Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Имеется ли у России альтернатива высоким внутренним ценам на нефть и нефтепродукты?

Ниже приводится текст опубликованной в январском номере нефтегазового журнала «ИнфоТЭК» рецензии на материал, размещенный на официальном сайте Министерства энергетики РФ («Анализ…»):

Какие цены на нефть нужны России?

Рецензия на материал, размещенный 12 января 2010 года на сайте Министерства энергетики РФ «Анализ вопросов ценообразования на внутреннем рынке нефтепродуктов».

Тамара Канделаки, профессор, доктор экономических наук, генеральный директор ООО «ИнфоТЭК-КОНСАЛТ»

Зависимость экономики России и уровня жизни населения от цен на ГСМ не вызывает сомнений, и эта зависимость приобрела еще более острый характер с изменением параметров российской экономики после мирового финансового кризиса 2008 года и снижения мировых цен на нефть.

Рост цен на ГСМ является основным мультипликатором роста цен на товары и услуги, поэтому в ближайшие годы первейшим условием оживления и роста российской экономики является снижение цен на ГСМ для внутреннего рынка. Второе условие - отвязка российской экономики от мировых цен на нефть.

Таким образом, поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Сечина Минэнерго РФ была поставлена очень важная управленческая задача по созданию методики ценообразования на нефтепродукты на внутреннем рынке нефтепродуктов. Решение этой задачи во многом определяет дальнейшее развитие экономики России, ее отраслей и уровня жизни населения.

К сожалению, в рецензируемом материале Минэнерго анализ вопросов ценообразования на внутреннем рынке нефтепродуктов проведен на основании неверных предпосылок, методологически некорректен и демонстрирует недостаточное знание авторами сложившейся структуры рынка нефтепродуктов в Российской Федерации и непонимание основ экономической теории.

В частности, продвигая «экспортный паритет» авторы утверждают, что в России в оптовом сегменте «российский рынок еще не вышел на спросовые ограничения по цене», а в розничном сегменте «цены на моторное топливо не являются существенным ограничением для автовладельцев». Т.е., утверждается, что спрос на нефтепродукты не зависит от уровня цен на них, и при этом, по мнению авторов, «в России все равно сохраняются одни из самых низких цен в мире на нефтепродукты».

Очевидно, что авторы путают причины и следствия в своих рассуждениях и расчетах. Поэтому полученные ими содержательные выводы противоречат экономической теории и практике.

Определенная трудность анализа материала Минэнерго состоит в том, что авторы опустили детали своих эконометрических и иных расчетов. Смысл числовых параметров не раскрыт.

Анализ смысловой части рецензируемого материала позволяет предположить, что предложенная «формула Минэнерго» (стр. 18-19) представляет собой вариант легализации привязки внутренних оптовых цен к котировкам Platt’s (экспортный паритет). При этом в формулу фактически заложен 20% рост оптовых цен (дифференциал D).

Для иллюстрации расчетов по предлагаемой формуле авторам, очевидно, следовало бы провести сравнение действующих оптовых цен и результатов расчетов по формулам. Эти расчеты необходимо представить для всех НПЗ как минимум за трехлетний, а лучше - пятилетний период.

Далее. Поскольку спрос и его эластичность по РФ в целом и по регионам не исследованы, возникают очевидные сомнения в возможности использования «формулы Минэнерго».

Кроме того, для предотвращения негативных последствий от применения как «формулы Минэнерго», так и альтернативной необходимо оценить мультипликативный - при этом, однозначно отрицательный - эффект для экономики от изменения внутренних оптовых и розничных цен на нефтепродукты, так как применение обеих формул необратимо приведет к росту цен на ГСМ.

С большой долей уверенности можно спрогнозировать, что если привязка мировых цен на ГСМ внутреннего рынка к мировым будет узаконена, россиянам придется забыть о восстановлении экономики.

Показательно, что явный эффект от снижения цен на ГСМ при снижении мировых цен на нефть отчетливо наблюдается в экономике США, где в настоящее время розничные цены на автобензин Regular (американский аналог 92-го бензина) составляют примерно 18 рублей за литр (2,33 доллара за галлон). Этот факт опровергает утверждение авторов «Анализа…», что «в России все равно сохраняются одни из самых низких цен в мире на нефтепродукты».

Вызывает удивление факт, что к подготовке материала не были привлечены авторитетные ученые РАН, отраслевой науки и образования, ведущие эксперты российских консалтинговых компаний.

Авторы «Анализа…» проигнорировали дискуссию по обсуждаемой проблеме в ходе круглых столов «Политика ценообразования на нефть и нефтепродукты в РФ» в Государственной думе 17 декабря 2009 и «Новая нефтяная политика России: какие цены на нефть нам нужны?» 21 мая 2009 г. в ТПП. Не были учтены другие значимые аналитические материалы и публикации.

На основании изложенного считаю, что «Анализ…» не может быть заложен в основу создания адекватной методики ценообразования на нефтепродукты на внутреннем рынке нефтепродуктов.


Среди материалов номера - выдержки из выступлений на «круглом столе», организованном «ИнфоТЭКом» и посвященном возможности снятия зависимости ценообразования на нефть и нефтепродукты в нашей стране от мировых цен. Мероприятие проходило 17 декабря 2009 года в здании Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Позиция «ИнфоТЭК» по вопросу о ценообразовании на нефть и нефтепродукты

17 декабря 2009 г. в Комитете по энергетике Государственной Думы Федерального Собрания РФ по инициативе нефтегазового бюллетеня «ИнфоТЭК» состоялся «круглый стол», посвященный ценообразованию на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации.

Как отметила в своем докладе генеральный директор «Издательского дома «ИнфоТЭК» Наталья Шуляр, в нашей стране практика ценообразования на нефть и нефтепродукты не соответствует российским национальным интересам.

Механизмы ценообразования, действующие с 1990-х годов, уже привели к негативным для России последствиям тектонических масштабов:

Первое

На внешнем рынке Россия - крупнейший мировой экспортер - сейчас действует не как глобальный и суверенный субъект, сам формирующий выгодные ему тенденции, а как мелкий биржевой маклер, подстраивающийся под процессы и тренды, навязанные ему внешними силами. Эти силы преследуют собственные интересы, коренным образом расходящиеся с интересами нашей страны;

Второе

На внутреннем рынке ценообразование на нефтепродукты в РФ при более чем достаточной сырьевой насыщенности рынка носит неустойчивый и деструктивный для национальной экономики характер.

Так:

  • Цена нефти на внутреннем спотовом рынке за 2008 год снизилась более чем в 6 раз с исторического максимума в 13 300 руб. за тонну в июле до 2000 руб. за тонну в январе 2009 года. То есть, упала до уровня операционных затрат компаний на добычу, что в декабре 2008-январе 2009 года привело к катастрофической ситуации по уплате НДПИ в сегменте малых и средних нефтегазообывающих предприятий;
  • Колебания цен в оптовом сегменте нефтепродуктов в 2009 году, в отличие от прошлых годов, носили настолько резкий и масштабный характер, что можно только удивляться тому, как к этому вообще сумели приспособиться субъекты хозяйственной деятельности. Например, по данным «ИнфоТЭК», оптовые цены на бензин АИ-92, выросли почти в 2,3 раза (с 10700 руб. за тонну в январе до 24700 руб. за тонну в ноябре), на АИ-95 - на 60% (с 17000 руб. за тонну в январе до 27000 руб. за тонну в ноябре);
  • Средние цены на АЗС на высокооктановый бензин в первой половине 2009 года снижались под действием штрафов и иных мер, принимаемых Федеральной Антимонопольной Службой, в пределах 1,2-1,5 руб. за литр, а затем вновь пошли вверх за т.н «мировой ценой». При этом розничный рынок моторных топлив характеризуется значительной асимметрией в изменении цен: стоимость топлива на заправках растет гораздо быстрее, чем снижается. Задержки в снижении розничных цен на моторное топливо могут достигать полутора-двух месяцев, что совершенно нехарактерно для «зрелых» рынков моторного топлива. Торговая наценка на стадии розничной реализации нефтепродуктов в Российской Федерации в начале 2009 года превышала 100%, что практически на порядок превосходило сложившийся уровень доходности этого сегмента рынка в США и странах Европейского Союза.

При этом показательно, что цены на АЗС в РФ хоть и ниже европейских, но выше чем в США - крупнейшем мировом нетто-импортере.

Навязанное извне повышение цен на нефтепродукты привело к возрастанию издержек и, как следствие, к росту цен во всех секторах экономики, связанных с потреблением топлива, что вызвало справедливое недовольство значительной части населения, автолюбителей, профсоюзов и ассоциаций автоперевозчиков. Проведенные нашей организацией опросы автомобилистов России показали, что приемлемая цена на топливо АИ-92 должна составлять сегодня не более 19-20 руб. за литр, а дизельного топлива - не более 17-18 руб. за литр.

Основными причинами сложившейся ситуации «ИнфоТЭК» считает следующие:

  1. Глубокая, и в значительной степени искусственная, зависимость российского рынка от мировой цены на нефть а) через дифференциал, связывающий цену на нефть Urals с ценой на нефть Brent, б) через механизм расчета экспортной пошлины и НДПИ, в) через методику ценообразования (расчет равнодоходности методом «net-back»). Обложение сложившейся ставкой НДПИ нефти, идущей на внутреннее потребление, приводит к росту цен на нефтепродукты, что особенно болезненно в условиях растущего мирового рынка.
  2. Отсутствие у страны «котировочного суверенитета» при полном доминировании западных ценовых агентств и консультационных компаний, обретших тотальный контроль в сфере формирования представлений о внутреннем рынке и ценах на нефть и нефтепродукты. Привязка НДПИ и экспортных пошлин к информации этих агентств поставила экономику России в прямую зависимость не только от «мирового рынка», но и от конкретных иностранных компаний.
  3. В своих материалах последних лет Минфин и Минэкономразвития с упорством, достойным лучшего применения, пропагандируют ошибочную точку зрения «о невозможности надежного прогнозирования цен на нефть». Полученные нами данные опровергают эту позицию. В частности, «ИнфоТЭК» в августе 2008 года при цене нефти $147,2 за баррель дал обоснованный прогноз мировой цены нефти на декабрь 2008 года на уровне $50 за баррель. Но, к сожалению, указанные федеральные министерства игнорируют разработки отечественных компаний и специалистов, и следуют за навязанным им мнением западных консультантов.
  4. Олигопольная структура российского рынка. Рынок нефтепродуктов характеризуется весьма высокой степенью монополизации, которая снижает «прозрачность» ценообразования и препятствует созданию объективных ценовых индикаторов и эталонов. В Российской Федерации действуют вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК), которые работают как в сфере добычи, так и переработки нефти и реализации нефтепродуктов и, благодаря этому, имеющие возможность в любой момент смещать центр прибыли.
  5. Высокий уровень налогообложения. Доля налогов в цене бензина, по оценкам ВИНК, составляет свыше 60%. С учетом неизбежного роста акцизов налоговая нагрузка лишь возрастет.
  6. Абсолютно непрозрачная система ценообразования при производстве продукции и услуг в нефтегазовой отрасли и невозможность полного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий, обусловленная в первую очередь закрытостью данных по предприятиям в соответствии с № 282-ФЗ от 29.11.07 года «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ».

На основании изложенного «ИнфоТЭК» рекомендует:

  1. Сформулировать и реализовать систему мер, позволяющую надежно прогнозировать динамику цен на важнейшие экспортируемые товары, обеспечив более весомое участие и влияние российских структур на процесс ценообразования на глобальном рынке. В числе этих мер, в рамках СНГ создать Евразийское международное энергетическое агентство (его участниками на первом этапе могли бы стать страны-члены Таможенного союза - Россия, Казахстан, Белоруссия). Задачей агентства стало бы повышение роли стран СНГ на мировом нефтяном рынке и достоверности статистических показателей работы нефтегазовых комплексов указанных стран (разработчиками методической основы для деятельности Агентства должны выступать ведущие национальные независимые консультационные компании).
  2. Разработать и внести поправки в гл. 26 второй части Налогового Кодекса РФ с целью изменения формулы расчета НДПИ для нефти, потребляемой внутри России, имея в виду снять зависимость этого вида налога от конъюнктуры мирового рынка.
  3. Использовать среднее средних котировок нефти внутреннего рынка российских компаний «ИнфоТЭК» (совместно с «Интерфакс-АНИ») и ИАЦ «КОРТЕС» в качестве объективных и официально признанных российских маркеров спотового рынка.
  4. С учетом высокой социальной и государственной значимости моторных топлив, заключить меморандум о совместных действиях по стабилизации цен на нефтепродукты между Правительством РФ, крупнейшими компаниями-поставщиками и потребителями автомобильных топлив в России в лице саморегулируемых профессиональных объединений и союзов.

Все материалы раздела «Финансы, банки, рубль, власть»

Реклама

© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС