его сын Ярослав основать город своего имени на Волге в 1010 году, хоть он был и «первым мятежным сыном» против него.

Князь Ярослав - сын Владимира не имел единоутробных братьев.

И он был единственным сыном, который отказался платить дань своему отцу Владимиру, княжившему в Киеве.

Положение и права сыновей Владимира Святославича зависели от родовитости их матерей.

Я считаю князя Ярослава Мудрого сыном биологическим или крестным византийской супруги Князя Владимира Святославича - Анны Романовны Византийской, от предка которой византийского императора Льва VI Мудрого (Философа) ему перешло второе наследуемое имя «Мудрый».

Крестил Русь князь Владимир в 988 году вместе с новой женой Анной Византийской и уже после брака с ней. Было это через 22 года после крещения Мешко I, и как считают в этом была и конкуренция Владимира с польским королем.

При этом крестился князь Владимир с именем Василий, честь византийского императора Василия II, участвовавшего крещении Владимира, о чем пишет дипломат С.Герберштейн в «Московии».

«Базилики» - свод законов на греческом языке предков Анны Византийской, начатый Василием I Македонянином, завершенный его сыном византийским императором Львом VI Мудрым.

Только так, через родство и наследие, второе имя «Мудрый» императора Льва VI могло перейти к сыну князя Владимира и Анны Византийской – Ярославу Мудрому.

Предок Ярослава писал свод законов Василия. Князь Ярослав писал свод законов Ярослава.

Князь Ярослав Мудрый родился за 10 лет до крещения Руси, в 978 году. Крестили его мальчиком. Его имя писали - Ярислейф, что означало крещение водой.

Крещение латинян и православных отличается степенью погружения в воду.

Имя императора Льва VI, как видится, позже «проросло» в названии соседнего города Львова, основанного в честь рождения сына князя Даниила (Романовича) Галицкого, одержавшего победу в Ярославском сражении в 1245 году.

Вместе с этим имя Лев сына короля Даниила и города в его честь могло быть и отражением имени Папы Римского Льва I Великого /3/

В том, что Ярослав Мудрый не был сыном Рогнеды и был единственным сыном своей матери, также уверен историк Н.И. Костомаров: «При существовании такого предания, подтверждаемого вековым обособлением полоцких князей от Ярославова рода, едва ли можно считать Ярослава сыном Рогнеды. Но, не будучи единоутробным братом полоцкого князя, уже при жизни Владимира отделенного, Ярослав не был единоутробным братом и других сыновей своего отца» /4/

ВОЗВРАЩЕНИЕ ЯРОСЛАВОМ МУДРЫМ ЗЕМЕЛЬ ОТЦА В БИТВЕ НА РЕКЕ АЛЬТА, ГДЕ ПОГИБ СВЯТОЙ БОРИС, ВРЕМЕННО ЗАВОЕВАННЫХ БОЛЕСЛАВОМ I ХРАБРЫМ И СВЯТОПОЛКОМ ПОСЛЕ СМЕРТИ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА, В 1015 ГОДУ, ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ГОРОДА ЯРОСЛАВ

После смерти отца Владимира в 1015 году князь Новгородский Ярослав Мудрый уже в 1018 году , т.е. за 13 лет до основания города своего имени, двинулся на Волынь, предупреждая выступивших против него Святополка и Болеслава Храброго, и встретился с ними на берегах Буга.

Победу одержал Болеслав I Храбрый - сын короля Польши Мешко I, покоривший на время киевлян, но вскоре, из-за конфликта со Святополком, Болеслав не мог более удерживать Киев и бежал, захватив с собой сестер Ярославовых, при этом захватив и червенские города, которые князь Владимир отнял у Польши.

Уже через год, в 1019 году, князь Ярослав Мудрый выбрав для боя место на берегу реки Альты – притока Трубежа, где погиб его брат святой Борис, одержал победу над Святополком.

«Там, в одну из пятниц 1019 года, на восходе солнца, произошла кровавая сеча. Святополк был разбит и бежал. По известиям нашей летописи, на него нашел какой-то безумный страх; он так расслаб, что не мог сидеть на коне и его тащили на носилках. Так достиг он Берестья (Брест). "Бежим, бежим, за нами гонятся!" - кричал он в беспамятстве. Бывшие с ним отроки посылали проведать, не гонится ли кто за ними; но никого не было, а Святополк все кричал: "Вот, вот, гонятся, бежим!" - и не давал остановиться ни на минуту» /4/.

Место этой победы, как сказано, - при реках Альте и Трубеж, недалеко от Переяславля, основанного в 993 году князем Владимиром /8/.

ДОСТИЖЕНИЕ МИРА ЯРОСЛАВОМ МУДРЫМ, СЕВШИМ НА КИЕВСКИЙ СТОЛ, И МЛАДШИМ БРАТОМ МСТИСЛАВОМ ВЕЛИКИМ, ВЫБРАВШИМ ЧЕРНИГОВ. ВОЗВРАЩЕНИЕ ЧЕРВЕНСКИХ ГОРОДОВ. РОДСТВО С КАЗИМИРОМ. КРЕПОСТЬ ЯРОСЛАВ И СОФИЯ ПРЕМУДРОСТЬ

В 1023 году князю Новгородскому Ярославу Мудрому пришлось бороться с братом Мстиславом Великим, которому помогали хазары.

Но победив, Мстислав не стал вести войны с братом. «Он послал Ярославу, забежавшему в Новгород, такое слово: "Ты, старейший брат, сиди в Киеве, а мне пусть будет левая сторона Днепра!" («Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей»)

Ярослав сел на столе в Киеве.

«Мстислав избрал себе столицей Чернигов и заложил там церковь Святого Спаса. С тех пор братья жили между собою душа в душу.

В 1031 году, пользуясь слабостью преемника Болеслава I Храброго, Мечислава, они возвратили отнятые Болеславом червенские города (Галичину).

«Ярослав Мудрый, дорожа каждой пядью своей земли, не забыл и о Червенских городах, отданных Святополком королю Болеславу. Великий князь пошел на Польшу, разгромил королевское войско, взял Бельз и вернул Руси захваченные города. Ярослав вывел из Польши множество пленников и заселил ими берега Роси – притока Днепра, заложив там несколько новых городов-крепостей, кои значительно укрепили южное порубежье Руси» /9/. В тот же год, когда Ярослав Мудрый вместе с Мстиславом Великим вернули червенские города, Князь Ярослав Мудрой основал и город своего имени.

Над рекой Сян князь Ярослав соорудил западный форпост Руси - город Ярослав. Это была древняя крепость Ярослав.

«Были укреплены и населенные пункты на территории Волыни, где жили дулебы и бужане».

Червенские города довольно долго составляли «спорную область между Польшей и Русью, но Ярослав укрепил их за Русью тем, что помирился и породнился с польским князем Казимиром. Ярослав отдал за него сестру свою. Казимир возвратил вместо вена восемьсот русских пленных, некогда захваченных Болеславом…По всем вероятиям, в это время Казимир уступил русскому великому князю окончательно и червенские города, а за то Ярослав пособил ему подчинить себе Мазовию» /4/.

Черниговщина перешла к Ярославу лишь после смерти в 1032 году его брата, сильного князя Мстислава (Владимировича), который более 10 лет владел левобережной частью Руси от Чернигова до Тмутаракани.

После смерти брата Мстислава Великого, при князе Киевском Ярославе Мудром в 1037 году на Старокиевской горе Киева строился город Ярослава, как город Верхний. Город Ярослава — «принятое в историографии название этой части древнего Киев». Главные из трех ворот города Ярослава получили название Золотых Ворот — с надвратной церковью Благовещения…«Граница Города Ярослава от Золотых ворот проходила по улице Ярославов вал до Львовской площади (где находились Львовские ворота). … Вал поднимался, проходил по Владимирской горке и в районе нынешней Михайловской площади соединялся с валами города Владимира» (W).

В городе Ярослава - Верхнем городе Киева находится Софийский собор /11/. София Премудрость Божия, как известно, имела особое значение для Ярослава Мудрого, также как и для Константинополя – Царьграда.

На миниатюре именно Галицко-Волынского евангелия изображен апостол Марк рядом с Софией Премудростью.

Существует, подобная иллюстрация к Евангелию из Россано. На ней рядом с евангелистом Марком, как пишут, - «Женская фигура, диктующая св. Марку, которая по всей вероятности является св. Софией, персонификацией Божественной Мудрости» /8/

Более позднее «исчезновение Софии» с изображений Св. Марка, связано с этой историей о Руси и Европе, вопрос о чем поднимался мною в статье 2010 года «Куда ушла София: Яр, «Ярлов ренессанс» и Дом Ярослава Мудрого» /12.-396/

СЫН ЯРОСЛАВА МУДРОГО - ИГОРЬ ЯРОСЛАВИЧ, КНЯЗЬ ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКИЙ, СМОЛЕНСКИЙ ДОРОГОБУЖСКИЙ, ПОТОМКИ КОТОРОГО ОТ ДАВИДА ИГОРЕВИЧА НЕ УДЕРЖАЛИ КНЯЖЕСТВО, ПЕРЕШЕДШЕЕ К МСТИСЛАВИЧАМ

Первоначально Владимиро-Волынское княжество, позже вошедшее в княжество Галицко-Волынское, где находился город Ярослав, было отдано в удел пятому сыну Игорю Ярославичу, что произошло после смерти Ярослава Мудрого:

«После смерти Ярослава Мудрого все княжества Киевск. Руси были разделены между его сыновьями, при этом города галицкого и волынского княжеств были отданы князьям- изгоям, т.е младшим, а именно пятому сыну Ярослава- Игорю, а позже …: Васильку и Воладарю Ростиславичам от Ростислава Владимировича» /13/.

В 1057 году, по смерти князя Вячеслава Ярославича Смоленского, с общего согласия князей, князю Игорю Ярославичу был дан ещё и Смоленск. Соответственно, именоваться Игорь Ярославич стал князем Владимиро-Волынским и Смоленским.

Владимиро-Волынский Игорь Ярославич известен его поддержкой старшего брата князя Киевского и Новгородского Изяслава Ярославича, супругой которого была Гертруда Польская, дочь Мешко II. Сын Гертруды Ярополк Изяславич бывал на аудиенции у папы Римского, о чем сохранились документы в Трирском псалтыре Гертруды, и позже тоже был князем Владимиро-Волынским.

На миниатюре Трирского псалтыри - Христос коронует князя Ярополка Волынского и княгиню Ирину, потомков Оттона I и Оттона II. А в молитвеннике польской королевы Гертруды её сын Ярополк (Петр) изображен с Ириной перед апостолом Петром (Грамота Паисию Ярославову на земли и воды богини Флоры) /14.-790/.

Таким образом, при сыновьях Ярослава Мудрого отмечалась близость к Польше , к Священной Римской империи и даже к Папе Римскому у тех его потомков, кто контролировал город Ярослав, на границе с Польшей.

Эти родственные связи заложил сам Ярослав Мудрый, когда дважды породнился с королем Польши Казимиром I Восстановителем.

К титулу сына князя Владимиро-Волынского Игоря Ярославича - князя Давида добавилось ещё и упоминание о Дорогобуже. Давид Игоревич был князем Владимиро-Волынским, Дорогобужским и Тмутараканским. И он известен как основатель Давыд-городка при впадении в Горынь реки Непрядва, т.к. после съезда князей 1100 года ему принадлежало Погорынье.

Однако названные потомки князя Игоря Ярославича и Ярослава Мудрого не удержали Владимиро-Волынское княжество. Оно перешло под контроль Мстиславичей - потомков Мстислава Великого, контролировавшего Чернигов , в частности, к князю Роману Мстиславичу Владимиро-Волынскому:

«После гибели Романа в период малолетства его сыновей Даниила (Романовича) и Василька (Романовича) в Галицко-Волынском княжестве возник вакуум власти. Галицию и Волынь охватила череда непрекращающихся междоусобиц и иностранных интервенций.

В первый год по смерти Романа его вдове и детям удавалось удерживать Галич с помощью венгерского гарнизона, но в 1206 году вернувшаяся в Галич из изгнания боярская группировка Кормиличичей способствовала приглашению в Галицко-Волынское княжество сыновей воспетого в «Слове о полку Игореве» новгород-северского князя Игоря Святославича, супругой которого была Ярославна, дочь Ярослава Галицкого».

Произошло это уже после смерти последнего самостоятельного Галицкого князя Ярослава Осмомысла – потомка по матери Кальмана Книжника из Арпадов, на чьей стороне, соответственно, выступали Арпады, венгерские короли с именами Белла.

ЯРОСЛАВ, ЯРОСЛАВСКОЕ СРАЖЕНИЕ И ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЕ КНЯЖЕСТВО

Ярославское сражение 1245 года произошло у города Ярослав в дату 17 августа, 770 лет назад.

Это сражение под городом Ярослав на реке Сан «стало кульминационным моментом борьбы за восстановление единства Галицко-Волынской Руси и для южнорусских земель чем-то вроде Ледового побоища».

«Противостоял будущему королю Даниилу (Романовичу) Галицкому его племянник и претендент на галицкий стол Ростислав Михайлович - сын Михаила Черниговского, потомка князя Киевского Ярослава Мудрого от его сына Святослава Ярославича, в крещении Николая, которому, возможно, и была посвящена церковь святого Николая на вершине холма, где был основан первый замок древнего города Ярослав на реке Сан.

Князь Ростислав Михайлович выступил в союзе с войсками венгерского короля Белы IV и малопольского князя Болеслава V.

Это Ярославское сражение на реке Сян стало последним этапом в сорокалетней борьбе за власть в Галицко-Волынском княжестве, развернувшейся после гибели в 1205 г. князя Романа Мстиславича Галицкого» /7/

« В ходе битвы летом 1245 года (17 августа) венгерский король Бела IV с польскими войсками взял реку Перемышль и начал осаду города Ярослава.

В ответ на это князь Даниил Романович Галицкий при поддержке мазовецкого князя Конрада и литовского князя Миндовга собрал многочисленное войско, к которому присоединил отряд половцев, и отправился из города Холма в город Ярослава.

17 августа 1245 года под Ярославом произошел ожесточенный бой, в котором захватчики потерпели поражение и Даниил Галицкий получил победу.

Единство в Галицко-Волынском княжестве было восстановлено» /16/.

В 1254 году Даниил Галицкий принял в Дорогочине титул «короля Руси» от папы римского Иннокентия IV. После чего и он, и его потомки использовали королевский титул.

Поэтому украинцы называют его королем Данилой /7/

Этот факт, позже, весьма волновал царей Романовых, поскольку Вольтер в письме Екатерине II писал:

«Мы в Европе знаем одну Русь - Киевскую, последним королем которой был Данило Галицкий» («Украина,«Переучреждение» власти: Русь Даниила Галицкого или Президентская Республика»).

Принятие князем Даниилом титула Короля Руси от Папы Римского после Ярославского сражения предопределило польское будущее города Ярослав, основанного Ярославом Мудрым.

В период с 1323 года по 1361 год город Ярослав на реке Сан постепенно переходил под контроль Польши и начиналась конкуренция за него польских магнатов, а также родов жен прежних князей Владимиро-Волынских и Галицких.

ДВОРЯНЕ ЯРОСЛАВОВЫ ГЕРБА ЛЕЛИВА. КРИПТОГРАФИЧЕСКЕ ПИСЬМО О ГЕРОЯХ ПОЛЬШИ И ЧЕРВОННОЙ РУСИ А.Т.ЯРОСЛАВОВА ИЗ ВОЛОГДЫ, ГДЕ В ССЫЛКЕ НАХОДИЛСЯ КНЯЗЬ ОСТРОЖСКИЙ ИЗ РОДА, ПРАВИВШЕГО ГОРОДОМ ЯРОСЛАВ НА РЕКЕ САН

История фамилии Ярославовых прямо связана не только с Ярославлем II на Волге, но и с Ярославлем I на реке Сян.

В статье «Рюрики Ярославовы: Оболенские, Тверские и Мстиславичи» я упоминала «криптографическое письмо», переписанное вологодским А.Т.Ярославовым, с «зеркальными буквами К».

И делала такой комментарий:

«Расшифровать я его полностью не смогла, но речь идет о Польском короле Мешко и крещении Польши с переходом на польского короля Владислава I Германа - сына Добронеги (Марии - дочери Владимира I) и Болеслава Кривоустого, о Краковских князьях, о балтийском северном Поморье, т.е. о Померании, и выделяется 1333 год, когда к власти пришел князь Тверской и Микулинский Михаил Александрович.

Дважды упоминается Ераслав (Ярослав). Вероятно, речь идет о войне между польским королем Болеславом Храбрым и Ярославом Мудрым…»

Как видим, персоналии, называемые в этом «криптографическом письме», в частности, Польского короля Мешко, Болеслава Кривоустого, Краковских князей (в т.ч. Стефана), а также упоминание Померании, со всей очевидностью, совпадают с фигурами, названными в истории города Ярослав на Сяне и Галицко-Волынского королевства, представленной в настоящей статье.

А «Sanaena Ярославь» в этом письме относится к городу Ярославлю на Сяне (Сане), а не к имени князя.

В статье «Ярославь» справочника к «Слову о полку Игореве», ученые мужи рассуждают о том, почему в ряде случаев идет написание Ярославь вместо Ярославль, в частности там, где им бы ожидалось видеть «Ярославль внук», т.е. внук Ярослава. Но никто из них не обсуждает версию о том, что речь идет о городе Ярославь на Сяне, чье название писалось с мягким знаком на конце, где и происходили ключевые события той эпохи.

Упоминаемый в «криптографическом письме» Стефан Краковский - это Иштван I Святой из династии «королей Святых» - Арпадов, в латинизированном варианте он - Стефан I Венгерский. Династию Арпадов представлял и Кальман I Книжник – предок Ярослава Осмомысла, последнего самостоятельного Галицкого князя.

А поскольку названные фигуры представляют Венгрию, то Арпады - это Лебедия «переехавшая» из предгорья Урала за Карпаты, в IX -X веках и сделавшая при этом остановку на берегах Азова и Черного моря.

«До 1028 года Иштван I подчинил венгерскому влиянию весь Карпатский регион, закрепив присоединение новых территорий соответствующими договорами с Великим князем Киевским Ярославом Мудрым и королём Польши Болеславом I Храбрым».

Река Сяна, где расположен город Ярославль I, впадает в Вислу около города Сандомир.

Историю же о городе Ярослав узнал и передал А.Т. Ярославов, живший именно в Вологде, по той причине, что в Вологду был отправлен в ссылку плененный князь Константин Острожский, чей сын был женат на княгине Софии Тарновской, из рода Тарновских герба Лелива, которому отдали город Ярослав в частную собственность в XIV веке.

При этом, город Ярослав перешел в собственность князей Тарновских ещё до пленения князя Константина Острожского и его ссылки в Вологду.

Следствием вологодского плена князя К.Острожского, состоявшего в родстве с князьями Тарновскими герба Лелива - княжившими в Ярославе на реке Сан, стал в последующем брак с Сандомирскими - правнучки А.Т.Ярославова из Вологды тоже герба Лелива, чья фамилия была «переделана» - в Соломирские.

В родстве с Сандомирскими также находились княжившие в Ярославле на Сане потомки польских шляхтичей Тарновских.

И большую роль в истории города Ярослав сыграла Ядвига Анжуйская - супруга Ягайло, внука Иулиании Александровны Тверской, родной брат которой упоминается в контексте 1333 года в «криптографическом письме» А.Т.Ярославова.

История польских фамилий и родов, княживших в городе Ярослав на реке Сан, основанном Ярославом Мудрым представляется далее .

ГОРОД ЯРОСЛАВ И ЖЕНСКАЯ ЛИНИЯ ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЙ КНЯГИНИ МАРИИ В XIV ВЕКЕ. ЕЁ СЫН ГЕОРГ II И КАЗИМИР ВЕЛИКИЙ - ВТОРОЙ КАЗИМИР В ИСТОРИИ ГОРОДА ЯРОСЛАВ. НЕМЕЦКОЕ ПРАВО ВМЕСТО РУССКОГО

Город Ярослав первоначально был крепостью Ярослав на оборонном холме, с деревянной церковью Святого Николая Чудотворца.

В густо населенный город он стал превращаться после получения городских прав в 1323 году

После того, как Галицко-Владимиро-Волынская линия потомков Рюриков утратила контроль над городом Ярослав, в т.ч. в связи с другими интересами или недостаточностью военных сил, на престол в этом княжеском районе при участии венгров был возведен Мазовецкий князь Болеслав Тройденович, родственник Рюриковичей. Его мать Мария была Галицко-Волынской княжной /17/.

Отец Тройден Мазовецкий, потомок Конрада I из Пястов.

Князь Болеслав крестился в восточном обряде и взял после крещения, как русский князь, имя Георгия II.

«В 1338 году состоялся съезд в Вышеграде, в котором приняли участие Георг II, король Карл Роберт, Ян Люксембургский и Казимир Великий. На съезде было решено, что Казимир Великий в случае своей смерти без наследника мужского пола отказывается от польского престола в пользу династии Анжуйской… В случае появления наследника Казимира Великого Венгрия должна была сохранить право выкупа у Польши Руси за 100 тысяч. флоринов.

У русских бояр в городе Ярослав в эти годы возникли претензии к князю Болеславу - Георгу II, который не смог защитить город от Золотой орды. Действующие в согласии с русскими боярами татары отравили его 7 апреля 1340 года» /1/.

Буквально через несколько дней после смерти Георга II (Болеслава) в Червонную Русь вступил король Польши Казимир Великий вместе с польскими войсками.

«Казимир Великий в союзе с венгерскими войсками начал войну за присоединение Красной (Червонной) Руси к Польше.

Первоначально город Ярослав был в составе Русского воеводства Польши, образованного около 1434 года из тех земель Галицко-Волынского княжества (Русского королевства), которые были захвачены в последней четверти XIV века».

Уже в 1345 году Казимир Великий включил в Польшу западную часть Красной Руси и в сфере его интересов был город Ярослав.

В истории города Ярослав на реке Сан это был второй Казимир после Казимира I Восстановителя - супруга Добронеги сестры Ярослава Мудрого,

«Двадцатилетний период правления Казимира Великого создал хорошие условия для развития города Ярослав, получившего при этом короле Польши первые привилегии.

Король проявлял уважение к культурной самобытности жителей на недавно приобретенной территории русских. В том числе, не только - к мощным родам , но также к мелкому рыцарству, участвующему в экспедициях русских.

В период правления Казимира Великого появляется первое положение города Ярослав, исключающего его из под юрисдикции монарха, а также содержащее нормы о вступлении в действие немецкого права вместо русского» /1/.

28 июня 1361 года Король Казимир Великий гостил в Ярославле.

После его смерти законных наследников мужского пола у Казимира Великого не оказалось. Но были пункты завещания о внебрачных сыновьях. Его преемником стал Людовик I Великий – сын Карла Роберта из неаполитанской Анжуйской династии (Анжу-Сицилийской), он же Людовик Венгерский.

УСТАВНОЙ ФОНД ГОРОДА ЯРОСЛАВ 1375 ГОДА И МАГДЕБУРГСКОЕ ПРАВО 1375 ГОДА. ВЛАДИСЛАВ ОПОЛЬЧИК НАМЕСТНИК ЧЕРВОННОЙ ГАЛИЦКОЙ РУСИ. НОВЫЕ ПОЛЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДА ЯРОСЛАВ

«Посольство во главе с Владиславом Опольчиком выехало из Венгрии сразу после получения известия о болезни короля Польши Казимира Великого.

Роль Владислава Опольчика в истории города Ярослав - положительная. Хотя сама политическая фигура считается спорной.

Много хорошего сделал Владислав Опольчик для Ярославля на Сане. И столько же плохого – для Польши.

Князь Опольчик в течение долгих лет находился при дворе Людовика Венгерского.

Являясь родственником польских правителей, он связал себя с интересами Анжуйской династии.

После коронации Людовика в 1370 году, как короля Польши, князю Владиславу Опольчику в награду отдали значительный участок около его Опольского княжества.

В 1372 году князь Опольчик становится управляющим Червонной ( Красной, Галицкой ) Руси, включая город Ярослав.

А в 1377-1378 годах работает - как наместник Людовика - правительства в Польше».

В период с 1372 года по 1378 год он делает много положительного для Червонной Руси, как пишут, «в своих интересах».

Он вводит суд присяжных, вместо национальных судов. Вводит новые налоги и сборы.

В декабре 1373 года посещает Ярославль на реке Сан. А через два года 7 декабря 1375 года «издает в Львове уставной фонд, передавая городу Ярослав Магдебурское право».

Это было второе основание для того, чтобы перенести центр развития города с оборонного холма, где был Старый город Ярослав, на новые поля.

В статье об истории города Ярослав /1/ приводится текст Грамоты князя Опольчика , начинающейся со слов:

«Во имя Господне, аминь (на вечную память). Мы, Владислав, Божьей милостью князь Опольский, Велюньский и Руси хотим, чтобы всем нынешним и будущим было известно, что желая улучшить состояние нашей земли русской, … наш город называемый Ярославль (перенести) ….»

Далее идет речь о переносе от старого замка на новые поля, чтобы город Ярослав развивался, как город Магдебургского права.

Князь Опольчик упоминает племянников Петра и Матвея , как законных наследников. Перечисляет лавки, мельницы на реке Сан. Разрешает свободную ловлю рыбы для стола, свободную рубку леса и переправу через реку.

Он освобождает город Ярослав и его жителей от польского законодательства, от власти перечисленных им воеводств, устанавливает подсудность.

В представляемой грамоте князя Опольского есть также интересное замечание про новые поля для развития города Ярослав, которые он выделяет:

«Отдельные поселенцы …. будут обязаны дать нам и нашим преемникам по одному …. широких копеек за арендную плату, каждый год на праздник святого Мартина Епископа».

Вероятно, речь идет о святом епископе Мартине Турском, а не о святом Мартине епископе Римском, мощи которого из Херсонеса были перенесены в Рим и находятся в церкви св. Мартина Турского./18/.

Относится это празднование к ноябрю.

Владислав Опольчик упоминал в его Грамоте также церковную службу для русских. Хотя ему предъявляли претензии в том, что он «слишком активно поддерживал католическую церковь на Червонной (Галицкой) Руси».

«Князь Владислав Опольчик создал прочную основу для дальнейшего пространственного развития города Ярослав, учитывающую геологию, конфигурацию местности, старую застройку и новые магистрали. Он создавал стимулы для адаптации на новом месте. И на это время ограничил торговлю иностранных купцов в окрестностях города Ярославль на Сане, для защиты коммерческих интересов.

Считается, что штаб- квартира города или городская администрацию в 1411 году расположилась в городе Ярослав в бывшем замке Владислава Опольчика – одном из самых укрепленных» /1/.

После отъезда матери Людовика Венгерского из польской столицы в 1378 году на её место был призван князь Владислав Опольчик.

Он перестал с 1378 года быть наместником Червонной (Галицкой) Руси. Но его деятельность привела «к потере Польшей Галицкой Руси в пользу Венгрии».

Спустя 4 года в 1382 году князь Опольчик основал монастырь паулинов на Ясной Горе в Ченстохове, передав в дар монастырю вывезенную из Червонной Руси чудотворную икону Божьей Матери Ченстоховскую.

«Когда Владислав Опольчик ушел в отставку в 1378 г. из Красной Руси, король Людовик отдал ее в управление старост венгерских, рассматривая эти земли, как собственность его династии, к которой принадлежала и Ядвига Анжуйская, получившая власть над городом Ярослав.

ЯДВИГА АНЖУЙСКАЯ СУПРУГА КОРОЛЯ ПОЛЬШИ ВЛАДИСЛАВА II ЯГЕЛЛО - ВНУКА ИУЛИАНИИ ТВЕРСКОЙ. КНЯЗЬЯ ТАРНОВСКИЕ ГЕРБА ЛЕЛИВА, СТАВШИЕ КНЯЗЬЯМИ ЯРОСЛАВСКИМИ И ПОЛУЧИВШИЕ ГОРОД ЯРОСЛАВ В ЧАСТНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ

«В 1385 году, когда планировался брак дочери Людовика Венгерского - Ядвиги Анжуйской с польским королем Ягайло, бывший наместник Червонной Руси князь Владислав Опольчик из Пястов вел интригу в пользу Вильгельма Габсбурга. Он видел его супругом Ядвиги Анжуйской. Но интрига не удалась.

Уже через год князь Владислав Опольчик выступал в роли крестного сына Ядвиги Анжуйской и Ягайло.

А через шесть лет вновь «обрабатывал» великого магистра Тевтонского Ордена уже по поводу возможного раздела Польши.

В 1387 году, когда Венгрия была занята внутренними проблемами, королева Польши из венгерской династии Ядвига Анжуйская во главе рыцарства польского заняла Червонную Русь. Она вновь подчинила её формально Короне Королевства Польского.

Во время этого похода - 18 февраля 1387 года королева дошла до Ярославля на реке Сян. Забрала дань с земли пшемысльской, подтвердила прежние привилегии и права, и пообещала, что "этой земле пшемысльской с Короной Польского Королевства никогда не расстаться " и старостой не будет никогда принц из правящего дома (Венгерского).

Легенда говорит, что в том месте, где сегодня находится церковь и монастырский комплекс доминиканцев, при Ядвиге был построен деревянный костел с чудотворной статуей Божией Матери. В этой церкви молилась королева Ядвига за успех польского оружия, в дни битвы Польши со старостами Венгерскими»/1/.

В настоящее время чудотворная статуя находится в монастырь бенедиктианок св.Николая и св. епископа Станислава города Ярослав на оборонном холме.

«Во время похода Ядвиги Анжуйской и битвы с венгерскими старостами, войсками польскими командовали два брата из рода Лелива ( Leliwitów) : Спитек и Яско Тарновские.

После успеха этого похода Яско из Тарнова получил Ярославскую землю и должность генерального старосты на Руси. Его брат Спитек получил в удел Самборск.

Так были вознаграждены заслуги трех поколений этого рода герба Лелива из Тарново, которому Ядвига и Ягелло «задолжали русский трон» /1/.

Такова была предистория широкого распространения на Руси зажиточного рода герба Лелива князей Тарновских, одна из ветвей которого – Ярославская, получила свое название от дара в наследование города Ярослав, основанного в 1031 году князем Киевским Ярославом Мудрым.

Ярославским, в истории, именуют также и брата: Спитека III Тарновского-Ярославского.

С этого времени город Ярославль на реке Сан становится частной собственностью князей Тарновских.

«Новые собственники стремились сохранить и укрепить королевские привилегии. Они заботились о развитии торговли и привели к расцвету город Ярослав.

Сын Ядвиги Анжуйской король Польши Владислав Варненчик в 1443 году в Будапеште издал привилей, в котором установил Ярослав городом складирования и основной ячейкой государства, запрещая торговцам "под утратой товара" ехать по другой дороге, минуя всеобщий гостинец русский, т.е. все пути - только через город Ярослав.

Сигизмунд I утвердил привилегии, а Сигизмунд Август назначил на основании постановления люблинского сейма комиссию для осмотра дорог и мостов. Как видно из тогдашних летописей времен Ягеллонов, они заботились о сохранении гостинцев , выполняли большие и сложные работы, сражаясь с препятствиями, какие создавали озера, болота и пр.

В XV и XVI веках Ярославль считался одним из самых богатых городов не только в Польше, но и в западных сторонах восточной Европы.

Шла торговля, были знаменитые ярмарки, на которые приезжали купцы со всей страны и из-за рубежа: из Германии, Италии, Венгрии, Армении, Турции и из других стран. В период проведения ярмарок Ярослав был переполнен многоязычной толпой купцов…Весь город представлял собой один большой лагерь, где выпивка текла обильно.

Великолепному развитию торговли способствовало положение города на реке Сан. В Ярославле существовало специальное Общество водной торговли. Водная и речная торговля приносила огромные прибыли городу» /1/

XVI ВЕК. СОБСТВЕННИКИ ГОРОДА ЯРОСЛАВ ТАРНОВСКИЕ ГЕРБА ЛЕЛИВА - КНЯЗЬЯ ЯРОСЛАВСКИЕ И ИХ РОДСТВЕННИКИ КНЯЗЬЯ ОСТРОЖСКИЕ. ПОЖАРЫ, ТАТАРСКИЕ НАШЕСТВИЯ , УПАДОК И СТРОИТЕЛЬСТВО МОНАСТЫРЕЙ

В 1498 году в город Ярослав и соседние города вторгся вместе с татарами и турками молдавский воевода Стефан.

В 1500 и 1502 годах окрестности Ярославля вновь были разрушены захватчиками.

В этой ситуации горожане приступили к более сильному укреплению городища,. Началось строительство валов и траншей. Была оказана помощь в строительстве оборонительного замка.

Стараниями Ядвиги вдовы князя Спитека III Тарновского-Ярославского и двух ее дочерей в 1523 году, во времена епископа Рафаила Лещинского, была построена при ярославской приходской церкви - соборная церковь.

Этому строительству способствовал Ян Тарновский, каштелян краковский и великий коронный гетман. В 1531 году он выпросил у короля Сигизмунда Старого льготы на бесплатные ярмарки, ввел преимущества и свободы для торговцев из-за рубежа. Он укрепил замок, устроил амбары и основал зверинец,

Ян Тарновский имел четырех детей от двух жен.

К истории города Ярослав имеет отношение его дочь София Тарновская - жена Констанина-Василия Острожского, «Некоронованного короля Руси», как его называли ( «Поздравляю весь «царствующий дом» Ярославовых! Письма В.В.Мартинсона о роде Ярославовых и Виленское Братство») /19.-574/

И сын Граф Ян Кшиштоф Тарновский, женившийся в 1555 году на Софии Одровонж, дочери воеводы подольского и русского Станислава Одровонжа и княжны Анны Мазовецкой. Благодаря этой женитьбе Ян Кшиштоф Тарновский получил во владение города Сатанов и Ярослав.

«София Одровонж-Тарновская подтвердила привилегии городу Ярослав, установленные её отцом. А после смерти мужа Яна Кшиштофа ( Иоанна Христофора ) вышла замуж во второй раз за Яна Костку воеводу Сандомирского.

В 1571 году София установила для города новые привилегии.

Благодаря усилиям Софии в Ярославле на Сане было основан один из первых иезуитских монастырей. В строительстве замков и величественных зданий в городе Ярослав Софии много помогал муж Ян Костка воевода Сандомирский.

Город Ярослав хранит память об этой необыкновенной женщине с именем София, похороненной в основанном ею монастыре вместе с членами её семьи /1/.

Так город , основанный Ярославом Мудрым - почитателем Софии Премудрости, вновь встретился с Софией.

После смерти Софии правление в городе наследовали две её дочери Анна и Екатерина.

Анна стала супругой принца Александра Константиновича Острожского, сына Константина-Василия Острожского и Софьи Тарновской.

Муж Екатерины — подчаший великий коронный Адам Иероним Сенявский.

При Анне Острожской, преданной делам благотворительности , был построен женский монастырь бенедиктинок.

8 мая 1600 года страшный пожар стал причиной неисчислимого ущерба имуществу жителей Ярославля, уничтожив большую честь города вместе с церковью.

Немедленно поспешили Острожские и Синявские с новыми привилегиями для города, а Сигизмунд III Ваза освободил город на четыре года от какой -либо дани.

Несмотря на столько усилий горожан и господ Ярославля город по-прежнему не мог подняться из упадка. …Эпидемия чумы от турецких купцов в 1622 унесла около 2 тысяч жертв. Вновь в окрестностях города стояли татары. В 1625 году, во время ярмарки, дьявольская рука подбросила огонь и в один час весь город с его окраинами запылал в огне. 300 человек и все богатство стоимостью около 10 миллионов польских злотых исчезли в пламени огня.

Городу было трудно вернуться в былую славу, несмотря на то, что Острожская не жалела ни денег , ни усилий.

В 1635 году Анна скончалась, и была похоронена только после войны со Шведами.

Ее прах торжественно перенесли в гробницу в коллегиате, где уже покоились прах Спитека. , Одрованжов, Любомирских и князей Острожских.

После смерти Анны город и замок были разделены на три части для трех дочерей княгини, из которых старшая была Софья, жена князя Любомирского, вторая Екатерина, жена Томаша Замойского, а третья-Анна, вышедшая за Карла Ходковича...

СОВМЕСТНОЕ ВЛАДЕНИЕ ГОРОДОМ ЯРОСЛАВ ПОТОМКАМИ СОФЬИ ТАРНОВСКОЙ-КОСТКИ: ОСТРОЖСКИМИ, СИНЯВСКИМИ, ЛЮБОМИРСКИМИ, ЗАМОЙСКИМИ, ХОДКЕВИЧАМИ, КАЗИМИР, ЧАРТОРЫЙСКИМИ. ТРИ ВОЙНЫ XVII века: КАЗАКИ ХЕМЕЛЬНИЦКОГО, РОССИЯ И ШВЕЦИЯ

Две дочери Софьи Тарновской – Костки, собственностью которой в XVI веке стал город Ярослав, в браках носили фамилии Острожская и Синявская.

И город Ярослав при них жил попечением Острожских и Синявских /25/

Муж Екатерины Костки - известный Адам Иероним Синявский Старший, подчаший великий коронный, староста яворовский (1576-1616) . Род Синявских относился к гербу Лелива /26/. Дед Адама Синявского основал город Бережаны, а сам Адам-Адамовку.

В приданное за Екатериной Косткой её родители дали города: Меджибож,Сатанов, а также Зиньков. В последующем владение Екатериной Синявской (Костка) Меджибожем и совладение Ярославлем предопределяло общность известных исторических фигур в судьбе этих двух городов.

У Адама Синявского с Екатериной было три сына: Николай, Прокопий и Александр Синявские. Дочь Софья Синявская. И Анна Синявская в браке Ходкевич. Их усыпальницей стал город Бережаны. В 1920 году саркофаги вывезены в Вавельский замок.

Муж Анны – дочери Софии, как сказано выше, Александр Константинович (Васильевич) Острожский.

Их сыновья: Христофор, Константин, Василий, Адам, Януш. Все сыновья Александра Острожского похоронены в городе Ярослав. Этот город, основанный Ярославом Мудрым, стал усыпальницей потомков «Некоронованного короля Руси» Константина-Василия Острожского, выступавшего за сохранение православия на Украине.

Дочь Анны и Александра Острожских - София (Александровна) Острожская вышла замуж за Станислава Любомирского.

Ещё одна дочь - Анна (Александровна) Острожская вышла замуж за Яна Кароля Ходкевича. Похоронена в городе Ярослав, в крипте св. Креста костела св. Яна.

Дочь Катерина (Александровна) Острожская вышла замуж на Томаша (Фому) Замойского. Их сыном был Ян Замойский, генерал, великий кравчий коронный, воевода Сандомирской и Киевский - первый супруг Марии Казимир.

Таким образом, наряду с Тарновскими, Острожскими и Синявскими во владении городом Ярослав появились Любомирские, Замойские, Ходкевичи, а затем и Казимир.

На время этих потомков первых собственников города Ярослав – князей Тарновских-Ярославских пришелся период многочисленных войн, восстаний, осад и оккупаций.

В 1648 году город Ярослав серьезно пострадал от казачьих набегов. Сначала казаки хотели город просто сжечь. Но потом, взяв отступные деньги - разгромили.

Войско казаков гетмана Богдана Хмельницкого напало в те годы на соседний город Львов, который оставил И.Вишневецкий. Жители Львова выплатили гетману контрибуцию.

То же самое сделали и жители города Ярослав, но город при этом подвергся разрушениям. И это несмотря на то, что сам Богдан Хмельницкий учился в городе Ярослав:

«Своё обучение Хмельницкий начал в киевской братской школе (что видно из его скорописи), а после её окончания, поступил в Иезуитский коллегиум в Ярославе».

А по одной из версий и родился недалеко от города Ярославль под Перемышлем.

Оставил свой след Богдан Хмельницкий и в Меджибоже - собственности Екатерины Костки-Синявской, среди сыновей которой был Николай.

Николай Синявский занимался перестройкой, расширением и укреплением меджибожского замка» до его современного вида /10.-514/

В 1593 году наследник Николая Синявского Адам-Иероним Синявский (1576–1616) дал Меджибожу Магдебургское право.

Около Меджибожа стоит памятный знак о Максиме Кривоносе – народной герое. С надписью о том, что сила - в родовом корне, Божьем Слове и Духе Святом.

Однако город Между Богов Меджибож, Максим Кривонос, как раз, разорил.

В 1648 году при содействии Богдана Хмельницкого королем Польши стал Ян Казимир

«На годы правления Яна Казимира пришлось три войны, потрясших Речь Посполитую. В 1648—1649 и 1651—1654 годах в юго-восточной части Речи Посполитой шла постоянная гражданская война, которая получила название восстания Хмельницкого. В 1654—1667 шла война Речи Посполитой с Россией, начавшаяся после присоединения Украины к России в1654 году. Войска России в 1654—1655 годах прорвали оборону литовцев и оккупировали значительную часть Великого княжества Литовского. Польско-русская война в 1656—1660 годах прерывалась из-за начала польско-шведской войны (1655—1660), названной «Шведский потоп», потому что почти вся Речь Посполитая была захвачена шведами» /7/.

В 1656 году король шведский пошел против Яна Казимира. В поисках лучшего пути он выбрал Ярославль, чтобы здесь переправиться через реку Сан.

В январе 1657 года город Ярослав разрушал воевода Трансильвании. Затем город разоряли полчища Венгров, Валахов и Молдаван и Казаков.

После смерти Анны Острожской в 1659 году 16 городов и 153 деревни были поделены между Константином Любомирским (основателем монастыря Францисканцев) и Яном Замойским, после ухода которого богатство Ярославских перешло к его вдове Марии Казимир, повторно вышедшей замуж за Яна Собеского, ставшего королем Польши.

И город Ярослав перешел под контроль королевы Польши Марии Казимир.

Короли и Гетманы менялись. В какое-то время полным коронным гетманом стал Николай Иероним Сенявский.

В 1711 году в Львове основался на время Петр I, надеявшийся на помощь Августа II.А в соседнем Яворово Петр обвенчался с будущей Екатериной I.

В 1772 году город Ярослав оказался в составе Австрии. Позже город перешел под контроль Чарторыйских.

В 1804 году в Ярославле обрушилась башня со скульптурой Архангела Михаила, на кладбище монастыря. 22 человека потеряли жизнь.

А вот икона Божией Матери Снежной чудом уцелела в огне в городе Ярослав.

МОНАСТЫРЬ БЕНЕДИКТИАНОК СВ. НИКОЛАЯ И СВ. ЕПИСКОПА СТАНИСЛАВА В ГОРОДЕ ЯРОСЛАВ, ПОСТРОЕННЫЙ ПРИ АННЕ ОСТРОЖСКОЙ - СУПРУГЕ АЛЕКСАНДРА ОСТРОЖСКОГО, ПОЛУЧИВШЕГО ГОРОД ЯРОСЛАВ В ПРИДАННОЕ ОТ ЖЕНЫ

«В комплекс монастыре Бенедиктинок входит построенный в XVII веке монастырь и раннебарочный костел св. Николая и Станислава епископа (1614-1624).

Аббатство было основано при Анне Острожской - супруге Александра Острожского на холме св. Николая, на месте первоначального замка и города Ярослав, который был перемещен на новые пространства в 1375 году при Владиславе Опольчике - наместнике Галицкой Руси.

В монастыре Бенедиктинок города Ярослав находится единственная в своем роде часовня, интерьер которого "создал” пожар. Оборонительные стены аббатства сравниваются укреплениями во французском Каркассоне.

Место это уникальное. Другого такого помещения церкви, подобного Черной Часовне в церкви св. Николая и Станислава нет нигде в мире.. Это "заслуга” пожара, от поджега монастыря отступающими гитлеровцами.

Они подожгли собранные в часовне топливо и залитый водой карбид кальция, считая, что мощный взрыв, производимого ацетилена уничтожит весь монастырь. Но в закрытом помещении было слишком мало кислорода, чтобы вызвать взрыв. Однако вполне достаточно, чтобы вызвать продолжительный пожар. «Кирпич обжигается при температуре около тысячи градусов» – рассказывает отец Павел: «А здесь кирпич начал таять, почти бежать вниз с потолка.

Свод сохранен в этот обоженном и оплавленном виде , давая часовне непревзойденный внешний вид.

Пожар уничтожил ценную лепнину, частично мраморные колонны, поддерживающие хоры, сгорели шлемы башен и частично крыша церкви.

Башня начала клонится.

Над городом возвышаются две башни: церкви св. Николая и костела св. епископа Станислава. Одна из них стала склоняться в сторону второй.

После усиления фундамента башни были укреплены, от дальнейшего наклона.

Сам монастырский комплекс был основан на месте старого города Ярослав. Холм, на котором стоит монастырский комплекс, изобилует подземными коридорами которые по легенде связывают его с рыночной площадью.

Старожилы называют аббатство бенедиктинок "Анна Kasarnia” – Анна Казарма, т.к. в годы войны здесь размещалась и казарма. После роспуска ордена в 1872 году церковь переименовали на - склады, а монастырь - на казармы.

Во время первой мировой войны монастырский комплекс был также сильно разрушен.

В 1991 в монастырь вернулись монахини бенедиктинки.

На территории комплекса находится беспрецедентный Крестный путь, Голгофа Народов. 34 станции на внутренней стороне крепостной стены с западной стороны и северной напоминают места казни Поляков. На них изображения, показывающие трагедию соотечественников в Катыни, Медном, Осташкове...

Главный алтарь церкви привезен из Перемышля от иезуитов в 1991 году, где церковь передали верующим византийско-украинского обряда. Алтарь после этого привезли в Ярославль. Однако ярославская церковь ниже пшемысльской и поэтому производилась реконструкция.

Боковой алтарь посвящен Божьей Матери Остробрамской. И главный образ этого бокового алтаря - Успение Божией Матери. Алтарь с XVII века находился в приходской церкви св. Михаила Архангела в Старой Соли, в настоящее время находящейся на территории Украины. В 1933 г. его привезли в церковь Пресвятого Сердца Иисуса в Перемышле, а 1998 году он был перевезен в город Ярослав».

История монастыря представлена отцом Павлом: Монастырь св. Николая и св. епископа Станислава в городе Ярослав /24/

Продолжение следует

Ссылки

[1]. «Jarosław - historia miasta» (Ярослав-история города)
[2].«Klasztor Benedyktynek w Jarosławiu». Autor: Roman Kijanka («Монастырь Бенедиктинок в Ярославле». Автор: Роман Головастик).
[3].«Жизнеописание святителя Льва». Составлено по: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского. - М., 1997. - С. 317-324;
Д. Зотов. Святитель Лев Великий // Журнал Московской патриархии. -2000.-№1.-С. 88.
[4].«Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей».
[5]. «Русь над Сяном». Сергей Лебедев. Русская Народная линия.
[6].«Opactwo Benedyktyńskie». (Аббатство находится дальше всех от Побережья. Бывший коллектив церковно-монастырский pp. Бенедиктинок).
[7]. Ян Казимир
[8]. «Переяславль.
[9]. Ярослав Мудрый. Историческая дилогия. В.Замыслов.
[10]. «Белая Русь: «Орден Лебедя» города «Между Богов» и место паломничества хасидов всей планеты»
[11]. «Киев.Софийский собор»
[12]. -396. «Куда ушла София: Яр». Автор Наталья Ярославова-Оболенская. 2010 год ( на дату публикации в 2010 году Чистякова по бывшему мужу)
[13]. Галицко-Волынское княжество.
[14].-790 «Грамота Паисию Ярославову на земли и воды богини Флоры, Гороховца и Ярополча князя Ярополка - Петра, коронованного Христом». Автор Наталья Ярославова-Оболенская (на дату публикации в 2013 году Чистякова по бывшему мужу).
[15].Святополк "Окаянный" или Ярослав "Мудрый"? Усобица Владимировичей
[16].«Князь Даниил отвоевал Галичину
[17]. Болеслав Мазовецкий ( Болеслав Тройденович, Георг II)
[18]. «Святой Мартин епископ Римский»
[19]. «Поздравляю весь «царствующий дом» Ярославовых! Письма В.В.Мартинсона о роде Ярославовых и Виленское Братство»
[20] Ярослав. Княжий город
[21] W-polskiej-pamieci-.html?print=1
[22]Образы святых князей Владимира, Бориса и Глеба в храмовых росписях времени Ивана IV. Н. М. Абраменко (МГУ имени М.В. Ломоносова)
[23]Пятнадцатый век . Становление русской национальной школы.Глава V. Свв. князья Владимир, Борис и Глеб. Софийская таблетка. Конец XV в. Музей-квартира П.Д.Корина
[24] "Bogate i burzliwe dzieje sprawiają
[25]Потомки Софьи Тарновской –Костки. Родовод
[26]Адам Синявский старший

Все материалы раздела «История Ярославовых. Камень и вода»

Реклама


© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС