Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Состояние и перспективы развития бизнеса города Тюмени

© Наталья Чистякова-Ярославова

27.12.06

Комментарии от 2006 года

Предлагаемое Вашему вниманию аналитическое исследование «Приоритетов предприятий» города Тюмени, касающихся городской экономической политики, проводилось при поддержке, на уровне идеи, экспертного опроса руководителей предприятий - Председателем Тюменской городской Думы С.И. Сметанюком (в настоящее время мэр города Тюмени). Исследование осуществлялось мною, в том числе, в порядке развития идей и алгоритмов, которые я сформулировала в аналитическом материале «О содержании Концепции и Программы развития Тюменской области» (В.Ульянов, Н.Чистякова- Н.Ярославова. Чистякова - фамилия в расторгнутом браке).

В экспертном опросе приняли участие руководители более чем ста тюменских компаний, в том числе: ОАО «Тюменский речной порт», ОАО ТТК «КРОСНО», Промышленно-торговая компания БКК, Завод пластмасс, ОАО «Дружба», ОАО «Сибнефтегазмаш», завод «Нефтемаш», Рыбокомбинат «Тюменский», ОАО «Тюменьэлектромонтаж», ЗАО «Завод электротракторного оборудования» ТАТЭ и др.

К сожалению, сейчас, спустя 8 лет, некоторых предприятий уже нет, а другие поменяли собственников. Ведь на дату исследования, как видно, из процитированных ниже основных выводов этой аналитики, уже около 38% предприятий находилось в сфере передела собственности. А ведь это не был ещё период агрессивных рейдерских атак, которые мы наблюдаем в настоящее время, да и терминология о рейдерах ещё тогда не использовалась. Но — уже был «диагноз», уже директорский корпус сигнализировал, что у 86 % предприятий нет средств на развитие (это были годы монетизации и крепкого рубля) и, в принципе, ответы руководителей предприятий, в совокупности, позволяли выработать действенную промышленную политику по защите промышленного сектора города Тюмени, поскольку картина после исследования «Состояние и перспективы развития бизнеса города Тюмени» была ясной и прозрачной.

В выявленной ситуации, тогда, в 1998-ом и последующих годах, можно было поступить двояко. Можно было воспользоваться беспомощностью и слабосильностью этих «стоящих почти на коленях» компаний, и взять их под контроль, в том числе, через скупку долгов, а можно было попытаться сделать так, чтобы эти предприятия, в преобладающей их части, остались «на плаву» и стабильно работали с прежним менеджментом. Более детальный анализ судьбы каждого предприятия надо проводить отдельно, но в целом можно сказать так, что даже помощь из бюджетов для многих коммерческих организаций обернулась «переделом собственности».

С моей точки зрения, была недооценена и следующая угроза, достаточно четко проговоренная уже в комментируемом исследовании 1998 года, которая сегодня перешла в ряд угроз наивысшего рейтинга:

«Актуализация борьбы с теневым бизнесом также ставит представителей этого бизнеса перед сложным выбором: или угроза уголовного наказания, или прекращение бизнеса, или переход из сверхприбыльного бизнеса в сферу убыточного бизнеса… Это порождает антагонистические настроения и массовый поход во власть агентов нелегального бизнеса с целью подготовки экономического плацдарма для их последующей легализации. Как видим, интерес криминальных структур к власти, в какой-то степени порожден отсутствием условий для осуществления прибыльного бизнеса в легальном секторе экономики. Для того, чтобы приостановить политическую активизацию представителей криминальных структур, необходимо срочно переключить их из сферы политических интересов, в сферу экономических интересов, создавая условия для рентабельной работы в сфере услуг и производства».

С позиции времени можно сказать, что достаточные меры в контексте этой тенденции не были приняты, в результате, мы наблюдаем и увеличение доли криминальных элементов во власти, также как и их агентов (проводников), что в определенном смысле вернуло ситуацию к отсчету начала 90-х годов.

В нижеприведенном исследовании «Состояние и перспективы развития бизнеса города Тюмени» есть также много иных важных выводов, которые или не дошли до тех, кто мог приостановить негативные тенденции, или были исполнены избирательно, или просто забыты в текучке.

Сейчас, по истечении нескольких лет, очевидно и то, что многое было сказано и многое можно было предотвратить ещё в конце прошлого десятилетия. А поскольку этого не произошло, работа «Состояние и перспективы развития бизнеса города Тюмени» ещё не один год и даже сейчас во многих её разделах читается, и будет читаться так, как будто написана в сегодняшние дни.

Общий результат деятельности власти всех уровней, за эти годы (в контексте исследований), я бы оценила сегодня: 50 на 50, поскольку была все-таки осуществлена эмиссия денежной массы, уход от коррупционных взаимозачетов, а также ликвидированы иные факторы, препятствующие бизнесу.

Однако не было учтено предупреждение о том, что из состава льготников по налогам надо исключить сверхприбыльные предприятия ( скорее было наоборот).

Не было учтено, что

«Перенос тяжести налогового бремени на землю и имущество предприятий преждевременен, поскольку в этом случае органы власти утрачивают заинтересованность в сохранении и поддержке жизнеспособного бизнеса, включая производство, торговлю и пр., а у предприятий увеличивается «пусковой момент».

Не была выполнена и рекомендация о том, что

Мероприятия по поддержке регионального бизнеса должны учитывать различие в уровне рентабельности столичного и провинциального бизнеса, а также различное содержание прибыльного бизнеса в столице и в регионах…

Как итог, сбылся прогноз, сформулированный в те годы так: «счастье вновь пройдет мимо» регионов и после сверхрентабельных финансовых спекуляций «центр прибыли» переместиться в сектор экспортных операций (включая операции по торговле вооружением), минуя многострадальную региональную экономику.

Общий результат получился таков, что и в нынешние дни, к сожалению, и в перспективе, можно будет не сомневаясь подписаться под нижеследующими «выводами — долгожителями» от 1998 года…

«Таким образом, мы приходим к безрадостным выводам о том, что доходный бизнес в провинции можно вести или за рамками закона, или паразитируя на проблемах современной экономики России, или злоупотребляя монопольным положением.

Морально оправданным в данном ряду является только бизнес, основанный на естественной монополии и на монополии, существующей в сфере высоких технологий. Однако высокие технологии не тяготеют к провинции, и из-за оттока кадров в регионы с адекватной ценой за квалифицированный труд, а также по причине низкого спроса. Как правило, «постановка на ноги» бизнеса, основанного на высоких технологиях, происходит за пределами России, либо в столице, либо за счет средств федерального бюджета, и только после этого данный бизнес тиражируется в провинции».

Состояние и перспективы развития бизнеса города Тюмени

Тюмень 1998 год

Вступительная статья

Основной целью экспертного опроса руководителей коммерческих организаций города Тюмени была текущая оценка состояния бизнеса в городе Тюмени, выяснение причин снижения прибыли и оборота предприятий, изучение мнения руководителей предприятий о причинах финансового кризиса в России и о том, какие действия органов местного самоуправления по развитию локального рынка города Тюмени и созданию условий для рентабельного бизнеса они считают наиболее эффективными.

В ходе анализа результатов экспертного опроса выявились различия в видении причин финансового кризиса как страны в целом, так и конкретных предприятий, работающих: на местный (локальный) рынок города Тюмени, на рынок какого-либо региона, на российский рынок или на внешний рынок, т.е. на экспорт. Также отмечается различие в оценках текущего состояния и мер выхода из кризиса у руководителей групп предприятий:

  1. Предприятий, производящих товары (работы, услуги) непосредственно для населения;
  2. Предприятий, производящих товары, ориентированные на спрос юридических лиц;
  3. Предприятий, производящих товары, главным образом, в рамках государственных (или муниципальных) заказов;

Наряду с этим имеет место и неполное совпадение мнений по различным позициям промышленной политики у руководителей предприятий большого и малого бизнеса.

Т.о. опрос показал, что мнение руководителей предприятий о промышленной политике не совсем едино и не монолитно. В этой связи возникла необходимость также сопоставить мнение руководителей провинциальных предприятий, в т.ч. предприятий города Тюмени, с мнением руководителей столичных предприятий, широко представленным в столичных средствах массовой информации и фактически лоббируемым в разделе о поддержке товаропроизводителей проекта антикризисных мер Правительства. Предварительное сопоставление (с учетом результатов экспертного опроса) показывает, что проект антикризисных мер не в полной мере отражает интересы провинциальных предприятий (т.е. предприятий, расположенных и зарегистрированных в регионах). Не совсем совпадают и приоритеты промышленной политики. Например, на российском уровне Правительство локомотивом промышленной политики определяет государственный спрос, на уровне же локального рынка города Тюмени более важным в настоящее время является восстановление и сохранение спроса юридических лиц и населения.

До последнего времени в столице и в провинции существенно различались характер и структура так называемых «центров прибыли». Если в столице ещё недавно львиную долю поступлений в бюджет обеспечивали коммерческие организации, работающие на рынке финансов (с акциями нефтяных компаний, ГКО и пр.), то в провинции доля этих доходов была не столь значительной. Более заметной была доля бюджетных потерь и потерь предприятий, обусловленных дисконтами по вексельным зачетам. Несмотря на то, что мэр города Москвы Ю.М.Лужков в последнее время не жалует монетаризм, необходимо заметить, что последствия монетаристской политики для провинции оказались в кратное число раз более разрушительными, чем для Москвы. Т.е. если Москва ещё может себе позволить лавировать между монетаризмом и «не монетаризмом», то провинция — нет.

В связи с отмеченными выше отличиями в приоритетах промышленной политики столичных и провинциальных предприятий, а также, предприятий, ориентированных на различный спрос, разные рынки и производство разных групп товаров, необходимо начать поиск баланса их интересов и обеспечить защиту прав провинциальной экономики на федеральном уровне.

Необходимо также продолжить поиск путей повышения эффективности работы как промышленных, так и не промышленных предприятий, в т.ч. более детально исследовать проблему взаимоотношений руководителей предприятий и трудовых коллективов, роль системы оплаты труда в раскрытии творческого потенциала трудового коллектива, на которые, в частности, обратил внимание Святослав Федоров, по нашей просьбе принявший участие в нашей дискуссии по проблеме развития внутреннего рынка и поддержке отечественных товаропроизводителей.

Далее мы предлагаем вашему вниманию результаты экспертного опроса руководителей коммерческих организаций города Тюмени, изложенные в соответствии со следующей логикой.

Раздел 1. Текущее состояние и перспективы бизнеса в городе Тюмени.

1.1. Текущее состояние предприятий города Тюмени.

1.2. О прибыли и прибыльном бизнесе в городе Тюмени.

Раздел 2. Основные причины кризиса в промышленности: мнение директорского корпуса.

Раздел 3. О роли директора в судьбе предприятий.

Раздел 4. Наиболее эффективные действия органов местного самоуправления по преодолению кризиса в промышленности.

Раздел 1. Текущее состояние и перспективы бизнеса в городе Тюмени

1.1. Текущее состояние предприятий города Тюмени

Выводы:

  1. Бизнес (промышленный) в городе Тюмени практически прекратил свое развитие, т.к. у 86 % предприятий средства на развитие отсутствуют.
  2. До 40% предприятий может «тихо умереть» в ближайшее время, в том случае, если органы власти, включая органы местного самоуправления, не окажут им содействие в улучшении финансового состояния.
  3. Практически каждое предприятие с негарантированным рынком (т.е. не являющееся на рынке монополистом) окажется перед проблемой снижения объемов производства в связи с недостаточностью оборотных средств. Де-факто это снижение уже отмечают 44% руководителей предприятий, принявших участие в опросе.
  4. До 38 % предприятий города Тюмени находится «в сфере передела собственности».

Примечание: полный текст главы и таблицы с результатами опроса не приводятся.

1.2. О прибыли и прибыльном бизнесе в городе Тюмени

1.2.1. Какой бизнес в Тюмени является наиболее прибыльным?

Выводы:

  1. В городе Тюмени, также как и в целом по России, наиболее доходным является бизнес в нелегальном секторе экономики (за пределами закона), за ним следует бизнес в нереальном секторе экономике и лишь, затем следуют отдельные виды бизнеса в сфере услуг реального сектора экономики.
  2. В нереальном секторе экономики наиболее доходными являются:
    • бизнес взаимозачетов ( основан на недостаточности денежной массы, находящейся в обращении);
    • бизнес аудиторских «крыш» (основан на несовершенных формулировках налогового законодательства и на практической невозможности обжалования решений налоговых органов в случае неоднозначного толкования формулировок налоговых документов);
    • бизнес по выпуску региональных ценных бумаг (основан на временной монополии).
  3. В реальном секторе экономики наиболее доходными являются:
    • бизнес АЗС (основан на спросе, отдельных льготах, и, вероятно, на сложности контроля за данным видом бизнеса),
    • бизнес в сфере жилищно-коммунального хозяйства (основан на монополии и, возможно (требует проверки) нецелевом использовании бюджетных средств).
  4. На несколько позиций ниже: бизнес, связанный с реализацией населению товаров, которые в последнюю очередь исключаются из потребительской корзины.

Таким образом, мы приходим к безрадостным выводам о том, что доходный бизнес в провинции можно вести или за рамками закона, или паразитируя на проблемах современной экономики России, или злоупотребляя монопольным положением.

Морально оправданным в данном ряду является только бизнес, основанный на естественной монополии и на монополии, существующей в сфере высоких технологий. Однако высокие технологии не тяготеют к провинции из-за оттока кадров в регионы с адекватной ценой за квалифицированный труд, а также по причине низкого спроса. Как правило, «постановка на ноги» бизнеса, основанного на высоких технологиях, происходит за пределами России, либо в столице, либо за счет средств федерального бюджета, и только после этого данный бизнес тиражируется в провинции.

Бизнес в реальном секторе экономики низкорентабелен и убыточен. Если в целом по России доля предприятий, получивших убытки в этом году, близка к 50% («Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 1999 год», материалы ЦБ РФ), то в провинции подобная доля предприятий, получивших убытки, гораздо выше, и, судя по данным настоящего экспертного опроса, будет нарастать в дальнейшем.

Получается, что субъекты предпринимательской деятельности постоянно находятся перед дилеммой: вести сверхприбыльный бизнес, чаще всего за пределами закона и морали, или вести убыточный бизнес. Принимая во внимание целенаправленную политику на ужесточение наказания за систематическую неуплату налогов (являющуюся главным образом следствием убыточного бизнеса), вплоть до уголовной ответственности, мы должны констатировать, что выбор у предпринимателей ещё более жесткий: вести нелегальный бизнес под угрозой уголовной ответственности или вести убыточный бизнес под угрозой той же уголовной ответственности.

«Дамоклов меч» уголовной ответственности вынуждает легальных бизнесменов прекращать занятия бизнесом и пристраиваться на бюджетные должности, в ином случае просто саботировать экономическую жизнь, существуя на прежние накопления. Мнение же директоров с хорошими нервами и выдержкой, ещё не оставивших свои должности, выразил один из высших менеджеров, вписавших в анкету: «Сначала создайте условия для прибыльного бизнеса, а уж потом можете сажать! Сажать после этого надо, но не до этого!»

Актуализация борьбы с теневым бизнесом также ставит представителей этого бизнеса перед сложным выбором: или угроза уголовного наказания, или прекращение бизнеса, или переход из сверхприбыльного бизнеса в сферу убыточного бизнеса. Ясно, что можно выманить теневиков из сферы сверхприбыльного бизнеса в сферу умеренно прибыльного бизнеса, но вытолкать их в сферу убыточного бизнеса невозможно. Это порождает антагонистические настроения и массовый поход во власть агентов нелегального бизнеса с целью подготовки экономического плацдарма для их последующей легализации. Как видим, интерес криминальных структур к власти, в какой-то степени порожден отсутствием условий для осуществления прибыльного бизнеса в легальном секторе экономики. Для того, чтобы приостановить политическую активизацию представителей криминальных структур необходимо срочно переключить их из сферы политических интересов, в сферу экономических интересов, создавая условия для рентабельной работы в сфере услуг и производства.

Известно, что условия для прибыльного бизнеса создаются посредством государственной поддержки: налоговых ставок, особого состава затрат, привилегированного режима конвертации валютной выручки и т.п. Весьма перспективно введение льгот по налогу на прибыль, что уже предпринимается Правительством. Ещё более перспективно введение регрессивного налога на прибыль, т.е. такого налогового режима, когда ставка налога на прибыль уменьшается по мере роста величины прибыли, введение такой зависимости мотивирует предприятия к всё большему наращиванию прибыли с той целью, чтобы попасть в диапазон низких налоговых ставок.

Однако при выборе тех сфер деятельности, которым такая поддержка должны быть предоставлена, необходимо исключить высокорентабельные виды бизнеса (в т.ч. выявленные в ходе настоящего опроса): монопольный бизнес, взаимозачеты, выпуски региональных ценных бумаг и т.д. Кроме того, необходимо учитывать различие содержания бизнеса, за счет которого наполняются бюджеты столицы и региональные бюджеты. Бюджет столицы наполняется главным образом за счет экспорта ( в т.ч. по демпинговым ценам), для провинциальных бюджетов этот доходный источник не характерен или поступления из него минимальны. В столице развит монопольный бизнес, основанный на применении высоких технологий; шоу-бизнес; игорный и гостиничный бизнес; оптовая торговля импортом; бизнес, основанный на обмене валюты, и пр. Поступления в региональные бюджеты из этих доходных источников также не значительны. Поскольку правительственные программы основываются, преобладающим образом, на исследованиях столичных аналитиков, происходит недооценка различия содержания доходного бизнеса в столице и регионах, вследствие чего преобладающая часть правительственных мероприятий адресуется столичному бизнесу и, прежде всего, предполагает льготы для предприятий, работающих на экспорт: государственный заказ, снижение экспортных пошлин и т.д. В этой связи мы должны отдавать себе отчет в том, что, если программа поддержки реального сектора экономики ограничится только указанным комплексом мероприятий, экономика регионов не поднимется «с колен».

Примечание: полный текст главы и таблицы с результатами опроса не приводятся.

1.2.2. О прибыли, её сокрытии и завышении затрат

Выводы:

  1. Основной причиной снижения прибыли предприятий, действующих в регионах, является снижение спроса юридических лиц и населения.
    Поскольку спрос населения восстанавливается быстрее спроса юридических лиц, необходимо обеспечить рост доходов населения посредством опережающего «вливания» эмиссионных денег через выплату детских пособий, задержанной заработной платы бюджетникам, индексации сбережений населения. Одновременно для сдерживания инфляции необходимо предложить варианты долгосрочного «связывания» этих средств через жилищное строительство, платное обучение иными подобными способами.
  2. Вторая причина снижения прибыли — инфляция издержек. Для приостановления роста себестоимости товаров необходимо минимизировать издержки, обусловленные взаимозачетами, которые последнее время непропорционально быстро росли в структуре затрат.
    Нормализация денежного обращения должны опережать во времени мероприятия по мотивации легализации скрываемой прибыли. В противном случае снижение налога на прибыль не даст ожидаемых результатов.
  3. Перенос тяжести налогового бремени на землю и имущество предприятий преждевременен, поскольку в этом случае органы власти утрачивают заинтересованность в сохранении и поддержке жизнеспособного бизнеса, включая производство, торговлю и пр., а у предприятий увеличивается «пусковой момент», т.к. на стадии наращивания объемов производства доля земельных и имущественных налогов в себестоимости продукции становится непомерно велика. Отсутствие поддержки и большой «пусковой момент» будут затруднять выход предприятий на оптимальный режим работы, при котором оправданы налоговые эксперименты по переносу «центра тяжести» налогового бремени.
  4. В связи с тем, что средний уровень рентабельности столичных предприятий и предприятий, действующих в регионах, различен, целесообразно вынести на обсуждение вопрос о дифференцированных ставках налога на прибыль и иных налогов в региональном разрезе.

Примечание: полный текст главы и таблицы с результатами опроса не приводятся.

Раздел 2. Мнение директорского корпуса об основных причинах кризиса в промышленности

Выводы:

  1. Органы местного самоуправления не должны идти «на поводу» у директорского корпуса и сводить проблему несовершенства налогового законодательства исключительно к теме снижения налоговых ставок. Если менеджеры предприятий руководствуются при принятии управленческих решений критерием выживания предприятия, продления срока его функционирования на полгода, год, то органы власти должны быть более дальновидными и подходить к решению проблемы кардинально, в том числе, не ограничиваясь в видении перспективы сроком депутатских полномочий.
  2. Проблема недостаточности денежной массы не может быть решена только путем легализации «грязных денег». Ограниченная эмиссия потребуется в любом случае, и необходима разъяснительная работа среди населения о неоднозначном содержании темы инфляции, о позитивных и негативных последствиях различной инфляции, об инфляции доходов и роли инфляционных ожиданий населения в стимулировании производства товаров народного потребления.
  3. Руководителей предприятий, работающих в сфере морального и непривилегированного бизнеса нельзя обвинять в неэффективном управлении. Низкая рентабельность или убыточность этих предприятий является следствием государственных ошибок в экономике, осуществленных в предшествующий период, а не следствием неэффективного управления. Неэффективные управленцы выявятся сами собой тогда, когда будут созданы условия для прибыльной работы реального сектора экономики в провинции. На настоящем этапе «отделить зерна от плевел» невозможно.

Примечание: полный текст главы и таблицы с результатами опроса не приводятся.

Раздел 3. О роли директора в судьбе предприятия

Выводы:

  1. Необходимо согласиться с директорским корпусом крупных промышленных предприятий и признать, что в сегодняшней ситуации основным позитивным результатом деятельности предприятия следует считать факт сохранения имущественного комплекса; факт выплаты заработной платы рабочим и факт уплаты налогов, включаемых в состав затрат (т.е. без налога на прибыль). Деятельность крупных промышленных предприятий, которые в перспективе могут вновь стать источниками пополнения городского бюджета, следует поддерживать в случае их убыточности, сформулировав некоторые специфические особенности этой поддержки.
  2. При разработке промышленной политики города Тюмени следует исходить, в том числе, из необходимости поддержания определенной доли маневренных предприятий, в структуре городского бизнеса, с целью обеспечения устойчивости бизнеса в периоды кризиса.

Примечание: полный текст главы и таблицы с результатами опроса не приводятся.

Раздел 4. Наиболее эффективные действия органов местного самоуправления по преодолению кризиса в промышленности

Выводы

Таким образом, органы местного самоуправления должны вести работу в двух направлениях:

  • разработка и реализация местной промышленной политики;
  • лоббирование принципиальных макроэкономических решений и комплекса конкретных мер по поддержке регионального бизнеса в федеральных органах власти.

При выработке комплекса мер по поддержке регионального бизнеса необходимо учитывать следующие принципиальные выводы настоящего аналитического исследования:

  1. Отдельные разрозненные мероприятия (решения) по поддержке товаропроизводителей лишь продляют «агонию» предприятий. Для вывода регионального сектора экономики из кризиса необходима реализация всего комплекса мер, сформулированных в настоящем исследовании (например, даже полная амнистия долгов предприятий не обеспечит их эффективного функционирования, если не будут нормализовано денежное обращение).
  2. Мероприятия по поддержке регионального бизнеса должны реализовываться в определенной последовательности:
    • «Очистка» счетов предприятий (амнистия, реструктуризация и пр.)
    • Нормализация денежного обращения, минимизация вексельных и бартерных расчетов.
    • Реализация мер по повышению спроса населения, в т.ч. посредством целенаправленного вливания эмиссионных денег.
    • Мотивация роста прибыли посредством введения регрессивной ставки налога на прибыль для предприятий реального сектора экономики, не являющихся монополистами и не получающих гарантированных повышенных доходов за счет каких-либо привилегий.
    • Борьба с теневым бизнесом, разрушающим легальный бизнес и ограничивающим его развитие.
  3. Мероприятия по поддержке регионального бизнеса должны учитывать различие в уровне рентабельности столичного и провинциального бизнеса, а также различное содержание прибыльного бизнеса в столице и в регионах.
    Антикризисные меры правительства должны создавать условия для рентабельной работы провинциальных товаропроизводителей, работающих на внутренний рынок России, и отражать паритет регионов и столицы.
    При несоблюдении данного паритета интересов «счастье вновь пройдет мимо» регионов и после сверхрентабельных финансовых спекуляций «центр прибыли» переместиться в сектор экспортных операций (включая операции по торговле вооружением), минуя многострадальную региональную экономику.

1998 год

Примечание: полный текст главы и таблицы с результатами опроса не приводятся.

Реклама


© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС